Главная страница
Навигация по странице:

  • 29. Категории общего, единичного и особенного, их методологическое значение

  • 30. Сущность и явление в познавательной деятельности врача

  • 31. Категории формы и содержания. Структура, система, элемент, функция. Системный подход в медицинском исследовании.

  • Фс. 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины


    Скачать 316.76 Kb.
    Название1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины
    Дата04.02.2023
    Размер316.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФс.docx
    ТипДокументы
    #919286
    страница10 из 16
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16

    27. Синергетика и ее роль в мед исследовании

    Синерге́тика , или теория сложных систем — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика является междисциплинарным подходом, поскольку принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем, и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.

    В современной научной литературе неоднократно отмечалась тенденция к абсолютизации аналитического подхода, характерного для западной медицины. В соответствии с этим подходом человек оказывается как бы «расчлененным» на отдельные функциональные подсистемы, которые изучаются самостоятельными, слабо связанными между собой направлениями медицины. Специалисты узкой квалификации, представляющие данные направления, часто стремятся не к улучшению здоровья человека, а лишь к тому, чтобы заглушить симптомы определенной болезни. Очевидно, что подобная лечебная установка является явно недостаточной и требует своего дополнения принципиально новыми научно-методическими подходами. Одним из таких подходов является синергетика как научная парадигма рассмотрения становящегося бытия, гомеостаза системы.

    Синергетический методологический подход в обосновании медицинской диагностики крайне важен, поскольку позволяет комплексно, в единстве противоположных тенденций и случайных отклонений осмыслить самые фундаментальные категории – здоровье и болезнь, обосновывающие всю теоретическую и практическую медицинскую деятельность. этот подход указывает возможные направления медицинского исследования (диагностики) и способствующая определению наиболее эффективной организации познавательных методов и процедур.

    Важную роль в синергетическом обосновании медицинской диагностики выполняют также следующие принципы:

    • всякая болезнь, как сложная система, имеет не единственный, а множество возможных путей эволюции, зависящих от индивидуальных особенностей больного и от условий лечения (степени развития медицинской теории и практики, доступности ее достижений для пациентов, социальных и экологических условий жизни пациентов);

    • не все, что желаемо и входит в намерения субъекта медицинской деятельности (врача), реализуемо в открытой нелинейной системе «болезнь – диагностика – лечение».

    Парадигма синергетического обоснования в системе медицинской диагностики может быть реализована по следующим основным направлениям: 1) выделение главного системообразующего фактора, объединяющего выявленные симптомы; 2) рассмотрение в качестве аттрактора медицинской диагностики и обнаружение конкретных индивидуально-физиологических (связанных с состоянием организма пациента), социальных (раскрывающих условия и образ жизни пациента и доступность для него эффективных современных методов профилактики и лечения) и классификационно-атрибутивных (фиксирующих характерные для определенной болезни проявления и закономерности развития) причин, обусловивших рассматриваемое состояние пациента; 3) учет возможностей применения в медицинской практике не только научно-медицинских приемов и способов диагностики и борьбы с болезнями, но и достижений нетрадиционной медицины, а также разделов других наук (естествознания, обществознания, психологии и т. п.), раскрывающих различные факторы, обусловливающие человеческое здоровье.28. Сущность, черты и система философских категорий, их роль в мышлении врача

    Философские категории как предельно общие понятия отражают действительность, в том числе и медицинскую. Всякая категория философии в то же время является понятием, но не всякое понятие является категорией. Категориями традиционно называют предельно общее человеческое видение мира. Они отражают сущностные, закономерные взаимосвязи - законы действительности и познания. В научном познании широко используются такие философские категории, как: чувственное и рациональное, абстрактное и конкретное, логическое и историческое, абсолютное и относительное, достоверное и вероятное и т.д. Отражая всеобщее и закономерное в медицинском познании, философские категории выступают в роли мировоззрения и методологии. Они не отвечают на конкретные вопросы, например, что такое здоровье, болезнь и т.п. Но они способствуют выработке всеобщих познавательных принципов, подходов и ориентиров в их осмыслении.

    Медицина, как и любая другая отрасль творческой деятельности людей, базируется на некотором комплексе философских категорий и понятий, а также фундаментальных научных представлений о природе, обществе и, конечно, человеке. Все они в сумме образуют некую картину мира (мировоззрение), характерную для представителей медицины и фармации. Понятия (общая идея) и категории (греч. kategoria - суждение) - результат осознания становления и развития предмета научного исследования. Философские категории и понятия фиксируют сущность и специфику культурно-исторического развития, а значит, и сущность человека - субъекта жизни и созидательной деятельности. Они отражают как объективные характеристики общественных систем, так и формы самосознания, в которых происходит осмысление места человека в мире и обществе, роли целесообразной деятельности человека и его преобразования, способности человека быть субъектом разнообразной материальной и духовной деятельности, познание отношения человека к миру, обществу и себе.

    Слово «категория» было введено еще Аристотелем для обозначения фундаментальных понятий, отражающих всеобщие свойства и качества бытия, а также процесса его познания. Философские категории и понятия в науке и медицине являются некими ступеньками или узловыми пунктами познания мира, общества и человека. Это - всеобщие познавательные структуры о связях и отношениях, присущих всем областям реального мира, такие, как: материя, сознание, движение, пространство, время и мн. др. Все они служат и научным средством качественного преобразования мира и жизни людей. Будущий ученый-медик должен различать объективный и всеобщий характер философских категорий и при этом понимать, что все они субъективны по форме, что позволяет ему более успешно познавать все направления мирового развития. Выработка системы философских категорий и понятий есть выражение прогресса в развитии научных знаний.

    Причем каждая наука вырабатывает и собственные понятия, которые опираются на философские категории и составляют стержневую часть ее теоретического содержания. Так, физика опирается на категории: энергия, материя, атом и др.; химия - элемент, валентность и т.д.; биология - эволюция, вид, наследственность; физиология - организм, структура, функция; медицина - норма, здоровье, болезнь, патологическое, физиологическое, психическое и др. Философские категории по отношению к медицине выступают как наиболее общие понятия. В медицине они проявляются в форме прочной взаимосвязи между организмом и средой, различными органами и системами внутри организма, между здоровьем и болезнью, анатомо-морфологическим и физиологическим. Философ Г. Гегель писал: «Болезнь переходит во всеобщую жизнь организма, ибо страдание одного органа заражает весь организм»

    Наряду с категориями единичного, особенного и общего (всеобщего) имеются и другие категории, отражающие взаимосвязи, отношения в природе, обществе и человеческой жизнедеятельности. Для науки, особенно медицинской, важны многие парные философские категории, такие, например, как: «количество и качество», «мера и норма», «структура и функция», «система и элемент», «причина и следствие», «необходимость и случайность» и многие, многие другие. Все они имеют кроме всего прочего еще и большое философско-методологическое значение в философии медицины, ибо в них отражаются универсальные законы познания объективного мира. Это - признание за ними наличия наиболее общих связей и отношений в реальном мире, свойственных всем явлениям материального мира, жизни вообще, жизни общества и социальных сообществ, а также духовной жизни людей.
    29. Категории общего, единичного и особенного, их методологическое значение

    В современном понимании категории философии является существенным и обобщенным отражением объективной действительности Они взаимосвязаны, имеют значение всеобщности и поэтому является общеметодологические принципы пиз знания и практического действия. Некоторые из них соотносятся как единство противоположностей (например, категории количества и качества) их называют соотносимыми, или парными: единичное, особенное и общее; причин но и следствие; необходимость и случайность, содержание и форма; сущность и явление, возможность и действительность, система и элемент т.д. Эти категории - итог познания и практики всей предшествующей истории человечества; ступени познания мира и каждого из его объектов; неосновные законы диалектики.

    Важная проблема философии медицины - соотношение понятий единичное и общее. Общее - это часть, нередко сущность единичного. А то, чем одно единичное в данном классе объектов отличается от другого, называется особенным. Взаимосвязь между единичным и общим, особенное выступает в одном отношении как общее, в другом - единичное. Уже античный мыслитель и врач А. Цельс (I в. до н. э.) употреблял философское понятие как «целое-часть». Категории «общее и единичное» в мышлении есть отражение тех сторон, качеств и признаков, которые присущи самим вещам, предметам или явлениям природы. Раскрытие мышлением общего, т.е. закономерного, определяющего соотношение отдельных процессов дает возможность на основе полученных знаний глубже проникнуть в понимание сути многообразных природных явлений и посему делать научные предсказания. Ф. Энгельс писал: «...всякое действительное, исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях понимаем. единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность» (Маркс К. и Энгельс Ф.) А это значит, что в реальной действительности единичное и общее находятся в диалектической взаимосвязи: общее в принципе не существует вне единичного и наоборот, единичное (отдельное) не существует вне связи с общим пониманием сути явления или процесса.

    Для познания смысла вещи, ее сущности, причин существования нет другого пути, кроме познания ее формы, конкретных проявлений, последствий. Соотносительные категории диалектики дают представление о закономерных, необходимые связи между ними как результат отражения необходимых связей, которые существуют в объективной действительности. Таким образом, категории диалектики - универсальные логические формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, которые имеют место в объективной действительности. В категориях сконцентрированы опыт и предметно-практическая деятельность многих поколений человеческого общества.

    30. Сущность и явление в познавательной деятельности врача

    Любая философская категория не может быть до конца понята, если ее рассматривать изолировано от конкретной системы взглядов. Сказанное относится к категориям сущности и явления. Ведь все в мире обладает как внешней стороной, доступной восприятию, так и внутренней, скрытой от непосредственного наблюдения. Иначе говоря, во всех предметах и явлениях определяющим является сущность и производное (и зависимое от нее) - явление. Сущность - это совокупность причин, определяющих саморазвитие объекта. Явление - это конкретные свойства, качества предметов и явлений, и явления сами по себе. Они представляют собой форму обнаружения сущности. Согласно диалектике, органическая связь сущности и явления может быть выражена двумя утверждениями: сущность всегда является и явление всегда существует. Нет и быть не может сущности вне предмета или явления природы.

    Познав сущность многих явлений и процессов, установив природу и законы их развития, медицина и фармация могут целенаправленно использовать их в интересах совершенствования системы здравоохранения. Сущность в организме человека и животных - обмен веществ и энергии в различных клетках, органах и тканях, его тонкая и точная регуляция в интересах развития целостного организма. На основе обмена веществ и энергии, раздражимости и возбудимости базируются все остальные физиологические процессы, функции, как, например: возникновение и проведение потенциала действия, кодирование информации и интеграции на уровне нейрона, сокращение мышечных волокон, секреции и выброс в железистых клетках и т.д.

    Итак, философские категории «сущность и явление» находятся в диалектическом единстве. Сущность служит выражением общего, явление - единичного. Сущность относительно устойчива, а явление подвижно и изменчиво. В сущности представлена внутренняя, а в явлении внешняя сторона действительности. Сущность скрыта от внешнего взора, т.е. она недоступна непосредственному восприятию органами чувств, а явление всегда открыто и доступно для их познания. Сущность выражается посредством знания явлений, а последние служат формой выражения сущности. Сущность включает в себя только самые характерные, ключевые, необходимые признаки и свойства вещей и процессов, явление же содержит в себе сущность и множество второстепенных черт и признаков. Отсюда вывод: содержание явления богаче сущности, а сущность глубже явления. Если явления познаются органами чувств, то сущность - разумом. Познание сущности - это есть ничто иное, как понимание сути явления.

    31. Категории формы и содержания. Структура, система, элемент, функция. Системный подход в медицинском исследовании.

    «содержание – философская категория, обозначающая совокупность сторон, элементов, связей, образующих данный предмет или явление. Неразрывно с формой — каждый предмет, процесс или явление имеет и содержание, и форму (содержание оформлено, а форма выражает содержание). Является веду­щей стороной по отношению к форме — каждое содержание требует для себя определенной формы. В процессе развития более подвижно, изменчиво. Развиваясь непрерывно, приходит в противоречие с фор­мой и обусловливает ее изменение».

    «форма — философская категория, обозначающая способ связи частей, способ строения и проявления содержания. Присуща каждому предмету или явлению, существует в неразрывном единстве с их содержанием, выступая по отношению к нему как подчиненная сторона (определяется содержанием). Различаются по степени общности и подразделяются на внутренние и внешние. Общие внутренние формы выступают как законы строения содержания. Обладают относительной самостоятельностью и активностью по отношению к содержанию: способны отставать от содержания в процессе развития, оказывая на него отрицательное воздействие, и напротив, при соответствии содержанию стимулируют его развитие. Объективный идеализм рассматривает форму как актив­ное определяющее, существующее самостоятельно и независимо от мира вещей их начало (Платон). Субъективный идеализм относит формы к сознанию субъ­екта, трактуя их как присущие ему априори (Кант), или как определенные ряды, способы размещения ощущений.

    Проще говоря: форма – сама вещь, как таковая, содержание – сущность вещи (формы) — совокупность свойств, функция – то, что вещь «может».

    Система - это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, которой присуща определенные структуры, организация, единство и целостность

    Элемент - это нерасчлененный (в данной системе, при данных возможностях) компонент сложных предметов, процессов, явлений. Как показывает современная наука и практика, простое и сложное имеет относительный характер. В настоящее время в науке под элементами понимают объекты, сгруппированные в сложный комплекс зависимости от способа рассмотрения того или иного предмета в качестве \"элементов\" могут выступать различные структурные единицы.

    Структура

    способ закономерной связи элементов сложного целого Она представляет собой упорядоченность его внутренних и внешних частей, способствует его стабильности, устойчивости и качественной определенности Структурные связи пронизывают все процессы, происходящие в объектах.

    Любой объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие элементы В свою очередь, эти элементы могут иметь свою собственную структуру и быть представленными как подсистемы крупной системы Подсистемы тоже могут включать свои подсистемы и между ними тоже существуют определенные отношения, связи и взаимодействия Поскольку в определенной системе могут быть разные типы связей и отношений, то в ней можно выделить и ряд структур Такие системы называются многие структурными (многоуровневыми).

    Системные объекты имеют целостную, устойчивую структуру Для них характерно появление новых свойств, которые не совпадают со свойствами отдельных элементов (кристаллы) Для системных объектов характерны иерархическая на строение (системы низшего уровня входят в системы высшего уровня) Системой называют не любую совокупность элементов и связей между ними, а упорядоченную определенным образом целостную структуру (сложный объект) Например, в любом инженерном объекте каждая деталь, узел, функционируют вместе в данной конструкции, могут давать необходимый результат, для чего и создан данный механизм.

    Функция (лат. functio — исполнение) — обязанность, круг деятельности. «Функция — это существование, мыслимое нами в действии» (Гёте). ФУНКЦИЯ системы характеризует проявление ее свойств в данной совокупности отношений и представляет собой способ действия системы при взаимодействии с внешней средой. Другими словами, функция - это ПОВЕДЕНИЕ системы в некоторой среде.

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНЕ «Все в организме представляет одно единственное стечение, одну единственную связь, одно единственное гармоническое взаимоотношение. Все направлено на целое.»(Гиппократ)«Человеческий организм является наисложнейшей и тончайшей самоорганизующейся системой.»(И.П. Павлов)»В научной работе система - это испытанный, упорядочивающий принцип.» (В.И. Вернадский)

    Система (греч. system - целое, соединение) в медицинской сфере всегда объединяла основополагающие нормы, правила и принципы деятельности врачей в целях избавления людей от болезней, укрепления их здоровья как некой целостности. Идея системности и системный подход в медицине и фармации в наше время стали ведущими философско-методологическими ориентирами. Системность выступает как диалектическая интеграция частей, каждая из которых придает специфическое своеобразие целому. Все в окружающем мире системно, начиная с движения атома, жизни человека и кончая развитием Вселенной. По мнению И.П. Павлова (1849-1936), всякий живой организм «представляет крайне сложную систему, состоящую из почти бесконечного ряда частей, связанных друг с другом, так и в виде единого комплекса с окружающей средой»

    Системный подход - это наиважнейший философско-методологический инструмент в деле научного познания целого в природе, а в медицине - жизни организма, его здоровья и порой болезни. Кратко философско-методологические функции системного подхода можно выразить следующим образом:

    1) организм и личность как природно-социальная система, состоящая из ряда неких соподчиненных подсистем и их взаимосвязанных элементов;

    2) целое (система) определяет природу частей (элементов человека);

    3) части не могут быть познаны в отрыве от целого учета его своеобразия;

    4) составные элементы системы изучают в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

    Таким образом, настоятельным требованием системного познания стала задача разработки новых методов исследования в медицине и фармации.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16


    написать администратору сайта