Главная страница
Навигация по странице:

  • Другой концептуальный подход к рассматриваемому вопросу связан с учением К. Маркса

  • Всеобщим средством труда

  • 2. Методы исследования экономических явлений

  • У Маркса же материалистическая диалектика представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов

  • Политэк 1 семестр ответы на вопросы. 1. Общественное производство и его факторы


    Скачать 1.21 Mb.
    Название1. Общественное производство и его факторы
    АнкорПолитэк 1 семестр ответы на вопросы.doc
    Дата16.09.2018
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПолитэк 1 семестр ответы на вопросы.doc
    ТипДокументы
    #24666
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    1. Общественное производство и его факторы

    Вопрос о факторах и структуре общественного производства тради­ционно относится к числу фундаментальных в экономической науке. Его фундаментальность обусловлена тем, что материальное производство яв­ляется первоначальной основой жизни общества. Элементарно ясно: чтобы существовать, люди в первую очередь должны иметь пищу, одежду, жи­лище и другие жизненные блага. Все они создаются в процессе общественно-производственной деятельности, в ходе которой преобразуются ве­щества природы для удовлетворения тех или иных потребностей. И для то­го, чтобы раскрыть общие закономерности данного процесса, необходимо прежде всего рассмотреть производство как таковое, т.е. независимо от его специфических социальных форм. Такой методологический подход дает общее представление об экономических условиях, свойственных любому производству, позволяет выделить его основные компоненты или факторы, выяснить механизм их взаимодействия, раскрыть структуру производства в целом. История развития политической экономии свидетельствует, что уже в рамках классической школы сложились два основных подхода к трак­товке факторов производства. Один из них берет свое начало от А. Смита, Д. Рикардо и Ж. Б. Сэя, которые выделяли три производственных фактора: капитал, труд и землю. Этот подход всецело разделяли и представители неоклассического направления, сформировавшегося в последней трети XIX века. В отличие от своих предшественников, исследовавших роль каждого фактора производства в создании доходов, неоклассики уделяли основное внимание анализу структуры производственных факторов, их функциональной роли в технологическом процессе. Так, австрийский экономист O. Бём-Баверк выделял два фактора производства - природу и труд, а капитал считал промежуточным продуктом, созданным их взаимодействием. Несколько иную позицию занимал основоположник теории предельной производительности американский экономист Дж. Б. Кларк. К числу факторов производства он относил труд и капитал, а землю рассматривал как разновидность капитала. Существенный вклад в дальнейшую разработку теории факторов производства внес английский экономист А. Маршалл. Он определял производство как всякую полезную деятельность человека, ставящую своей целью создание вещей и услуг для удовлетворения тех или иных потребностей. По А. Маршаллу, все желаемые вещи или блага могут подразделяться на различные виды: материальные или личные и нематериальные; в свою очередь нематериальные блага распадаются на две группы: внутрен­ние и внешние; блага также могут быть передаваемыми и непередаваемы­ми; особую группу образуют даровые блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения усилий человека. Столь же многообразны, по мнению А. Маршалла, и человеческие потребности. Ссылаясь на немецкого экономиста Германна, он отмечал, что эти потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, положи­тельные и отрицательные, прямые и косвенные, общие и особенные, беспрерывные и прерывистые.. постоянные и временные и чрезвычайные, настоящие и будущие, индивидуальные и коллективные. Частные и государственные. Согласно А. Маршаллу, удовлетворение данных потребностей неот­делимо от производственной деятельности, использования необходимых факторов производства. Наряду с тремя известными производственными факторами - капиталом, трудом и землей А. Маршалл впервые выделил еще и четвертый - организацию как особый фактор производства. Анализируя их структуру, он писал: «В известном смысле существуют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация яв­ляются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее И его готовно­стью позаботиться о будущем. При данных свойствах и силах природы и человека рост богатства, знаний и организации проистекает из них как следствие из причины».А. Маршалл придавал исключительно большое значение организа­ции, с которой неразрывно связано многообразие функций управления производством. Задачу такого управления берет на себя специализирован­ный слой предпринимателей и бизнесменов. «Они "рискуют" или "берут на себя" весь риск, связанный с выполнением указанных функций; они со­единяют необходимый для производства капитал и труд; они составляют или "конструируют" общий план производства и осуществляют контроль над его второстепенными частями». Таким образом, А. Маршалл конкретизировал свое понимание четвертого фактора производства, ибо теперь уже речь идет о предпринима­тельстве. Его новый концептуальный подход всецело предопределялся теорией предпринимательства, активно разрабатывавшейся его предшественниками: Р. Кантильоном, А. Смитом, Ж. Б. Сэем и другими экономи­стами. Выделение А. Маршаллом организации (предпринимательства) как особого фактора производства стало впоследствии общепризнанным в экономической литературе. В курсе «экономикc» факторы производства трактуются как эконо­мические ресурсы, которые подразделяются на два основных вида: мате­риальные и людские. К материальным ресурсам относятся земля и капи­тал, а к людским - труд и предпринимательская способность. При этом под землей понимается не только земля как таковая, но и леса, луга, полезные ископаемые и другие естественные ресурсы, т.е. все "даровые блага при­роды", применяемые в производственном процессе; под капиталом - произведённые средства производства или инвестиционные ресурсы, т.е. инструменты, машины, оборудование и т.п.; под трудом - физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг; под предпринимательской способностью - особый вид человеческого ресурса, предприимчивость, заключающаяся в реализации новых идей, технологических и организационных нововведений, позволяющих наиболее эффективно соединять другие факторы производства. Другой концептуальный подход к рассматриваемому вопросу связан с учением К. Маркса. Согласно К. Марксу, процесс производства - это прежде всего процесс труда, который всегда совершается внутри и посредством той или иной исторически определенной общественной формы. "Труд, - писал он, - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой"., Взаимодействие между человеком и природой предполагает его активную роль. Процесс труда является двуединым; с одной стороны, в нем происходит присвоение человеком веществ природы, с другой - отчуждение их от природы. Здесь перед нами диалектическое единство противоположностей, присущее всем ступеням развития материального производства и дающее форму движения (и разрешения) противоречию между человеком и природой. Труд - вечное естественное условие жизни человечества, его исключительное достояние. Лишь люди способны осуществлять сознательную прудовую деятельность. При этом они всегда ставят перед собой ту или иную конкретную цель и преобразуют вещества природы в соответствии со своими потребностями. Труд изменяет не только окружающую человека среду, но и его самого. В процессе труда и связанного с ним общения людей совершенствуются физические и интеллектуальные способности человека, он накапливает знания, опыт, умения и, как следствие, усиливает свое могущество во взаимодействии с природой. Именно благодаря труду человек выделился из животного мира и стал, в отличие от всех его представителей, существом социальным. Всякий труд, независимо от его общественной формы, всегда предполагает воздействие трех основных элементов: самого труда (целесообразной деятельности), предметов труда и средств труда. В процессе труда человек затрачивает, расходует свою рабочую силу. Рабочая сила- способность человека к труду, т.е. совокупность физических и духовных сил, которые им используются в процессе производства материальных благ. Потребление рабочей силы и есть не что иное, как сам труд, в ходе которого происходит сознательное и целесообразное расходование физической, нервной и умственной энергии человека. Предметы труда - это вещества природы, на которые человек воздействует в процессе труда; иначе говоря, это все то, на что направлен труд человека. Различают два вида предметов труда. Первый - вещества, непосредственно данные природой, впервые отделяемые от нее трудом и превращаемые в продукт (например, добываемые из недр уголь, руда, нефть и т.д.). Второй - предметы труда, уже прошедшие предварительную обработку и именуемые сырьем, сырым материалом (например, железная руда и уголь в доменном производстве, металл на машиностроительном заводе, хлопок на прядильной фабрике и т.д.). В рамках второго вида предметов труда следует выделить особо распространенные в современных условиях искусственные, т.е. самими людьми созданные материалы, а также вторичные ресурсы, т.е. материалы, уже использовавшиеся как готовые изделия и после утраты ими требующихся для последних свойств возвращаемые в производство в качестве сырья. Средства труда - это вещь, или комплекс вещей, с помощью которых человек воздействует на то, что дано природой, обрабатывает предметы труда. Здесь необходимо выделить прежде всего механические средства труда, или собственно орудия труди - машины, станки, двигатели, передаточные аппараты, инструменты и т.п. К средствам труда, наряду с орудиями труда, относятся и объекты, служащие для аккумуляции, хранения и транспортировки предметов труда (бочки, сосуды, цистерны, иные емкости, аппараты, трубы и т.д.). В некоторых отраслях современного производства (например, химической, нефтеперерабатывающей, энергетике) они играют первостепенную роль. В состав средств труда входят и все те вещи, которые, хотя непосредственно и не включены в процесс труда являются его обязательным условием, в отсутствие которого он не может совершиться. К ним относятся производственные здания, дороги, мосте каналы. Всеобщим средством труда является земля, на ней идет процесс труда, она является кладовой полезных ископаемых и носительницей естественных свойств, используемых в производстве для выращивания различных культурных растений. В последнем случае земля функционирует в качестве не только главного средства, но и предмета труда. В целом средства труда - та сила, применяя которую человек активно воздействует на предметы труда. При этом для всех средств труда характерны три решающих свойства. Во-первых, они создаются непосредственно человеком (за исключением земли), в них он овеществляет и закрепляет знания, опыт, навыки, накопленные многими поколениями. Во-вторых, средства труда многократно увеличивают способности и силы чел-ка, которые он использует в процессе материальных благ. В-третьих, каждую историческую эпоху уровень средств труда служит мерилом развития рабочей силы, технического прогресса, а также своего рода покупателем степени зрелости тех общественных отношений, при которых совершается труд. Рабочая сила, предметы труда и средства труда - необходимые элементы любого процесса труда. В результате их взаимодействия создается продукт, материальное благо, способное благодаря своим свойствам служить удовлетворению каких-либо человеческих потребностей. Если рассматривать все это взаимодействие с точки зрения результата - произведенного продукта, все материальные элементы труда, т.е. предметы труда - средства труда, выступают как средства производства, а сам труд - как производительный труд. Средства производства представляют собой вещественный фактор производства, а рабочая сила - личный фактор. Чтобы процесс производства состоялся, рабочая сила должна соединиться со средствами производства. Это соединение осуществляется с помощью технологии - совокупности научных знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также организации производства, обеспечивающей единство, слаженность функционирования всех его факторов, участвующих в нем людей. Начавшаяся во второй половине " в. научно-техническая революция, с одной стороны, выявила все возрастающее значение таких факторов производства, как энергия и информация; с другой стороны, открыла путь к созданию автоматизированных систем, которым человек передает техническую управленческую функцию, благодаря чему выключается из непосредственного участия в техническом процессе. В результате возникла автоматизированная система машин с широким применением не только механической обработки предметов труда, но и технологии, позволяющей изменить структуру вещества на молекулярном, атомном и субатомном уровнях. Усложнение факторов общественного производства и усиление их взаимосвязи не отменяют того, что важнейшими среди них, общими для всех ступеней общественного развития остаются рабочая сила человека и средства производства. В своей совокупности и взаимодействии они составляют производительные силы общества. Последние всегда действуют в виде определенной системы, элементы которой тесно взаимосвязаны, если изъять хотя бы один из этих элементов, производственный процесс как таковой прекратится. Следовательно, с точки зрения самого процесса производства все элементы производительных сил равно незаменимы и необходимы, друг без друга они существовать не могут. Признание системного характера производительных сил вовсе не исключает возможности выделения их главного элемента. Таковым, естественно, является человек. Люди создают средства труда и приводят их в движение, обеспечивают их функционирование, воздействие на предметы труда и в конечном счете образование единой системы производительных сил. При этом человек действует как социальное существо, что и позволяет ему играть главную роль производительной силы общества. Производительные силы, выражая отношение человека к природе, образуют только одну сторону материального производства. Другая его сторона - отношения, складывающиеся между самими людьми в процессе производства, которые не могут не иметь ту или иную общественную форму: ведь труд человека с самого начала носил общественный характер (материальные блага создаются людьми не в одиночку, а сообща, группами, коллективами). Сама жизнь непреодолимо вынуждает людей каким-то образом соединяться, общаться, взаимодействовать друг с другом. Иначе говоря, в процессе производства люди вступают в отношения не только с природой, но и между собой - в производственные экономические от­ношения. Отношения эти всегда образуют систему, в которой они определенным образом субординированы, причем всегда под влиянием сложившихся конкретно-исторических условии. Поскольку же всякое производство, в котором люди непременно тем ли, иным ли образом работают друг на друга, является общественным, постольку производственные отношения не ограничиваются собственно производством как таковым, а включают в себя и отношения, складывающиеся в процессе распределения, обмена и потребления материальных благ. Специфика самих производственных отношений может быть рассмотрена в двояком аспекте. Во-первых, с точки зрения социального процесса присвоения-отчуждения материальных факторов и результатов общественного производства. Этот процесс всецело зависит от исторически определенных условий, в рамках которых он совершается. Рассматриваемые в таком аспекте, производственные отношения образуют общественную форму производства и выступают в качестве социально экономические отношении. Последние играют главную, определяющую роль во всей системе производственных отношений, поскольку самым тесным образом связаны с отношениями собственности.

    2. Методы исследования экономических явлений

    Метод политической экономии имеет свою структуру, в которой обычно выделяют три уровня: философский, общенаучный, специфический. В политической экономии применяются два противоположных философских метода - метафизика и диалектика. Метафизический метод характеризуется следующими основными чертами: 1) все вещи и явления рассматриваются как обособленные и независимые, находящиеся в состоянии покоя и неизменяемости; 2) развитие понимается как простой процесс роста, как уменьшение или увеличение, как повторение пройденного; 3) отрицается наличие внутренних противоречий в предметах и их саморазвитие, единственным источником развития признается лишь столкновение внешних противоположных сил. Вырабатывались различные общенаучные приемы познания: анализ (разложение, расчленение) - мысленное расчленение явления на его составные части; синтез (соединение) — мысленное соединение частей явления, исследование его как единого целого; индукция (наведение) - движение мысли от единичного к общему; дедукция (выведение) - движение мысли от общего к единичному. Первыми выразителями метафизического метода были меркантилисты. Они «стремились выработать точку зрения по отдельным вопросам, ухватывались за малосущественные причинные зависимости, проявлявшиеся здесь и там, и не позволявшие по началу устанавливать более глубокие связи между ними». Метафизический метод был присущ и классической политической экономии. А.Смит и Д. Рикардо не рассматривали капиталистический способ производства как явление, возникшее на какой-то исторической ступени, развивающееся и изменяющееся, имеющее свои определенные исторические границы. Классики, в отличие от меркантилистов, опираясь на причинно-следственный подход к анализу рассматриваемых явлений, разработали совершенно иные приемы политэкономического исследования: примат производства по отношению к другим сферам экономики, подход к изучению экономических процессов с позиции теории трудовой стоимости, анализ капиталистической экономики как саморегулирующейся системы, изучение экономических законов как объективных законов хозяйственной деятельности людей, обоснование необходимости экономической политики свободного предпринимательства. Особое место в политической экономии рассматриваемого подхода занимает учение К. Маркса. Он впервые применил в политической экономии принципиально новый (философский) метод научного познания — диалектику - учение о наиболее общих законахразвития природы, общества и мышления. Ее применение стало закономерным итогом длительной эволюции научных представлений о путях и способах познания и преобразования реальной действительности. Г. Гегель дал первое систематическое изложение диалектики как науки о мышлении. Однако он был объективным идеалистом. Первичным он считал мировую идею, безличный, оторванный от человека разум, а вторичным — все материальное как якобы воплощение и конкретное выражение этой идеи. Окружающий мир представляет собой не что иное, как вечно существующую самодвижущуюся абсолютную идею и различные формы ее проявления - понятия и их воплощения. Поэтому и вся диалектика сводилась у него к диалектике процесса мышления. У Маркса же материалистическая диалектика представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов. Категории диалектики — единичное, особенное, общее; содержание и форма; причина и следствие; сущность и явление; необходимость и случайность; возможность и действительность. Важнейшие принципы диалектики - принцип всеобщей связи и принцип всеобщего развития. Первый означает, что все природные и общественные явления необходимо рассматривать в их всесторонней связи, взаимозависимости и взаимодействии, т.е. как определенную систему с присущими ей элементами. От первого неотделим второй принцип: всеобщая связь и взаимодействие с необходимостью ведут к изменению элементов и их отношений в соответствующих системах внешнего мира и обуславливают тем самым движение этих систем. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник движения и развития окружающего нас мира. Каждая вещь, явление, процесс имеет свои внутренние стороны, тенденции, силы, которые одновременно и предполагают и исключают друг друга, т.е. находятся в единстве и в то же время противоположны друг другу. Борьба противоположностей, противоречие есть внутренний источник самодвижения внешнего мира, условие и основа его существования и развития. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом происходит процесс развития, каковы его специфика механизм действия. Всякое движение, развитие представляет собой постепенное накопление количественных изменений, свойственных тому или иному явлению, процессу, на определенном этапе приводящие к коренным, качественным изменениям. Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление развития, взаимоотношение между старым и новым, нарождающимся. Новое, отрицая старое, всегда сохраняет его положительные элементы. Данный закон отражает преемственность, поступательность развития, носит прогрессивный характер.

    В диалектическом методе К. Маркса необходимо различать два аспекта: исторический и логический. Исторический аспект предполагает изучение экономический явлений в том их виде, в каком существовали, со всеми подробностями и во всем многообразии. Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений главным образом с точки зрения логики их развития, общего, закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование осуществляется в «чистом виде» (в отвлечении от всех имеющихся случайностей, второстепенных обстоятельств).

    Первый метод - способ восхождения от конкретного к абстрактному - был характерен для политической экономии в период ее возникновения. Она начинала с живого целого, но всегда заканчивала тем, что путем анализа выделяла некоторые абстрактные всеобщие отношения. Но стали возникать экономические системы, восходящие от найденного ранее простейшего к более сложному. Более высоким в научном отношении К. Маркс считал второй метод — восхождение от абстрактного к конкретному.

    Марксистский диалектический метод ввиду его острой революционно-критической и социально-классовой направленности оказался неприемлемым для западной политической экономии конца XIX - начала XX вв. В этот период на смену традиционной политической экономии приходит «Экономикс».

    В курсе «Экономикс» сложились два основных метода познания экономических явлений: позитивный и нормативный, каждый из которых имеет свою философскую основу. Позитивный метод опирается на философию позитивизма. Согласно его главному принципу, научное знание должно быть освобождено от всякой философии, которую как самостоятельную науку следует упразднить, ибо она стала ненужной. Любое подлинное, положительное знание о реальной действительности может быть получено в виде не умозрительных философских обобщений, а результатов отдельных специальных научных исследований, на базе которых формируется единая система знания. Задача науки в соответствии с такими рассуждениями состоит не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних факторов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. В результате ее законы приобретают описательный, а не причинно-следственный характер. Экономисты, разделяющие идеи позитивистской философии, считают, что «Экономикс» - это «чистая» наука, такая же, как и иные частные науки, а потому и метод ее исследования аналогичен методу этих наук. Задачу «Экономикс» при этом видят в описании, анализе и систематизации экономических фактов, явлений и процессов. В качестве критерия истинности и ложности научных знаний здесь используются два фундаментальных принципа позитивизма. Первый - принцип верификации гипотезы, теории. Согласно данному принципу, истинность и ложность всякого научного утверждения, имеющего эмпирическое происхождение, должна быть установлена путем его сопоставления с явлениями и фактами реальной действительности. Второй — принцип фальсификации гипотезы, теории: научное утверждение должно допускать опровержение его реальным опытом. Другой метод исследования экономических явлений, нормативный, опирается в большей мере на философию прагматизма, предмет исследования которой - практическая деятельность людей, базирующаяся на принципе максимальной эффективности. Задача науки — изыскать пути обеспечения и реализации в максимально возможной степени эффективной деятельности человека. Научное исследование считается истинным, если оно приносит определенную практическую полезность, понимаемую как удовлетворение субъективных потребностей человека. Особенность прагматизма состоит в том, что, в отличие от позитивизма, он признает единство, связь между познавательной и оценочной деятельностью человека. С этой точки зрения путь к истине и путь к ценности — один и тот же, т.е. истинность и ценность совпадают. Конечный результат всякой научной деятельности есть истина, которая и называется ценностью. Позитивный и нормативный методы познания не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Они тесно связаны между собой, взаимодействуют. Наряду с философским методом, используется общенаучный системно-функциональный метод, где изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. В центре внимания - исследование функциональных связей, количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную зависимость между элементами данной системы.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта