Главная страница
Навигация по странице:

  • I курс (I

  • Часть 2. Русские обрядовые праздники

  • 1. Определение праздника. Проблемы терминологии


    Скачать 2.16 Mb.
    Название1. Определение праздника. Проблемы терминологии
    АнкорLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
    ТипРеферат
    #5186
    страница16 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    1940 гг.) Самодеятельность, основанная на широком общении и публичности, и способствовала перестройке советской праздничной культуры Н. Берковский Основаны и утверждены мировоззренческие основы нового строя, сформирована интеллигенция (уже к концу х гг. новое пополнение интеллигенции, подготовленное за годы советской власти, составило до
    Л. Н. Лазарева
    214
    90% от общей численности этого социального слоя, изменился ее идейно-
    политический облик и социокультурный статус, на коммунистических идеалах было воспитано не одно поколение детей, создано многонациональное советское искусство, построена огромнейшая сеть культурно-
    просветительских учреждений. Бурное развитие художественного творчества, художественной самодеятельности – результат творческого энтузиазма, создание тысяч творческих кружков. Главная цель кружков – подготовка культурно развитого зрителя театра, слушателя музыки, посетителя художественных выставок работа же творческого типа должна была ограничиваться оформлением празднеств и активным участием в них (Первая конференция политпросветработников, 1921 г. Конечный итог работы кружка – участие в празднике в результате метода сводных постановок отдельные самодеятельные кружки выполняли самостоятельные номера, своди-
    мые потом в единое целое на одной – двух общих репетициях. Продолжение традиций инсценировок – мистерии под открытым небом. 1922 г. – Церемониал переименования петроградских заводов – пример взаимоотношения реальных, подлинных деловых действий с действиями художественного и символического порядка. Ход церемониала краткая инсценировка на сцене клуба, выступление официальных лиц, вручение знамени с новым наименованием завода краткие речи, факельное шествие по территории завода, под пение и удары в наковальню, снятие старой вывески и водружение вывески с новым названием завода. Малые формы праздничной деятельности – Агитационные суды и Живые газеты – наглядные средства агитации и пропаганды. Основной ход выборные от народа судьи вели открытый судебный процесс над такими персонажами, как Капитал, Спекулянт, Дезертир, Лодырь. Творческое преобразование таких коллективов в Синюю блузу, чуть позже – в агитбригады и агиттеатры.
    Политкарнавал – вершина клубной самодеятельности, соединение традиционной манифестации и инсценировки (оригинальный пример по- литкарнавала – «Мистерия-буфф» В. Маяковского). Карнавал книги
    (10 мая 1925 г карнавальные колонны – машины, оформленные в виде книг – сценические площадки для выступления чтецов, музыкантов, коллективов самодеятельности. Комсомольское Рождество (с 25 декабря по 6 января 1923 г) – карнавальное оформление расправы над старым бы
    История и теория праздников том. Индустриальные карнавалы – отклик на проблемы индустриализации страны. Советский праздник карнавального типа – пример изменения настроения масс, появления уверенности в будущем ив высокой степени веселости (А. В. Луначарский). Веселье – вот то главное и новое, что принес с собой карнавал и чего недоставало раннее советской праздничной культуре. Почетное место смеха в праздничном действе. Система карнавальных выдумок громадный примус со сковородкой, на которой корчится белогвардеец калоша с Антантой выкуривающая недругов СССР дымная папироса огромный бутафорский снаряд с надписью Привет Пуанкаре и Ко. Первомайский политкарнавал в Ленинграде (1925 г красное украшение города, арки, гирлянды, лозунги в 11 часов – шествие районов к центру под хоровое пение в одинаковых костюмах (каждый район – свой костюм шествие духовых оркестров соединение всех колонн водно шествие над городом пролетают десятки самолетов, разбрасывающих листовки каждый завод декорирует свою площадку, на которой представлены трудовые успехи рассыпанное народное гуляние. Начало х гг. – господство политкарнавала, конец десятилетия – маскарад, костюмированный вечерний праздник, несвязанный с политической демонстрацией, ушедшей с улиц и площадей на территорию парков. Московский карнавал-маскарад (1937 г, 56 августа, посвященный советской Конституции. Привлечение организационных сил 100 режиссеров художников, 50 пиротехников, 2000 затейников. Разбивка парка на игровые площадки клуб испытанных остряков, пункт скорой помощи, сад грез, мост вздохов, аллея судеб, камера хранения дурного настроения, бюро знакомств, аллея неожиданностей, веселый Парнас, веселая лечебница для грустных пациентов и др. Ход маскарада шествие профессиональных союзов молодежи по парку (каждая профессия в своем костюме, общий парад профессий по центральной площади парка, рассыпанные молодежные гулянья, ночной фейерверк. Теоретическое осмысление новых форм празднования, проблемы организации больших парковых гуляний Шутить и веселиться не так легко и просто если мы в серьезных отношениях можем помнить и сдерживать себя, тов шутках потребуется большая самодисциплина. Ее мы должны организовать твердой установкой и хорошим руководством (Массовое действо, 1927 г.
    Л. Н. Лазарева
    216 Индустриальные зрелища, основанные на свете и звуке, – первые советские фейерверочно-световые пантомимы. Главенство зрелищности, новых выразительных средств над действиями людских масс. Индустриальное празднество, посвященное успехам первого года первой пятилетки
    (1929 г. Ход I часть – демонстрация производительных сил Ленинграда
    II часть – перекличка гигантов III часть – показ достижений и недостатков
    IV часть – показ роста кадров и трудовых процессов. Праздник в честь
    XVI съезда партии Развернутым фронтом (июль, 1930 г. Ход I часть – успехи индустриализации II часть – социалистические преобразования в деревне III часть – Долой империализм Политизация индустриальных празднеств. Десятилетие Октября в Ленинграде (1927 г, 7 ноября. Оригинальность сценической площадки – зеркальная гладь Невы между двумя мостами, набережной и Петропавловской крепостью. Своеобразие инсценировок, опирающихся на местный документальный факт (1923 г. – Иваново-
    Вознесенск, 19271930 гг., Киев. Первый Всесоюзный слет пионеров в Москве (1929 г, август) – сложное фейерверочно-световое зрелище с участием красноармейцев и пионеров. Индустриальные зрелища обогатили выразительные средства и приемы праздничных действ (вошли в историю под названием Театр коллективного энтузиазма огни, воинские части, лучи прожекторов, моторные лодки, факельные шествия, стреляющие фейерверочными ракетами миноносцы, декорированные автомобили, эскадроны кавалерии, огромные экраны теневого театра, взрывающие чучела врагов. Большая роль праздника в приобщении народных масс к высокому искусству Праздник советской литературы (1934 г Первая Всесоюзная хоровая олимпиада профессиональных и самодеятельных коллективов
    (1936 г, июль Массовые хореографические постановки под открытым небом, постройка балетного театра Острова танцев на Голицынском пруду в парке им. А. М. Горького, где поставлен Бахчисарайский фонтан, Кавказский пленник (1937 г. Массовое развитие физкультурных праздников театрализация спортивных прологов, шествий, отдельных соревнований и финала. Сильное влияние художественной самодеятельности на фактуру праздника (коллективное хоровое пение, игры, пляски, спортивные соревнования, многотысячное принятие присяги, отдача рапортов.
    История и теория праздников Неудовлетворенность профессиональных режиссеров практикой проведения праздничных мероприятий. Ожесточенная полемика. Теория С. Радлова, связанная с реализацией выдвинутой им драгоценной идеи народных празднеств. Два реальных пути организации народного праздника 1) широкая демонстрация самодеятельного искусства, организованной, направляемой искусством профессиональной режиссуры. Необходимость подробно разработанного сценария, поручение отдельных сценических заданий разным коллективам праздник – это соревнование в мастерстве между отдельными самодеятельными группами, приглашенными исполнять те или иные эпизоды сценария. Сценарий должен иметь четкую драматургическую линию, твердый драматургический каркас, не должен строиться по принципу механически соединяющихся концертно-эстрадных номеров 2) сочетание игры профессиональных актеров с игрой участников художественной самодеятельности. Поиски природы праздника, непонимание отличительных особенностей праздника от театрализованных представлений, которые сформулировал вначале х гг. ИМ. Туманов, определяя зрелище лишь частью праздника. Вопросы для самопроверки Какие мировоззренческие основы нового строя были разработаны и утверждены Почему практически во всех праздниках этого периода используются элементы политкарнавала? Как формируется сценарная и режиссерская культура в этот период истории Почему можно наблюдать главенство зрелищности, новых выразительных средств, над действиями людских масс Как развивается теоретическое осмысление новых форм театрализованных представлений и праздников Основное зерно споров Какие художественные силы возглавили руководство и организацию праздников впервые послереволюционные годы Список литературы
    1.
    Глан, Б. Н. Праздник всегда снами Б. Н. Глан. – М, 1988.
    2.
    Мазаев, АИ. Праздник как социально-художественное явление / АИ. Ма- заев. – МС Л. Н. Лазарева
    218 Режиссура и организация массовых зрелищ Хрестоматия по курсу Клубные массовые представления / сост. В. Айзенштадт. – Харьков, 1973.
    4.
    Чечетин, АИ. История массовых народных празднеств и представлений / АИ. Чечетин. – М, 1976.
    5.
    Шароев, И. Г. Театр народных масс / И. Г. Шароев. – МС. Тема 21.
    Советские массовые празднества в послевоенный период (1945
    1985 гг.) По мере развития социалистической куль-

    туры… следует ожидать расширения системы праздников как института, удовлетворяющего и коллективные и индивидуальные потребности
    Казимеж Жигульский Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) замедлила процесс развития советской праздничной культуры. Проведение праздников стало идеологическим мероприятием, после которых войска и подразделения уходили в бой (7 ноября 1941 г. Салюты – один из новых элементов праздника. Создание после войны социалистической системы в Западной Европе. Особое отношение советского правительства к культуре и образованию, увеличение доли ассигнований из государственного бюджета на их развитие. Создание Министерства высшего образования (1946 г, Отдела науки и высших учебных заведений при ЦК ВКП(б) (1950 г, Министерства культуры СССР (1953 г. Период либерализации, затронувший все сферы общественных отношений. Перелом в культуре с середины х гс выдвижением иной альтернативы развития. Период х – серединах гг. – неосталинизм, связан с деятельностью ЛИ. Брежнева. Молодежные движения, противопоставившие себя традиционным формам духовности. Противостояние двух общественных сил сторонников обновления (антисталинистов) и их противников (сталинистов. Раскол общества на два противоположных лагеря демократический и консервативный.

    История и теория праздников Праздники начала этого периода. Парады Победы во всех городах страны. Парад Победы в Москве
    (24 июня 1945 г) на Красной площади. Использование формы парада в структуре площадных праздников в дальнейшем. Митинги-концерты – одна из форм театрализации темы мужества и единства советского народа. Международные фестивали демократической молодежи – всемирные форумы объединения молодежи разных стран (I фестиваль прошел в Праге в
    1947 г. В 1957 г. в Москве – VI Всемирный фестиваль, на который приехали тысяч делегатов из 130 стран. За две недели фестиваля было организовано массовых праздничных действ митингов против войны, праздников на воде, костюмированных балов, праздников юности и любви, праздников на стадионах. Юбилеи республики городов «300-летие воссоединения Украины с Россией (1954 г «950-летие Ярославля (1960 г летний юбилей Москвы (1947 г «250-летие Ленинграда (1957 г. Расширение тематики советских праздников, обращение к далекой истории. Певческие и музыкальные празднества. Первый праздник песни в Прибалтике (Рига, 1955 г. Четвертый Ленинградский праздник музыки, песни и танца (1959 г. Столетний юбилей праздников песни в Эстонии (1969 г. Проведение Первого Всесоюзного фестиваля театрализованных праздников (1964 г. Программа включала проведение таких праздничных действ Вечно живые герои (Запорожье Праздник огней (Москва Парад миллионов (Ереван Честь труду (Киев Березка в гостях у чинары (Баку Тбилиси – город дружбы (Тбилиси Космический карнавал (Ленинград «Праздник-карнавал железнодорожников (Москва. Многообразие теми форм. Декады национального искусства – новая праздничная форма, способствующая культурному обмену и взаимовлиянию народного творчества разных республике гг.) Фестивали искусстве гг.): Московские звезды, Русская зима (Москва Белые ночи (Ленинград Северное сияние (Томск Рижское лето (Рига Дунайская весна (Одесса) и др. Праздники профессий, молодежные и юношеские празднества Алые паруса – праздник выпускников школ юморины, театрализованные концерты и театрализованные митинги (основанные на документальном местном материале с привлечением подлинных участников событий.
    Л. Н. Лазарева
    220 Детские театрализованные праздники и концерты (первая попытка относится кг проведение Первого Всесоюзного слета пионеров, режиссер С. Э. Радлов). е гг. – массовое проведение детских и юношеских праздников пионерских, комсомольских, творческих, Зарница, научного поиска, дружбы и т. д. Реабилитация календарного (архаичного) праздника Колядки, Проводы зимы, праздник Урожая. Активная пропаганда народного творчества. Усиление фольклорно-этнографической работы в стране организация экспедиций, составление фольклорных фондов, издание научных и популярных монографий, пособий, брошюр по вопросам сохранения и пропаганды лучших образцов народного традиционного творчества. Актуальность теоретического и практического осмысления праздников. Семинары, конференции, лаборатории практиков и теоретиков праздничной культуры. Проблема осознания места праздника в человеческой культуре. Понимание сущности праздника, разнообразия выполняемых им функций как необходимость сохранения способности понимать прошлое собственного общества, народа, а также историю других обществ. Проблема исторического сознания – одна из важнейших проблем современной культуры в странах, переживающих глубокие перемены. Современная и будущая роль праздника. Связь праздника с системой ценностей, а мир ценностей должен возобновляться и перестраиваться постоянными усилиями людей. Важны механизмы обновления ценностей, интеграции вокруг них членов сообщества посредством коллективного действия. Проблемы праздника его оторванность от природы, осознания ее жизни и ритма реальное участие масс в праздничном творчестве, их отторжение от организации праздника (исторически сложившаяся традиция, что сформировало новый образ празднующего человека – человека зрителя. Открытие специальных учреждений, готовящих кадры режиссеров праздника, – институтов культуры и искусств (в структуре вузов открытие кафедр режиссуры театрализованных представлений и праздников. Вопросы для самопроверки Отношение государства и правительства к культуре в целом и к организации праздников, в частности
    История и теория праздников 221 2. Режиссура праздников Победы в е годы и сегодня. Чем обусловлен искренний интерес именно к этому празднику как явлению, составляющему корневую основу праздничного здания
    3. Практика проведения праздников городов как особых феноменов, способствующих социализации и идентификации больших социальных групп в прошлом и настоящем. Можно ли решать с помощью института праздника проблемы, связанные сформированием исторического сознания Список литературы Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества сб. науч. тр. / под ред. ДМ. Генкина, Л. Н. Косенко. – Л, 1981.
    2.
    Немиро, О. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность / О. Немиро. – Л, 1987. Советские традиции, праздники и обряды Опыт, проблемы, рекомендации. – М, 1986. Социалистическая обрядность / под ред. НМ. Заковича. – Киев, 1986. Театр под открытым небом / вступ. ст. МИ. Царева. – М, 1969. Театрализованные праздники и зрелища. 19641972 / авт. предисл. МИ. Царев М, 1976.
    7.
    Тульцева, Л. А. Современные праздники и обряды народов СССР / Л. А. Тульцева. – МЛН. Лазарева
    222 Раздел 6. Праздники современность Тема 22.
    Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (19852000 гг.) Праздник, не имеющий корней в памяти народной, никогда не будет настоящим судьба многочисленных новоявленных государственных праздников тому свидетельство С. Солдаткин Новый этап развития культуры – перестройка (1985–1991 гг.) – интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. Культура – стержень идеологической перенастройки общества.
    1988–1997 гг. Юнеско объявило Всемирным десятилетием развития культуры. Его стратегическая задача связывалась с важными проблемами современного мира, поставленного перед дилеммой будет ли человечество и дальше продолжать смертоносную вражду или сделает культуру целью и средством саморазвития, предпосылкой единения людей. Иной взгляд на культуру. Культура – не только корректива экономического и социального прогресса, а его конечная цель. Культура в политике и политика, содействующая культуре, стали пониматься как технико-экономический прогресс, способствующий благосостоянию общества, укреплению общечеловеческих и социальных ценностей, как глубокое участие людей в собственном культурном развитии, ведущее к более открытому восприятию других культур. В современном обществе совершается эпохальный переход от индустриального типа развития к информационному. Новые способы передачи и обработки информации сблизили народы и страны, но при этом парадоксально разъединили людей. Западное человечество на самом себе ощутило усиление дегуманизации культуры – вытеснение человеческой личности за культурные рамки. Вовсе времена русской культуре известно понятие открытости с ее уникальным качеством всеотзывчивости. Поставленная в условия резкой разгерметизации после продолжительного периода полузамкнутого суще-
    История и теория праздников 223
    ствования, советская культура не сумела вовремя включить механизмы естественной для себя защиты. Второй раз за столетие (первый в 1917 г) в России произошла настоящая культурная революция, раскололась интеллигенция. Главная причина обвала созидательных ценностей заключалась не столько в неготовности интеллигенции защищать лучшие традиции социалистической культуры, сколько в отчуждении рядового человека от духовных идеалов прошлого. Потенциал духовных ориентаций социализма глубоко не проник в душу каждого человека, не охватил всех социальных слоев, поскольку для значительной части общества культура оставалась закрытой системой. Закон психологии масс, закон зависимости от общих установок, норм, бытового нигилизма. Закон о печати (1 августа 1990 г) декларировал свободу средств массовой информации, этим легализовал свободу соревнования в сфере идей и их распространения. Свобода по-своему сказалась на досугово-культурной политике страны. С распространением видеоин- дустрии утрачена целая отрасль культуры – кинотеатры, которые последние годы пытаются вернуть былую популярность. Закрываются дворцы культуры, клубы и библиотеки в деревнях. Произошла перенастройка общественного сознания с коллективного на индивидуальный лад, Углубился раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Необходимое для молодого человека чувство коллективной сопричастности получило удовлетворение посредством приобщения его к внешним атрибутам культуры (замкнутые молодежные группировки скинхедов, металлистов, рокеров, диггеров, роллеров и др. Резко усилилась неравномерность доступа к потреблению материальных и культурных благ открылись для немногих элитарные клубы, появились рауты, закрытые просмотры, ночные рестораны и т.д. Формой сплочения работников культуры взамен распавшихся творческих союзов стали фестивали, конкурсы, выставки, организуемые на деньги спонсоров. Любое социальное явление (и культура тоже) никогда не бывает свободно от негативных проявлений. Проблему представляют не они, а способность власти и общества находить между собой конструктивные пути согласия. Здесь и лежит камень преткновения. Как только назревает комплекс проблем, требующий немедленного разрешения, в нашем Оте-
    Л. Н. Лазарева
    224
    честве включается механизм непримиримого противостояния интеллигенции и власти, в которое рано или поздно втягивается весь народ, обрекая страну делать новый трагический виток ее истории. В наши дни мы как раз проходим эту обязательную часть своей исторической спирали ЕМ. Скворцова). Праздник – часть культуры, область культуры, один из ее институтов социализации человека, его духовной и нравственной ориентации. Праздник не существует без системы ценностей, он опирается на них и посредством своей природы декларирует эти ценности, утверждает в атмосфере публичного сопричастия. В периоды эпохальных преобразований спектр общенациональных ценностей сужается, ревизируется. Какая-
    то часть ценностей уничтожается, отрицается, другая часть видоизменяется, обслуживая новые запросы. Поэтому в целом праздничный календарь, как живой организм, реагирует на все социально-политические и экономические изменения. Ревизия ценностей ведет к ревизии праздничного календаря. Так, известны попытки сохранить дни красных дат (например, 7 ноября – праздник Октябрьской социалистической революции, ныне – День согласия и примирения. Но период формирования новых ценностей имеет другую идеологическую основу, в которую данный праздник содержательно, да и знаково, уже не вписывается. Начинается в данном случае процесс постепенного угасания праздника его уже не празднуют нет ценности, о нем исторически помнят (уровень пассивного знания, и наконец он исчезает. Это закономерный, объективный процесс в истории культуры, ион не однажды проявлял себя не только в России, но ив любой другой стране в периоды кризисов. Но эти периоды порождают новые праздники – День независимости России (День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации) – 12 июня День государственного флага Российской Федерации – 22 августа День единения народов – 2 апреля – или тематически преобразуют известные до сих пор. Так, праздник Международной солидарности трудящихся – 1 Мая – ныне стал праздником Весны и Труда, праздник Революции 7 ноября – праздником Согласия и Примирения. Наметилась и ярко проявляет себя тенденция активизации церковных праздничных традиций, и не только в структуре православного дей-
    ствования (в церкви, дома. Стало популярным приглашать священников для проведения служб на презентации, открытия магазинов, офисов в
    История и теория праздников правило вошло обыкновение крещения и венчания. Слияние светских и церковных обрядово-праздничных действований – с одной стороны, с другой стороны, – взаимодействие народно-традиционных и церковных традиций становятся нормой современного характера празднования. Одновременное празднование Коляды и Рождества Христова, Пасхи и Вербича, Русской березки и Троицы способствует боле глубокому взаимопроникновению
    разнохудожественных элементов, новому уровню синкретизма. Период перестройки знаменовал возрождение традиционного мировоззрения многочисленных народов России. Созданы сотни национальных центров, объединений, лабораторий, экспериментальных коллективов, этнографических музеев, общеобразовательных школ, в которых народная культура изучается в обязательном школьном компоненте. С высокой частотностью проходят фестивали и праздники народного творчества, международные конференции и симпозиумы по проблемам сохранения и пропаганды лучших образцов традиционной культуры. В последние годы стали популярными праздники городов если раньше отмечались только юбилейные даты, то сейчас ежегодно проходят Дни рождения городов. Это один из любимых праздников, по-настоящему объединяющий людей в солидаризирующие группы на основе общей ценности, заключающейся в пиетете к малой Родине. По солидарности, наверное, не уступают в своем приоритете и профессиональные праздники учителя, медицинских работников, пограничников, милиции, торговых работников, библиотекарей, внутренних войск, налоговых органов, работников прокуратуры и т. д. Для участия в празднике приглашаются именитые гости и коллективы, разрабатываются точные маршруты шествий, системы театрализованных шоу и игровых полей. Развивается детское праздничное движение 1 июня – Международный день детей 29 августа – День мороженого, 1 сентября – День знаний выпускные балы, фестивали детского творчества. В молодежной среде стали популярны Татьянин день – праздник студенчества – 25 января День святого Валентина – 14 февраля Хеллоу-
    ин – 31 октября День молодежи – последнее воскресенье июня. На государственном уровне стал отмечаться в России всемирный день пожилого человека – 1 октября. Появляются праздники, которые не становятся традиционными, повторяющимися ежегодно, но их обилие расцвечивает праздничный ка
    Л. Н. Лазарева
    226
    лендарь. Это Инвайт-шоу, Колгейт-шоу – театрализованная презентация товара Полароид – праздник-презентация; Кодак – театрализованное открытие магазина и т. д. Праздничный календарь России сейчас в стадии формирования, и каким он будет – зависит от той системы ценностей, которая утвердится в нашей стране. Вопросы для самопроверки Общая характеристика постиндустриального или информационного общества. Проблема формирования системы ценностей как основы жизнедеятельности общества. К чему привела перенастройка общественного сознания с коллективного на индивидуальный лад Как в современных условиях взаимодействуют элитарная, массовая, популярная и народная культуры
    4. Ревизия праздничного календаря как объективный отклик на изменившиеся внешние условия общественной жизни.
    5. Место и роль православной церкви в официальной и праздничной жизни современного общества.
    6. Каковы причины активизации интереса к этнической культуре Как этот интерес проявляет себя в праздничном пространстве
    7. Как проявляют себя с помощью праздничных форм различные субкультурные образования
    8. Можно ли по отношению к праздничному календарю говорить как о явлении устоявшимся или он всегда находится в состоянии становящегося Список литературы

    1.
    Губерман, И. Каждый день – праздник Книга-календарь / И. Губерман. –
    СПб., 2001.
    2.
    Мордасов, А. А. Праздник каждый день Сводный календарь-справочник праздников, памятных дней и знаменательных дат Российской Федерации / А. А. Мор- дасов. – Челябинск, 2001. Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. – СПб., 2001. Праздничные даты. Праздники, знаменательные даты, именины / сост. М. Витвицкая. – М, 2000.
    5.
    Стил, Ф. Праздники / Ф. Стил; перс англ. В. Губкова. – М, 2001.
    История и теория праздников Тема 23. Научные концепции современного праздника Праздник не есть нечто механическое, инстинктивное это не буйство влечений, не то, что может быть сделано кем-то за нас, праздник творится нами самими, в нашей душе С. Солдаткин В последние годы не появилось значимых философских работ по праздникам, хотя издано не так уж мало. В основном это труды по отдельным тематическим проблемам праздничной деятельности. Можно упомянуть Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы Ф. С. Капитоновой, интересные исследования А. В. Серовой Принципы построения и взаимодействия зрелищных систем и О. Ю. Захаровой – Светские церемониалы в России XVIII – начала XX веков. Начал издаваться профильный журнал Праздник, в котором проблемы праздничной культуры представлены рубриками праздник вдета- лях; теория и практика технология праздника праздникотерапия; лица праздника человек-праздник; праздник в этнографии. Множественность рубрик – свидетельство и попытка глобального изучения праздника с привлечением разных методов исследования. Со временем из разных точек зрения и формируются научные школы и направления. Сейчас есть возможность только контурно определить векторы поиска истины. Философия праздника – философия творчества и новизны. Так условно можно определить основные философские положения С. Сол- даткина о современном празднике Праздник есть творчество, а творчество это осознанное порождение нового. Трудность определения нового. Новое – значит, никогда не бывшее. Смысл в том, что на самом деле возникновения нет раз все возникает из чего-то, то это что-то и есть подлинное, а изменения всего лишь видимость, заблуждения наших чувств и ума. Если мы хотим признать реальное существование изменений, если мы отвергаем установку, что творчество и праздник фиктивны, то под разными масками проявляется одно и тоже новизна возникает из ничего. Всякое творчество есть творение из ничего.
    Л. Н. Лазарева
    228 Творчество, ив частности праздник, соединяет в себе два начала оно есть новое бытие, но под этим бытием просвечивает ничто, необъяснимая пустота небытия. Современные люди во многом утратили наивность, а ведь наивность является источником открытия, означает способность удивляться. Аристотель назвал удивление началом всякой науки. Космос и упорядоченность воспринимались древними людьми как нечто хрупкое. В произведениях античного поэта и философа Гесиода говорится, что весь мир произошел из Хаоса и этот древний Хаос не исчезает окончательно, он пребывает над миром. Чтобы сохранить мир от распада, и нужны магические ритуалы. Все в мире меняется, нет ничего устойчивого. Устойчивость в душах человеческих формирует соотнесенность с вечностью. А соотнесенность реализуется в традиции. В празднике необходимо единство противоположностей новизны и традиции, творчества и традиции, вечного и нового. Дух, душа и тело праздника. Праздники творчество по своей сущности одно и тоже. Праздник не может замыкаться в пространстве и времени. И творчество невозможно локализовать. В рамках заключено наше тело, и праздник всегда духовен. Нельзя смешивать духовное и душевное смысл вдохновения духовен, состояние вдохновения душевно. Творчество есть дух, те. истинная сущность души, и творческие моменты возможны тогда, когда человек докопается до собственной глубины. В этом смысле праздник всегда с человеком, но пробиться к празднику можно лишь в результате глубокой духовной работы, которая сама есть творчество. Дух как сущность души и есть настоящее в человеке. В том, что человек одновременно и творит себя и сам же является своим творением, заключена тайна свободы личности. О непрерывности праздника В современном мире творчество, праздничная жизнь рассматриваются как необычный идеал, как нечто закрытое для простых смертных. Это ложное смирение упадочной души Н. Бердяев). Важно противопоставить расслабленному равнодушию освобождение духа и творчество, которым пропитаны все сферы жизни – познание и религия, любовь и искусство, мораль и общественное строительство. Тогда внешнее, вынужденное разделение жизни на праздники и будни будет снято, иона вернется к исконному творческому первоединству.
    История и теория праздников Концепция игрового оформления праздников. В. Панфилов о функциональной роли игры в праздничном пространстве. Действо (Словарь СИ. Ожегова) – проявление какой-либо энергии, деятельность. Стихия – неорганизованная сила, действующая в социальной среде окружающая привычная среда (чувствовать себя в своей стихии. Тогда игровое действо – игровое проявление какой-либо деятельности. Игровая стихия – игровая окружающая привычная среда. Следовательно, человека на протяжении всей жизни окружает игровая стихия. Играя, ребенок приобретает полезные жизненные навыки, осваивает будущие социальные роли, развивает физические, интеллектуальные качества. Однако суть игровой стихии определяет не только полезность, это еще радость, удовольствие. Стихия рождает эти чувства, а действо закрепляет их через систему уклада. Каждая игра, как прохладный, свежий родничок сотни таких родничков порождают ручей – игровой обряд, действо. Из обрядов возникает праздник. Именно обрядами один праздник отличается от другого. И, стало быть, обладает индивидуальной игровой стихией и игровым действом. Праздники, как спицы в божьем колесе вращали привычное течение жизни (В. Бердских. Россия и русские. Если убрать игровую основу праздника, то это окажется уже не праздника народное стояние и передвижение от площадки к площадке. Утеря вкуса радости, умения веселиться превращает пришедшего на праздник в зрителя действия, ноне участника. Игровое оформление праздника. Если суть народного праздника выражалась в обрядах, то оформление его определялось временем года, климатическими условиями и местом проведения. Подготовка к играм создавала радостное ощущение предпразднования. И радости в этих приготовлениях было не меньше, чем в самом событии. Сегодня, когда большинство людей не умеет и не хочет играть, игровое оформление выполняет особую роль пассивное втягивание людей в атмосферу праздника создание праздничного настроения развивающее просветительное начало. Пассивное включение людей в праздник, создание праздничного настроения Важно, чтобы все пространство стало системой приглашения поучаствовать. Никто никого насильно за руку не тянет, не организует в колонны, хороводы, но повсюду вас интригуют, веселят, озадачивают и соблазняют. Игры, конкурсы, аттракционы, ярко оформленные развлечения
    Л. Н. Лазарева
    230 не требуют массового участия, а обращаются лично к вам. Хочешь – включайся в праздник, не хочешь – иди дальше. Есть живое оформление ходячие указатели, плакаты, музыканты, рассказчики, певцы. Игровое оформление – это умело расставленная ловчая сеть. Она-то и создает настроение и неповторимую атмосферу праздника. Развивающее начало. Современный человеко празднике знает мало. Посредством игры запоминается многое, и сама тема праздника окажется раскрытой более полно и нестандартно. Встреча. Праздник – это энергообмен, обмен радостной энергией. Радость и радуга – однокоренные слова. Бог даровал людям праздник как радость, напоминание о рае. И входить в праздник надо, как в рай, не отягощенным бытом, будничными заботами, тоской, с чистой душой и добрыми помыслами. Поэтому встреча очень важна в общей структуре праздника. Это вхождение в игровую стихию праздника. Технология встречи должна учитывать следующие моменты не заставлять, а предлагать что-то сделать. Дифференцировать участников по возрасту, настроению, темпераменту. Не задерживать людей, не создавать очереди. Не прятать глаза, не жалеть улыбки первым выражать дружелюбие и радость рукопожатием, шуткой и т. д. Конечно, игровые «встречальные» приемы зависят от темы праздника, но общим для них является то, что всегда это обряд посвящения в праздник. Организация игрового пространства Этот принцип можно еще назвать организацией игровой периферии, если центром является эстрадная площадка праздника. Настоящий праздник требует максимальной концентрации игровых форм. Как бы артисты ни были хороши, это не праздник…
    Нужна система игровых зон. Но надо отличать игру от конкурса. По словарю СИ. Ожегова, игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, а конкурс – соревнование, имеющее целью выделить лучших участников. Конкурс и игра взаимозаполняют друг друга. Игра имеет глубинные народные корни, поэтому она предпочтительнее. Стоит обратить внимание на то, как разместить игровые зоны. Пространство вокруг главной площадки разбивается на зоны, линии, территории. При интересном оформлении они дополняют главную площадку. Помимо стационарных игровых зон интересно включение мобильных игровых групп, способных развернуться в любом пространстве праздника. Главная особенность всех локальных игровых зон в том, что они не требу
    История и теория праздников ют специальных манков и провокации для завлечения. Таким манком становится само их функционирование. Особое внимание стоит уделить заполнению пространства между зонами. Этому могут помочь приколы, розыгрыши, шутки, причуды и т. п. Игровое действо главной сценической площадки. Чтобы стать эпицентром праздника, главная эстрада должна быть активной игровой зоной, а не пассивно-концертной. В общей игре должны соединиться все, кто пришел на праздник, – момент игрового апофеоза. Приблизительная система игрового включения зрителей применяется Театром Охочих комедиантов 1) на сцене – клоунский кордебалет или клоунская карусель в толпу зрителей выходят клоуны-помощники, ростовые куклы
    2) на площади под музыку – рукопожатия, веселое братание, объятия на сцене клоун-шоумен проводит обманную игру, рассчитанную на массовую реакцию 3) на сцене ведущий проводит серию игр-приколов (на внимание, насчет, обманные загадки, розыгрыши 4) ведущий объявляет игру в «обжималки», суть которой в том, что сначала под музыку все объединяются в хороводы из трех человек, потом пяти-шести, семи-
    девяти. Затем хороводы переходят в веселые змейки с клоунами впереди. Змейки разрывают монолит толпы, хвост змеи захватывает стоящих и уводит за собой. Змейки превращаются в забавные пароходы, которые танцуют мамбу. Потом забавные пароходы снова заворачиваются в круги – хороводы. Через десять минут вся площадь не стоит, а танцует танец маленьких утят 5) далее хороводная игра Раз, два, три, круговая игра Золотая клетка 6) танцуют парами, семьями, компаниями, в программе танцы, которые тут же разучиваются кадриль, летка-енька, сиртаки, полька, вальс танцы-игры: «топ-нога» (игровой вариант карельской польки, четыре фигуры (игровой вариант кадрили. Танцевальные номера перемежаются массовыми песнями, песнями – играми, играми на сцене 7) главный игровой момент – общий танец-
    хоровод с выполнением простых азартных танцевальных фигур. Этим танцем все завершается. Игровая стихия должна царить во всем в шествии, оформлении, представлении, концерте, торговле. Наша жизнь – это вселенское игровое действо. А праздник дан как возможность непосредственно приобщить к этому действу и через игру познать себя и окружающий мир.
    Л. Н. Лазарева
    232 Праздничные игровые технологии Доктор педагогических наук В.М. Григорьев возглавляет Совет по празднично-игровой культуре, созданный при НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, много написало феноменах игры и праздника. Сегодняшний период характеризуется подъемом праздничной культуры. Нов праздничной политике много технологических ошибок. Одна из них – народ не участвует или частично участвует в празднике. Одно из условий активизации людей – включение их в подготовку праздника. Для этого нужны игровые технологии. А чтобы определить эффективность технологии, нужны методы экспертной оценки игр и праздников. Необходимо разрабатывать эти методы. Организационные и содержательные аспекты праздника в современных условиях И. Захаров. Для жизнеспособности ритуалов (и праздников) необходимо учитывать следующие положения они должны быть престижны для участников символически выражать гуманистическую идею быть чем-то уже знакомым зрителю опираться на фундамент истории и культуры сохранять ритуальную основу, иметь возможность постоянно обновляться. Даже название праздника должно содержать в себе некий престижный для участников и гостей стереотип. Для праздника необходима легенда, именно она связывает гостей, являясь приманкой. Легенда, в свою очередь, содержит четыре пункта историческую мотивацию краткое описание ритуала обобщающий комплимент объяснение выгод для гостей и участников. Подготовка к празднику начинается с изобретения игрушки-сувенира и символов. Достоинства таких атрибутов они являются рекламными знаками праздника при правильной постановке рекламной компании помогают окупить праздник являются товарным знаком праздника приобщают к празднику различные категории населения позволяют заранее спланировать массовое предпраздничное рыночное производство. В празднике участвуют все. Продумывание целой группы мероприятий для всех возрастов и вкусов дети, влюбленные, молодожены, туристы, пенсионеры и др. Назрела необходимость в новых массовых праздничных ритуалах. Чтобы не нарушать традицию и внести новизну, целесообразно находить
    История и теория праздников мотивацию для изменения правил ритуала непосредственно в процессе праздника. Общество – это самоорганизующаяся система, в которой возникают особые механизмы, обеспечивающие устойчивость сложных типов развития. В современных концепциях впрямую не упоминаются ценности, хотя без них бессмысленной становится сама деятельность по организации праздника, ив конечном счете – сам праздник. Таким образом, современный праздник формируется в нише складывающихся новых социально-культурных отношений. Формируется новая система ценностей – основа новой системы праздников. А мы попробуем определить сущностную основу праздника и дать ему определение. Праздник – это исторически длительное, социально детерминированное явление, отражающее сущностные моменты человеческого общества и природы, наполненное системой материальных и духовных ценностей, созданных
    межкомплексным общением людей, реализованных через игровые формы их деятельности. Вопросы для самопроверки В чем суть философии праздника как философии творчества и новизны Праздник может органично существовать лишь тогда, когда узнаваем, известен всем в своей основе. Тогда как уживаются в пространстве праздника традиция и новация Какова суть концепции игрового оформления праздника В. Панфилова? Какие праздничные игровые технологии предлагает В. М. Григорьев? Обладают ли они возможностью переключения людей из статуса пассивных наблюдателей в активных творцов праздничных ценностей Каков организационный и содержательный потенциал праздника в условиях активного формирования ценностей, как необходимого условия существования не только праздника, но и самой культуры Список литературы
    1.
    Капитонова, Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы справ. / Ф. С. Капитонова. – М Флинта, 2000. Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. – СПб., 2001.
    Л. Н. Лазарева
    234 3.
    Сокланова, НА. Истоки календарных обрядов, их роль в формировании мировоззрения ребенка / НА. Сокланова // Искусство в начальной школе Опыт, проблемы, перспективы. – Курск, 2001.
    4.
    Солдаткин, С. Сомкнулась связь времен / С. Солдаткин // Праздник. – 2000. –
    № 710.
    5.
    Чечетин, АИ. Массовые театрализованные празднества Открытие и закрытие Олимпиады в Москве и Олимпиады в Сиднее (сравнительный анализ) / АИ. Чечетин // Время культуры и культурное пространство. – М, 2000.
    ПРИЛОЖЕНИЯ

    236 Приложение 1 Тематический план
    I курс (III семестры) Количество часов Тема
    №№
    п/п Наименование частей, разделов, тем лекции семинары Часть 1. Праздники культура
    1. Определение праздника. Проблемы терминологии. Место праздника в тексте культуры 2. Обзор научных концепций происхождения праздников
    6
    Часть 2. Русские обрядовые праздники
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта