шпоры философия. 1 Мировоззрение и философия. Структура мировоззрения и его исторические типы
Скачать 107.51 Kb.
|
34)Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. Уже в философии Аристотеля была предпринята попытка специального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не вещей и предметов, а знаний о них. Причем истина понималась Аристотелем как такое знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей. Британским философом ХХ в. Дж. Муром концепция истины была названакорреспондентской теорией истины. Центральными понятиями классической концепции истины являются: «соответствие» и «действительность». Соответствие знаний объектам и предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально знаковой форме. Понятие «действительность» трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует. В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие: а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания; б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью; в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью; г) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания. В процессе исторического развития философии классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем, в результате осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты подверглись критическому анализу и переосмыслению. К числу этих проблем необходимо отнести следующие вопросы и гносеологические затруднения: а) вопрос о характере познаваемой действительности и формах ее детерминации; б) проблему характера соответствия знания действительности; в) парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о критерии истины; г) проблему логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины. Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концепции истины в ее первоначальной «наивной» форме и стимулировали развитие теории познания в двух направлениях. В рамках одного из направлений была обоснована диалектико-материалистическая концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Программа усовершенствования и рационализации классической концепции истины была также предложенав семантической теории истины А. Тарского. Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка науки на объектный язык и метаязык. Причем, согласно Тарскому, употребление понятий «истинно» и «ложно» в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка. В рамках второго направления критики классической концепции истины были обоснованы ее неклассические альтернативы. К основным из них относятся: Когерентная(лат. cohaerentia – связь, сцепление) концепция истины(О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решери др.). Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний.Прагматическая(греч. pragma – дело, действие)концепция истины(Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмени др.). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.Конвенционалистская(лат. conventio – соглашение) концепция истины (А. Пуанкаре, К. Айдукевичи др.). В рамках этой концепции истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории. В современной философии проблема истины все более ощутимо лишается своего объективно-онтологического статуса и рассматривается в контексте интерпретации ценностныхи субъективно-личностных измерений сознания. Специального исследования заслуживаетнаучная истина, которая имеет свою специфику, отличающую ее от истин, полученных в формах обыденного познания. Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: а) соответствовать исследуемой предметной области; б) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности. Важно подчеркнуть, что истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знания. Вместе с тем научная истина, особенно в социально-гуманитарном познании, должна рассматриваться и исследоваться в контексте доминирующих социальных ценностей и универсалий культуры. 35)Наука, ее когнитивный и социокультурный статус. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука – это познавательная деятельность общественного субъекта, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Иными словами, она представляет собой сложное социально-культурное явление, которое выступает как: 1) система достоверных знаний о различных сферах мира; 2) деятельность по производству таких знаний; 3) социальный институт. В качестве системы знаний наука представляет собой совокупность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целостность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания - факты, эмпирические зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки и ее философские основания. Как особый вид познания наука предстает в виде активной целенаправленной деятельности исследователя, ориентированной на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах ее функционирования и развития. Она создает тем самым совершенно особую реальность - мир теоретических образов. Будучи социальным институтам, наука предполагает наличие системы специальных учреждений (Академии, НИИ, высшие учебные заведения, лаборатории и т.д.), профессиональных коллективов и специалистов, различные формы коммуникации между ними (научные издания, конференции, стажировки и т.д.). Все это вместе взятое обеспечивает само существование науки в современном обществе, ее функционирование и совершенствование. Наука как важнейший компонент современного общества играет офомную роль в его функционировании и развитии, которая проявляется в следующих ее основных функциях: • культурно-мировоззренческой – наука производит истинное знание как фундамент современного мировоззрения и значимый компонент духовной культуры (образование и воспитание личности невозможно сегодня без усвоения основных достижений науки); • непосредственной производительной силы – все достижения технического и технологического прогресса представляют собой практическую реализацию научного знания; • социальной силы – наука внедряется сегодня в самые разные сферы общественной жизни, направляет и организует практически все виды человеческой деятельности, вносит существенный вклад в решение социальных проблем (например, глобальных проблем современности). 36)Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные типы цивилизаций. Существует несколько подходов истории развития общества: 1. Нелинейный (представления, что каждая нация идет своей дорогой: колесо истории (Конфуций), цивилизационные модели: божественная, героическая, человеческая стадии (Вико), культурно-исторические типы (Данилевский, Шпенглер Тойнби). 2. Линейный (представление, что человечество движется по одной линии: регрессизм (Гесиод: идеализация прошлого, «золотого века» цивилизации), прогрессизм (Дидро, Кант, Гегель), стадийные модели (формационная и цивилизационная). Формационная. История, по К. Марсу, — закономерная смена общественно-экономических формаций. Понятие общественно-экономической формации характеризует развитие общества, взятого во всех его характеристиках, но основу которого составляет способ производства материальных благ. Формация — исторически конкретный тип общества, характеризующийся определенным единством базиса и надстройки. 1) общинной, частной, общественной форме собственности;2) первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.Смена общественно-экономических формаций происходит, когда нарушается соответствие уровня производственных отношений и развития производственных сил. Цивилизационная. Понятие цивилизация трактуется по-разному: как общество в целом; как синоним культуры (А. Тойнби); как определенная стадия в развитии локальных культур (Шпенглер). При всех различных подходах формирование культуры является узловым для перехода к цивилизации. Понятие цивилизация характеризует крупные периоды в истории общества, взятого во всей совокупности его материально-технологических и духовных проявлений. Цивилизация — устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и географических рамок. Существует 3 цивилизационных модели развития общества: 1) цивилизационно-стадиальная (линейная) 2) цивилизационно-региональная (циклическая, нелинейная) 3) цивилизационно-локальная (циклическая, нелинейная) В цивилизационно-стадиальной модели цивилизация рассматривается как длительная стадия развития общества, основанная на определенном типе технико-технологических факторов. В рамках данного подхода возникает концепция постиндустриального общества (Д. Белла) и информационного общества (Масуда, Тоффлера); Белл выделяет 3 периода развития общества: «доиндустри-альный» мускульная сила (трудоемкая технология), «индустри-альный» машинные технологии, капитал, труд фирма и корпорация «постиндус-триальный» наукоемкие/ интеллектуальные технологии, наука. 37)Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире. Социальная структура общества представляет собой: 1) совокупность относительно устойчивых общностей людей; 2) исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности; 3) систему связей и взаимодействий между социальными группами. В современной литературе понятие социальной структуры общества используется как в широком, так и в узком смысле слова: • в первом случае социальная структура общества понимается как система основных сфер общественной жизни - экономической, политической, духовной и др.; • во втором случае социальная структура общества обозначает совокупность различных социальных групп, существующих в обществе, и отношений между ними (классы, страты, этносы и др.). Основные компоненты социальной структуры общества. • индивид, обладающий социально-значимыми качествами, определяющими его личностную позицию; • социальная общность, представляющая собой то или иное объединение людей (группа, класс, страта) на основании общих признаков (пол, возраст, собственность, образование, профессия и др.); • социальный институт как система форм организации и механизмов регулирования общественных отношений, соответствующих учреждений, а также совокупность норм, благодаря которым общество функционирует и развивается (государство, армия, суд, семья и др.). Социальная структура общества и ее разные классификации отражают социальную дифференциацию общественной системы. В зависимости от критерия, который применяется для выявления тех или иных компонентов социума, выделяют следующие традиционные типы социальных структур общества: этническую, демографическую, поселенческую, социально-классовую, стратификационную, профессионально-образовательную и т.д. Качественные характеристики основных социальных структур общества: - Этническая структура общества: основными элементами ее исторического развития выступают род, племя, народность и нация. Род и племя (союз родов) обладают практически идентичными признаками, такими, как: кровнородственные отношения, общность происхождения, поселения, языка, обычаев и верований. Отличает их наличие имени: у членов рода общее имя, а у членов племени — имена собственные. Развитие общества приводит к замене кровнородственных отношений социачьно-территориальными и к появлению народности, характеризующейся общими языком, территорией, верованиями, культурой, генезисам экономических отношений. Усиление экономических связей в эпоху капитализма приводит к формированию нации, с присущим ей единствам территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка и национального самосознания. - Демографическая структура общества: ее базовым элементом является народонаселение, которое обладает способностью самовоспроизводства и проживает на той или иной территории (области, страны, региона, континента, планеты). Выделяют следующие демографические показатели: численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность и др. Данные показатели подчеркивают преимущественное значение социально-экономических факторов динамики народонаселения над биологическими (хотя они также учитываются). - Поселенческая структура общества означает пространственную форму организации общества и представляет объединение людей по их принадлежности к типу поселения (сельские, городские). Подчеркивается, что население, проживающее в разных типах поселений, отличается образам жизни, характером труда, условиями быта, количеством свободного времени, доступам к образованию и возможностями удовлетворения духовных потребностей. В связи с этим обнаруживается современная тенденция расширения городского типа поселения за счет сельского. - Социально-классовая структура общества разрабатывается в марксистской философии и представляет собой совокупность классов, слоев и групп, которые различаются своим социально-экономическим положением. Но базовой единицей структуры общества является класс, определение которого было дано В.И. Лениным в работе «Великий почин». Под классом понимаются большие группы людей, различающиеся: 1) местом в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношением к средствам производства (главный признак); 3) ролью в общественной организации труда; 4) способами получения и размерами доходов. Специфика такого подхода состоит в том, что основное внимание концентрируется вокруг роли классов, которые рассматриваются основной движущей силой социального прогресса. Экономический фактор становится главным, а те группы людей, которые не заняты в структурах материального производства (например, творческая интеллигенция), не составляют самостоятельного класса. - Стратификационная (от лат. stratum - слой, пласт) структура общества учитывает недостатки классового подхода и расширяет систему критериев дифференциации населения в связи с тем, что общество - это многомерная система. Основоположником такого подхода признан М. Вебер, дальше его развивали Т. Парсонс, П. Сорокин и др. В частности, в структуру общества включаются различные классы, слои, группы, т.е. социальные образования, которые находятся в прямой зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий. Страта - это группа людей, которые обладают одним и тем же социальным статусом, положением в общественной системе. Критериями стратификации выступают: форма собственности, имущественное положение, образование, профессия, властные отношения. Система таких критериев позволяет говорить об экономической, политической, профессиональной типах стратификации. В рамках теории социальной стратификации особое внимание уделяется концепции социальной мобильности, которая подробно описана П. Сорокиным в работе «Социальная мобильность». Он выделяет два типа мобильности: 1) горизонтальную - переход из одной социальной группы в другую (например, из одного вуза в другой), при которой не изменяется социальный статус человека; 2) вертикальную (восходящая и нисходящая), представляющую собой своеобразный социальный лифт, который функционирует в разных сферах общества -экономической, политической и профессиональной. - Профессионачьно-образовательная структура, в качестве критериев выделения различных социальных групп использует такие параметры, как образование и профессиональная деятельность. Следует обратить внимание, что в современной социальной философии существуют и другие концептуальные подходы к анализу структуры общества. В частности, определенные нюансы в интерпретации социальной структуры обнаруживаются в концепциях: символического интеракционизма Дж. Мида, «структурных изменений общественности» Ю. Хабермаса, «сетевой модели», предстающей в виде «конфигурации социальных сетей», «ролевой модели» с акцентом на социально-психологическом характере поведения людей и их социальной адаптации, и целый ряд других. 38)Феномен власти в жизни общества. Гражданское общество и государство. Под властью обычно понимают способность и возможность субъекта реально осуществлять свою волю по отношению к тем или иным социальным общностям (индивид, группа, класс и др.) посредством многообразных доступных средств (авторитет, сила, закон) и технологий (манипуляция сознанием, общественным мнением и др.). Данная трактовка власти фиксирует внимание на взаимодействии двух сторон: субъектной и объектной, при этом именно субъект является доминирующей фигурой в таком взаимодействии, поскольку он определяет линию поведения объекта Путем руководства, господства, мобилизации и др.; объект - выступает в роли исполнителя властного распоряжения. Полагается, что готовность к подчинению находится в зависимости от: 1) качеств субъекта и объекта; 2) характера требований к объекту; 3) средств воздействия; 4) сложившейся ситуации. Социально-философский анализ показывает, что власть обладает универсальной природой (сущностью), ибо она проявляется во всех сферах человеческой деятельности и пронизывает всю общественную систему (М. Фуко). Соответственно, пространство властных отношений может как суживаться до предельно малых размеров ( семья, коллектив и др.), так и предельно расширяться (государство, международные институты и др.). Эволюция социально-философских концепций властных отношений отражает специфику классических и неклассических интерпретаций власти, ее источников, природы, характера, функций и др. Точкой отсчета классического подхода являются концепции Платона и Аристотеля, в которых власть анализируется через призму отношений «господство - подчинение» («господин - раб»), поскольку, по мнению Аристотеля, люди от рождения различаются тем, что одни из них предназначены к подчинению, а другие - к властвованию («Политика»). Впоследствии Н. Макиавелли напишет, что при сохранении политического господства правитель должен «не быть, но казаться» и для реализации своих целей вправе применить любые средства и методы. В теории общественного договора Т. Гоббс («Левиафан») душой государства объявляет власть и полагает, что те, кто ее олицетворяют, «благодаря полномочиям, данным им каждым отдельным человеком в государстве, ...пользуются такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью», что способны «направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов», т.е. право отождествляется с силой. Дж. Локк («Трактаты о государственном правлении») уже с позиции либерализма обосновывает принципы разделения властей, народного суверенитета и др., тем самым право ассоциирует с законом. Принципиальное значение имеет позиция М. Вебера, разработавшего концепцию легитимации господства", господство - это способ переноса воли властвующего при помощи приказа и средство для достижения целей. М. Вебер выделяет три типа легитимации господства
Неклассический подход отличается тем, что он отходит от критерия «господство-подчинение» при анализе властных отношений и рассматривает их в более широком смысле, показывая их «вездесущность». Источник такого подхода связывают с творчеством Ф. Ницше («Воля к власти»), поскольку он исследует генеалогию власти («жизнь есть воля к власти»), что стимулировало появление ряда новых концепций - М. Фуко («Порядок дискурса»), Э. Канетти («Масса и власть»), А. Тоффлера («Метаморфозы власти»), П. Бурдье («Социология политики») и др. М. Фуко вводит новое понятие «власть-знание», обозначающее знание, которое предопределено целями и задачами власти, формирующей свои объекты. Власть уже выходит за рамки дисциплинарных институтов (тюрьмы, казармы, колледжи и т.п.) и охватывает собой все общество, любые отношения между людьми вплоть до интимных. Она симметрично располагается на всех уровнях функционирования социального тела и видит свою легитимность в эффективном управлении его жизнью. В теории социальной системы Н. Луман власть определяет как символически обобщенное средство коммуникации, т.к. все социальные системы состоят из коммуникаций. Коммуникация - это выбор информации, решение о сообщении и понимание как избирательный акт. Здесь власть деперсонифици- рована, т.е. она не приписывается одному из партнеров в качестве его определенной способности. В роли функциональных эквивалентов усиления и распределения власти Н. Луман рассматривает справедливость в применении власти, предвосхищение ее решений, доверие в социальной системе и др. В обществе функционируют разные виды власти: экономическая (контроль и распределение материальных ресурсов и благ); социальная (распределение позиций в социальной иерархии); информационная (манипулирование сознанием и поведением людей), политическая (влияние на характер деятельности личности, социальной группы или общества) и др. Особое место занимает понимание специфики власти в политической сфере, в частности, П. Бурдье подчеркивает, что главное в политической игре на сегодняшний день - это монополия на производство и распространение политических представлений и мнений (поскольку именно они обладают той «мобилизующей» силой, которая дает жизнь политическим партиям и правящим группировкам), а не монополия на использование таких ресурсов, как финансы, право, армия и т. п. Политическая власть призвана сохранять социальную стабильность, разрешать конфликты и достигать общественного консенсуса и т.п. В качестве основных характеристик политической власти называют суверенитет, публичность, волю, авторитет, принуждение. Она осуществляется через совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых норм и отношений, которые составляют политическую систему общества, основными элементами которой являются государство, политические партии, общественные организации и движения. |