Главная страница
Навигация по странице:

  • 7)Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Натурфилософская интерпретация космоса и проблема первоначала в ранней греческой философии.

  • Этапы Школы, представители Идея космоса

  • Натурфилософский космо логизм (космос как источник единства и многообразия мира растворяется в природе)

  • Греческое Просвещение:• софисты (Горгий, Протагор. Гиппий и др.);• Сократ Зрелая классика:• Платон;• Аристотель

  • Эллинистическая философия (вт. пол. IV - I в. до н. э.)

  • Антропокосмизм (перенос акцента из метафизики в этику: человек как микрокосм отражает в себе гармонию макрокосма, постижение которой обеспечивает знание добродетели и следование ей)

  • 8)Классическая философия Древней Греции.

  • шпоры философия. 1 Мировоззрение и философия. Структура мировоззрения и его исторические типы


    Скачать 107.51 Kb.
    Название1 Мировоззрение и философия. Структура мировоззрения и его исторические типы
    Анкоршпоры философия
    Дата20.12.2019
    Размер107.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFILOSOFIYa.docx
    ТипДокументы
    #101376
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    6)Философия Древнего Китая: отличительные особенности и основные школы.

    Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. При этом в отлитие от остальных цивилизаций древности, доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а ритуал, регламентирующий все сферы общественной жизни и выступающий гарантом социальной стабильности и порядка.

    Свое идеологическое выражение взгляды образованного чиновничества нашли в конфуцианстве, возникновение которого (VI в. до н. э.) знаменовало начало золотого века китайской философии, известного как период «ста школ» (VI-III вв. до н. э.). Вместе с тем в более поздних классификациях было выделено шесть основных течений китайской мысли: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа «инь-ян» и школа имен.

    Основное значение для интеллектуальной и социокультурной эволюции Китая имело конфуцианство, ставшее во II в. до н. э. официальной государственной идеологией. Основатель конфуцианства - легендарный мудрец Конфуций (551-479 гг. до н. э.), суждения и афоризмы которого собраны в книге «Лунь Юй». В центре его внимания - вопросы о нравственной природе человека, о семье и об управлении государством. Центральное понятие-жень (человек, человеколюбие), определяющее закон идеальных отношений между людьми в соответствии с «принципом взаимности»: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Конкретизацией этого принципа является понятие ли как благопристойность, следование ритуалу и этикету, которые, выполняя функцию регуляторов человеческих взаимосвязей, одновременно выступали гарантами социальной и мировой гармонии. Основная внутренняя мотивация человеческих действий, согласно Конфуцию, связана с долгом (и) как честным выполнением тех обязанностей, которые ему предписаны Небом (тянь), судьбой. При этом каждый должен максимально соответствовать своему статусу, не претендуя на неподобающее ему место. Началом, образующим все человеческие качества, выступает семья, в силу чего почтительное отношение к старшим лежит в основе конфуцианского ритуала. По аналогии с семейными связями выстраивается и государственная иерархия (правитель - это отец своих подданных), и структура космоса в целом (небо, земля, человек). Гармония в Поднебесной осуществляется при условии: «Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном».

    Этическая и социально-политическая проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма (основатель Гуань Чжун) и моизма (Mo Ди). Легисты (законники) отталкивались от идеи сильного государства, в основе которого лежат не нравственные качества правителей и подданных, а справедливые законы и действенная административная власть, широко использующая поощрения и, в особенности, наказания для воздействия на население. Монеты, напротив, отталкивались от идеи всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов.

    Школа имен (основатель Гунсунь Лун), называемая также школой логиков («спорщиков»), центрировалась вокруг проблемы соотношения действительности и имени (слова, понятия), настаивая на необходимости корректного употребления последних и приведения их в соответствие с реальными объектами.

    Натурфилософская проблематика связана со школами «инь- ян» (основатель Цзоу Янь) и даосизма. Учение об инь-ян восходит к древнейшему китайскому источнику - «И цзин» («Книге перемен»), который формируется в конце I - начале II тыс. до н. э. Ян - это светлое, мужское начало, инь - темное, женское. Существуя в постоянном противоборстве, они, подобно свету и тьме, способны переходить друг в друга, задавая универсальную бинарную структуру бытия и определяя универсальный пульсирующий ритм Вселенной. Комбинации инь-ян образуют 64 гексаграммы, посредством которых в «И цзин» описываются основные состояния космоса и Поднебесной. Соединение инь-ян происходит в ци - универсальной жизненной энергии, сгущение и разрежение которой способствует возникновению и исчезновению конкретных явлений. Данные базовые натурфилософские понятия дополняются школой инь-ян учением о пяти элементах (у син): воде, огне, металле, дереве, почве, которые, обуславливая материально-качественные характеристики вещей, становятся базовой классификационной матрицей в китайской культуре.

    Второй по значимости школой в Китае и основной оппозицией конфуцианства был даосизм. Основателем его считается Лао-цзы, книга которого («Дао дэ цзин») стала каноническим даосским текстом. Центральное понятие даосизма - дао (букв. - путь, дорога), обозначающее, с одной стороны, универсальный закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом; с другой стороны, дао-это истина, пребывающая в безусловности вечности и покоя. Предназначение человека-это следование дао, согласование своего поведения с абсолютным дао Вселенной. Основанием данного пути является соблюдение принципа у вэй (букв. - недеяние), понятого как отсутствие, внешнего целеполагания во имя растворения своего «Я» в естественном порядке вещей. Высшим результатом и целью данного пути провозглашалось бессмертие, для обретения которого в даосизме была разработана оригинальная система алхимии: внешней, ориентированной на изобретение медицинских снадобий, и внутренней, основанной на использовании разнообразных психотехник. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даосской школы, что одновременно позволило даосизму выступить в качестве второго, по отношению к светскому конфуцианству, духовного полюса китайской культуры.

    В целом, китайскую философию характеризует: а) отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта; б) традиционализм как отражение идеала социальной стабильности, с одной стороны, и как принцип организации философских школ и текстов, с другой; в) литературно-афористичный стиль изложения, обусловленный символической спецификой базовых категорий и иероглифической письменностью.
    7)Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Натурфилософская интерпретация космоса и проблема первоначала в ранней греческой философии.
    К основным социокультурным факторам, обусловившим возникновение древнегреческой философии, относятся: а) торгово-ремесленная направленность и рабовладельческий строй, что способствовало высокому уровню отделения умственного труда от физического и развитию абстрактно-теоретического мышления; б) полисная демократия, определившая установки на рационально- логическую аргументированность знаний; в) богатейшая мифологическая и литературная традиция, ставшая источником категориально-языкового пространства древнегреческой мысли.

    В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Являясь антитезой хаосу, космос символизирует здесь высший порядок и гармонию, причину соразмерности и согласованности многообразных природных явлений. Определяя онтологический строй Универсума, космос одновременно коррелирует с понятиями красоты как эталон гармонии, справедливости (должное распределение благ в масштабах целого), истины (непротиворечивое соединение знаний и их соответствие действительности). Тем самым космоцентризм как установка на постижение мира в его структурной упорядоченности и целостности составляет сущностную характеристику античной мысли.

    В развитии древнегреческой философии выделяют три основных этапа, каждый из которых отличался своими акцентами в интерпретации космоса.

    Этапы

    Школы, представители

    Идея космоса

    Ранняя греческая философия (досократики) (VI-V вв. до н. э.)

    милетская (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), к ней примыкают Гераклит, Эмпедокл;
    • пифагореизм;
    • элейская (Парменид, Зенон);
    • атомизм (Левкипп, Демокрит)


    Натурфилософский космо логизм (космос как источник единства и многообразия мира растворяется в природе)

    Античная классика (V-сер. IV в. до н. э.)

    Греческое Просвещение:
    • софисты (Горгий, Протагор. Гиппий и др.);
    • Сократ Зрелая классика:
    • Платон;
    • Аристотель


    Метафизическая интерпретация космоса (космос как сфера умопостигаемого, вечного, единого и совершенного бытия противопоставляется миру видимому, становящемуся, множественному)

    Эллинистическая философия (вт. пол. IV - I в. до н. э.)

    стоицизм (Зенон, Хрисипп); римские стоики: Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий;
    • эпикуреизм;
    • скептицизм (Пиррон);


    Антропокосмизм (перенос акцента из метафизики в этику: человек как микрокосм отражает в себе гармонию макрокосма, постижение которой обеспечивает знание добродетели и следование ей)


    Исходной темой ранней греческой философии становится проблема первоначала как причины происхождения космоса и источника его единства. В ее решении выделяются две основные интерпретации: а) физическая (милетская школа), согласно которой в качестве первоначала выступает та или иная природная стихия (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена и т. п.); б) математическая (пифагорейцы), выводившая единство и многообразие мира из чисел и цифровых пропорций. Определенный синтез данные концепции нашли в учении атомистов об атомах (букв. - неделимый) - мельчайших структурных элементах действительности, различающихся между собой как субстратными, так и геометрическими характеристиками. Будучи невидимыми, атомы тем не менее составляют первоэлементы бытия, существуя в пустоте (небытии) как условии их движения и соединения в видимые тела. В отличие от атомистов элеаты считали, что «бытие есть, небытия нет» (Парменид).

    Понимая бытие как единое, неизменное, идеальное, элеаты максимально обострили начатую в атомизме оппозицию умозрительного и видимого миров, став одновременно завершением натурфилософской традиции и началом античной метафизики.

    Переход к классическим метафизическим системам был опосредован периодом греческого Просвещения, для которого характерен акцент на проблемах человека, его воспитания. Софисты (платные учителя красноречия и различных знаний), провозглашая, что «человек есть мера всех вещей» (Протагор), обратили внимание на условность социальных законов и истин и их производность от мнения людей. Сократ, выявляя несовершенство расхожих истин («Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого»), тем не менее отстаивал объективно-всеобщую природу понятий блага, красоты, справедливости, считая их познание условием добродетельного поведения и мудрости.

    Развивая идеи Сократа, Платон стал основателем первой и наиболее влиятельной в античности рационально-идеалистической системы. В качестве высшей реальности у него выступает мир вечных идей как совершенных образов (образцов, эталонов), в соответствии с которыми космос-демиург творит мир конкретных вещей. Все материально-чувственное, видимое, становящееся, является лишь слабым отражением (тенью) вечных идей. Познание истины возможно через обращение разума к этому идеальному основанию космоса и осуществляется как анамнесис (припоминание), поскольку бессмертная душа, будучи низвергнута с небес на землю и облачена в бренное тело, забыла ту совершенную гармонию, к которой раньше была причастна. При этом постижение идеального порядка космоса, обладание знаниями об истине, благе и справедливости, согласно Платону, доступно лишь философам. Соответственно выстраивается и модель идеального государства Платона: высшей властью здесь обладают философы, наделенные мудростью; второе сословие - стражи, добродетелью которых является мужество; третье - ремесленники и земледельцы, привязанные к материально-чувственному, земному. Воплощая в себе справедливость на уровне целого, идеальное государство приносит в жертву этому целому счастье отдельных граждан.

    В отличие от Платона, Аристотель отталкивается не от общих идей, а от конкретной «чтойности» (сущности) существующих вещей. В качестве причин их возникновения он выделяет: материальную (субстрат); формальную (сущность, строение); целевую и движущую (творящую). На уровне общей космологии остаются две причины или субстанции: материя и форма как мировой разум («форма форм» и «перводвигатель», определяющий сущности, цели и движения природных явлений). Познание, по Аристотелю, начинается с чувственного опыта, данные которого обобщаются посредством логических операций, где именно логика позволяет перейти от единичности и ситуативности мнения (доксы) к универсальности теории (эпистемы). От единичного выстраивается и аристотелевская концепция человека и государства. Критикуя Платона, он утверждал, что не может быть счастливым государство, состоящее из несчастных граждан. Стремление к счастью (благу) является определяющим мотивом человеческого поведения. Вместе с тем под счастьем он понимает следование добродетели (аре- те), поскольку человек по природе является «политическим животным» и может реализовать себя только в обществе.

    Проблемы счастья и добродетели становятся центральными для эллинистической философии. Основная полемика здесь происходит между стоиками и эпикурейцами. Для стоиков счастье и добродетель состоят в следовании судьбе (Сенека: «Покорных судьба ведет, непокорных тащит»), выступающей как основной закон существования космоса. Их достижение возможно при бесстрастии и самодостаточности мудреца по отношению ко всему внешнему и от него не зависящему и его внутренней готовности поступать в соответствии с предписанным судьбой долгом. Согласно эпикурейцам, счастье и добродетель определяются через наслаждение, стремление к которому характеризует все живое. При этом должная безмятежность духа достигается через преодоление страхов, основной из которых - страх перед смертью (Эпикур: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»).

    Космоцентризм античной философии определил следующие ее особенности: а) онтологизм, т. е. совокупность гносеологических, антропологических, социально-философских воззрений подчинена той или иной интерпретации космоса; б) установки на рациональную аргументированность и логическую системность знания; в) разнообразие философских школ и подходов, определивших проблемное поле и основные тенденции последующего развития западной философии.
    8)Классическая философия Древней Греции.

    В середине V в. до н. э. в развитии древнегреческой философии со­вершается поворот к логико-гносеологической, нравственно-этической и социально-политической тематике; центральной для философских рас­суждений становится проблема человека. Наиболее уважаемым из философов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Основной метод, выработанный Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того време­ни, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.
    Философ был сторонником этического рационализма, согласно которому:

    • любое знание есть добро;

    • любое зло, порок совершается от незнания.

    Поэтому философия становится средством формирования добродетели.

    Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

    • способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

    • искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

    • открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

    • ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

    • воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых «сократических школ».

    Платон (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.) был самым известным учеником Сократа. Историческое значение философии Платона в том, что:

    • впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

    • положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» — противо­положность материалистической «линии Демокрита»);

    • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

    • были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);

    • была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая более 900 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона.

    Последним великим философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) - ученик Платона, отошедший от многих фундаментальных положений платонизма и создавший собственную философскую школу Ликей. Творчество Аристотеля поражает своей энциклопедической разносторонностью. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства; был создателем логики и психологии. Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии.

    Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

    • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

    • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

    • выделил 10 философских категорий;

    • определил сущность материи;

    • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

    • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок за­ключения).

    Творчество Платона и Аристотеля послужило основой для развития философской, эстетической, этической и со­циально-политической мысли стран Запада, формирования европей­ской науки и культуры в целом. Таким образом, в рамках античной философии сложились важ­нейшие проблемные поля философии как таковой и обозначились стратегии их дальнейшей динамики, были заложены основы онтоло­гии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психоло­гии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии. Развитие античной философии положило начало фор­мированию категориального аппарата философии, определило жанры философствования и варианты функционирования философии в культуре. Философия Древней Греции не только задала основные стратегии мирообъяснения, но и сформировала духовные ценности западной культуры в целом. Эти ценности в эпоху Нового времени легли в мировоззренческий фундамент техногенной цивилизации, активно-преобразующее отношение к социально-природному миру.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта