Главная страница

Философия мтуси. Философия. 1. Мировоззрение, его исторические типы. 1


Скачать 214.91 Kb.
Название1. Мировоззрение, его исторические типы. 1
АнкорФилософия мтуси
Дата10.09.2021
Размер214.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипДокументы
#231277
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

7. Философия Нового времени (17-18 век):основные направления.


Номинализм – Эмпиризм – Позитивизм. (Эмпиризм и рационализм)

Рационализм (от лат. ratio — разум) — философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Эмпиризм представляет собой направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта. По теории эмпиризма, вся наука, и более того вся жизненная практика должны основываться на данных опыта. Важнейшим источником знания эмпиризм считал естественные науки, поскольку они основаны прежде всего на применении чувственных методов познания: измерения, наблюдения, эксперимента.

Крупнейшими представителями эмпиризма в XVII в. были английские философы Дж. Локк и Ф. Бэкон.

Философия Бэкона 16 преследовала практическую цель: дать человеку возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы. Это можно сделать, писал Бэкон, лишь подчинив свой разум природе, поняв ее законы и причины. Ему принадлежит знаменитое изречение: «Знание – сила»

Метод индукции – это логический путь движения мысли, характеризующий переход знания частного к знанию общего.

Средства индукции предназначаются для выявления форм «простых свойств», или «природ», как их называет Бэкон, на которые, по его мнению, разлагаются все физические тела.

Джон Локк 17 был продолжателем дела Фрэнсиса Бэкона. Главный труд Д.Локка «Опыт о человеческом разуме». Способствовал распространению сенсуализма. Основой нашего познания служит опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума, на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

Рационализм философии Просвещения наиболее ярко был выражен Р.Декартом 16-17, который открыто порывает со старыми традициями в философии и науке. Критерием истины у него выступает познающий разум. В основании нового метода мышления лежит Разум, что позволяет мыслителю сделать свой знаменитый вывод: "Мыслю, следовательно, существую".


8. Философия Канта: основные черты.



Философия Канта 18 в имеет два периода творчества:

1. Докритический: посвящен естественным наукам. Труды: «Эссе из истории земли», «О причинах землетрясений»

2. Критический: после «Критики чистого разума», впервые поднимает вопрос о пределе познания человека вообще, начинает заниматься философией

Кант ввел воображение в теорию познания. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.

В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания.

Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.

Вершиной философии у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности.

Этика выступает у него как особая часть философии, которая регулирует отношения между людьми.

Основная проблема этики И. Канта – проблема человеческой свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех людей.

Согласно его формуле автономии, наша свобода находится в зависимости от того, что связь между чувственностью и поведением не имеет характера прямой необходимости, но представляется как обусловленность.

У животного внешний раздражитель возбуждает инстинктивную реакцию, а у человека он рождает лишь желание удовлетворения, к которому бы привела инстинктивная реакция Различие автономно мотивированного поведения от поведения, которое определяется внешними условиями, является отличием между животным и человеческим уровнями жизни.

Кант этим самым объясняет высшую онтологическую ценность человека относительно природы.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта