Политэк 1 семестр ответы на вопросы. 1. Общественное производство и его факторы
Скачать 1.21 Mb.
|
14. Экономическая система: понятие и хар-ка. Понятие экономической системы ОС) В процессе производства материальных благ между людьми складываются производственные или экономические отношения, образующие сложную систему и субординацию. Ее функционирование и развитие требует ряд необходимых элементов: материальных условий производства, экономических субъектов, определенных форм собственности, хозсвязей и т. д. Исходя из этого, ЭС - это совокупность экономических элементов, которые обладают свойствами и находятся в отношениях друг с другом. Но в этом определении не выявляется специфика системного подхода к исследованию самих элементов, потому оно нуждается в уточнении, т.к.: • каждый элемент ЭС обладает самостоятельностью., поэтому он может исследоваться отдельно; (Но при этом возникает необходимость в системном подходе, позволяющем обнаружить причинно-следственную связь между отдельными элементами системы в целом.) • ЭС - это совокупность элементов, ее свойства обусловлены собственными содержанием и структурой, а также свойствами, состояниями и отношениями всех остальных ее элементов; • ЭС также можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которая обладает целостностью, т. е.: 1. самостоятельностью по отношению к другим совокупностям; (Благодаря этому ЭС выступает в целом как относительно самостоятельная наряду с другими общественными системами - социальной, политической, культурной и т. д.) 2. обладает свойствами, которых нет у составляющих ее элементов; 3. свойства системы в целом не могут быть сведены к свойствам элементов, но могут быть объяснены в своем происхождении; 4. ЭС обладает внутренней активностью, способна к самодвижению и саморазвитию, т.к. ей свойственны противоречивость, обусловленная относительной противоположностью и единством ее разнородных элементов. Роль и значимость данных принципов определялась экономистами неоднозначно. В связи с этим понятие и структура ЭС трактовалась ими по-разному. Так, один из предшественников немецкого неолиберализма В. Зомбарт определял ЭС как чисто абстрактно-теоретическое построение, при помощи которого описывается способ хозяйствования каждого народа. В соответствии с этим формируется «хозяйственный дух», включающий в себя три основных элемента: о хозяйственную психологию, о хозяйственный порядок, о определенную технику. Опираясь на исследования В. Зомбарта, А. Шпитгофф сформировал понятие хозяйственного стиля и выделил пять его элементов: о хозяйственный дух, о природные и технические компоненты, о общественные законы, о хозяйственные законы, о хозяйственный процесс. Основоположник неолиберализма В, Ойкен рассматривал хозяйственный порядок как реально-типичное понятие, в котором предприятия и домашние хозяйства связаны друг с другом, определял его как совокупность реализованных форм, в которых протекает конкретный хозпроцесс. Американские экономисты Е. Нойбергер и В. Даффи определяют ЭС как общественно-признанный механизм, который определяет кто, когда, где и для кого должен принимать хозрешения. 1 В ЭС выделяются три подсистемы: > принятия решения, которая охватывают правила, закрепляющие права по принятию решений среди частных лиц и предприятий; > информационную, включающую механизмы ЭС (т. е. планирование «сверху», и рыночный) и каналов по сбору, обработке, хранению, использованию, передаче и обратному контролю экономической информации; > мотивационную, охватывающую все правила и механизмы, обеспечивающие практическую реализацию хозрешений. ЭС, таким образом, трактуется как сложноорганизованная структура, в рамках которой протекает вся экономическая деятельность. Аналогичную позицию по данному вопросу занимает, в частности, Д. Норт, который выделяет три главных элемента ЭС: демографию, технологию и институты. Немецкие экономисты Н. Клотен и Г. Ляйполь в число неотъемлемых компонентов ЭС включают: 1) людей как производителей и потребителей, 2) экономические отношения, т. е. процессы производства, распределения, обмена и потребления, 3) хозпорядок, характеризуемый правовыми и институциональными правила, обязательными для хозпроцесса. В российской же экономической литературе под ЭС понимается целостная совокупность прочно взаимосвязанных между собой хозотношений и связей, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ и услуг. И к числу ее важнейших элементов обычно относят: > производительные силы и производственные отношения, > экономические ресурсы, > общественное разделение труда, > процесс производства как таковой, > формы хозсвязей, > производственные результаты, > экономическую эффективность. Формы организации общественного производства Истории известны две основные формы общественного хозяйства. Натуральное хозяйство (НХ) - это простейшая форма организации общественного хозяйства, при которой продукты труда создаются для удовлетворения потребности производителей. Конечный продукт здесь - материальное благо, имеющее полезность для потребителя, то есть могущее удовлетворить человеческую потребность. Одни вещи могут быть предметами потребления (пища, одежда и пр.), другие - средствами производства (орудия труда, инструменты, машины пр.). НХ возникло в первобытнообщинном строе и преобладала в докапиталистических общественно-экономических системах. Что, сколько, как и для кого производить, каким образом приспособиться к изменяющимся условиям хозяйствования - все это определялось исходя только из возможностей и потребностей. Основные черты НХ: • замкнутая система экономических отношений (общины, семьи, хозяйства, поместий); • господство ручного труда; • работник выполняет полностью все трудовые функции, производительность труда крайне низка (примитивные инструменты и рутинная техника); • прямые экономические связи между производством и потреблением («производство - распределение- потребление»); Разрушение НХ происходит в период разложения феодализма и утверждения капитального строя. Однако НХ сохраняется и по сей день, особенно в странах, где доминирует с/х (страны Азии, Африки, Латинской Америки). Товарное производство (ТП) появилось тогда, когда НХ начало угасать. Здесь отношения развиваются по формуле «произвел - продал - купил». Поэтому произведенные вещи становятся 2 товарами. Вещи как товары наряду с полезными свойствами обладают стоимостью. Что, сколько, как и для кого производить - теперь это решается обособленными производителями в соответствии и требованиями рынка. Необходимое условие существования ТП есть разделение труда между производителями. Наиболее интенсивно разделение развивается в обрабатывающей промышленности. Также необходима экономическая обособленность производителей, которая позволяет им быть собственниками собственной продукции. Вот отличительные особенности ТП:
специализация);
обмен - потребление»). Между простым ТП (ПТП) (крестьян и ремесленников) и капиталистическим ТП (КТП) есть существенные различия:
господствующей формой организации общественного производства. Современная экономика сочетает и рыночные, и нерыночные связи (вторых меньше, поэтому в целом экономика именуется рыночной). Значимость нерыночных связей возросла особенно на рубеже XIX - XX столетий, когда возникли монополистические объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны). Внерыночные отношения проявляются в различных формах: о установлении прямых связей между производителями (поставки по заказам потребителей); о распространении внутрифирменного и рекомендательного госрегулирования экономики в целом; о внедрении условно-расчетного ценообразования в рамках крупных корпораций; о создании многоотраслевых хозкомплексов; о развитии сферы услуг (фундаментальные научные исследования, бесплатные виды образования, здравоохранения и пр.). Находясь в противоречивом единстве с рыночными, нерыночные связи играют все растущую роль в экономической жизни общества. В этом контексте современную экономику называют смешанной, где, кроме того, сосуществуют различные формы собственности (частная, государственная, акционерная и пр.). 15. Классификация экономических систем: формационный и цивилизационный подходы. Вопрос о типах экономических систем всегда относился к числу наиболее сложных и дискуссионных. В настоящее время сложились два основных подхода к его трактовке. Формационный подходсвязан непосредственно с учением К. Маркса. Маркс установил, что совокупность производственных отношений составляет базис, на котором вырастает надстройка - система политических, этических, семейных и иных соцотношений, идей и учреждений. Способ производства, при котором есть единство и взаимодействие с надстройкой, со всеми формами деятельности, характерной для конкретного исторического общества, образует общественно-экономическую формацию (ОЭФ). Согласно данной теории, развитие общества - это исторический процесс, в ходе которого одна формация сменяет другую. Формация вызвана необходимостью, суть которой такова: производственные отношения (ПО) соответствуют определенной стадии развития производительных сил. В рамках данной теории были выработаны критерии, по которым различают типы ОЭФ и соответственно типы ЭС: • основополагающая роль производительных сил (ПС) и орудий труда в экономическом развитии общества; • поступательное движение от изжившей себя ОЭФ к более прогрессивной; • последовательный переход от одного общества к другому; • способ и форма присвоения прибавочного труда и продукта; • характер соцотношений между людьми в данном обществе; • место и роль ОЭФ в истории человечества. Руководствуясь этими критериями, Маркс выделил пять ОЭФ: > первобытнообщинная, > рабовладельческая, > феодальная, > капиталистическая, > коммунистическая. Развитие человеческого общества и смена ОЭФ в процессе истории Развитие и смена ОЭФ подчинены законам диалектики. Общество претерпевает развитие каждой формации и скачки, в ходе которых накопленные изменения приводят к коренным изменениям структуры ОЭФ, которая превращается в другую формацию. Переход от одной формации к другой всегда является революционным переходом. В рамках межформационной стадии разрешается конфликт между новыми ПС и старыми ПО, происходит скачок от низшего общественного строя к высшему. Происходящие при этом процессы необратимы. Следует заметить, что формационная теория никогда не претендовала на объяснения всех событий исторического процесса. Она исследует глубинный уровень развития общества, в то же время не говоря, почему судьба народа данной страны сложилась так, а не иначе. Цивцлизационный подходхарактерен для западной экономической науки. Сам термин «цивилизация» (Ц) до сих пор не имеет однозначного толкования. В научной литературе он употребляется в различных смыслах:
деградации (О. Шпенглер);
Понятие Ц неизменно обращает внимание на достижения в экономике, соцсфере, культуре, на их росте, степени зрелости и распространения в рамках данной соцобщности. Каждая Ц - это определенный этап в технико-экономическом и социально-культурном развитии данной соцобщности. Как и в формационной теории, цивилизационный подход имеет критерии определения типов ЭС: • коренные изменения в технике, технологии и организации производства; • движение от низшей стадии аграрного общества (АО или АЦ) до высшей (постиндустриальное общество через индустриальную стадию); • технико-экономическое, политическое, социально-культурное, территориальное, демографическое и национальное своеобразие конкретного типа Ц; • роль и значимость научно-технической революции (НТР); • изменение форм и методов управления экономикой; • наличие общечеловеческих ценностей. Теория Ц не представляет собой некую единую теорию. Поэтому в зарубежной литературе можно обнаружить различные подходы к определению типологии социально-экономического развития. Так, американский экономист У. Ростоу — основоположник теории «стадии экономического роста» - рассматривает НТР и связанные с ним изменения. В этой связи он подразделяет экономическую историю на пять стадий: • традиционное общество, которое охватывает три предшествующие капитализму ЭС (примитивная техника, низкий уровень производства, с/х экономика, отсутствие экономического роста); • переходное общество, появившееся в Западной Европе в конце XVII - начале XVIII в. (научные открытия в производстве, расширение национальных и мировых . рынков, накопление капиталов, появление предпринимательства, создание централизованных государств); • стадия подъема, которая приходится для Англии на конец XVIII - начало XIX в. (промышленная революция, экономический рост, развитие инфраструктуры, предпринимательства); • стадия быстрого созревания, которая началась в Западной Европе в конце XIX в. (создание мирового хозяйства, быстрый экономический рост в отраслях, связанных с НТР, массовая урбанизация); • стадия (век) высокого массового потребления (прежде всего сферы услуг и производства товаров длительного пользования, высокий уровень личного потребления). Другой американский экономист Дж. Гэлбрейт, развивая теорию «индустриального общества» (ИО) (ее основоположником принято считать французского социолога Р. Арона), утверждает, что экономическое развитие общества определяется ролью каждого фактора производства в этом процессе. Первоначально таким фактором была земля, затем капитал, наконец, «техноструктура», т. е. управленческий аппарат крупных корпораций, обеспечивший переход к «ИО». Эти факторы определяют целые «эпохи», смена главенства одного фактора другим приводит и к смене «эпохи». • Аналогичный метод развивает Д. Белл, представитель теории «постиндустриального / общества» (ПИО). Он берет за основу периодизации исторического процесса некий «осевой принцип», который может выбираться совершенно произвольно согласно провозглашенному тезису Белла. В качестве «оси отсчета» в теории «ПИО» выступает один из компонентов ПС -знание. ПО и отношения собственности игнорируются полностью в противовес марксистскому подходу, построенному как раз на них. Вследствие этого феодализм, капитализм и социализм трактуются как стадии, в которых все определяется господствующей в ней отраслью производства: в «пред индустриальном обществе» - сельского хозяйства, в «ИО» -промышленности, в «ПИО» - сферы наук и услуг. Фактически ту же позицию занимает О. Тоффлер - автор теории «супериндустриального» общества (СИО) или «цивилизации третьей волны». По его мнению, в основе перехода от ИО к СИО лежит НТР, названная им супериндустриальной революцией. НТР призвана решить негативные явления современного общества: голод, болезни, невежество, жестокость - и открыть новые возможности для расцвета личности и прогресса в целом. О. Тоффлер выделяет три основные стадии развития общества: > «аграрное общество»; > «эра индустриализма»; > «СИО», в котором ведущими отраслями становятся сфера услуг и «индустрия впечатлений» (кино, театр и пр.). Он считает, что современное общество переживает некую «третью волну» радикальных изменений вслед за «первой волной» (переход охотников к АО) и «второй волной» (переход от АО к ИО). Возникает «Ц третьей волны», которая характеризуется: • существенными изменениями в энергобазе общества, которые выражаются в использовании разнообразных источников энергии (водной, солнечной, геотермальной, приливной, получаемой из биомассы и пр.); • преобразования в материально-технической базе, которая опирается на достижения биологии, генетики, космической техники и пр.; • широким распространением информации; • кардинальным улучшением условий труда; • повсеместным внедрением электроники и роботехники. Несмотря на некоторые нюансы, авторы различных вариантов цивилизационной теории едины в том, что они выделяют стадии истории человечества, сосредотачивая все внимание на материально-технических факторах., полностью игнорируя социально-экономические. На этой основе были разработаны другие концепции цивилизационного подхода: технотронного, программируемого, электронного, информационного и пр. Напоследок рассмотрим сходства и различия формационной (ФТ) и цивилизационной (ЦТ) теорий. Сходства: о и та, и другая раскрывают всемирно-историческую роль ПС в истории человечества; о обе теории рассматривают историю как процесс перехода от одной ступени развития к другой, более высокой; Различия: о в ФТ ключевое значение придается исследованию соцэкономических отношений, в ЦТ же - анализ отношений хозяйственных; о в ФТ доминирует классовый подход, в ЦТ он фактически отсутствует; о согласно ФТ переход од одной исторической ступени к другой происходит посредством социальной революции, с точки зрения ЦТ он осуществляется преимущественно эволюционно. В ФТ есть определенное зерно истины, поэтому полностью отрицать ее нельзя. ЦТ же находится в начальной стадии разработки, поэтому наиболее предпочтительнее выглядит позиция исследователей, которые выступают за органическое сопряжение и той, и другой теории. |