Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.4 Демокрит 4 в

  • 4.5 Платон 4 в

  • 4.6 Сократ и софисты 4 в до н э

  • 4.7 Аристотель (Если спросят) 4 до н э

  • 4.8 Эпикурейцы

  • 4.9 Стоицизм (Зинон изКитиона - основатель, Марк Аврелий)

  • 4.10 Скептики (Пиррон из Элиды – основатель, Корнеад)

  • Философия мтуси. Философия. 1. Мировоззрение, его исторические типы. 1


    Скачать 214.91 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы. 1
    АнкорФилософия мтуси
    Дата10.09.2021
    Размер214.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #231277
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    3. Основной вопрос философии и его две стороны.


    Что первично, дух или материя. Сформировался в философии Марксизма.

    Существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

    Онтологическая (бытийная) - первая сторона основного вопроса заключается в постановке и решении проблемы:  что первично – материя определяет сознание или наоборот?

    Гносеологическая: познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?

    Мир познаваем: Оптимизм -это склонность видеть и подчеркивать во всех жизненных событиях положительные стороны, не впадать в уныние из-за неурядиц, верить в успех, в счастливый исход любого начинания и конечное благополучие.

    Достоверное познание мира невозможно:

    Агностицизм(Юм, Кант) - учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

    Скептицизм – это философское направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента.
    В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления – материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

    И материализм, и идеализм это монистические философские учения (признают одно первичное начало) – монизм. 

    Материализм – это философское направление, представители которого считают, что первична материя, а сознание вторично. (Гераклид, Демокрит, Дидро, Маркс)

    Идеализм – это философское направление, представители которого считают, что первично сознание, а материя вторична. Разделяется на:

    Субъективный (Беркли, Юм, экзистенциализм)

    Объективный (Платон, Гегель)

    Дуализм – это философское направление , которое основан Декартом, суть его заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)

    4. Античная философия: основные школы.



    4.1 Милетская школа. (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)

    Учение о становление Космоса
    4.2 Пифагорейская школа. (Пифагор, Гиппас, Демокед)

    Учение о гармонии Космос – это порядок чисел. (10 пар величин)
    4.3 Элейсксая школа (Парменид, Зенон, Мелисс)

    Учение о логосе – объективно существующая мысль о природе.

    Космос – объективно существующее единство, стабильное, неизменное, всеобщее.

    4.4 Демокрит 4 в

    Учение об атоме. Атом – неделимая материальная частица, постоянно находящаяся в движении. Число атомов в мире бесконечно. Они различаются друг от друга по четырем признакам: по форме, по величине, по порядку и по положению.

    Материализм – это философское направление, представители которого считают, что первична материя, а сознание вторично.

    4.5 Платон 4 в

    Учение о мире идей. Идеи – причины вещей и мира в целом.

    Идеализм –  это философское направление, представители которого считают, что первично сознание, а материя вторична.

    4.6 Сократ и софисты 4 в до н э

    Сократ

    Софисты

    Существует объективная истина, не зависящая от многочисленных человеческих мнений и эту истину можно открыть с помощью правильных рассуждений.

    «Человек есть мера всех вещей» - существует только субъективная истина.

    Узнать истину какого-либо явление – это значит дать ему правильное определение




    Цель – определение таких понятий как мудрость, храбрость, справедливость, красота. Зло – результат незнания.

    Цель – не найти истину, а умения отстаивать свою позицию с помощью изощренных аргументтов.

    В центре стоит вопрос о нравственных добродетелях, моральных качествах человека.





    Майевтика – метод вопросно-ответного диалога, в котором собеседнику показывается не полнота знаний по обсуждаемому понятию. Искусство наводящих вопросов.
    4.7 Аристотель (Если спросят) 4 до н э

    Аристотель явился систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логики, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и др.).

    Силлогизм это доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение.( Пример: Все люди смертны (большая посылка) Сократ – человек (меньшая посылка). Следовательно, Сократ смертен (заключение))

    Аристотель указал 10 категорий. Это—сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

    Четыре вида причин:

    1) материальную причину (это есть субстрат, материя, из которой образуются тела;

    2) формальную причину (когда форма активно проявляет себя);

    3) действующую, или производящую, причину (она раскрывает источник движения, источник превращения возможности в действительность);

    4) целевую, или конечную, причину (цель движения).

    4.8 Эпикурейцы

    Своей главной задачей эпикурейцы считали обучение людей такому образу жизни, который достигается путем самопознания, саморегулирования и приводит человека к счастливой жизни.

    4.9 Стоицизм (Зинон изКитиона - основатель, Марк Аврелий)

    Учение о том, что человек не есть существо полностью самостоятельное, изолированное от внешнего мира, а представляет собой неотъемлемую часть целого, природы, космоса, а его жизнь предопределяется законами этого целого. Внешние обстоятельства человеку не подвластны.

    Ко всему нужно относится с философским спокойствием (апатия).

    По мнению Марка Аврелия, единственно подвластный человеку мир - это его внутренний мир.

    4.10 Скептики (Пиррон из Элиды – основатель, Корнеад)

    Учение о том, что истина недостижима и поэтому мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от всяких суждений - и отрицания чего-либо, и утверждения.

    Таким образом, если эпикурейцы видели дорогу к счастью в строго дозированных личных удовольствиях, а стоики в освобождении от внешних потребностей, то скептики усматривали ее в отказе от занятия определенной позиции в отношении философских и религиозных проблем, решить которые человеку не дано.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта