Главная страница
Навигация по странице:

  • 50. Глобальные проблемы современности

  • 51Проблемы человека в ф и м

  • 52.личность и общество. Проблема прав, свобод ответственности личности военного врача

  • 53. философские проблемы свободы и смысла жизни

  • 54. духовная сфера общества

  • 55. Аксиология

  • Фс. 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины


    Скачать 316.76 Kb.
    Название1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины
    Дата04.02.2023
    Размер316.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФс.docx
    ТипДокументы
    #919286
    страница13 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Государство - это политический институт, организующий совместную жизнь индивидов на определенной территории и обеспечивающий там социальный порядок

    • Прежде всего, государство обладает строго очерченной территорией, представляющей собой фиксированное и охраняемое политическое и правовое пространство.

    • государство обладает высшей властью (суверенитетом) на занимаемой территории.

    • Государство представляет собой публичный политический институт. Публичная власть включает в себя государственный аппарат, профессионально занимающийся регуляцией общественных отношений, армию, обязанную защищать границы и территориальную целостность государства, полицию и пенитенциарную систему, следящие за общественным порядком и безопасностью граждан.

    • Для содержания публичной власти, осуществления различного рода социальных программ, материального обеспечения общественно жизни государство обладает исключительным правом собирать налоги и сборы.

    • Ключевая роль государства в мире политического проявляется и в том, что оно выражает интересы всего общества, поэтому оно призвано обеспечивать целостность и единство институтов, выполняющих управленческие и организационные функции

    Гражданское общество - система внегосударственных общественных отношений и институтов, гарантирующая человеку реализацию его естественных и социальных прав и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности свободных, относительно независимых членов общества.

    Проблема соотношения гражданского общества и государства достаточно широко рассматривалась К. Марксом в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам XIX в. Маркс пришел к четкому осознанию того, что в исследовании государства необходимо опираться на анализ гражданского общества. Не государство порождает общество, а наоборот, "в действительности семья и гражданское общество составляют предпосылки государства, именно они являются подлинно деятельными"

    Сфера деятельности гражданского общества, по Марксу, — не только экономика, но и культура, идеология и рожденные ими общественные движения.

    Центральной идеей гражданского общества является проблема соотношения частной и публичной сфер общественной жизни. С точки зрения личных интересов, можно выделить в качестве системообразующих такие принципы гражданского общества, как личная свобода, неприкосновенность и безопасность граждан, право собственности, право свободного существования и функционирования независимых объединений. Можно говорить о том, что принцип самоценности личности, ее автономности по отношению к государству, лежит в основании гражданского общества.

    активизируется деятельность и различных организаций, объединенных общностью интересов, вне зависимости от их месторасположения и отношения к государственным структурам.

    Многоуровневая система представительства интересов.

    При признании в качестве главной социальной основы гражданского общества среднего класса, состоящего из высокопроизводительных, высококвалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов следует согласиться с тем, что для адекватного функционирования гражданского общества необходим определенный тип личности

    Принципиален вопрос о взаимоотношениях между гражданским обществом и государством. Государство выступает в качестве гаранта соблюдения всеми агентами гражданского общества при их равном статусе общепринятых правил. Для позитивного взаимодействия гражданского общества и государства целесообразны самоограничения со стороны обоих институтов, при этом государство необходимо для реализации определенных обслуживающих функций.

    50. Глобальные проблемы современности

    Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование

    • Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми.

    • загрязнение окружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические и транспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд т двуокиси углерода и до 700 млн т паро— и газообразных соединений, вредных для человеческого организма.

    Наиболее мощные скопления вредных веществ приводят к появлению так называемых «озоновых дыр»

    • Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 10 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов (а с учетом их стоков эта цифра может быть увеличена в два раза).

    • Все это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Очевидно, что проблема общей деградации окружающей среды, следствием которой является ухудшение условий жизнедеятельности людей, является проблемой общечеловеческой

    ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде. Кроме ООН, большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играют такие неправительственные организации, как «Гринпис», Римский клуб и др. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.

    • проблема роста населения земного шара (демографическая проблема). Демографическая проблема порождена двумя глобальными демографическими процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограниченны, и уже сегодня ряду развивающихся стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. растет количество жителей и выходцев из развивающихся стран — людей малообразованных, неустроенных, не имеющих положительных жизненных ориентиров и привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения. это приводит к значительному снижению интеллектуального уровня человечества и распространению таких антисоциальных явлений, как наркомания, бродяжничество, преступность и т. п.

    • проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (так называемая проблема «Север—Юг»).

    Суть этой проблемы заключается в том, что большинство из освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения

    • проблема предотвращения новой — третьей мировой войны.Сохранение мира и обеспечение необратимости процессов ограничения вооружений и разоружение;

    • Освоение космического пространства;

    • Устранение голода и болезней;

    • Преодоление отсталости.

    • МОЖНО УПОМНУТЬ О ПРОБЛЕМАХ В МЕДИЦИНЕ ГЕНЕТИКА БОЛЕЗНИ ПСИХИЧ, В ТРАНСПЛАН, АБОРТЫ, ГЕИ и т.п.

    ВЫВОД:Все глобальные проблемы взаимосвязанны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете. Поэтому безъядерный, ненасильственный мир - не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное ус¬ловие для решения всех остальных глобальных проблем.

    51Проблемы человека в ф и м

    Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо пони-мая, что человек сам для себя является наиболее трудным для изучения предметом.

    Философский и медицинский подходы к проблеме человека взаимодействовали и пересекались на протяжении веков. В настоящее время точкой такого пересечения становятся философская и медицинская антропологии, первая - как целостное учение о человеке, вторая - как теория, занимающаяся медицинскими проблемами во всей их целостности. Философское понятие «бытие» шире, чем понятие «жизнь».

    В философии понятие «бытие» - это всеобщее понятие, это самоценность. Философская мысль рассматривает «жизнь», «смерть» и «бессмертие» как основные понятия человеческого бытия. Таким образом, понятия «болезнь», «здоровье», «эвтаназия», «самоубийство» философией могут быть рассмотрены только вместе с медициной.

    Философская мысль рассматривает жизнь, смерть и бессмертие как естественные феномены человеческого бытия: «Бытие людей есть реальный процесс их жизни», писали К. Маркс и Ф. Энгельс. В философии бытие понимается как нечто фундаментальное, абстрактное и гуманистическое, а в медицине понятие «бытие» - это всегда жизнь конкретного человека. Именно для того, чтобы лучше проникнуть в суть таких понятий как жизнь и смерть, здоровье и болезнь как бытие с помощью лекарств, эвтаназия как самоубийство больного с врачебной помощью, медицина нуждается в философском осмыслении.

    Однако, важнейшей среди проблем медицинской антропологии является попытка целостного осмысления природы и сущности человека, его места в мире, проблемы его жизни, страдания, здоровья и болезни. Собственно, предметом медицинской антропологии являются человек и его болезни.

    Здоровье в системе индивидуальных ценностей

    Здоровый человек — это тот человек, который имеет не только крепкий организм, но и способность жить полной жизнью в обществе, выполнять свои социальные роли. Больной человек — напротив, пораженный болезнью ораганизм и личность, измененная и страдающая в результате этой болезни. Рассматривать норму (здоровье) человека необходимо с учетом его социальной сущности - изучать целостное явление (человека), а не только его часть - организм (биологическое основание). В этом вопросе переплятаются философия и медицина. Поэтому мы, будущие врачи, должны быть сторонниками психосоматического подхода к здоровью человека.Одним из ключевых требований медицинской деонтологии считается развитие у врача особо гуманного отношения к личности больного, а также высокой ответственности за все свои действия. Врач призван не только профессионально лечить пациента, но и морально поддерживать его.
    52.личность и общество. Проблема прав, свобод ответственности личности военного врача

    Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

    На данный момент выделяют четыре теории личности:

    1. Биологизаторская - по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

    2. Социологизаторская - личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

    3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

    4. Идоническая теория Г. Юнга - личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.

    Этапы становления личности:

    Первый этап - человек.

    Можно сказать «родился человек», подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

    Второй этап - индивид.

    Индивид - это конкретный представитель человеческого рода.

    Третий этап - индивидуальность.

    Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).

    И, наконец, четвертый этап - личность.

    Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт. факторы развития личности

    1. Биологическая наследственность - она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

    2. Физическое окружение - означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

    3. Культура общества - т.е. каждое общество дает всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

    4. Групповой опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный «Я – образ», который появляется в результате оценок окружающих.

    5. Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

    ОБЩЕСТВО

    общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями.

    Результат деятельности людей – это развитие всего общества в целом.

    В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

    Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

    Вывод: люди приходят в мир с разными потенциалами, творческими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадлежала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность этих творческих потенциалов, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. Поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всего общества, его политики, проектов и программ

    СМОТРЕТЬ В№4 про военного врача.

    53. философские проблемы свободы и смысла жизни

    Нравственные поступки, соответствующие высоким нормам морали, может совершать только свободный человек как мыслящее существо, собственным разумом определяющий свои цели. Внутренняя свобода человека – мера его самоуважения и достоинства в борьбе с естественными эгоистическими стремлениями, толкающими его к нарушению долга. Человек как сознательно-моральное существо должен относиться с уважением не только к себе, но и к другим людям. В центре немецкой классической философии – проблема активности и свободы человека как духовного существа. Человеческая субъективность есть не что иное, как сложный и противоречивый внутренний мир человека, который наиболее зримо обнаруживает себя в так называемых пограничных ситуациях. К важнейшим экзистенциональным характеристикам человеческого бытия обычно относятся: сущность и существование, свобода, ответственность, смысл жизни.

    Свобода – способность и реальная возможность человека действовать в соответствии с собственными желаниями, волей.

    До сих пор вызывают интерес размышления русских философов конца XIX - начала XX в. о свободе. Так, пытаясь определить природу и сущность свободы, И. А. Ильин писал: «…внешняя свобода необходима для внутреннего самоосвобождения… Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материала своих страстей и своих талантов, и, значит, прежде всего – способность владеть собой и вести себя, а затем – и внутреннюю способность жить и творить в сфере духовного опыта, добровольно, искренно и целостно присутствия в своей любви и в своей вере. Воистину свободен духовно-самостоятельный человек; человек же, освобожденный только во внешнем, может злоупотреблять своей свободой и превращать ее в совершенную внутреннюю несвободу, в ужасающее внутренне рабство».
    54. духовная сфера общества

    1.Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете).. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

    Элементы духовной сферы общества:

    • духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия

    • духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат

    • духовное потребление

    • духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений.

    • духовное производство

    Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре

    Функции духовного производства:

    1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.

    2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.

    3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.

    4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.

    5.Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

    Виды духовного производства:

    1. Наука.

    2. Искусство.

    3. Религия.

    55. Аксиология. Диалектика материальных и дух ценностей.

    Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира.

    Ценности – значимые для человека объекты, в которых отражены устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека; также в ценности выражено отношение данного человека к предмету или явлению..

    Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта