Фс. 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины
Скачать 316.76 Kb.
|
ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ – вернее было бы назвать его законом недопустимости противоречий в ходе мышления. Нельзя смешивать реальные противоречия и логические. Первые В.И.Ленин называл противоречиями «живой жизни», а вторые «неправильного рассуждения». Нельзя смешивать реальные противоречия, отражающие сложный процесс развития объективной действительности, и логические противоречия. Требование закона противоречия звучит так: нельзя одновременно по одному и тому же вопросу, взятому в одном и том же смысле, высказывать противоположные мысли.; две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятые в одном и том же смысле, не могут быть одновременно истинными, одна из них будет обязательно ложной. Человек, допускающий противоречия в суждениях, противоречит самому себе. Следовательно, если человек в чем-либо не прав, он обязательно где-то впадает в противоречие и погрязнет в нем, если не найдет сил признать свою неправоту. В современном обществе, особенно в СМИ, допускается логическая ошибка противоречия в определении (contradiction inadjecto), когда происходит сочетание взаимно исключающих друг друга понятий «отрицательная ценность», «ложная истина», «безобразная красота», «злое добро» («добро с кулаками») и т.п. Применение закона противоречия в процессе врачебного мышления обеспечивает логическую стройность, непротиворечивость мысли. Нарушение закона противоречия (непротиворечивости мысли) происходит тогда, когда, например, врач выдвигает противоречащие друг другу диагностические суждения, по-разному истолковывающие клиническую симптоматику. Закон противоречия, как и другие логические законы, является законом связи мыслей. Такая связь предполагает способность человеческого мышления не исключать противоречащие суждения при определенных условиях. Закон исключенного третьего Из закона исключенного третьего следует: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении одно необходимо истинно, а другое ложно; третьего быть не может. Формула закона: « А есть либо В, либо не В». Смысл закона исключенного третьего состоит в том, что он запрещает признавать одновременно истинными либо одновременно ложными два противоречащих суждения. Нарушение закона исключенного третьего происходит, например, тогда, когда одному и тому же больному вместо убедительного подтверждения или отрицания поставленного диагноза ставится новый диагноз. Закон исключенного третьего помогает в ходе врачебной деятельности вырабатывать оперативные решения, заключения, особенно в боевой обстановке, в критических случаях, при острых заболеваниях. Так перед военным врачом сама жизнь выдвигает сложные противоречивые ситуации, требующие неотложной помощи по формуле «или – или». Других решений здесь не может быть. В воспитательной работе с молодежью закон исключенного третьего применяется редко и с особой осторожностью. В политической борьбе приходится занимать принципиальную позицию: да или нет. Здесь закон исключенного третьего применяется часто. Закон достаточного основания. закон достаточного основания требует обоснованности, доказательности в мышлении. Его формулировка гласит: ВСЯКАЯ МЫСЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОБОСНОВАНА ДРУГИМИ МЫСЛЯМИ, ИСТИННОСТЬ КОТОРЫХ ДОКАЗАНА по формуле: Если есть В, то есть как его основание – А.Т.е.логически стройная мысль должна не просто давать истинность известного положения, но всегда выдвигать достаточное основание для этого. Основание- это суждения, которые приводятся для обоснования истинности другого суждения. А то суждение, которое вытекает из других суждений как из основания, называется логическим следствием. Мысль, которая приводится в качестве достаточного основания, в свою очередь имеет своим достаточным основанием некоторую третью мысль, которая так же имеет достаточное основание. Пределом обоснования мысли, достаточным основанием являются достоверные факты, аксиомы, законы и иные доказанные положения. В медицине таким пределом выступает медицинский факт и показания медицинского исследования, а главное - состояние больного, динамика патологического процесса. Закон достаточного основания требует, чтобы наши мысли были внутренне связаны друг с другом, вытекали одна из другой, обосновывали друг друга. Быть последовательным – значит не только выставить то или иное истинное положение, но и объяснить его, обосновать, сделать из него необходимые выводы. Недопустима необоснованная диагностика, поспешность принятия врачом решения, когда он еще не имеет достаточного основания для вывода и выработки программы лечения. Такое бывает по разным причинам и часто приводит к врачебным ошибкам. Таким недостаткам способствует, особенно у малоопытных врачей, нехватка времени на обследование и лечение больного, установленный администрацией план как обязательное требование. Достаточным основанием для правильных суждений, выводов являются прежде всего действительные и взаимодополняющие факты, аксиомы, другие истинные суждения, статистические показания. Однако требование достаточного основания, как и другие законы логики, нельзя абсолютизировать , доводить до абсурда. Так во врачебном деле, как и в педагогике, достаточное основание для выводов часто вызревает постепенно и не очевидно. Кроме того, достаточные основания при медицинском осмотре, исследовании различных заболеваний у разных больных индивидуальны, зачастую скрыты и многообразны. В одних случаях для получения необходимого основания достаточен осмотр врача при кожных, некоторых глазных или ушных заболеваниях. В других - необходимо проведение рутинных лабораторно-инструментальных исследований (анализ крови, рентгеоскопия и др.). В-третьих, требуются специальные диагностические методики , включая сложные (эхокардиография, эндоскопия, МРТ и др.) В каждом конкретном случае врач стремится к тому, чтобы диагноз был наиболее обоснован, имел достаточное основание. 8.Философия Древней Индии и Китая. Философия Древней Индии. Для древнеиндийского мировоззрения характерно богатое развитие форм предфилософии. Такая предфилософия зарождается в древнейшем памятнике индийской литературы — Ведах. В них выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым сочетались философские представления о мире, человеке, нравственности.Все школы и системы древнеиндийской философии принято разделять на два больших лагеря. В первом сосредоточены ортодоксальные системы, в которых признается авторитет Вед.К неортодоксальным системам, не признающим авторитета Вед, относятся три основные школы: чарвака, буддизм и джайнизм. Уясняя особенности каждой из них, подчеркнем, что все системы имели ряд общих черт, характерных для всей древнеиндийской философии:1. Все системы рассматривают философию как практическую необходимость, а не просто удовлетворение интеллектуальной любознательности. 2. Всем системам присуще стремление понять истинную природу Вселенной и смысл человеческой Жизни. 3. Для всех систем характерна вера в «вечный нравственный миропорядок», который распространяется на богов, небесные тела и на самого человека. Идея этого закона нашла отражение в общей концепции кармы: то есть все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают соответствующие последствия в его жизни. Карма - это и закон возмездия, и рок, и судьба, строго предопределенный закон причины-следствия. Закон кармы управляет не только жизнью существ, но и устройством физического мира. 4. Во всех системах причиной наших страданий считается незнание реальности, следовательно, необходимо познание реальной природы мира и самого себя. Наряду с общими чертами индийских школ и систем, у них есть и определенные особенности. Рассмотрим наиболее интересные из них. Чарвака («чар» — четыре; «вак» — слово) — материалистическая система. Ее основные положения таковы: — мир состоит из четырех элементов (земля, вода, огонь и воздух); — их комбинация вызывает появление наделенного сознанием живого тела; — сознание не может существовать вне тела, следовательно, после смерти от человека ничего не остается, значит, нет потустороннего мира и жизни после смерти; — существование бога — не более, чем миф. Буддийская система выросла из учения Гаутамы Будды и известна под названием «четырех благородных истин»: 1) страдание существует повсеместно; 2) оно причинно обусловлено; 3) есть условия, порождающие страдание; 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания, заключающийся в контроле за условиями, причиняющими его. Он состоит из восьми ступеней и завершается достижением нирваны. Также весьма древней является система йога («йога» - единение), систематизатором которой считается мудрец Патанджали. Это философско-этическая концепция, требующая исполнения предписаний Вед, наставлений брахманов, а также активности и ответственности людей за свои поступки. Главная задача йоги - освобождение ума от всего ложного, достижение его ясности путем физических и психических упражнений. Только с прекращением смен душевных состояний достигается спокойствие, чистота ума, человек погружается в недеятельное состояние. Это достигается следующими средствами (так называемый восьмиступенчатый путь освобождения): 1) воздержание — преодоление порочных стремлений; 2) культура, то есть развитие положительных привычек: соблюдение моральных и гигиенических правил, выработка хороших чувств (дружелюбие, бодрость), привычка довольствоваться малым, строгое соблюдение религиозных обетов и т.д.; 3) дисциплина тела(асана); 4) контроль ума над чувствами; 5) внимание; 6) контроль за дыханием; 7) созерцание объекта; 8) сосредоточение. Конечной целью йоги является блаженство самосознания, погру¬жение в себя, освобождение души.Древние индусы верили в существование тонкой субстанции ума. Все вещи, которые мы воспринимаем, прежде всего появляются в на¬шем уме. Тип наших действий зависит от типа восприятия, а наша способность ясно воспринимать окружающий мир зависит от Сатва гуны. Буквально слово «сатва» означает — нечто, обладающее той же природой, что и истина или реальность. Таким образом, философия др. Индии рассматривает человека как единство тела, души, поведения и окружающего мира. Целью его существования является долгая и здоровая жизнь, которой сопутствует его внутреннее, развитие и успех. Философия Древнего Китая. Начало философии Китая приходится на первые 6 периодов истории Древнего Китая от XYIII в. До н.э. по III в. Н. э.До YII – YI вв. до н.э. в философских воззрениях Древнего Китая господствовала мифология. Считалось, например, что бытие первоначально существовало в форме хаоса, беспорядка. В одном их мифов говорилось, что первоначальный хаос был упорядочен небесной (Ян) и земной (Инь) силами. В другом мифе повествовалось, что хаос бытия упорядочил человек по имени Пань-гу, зародившийся в космическом яйце. Мифологический Пань-гу создал якобы и основные части мироздания из самого себя. Из своего вздоха он создал ветер и облака, из голоса – гром, из левого глаза – солнце, а из правого – луну. Подомным образом возникли реки – из его крови, дороги – из жил, почва – из плоти и т.п..В философских воззрениях первых периодов древнекитайской истории признавалось пять основных начал мира: вода, так как жидкая и течет вниз; огонь, потому что горит и поднимается вверх; дерево, способное сгибаться и выпрямляться; металл, изменяющий форму под внешним воздействием; земля, принимающая посев и дающая урожай. В философии и духовной культуре Древнего Китая традиционно важное место занимала нравственность, особенно осмысление добра и зла, справедливости и несправедливости, установление норм и правил нравственной жизни. Мудрецы Древнего Китая и народное творчество меньше обращали внимания на объяснения богов и сверхъестественных сил, потустороннего мира. На первых позициях всегда была реальная практическая жизнь людей, нравственные идеалы и следование им на практике. Уже в «Книге перемен» была, например, изложена ода о несправедливости. Небо, как обиталище богов и более совершенное мироздание, чем земля, как считалось, не способно на зло. С четвертого периода древнекитайской истории начинается новый этап философствования. Протекает сложный и трудный процесс консолидации китайского народа до образования единого государства. Этот период охватил более 500 лет — с VII по II века до н.э. Бурные социально-политические и экономические потрясения, войны и переоценка национальных ценностей необычайно активизировали мудрствование. Стремление осмыслить перемены и перспективы китайского общества тесно связывалось с обсуждением философских проблем. С VI века до н.э. в Древнем Китае возникают философские школы и течения, философствование становится во многом персонифицированным, авторским. Усиливается культ Неба. Несмотря на то, что религиозное духовенство в Древнем Китае не получило развитых форм и не играло доминирующей роли в духовной культуре, традиционно почитался бог Шанди как первопредок китайского этноса, заботящийся о своем народе. Но к VI—V векам до н.э. миф бога Шанди тускнеет, переходит в одну из традиций и норму бытовой культуры. Возрастает обожествление Неба.Китайская империя все чаще называется Поднебесной, то есть наиболее близкой к Небу, чем другие страны и народы, не поддерживавшие данный культ. Первыми философскими школами стали: даосизм, конфуцианство, моизм, школа закона (легизм), школа инь-ян (натурфилософы), школа имен и др. Даосизм основывался на понятии «Дао» - путь, законо¬мерность, предначертание. Познание Дао означало установление гармонии человека с космосом (Небом). Согласно конфуцианству, в мире устанавливается порядок благодаря идеальной всеобщности, отношения к природе и другим людям. Человек должен поступать так, как требует порядок и положение личности в обществе. Моизм, получивший название по имени основателя Мо Ди (479-391 гг. до н.э.), также главное внимание уделял вопросам этики. Моисты утверждали, что предопределенности судьбы, как считал Конфуций, нет. Судьба человека зависит от того, как он будет выполнять в жизни принцип всеобщей любви Цзянь-ай и следовать взаимной пользе. В соответствии с этим Небо награждает или наказывает человека. Легизм, как философское учение, занимался объяснением жизни общества и управления государством. Наиболее ярким представителем легизма считается Хань Фейцзы (умер в 233 г. до н.э.). Он утверждал, что порядок в обществе является лишь сокрытием недостатков. Представитель школы натурфилософов (Инь-Ян) Цзоу Янь (III век до н.э.) центральной проблемой исследования выбрал пять элементов мироздания. В основе развития мира находятся пять сменяющих друг друга элементов: вода, огонь, дерево, металл и земля. Смена элементов определяется силой, при помощи которой они преодолевают друг друга: землю «побеждает» дерево; металл побеждает землю; огонь побеждает металл; вода побеждает огонь, а земля вновь побеждает воду. Согласно таким рассуждениям, как считалось, можно познать гармонию мира. Школа имен занималась проблемами языкового выражения действительности, познания и получения истинного знания через установление отношений между вещами и явлениями. Фиксация этих отношений средствами языка, проверка соответствия им суждений и наименований вещей составляет главное в философии (мудрости). Таким образом, философская мысль в Древнем Китае прошла длительный и многообразный путь. К началу новой эры в китайском обществе сложились десятки философских школ и течений. Они отличались друг от друга, но имели и много общего. Наибольшее распространение и признание получили воззрения конфуцианства, интегрировавшего в себе идеи многих других школ. 9 .Философия и медицина Античности Античная философия, возникшая на рубеже YII – YI в. до н.э. в малоазиатской части тогдашней Эллады - Ионии, означала зарождение философии как отдельной дисциплины. Античной философией мы называем учения, возникшие в Древней Греции и Древнем Риме. Ей предшествовала мифология Древней Греции, нашедшая свое выражение, главным образом, в эпических произведениях Гомера «Иллиада» и «Одиссея», а также Гесиода (VI—VII вв. до н.э.). В истории античной философии можно выделить три основных этапа. К первому относятся милетская школа, Гераклит, а также элейская школа (философия периода VI—V вв. до н.э.). Второй этап (V—IV вв. до н.э.) развития древнегреческой философии связан с именами мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля, школой атомистов (Левкиппа, Демокрита), софистами (Протагором, Горгием). К третьему этапу — эллинистической философии — относятся три главных течения: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм (IV—III вв. до н.э.). Гераклит (544-483 гг. до н.э.) из Эфеса, также оказавший большое влияние на дальнейшее развитие философии. Подобно милетцам, Гераклит считал, что все возникло из некоего первоначала. Таковым, по его мнению, является огонь. Он наиболее подвижен, способен к изменению, представляет собой не только круговорот вещей, но и основной принцип образования жизни Вселенной, основу всех космических процессов.Широко известно положение Гераклита: «Мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся, закономерно угасающим».Таким образом, наивный материализм Гераклита сочетается со стихийной диалектикой. Он утверждал, что «все течет, все изменяется», нет ничего неподвижного. Изменения в природе Гераклит рассматривал как результат борьбы противоположностей, считал, что противоположности взаимосвязаны, взаимополагают и переходят друг в друга. Гераклит признавал познаваемость мира, полагал, что познание внешнего мира осуществляется посредством органов чувств и мышления.Вершиной развития античного материализма являются взгляды представителей так называемого атомистического направления, которое было представлено Левкиппом (500-440 гг. до н.э.) и Демокритом (460-330 гг.до н.э.)Левкипп впервые выдвинул учение об «атомах» и «пустоте». Его учеником и последователем был Демокрит. Демокрит разделял бытие и небытие, пустоту. До него такого разделения не было. Бытие разбито пустотой на частицы. Они сплошные (бытие без небытия), т.е. атомы (неделимые). Отличаются же они между собой формой, движением, величиной (и весом). Чувственно воспринимаемые качества (цвета, запаха и т.д.) субъективны. Все в мире состоит из атомов и их движения, движение есть природа атомов. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов — крутых, гладких, мельчайших и подвижных, т.е. из огня. Расположены они в теле. Ощущения возникают от движения атомов (восприятия - из истечения телесных образов). Мышление - из самых тонких истечений, оно тоньше, чем чувства.Натурфилософские взгляды Демокрита оказали влияние на формирование мировоззрения Гиппократа (460-337 гг. до н.э.) — наиболее известного представителя древнегреческой медицины. Все, изучавшие творения Гиппократа, видят его историческое значение в двух следу- ющих важных заслугах: во-первых, в том, что он положил начало собственному методу медицины — «наблюдению у постели больного» и, во-вторых, в том, что он является автором учения об основных типах телосложения и темперамента у людей, давшего тем самым ключ к пониманию физиологии и патологии человека, и, следовательно, к его врачеванию.На основе идеи Демокрита о том, что в основе всего сущего лежат атомы с их вечным движением, а также его учения о природе человека, Гиппократ выделил и описал основные типы людей в зависимости от их темперамента и телосложения. Их, по мнению Гиппократа, четыре: 1) сангвиники (в теле преобладает кровь); 2) холерики (в теле преобладает желтая желчь); 3) флегматики (в теле преобладает слизь); 4) меланхолики (в теле преобладает черная желчь).Таким образом, Гиппократ привнес в медицину учения о формировании человека внешней средой, о материальном происхождении психического склада людей, о единстве природы человека.Многие годы считалось, что Гиппократ выделил медицину из философии. Правильнее, наверное, говорить о том, что он поставил философию на службу медицине, синтезировал философские и медико- гигиенические представления.Гиппократ является родоначальником клинической медицины. Он рассматривал организм как сложную систему органов. Установил зависимость между состоянием организма и окружающей средой, а также то, что исход лечения находится в прямой зависимости от защитных сил организма («природа лечит, а врач наблюдает»). Велика заслуга Гиппократа в изучении нравственных основ врачевания, примером чему служит неувядаемая «клятва Гиппократа».Гиппократ преодолевал мистику, религиозность, антинаучное восприятие окружающего мира и, таким образом, открыл возможность для дальнейшего развития медицины как науки и как искусства.«...Своей заслугой ему одинаково обязаны медицина и философия: разграничив области той и другой, он в тоже время устранил из обеих разные априористические взгляды и слишком смелые гипотезы. Медицину же он установил как отдельную, отличную от всех прочих наук, имеющую свой метод, состоящий в разумном сочетании опыта с индукцией, т.е. в точном наблюдении и осмыслении фактов - метод, известный в настоящее время под названием экспериментального... При помощи этого метода врачебное искусство возведено Гиппократом на степень науки и в этом, собственно, и заключается великий, произведенный им в медицине переворот...» (Ковнер С.Г. История медицины, 1878).Пифагорейская школа была основана Пифагором (род. 580— 570 гг. до н.э.). Он первым назвал философию этим именем, а началом ее полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Числа, учил Пифагор, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. В школе Пифагора жизнь должна была содействовать очищению души и тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. В этой школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками. Пифагор называл своих учеников «математиками», т.к. обучение начиналось с учения о числах. Священная математика была у него наукой принципов, в которой числа есть сущность вещей. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. Бога, источника мировой гармонии. Наука чисел была наукой живых сил, божественных качеств в действии: и в мирах (макрокосме), и в человеке (микрокосме).Сократ. Этические школы Древней Греции. Период, предшествующий Сократу, называется натурфилософским. Сократ (469—399 гг. до н.э.) явился родоначальником второго периода античной философии (ориентации философии на знание). Источниками для его изучения служат произведения Платона и Аристотеля, т.к. сам Сократ ничего не писал. Для понимания его философских взглядов важными являются диалоги Платона, такие как «Пир», «Федон», «Апология Сократа».Главное место в сократовской философии принадлежит учению о знании и этике. Сократ полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов: 1) метода выделения общего из ряда частных случаев, и 2) метода выявления признаков, упущенных при общем анализе. Сам Сократ назвал свой метод преподавания майевтикой — «повивальным искусством». Объяснял он это следующим образом: подобно тому, как повивальная бабка помогает роженице, так и он не сообщал своим ученикам никакого знания, помогая лишь им сделать ясными те мысли, которыми «беременны» их головы. Сократ считал, что истинное знание прирождено человеку, приобретено его душой, когда она еще не воплотилась в тело. Это истинное знание сохраняется в душе в виде воспоминаний об истинном бытии, которые пробуждаются в человеке при напряженной работе мысли.Говоря об этике Сократа, необходимо отметить, что нравственные стремления, следуя взглядам античного мудреца, уже существуют у каждого человека и для превращения в добродетель необходимо их вспомнить. Добродетель есть знание, и именно знание добра. Порок происходит только от недостатка знания, от заблуждения.Сократ был убежден, что люди от природы добры, а его учение можно назвать этическим интеллектуализмом, т.к. он считал знание пониманием добра, интеллектуальным элементом, важнейшей частью нравственности. |