Главная страница
Навигация по странице:

  • 33. Категории необходимости и случайности, их методологическое значения для медицины, военного дела.

  • 34. Категории возможности и действительности, их методологическое значение в мед. исследовании.

  • 35. Философские проблемы медицины. Сущность и содержание понятий здоровья, болезни.

  • 36. Проблемы теории познания. Познание как процесс отражения действительности.

  • 37. Характеристика чувственного познания и его форм

  • 38. Абстрактное мышление и его формы. Сущность клинического мышления.

  • 39. Философское учение об истине и ее критериях. Истина в медицинском диагнозе и заключении.

  • 40. Методология и методы научного познания, их классификация. Формы научного познания.

  • 41. Наука как форма деятельности и социальный институт. Научное и вненаучное знание. Медицина как наука.

  • 42. Сущность и содержание научных революций

  • Фс. 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины


    Скачать 316.76 Kb.
    Название1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины
    Дата04.02.2023
    Размер316.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФс.docx
    ТипДокументы
    #919286
    страница11 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    32. Детерминизм и теория причинности в медицине.

    Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.

    Детерминизмом называют учение о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены Богом (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или явлениями природы (космологический детерминизм), или специально человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее. Детерминизм может перейти, при неполном истолковании, в фатализм, а противоположностью детерминизма является индетерминизм.

    Пьер-Симон Лаплас был приверженцем абсолютного детерминизма. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положения и скорости всех частиц в мире в некий момент, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Такое гипотетическое существо впоследствии было названо демоном Лапласа.

    теория причинности в медицине

    Этиология — это учение о причинах болезней и как таковое тесно связано с философской категорией, причинности.

    Все явления природы детерминированы и подчиняются общим закономерностям, все частные законы отражают те или иные взаимосвязи явлений объективного мира. Очевидно, и этиология должна быть прежде всего учением о таких связях: самые связи должны обладать свойствами закона и как всякий закон должны иметь относительную устойчивость, упорядоченность и повторяемость в своих проявлениях.

    Принципы связи и взаимосвязи биологических явлений, подлежащих теоретическому анализу, исключают трактовку этих явлений как простой последовательности ряда событий без их взаимосвязи. Нельзя мыслить причину иначе как связь причины с действием. Причинная связь — необходимая связь. Отсюда неразрывность причины и действия, их единство.

    Сказанное исключает одностороннее представление о причине. Нельзя выделить или обособить какой-то один «главный», «ведущий», тем более единственный фактор и свести к этому фактору всю этиологию явления. Но так именно учение об этиологии выглядит сейчас, на­пример, в проблеме инфекции, онкологии. Больше того, слово «инфекция» в научных сообщениях, в учебниках употребляется в двух принципиально разных смыслах: для обозначения и инфекционного процесса (инфекция), и инфекта-возбудителя, т. е. микроба. Сплошь и рядом мы можем услышать или прочесть о том, что инфекция (т. е. инфекционный процесс) протекала тяжело, легко или что инфекция (т. е. по смыслу уже микроб) попала в рану, в организм, что она «очень вирулентна» и т. п. Другими словами, причина и действие терминологически объединяются. Их единство становится тождеством.

    Любое явление причинно обусловлено; оно возникает из взаимодействия некоторой совокупности факторов (вещественных, энергетических, информационных); Становление (возникновение) и развитие любого явления происходит не произвольно, а подчиняется закономерным связям (динамического или вероятностно-статистического типа); Поскольку возможно познание законов возникновения и развития любого явления, постольку возможны научное предсказание и управление процессами природы и общества.

    33. Категории необходимости и случайности, их методологическое значения для медицины, военного дела.

    Категории необходимость и случайность взаимодействуют как две противоположности и находятся в настолько тесном диалектическом единстве, что переходят друг в друга. «То, что утверждается как необходимость, слагается из чистых случайностей, а то, что считается случайностью, представляет собой форму, за которой скрывается необходимость» (Ф. Энгельс). Возможность взаимопереходов понятна: каждое явление, каждый процесс содержит одновременно элементы как необходимости, так и случайности, но в разных соотношениях; при изменившихся условиях соотношения изменяются, и тогда происходит переход. Необходимость и случайность неразрывно связаны с причинностью и другими категориями диалектики. Необходимость – это категория для отражения общего, типичного, устойчивого в явлениях и процессах действительности. Категория случайности, наоборот, отражает единичное, поверхностное, преходящее. Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие процессов и явлений, когда они с неизбежностью вытекают из предшествующих событий.

    Эта установка должна быть для врача исходной по отношению ко всем исследуемым процессам, в том числе случайным. Необходимо помнить, что нет беспричинных случайностей. Там, где на поверхности происходит игра случайности, сама эта случайность всегда подчинена внутренним, скрытым законам. Задача врача состоит в том, чтобы открыть законы, лежащие в основе категорий необходимости и случайности. Для этого от него требуется:

    • знать и учитывать условия, в которых возникают и развиваются различные процессы;

    • предвидеть тенденцию развития исследуемых явлений и процессов;

    • улавливать нарастание сил, благоприятствующих переходу необходимости из возможности в действительность.

    Причина необходимости всегда внутренняя, т. е. заключена в ней самой, тогда как причина случайности обычно внешняя, посторонняя. Не существует беспричинной необходимости и случайности. Причины необходимых процессов и явлений заключены внутри них или в совокупности обстоятельств, постоянно их сопровождающих. Причины же случайных явлений находятся за их пределами, во внешних обстоятельствах, постоянно не связанных с ними. Большую опасность для врачебного мышления представляет точка зрения механистического или абсолютного детерминизма, которая через отрицание случайных явлений ведет к фатализму [27]. Применение в медицине статистических методов исследования способствует выявлению необходимой, закономерной основы изучаемых единичных явлений, кажущихся на первый взгляд случайными. При помощи данных методов за кажущимся нагромождением случайных явлений познается их необходимая и закономерная основа. Для этой пары категорий характерно то, что они отражают явления и процессы всегда в тех условиях, в каких эти явления и процессы возникают и развиваются.

    34. Категории возможности и действительности, их методологическое значение в мед. исследовании.

    Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

    Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

    Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

    В. и д. - это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. В. и д.- соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. Примером такого превращения может служить любое превращение предмета из одного качественного состояния в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию и т. д. В случае, когда зерно превращается в растение, зерно является исходным пунктом, а растение - результатом развития. Зерно содержит в себе различные возможности, в нем действуют различные тенденции развития. При благоприятных температурных и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в растение. В зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе возможность растения - его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения - его вторая ступень развития. Возможность превратилась в действительность.

    Категории возможность и действительность. Возможность представляет определенную ступень в развитии действительности. Возможность – это неосуществленная действительность, состоящая из совокупности предпосылок, которые при наличии определенных условий реализуются в действительность. В организме человека постоянно происходит процесс превращения возможности в действительность. Болезнь человека содержит возможность выздоровления, а здоровый организм обладает возможностью заболевания. Так, попадание возбудителей инфекции в организм не ведет автоматически к возникновению болезни, являясь лишь возможностью заболевания. Для превращения возможности заболевания в реальную болезнь необходимы благоприятные условия (ослабление иммунологической реактивности, вирулентность возбудителя, наличие входных ворот и др.)

    35. Философские проблемы медицины. Сущность и содержание понятий здоровья, болезни.

    К ним относятся вопросы о ее месте среди наук о человеке, о сущности здоровья и болезни, а также проблема поиска конструктивных принципов построения теории медицины.

    Современная медицина представляет собой обширную и глубоко дифференцированную отрасль научного знания. Познавательные интересы медицины простираются от молекулярного и клеточного уровня морфофизиологии человека до социально-политических и правовых норм человеческого общежития. Со времени возникновения экспериментирующего естествознания она в своем теоретизировании исходила из принципов механики, физики и химии. Со второй половины 19 в. медицина в своих теоретических установках рассматривается как ветвь биологии, поэтому наиболее распространенные воззрения в сфере философских вопросив современной медицины исходят из принципов теоретической и методологической общности биологии и медицины. Однако основополагающие понятия медицины — здоровье, норма, болезнь, этиология, патогенез, нозологическая единица и др. — пересекаются или стыкуются с целым рядом понятий биологии, но по своему содержанию не сводятся к ним и не поглощаются ими. Несомненная взаимосвязь медицины с другими науками фактически определяется уже тем, что человек как объект медицины представляет собой высшее единство, связывающее в неразделимое целое все пять основных форм движения материи. Именно поэтому медицина, опираясь на известные закономерности низших форм движения материи, может разрабатывать методы диагностики и лечения болезней, основанные на принципах механики (например, баллистокардиография), физики (например, электрокардиография, различные методы физиотерапии) и химии (например, клинико-лабораторные анализы). Причем в разработке методов диагностики и терапии главная проблема заключается в раскрытии нормативно-физиологического или патологического значения механических. физических и химических свойств и процессов в организме, производных от закономерностей целостной жизнедеятельности. И только медицина (а не механика, физика или химия) способна квалифицировать механические, физические и химические параметры целостной жизнедеятельности как причастные состоянии) здоровья или состоянию болезни.

    Здоровье человека - чрезвычайно сложная, индивидуально варьирующая, развивающаяся категория, связанная с его сущностью. И в то же время это самая что ни на есть норма. Здоровье - норма, нормальное состояние человеческого организма. Болезнь - отклонение от нормы, патология. Смерть - прекращение, уничтожение нормы.

    здоровье – это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры. это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества(биологический, медицинский, экологический, социальный, демографический, экономический, психологический, педагогический, культурологический)

    Болезнь, заболевание (лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

    Болезнь - это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз. Является следствием ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в противопоставлении патогенным факторам.

    Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы:

    Механические, физические, химические, биологические, психогенные (для человека).

    36. Проблемы теории познания. Познание как процесс отражения действительности.

    Гносеология – теория познания. Субъект – человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект – то, на что направлено познание. Познаваем ли мир? Достоверно ли знание? Есть ли объективная истина? Получить знания можно чувственно и рационально. Чувственное дает мироощущение, рациональное - миропонимание.

    Теория познания изучает:

    1) возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни), объективно детерминированную структурой познаваемой реальности;

    2) структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);

    3) характер мысленных отражений с точки зрения их детерминации, проверяемости и ценностной определенности.

    Первая проблема - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. К условиям, при которых возникает познавательный феномен, относятся: 1) природа (весь мир в его бесконечном многообразии свойств и качеств); 2) человек (мозг человека как продукт той же природы); 3) форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства). Если все три компонента в наличии и во взаимосвязи, феномен познания возникает. В противном случае говорить о познании проблематично. Необходимо определиться также и с понятием "отражение", которое лежит в основе осмысления процесса познания. Упрощенное понимание этого термина приводит к вульгаризации диалектики познания. Под отражением понимается процесс взаимодействия, при котором одни материальные тела, процессы, явления своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, процессов, явлений, сохраняя при этом след взаимодействия.

    Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Говоря об источнике познания, мы можем с достаточным основанием утверждать, что внешний мир доставляет, в конечном счете, исходную информацию для обработки. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.

    К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Вот круг вопросов, как бы обозначающих суть этой проблемы.

    Субъект познания — это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта - т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке.

    Формулировка четвертой проблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции.

    Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии? Дж. Локк, характеризуя стиль и отчасти смысл достижения истины, писал: "Поиски разумом истины представляют род соколиной или псовой охоты, в которой сама погоня за дичью составляет значительную часть наслаждения. Каждый шаг, который делает ум в своем движении к знанию, есть некоторое открытие, каковое является не только новым, но и самым лучшим, на время, по крайней мере.

    Говоря об основных проблемах классической теории познания, нельзя не упомянуть и о принципах, на которых она базируется, в их числе:

    - принцип познаваемости мира;

    - принцип определяющей роли практики;

    - принцип отражения, который включает в себя следующие идеи: всеобщности отражения; отражаемое первично, отражающее вторично; отражение — это диалектический процесс; познание — высшая форма отражения; образы отражения субъективны по форме, объективны по содержанию; исходный и конечный пункт познания — практика.

    Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире, называется познанием.

    Таким образом, гносеология (теория познания, эпистемология) — это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности.

    37. Характеристика чувственного познания и его форм

    Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

    Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

    К формам чувственного познания относят:

    Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

    Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

    Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

    Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

    38. Абстрактное мышление и его формы. Сущность клинического мышления.

    Абстрактное мышление относится к такому виду мышления, которое не берет во внимание отдельные детали, а концентрируется на размышлении в целом. Это дает возможность совершить абсолютно новые открытия. Такое мышление рекомендуется развивать еще с раннего возраста, тогда это в значительной мере поможет в решении важных задач в будущем.

    Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

    К формам абстрактного мышления относят:

    Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

    Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

    Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

    Клиническое мышление - это специфическая мыслительная сознательная и подсознательная деятельность врача, дающая возможность наиболее эффективно использовать данные науки, логики и опыта для решения диагностических и терапевтических задач в отношении конкретного больного. Основные формы клинического мышления осуществляются через анализ и синтез.

    Первая задача клинического мышления — и никаким другим методом ее заменить нельзя — это помочь врачу познавать самую сущность больного. Врач при этом пытается расценить не только то, к какой категории личностей принадлежит данный больной, но и охватить в едином целостном образе характерологические черты его. От оценки характера зависят не только использование анамнестических высказываний больного, но в большеи степени также и реакции больного, вызываемые болезнью. Поэтому эта оценка в каждом случае имеет важное значение для установления диагноза(соотношение рациональных и чувственных методов познания). Так, например, совершенно иначе приходится расценивать проявления боли у людей сдержанных, чем у лиц, склонных к истерическим реакциям. Надо всегда прежде всего взвесить, насколько верно отражают сущность болезни внешние формы ее проявления у данного больного. Это позволит учесть долю психических факторов в его болезни. Врач при этом никогда не должен забывать, что; и на органические заболевания очень часто наслаивается доля психического. Неправильные диагнозы ставятся иногда только потому, что в этих случаях переоценивался психический компонент, но, Конечно, гораздо чаще бывает наоборот: истерические реакции принимаются за подлинные и тем самым психоневрозы ошибочно диагностируют как поражения органического происхождения. Каждое жизненное проявление больного есть выражение его личности и позволяет сделать диагностические выводы в этом направлении. Из всех выразительных движений наибольшее значение приобрел анализ почерка. Хотя графология только в особых случаях дает диагностические указания на характер заболевания (нервные болезни), она несомненно завоевала свое определенное место при оценке личности. Диагностическое значение отдельных внешних особенностей больного. В этом разделе мы вынуждены ограничиться некоторыми характерными симптомами и немногими указаниями.

    39. Философское учение об истине и ее критериях. Истина в медицинском диагнозе и заключении.

    Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».

    Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

    Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

    • Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    • Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

    • Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

    Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

    Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

    Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

    Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

    1. соответствие законам логики;

    2. соответствие ранее открытым законам науки;

    3. соответствие фундаментальным законам;

    4. простота, экономичность формулы;

    5. парадоксальность идеи;

    6. практика( целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.) Формы практики:

    -материальное производство (труд, преобразование природы);

    -социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);

    -научный эксперимент.

    Основным вопросом, возникающим перед врачом при его встрече с больным, является постановка диагноза — краткого медицинского заключения о сущности заболевания и состояния больного. Постановка диагноза — самая трудная и сложная задача в области клинической медицины, ибо и лечение, и прогноз, и профилактика зависят от диагноза. Разновидностей клинических диагнозов существует много, они могут формироваться по методу построения, по времени выявления, по степени обоснованности. В практической медицине чаще всего используются только три вида диагноза: предварительный, основной (клинический) и окончательный, которые отражают определенные этапы диагностики.

    Диагноз - заключение о существе объекта обследования, выраженное в терминах, регламентированных номенклатурами и классификациями отрасли деятельности, к которой обследуемый объект относится.

    40. Методология и методы научного познания, их классификация. Формы научного познания.

    Метод – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

    Понятие «методология» имеет два основных значения:

    - система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (наука, политика, искусство);

    - учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

    Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

    Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод – это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

    Каждый метод – безусловно важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:

    - недооценивать метод и методологические проблемы, считая это все незначительны делом, отвлекающим от настоящей работы, подлинной науки (методологический негативизм);

    - преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращая метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия (методологическая эйфория).

    Методология как общая теория метода сформировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Теснейшая связь и взаимодействие установились между методологией, с одной стороны, и философией с логикой, с другой стороны.

    Классификация методов научного познания.

    Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. Что касается методов науки, то оснований для их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и так далее. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и так далее. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные методы и так далее.

    все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по общности и широте применения):

    1) Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический методы. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и другие.

    2) Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям часто относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность» и другие.

    3) Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии, социально-гуманитарных наук.

    4) Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

    5) Методы междисциплинарного исследования – как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

    ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    это способы познания, к которым относятся: проблема, гипотеза, теория.

    Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа, включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение. Гипотеза - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании, в ходе которых одни гипотезы превращаются в теории, другие уточняются и конкретизируются, третьи - отбрасываются как заблуждения.

    Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, в структуре которой выделяются: а) исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, философские установки; б) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории; в) логика и методология, применяемые для ее построения.

    41. Наука как форма деятельности и социальный институт. Научное и вненаучное знание. Медицина как наука.

    Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия решений, выбора, преследования своих интересов, признания ответственности. Именно деятельностное понимание науки особо отмечал В.Вернадский: «Ее (науки) содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей».

    Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, ради чего армии ученых тратят свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и основная ценность науки.

    Третье, институциональное понимание науки, подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д.

    Институт предполагает действующий и вплетенный в функционирование общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека;

    Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

    • совокупность знаний и их носителей;

    • наличие специфических познавательных целей и задач;

    • выполнение определенных функций;

    • наличие специфических средств познания и учреждений;

    • выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

    • существование определенных санкций.

    Как вид деятельности и социальный институт наука сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин (таких как история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и т.д.) В настоящее время активно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.п.

    Отличительный признак научного знания по сравнению с другим, вненаучным - это его теоретический характер и непосредственная связь с опытом, посредством которого оно проверяется на истинность или ложность. Цель науки связана с получением новых, достоверных знаний о действительности, которые описывают, объясняют или предсказывают ее процессы и явления.

    Наравне с научными знаниями существуют и вненаучные. К ним относят, например, обыденные знания, необходимые в повседневном мире и связанные с удовлетворением естественных потребностей человека в пище, тепле, отдыхе и пр. Эстетические знания отличаются от научных отсутствием аргументированности и доказательности. Религиозные, мистические, эзотерические знания также не являются научными, поскольку не имеют однозначного эмпирического подтверждения. Существует и псевдонаучные знания, к числу которых относят: алхимию, астрологию, спиритуализм, уфологию, экстрасенсорику и т.п.

    Довольно специфическим является взаимодействие научных и философских знаний, которые по ряду признаков являются ненаучными. Так, философские знания абстрактны и теоретичны, они не имеют подтверждения опытом. Превращение философских знаний в научные отстаивалось позитивистами, которые игнорировали их мировоззренческие функции. Методологическая роль философии обусловливает ее связь с теоретическими проблемами наук.

    Критерии научности позволяют отделить научные знания от вненаучных. К их числу относят: систематичность, теоретическую полноту, логическую правильность, подтверждение опытом, использование научных методов.

    Медицина (лат. medicina, от medicus — врачебный, лечебный), область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Опытным путем в течение многих веков были накоплены лечебные средства и приемы, которые сохранились в народной медицине и (позднее) частично вошли в научную медицину.

    Вершиной врачебного искусства в древнем мире была деятельность Гиппократа. Во 2 в. н. э. представления античной медицины были систематизированы Галеном; его система, дополненная Ибн Синой и канонизированная церковью, господствовала в медицине вплоть до начала нового времени. Анатомо-физиологические открытия А. Везалия, У. Гарвея, труды Парацельса, клиническая деятельность А. Паре и Т. Сиденхема (16-17 вв.) способствовали возвращению медицины на основы опытного знания. Достижения естествознания и техники, развитие клинико-анатомических и клинико-экспериментальных направлений, методов объективного исследования больного (18-19 вв.) обусловили становление научной медицины. В процессе развития медицина дифференцировалась на ряд самостоятельных отраслей, изучающих: строение и функции организма здорового человека — анатомия, физиология, гистология, биохимия; больной организм — патологическая физиология, патологическая анатомия; болезни и их лечение — терапия, хирургия; влияние на здоровье людей условий окружающей среды, труда, быта — гигиена.

    Современная медицина является областью научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению, сохранению и укреплению здоровья людей.

    42. Сущность и содержание научных революций

    НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.

    Историческими примерами научной революции могут служить переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математической физики 16—18 вв., переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение электродинамической картины мира (19 в.), создание квантоворелятивистской физики в нач. 20 в. и др.Научная революция- процесс коренного, качественного переворота, вызываемый научными достижениями и открытиями; коренная ломка представлений о строении мира и положения в нем человека, великий поворот в мышлении, перелом в развитии науки. При этом старое, занимавшее до тех пор господствующее положение, быстро заменяется на новое, а не переделывается постепенно шаг за шагом. Революции совершаются людьми как их сознательная и целенаправленная деятельность.

    Проблема анализа природы и структуры коренных изменений научного знания стала особенно актуальной в связи с прогрессом науки и техники ХХІ века. В 70-е годы в западной философии и истории науки к данной проблеме обратился в своем труде «Структура научных революций» Томас Кун. Книга вызвала большой интерес не только историков науки, но и философов, психологов, социологов и многих других. Взгляд автора на развитие науки вызвал массу споров. Кун говорил о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов, но, в отличии от многих авторов, которые затрагивали эту тему, Кун пошел дальше - он начал отвечать на вопросы различия небольших и коренных изменений, как эти коренные сдвиги развиваются (возникают, подготавливаются), каковы предпосылки появления этих революционных сдвигов в развитии науки. Томас Кун в своей книге критикует коммулятивистский подход (простое накопление и рост научного знания без раскрытия внутренней закономерности происходящих в процессе познания изменений), предлагая свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.

    История по Т. Куну

    Допарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. Допарадигмальный период, по мнению Куна, характерен для зарождения любой науки. На ранних стадиях развития любой науки различные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, далеко не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления.

    На смену допарадигмальной науки приходит, по мнению Куна, зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной общепринятой парадигмы. Существование парадигмы предполагает и более четкое определение области исследования в зрелой науке (или профессионализм). Именно благодаря принятию парадигмы школа, интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится вполне профессиональной научной школой, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину.

    Зрелая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов. Период нормальной науки(«Нормальной наукой» Кун называет исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом в качестве основы для развития, то есть это исследование в рамках парадигмы и направленное на поддержание этой парадигмы) сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова наступает период нормальной науки.

    Согласно концепции Куна, развитие науки идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через смену ведущих представлений - через периодически происходящие научные революции.

    Познавая окружающий мир, человек стремится создать в своем сознании его определенную модель или, как говорят картину мира. На каждом историческом этапе развития представления о мире различны, т. е. картина мира изменяется (эволюционирует) по мере познания окружающей реальности. Картину мира можно понимать как парадигму миропонимания – совокупность идей, теорий, методов, концепций, описывающих известный человеку природный мир. В период господства какой-либо парадигмы происходит «мирное» развитие науки, т. е. количественное накопление знаний о природе. Такое развитие естествознания было характерно, например, для натурфилософии античности. Смена научных парадигм представляет собой революцию в естествознании. Революция – это переворот. Научная революция – это коренные изменения в научных знаниях, радикально меняющие прежнее видение мира.

    В истории науки выделяют три глобальные научные революции.

    В VI−IV вв. до н. э. произошла первая революция в познании мира, в результате которой и начинается зарождение самой науки. Она связана с именем Аристотеля, который создал формальную логику – главный инструмент выведения и систематизации знания. Научное знание было предметно дифференцировано, науки о природе отделены от метафизики, математики. Аристотелем были определены нормы научности знания, даны образцы объяснения, описания и обоснования в науке, многими из которых пользуются и сейчас.

    Вторая глобальная научная революция произошла в эпоху перехода от средневековья к Новому времени. Исходным моментом этой революции является появление гелиоцентрического учения великого польского астронома Н. Коперника. Однако одно только это учение не отражает суть перемен, происходящих в этот период в науке. Научная революция XVI−XVIII вв. привела к становлению классического естествознания. Основоположниками его были Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Итогом работы этих ученых стало создание механистической научной картины мира (МКМ) на базе экспериментально-математического естествознания. Основополагающими идеями МКМ являются классический атомизм и механицизм, а ее ядром – механика Ньютона. Фундаментальные понятия этой картины мира: материя, движение, пространство, время, взаимодействие.

    Третья научная революция. Конец XIX – начало XX в. ознаменовались целой серией блестящих открытий в физике (открытие сложного строения атома, открытие явления радиоативности, рентгеновских лучей, дискретного характера электромагнитного излучения и др.), возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г. Менделя. Их общим итогом явился сокрушительный удар по механистической картине мира, смена старой парадигмы. С середины 90-х годов XIX в. началась третья глобальная научная революция. Наиболее значимыми теориями, положенными в основу новой научной парадигмы, стали теория относительности Эйнштейна и квантовая механика. С появлением этих теорий изменилась и естественно-научная картина мира.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта