Главная страница
Навигация по странице:

  • 43. динамика развития науки как процесс порождения нового знания

  • 44. Типы научной рациональности

  • 45. Философия общества

  • 46. Сферы общества

  • 47. концепции цивилизации в социальной философии

  • 48.ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

  • 49. политическое бытие общества

  • Фс. 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины


    Скачать 316.76 Kb.
    Название1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины
    Дата04.02.2023
    Размер316.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФс.docx
    ТипДокументы
    #919286
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Итак.Научные революции – это необходимый этап в развитии науки, так как именно во время революционных сдвигов определяются основные контуры научной картины мира на длительный период. Однако нельзя думать, что смена парадигмы приводит к отрицанию старой системы знаний, напротив, научная революция предполагает преемственность в развитии научного знания. Согласно принципу соответствия, сформулированному Н. Бором, всякая новая научная теория не отвергает предшествующую, а включает ее в себя как частный случай, т. е. ограничивает сферу ее действия. Так, релятивистская механика (механика больших скоростей) Эйнштейна не отвергает механику Ньютона, а показывает, что ее законы действуют только при малых скоростях, намного меньших скорости света.
    43. динамика развития науки как процесс порождения нового знания Зачин: Важнейшая характеристика знания – динамика (его рост, изменение, развитие)

    Гегель говорил: «истина есть процесс, а не результат» (мир подвижен= >приобретение нового знания о нем тоже). Проблемы: 1. пониманием расширения объема истинных знаний 2. Динамика науки -это кумулятивный(накопительный)процесс или антикумулятивный (отторгающий многие прежние знания. 3.самоизменение под воздействием факторов. Общие закономерности развития науки: 1.преемственность. 2.единство количественных и качественных знаний 3.дифференциация (выделение новых наук) и интеграция(синтез наук, пограничные науки) 4.математизация и компьютеризация 5.ускоренное развитие науки 6.свобода критики. Недопустимость монополизма в науке. 7. философский принцип антропоцентризма - принцип познания мира и оценки знаний о нем в связи с включенностью в этот процесс человека как сознательно-творящего фактора. Выдвигается на первый план профессиональные и нравственные качества ученого как личности. В философии существуют три концепции развития науки: 1. Кумулятивный процесс – накопление знаний (линейно развивающийся процесс) 2. феномен научной революции (скачок)( Энгельс, Ленин, Вернадский) 3. интуитивный подход (чутье). В отечественной философии науки выделяют четыре глобальных научных революции

    • Доклассическая научная революция (античность 5-6 века д. н.э. - 17 век н.э.)

    • Классическая научная революция (17-19 века)

    • Неклассическая научная революция (вторая половина 19 века - первая половина 20 века)

    • Постклассическая научная революция (вторая половина 20 века - наши дни)

    Доклассическое естествознание

    Объект науки - мегамир. Мегамир (от греч. megas - большой мир) - то же что макрокосмос, Метагалактика, Вселенная.

    Идеал науки - знания ради знания. Наблюдения являются основным методом познания

    Научная картина мира(общее представление о мире и объективной реальности)- носит интегративный характер. характерны геоцентризм и гелиоцентризм.

    Философские основы науки - философия наука наук.

    Классическое естествознание

    Объект науки - макромир - Земля и ближний космос.

    Идеал науки - знание это сила, а не насилие над природой. Человек начинает преобразовывать мир.

    Научная картина мира: классическая механика Ньютона. мир представляет четко слаженный механизм.

    Философские основы науки - механистический детерминизм. Детерминизм - причинно-следственная связь линейна, случайности отрицаются.

    Известные философы этого периода Декарт, Бэкон. В это период преобладает механистично-метафизический стиль мышления, с позиции перемещения в пространстве. Отрицание внутренних противоречий в системе научного знания. Усиливаются дифференцирующие тенденции - от философии отделяются науки: механика, физика, химия. Преобладает принцип антропоцентризма - человек высшее творение природы.

    Неклассическое естествознание

    Объект науки - микромир - совокупность элементарных частиц. Происходит взаимосвязь эмпирического и рационального способов познания.

    Идеал науки - Сочетание теоретической и прикладной направленности науки.

    Научная картина мира формируется из частных научных картин мира (физическая картина мира, биологическая картина мира). С развитием дисциплин появляются науки на стыке форм: физическая химия, биохимия..

    Философские основы науки - стиль естественного научного мышления. Учитывается человеческий фактор в процессе познания.

    Период неклассического естествознания связывают с открытием электрона, поля и т.д.

    Постклассическое естествознание

    Объект науки - мега-макро-микромир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и медитативного уровней познания.

    Идеал науки - аксиологизация науки (что ценно, а что нет). Повышение степени фундаментального научного знания.

    Научная картина мира идет процесс формирования общей научной картины мира. Преобладает представление о глобальной эволюции. Развитие - это атрибут всех форм реальности. Переход от антропоцентризма к биосфероцентризму. - кроме человека рассматривается биосфера и космос в единстве.

    Философские основы науки - синергетика и синергетический стиль мышления. Процессы раз-ся интегративно. Антропный принцип развития науки - человек входит в структуру познавательного процесса, его роль учитывается на каждом этапе познания. Преодоление разрыва м/у естественным и гуманитарным знанием.

    Если нужен будет какой-нибудь пример:

    Английский физик открыл электрон. Это революция в науке, т.к. изменилось представление о строении атома=> новые научные заключения

    Вывод 1. История науки свидетельствует, что она развивается по законам диалектики как сложное, полное ошибок и многообразия явление, а не как нечто неизменное или однолинейный процесс. 2. укрепление союза науки и философии

    2. Непременно сказать про медицину: Подлинно универсальная теория медицины может быть создана только в единстве с теорией патогенеза и саногенеза( комплекс защитных механизмов, направленных на восстановление нарушенной саморегуляции организма. Она должна иметь единую философско-методологическую базу научного познания человека.

    44. Типы научной рациональности

    Принцип историзма, ставший ключевым в анализе науки (Т.Кун, И.Лакатос и др.), позволил говорить и об историчности рационализма, привел к выводам о том, что научная рациональность, как и наука, исторически меняется.

    Исторически первой формой рациональности является не наука, а философия (в частности, античная). Парменид, древнегреческий философ, провозгласил принцип тождества мышления и бытия. Выраженность в языке, в слове должна быть точной, однозначной. (представлена в логике Аристотеля).

    Первая научная революция( связана с появлением гелиоцентрического учения польского астронома Николая Коперника) сформировала особый тип рациональности – научный(считается первым).1. Бытие перестало рассматриваться как Абсолют, а Космос был отождествлен с природой, которая понималась как единственная реальность. 2. Человеческий разум наделяется статусом суверенности. 3. Объективность, безразличная к ценностям субъекта, становится идеалом научной рациональности. 4.научная рациональность признавала правомерность только тех идеальных объектов, которые можно воспроизвести, повторить в эксперименте 5.научным признавалось только то, что могло быть конструировано и выражено языком математики. великий Галилей превратил ее в технику исследования.

    Третья научная революция размыла классический тип рациональности и утвердила неклассическую рациональность(2 тип р):

    1. Объект не дан мышлению в первозданном виде

    2. субъективизм

    3. скептицизм

    4 плюрализм - признается относительность истин и картины природы

    Постнеклассический тип научной рациональности

    1 учет аксиологических и социальных факторов. Понимание субъекта, согласно которому человек является частью биосферы как целостного организма.

    2.обсуждаются этические кодексы ученого. Жизненно важной стала проблема морального разума. Б. Паскаль назвал разум "логикой сердца". В центре внимания морального разума должно стоять предотвращение ущерба или вредных последствий для жизни на Земле. В свое время Эйнштейн отмечал, что проблема нашего времени - не атомная бомба, проблема нашего времени - человеческое сердце.

    ИРРАЦИОНАЛИЗМ

    (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) идеалистич. течения в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие И. объединяет внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредств. созерцание, интуицию (в интуитивизме), мистич. «озарение», воображение, инстинкт .. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религ. и религ.-филос. учения.

    И. с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще.

    Вывод:История науки показывает, что эталоны рациональности могут меняться, и то, что сегодня признается иррациональным, на следующем этапе развития знания может быть признано сначала неклассически-рациональным, а затем – рациональным. Такая эволюция происходит сегодня в современной медицине по отношению к различным альтернативным методам лечения и диагностики, например, акопунктуре, иглоукалыванию, гомеопатии. Появляются исследования, обосновывающие существование у человека слабых биоэлектромагнитных полей, наличие активных областей концентрации и циркуляции электромагнитной энергии, коррелирующих с «точками» и «каналами» традиционной китайской медицины. Эта область медицинских исследований еще не вполне соответствует эталону научности, но уже и не совершенно иррациональна.

    45. Философия общества

    Говоря об определении общества след различать: ОБЩНОСТЬ определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ.

    Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а на совместных интересах и договоре.

    не всякая общность людей является обществом, однако любое общество — это так или иначе самоуправляющаяся общность.

    Понятие «общество» следует отличать от понятий «народ», «нация» и «государство». НАРОД — это форма общности людей, связанных прежде всего языком и культурой, происхождением. НАЦИЯ — это форма организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. ГОСУДАРСТВО — основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций, продукт исторического развития человеческой цивилизации.

    Выделяются ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА к объяснению закономерностей, объедин. людей:

    1.НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ: человеческое общество рассматривается в качестве естественного продолжения закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге — Космоса

    2.ИДЕАЛИСТИЧЕСКИМ: идеи, верования, мифы. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией.

    Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии

    3. Третий подход устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований

    Все способы объяснения общества имеют нечто общее, а именно представление о СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ данного феномена и ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ его саморазвития.

    При изучении данной проблемы выделяются два основных аспекта: структура общества и его изменение.

    СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА это отдельные объекты и их РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, которые и объединяют людей

    (С точки зрения СОЦИАЛЬНОГО НИГИЛИЗМА существуют только отдельные люди, индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует. С точки зрения крайнего, ВОИНСТВУЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВИЗМА, напротив, общество является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего, кроме общества. Отдельные же люди — всего лишь частицы, винтики, «моменты», как выражался Гегель, более широкого целого).

    Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов, постоянно взаимодействующих. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью и имеет ряд признаков:

    1) МНОЖЕСТВЕННОСТЬ составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений,

    2) разнородность, РАЗНОКАЧЕСТВЕННОСТЬ социальных элементов, среди которых, наряду с материальными, имеются и идеальные, духовные.

    Особую специфику социальной системе придает уникальность ее главного элемента — ЧЕЛОВЕКА, обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей деятельности, поведения. Это придает развитию общества большую степень неопределенности, а, следовательно, и непредсказуемости.

    По мере выявления философской мыслью сложности и многообразия общественной жизни философы пришли к выводу: все внешне многообразные явления общественной жизни представляют в сущности ту или иную разновидность СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. Это как бы скрытая, тайная сущность, первооснова, субстанция всего социального.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Содержание ее составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. Первый элемент, необходимый фактор всякой деятельности — ЧЕЛОВЕК, индивид, люди. Он ее активная сторона, СУБЪЕКТ. Но потому люди являются субъектами, что их деятельность направлена на те или иные ОБЪЕКТЫ. В качестве таковых могут оказаться и отдельные индивиды (деятельность врача, учителя, представители некоторых других профессий).

    Однако чаще в этом качестве выступают объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы:

    Первая подгруппа — вещи, орудия и средства производства, с помощью которых человек изменяет и приспосабливает окружающую среду к своим потребностям.

    Вторая подгруппа — средства, необходимые для человеческой деятельности. Они представляют собой, по определению философов, СИМВОЛЫ, знаки. Воздействуя на наше сознание, символы и знаки обеспечивают целенаправленность индивидуальной и коллективной деятельности, ее согласованность

    Еще один элемент, необходимый для всякого социального действия- СВЯЗИ, отношения между указанными основными компонентами социального действияц.

    Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности — люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности :

    • материальная,

    • духовная,

    • регулятивная, или управленческая

    деятельность гуманитарная, или социальная в узком смысле слова.

    МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. оно призвано создавать определенные вещи, необходимые для удовлетворения потребностей людей, поддержания их активности в любой сфере. Важнейшую роль в общественной жизни играет ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, в процессе которого формируются идеи, создаются научные и художественные ценности.

    РЕГУЛЯТИВНАЯ, или УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- деятельность различного рода администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой области — поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности. Без этого общественная жизнь также невозможна, как невозможна она без материального и духовного производства.

    СОЦИАЛЬНАЯ (деятельность по обслуживанию, заботе о людях). Это труд врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания. Общество включается в этот процесс через школы, вузы, систему здравоохранения, культурного отдыха.. Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают ОБЩЕСТВО КАК ЕДИНУЮ СИСТЕМУ, как целое, обладающее особенными свойствами.

    ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО:

    • самодеятельность,

    • самоорганизация,

    • саморазвитие,

    • самодостаточность.

    САМОДОСТАТОЧНОСТЬ — это способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все потребное для коллективной жизни.

    Анализ общества с точки зрения его изменения и развития:

    • направленность совершающихся в обществе изменений(ФИЛОСОФЫ-ДЕТЕРМИНИСТЫ (Гегель, Маркс). В то же время ИНДЕТЕРМИНИСТЫ или волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие, отрицают его направленность и закономерность.

    • источники или факторы развития. (Причиной социальных движений являются неудовлетворенные экономические, культурные, политические потребности людей. Именно они вызывают состояние психического напряжения, социального беспокойства-исходные пункты социальных движений.

    -формы, в которых совершается любое развитие( реформаторские и революционные движения).

    В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. 1.Одни связывали их с изменением природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), 2искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методах организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), 3.связывали процесс социального развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин).

    Велика роль технических изобретений. Так, изобретение и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом

    4. Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия.

    5.Движущими силами являются также ПРИРОДНЫЕ, биосферные факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза, включающие фазы подъема, депрессии и упадка.

    ВЫВОД: Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику общества, и его динамику, т. е. рассмотрение составляющих его групп, институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и развития.

    46. Сферы общества

    Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

    Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

    Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

    Каждая сфера включает в себя:

    определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

    социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

    сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)политическую (государство, партии, общественно-политические движения)духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).Социальная сфера .Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:

    1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;

    2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.

    Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ, область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

    производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

    производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

    Политическая сфера общества - деятельность индивидов и социальных групп в связи с их отношением к государственной власти, политическим организациям и политическому режиму. Общество нуждается в управлении, управление требует власти

    Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

    Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

    мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

    искусство — художественное освоение мира;

    наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;право — совокупность норм, поддерживаемых государством;

    образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

    духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.Можно выделить еще и :

    5.Экологическая сфера общественной жизни – сфера отношений людей (находящихся в составе больших и малых социальных групп) по поводу их отношения к природе. Современное общество настолько далеко отошло от природы по пути технического прогресса, что возникла угроза существования человека на Земле в результате конфликта человеческой цивилизации и природы – естественной сферы обитания. Решение экологических проблем сейчас считается задачей первостепенной важности. Поэтому ученые-обществоведы стали выделять особую сферу жизни общества – экологическую.

    В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

    Социальный институт - это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

    в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия(сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

    В социальной сфере является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

    Основными в духовной сферевыступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

    В политической сферы

    В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

    Взаимосвязь сфер общественной жизни

    Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны

    В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры.

    47. концепции цивилизации в социальной философии

    Термин “цивилизация” пришел к нам из латыни и связан с такими понятиями, как “civiles” (гражданский)

    Впервые понятие цивилизация появилось в ХVIII веке (точнее в 1766г.) в текстах французских просветителей Гольбаха и Буланже в тесной связи с понятием культура.

    Признаки цивилизации

    1.Цивилизация знаменует (начавшееся в условиях еще позднего варварства) все большее преобразование материала нетронутой когда-то природы

    2. вмешательство человека и человечества в природные процессы является неотъемлемой чертой цивилизации. Некоторые полагают, что именно за развитие цивилизации возникают глоб эколог проблемы. Но следует отметить, что уродует землю, так сказать, “недоцивилизованная цивилизация”. Цивилизованный же труд при его высших взлетах способен, напротив украсить и облагородить Землю

    3. развитие цивилизации на долгие века становится синонимом пусть противоречивого, но в целом поступательного развития товарных производства и обмена.

    4. Изобретая и общественную, и частную формы собственности, человечество на протяжении истории значительно усложняет эти формы, и их отношения друг к другу. Это взаимодействие, как и его отлаживание, становится одним из существенных признаков цивилизации и цивилизованности.

    5. Высокая цивилизованность или, напротив, крайняя отсталость страны измеряется также и тем, сколь широко, прочно укоренены - или, наоборот, насколько попраны, урезаны, стеснены права и свободы во всех сферах человеческой жизни.

    6. Коренная функция человеческой цивилизации состоит и в обеспечение все более свободных, ненасильственных, добровольных форм совместного бытия индивидов и их свободно же формирующихся объединений. Тенденция этого воплотилась в том, что даже при самых кризисных состояниях( например, угрозе атомной войны), при самых острых противоборствах (например, войнах, геноциде и даже самогеноциде целых народов) люди учились жить и действовать совместно.

    7. люди делают свою повседневную жизнь все более обеспеспеченной необходимыми для их удовлетворения благами, все более обустроенной, удобной, красивой, комфортной и в этом смысле все более достойной человека.

    Историческая тенденция состоит не просто в увеличении средств и возможностей такого цивилизационного благоустройства и комфорта, а в предоставлении их максимально большему числу людей.

    8. Культурная, духовно-нравственная компонента цивилизации- это деятельность по созданию всеобщих идеальных образцов ( по-гречески - парадигм) предметной деятельности и норм, и принципов человеческого общежития и общения.

    Можно выделить различные интерпретации и концепции цивилизации.

    Так Н.Я. Данилевский : не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер; при этом внутренний механизм всех цивилизаций одинаков.

    Шпенглера: цивилизация-это определенная заключительная стадия развития любой культуры. Ее характерные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в городах-громадах, превращение народов в “безликие массы”. Европейская цивилизация есть поэтому показатель гибели западной культуры. Такие же стадии проходят и все другие народы.

    Тойнби: Выделяя отдельные цивилизации, Тойнби стремился к “метафизическому” их исследованию. Всемирная История, по Тойнби, есть некое целое части которого мы искусственно “изолируем” в виде отдельных цивилизаций для конкретного изучения.

    Л. Морган, а вслед за ним и Ф. Энгельс :рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую после дикости и варварства.

    Русский философ Н.А. Бердяев в труде “Воля к жизни и воля к культуре” пишет, что цивилизация “есть смерть духа культуры”. Культура имеет духовную основу, цивилизация – машинную.

    Кант: цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.При этнопсихологическом подходе, характерном для Л. Гу¬милева, цивилизация рассматривается в тесной связи с этнической историей. Она отождествляется с национальным характером, поскольку главным критерием цивилизации считается своеобразие культуры и психологии какого-либо народа.

    Известен также подход географического детерминизма, разработанный Л.И. Мечниковым, представителем географической школы в социологии, согласно которому характер цивилизации определяют особенности географической среды проживания определенного народа.

    очаги локальных цивилизаций, в какие-то времена разгоревшись особенно сильно, потом могли или вовсе исчезнуть, или ослабеть , но никогда не затухал “общий очаг” мировой цивилизации: сохранялось, множилось, обновлялось предметное, духовно-нравственное ее богатство. Отсюда следует, что исконный исторический интерес всех народов требует сохранения нашего общего очага-мировой цивилизации на планете Земля.

    48.ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

    Важнейшими системами философии истории являются следующие: теологическая философия истории считает движущей силой истории решение Бога (аврелий августин, фома аквинский); метафизическая философия истории – трансцендентальную закономерность или судьбу; идеалистическая философия истории – идеи, духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; натуралистическая философия истории – природу человека как обладающего побуждениями, страстями и его среду; материалистически-экономическая философия истории – экономические отношения(маркс , Энгельс). В зависимости от того, как определяется роль человека в истории, существует индивидуалистическая и коллективистская философия истории

    В круг основных задач современной Ф.И. входят:

    • исследование развития человеческой истории, на какие она делится эпохи, цивилизации, культуры, выявление ее общей схемы;

    • анализ общей формы исторического процесса, указывающий на характер отношений между прошлым, настоящим и будущим (к этой теме относятся теории, согласно которым история имеет форму прямой линии, в силу чего времена не могут повторять друг друга, или форму круга, не несущего с собой никакой принципиальной новизны, или форму спирали, сочетающей линейное и кругообразное движение, или форму колебаний между некоторыми достаточно устойчивыми полюсами, и т.д.);

    • изучение главных факторов исторической эволюции (предопределенность истории волей Бога, историческими законами,детерминация ее системой ценностей, взаимодействием материальной и духовной культуры, и т.д.);

    • исследование смысла истории, ее направления и ее целей, если предполагается, что такие смысл, направление и цели существуют;

    • изучение процесса постепенного формирования единого человечества и, соответственно, мировой истории;

    • предсказание общих линий или тенденций будущего развития; .

    Направленность общественного развития:

    Первая группа мыслителей утверждает, что для исторического процесса характерна цикличная направленность (Платон, Аристотель, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин).

    Вторая группа настаивает на том, что доминирующим направлением общественного развития является регрессивное (Гесиод, Сенека, Буажильбер).

    Третья группа утверждает, что прогрессивная направленность истории преобладает. Человечество развивается от менее совершенного к более совершенному.(А. Августин, Г. Гегель, К. Маркс).Вообще прогресс — это движение вперед, от низшего к высшему, от простого к сложному, переход на более высокую ступень развития, изменения к лучшему; развитие нового, передового; это процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление жизни.

    Представление о развитии общества как прогрессивном процессе оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.).

    Марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. В современной социологии . исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному-

    Критерии прогресса

    Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил

    Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

    49. политическое бытие общества

    политика - совокупность отношений по поводу завоевания, удержания и использования власти в целях реализации интересов различных общественных групп. В центре - власть. Власть представляет собой специфический инструмент, используемый для достижения поставленных целей. Власть универсальна, побуждает, принуждает, предотвращает Государство является основным субъектом политики и основным, интегрирующим и организующим общество, политическим институтом. Для регуляции и управления обществом государство концентрирует политическую власть, ограничивает индивидуальные и групповые интересы, тем самым обеспечивая контролируемую и упорядоченную свободу перед лицом возможного злоупотребления силой, хаоса и беспорядков.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта