Главная страница
Навигация по странице:

  • Интуитивно–волевой

  • 23. Диалектика как система. Диалект. и метафизическая концепции развития.

  • 24. Закон как философская категория. Классификация законов.

  • 25. ЕДИНСТВО И БОРЬБА́ ПРОТИВОПОЛО́ЖНОСТЕЙ и патологический процесс

  • 26. Диалектика количественных и качественных изменений. Проблема состояний, нормы, патологии в медицине.

  • Фс. 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины


    Скачать 316.76 Kb.
    Название1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины
    Дата04.02.2023
    Размер316.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФс.docx
    ТипДокументы
    #919286
    страница9 из 16
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

    Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств.

    Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик.

    Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.

    Кроме рефлексии и отражения объективной реальности, сознание выполняет и другие функции, которые указаны в следующей классификации:

    Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание)

    Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций.

    Порождающая – творческая или креативная

    Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем.

    Время образующая – способность отслеживать связь между прошлым настоящим и будущим.

    Рефлексивная – основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.

    Кроме этих классификаций имеются и другие, например:

    Аккумулирующая – накопление информации.

    Интеграционная – объединяющая все системы восприятия объективного мира.

    Коммуникативная – определяющая за наше окружение.

    Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является идеальность. Идеальное - характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека.

    Идеальное, с его точки зрения, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное - это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное широко представлено в трудовой практической деятельности. От практики оно отличается тем, что в нем самом нет ни одного атома вещества того предмета, который подлежит созданию. Когда у инженера появляется идея новой машины, он создает при этом не реальную, а идеальную машину. Идеальная форма - это форма вещи, но существующая вне этой веши, в сознании человека, в виде его активной жизнедеятельности. Идеальное - это то, чего в самой природе нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике. Идеальное как форма человеческой деятельности существует только в деятельности, а не в результатах, ибо деятельность и есть это постоянное, длящееся "отрицание" наличных, чувственно воспринимаемых форм вещей, их изменение, их "снятие" в новых формах. Когда предмет создан, потребность общества в нем удовлетворена, а деятельность угасла в ее продукте, - умерло и само идеальное. Идеальный образ, например, хлеба, возникает в представлении голодного человека или пекаря, изготовляющего этот хлеб; в голове сытого человека, занятого строительством дома, не возникает идеальный хлеб. Но если взять общество в целом, в нем всегда наличествует и идеальный хлеб, и идеальный дом, и любой идеальный предмет, с которым реально имеет дело реальный человек в процессе производства и воспроизводства своей материальной жизни.

    *Сознание приводит к творчеству. Универсальность и объективность сознания создают для человека условия для безграничного воображения, что обеспечивает условия для творческой деятельности.

    Возможности сознания формируются и меняются под воздействием и под влиянием общества. Это относится как сознанию в форме отражения, так и в форме творческой деятельности.

    Сознание является строго индивидуальным и несет в себе отметину человеческой индивидуальности. Сознание отталкивается от чувственного воображения и поднимается до уровня мышления, где и осуществляется осознание и творческое созидание новых идей и представлений, оценка тех или иных проблемных ситуаций и пр.

    23. Диалектика как система. Диалект. и метафизическая концепции развития.

    Диале́ктика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

    -учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс, Ленин).

    Существует две концепции развития: диалектическая и метафизическая. Метафизическая концепция понимает развитие как уменьшение или увеличение, как движение по кругу. Источник развития метафизика видит в действии внешних сил. Формами метафизического мышления являются: механицизм, сведение всего многообразия мира к механике, а в более общем случае – высшего к низшему, сложного к простому; догматизм – приверженность к ранее принятым положениям (догмам), даже опровергнутым; эклектика – беспринципное смешение разнородных идей, взглядов, теорий; софистика – формально правильные, но ведущие к ложным выводам заключения.

    Главное различие между диалектикой и метафизикой— в понимании причины развития. Метафизика или отвлекается от источника изменения и развития или переносит его вовне (бог, сознание человека и др.). Тем самым она органически смыкается с идеализмом, с религией. Диалектика видит источник изменения и развития в самих вещах. Она позволяет, следовательно, объяснять мир, исходя из него самого, постигать происходящее в мире во всем его действительном своеобразии.

    Диалектика – это учение о наиболее общих видах связи и развития природы, общества и мышления. Основные принципы диалектики: принцип связи и принцип развития. Под категорией «связь» понимается зависимость одного объекта от другого в каком-либо отношении. Диалектика изучает наиболее общие связи, такие как причинные, пространственные, временные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, прямые и обратные и т.п.

    Закон – это выражение существенной, необходимой, общей, устойчивой связи явлений. По степени общности законы подразделяются на частные, общие и всеобщие. Последние и изучает диалектика. Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

    Закон единства и борьбы противоположностей составляет суть, ядро диалектики – он вскрывает источник развития. Все объекты в мире содержат противоположные стороны. Противоположности – это такие стороны, силы и тенденции, которые взаимополагают и взаимоотрицают друг друга. Наличие в предмете противоположных сторон называется противоречием. Противоречие приводит к изменению предмета и к его отрицанию. Суть этого закона состоит в том, что все объекты в мире содержат противоположные стороны. Они находятся в состоянии единства, взаимообуславливает друг друга, а также в состоянии борьбы, отрицают друг друга. Это диалектическое противоречие приводит к изменению предмета и к его отрицанию. Виды противоречий многообразны: внутренние и внешние; противоречия, присущие отдельным формам движения материи; большая группа социальных противоречий.

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития, когда количественные изменения, накапливаясь и достигая границ меры, переходят в качественные и наоборот. Качество – это совокупность существенных свойств предмета. Теряя качество, предмет перестает существовать. Количество – это объективная степень различия предметов по однородным свойствам. Мера – интервал значений свойств, в рамках которого существует данное качество. Скачок – это переход от одного качества к другому. Характер скачка зависит от внутренних свойств явления и внешних условий его протекания.

    Определенные формы развития представляют эволюция и революция. Эволюция – постепенное изменение качества с сохранением его определенности. Революция – качественное изменение экономического базиса общества, надстройки, науки.

    Закон отрицания отрицания характеризует направленность развития. Отрицание – это переход от одного качества к другому. Простое, метафизическое отрицание – это разрушение чего-либо, смерть организма. Диалектическое отрицание имеет иную природу. Для него характерны такие черты, как самоотрицание, создание предпосылок для дальнейшего развития, преемственность, удержание всего положительного, жизнеспособного, что было в отрицаемом старом. Гегель выделил следующую триаду развития: тезис – антитезис - синтез. Развитие идет по спирали от одного отрицания – антитезис – к другому отрицанию – синтез. Здесь наблюдается как бы возврат к старому, однако на новой основе: зерно – колос – зерно.

    Категории диалектики - наиболее общие понятия (сознание, движение, развитие, материя, бытие). Категории являются отражением материального мира.

    24. Закон как философская категория. Классификация законов.

    Под законом в философии понимается обобщённое отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные, повторяющиеся при определённых условиях свойства явлений и процессов. Философские законы отличаются тем, что они применимы к объектам и носителям любого вида, а потому действительны в каждой конкретной науке. Общность и универсальности законов философии вытекает из способа их построения – они формулируются с использованием философских категорий, являющихся самыми общими единичными понятиями мышления.

    В статическом смысле любую отдельную философскую категорию можно считать законом особого рода, поскольку каждая категория отражает нечто существенное, особенное в вещах, отличающее её по отношению ко всему миру.

    Философские принципы строятся не менее чем из двух категорий и также являются частным случаем закона. Знание, заключённое в принципах и отражаемое связью соответствующих категорий, вычленяет в явлениях устойчивые определённые взаимосвязи различных сторон действительности – любое явление имеет форму, содержание, свою сущность, качество, количество, и т.д., которые могут влиять друг на друга.

    В отличие от принципов, закон не только строится на базе нескольких категорий, но и подразумевает в своей формулировке механизм своего осуществления, выражаемого в описании порядка взаимодействия категорий друг с другом. Это даёт возможность описать механизм явления или процесса на универсальном языке философских категорий. Согласно синкретике, принципы могут строиться из любого набора категорий в любом сочетании. В определённой степени это справедливо и для философских законов, естественным ограничением здесь можно считать соответствие законов практике.

    1. Законы диалектической философии

    закон единства и борьбы противоположностей-

    «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу».

    закон перехода количества в качество-

    «Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет».

    Закон отрицания отрицания-

    «Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого».

    1. Законы философии, основанные на синкретной логике(относительная равноценность и самостоятельность любых философских категорий, их определение только друг через друга (аналогично любое число теряет смысл в отрыве от остальных чисел))

    2. Закон сохранения и изменения организации системы(система- всегда некоторая целостность, делимость на элементы, структура в виде системообразующих связей между элементами, упорядоченность элементов, а также новые системные качества, которые не проявлялись у элементов по отдельности.

    Под организацией в широком смысле понимаются все совокупности устойчивых, одновременно сохраняющихся элементов и связей системы, взятых в их развитии и переходящих одна в другую. Можно также сказать, что организация отражает историю развития множества всех инвариантов системы. Сами же инварианты есть сохраняющиеся во времени объекты (субъекты) с материальными и идеальными атрибутами, свойства, равновесные состояния, законы сохранения, движения и существования систем. Текущая организация отражает то состояние инвариантов системы, которое имеется в настоящий момент.)

    1. Закон экстремума организации(Из математики известно, что закон любого движения можно рассматривать как следствие экстремума некоторого соответствующего функционала. Будем считать, что при выборе истинной траектории движения системы или истинного параметра экстремум заданного функционала является необходимым элементом организации, тогда и вариационные принципы и действующие в системе законы являются особой формой закона сохранения организации.)

    2. Закон подобия носителей разных масштабных уровней

    3. Закон связи экстремумов организации и потоков движения

    4. Закон связи организации и потоков существования

    5. Закон сохранения энергии

    6. Закон сохранения и изменения носителей

    7. Закон сохранения и изменения информации

    25. ЕДИНСТВО И БОРЬБА́ ПРОТИВОПОЛО́ЖНОСТЕЙ и патологический процесс

    …- один из основных законов материалистич. диалектики. Суть этого закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение к-рых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой – составляет внутр. импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектич. Противоречие, к-рое и составляет суть данного закона. Т. о., диалектич. принцип противоречия отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их противоречивость. Противоречия нельзя отделить от единства противоположностей: каждая из диалектич. противоположностей невозможна объективно и немыслима без другой, без внутр. отношения к ней, "...как невозможно иметь в руке целое яблоко после того, как съедена его половина" (Энгельс Ф., см. Маркс К.)

    Диалектич. противоречие – это взаимоотношение между такими моментами, сторонами, тенденциями в составе целого, к-рые не даны извечно в готовом и неизменном виде, а возникают и развиваются – из несущественного различия превращаются в различия существенные, т.е. в противоположности. Говоря, напр., о существовании товара как потребительной стоимости и как стоимости Маркс отмечал, что это двойное существование "...должно развиваться в различие, различие – в противоположность и в п р о т и в о р е ч и е" ("Архив Маркса и Энгельса"). Противоречие, столкновение, борьба противоположностей являются наиболее общей и самой глубокой движущей силой развития. "... Движущее начало всякого развития – разделение на противоположности, их борьба и разрешение..." (Энгельс Ф.). Всякое развитие есть возникновение различий, противоположностей, их разрешение и в то же время в о з н и к н о в е н и е новых противоположностей и противоречий. В этой универсальной диалектич. форме осуществляется бесконечный процесс развития объективного мира и процесс его познания.

    Ленин подчеркивает, что противоречие является сутью, ядром диалектики. "В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов..." "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть (одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики". "Тождество противоположностей ("единство" их, может быть, вернее сказать? Хотя различие терминов тождество и единство здесь не особенно существенно. В известном смысле оба верны) есть признание (открытие) противоречивых, в з а и м о и с к л ю ч а ю щ и х, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в т о м ч и с л е)".

    • Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает противоречивость патологического процесса как момента противоречия между самим этим процессом и защитной реакцией организма и противоречивость самой болезни как единства внешних и внутренних противоположностей, эндогенных и экзогенных факторов, как момента в противоречии «болезнь — выздоровление».

    Отсюда сущностью болезни является единство и борьба повреждающих и защитно-компенсаторных механизмов, нарушение меры здоровья, противоречивого относительного единства организма и среды, относительной приспособляемости организма к среде и трудоспособности человека. Вызревание и разрешение этого противоречия путем перехода организма в новое качественное состояние (выздоровление или летальный исход) есть конечные этапы развития этого противоречия.

    Только в свете закона единства и борьбы противоположностей можно понять количество и качество как противоположные стороны данного предмета и меру как единство данных противоположностей.

    26. Диалектика количественных и качественных изменений. Проблема состояний, нормы, патологии в медицине.

    Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества.

    Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством.

    Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

    Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.

    При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

    Категориям «количество» и «качество» всегда принадлежала важная роль при осмыслении и решении теоретических и практических проблем медицины, раскрытии квалитативных и квантитативных аспектов в понимании нормы и патологии, этиологии и патогенеза, здоровья и болезни. Количественная и качественная характеристики находятся в неразрывном единстве и лежат в основе классификации болезней, дифференциального диагноза. Взгляд на нормальные и патологические процессы только как на количественные или только как качественные является односторонним, метафизическим. В медицине важнейшими проблемами методологии являются не только научно выверенный подход к количественным показателям, но и определение, измерение и стандартизация качества, раскрытие диалектики количества и качества в норме и при патологии. Реально количественные и качественные характеристики патологического процесса находятся в неразрывном единстве. Точно так же и нормальный процесс имеет количественное и качественное выражение. Взгляд на норму как на простую среднеарифметическую величину неприемлем: в каждом конкретном случае необходимо рассматривать количественные отклонения от нормы в их связи с качественными сдвигами, принимать во внимание те пределы, в рамках которых эти отклонения происходят. Для медицины важен учет тех качеств, которые позволяют отличить норму от патологии; это одно из оснований развития теории патогенеза.

    Норма — это форма проявления в медицине философской категории меры. Норма всегда конкретна, она не что-то застывшее, неизменное: это мера жизнедеятельности человека в конкретных условиях, интервал, в пределах которого количественные изменения физиологических и иных процессов в них не вызывают существенных качественных изменений. Норма в медицине рассматривается как состояние личности и организма человека, позволяющее ему адекватно взаимодействовать с окружающей его природной и социальной средой, это типичная форма реакций на экзогенные и эндогенные раздражители. Как в здоровом, так и в больном организме протекают физико-химические, биологические и психические процессы, которые можно и необходимо оценивать с позиций нормологии. Понятие нормы тесно связано с понятием здоровья, поскольку последнее, в первом приближении, является суммой норм — соматических, психических и др.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


    написать администратору сайта