Главная страница
Навигация по странице:

  • 10)Статус философии в средневековой культуре. Апологетика, патристика, схоластика (реализм и номинализм). Принципы средневекового философского мышления.

  • 11)Философия эпохи Возрождения: основные этапы и историческое значение.

  • 12) Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Эмпиризм и рационализм.

  • шпоры философия. 1 Мировоззрение и философия. Структура мировоззрения и его исторические типы


    Скачать 107.51 Kb.
    Название1 Мировоззрение и философия. Структура мировоззрения и его исторические типы
    Анкоршпоры философия
    Дата20.12.2019
    Размер107.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFILOSOFIYa.docx
    ТипДокументы
    #101376
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    9)Философские школы эпохи эллинизма: кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм и др.

    Эпикуреизм, кинизм, стоицизм

    Важнейшие философские течения эпохи эллинизма – эпикуреизм, кинизм, стоицизм.

    Эпикуреизм. Эпикур (341–270 гг. до н. э.) разделял свое учение на три части: теория познания (каноника), учение о природе (физика) и этика. Эпикур не признавал самостоятельной ценности знания, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха, смерти и природных влечений. Основу знаний составляют чувственные восприятия, заблуждения же являются результатом ошибок человеческой мысли. Эпикур разделял основные положения атомистического учения Демокрита. Но он ввел также идею о случайных отклонениях атомов от траектории их движения. Поэтому допущение о случайных отклонениях позволяло ему говорить о свободе воли. Душа, поскольку она, как и тело, атомарна, гибнет и разлагается вместе с ним, поэтому, считал философ, нет смысла бояться смерти, ибо «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Единственное благо для человека – наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страданий. Для того чтобы обрести такое наслаждение, надо устраниться от всех тревог, государственной деятельности, опасностей.

    Кинизм. Киники пытались не только разработать собственный взгляд на мир, но и испытать на себе те же взгляды, которые они проповедовали. Для представителей школы киников главная цель – жить в соответствии со своими убеждениями. Человек может опереться только на себя, на собственные жизненные ресурсы.

    Стоицизм. Стоики унаследовали взгляды киников. Ведущее место в их учении занимала этика – учение о нравственности поведения. Стоики учили мужественно противостоять трагизму жизни. Человек должен жить морально. Это внутренний выбор. Если такой возможности нет, то можно добровольно уйти из жизни.

    Добродетель в системе рассуждений стоиков выступает как единственное благо. Стоическая философия оказала огромное воздействие на философскую мысль.

    Стоицизм – одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из г. Китиона, живший в конце IV-начале III века до н. э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др.

    10)Статус философии в средневековой культуре. Апологетика, патристика, схоластика (реализм и номинализм). Принципы средневекового философского мышления.

    Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосылок:

    1) разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений;

    2) изменение социальной структуры общества - появляются прослойки и социальные группы, оказывающие значительное влияние на общественную жизнь: вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны (мелкие арендаторы земель, зависимое крестьянство), профессиональные солдаты;

    3) утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим. Новая ситуация изменила статус философии, поставив ее в зависимое положение от религии: по образному выражению П. Дамиани, она - «служанка теологии»;

    4) признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию. Теперь философствовать - означает истолковывать текст Священного Писания и авторитетные книги.

    В этот период заметно влияние эллинистической культуры на становление христианской теологии и философии, разработку религиозных догматов и критику ересей, несмотря на то, что отношение к античному наследию было далеко не однозначным, что находило отражение либо в полном неприятии философии античности, либо в ориентации на возможность ее использования христианством. Терпимость к эллинской философии выразилась в том, что для христианства стало важнее убедить язычников в преимуществах новой религии с помощью философских знаний, способствующих развитию веры, которая выше всякого знания и является его венцом.

    Принципы средневекового философского мышления:
    - монотеизм - Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен;

    - теоцентризм - Бог является высшей сущностью всего бытия; креационизм - идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

    - символизм - существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;

    - провиденциализм (провидение) - история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;

    - эсхатологизм - учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.

    В развитии средневековой философии можно выделить следующие этапы:

    1) апалогетика - защищается христианство, раскрываются познавательные возможности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др). О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрости гласит максима Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно»;

    2) патристика (от лат. patres - отцы) - разрабатываются основы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии (IV-VIII вв.). При этом предполагалось отделить подлинные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения основных положений Библии, чтобы исключить еретические интерпретации (Аврелий Августин, Боэций, Григорий Нисский, Григорий Палама и др.). Проблемное поле философии было связано с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущности Бога как высшего Бытия, его трансцендентной (потусторонней) природы и тройственности Божественных ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа). Отношения веры и разума получают иную интерпретацию, т.к. в прозрении истины, согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понимать»;

    3) схоластика (лат. scholasticus - школьный, ученый) - сохраняется приоритет веры над разумам, т. к. главным предметом остаются философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма (IX-XIV вв., «золотым веком» считается XIII в.). Основные теоретики - Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фома Аквинский, Росцеллин, П. Абеляр, У. Оккам, Р. Бэкон и др. Своеобразие этого этапа связано с формированием двух систем образования - монастырской и университетской. В самой философии проявился интерес к логике Аристотеля. Великим систематизатором средневековой философии признан Фома Аквинский, который полагал, что религия и философия отличаются методом получения истин, т.к. источником религиозного знания является вера и Священное Писание, а философское - опирается на разум и опыт.

    Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), которую представляют следующие философские подходы:

    - реализм - общие понятия представляют собой подлинную реальность и существуют до всякой вещи (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.);

    - номинализм подлинной реальностью считает единичные вещи, а понятия - лишь имена, созданные человеческим разумом путем абстрагирования (П. Абеляр, У. Оккам, Р.Бэкон и др.).

    11)Философия эпохи Возрождения: основные этапы и историческое значение.
    Возрождение, или иначе Ренессанс, охватывает XIV-XVI вв. Этот термин был введен в лексикон в 1550 г. итальянским художником и скульптором Дж. Вазари, который отметил, что в это время деятели европейской культуры были убеждены в том, что они переживают «новый век», «модерный век».

    Социально-исторические и культурные основания Ренессанса:

    - становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного производства;

    - активизация технического изобретательства - в сфере горного дела, металлургии, огнестрельного оружия, судостроения, мореходства и др.;

    - великие географические открытия (Америки - 1492, морского пути в Индию -1498, кругосветное путешествие Магеллана -1519- 1521) и развитие международной торговли обеспечивают экономическую мощь стран на внешнем и внутреннем рынках;

    - наблюдается экономическое развитие городов и переход от деревенской культуры к городской;

    - происходит секуляризация (обмирщение) культуры, католическая церковь постепенно утрачивает идеологическое господство над всеми сферами жизни людей. Религиозно-реформаторские движения (М. Лютер, Т. Мюнцер) усилили эти тенденции и создали условия для возникновения протестантизма - новой христианской конфессии.

    Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, начало которой положили поэты, писатели, художники, ученые - А. Данте (1265-1321), Ф. Петрарка (1304— 1374), Н. Кузанский( 1401-1464), Л. Валла (1407-1457), М. Фичино (1433-1499), Л. да Винчи (1452-1519) и др. Этой традиции присущи — антисхоластическая направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. В этой связи Петрарка решил привить своей культуре творения античности - произведения Гомера, Платона, Вергилия, Цицерона, Горация и Тита Ливия с целью возродить нравственные принципы и силу воображения. Источником духовного прозрения и нравственного просвещения становятся «писания человеческие». Подобная ориентация обеспечивала познание мира человеческих переживаний и эмоций, отсюда внимание к поэзии, риторике, красноречию и силе убеждения, ибо ясность и изящество литературных форм оформляет и душу. В духовной жизни стали проявляться две тенденции:

    1) возвращение к классикам (Ф. Петрарка);

    2) возвращение к природе (Дж. Боккаччо, Виллани, Савонарола). Живопись ориентировалась на подражание природе, а скульптура соединяла в себе обе тенденции (возникает понятие пропорции, происходит сближение изобразительных искусств с архитектурой).

    В рамках ренессансной культуры:

    - изменяется статус науки, она становится самостоятельной формой знания с опорой на реальный эксперимент. В большей степени это проявилось в сферах математического, медицинского и астрономического знания. Новый облик науки сформировали Н. Коперник (1473-1543) концепцией гелиоцентризма, Дж. Бруно (1548-1600) идеей о бесконечности вселенной и существования в ней множества миров и др.;

    - формируется философия политики, у истоков которой стоял Н. Макиавелли («Государь»), заинтересовавшийся природой власти, механизмами ее получения и утраты;

    - разрабатываются социально-политические утопии с их идеалом общей собственности, равенства и аскетизма в жизни, представленные Т. Мором («Утопия») и Т. Кампанеллой («Город Солнца»).

    В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой:

    1) гуманистический (XIV - первая половина XV вв): гуманизм и индивидуализм как два ведущих принципа составили его главный смысл. Высшей ценностью жизни объявляется человек - «свободный» и «благородный», с ощущением собственного я, своей незаурядности и гениальности. Это приводит к антропоцентризму - человек становится «вторым Богом», который должен преобразовать природу в соответствии со своими потребностями. Гуманисты породили культ природы, тела и чувственности человека (А. Данте, Ф. Петрарка и др.).

    2) философский неоплатонизм (вт. половина XV в.), в рамках которого происходило возвращение идеи о человеке как микрокосме. Эта идея получила ту или иную интерпретацию у многих мыслителей ренессансной философии (Н. Кузанский, М. Фичино, Д. Пикоделла Мирандола и др.).

    3) натурфилософский (к. XV-XVI вв.), сущностью которого становится глубокий интерес к природе (Л. да Винчи, Дж. Бруно, М. Монтень, Б. Телезио, Парацельс, Н. Коперник). Становление натурфилософии (философии природы) обусловлено стремлением к пониманию природы и усилению власти над ней (правда, из-за отсутствия развитого естествознания, размышления о свойствах, элементах и атрибутах природы носили зачастую умозрительный характер). Основу натурфилософии составил пантеизм, который сохраняв Бога в качестве творческого начала, «растворенного» в природе и наполняющего жизнь природы и человека духовной энергией.

    12) Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Эмпиризм и рационализм.
    Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен наукоцентризм - задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки.

    Этому способствовало:

    - развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств, требующих разнообразных знаний;

    - завершение создания экспериментально-математического естествознания;

    - ориентация на научное знание, которое становится автономным от религиозной веры и умозрительных философских концепций, научный разум приобретает статус высшей инстанции, что порождает научный тип рациональности;

    - синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспертизу со стороны опыта;

    - дальнейшее изменение статуса Бога, что нашло отражение в принципе деизма, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно;

    - оформление теории познания (гносеологии), которая актуализировала проблему природы и механизмов познания, и формирование методологических программ научной деятельности;

    - изменение задач философии: ее первоочередной целью становится поиск всеобщего метода научного познания.

    Новоевропейский идеал деятельностного отношения человека к природе предполагал ценность познания природных объектов, раскрытия законов их существования, в соответствии с которыми они преобразуются человеком. Это способствовало организации систематических исследований природы и построению ее объективной картины. Решением этих задач и стало заниматься классическое естествознание, точкой отсчета для которого могут считаться работы Ф. Бэкона (1561-1625) и Г. Галилея (1564-1642).

    В эпоху Нового времени сформировались четыре исследовательские программы: 2 философско-методологические и 2 научные.

    1. Философско-методологическая программа эмпиризма (Ф. Бэкон).

    Ф. Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом, чтобы построить «в человеческом понимании истинный образ мира... А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира» («Новый Органон»). В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств (идолы рода и пещеры) и заблуждений разума (идолы рынка и театра). Эмпиризм развивался в гносеологических концепциях Дж. Локка (1632-1704), Дж. Беркли (1685-1753) и Д. Юма (1711-1776).

    2. философско-методологическая программа рационализма (Р. Декарт, 1596-1650).

    Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «я», т.е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего - других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «...к нашей природе... причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь...». Единственное, что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю - следовательно, существую). Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки - важные составляющие дедуктивно-рациональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками - «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт «Рассуждение о методе»).

    Последователями рационалистической линии в философии были Б. Паскаль (1626-1662), Б. Спиноза (1632—1677), Г.В. Лейбниц (1646-1716).

    3. Атомистическая программа (П. Гассенди, 1592—1655; Р. Бойль, 1627-1691).

    Она развивает атомистические представления об устройстве мира, опираясь на его научное исследование. Ученые отказываются от умозрительных рассуждений античных атомистов и предлагают научный способ объяснения вещей и явлений, опираясь на факты науки. Так, Р. Бойль («Химик-скептик») доказывал, что химия должна быть самостоятельной наукой, поэтому отвергал алхимию, ятрохимию, ввел в химию экспериментальный метод, определил понятие химического элемента и др.

    4. Механистическая программа И. Ньютона (1642-1727).

    В ней природа рассматривается в качестве часового механизма, а Бог - великого часовщика, который ее создал, завел, а затем все предоставил естественному ходу событий. Ньютон создал первую научную физическую теорию, задача которой - изучить природу («Математические начала натуральной философии»). Он разработал методологические принципы физического познания, называемые им «правилами философствования», ориентирующие ученых на отыскание объективных причин, являющихся общими для всех тел природы:
    1) опыт - основной источник наших знаний;
    2) общие законы природы познаются путем индукции частных эмпирических знаний к общим закономерностям (принципам);

    3) на основании этих принципов дедуктивным путем выводятся теоретические положения, проверяемые экспериментом.

    На основе его работ складывается стиль научного мышления Нового времени, для которого характерны: ориентация на эксперимент; использование преимущественно индуктивного способа получения нового знания; механицизм, т.е. сведение любого изучаемого процесса к законам механики.

    Названные исследовательские программы привели в итоге к становлению классической науки и зафиксировали статус и функции философского знания в естественнонаучном познании мира.

    В этот же период Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632-1704) разрабатывали теорию общественного договора, объясняющую причины и механизмы возникновения государства. Т. Гоббс («Левиафан») полагал, что: 1) естественное состояние общества - это «война всех против всех», т.к. природе человека присущи соперничество, недоверие и жажда славы; 2) государство, возникшее в результате договора между людьми, призвано обеспечить порядок и справедливость в обществе; 3) монархия - наилучшая форма правления, но допустимы и другие. По версии Дж. Локка («Трактаты о государственном правлении»): 1) для естественного состояния общества характерны равенство людей, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, но в нем нет механизмов разрешения споров и гарантий свобод и прав; 2) государство - результат необходимости защищать свободу и собственность; 3) разделение властей - основной принцип конституционного правления; 4) народ имеет право на свержение правительства, не выполняющего условия договора.

    Данные идеи получили дальнейшее развитие в философии эпохи Просвещения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта