Главная страница

1. Определение праздника. Проблемы терминологии


Скачать 2.16 Mb.
Название1. Определение праздника. Проблемы терминологии
АнкорLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
Дата22.04.2017
Размер2.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
ТипРеферат
#5186
страница15 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
1794 гг.) Пусть все праздники стремятся пробудить благородные чувства, составляющие прелесть и украшение человеческой жизни, восторженную любовь к свободе, любовь к отечеству, уважение к законам М. Робеспьер Историческая справка Во второй половине XVIII в. капиталистический уклад во Франции (и во многих странах Европы) достиг значительной степени развития. Невозможность эволюционных капиталистических процессов в условиях феодально-абсолютистского строя (зависимость крестьян стесняла формирование рынка рабочей силы феодальные и государственные поборы ограничивали покупательную способность крестьян монархия охраняла интересы феодальных землевладельцев в ущерб промышленной буржуа) привела в 1788–1789 гг. в стране к назреванию революционного кризиса, который реализовался в буржуазной революции. Этапы Французской революции 1) 14 июля 1789 г. – 21 сентября
1792 г. Учредительное собрание. Отмена всех сословных привилегий, церковной десятины, принятие Декларации прав человека и гражданина
(26 августа 1789 г. Иностранная интервенция. 2) 22 сентября 1792 г. –

2 июля 1793 г. – национальный конвент. Упразднение королевской власти. Утверждение Франции республикой. Борьба жирондистов (правое крыло) с якобинцами (левое крыло. 3) 3 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г. Якобинская
История и теория праздников 203
революционно-демократическая диктатура. Решение аграрного вопроса. Принятие Конституции (24 июня 1873 г. Создание армии. Внутрипартийная борьба. Термидорианский переворот (27 июля 1794 г) прервал поступательное движение революции. Начало периода власти Б. Наполеона. Празднества первого этапа революции. Праздник Федерации (14 июля
1790 г) – праздник годовщины взятия Бастилии, братства, объединения французского народа, ликвидации старых общественных барьеров. Две части праздника торжественное шествие и завершающее кульминационное действие на Марсовом поле. Отсутствие центральной фигуры (фараон, патриарх, король. Структура шествия батальон вооруженных детей, группа людей в костюмах представителей народов мира, члены Законодательного собрания и королевской семьи, национальная гвардия, многочисленные делегаты от 86 департаментов Франции. Движение шествия через город, остановка у священных мест парижан, проход через Сену по понтонному мосту под триумфальной аркой.
Марсово поле посредине – Алтарь Отечества в форме пирамиды, вокруг амфитеатр для 25 тысяч зрителей. Организатор торжества генерал Лафайет лидер революции, участник войны за независимость Северной Америки. Ход действия на площади демонстрация-шествие всех групп, освящение национального знамении знамен департаментов, молебен, присяга Лафай- ета на верность народу, закону и королю, заканчивающаяся рефреном Клянусь, присяга депутатов и короля, пение «Te Деум», народные гулянья. Основные праздничные действа первого этапа Праздник освящения знамен Национальной гвардии (27 сентября 1789 г перенесение останков
Вольтера (11 июля 1791 г праздник швейцарцев (15 мая 1792 г Отечество в опасности (23 июля 1792 г. Все празднества первого (дореспубликанского) этапа возникали стихийно, гарант успеха – революционный энтузиазм, самодеятельность, коллективное творчество третьего сословия. Возникли новые обрядово-

зрелищные и игровые формы, эмблемы и символы обряд коллективной присяги (берущий свое начало из клятвы в зале для игры в мяч музыка пушечных выстрелов (исполнение музыкальных произведений духовыми инструментами под аккомпанемент орудийных залпов трехцветная кокарда – Святой символ революции фригийский колпак (стал популярен с
1792 г пика Алтарь Отечества – символ патриотизма (алтари воздвигали во всех городах и селах, на площадях, у муниципалитетов, на лугах и
Л. Н. Лазарева
204 на вершинах гор около них совершали крестины, молодые пары клялись в верности, солдаты принимали присягу. В будущем алтари Отечества определяют место массового праздника, организуя его пространство и проходящие в нем действа и инсценировки. Декрет законодательного собрания (6 июля 1792 г) об установлении в каждой коммуне алтарей, Декрет об обязательном ношении трехцветной кокарды (5 июля 1792 г) – документы, регламентирующие формирование нового знакового мира, новой знаковой системы в историческом развитии. В этом контексте появление в июле 1792 г. Марсельезы – гимна французской революции (автор Руже де Лиль) было закономерно. Праздничные действа второго этапа революции. Массовый революционный праздник с характером затвердевающей системы. Проект развернутой системы национальных гражданских празднеств М. Робеспьер). Создание специального учреждения, ведающего подготовкой и проведением празднеств. Во главе – Жак Луи Давид – живописец, архитектор, костюмер, актер, декоратор, полководец революционного праздника. В роли режиссера он проявил себя раньше в подготовке праздников Перенесения останков Вольтера в Пантеон Свободы Федерации
1792 г швейцарцев (15 мая 1792 г.
1792 г. – год театрализованных церемоний, больше являющихся манифестациями борющихся партий, чем национальными праздниками. Праздник Свободы (15 апреля 1792 г) на Марсовом поле в честь солдат полка Шатовье. Шествие колесница Свободы объезжает Алтарь Отечества, хоры и оркестры Национальной гвардии массовые танцы. Год песен. Музыка праздников принимает новый характер – энергичного, мужественного марша, торжественного реквиема. Третий этап революции и его празднества. Праздник Федерации Возрождения) проведен не 14 июля, а 10 августа. Сценарий (написан Жак Луи Давидом, утвержден Конвентом) состоит из двух частей театрализованного шествия и церемониального действа на Марсовом поле. Кортеж – шествие организуется на площади Бастилии, через промежуточные остановки, где должны пройти обрядово-символические церемонии (в общей сложности 12 км, должен вступить к Алтарю Отечества. Цель шествия подчеркнуть всеобщее равенство участников, оттенив их индивидуальные и профессиональные черты. Идея равенства выражается символически трехцветной лентой, опоясывающей представителей первичных организа-
История и теория праздников 205
ций, пронизывая всю структуру процессии, которая расчленяется наряд отдельных группа группы в свою очередь делятся на меньшие ячейки. Например, в третьей группе, представляющей «народ-суверен», Давид выделяет семейную ячейку старики старушка сидят на колеснице в виде плуга, влекомого их собственными детьми далее – ученики заведения для слепых на катящейся коляске – трогательное зрелище несчастья, которое чествуют дети-подкидыши, несомые в белых колыбелях (декретом Конвента они приравнены в правах к законорожденным детям представители различных видов труда (ноне разделенных на цехи и гильдии, как в эпоху средневековья) в большой смешанной театрализованной группе в конце – две группы военных (одна сопровождает колесницу с урной, вмещающей прах погибших героев, другая конвоирует грубые повозки с обломками атрибутов королевской власти. Основные остановки площадь
Бастилии, здесь на сценической площадке – Фонтан Возрождения, возле которого пройдет церемония братства всех департаментов Франции бульвар Пуассоньер – сооружена триумфальная арка церемония награждения парижанок, отбивших 56 октября 1789 г. пушки у королевских гвардейцев площадь Революции (здесь 21 сентября 1793 г. казнен Людовику подножия статуи Свободы – акт сожжения атрибутов королевской власти, в небо выпущены тысячи голубей с трехцветными ленточками площадь Инвалидов – здесь на высокой насыпи сооружена статуя Французский народ в виде колосса, воссоединяющего связку департаментов двумя руками. Марсово поле церемония установления урны и орудий труда к подножию алтаря показ сцен из героической осады Лилля, скромное пиршество
(«по-братски на траве. Праздник разума (ноябрь 1793 г, праздник триумфов Республики (30 декабря 1793 г, праздник Высшего существа
(8 июля 1794 г. Два полярных праздника – Разума и Верховного существа – отражение идеологии буржуазной революции, не отличающейся последовательным атеизмом (в этой идеологии антихристианские мотивы, но неатеи- стические). Формула Робеспьера: Атеизм аристократичен, между тем как идея Высшего Существа, заботящегося о невинности, имеет целиком народный характер – ключ к специфической религиозности французского революционного праздника. Гегель связывал характер религиозности этого периода с понятием народной религии Это не христианский культа своеобразный религиозный феномен, умозрительно сконструированный на
Л. Н. Лазарева
206 манер античных воззрений ив этом виде противопоставленный христианству, феномен, заменяющий христианство, ноне отменяющий религию вообще. Правовые акты революции, касающиеся новых принципов и системы праздников. 1. 1791 г. – проект Об общественных, гражданских и военных праздниках, разработанный Мирабо. Предполагалось ввести девять праздников четыре гражданских, четыре военных и один национальный – праздник Присяги, или Федерации (все праздники политического характера, связаны с событиями. 2. 1793 г. – План национального воспитания, представленный в Конвент сорок праздников из них тридцать шесть в административных округах, четыре – в помещении Национального собрания. Первые тридцать шесть подразделялись натри группы природные (начало жатвы, сбора винограда и т. д, общественные (молодежи, брака, материнства, ветеранов, науки, поэзии, гражданские (свободы, равенства, прав человека, политического союза. 3. М. Робеспьер хотел придать революционными республиканским праздникам деистический и моральный характер Деизм – dues – бог религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную машину природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума Праздники на каждую декаду, когда должны собираться собрания людей Высшего существа, человеческого рода французского народа свободы и равенства республики, мира правды, справедливости, застенчивости славы, дружбы, скромности, отваги сыновьего долга, детства, молодости и т.п. Декрет от 7 мая 1794 г. – первый обширный правовой акт, исходящий из идеи плановой организации праздничной фазы общественной жизни, признанной необходимой, и первый каталог ценностей, которые предложила революция Франции и человечеству в кульминационном пункте своего развития. В 1795 г, после подавления революции, Конвент рассмотрел предложение о том, чтобы вовремя праздников публично восхвалять тех граждан, которые отличились достижениями, изобретениями, общественной активностью, и карать в административном порядке тех, кто избегает праздничных собраний (те. обязать присутствовать на празднике.

История и теория праздников Великая французская революция породила новый тип праздника, который не был своеобразным указом ухода от действительности (календарный, античный, средневековый) в мир, в котором на ограниченное время жизненные противоречия исчезали или смягчались, а превращался в один из активных способов реального обновления и переделки действительности. Раннее выполнял роль компенсатора, защитника человека от трудного мира, сейчас праздник, в условиях революции, стал проявлением активной жизни, жизни как действия и борьбы. Капитализм, дорогу которому расчистила французская революция, направил развитие праздничной культуры по двум направлениям по линии официально-парадного торжества и по линии домашнего буржуазного праздника. Вопросы для самопроверки В пределах теоретического анализа развитие событий Французской революции можно представить в виде четырех этапов. Соответствовали ли праздники тем событиям, которые развивались внутри каждого этапа В чем состоит специфика организации и проведения театрализованных шествий на улице Какие новые обрядово-зрелищные и игровые формы праздничной культуры возникли уже впервые годы революции Каким средствами создается образ этого беспокойного времени Какую роль в этом процессе играет символизация событий Почему при создании знакового мира праздника, как правило, обращаются к мифологической системе Чем обусловлено принятие на государственном уровне проекта развернутой системы национальных гражданских праздников Какие правовые акты приняты в годы революции, касающиеся новых принципов и самой системы праздников Великая Французская революция породила новый тип праздников, неизвестных прошлой истории культуры. В чем заключается принципиальная новизна этих действ Список литературы
1.
Жигульский, К. Праздники культура перс пол. / К. Жигульский. – МС Л. Н. Лазарева
208 2.
Мазаев, АИ. Праздник как социально-художественное явление / АИ. Ма- заев. – МС.
3.
Роллан, Р. Собр. соч в 14 т. / Р. Роллан. – М, 1958. – Т. 14.
4.
Тьерсо, Ж. Песни и празднества французской революции / Ж. Тьерсо; под ред. М. Рабиновича. – М, 1933. Тема 19.
Праздники Великой Октябрьской социалистической революции (г тематическое и жанровое многообразие Революция – праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа неспособна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как вовремя революции. В такие времена народ способен на чудеса…
В. И. Ленин Главная социокультурная составляющая послеоктябрьской эпохи – культурная революция, процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей это и государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициями прошлого. Теоретиков и практиков нового строя интересовал вопрос о формах социалистической культуры, которые могли бы закрепить победу и обеспечить успешное строительство общественного хозяйства в стране. Идеологическая перестройка – самое сложное мероприятие новой власти. Ее цель – коренным образом изменить мировоззренческие ориентиры людей, воспитать их в духе интернационализма и атеизма. 2 февраля 1918 г. принят Декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви. К середине х гг. власти удалось обеспечить профессиональное сотрудничество со старой интеллигенцией учеными КА. Тими-
рязевым, ИВ. Мичуриным, К. Э. Циолковским; писателями и поэтами – А. А. Блоком, В. В. Маяковским, В. Я. Брюсовым; театральными деятелями – Е. Б. Вахтанговым, К. С. Станиславским, В. И. Немировичем-Данчен- ко, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым.
История и теория праздников Революция и праздник. Понятие праздничности революции (Ленин, связанной с социально-политическим освобождением пролетариата и получением свободы во всех сферах общественной жизни. Наличие в большой степени праздничной энергии масс, требующей своей реализации в праздничной атмосфере. Праздничное начало, присущее пролетарской революции (связанное со свободой, как порождение самого празднества (по теории В. И. Ленина. Л. В. Луначарский: Является совершенно бесспорным, что главным художественным порождением революции…
будут народные празднества. Революция устремляется сама к празднеству, ибо то, во имя чего она совершается, есть свободная жизнь масс. Настоящий праздник происходит тогда, когда весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу. Необходимость идейного и профессио-
нально-художественного руководства массовым праздником. Для праздника необходимы следующие элементы действительный подъем масс, желание откликнуться на событие, минимум праздничного настроения и талантливые организаторы. Основная задача праздника – воодушевить людей, собрать их вместе, объединить их одной мыслью, одной идеей, зафиксированной в тысячах лозунгов и символов, способных пленить одновременно ум и сердце. Двойное значение времени в советском празднике традиционный (аграрный, архаичный) праздник останавливает время, живет выключенным из истории мгновением, революционный подчиняет время настоящего интересам будущего, он слит с настоящим. Праздничное время – это историческое (не мифологическое) время. Двойное историческое время, опредмеченное в раннем советском празднике, создает ощущение особого пространства, в котором масштаб России перекрывается масштабом земного шара. Праздник без границ, его территория Вселенная. Формы первых советских праздников. Церемониалы революционных торжеств – возможность разработок действий массы, того, где и как она двигается и говорит. Разновидности церемониалов шествия и манифестации (демонстрация, митинг. Практика проведения первого шествия ноябрь 1918 г. – в честь годовщины революции, шествие в честь открытия Конгресса III Интернационала (июль, 1920 г. Структура шествия районов по улицам города, походу остановки, различные театрализованные действа у важных исторических мест, постепенное сливание (Н. В.
Петров), объединение многочисленных колонн в
Л. Н. Лазарева
210 одну (людской поток, заключительный митинг на площади, развертывание народного гулянья. Проблема разработки зрелищных компонентов праздника через массовые инсценировки (постановки, зрелища, мистерии. Театрализация живых воспоминаний о недавних событиях, истории революционного движения. Особенности драматургии массовых инсценировок – агитационно-
плакатный способ обобщения лобовое решение социального конфликта, стремление к символике и аллегоризму, предельное заострение социально-
политической природы персонажей при отказе от их индивидуальности (в целом – принципы фольклорного площадного театра. Структура зрелища строилась на принципах сочетания героических и сатирических эпизодов, образов свободной переброски действия во времени и пространстве, мно- гоэпизодности и монументальности. Создание революционного площадного театра. «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского (ноябрь 1918 г) – первая советская пьеса о революции, прообраз жанра агитационных площадных представлений. Впервые создан позитивный народный идеал, могучие народно-героические образы, коллективный герой, созидающий новую жизнь (режиссер А. Я. Алексеев-Яковлев). Основные театрализованные постановки под открытым небом этого периода Свержение самодержавия (март, 1919 г, режиссер Н. Г. Вино- градов-Мамонт); Мистерия освобожденного труда (1 мая, 1920 г, режиссеры Ю. П. Анненков, А. Ф. Кугель, С. Д. Масловская); Блокада России июня 1920 г, режиссеры М. Ф. Андреева, С. Э. Радлов, И. А. Фомин К мировой коммуне (июль, 1920 г, режиссеры Н. В. Петров, С. Э. Радлов, В. Н. Соловьев Взятие Зимнего дворца (7 ноября, 1920 г, режиссеры Н. Н. Евреинов, А. Ф. Кугель, Н. В. Петров. Традиционность сюжетной линии 1) рабский труд 2) господство угнетателей) рабы волнуются 4) борьба рабов и угнетателей 5) победа рабов, их сила в объединении 6) царство Мира и Свободы. Внутренняя фактура театрализованных зрелищ соединение патетики революционной ломки, лексики уличного митинга, языка плакатов и газетных сообщений, народного площадного балагана сего фарсовым весельем, всплесками хохота, веселым кощунством, скоморошьим богохульством, цирковой клоунадой, снисходительно-издевательской шутовской интонацией. Действие зрелищ строится на движении толпы, столкновении классов, борьбе идей (В. В. Маяковский).
История и теория праздников Распространенность практики инсценировок в Петербурге. Проблемы вовлечения народных масс в праздничное действо. Мнение режиссеров Петрограда тщательная подготовка инсценировок может привести к расширению состава исполнителей. Мнение московских режиссеров губительность срепетированности, уничтожающей импровизацию, художественную самодеятельность масс необходимость принципа новых методов организации самого действа, например, массовая игра. Массовое действо сценические игры – кредо московских режиссеров. Массовые гулянья с элементами карнавала (процессии аллегорических фигур, политические маски и шаржи, массовые танцы вокруг костра, сжигающего врагов революции. Формы праздничных разработок, получивших развитие в рамках массового гуляния: массовые сценические игры-действия, разработки карнавального характера, балаганные представления. Художественная наполненность каждой формы. Актуальность проблемы соотношения срепетированности (заданности) и импровизации. Профессиональные силы площадного театра. Режиссеры В. Э. Мей- ерхольд (возглавивший Театральный отдел в 1920 г, который занимался проведением праздничных мероприятий, АИ. Пиотровский, НА. Охлопков, Н. В. Петров, Н. Н. Евреинов, А. Ф. Кугель, Н. Г. Виноградов-
Мамонтов, Ю. П. Анненков, С. Э. Радлов, С. Д. Масловская. Художники К. С. Петров-Водкин, В. М. Кустодиев, МВ. Добужинский, НС. Альтман, В. М. Ходасевич, И. А. Фомин и др. Попытки создания теории революционного праздника. Праздники первых лет – политический театр, политическая трибуна. Новая сценическая площадка – городская площадь. Вопросы оформления праздника как искусства радости. Создание новой знаковой системы господство одного цвета – красного – цвета крови (Красные зори, красный восход, красные речи у красных ворот, И красный на площади Красной народ. Н. Асе- ев); создание символов и эмблем (крылатой свободы, Победы с лавровым венком, Справедливости с весами, Серпа и Молота искусство декорирования городов, площадей, улиц, колонн демонстрантов организация театров на колесах – трамваях (античные и средневековые педженты). Рождение новых форм площадного действа митинги-спектакли, ми- тинги-концерты, хоровые декламации, живые картины, импровизированные суды, театрализованные карнавалы, спектакли под открытым небом.
Л. Н. Лазарева
212 Два принципа организации праздничного пространства, связанные с проблемой отношения к исторически сложившемуся облику города, кар- хитектуре его площадей и улиц 1. Полное принятие заданного прошлым образа городского пространства, введение в него дополнительных художественных акцентов средствами изобразительного оформления (М. Добу- жинский). 2. Отрицательное отношение к пространству, намеренное искажение его образа, создание внутри реального пространства абсолютно нового, условно-праздничного (Н. Альтман). Ранний революционный праздник – пример синтеза традиции праздников французской революции и русского площадного театра. От первого – монументальность, крупномасштабность, символизм, торжественность, высокий пафос в утверждении великих идеалов революции. От второго – карикатурные сатирические изображения врагов народа, доминирующий лубочный стиль образов, языка, действенной основы, особая смеховая стихия перевернутого мира. Эстетические противоречия советского праздника. Взаимодействия профессионального искусства и праздника. Неоднозначность взаимообогащения. Чрезмерное вторжение профессионального искусства – разрушение первозданной целостности праздника, его самодеятельной основы, импровизации, никогда пропасть взаимного непонимания, разделявшего художника и зрителя, не была более глубокой, чем в настоящее время (Н. Альт-

ман). Стремление масс не столько к искусству и его формам, сколько к привычными доступным для них формам пролетарского праздника. Разлад между собственно праздником и включаемым в его сферу искусством как процесс превращения масс в зрителей, а неактивных участников праздничного действа, в котором все меньше становилось импровизации. А. В. Луначар- ский о неспособности масс к импровизации в данный исторический момент, о методе импровизации как нереальном. Основной метод организации праздников – метод художественного руководства им (А. В. Луначарский). Вопросы для самопроверки Почему культурная революция явилась главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи Что таит в себе такое понятие как праздничность революции В чем заключается двойственность понимания времени в советском празднике Как решалась проблема разработки зрелищных компонентов праздника
История и теория праздников 213 Почему любое революционное потрясение утверждает свои ценности с помощью массового площадного театра Каковы особенности драматургического хода и режиссуры театрализованных постановок под открытым небом Какие новые формы площадного действа родились впервые годы советской власти Чем обусловлено их появление В чем сказались эстетические противоречия первых советских праздников Какие художественные приемы и средства, разработанные практикой этого периода, используются на современном этапе Список литературы
1.
Агитационно-массовое искусство Оформление празднеств 1917–1932 гг.: материалы и док табл. / под ред. В. П. Толстого. – М, 1984. Аксенов, В. С. Организация массовых праздников трудящихся (1918–1920): учеб. пособие / В. С. Аксенов. – Л, 1974.
3.
Луначарский, А. В. Театр и революция / А. В. Луначарский. – М, 1924.
4.
Мазаев, АИ. Праздник как социально-художественное явление / АИ. Маза- ев. – МС. Массовые празднества сб. комитета социологического изучения искусств / под ред. Н. Извекова. – Л, 1926.
6.
Шароев, И. Г. Театр народных масс / И. Г. Шароев. – МС.
7.
Цехновицер, О. В. Празднества революции / О. В. Цехновицер. – М, 1924. Раздел 5. Праздники в Советском Союзе Тема 20. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта