Главная страница
Навигация по странице:

  • Философское мировоззрение

  • Специфика мировоззрения военного врача.

  • Специфика

  • Специфика мировоззрения личности врача объективируется в виде заострённости его гуманизма ко всем, без исключения, людям

  • 4.Логика как философская наука. Формы логического мышления:понятие исуждение.

  • Фс. 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины


    Скачать 316.76 Kb.
    Название1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины
    Дата04.02.2023
    Размер316.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФс.docx
    ТипДокументы
    #919286
    страница2 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Ф-ии:-объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

    •-культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);-нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

    Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрениеотличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

    • основано на знании (а не на вере либо вымысле);• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);• логично (имеет внутреннее единство и систему);• опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

    Специфика мировоззрения военного врача.

    (источник-«Мировоззрение военного врача». Социально-философский анализ,Диссертация,Автор: Боровков Михаил Иванович)

    Специалист военно-медицинской службы является организатором медицинского обеспечения боевой подготовки и лечебно-профилактической работы с личным составом. Военный медик не только представитель одной из самых гуманных профессий, но и одна из особо значимых фигур воинского коллектива.

    Профессиональная деятельность врача непосредственно связана с целым спектром мировоззренческих проблем: жизни и смерти, нравственно-гуманитарного осмысления клонирования человека, трансплантации органов и тканей, здоровья и болезни, нормы и патологии, пределов исследования человека и ограничении экспериментирования с ним, эвтаназии, физического благополучия, психического и духовного счастья человека. 

    Специфика содержания и взаимосвязи естественнонаучного, гуманитарного и индивидуально-личностного элементов мировоззрения военного врача состоит в их интеграции на основе морально-нравственных, правовых и медико-специальных знаний, ценностей, норм и принципов, главными среди которых выступают человеколюбие и высокая гражданско-профессиональная ответственность за состояние здоровья пациента.Взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарно-психологического элементов в мировоззрении врача обнаруживаются в интеграционном процессе освоения научного знания, формирования информационных, организационно-методических связей и оценочных действий. Специфика мировоззренческих знаний, идеалов, принципов и норм жизни, ценностных ориентаций, убеждений и верований врача выражается в гуманистической направленности врачебной деятельности, валеологическом подходе к человеку, в единстве соматического и психического состояния здоровья в норме и патологии, морально-психологическом компоненте мировоззрения в любых условиях мирной жизни и боевой обстановки.

    Специфика взаимосвязей естественнонаучного, гуманитарно - психологического элементов в мировоззрении врача выражается в опоре на современную научную картину мира, приоритетное место в которой принадлежит медико-биологическим научным знаниям, на основе которых формируются идеалы, нормы, принципы, ценностные ориентации и убеждения. 
    Мировоззрение военного врача как личности и медицинского специалиста выступает духовной основой его жизненной позиции, сочетает общегражданские и военно-профессиональные, научные знания, гуманистические идеалы, нормы и принципы социальной деятельности, общечеловеческие ценности, сформированные на их основе убеждения и верования. Специфика мировоззрения личности врача объективируется в виде заострённости его гуманизма ко всем, без исключения, людям, особенно, к лицам с повышенной психосоматической чувствительностью, высокой степени выраженности общечеловеческих и профессиональных норм нравственности, осознании человеческой жизни как высшей ценности.

    Специфика мировоззрения военного врача-практика проявляется наиболее отчётливо в содержании гносеологического, социального и аксиологического элементов. Мировоззрению опытных врачей свойственна некоторая консервативность. Врачи всё новое воспринимают критически. У каждого второго практикующего врача происходит трансформация мировоззрения в процессе жизни.

    Жизнь в мировоззрении и практике военного врача предстает как совокупность функционирующих органов и систем организма человека. Смысл жизни в мировоззрении врача представлен в аксиологическом, социологическом, культурологическом, религиозном, функциональном аспектах, отражающих тесную связь с проблемами жизни, здоровья, долголетия, образа жизни.

    4.Логика как философская наука. Формы логического мышления:понятие исуждение.

    Слово «логика» в переводе с греческого «logike» на русском языке означает мысль, размышление и имеет три смысла.Во – первых, как объективная закономерная последовательность самих вещей, явлений, событий. В смысле «логика вещей», «логика классовой борьбы», «логика войны», «логика медицинского исследования». Во – вторых, как мыслительный процесс, последовательность, порядок мысли. В этом случае говорят о «железной логике» мышления какого – либо мыслителя, врача. В – третьих, под логикой понимается наука, изучающая мышление, которое является объектом исследования многих наук (психологии, психофизиологии, педагогики, кибернетики и других).Мышлениеесть важнейший компонент духовного мира личности ( homo sapiens – человек разумный, т.е. мылящий, в этом его отличие от животных).Логика призвана учить человека быть разумным, т.е. правильно мыслить для постижения истины. "Учиться и не размышлять, - учил китайский философ V века до н.э. Конфуций, - напрасно терять время".Паскаль утверждал: «Величие человека – в его способности мыслить».

    Логика изучает не само мышление (это делает психология и другие науки), а законы и формы мышления - те условия, правила и требования, которые позволяют правильно строить мысль для достижения истины путем выводного знания.

    Логическая форма, как ее определяет В.Ф.Асмус, есть «способ связи составных частей мыслительного содержания». А.И. Уёмов логическими формами мыслей называет «их строение, представляющее собой совокупность соотношений между элементами этих мыслей». Содержание мыслей может быть различно, но логическая форма их, тем не менее, может быть одинаковой. Логическая форма вычленилась тысячу лет назад и известна формальной логике с античных времен под названием «modus ponens». Она может быть выражена в виде формулы:

    Если А есть В, то С есть Д;

    А есть В;_______________ Следовательно, С есть Д

    Такой принудительный характер имеет любая логическая форма, в том числе в медицинском познании.

    Понятием называется форма мышления, отражающая предметы и явления в их общих и существенных признаках. Т.е. понятие – это не сам предмет, о котором мыслит человек, а его мыслительный образ, мысль о предмете, его существенные признаки, выражающие природу предмета, его сущность – то, что отличает его от других предметов. Например, жизнь в научном понимании- одна из форм существования материи, отличающаяся от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, приспособляемостью к среде.Понятие выражается с помощью слов, и оно требует не только этимологического анализа – выяснения его происхождения. Задача логики – дать современное содержание и сущность того или иного понятия.напр-р, понятие – душа, выражающее в религии и идеалистической философии особую нематериальную субстанцию, независимую от тела. В медицине учитывается душевное состояние, волнение человека, требующие от врача установления проявлений такого состояния, их вызвавших причин. В психиатрии душа понимается прежде всего как память, психическое состояние человека, его нервно-психические процессы, требующие диагностики и лечения.

    Мыслительное выражение существенных признаков предмета и отвлечение от других признаков его называется абстрагированием понятия, а результат абстрагирования – абстракцией. В этом смысле всякое понятие есть абстракция. Есть понятия разные по звучанию, но одинаковые по смыслу – синонимы (родина и отечество, труд и работа, солдат и воин, врач и лекарь). Понятия же одинаковые по звучанию, но разные по своему значению получили название омонимы. Выяснить значение слова означает установить какое понятие оно выражает, какой несет смысл.Словами и понятиями надо умело пользоваться, бороться за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка как оружия культуры, – по выражению М. Горького. В медицинском познании применяется много понятий и терминов, требующих выяснения их точного смысла и умелого пользования.

    Всякое понятие имеет свою структуру: содержание и объем. Содержанием понятия называется мысль о совокупность существенных признаков предмета, отражаемых в понятии. Объем понятия – это мысль о совокупности явлений или предметов, мыслимых в понятии, называемых логическим классом или множеством, родом. В медицинском исследовании, диагностике, например, родовым понятием болезни является жизнедеятельность организма, для ОРЗ – вирусное заболевание. Содержание и объем понятия всегда находятся в тесной связи, которая закреплена в законе обратного отношения: с увеличением содержания понятия уменьшается его объем. Например, при переходе от понятия медицинский работник к понятию врач увеличивается содержание второго ( его функции) и уменьшается объем, ибо понятие врач входит в более широкое родовое понятие – медицинский работник.

    Понятия находятся в определенных отношениях. Они бывают сравнимые и несравнимые, тождественные, подчиненные, перекрещивающиеся. Такие отношения понятий графически показываются с помощью кругов Эйлера:

    , «военнослужащий – военный врач» подчиненные, а «болезнь – предболезнь» находятся в отношении пересечения или подчинения.

    Понятия делятся на виды по разным основаниям: Врачу необходимо уметь производить операции с понятиями: обобщением, ограничением и определением понятий – дефиницией (лат. definition – определение).

    Обобщение понятия - логическая операция, которая заключается в нахождении более широкого понятия, в объем которого входит и объем исследуемого понятия. Например, обобщить понятие "вирусное заболевание", значит включить объем данного понятия в объем понятия "заболевание". Ограничение понятия - обратный процесс. Определить понятие – значит раскрыть его содержание через существенные признаки. Кроме видов существуют способы и приемы определения понятий. В медицинской практике чаще применяется вид определения понятия «через род и видовое отличие» по формуле А=Вс , где А – определяемое понятие, В – определяющее (родовое), а с – существенные признаки определяемого понятия. Например, ВОЗ дает следующие определение понятия «здоровье»: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия». Родовым здесь выступает понятие «благополучие». В этом определении указаны и существенные признаки здоровья. Из логического учения о понятии можно сделать вывод, что понятия – это основа различных мыслительных построений, медицинской терминологии. Определение, деление и применение понятий переводит их в научные категории и строгие медицинские термины. При нарушении правил (подмена понятий, неверное их определение и др.) возможны трудности в медицинском исследовании, врачебные ошибки. С помощью определения понятий – терминов выясняются существенные признаки явлений, например, тех или иных заболеваний, осуществляется построение суждений.

    Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается посредством связи понятий что – либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений, которая выражает либо истину, либо ложь.

    Аристотель говорил, что суждение есть мысль, в которой что – либо утверждается или отрицается, что не всякая речь заключает в себе суждение, а лишь та, в которой заключается истинность или ложность чего – либо. Суждение выступает как бы промежуточной формой мышления между понятием и умозаключением. В структуре суждения есть два термина: субъект ( S ) и предикат ( Р ) и их связка .Например, в суждении: «Человек есть высшая ценность». Это общее категорическое суждение, которое имеет формулу Все S есть (не есть) Р. S выражает известное знание, а Р – новое, в нашем примере оценочное. Суждение может выражать признак или функцию субъекта: «Сердце осуществляет кровоснабжение организма». Каждый термин в суждении либо распределен, либо не распределён, в зависимости от того, полностью или частично включается (исключается) в объем ( из объема) другого термина:

    «Все S есть (не есть) Р»

    «Некоторые S есть (не есть) Р»

    «Ни одно S не есть Р»

    Например, в общеутвердительном суждении «Врач лечит больных» оба термина распределены. Суждения делятся (классифицируется) по разным основаниям, признакам, мы их показали в формализованном виде: по объему субъекта, по содержанию предиката, по качеству связки, а также по модальности (лат. modus – мера, способ), т.е. по различию между суждениями в зависимости от степени зафиксированной в них достоверности отображенного факта, явления. Последние делятся на суждения действительности, необходимости и возможности. Во врачебной практике применяются все модальные суждения. Но в диагностике чаще используются суждения возможности и необходимости с той или иной степенью вероятности, особенно в предварительной диагностике, в зависимости от конкретного случая и состояния больного. Следует выделить суждения по типу логических союзов: условные, разделительные и категорические. Последние чаще применяются в доказательстве. Так, Карл Линней (1707 – 1778) сделал вывод: «Биологический род состоит из видов», применяя различные умозаключения и придя в выводе к категорическому суждению. Большое значение в диагностических суждениях врача имеет форма их высказываний: будут ли эти суждения утвердительными или отрицательными, общими или частными, условными или категорическими, выражающими необходимость, возможность или действительность. Каждое суждение врача, как правило, одновременно содержит характеристику по качеству и количеству, отношению и модальности. Необходимо, чтобы все эти показатели были отражены в картине заболевания. Вопрос о качестве и количестве суждений имеет большое значение в логических операциях, производимых врачом в умозаключениях, доказательстве. От истинности даже одного из суждений будет зависеть истинность вывода. В логике и медицине выделяются основные виды суждений и отношений между ними. Это т.н. объединенная классификация суждений по количеству и качеству. А – общеутвердительные Все S суть Р, в которых S подчинен Р или оба термина – равнозначные понятия:«Патриоты любят Родину»,«Врачи – лекари».

    Е – общеотрицательные Ни одно S не есть Р. Здесь объем S и объем Р полностью исключают друг друга: «Ни один врач не может нарушить свой долг».

    I – частноутвердительные Некоторые S суть Р. В таких суждениях S и Р перекрещивающиеся понятия, или Р подчинен S:

    «Некоторые врачи военнослужащие».

    О – частноотрицательные Некоторые S не есть Р. В этих суждениях часть объема S входит в объем Р и вместе с ним исключается из остальной части субъекта:«Некоторые врачи не владеют современными методами лечения».

    По типу логических союзов суждения делятся на условные: «Если враг не сдается, его уничтожают», разделительные: «Этот человек здоров или болен» и категорические, выражающие безусловную принадлежность либо не принадлежность признака предмету или безусловность отношений:«В мире все изменяется».«Вещество состоит из атомов».

    Главным при рассмотрении суждений является выяснение их точного логического смысла. А это часто приходится делать только после преобразования их формы. При этом в суждениях раскрывается логическое отношение понятий, не меняя содержание самого высказывания, уточняя его. Так врач убеждает больного с помощью преобразованных суждений. Он говорит: «Ваше заболевание требует стационарного лечения». «Такие заболевания не лечатся в лабораторных условиях». Основные виды отношений между суждениями.Они могут быть совместимыми (равнозначными, пересекающимеся или подчиненными) и несовместимыми:контрарными (противными), подконтрарными (подпротивными) или контрадикторными (противоречащими). Все виды отношений между сравнимыми суждениями (кроме равнозначащих) можно выразить с помощью графической модели:

    Все знания фиксируются и передаются в форме суждений. В этом их сущность и значения. Но к ним надо, как мы установили, прийти выводным путем, когда из нескольких суждений делается новое суждение – вывод, заключение. Эта операция называется умозаключением.
    5.Умозаключение как форма мышления.Виды умозаключений.

    Умозаключение – это такая форма мышления, представляющая собой логическое действие, в котором из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Умозаключения делятся на две группы: необходимые (дедуктивные) и вероятностные (правдоподобные). Каждая из этих групп имеет свои виды. К дедуктивным умозаключениям (лат. deduction выведение) относятся силлогизмы (греч. syllogismos сосчитывание). Силлогизм - это умозаключение, в котором из двух категорических суждений выводится третье суждение, называемое выводом. Путем дедукции мы делаем следующие заключения (выводы) мировоззренческого характера:

    Патриотизм – это любовь к Родине.

    Любовь к Родине – это готовность к самопожертвованию.

    Патриотизм – это готовность к самопожертвованию.

    Категорический силлогизм (КС) состоит из трех суждений: двух посылок (большей и меньшей) и заключения; из трех терминов: субъекта (S), предиката (Р) и среднего термина (М) – медиума (лат. medius), который расположен в посылках . Очевидно, что врачу удобнее, быстрее обращаться к силлогизмам. Сложные умозаключения больше применяются в научных исследованиях, письменно. Но при этом следует соблюдать ряд правил, чтобы не допустить ошибок.

    На практике часто применяется сокращенный силлогизм – энтимема (герч. – в уме), когда какая – то часть силлогизма подразумевается, не называется. Если врач устанавливает нарушение жизнедеятельности организма, то нет ему необходимости говорить больному о возможном патологическом процессе или предболезненном состоянии пациента. Достаточно сказать, что больному требуется обследование, пока не обосновывая свое решение.

    В условно-категорическом силлогизме посылки и вывод являются условными суждениями: Если я не усвою философию, то не буду знать методологическую основу медицины. Если я не усвою методологию медицины, то не смогу стать врачом.

    В разделительно – категорическом силлогизме разделительная посылка фиксирует ряд исключающих друг друга свойств, одно из которых может принадлежать предмету. Категорическая посылка отрицает все – каждое в отдельности свойство, отраженное в разделительной посылке, кроме одного. Вот пример разделительно – категорического силлогизма:

    В мировоззрении можно быть на позициях научных, религиозных или мифологических. Ученые и врачи стоят на научной позиции.

    Разделительные суждения в умозаключении широко применяются в медицине как выборочный метод. Врач идет таким путем в диагностике и принятии решения, учитывая данные обследования больного, делая вывод:

    Лечение возможно либо консервативное, либо оперативное. Данному больному необходимо оперативное лечение.

    Не следует высказывать суждения в категорической форме, если их связь носит в умозаключении условный характер. Поэтому врачебные суждения преимущественно бывают условными. Нельзя, например, говорить в категорической форме: «Повышение артериального давления – признак гипертонической болезни». В данном случае, если нет других симптомов, возможно такое суждение: «Если у больного нет симптоматической гипертонии, то повышение артериального давления – это один из признаков возможной гипертонической болезни». В клиническом мышлении врач часто делает вывод идя от частного к общему. Такое умозаключение называется ИНДУКТИВНЫМ (лат. inductio наведение). В результате на основании знания об отдельных предметах, явлениях данного класса, множества получается общий вывод, содержащий какие – либо знания о всех предметах, явлениях такого рода. В индуктивных умозаключениях, как и в дедуктивных, различают три основных составляющих: исходное знание, обосновывающее знание и выводное знание. Индукция выступает в двух видах. Полная индукция характеризуется тем, что общий вывод извлекается из ряда суждений, сумма которых полностью исчерпывает все случаи данного класса. Так, если новый метод лечения, примененный у достаточного количества больных, и каждому из них этот метод помог, общий вывод о полезности метода для данной группы больных вполне достоверен. При неполной индукции получается какой – либо общий вывод о всем классе предметов, явлений на основании знания лишь о некоторых предметах, явлениях данного класса. Заключения при неполной индукции могут быть только вероятностными в разной степени (достоверными, вероятными, проблематическими). Степень вероятности зависит от числа и разнообразия исследований. Поэтому этот вид индукции часто применим в экспериментальной медицине и клинических исследованиях.

    Индуктивная логика активно проникает в медицину. Уже в I веке известный врач и философ Авиценна проделал индуктивным путем классический, много раз повторенный другими исследователями опыт, поместив в клетке рядом волка с одной из двух подопытных овец. Первая быстро подохла.

    Индуктивная логика всегда необходима для перехода от частного к общему в различных мыслительных построениях врача. В этом случае он обращается к вероятностной логике и методу математического исчисления вероятности с помощью компьютерной техники, математических, графических и других моделей. Боголепов все виды врачебного мышления сводил к индуктивному - «способность схватывать сходство и различие», видя в этом «зерно» всей логики. Он писал, что диагностика должна стремиться как можно шире использовать индуктивные приемы В современной науке, медицине роль вероятного знания возрастает. Поэтому значение индукции заключается в том, что с ее помощью обобщаются знания (факты, данные наблюдения, мониторинга, компьютерного анализа, показания приборов). В результате получаются общие суждения, устанавливаются синдромы заболевания, его диагноз. Данные индуктивных умозаключений могут быть использованы в дедуктивных умозаключениях как общие посылки, с помощью которых познаются новые явления.

    ДЕДУКТИВНОЕ умозаключение (от лат. deductio – выведение) – это вывод по правилам логики. В дедуктивных умозаключениях отображаются связи и отношения, существующие между родами, видами и единичными явлениями, между общим, частным и единичным в объективной действительности. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Примерами дедукции могут рассматриваться силлогизмы. В мышлении и практике клиницистов распространены три направления в медицине: интуитивистское (Г.Селье), индуктивное (практическое направление) и гипотетическое, в основном в теоретической медицине. В основе психосоматической медицины лежит все же системный индуктивно – дедуктивный метод исследования.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта