Главная страница
Навигация по странице:

  • Георг Гегель (1770-1831)

  • Ступень логики

  • Людвиг Фейербах (1804-1872)

  • 14.Философия марксизма.

  • 15.Русская философия и естествознания 19-20в.Философия В.С.Соловьёва и Н.А.Бердяева

  • Чернышевский (1828-1889)

  • . Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900)

  • Иванов - Разумнин (1868-1912)

  • Фс. 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины


    Скачать 316.76 Kb.
    Название1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины
    Дата04.02.2023
    Размер316.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФс.docx
    ТипДокументы
    #919286
    страница7 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

    Иммануил Кант (1724-1804)Немецкий (прусский) философ, основоположник немецкой классической философии, профессор Кёнигсбергского университета.Дуалист;Совершил «революцию» в философии.

    Периоды творчества:Докритический: (до нач. 70-х г. 18 в.): Кант занимается проблемами бытия, природы, естествознания. Дал объяснение возникновению Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи (космогоническая теория Канта-Лапласа);«Критический» (1770-1804 гг.), основной (философский период): Кант разрабатывает проблемы деятельности разума, познания и его границ, логики, этики, социальной философии. Пишет свои главные произведения. Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);Сформулировал моральный закон («категорический императив»);Выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.Главные вопросы философии по Канту:Что я могу знать? (метафизика, или онтология);Что я должен делать? (мораль);На что я смею надеяться? (религия);Что такое человек? (антропология).

    Главные произведения Канта:«Критика чистого разума» (1781 г.) –исследует возможности и границы человеческого познания (-Познавательные способности человеческого разума ограничены.-Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии;С помощью разума можно доказать оба противоположных положения антиномий).«Критика практического разума» (проблемы этики, морали и нравственности). «Критика способности суждения» (идея всеобщей целесообразности – всё в природе и в человеке устроено целесообразно, имеет свой смысл и предназначение).

    Классификация знаний по Канту:Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки».Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр.: «Все тела имеют массу», «Жизнь протекает во времени»). Оно абсолютно достоверно и надежно.

    Структура мира по Канту: Трансцендентный мир – Мир души, Бога, Свободы, мир без условностей. Наука и философия неправомочны говорить о нем, т.к. он запределен, непознаваем для человеческого разума. Он создает условия для всего что есть в нашем мире.Трансцендентальный мир – Мир Чистого Разума, или мир философских категорий, являющихся руководящими моментами процесса познания. Это априорные (доопытные) формы, своеобразные инструменты, благодаря которым человек познает окружающий мир и знает о нравственном законе. Материальный мир (мир явлений).Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы: Категории чувственного познания((пространство и время)С их помощью сознание упорядочивает ощущения, размещая их в пространстве и времени)

    Категории рассудочного (логического) познания (С их помощью рассудок «располагает по полочкам» все ощущения и обретает способность к упорядоченному мышлению (Всего их, по Канту, 12 -4 класса по 3 в каждом: Категории количества ;Категории качества; Категории отношения (причина и следствие);Категории модальности (необходимость и случайность))

    Категории Разума.( предельные, высшие идеи (идея Бога, идея души, идея сущности мира и т.д.);Философия – наука об этих высших идеях)

    моральный закон- Категорический императивом имеет две формулировки: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства» (чтобы твои поступки могли быть образцом для всех); «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда – как к средству».

    Георг Гегель (1770-1831) Профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из самых авторитетных философов своего времени;Идеалист; Оказал огромное влияние на последующее развитие философии.

    Вклад в философию:-Выдвинул собственную концепцию объективного идеализма (основным понятием которой является Абсолютная идея или Мировой Дух); – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законах и принципах.

    Фил. труды: « Наука логики»; «Философия природы»; «Феноменология духа».

    Учения о бытие (учение об абсолютной идее) :1)Существует единое духовное начало (это Мировой Дух или Абсолютная идея). Это единственная подлинно существующая реальность, первопричина всего. Она обладает самосознанием и способностью творить.2) Абсолютная идея потенциально содержит в себе всё и состоит из противоположных составляющих (бытие и ничто, единство и множество и т.п.).3) В определенный момент Абсолютная идея начинает развиваться через диалектическое взаимодействие этих противоположностей, что ведет к количественным и качественным изменениям в ней.4) Абсолютная идея проходит определенные ступени развития. 5)Природа, человек, человеческое познание и общество проходят развитие по тем же ступеням, что и Абсолютная идея (это своеобразная матрица развития).Абсолютная идея проходит определенные ступени развития. Природа, человек, человеческое познание и общество проходят развитие по тем же ступеням, что и Абсолютная идея (это своеобразная матрица развития).Ступени развития Абсолютной идеи:

    Ступень логики (этап развития Абс.идеи «в себе самой», процесс развертывания системы философских категорий = плана будущего развития мира). Ступень появления природы. Когда Абс. идея достигает развития во всей полноте категорий, она «отчуждает от себя» окружающий мир, природу и человека. Так как природа материальна, а Абсолютная идея – дух, это ступень«инобытия» Абсолютной идеи.Ступень духа – ступень развития собственно человеческой духовной жизни: Субъективный дух – сознание человека; Объективный дух – право, мораль, нравственность, т.е. общественная жизнь (семья, государство);Абсолютный дух – искусство, религия, философия.

    Философия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир, схваченный мыслью», соединение начала абсолютной идеи с её концом (человеческим сознанием, или субъективным духом). Именно в философии Абс. идея возвращается к себе самой, познаёт саму себя. При этом философия не может существовать без религии, она содержит её внутри себя. Абсолютная идея – философский вариант идеи Бога.Т.о., один из важнейших выводов Гегеля – в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, мышлением) не существует. Разум (сознание, идея) обладают бытием, а бытие обладает сознанием. С этим связано знаменитое высказывание Гегеля:«Всё разумное действительно, а всё действительное разумно». Т.к. целью развития Абсолютной идеи является самопознание, Гегель полагал, что высшей наукой является его, Гегеля, философия (т.к. именно она говорит об Абсолютной идее и её развитии).Человеческое общество, по Гегелю, также должно достигнуть максимума своего развития (остановиться в развитии), этой вершиной он считал современную ему прусскую монархию, т.к. она появилась одновременно с его философской системой.

    Диалектика Гегеля: Гегель по праву считается основоположником современной диалектики. Диалектика – (по Гегелю) – основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им окружающего мира.Смысл диалектики: все в мире содержит в себе противоположные начала (+ и -, день и ночь и т.д.), которые противоречат друг другу, но одновременно едины по своей сути. Взаимодействие этих начал – основа развития и функционирования всего в мире.

    Людвиг Фейербах (1804-1872) Немецкий ф-ф, атеист. Автор концепции антропологического материализма.Философия Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

    Работы: «Мысли о смерти и бессмертии» (1830); «Сущность христианства» (1841).

    Поначалу был последователем Гегеля, потом стал её критиком (видел в его философии много недостатков - отрицал тождество бытия и мышления, Абсолютную идею и диалектику);Одна из главных тем творчества – критика религии и обоснование принципиально новой, антропологической философии.

    Антропологический материализм Фейербаха: Идея существует не сама по себе, это продукт сознания человека; Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена; все, что нас окружает - различные проявления материи. Человек должен стать главным интересом философии (т.е. философия, по Фейербаху, по сути должна стать антропологией): «Новая философия превращает человека…в единственный универсальный и высший предмет философии, превращая… антропологию, в т.ч. и физиологию, в универсальную науку». Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность. История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.

    Взгляды на религию: Атеизм Фейербаха существенно отличался от атеизма французских материалистов 18 в., рассматривавших религию только как плод невежества и обмана. Разгадку существования религиозной веры, по Фейербаху, следует искать в глубинах человеческой психики. Он видит в религии выражение реальных человеческих потребностей, страдания, надежды, стремления к счастью. «Человек верит в Бога… потому, что у него есть стремление быть счастливым, он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умирать».Бог – проекция идеального образа человека, того, каким хотел бы видеть себя человек. В действительности же Он – творение человека, его разума. Любовь к Богу – та же любовь человека к человеку, перенесенная на небеса. Религия - основа связей между людьми в обществе. Но она должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на других принципах: Необходимо вернуть человеку его отчуждённую сущность: заменить традиционную религию религией любви людей к друг другу (перенести отношение к Богу обратно на отношения между людьми);Любовь к ближнему, добро, справедливость (превращённые религией в средство достижения загробного блаженства), должны стать целью сами по себе.Значение философии Фейербаха: Философия Фейербаха оказала значительное влияние на формирование марксистской философии; Её также считают предшественницей современной философской антропологии.

    14.Философия марксизма.

    Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учениямарксизма.Марксизм - учение, представляющее собой систему философских, экономических и социально-политических идей и теорий. Марксистская философия – научное мировоззрение, отвергающее религиозный взгляд на мир, материалистически решающее основной вопрос философии; считающее, что сущность человека «в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений»; рассматривающее практику основой познания. Философия марксизма исследует фундаментальные классические проблемы взаимоотношений человека и мира, людей между собой и сущности человека вообще. На решении этих проблем в марксистской философии основаны ее важнейшие концепции: о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе, социальной революции и.т.д.Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма

    Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:

    • на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их волипроизводственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

    • производственные отношения, уровень производительных сил образуютэкономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

    • указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

    • базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

    • в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

    • способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — обществобудущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

    • рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

    • уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

    В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

    • основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

    • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

    • материя находится в постоянном движении и развитии;

    • Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

    • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

    • важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

    • развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания.

    Главными произведениями основателей марксизма являются:

    "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;"Капитал" К. Маркса;"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

    "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;"Диалектика природы" Ф. Энгельса;"Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;"Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.

    Значение марксистской философии в том, что она ярко отразила идейные искания своего времени, по-новому представила причины социального неравенства и его результаты. Ответ на вопрос «Что делать?» был дан Марксом в духе новых социальных идей Европы середины XIX столетия, но эти идеи, в отличие от социалистов-утопистов, были им переведены в практическое русло. Мысль об экономической обусловленности духовной жизни человека и о возможности радикально изменить первое через второе оказалась столь привлекательной, что определила ход экономического (а в конечном счете политического) развития ряда стран на длительный срок.

    В настоящее время пришли к выводу, что высокую социальную обеспеченность жизни можно создать для наемных рабочих и при сохранении частной собственности. Такие модели развития, при наличии множества социальных льгот и гарантий, с успехом реализуются в некоторых странах (известная модель «Швейцарского социализма»). К сожалению, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения могут позволить себе только экономически развитые страны. Поэтому проблема зависимости уровня жизни граждан страны от ее экономического статуса остается актуальной по сей день.

    15.Русская философия и естествознания 19-20в.Философия В.С.Соловьёва и Н.А.Бердяева.

    19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. Панорама концепций человека, созданных в этих веках, обширна. В нее входят представители различных философских направлений. Так, русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство.

    Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии.

    К философскому направлению “ Западники “ принадлежали великие личности: П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813 1840гг.) которые считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм.Герцен Александр (1812-1870) Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение. Белинский ( 1811-1848) Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы не правы, противопоставляя Россию и Западную Европу.Чернышевский (1828-1889) Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.К философскому направлению “Славянофилы” принадлежали :И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления.В. С. Соловьев (1853-1900) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - выдающийся, истинно гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполенностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства.Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма.Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев утверждал, что человек — вершина творения Бога. Общество есть расширенная личность, а личность — это сосредоточенное общество. Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юридическое право не в состоянии это сделать: оно способно преградить путь для проявления лишь крайних форм зла. Требования добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.Иванов - Разумнин (1868-1912) Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падению морали. Считал, что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенствование личности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


    написать администратору сайта