шпоры маркевич. 1. Определение понятияпсихологическая помощь
Скачать 203.32 Kb.
|
31.Характеристика психологических направлений в классической русской философии: представления и понятия (человек, личность, душа, дух, Я и др.). В качестве логического обоснования для выделения соответствующих понятий и проблем мы избрали тождественность проблематики философии и психологии в отношении к человеку, его бытию и познанию, ибо очевидно, что любая ситуация психологической помощи погружает и психолога, и его клиента именно в пучину порой предельных вопросов бытия, не имея хотя бы ориентировочного представления о наличии и возможном решении которых, не приходится даже надеяться на оказание психологической помощи. Человек. Согласно В. С. Соловьеву, совершенный человек явился в Христе, втором Адаме. В самом же человечестве разделяется два уровня развития: природный и божественный. Природное человечество стремится к улучшению своей жизни и совершенствованию ее, возвышаясь до идеи бездуховного совершенства. Духовное человечество, рожденное от Бога, принимает это безусловное совершенство как универсальное начало бытия всего мира и стремится осуществить его во всей возможной полноте. Личность – способность частного лица вменить себе и другим ответственность за деяния, различить справедливые и несправедливые действия, осуществлять свои права не в ущерб правам другого лица, более того — отстоять свое частное право, даже если его осуществление в пределах справедливости становится под угрозой несправедливого, в том числе и несправедливым большинством в обществе. Душа – (по Аристотелю) первый источник формы или первое начало формы физического тела, имеющего жизнь в возможности. По Платону, душа — то, что само себя движет, причина жизненного движения существ. В трудах В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка понятие “душа” стало означать центральное изначальное всеединство бытия, непосредственное самобытие, способность к переживанию как самой витальности, так и самого переживания. Дух. В русской философии понятие “дух” и образованное от него понятие “духовный” сохраняли свою двоякость. В одном, более узком смысле, “дух” и “духовность” наполнены сугубо религиозным содержанием; дух понимается как нетварное, исходящее от Бога высшее начало всего. Соответственно “духовность” и “духовный” означают исходящий от Бога, Боговдохновенный, Богодухновенный, Божественный, следовательно, святой, чистый, непорочный, всеединый. В другом, более широком смысле, дух и духовность понимаются и трактуются как человеческая сущность, как качественно иной уровень душевной жизни, раскрывающий способность и сознание человеком его способности прикоснуться к превышающим его нетленным реальностям истины, добра, красоты, Бога. Самость. С. Л. Франк, самость — это составляющая непосредственного самобытия, которое включает в себя двуединство: бытие как чистая непосредственность и бытие как “самость”. Б. П. Вышеславцев, самость — трансцендентна и имманентна одновременно, “так же, как я сам везде и нигде”. “Я”. Понятие “Я” — центральное в ряду понятий, соотносимых с личностью. По Б. П. Вышеславцеву, “человек есть духовная личность, самосознание, “Я”, и в этом он подобен Богу. Понять, что такое Я сам, — значит понять свое богоподобие”. С. Л. Франк, “Я” — не только малая частица мирового целого, подчиненная силам этого целого. “Я”, вместе с тем — средоточие мирового целого или бесконечное место, в котором оно присутствует целиком, так же, как “Я” есмь точка, через которую проходит связь мира с Богом, точка встречи мира с Богом. Личностное бытие. Тесно связанное с понятием “личность”. Личностное бытие — это то, что М. М. Бахтин определил как “не алиби в бытии”, как “мою небезучастность, как ответственную причастность за смысл своего бытия”. П. А. Флоренский описывал как жизнь в мире, противоположностью которой является нежизненность, иллюзионизм, когда не “я делаю”, а “со мной делается”, не “я живу”, а “со мной происходит”. Опыт. Это традиционное философское понятие имеет глубокие корни, восходящие еще к платоновской “опытности” как навыку души и осмысленному затем — через Ф. Бэкона и философию эпохи Возрождения и Просвещения — в русской философии как “проживание внутри нас того, что называется бытием, действительностью, существованием”. Общение и встреча. Для М. М. Бахтина общение есть прежде всего диалог, уходящий корнями, по замечанию Н. Перлиной, в бинарное субъект-объектное отношение. Встреча есть как бы символ инициации, вводящей в иные, неведомые до сих пор пространства бытия. (Со) переживание. (Со) переживание, согласно Н. О. Лосскому, — результат интенциональных умственных актов, вследствие которых объект внешнего мира включается непосредственно в личность познающего, который выступает как субстанциональный деятель, творящий не только познавательные акты, но и все реальное бытие, так что переживания, вызванные чувствами или желаниями, — это проявление некоего “Я”. По М. М. Бахтину, переживание проявляется как вживание в Другого Самосознание изначально понималось как “знание знания”, как способность выносить нравственную оценку о самом себе — как совесть. Новая перспектива, заданная человеческому сознанию и самосознанию в русской философии — это побуждение знать не себя, а истину, желать не себя, а добра, стремиться к об щению, всяческому достоинству, значению поступков — положение о том, что человек как в жизни, так и в знании начинает с движений и состояний субъективных. Культура. В понятии “культура” в русской философской мысли подчеркивается именно момент творчества, способ бытия, динамики жизни, связь различных проявлений человеческой деятельности”. В ситуациях психологической помощи, когда страдание затрагивает ценностные смыслы личности, эти положения и идеи о творческом начале, о преодолении культуры как “осадка духовной жизни” (С. Л. Франк) трудно переоценить. С понятием “культура” тесно сопряжены понятия “деятельность”, “орудие” и “орган”, “символ” и “поступок”. “Деятельность”. В русской классической философии понятие “деятельность” соотносимо прежде всего с понятиями “логос”, “дух”, “творчество” и противопоставляется понятиям “материя”, “хаос”, отражающим некую изначальную бесформенность и безжизненность мирового марева. “Орудие”, “орган” и “символ” — понятия, которые отражают динамику воззрений на процесс осуществления деятельности-творчества и вместе с тем на природу самого субъекта деятельности. Поступок – (М. М. Бахтин) расширение постулата о “не-алиби в бытии”, как вхождение в бытие именно там, где требуется моя долженствующая единственность, как утверждение моей незаменимой причастности бытию. 32.Определенные этапы и направления в историческом развитии отечественной психологической помощи. В развитии отеч. теории и практики ПП прослеживаются определенные этапы. Одной из характерных социокультурных особенностей данной ситуации - ХХ век с его соц потрясениями, тоталитарными режимами, мировыми войнами, беспрестанным переделом границ и беспримерными жестокостями оказался бессильным в одном: несмотря на многократные и беспрецедентные попытки уничтожить культуру и науку как надгосударственное и общечеловеческое образование, он еще раз обнаружил и доказал неуничтожимость чел. духовности, неподвластность культуры ни политическим, ни соц. потрясениям и гнету. Ни коммунистическому тоталитаризму, ни националистическому политиканству не удалось остановить развитие отечественной культуры и науки, без кот. немыслим этический, научный и духовный фундаментПП. Начало ХХ века выкристаллизовало три направления в психологической проблематике, относящиеся к практическому ее освоению. Первое из этих направлений, восходящее к И. М. Сеченову, — медико-биологическое (психоневрологическое, физиологическое), — имело ярко выраженную естественнонаучную направленность в своих идеях, представлениях и методах и ориентировалось на идеалы классической науки своего времени: объективность истины, проверяемость и достоверность эмпирических данных, причинно-следственный детерминизм. Это направление составило основу последующих медицинских моделей отечественной психотерапии/ Второе направление — философская психология, преподававшаяся в духовных академиях, предмет которой определялся как “сообразность и союз души с бесконечным “. Особое внимание уделялось не только отношениям с Богом, но и отношениям с ближними, предписывались нормы взаимоотношений людей, их поведения, также и отношения к вещам, чужой и своей собственности” Именно в православной духовной традиции русской культуры появились первые специальные книги, направленные, в отличие от религиозной литературы в целом, не просто на общее руководство и наставление в жизни, но и на утешение и духовную поддержку в страданиях. И здесь следует выделить то обстоятельство, еще одну веху, точку отсчета, существенную для понимания истоков и направлений развития психологической помощи, без которой становится невозможным охватить целостным виденьем историю предмета. Веха эта — 1922 год, когда впервые в истории человечества была совершена непредставимая, но тем не менее имевшая в действительности место акция депортации из страны большинства крупнейших представителей русской философии начала ХХ в., по существу, эпохи духовного ренессанса и русской философии, и русской культуры. Катастрофичность этого события заключается не только в том, что целый народ был лишен своих выдающихся мыслителей, но и в том, что эта духовно-политическая ампутация произошла в тот момент, когда русская философская традиция, преимущественно этико-персоналистическая, только вошла в стадию собственного самоопределения, преодолевая “немеческое” представление в философии и мистическую мифологию материализма. Собственно говоря, сами по себе имена крупнейших русских философов ХХ века свидетельствуют о дальнейшем развитии направления в отечественной философии духа и души, без которого невозможно представить себе истинную картину бедствия, постигшего отечественную культуру: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун, С. Л. Франк, Л. Шестов, а также расстрелянные впоследствии П. А. Флоренский, Г. Г. Шпет и многие, многие другие. Развиваясь в постоянном и насыщенном диалоге с такими великанами русской культуры и философии, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, В. С. Соловьев, эти мыслители создали золотой запас идей и теорий, понятий и прозрений, составивших сокровищницу русской философ культуры, из которой мы черпаем их идеи и понятия, порой не подозревая об этом, под именами других авторов. Далее рассмотрим некоторые из них подробнее. Возникновение третьего направления мы связываем со становлением советской культурно-исторической психологии. Выготский —символ марксистской психологии, ученого, чьи труды по своей разносторонности, многообразию и блеску не могли так или иначе не отразиться на попытках разработать концепцию психологической помощи, в своих теоретических представлениях восходящую к наследию Выготского. В разноплановом творческом наследии Л. С. Выготского проблематика психологической помощи наиболее отчетливо отражена в его дефектологических и методологических работах. В целом же, как нам представляется, общенаучная и непреходящая заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он выполнил историческую миссию. 33. Характерные черты современных отечественных подходов к психологической помощи, подходы и установки в деятельности практикующих психологов. Во-первых - возобновление, восстановление и становление на отечественной почве как прерванных, так и не существовавших традиций, соответствующих основным психотерапевтическим парадигмам (психодинамический подход, гуманист. направление, трансперсональная пс и т.п.) Во-вторых, развитие — по большей части на американизированной основе или же на классической, павловской, — наиболее близких и привычных нам традиций поведенческой психотерапии и ее когнитивно-ориентированных ответвлений (“нейролингвистическое программирование”, эриксоновский гипноз, “кодирование” по методу А. Довженко и т.п.). В-третьих, восстановление отечественных подходов к ПП человеку, сформировавшихся на основе духовных традиций русского Православия и классической русской философии. В-четвертых, отчетливо проявляющаяся тенденция к собственно научной рефлексии как теории, так и практики оказанияПП. Тенденция, идущая от традиционно мощной гносеологической традиции в советской философии и основанная на концептуальном аппарате и методологии современной науки. Кроме того, устойчивую, не прерывавшуюся в течение всех десятилетий государственного социализма, традицию оказания ПП в русле медицинского психотерапевтического вспомоществования продолжают известные врачи-психиатры и психотерапевты. К этому следует добавить хорошо известный факт интенсификации проф подготовки школьных психологов, а также так называемых практических психологов, ориентированных на оказание псих услуг учреждениям народного образования, семье, предназначенных для работы в соц-психологических бюро и службах занятости, на предприятиях и т.п. Не будет преувеличением отметить, что за последнее десятилетие появился весьма многочисленный, пусть и не вполне квалифицированный, но явно профессионально мотивированный слой специалистов, заинтересованных в оказании псих услуг: от психодиагностики школьников до управленческого консультирования директоров фирм и предприятий. Каковы же преобладающие подходы и установки в профессиональной деятельности отечественных практикующих психологов. На основе анализа публикаций последних лет представляется возможность сформировать основные принципы работы психолога-практика: 1. Принцип активности личности. 2. Принцип ответственности личности. 3. П-п трактовки психологической проблематики как психотехнической по предмету и методу. 4. Принцип диалогического характера психотерапевтического взаимодействия. 5. Принцип системности в деятельности психолога-консультанта. 6. Принцип выделения в проблематике клиента специфики психологической проблематики. 7. Принцип обратной связи. 8. П-п деятельного опосредования психологических и социально-психологических образований. 9. Принцип символической материализации социально-психологических феноменов. 10. Принцип органического единства интеллектуальных и эмоциональных аспектов психики. 11. Активизация гуманистических ценностей. 12. П-п принятия или особого соответствующего эмоцион. отношения консультанта к клиенту. Очевидна их взаимосвязь и соотнесенность с зарубежными, отечественными, русскими и советскими, традициями. Сама псих практика как самостоятельная сфера чел деятельности направлена не на “обслуживание” других практик и дисциплин (педагогики, медицины, спорта ), а на собственную психотехнику, философию, методологию и конкретно-практическое содержание деятельности психолога, занятого в сфере именно ПП. Этими особенностями псих практики объясняются напряженные и плодотворные усилия ведущих отечественных теоретиков псих практики выработать методологическое теоретическое и псих самосознание практикующих психологов как представителей сущностно психотехнической дисциплины. Попытки целостного осмысления места и специфики деятельности психолога-консультанта, псих-психотерапевта в контексте современной постклассической науки, кот отделяет ее от служения священника, духовника, но не разделяет роковым образом, наоборот, обязывая психолога чутко и вдумчиво отзываться не только на душевные, но и на духовные проблемы клиента, чувствуя и понимая, когда существо прикосновения к трепетной и страждущей, единственной и конечной другой жизни превышает возможности его личностного и профессионального потенциала и требует иного, в частности, сакрального, религиозного вспомоществования. Все это порождает напряженные поиски, стремление не только к формированию и оформлению профессиональных сообществ, но и к внесению и развитию, культивированию в социуме новых структур общественного сознания, в кот. бы отражалась, фиксировалась и откристаллизовывалась бы фигура психолога-психотерапевта как во многом незаменимая фигура профессионала в динамично, если не катастрофично развивающемся обществе*. 34.Вопросы и проблемы, возникающие в теории и практике отечественной психологической помощи. Суть проблем, связанных с современным состоянием теории и практики ПП самым непосредственным образом связана со всеми привходящими и вытекающими из специфики нынешнего состояния постсоветского общества особенностями: его криминализацией, отсутствием ясных ценностных ориентиров, нарастающим обнищанием населения, реальными и искусственными социально-политическими конфликтами и границами, распадом прежних основ существования общества и семьи, разрушением устоявшейся системы воспитания школьников, подрывом системы образования и самих основ существования науки в целом и т.д. и т.п. Опасность, что ПП в условиях развивающихся стран, к статусу которых неудержимо скатываются некоторые бывшие советские республики, в реальности сможет существовать в двух своих апсихологических видах: в форме социальной помощи (пособие по безработице, выделение продуктового пайка по праздникам или однократного денежного пособия в связи с исключительными обстоятельствами, помощи правоохранительных органов и т.п.) и в форме традиционной медицинской помощи (психиатрической, наркологической и психотерапевтической в стационарах и амбулаторно), не говоря, естественно, о таких ее суррогатах, как “экстрасенсорное целительство”, “колдовство” и т.п. Причина опасности в том, что резко сокращается прослойка лиц, достаточно образованных и, главное, обеспеченных и культурно, и материально, что формировало бы пространство, личностное пространство собственно псих. проблематики. Совершенно очевидно, что голодный человек, человек, лишившийся работы или вынужденный получать заработную плату значительно ниже прожиточного минимума, страдает далеко не в первую очередь от проблем психологических, но от социальной ситуации как таковой. Поэтому мы предпочитаем делать акцент на соц аспектах ПП личности, говорить о соц психотерапии личности, подразумевая включение в предмет деятел. не только личности клиента или травматизирующей микроситуации, но соц ситуации в целом. Это предполагает тесное взаимодействие психолога с органами самоуправления, администрацией предприятия, лечебными учреждениями, т.е. официально регламентированный и тщательно продуманный соц. статус самого психолога или соц раб. Следующая проблема - теория и практика ПП в нынешних условиях может превратиться в своеобразную интеллектуальную игру для тех психологов и клиентов, кот, сумев создать в разлагающемся социуме свой собственный микромир, будут устраивать интересные и занимательные посиделки: семинары, тренинги с приглашением известных заморских специалистов, с непременными взносами для участников , с культивированием атмосферы избранности и служения “чистой психотерапии” и т.п. Третья проблема, которую со свойственной ему образностью и яркостью сформулировал Ф. Е. Василюк: “Тот, кого всерьез волнует судьба нашей психологии, должен осознавать вполне реальную опасность вырождения ее в третьеразрядную дряхлую и беспомощную науку, по инерции тлеющую за академическими стенами и бессильно наблюдающую за бурным и бесцеремонным ростом примитивной, а то и откровенно бесовской, массовой поп-психологии, профанирующей какие-то достойные направления зарубежной психологии, которые ею слепо копируются, так и психологии вообще, игнорирующей национальные и духовные особенности среды распространения” Естественно, все эти сложности, большие и малые опасности, и гибельные, и в виде разнообразных соблазнов — от понятного, хотя и неприемлемого желания заработать на клиенте, на что мы не можем закрывать глаза, до столь же понятного, сколь и недостойного желания обрести некий псевдоэлитарный статус — все это, повторим еще раз, проблемы и, как мы надеемся, проблемы роста, личностного и профессионального развития и самой дисциплины, и ее представителей, проработка и разрешение которых составляют насущную задачу теории и практики психологической помощи личности. |