Главная страница
Навигация по странице:

  • © Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010 ISBN 978-5-94839-2677 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………..…… 6 Часть 1. ПРАЗДНИКИ КУЛЬТУРА

  • до социальных революций XVIII – начала ХХ вв.

  • 1. Определение праздника. Проблемы терминологии


    Скачать 2.16 Mb.
    Название1. Определение праздника. Проблемы терминологии
    АнкорLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
    ТипРеферат
    #5186
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинская государственная академия культуры и искусств Л. Н. Лазарева История и теория праздников Учебное пособие Рекомендовано УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
    070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников Челябинск
    2010
    Л. Н. Лазарева
    2
    УДК 793.3
    ББК я
    Л
    Лазарева, Л. Н. История и теория праздников учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусстве изд, испр. и доп. – Челябинск, 2010. – 251 с.
    ISBN 978-5-94839-2677 В работе освещается праздник как знак культуры и знаки в празднике историческая детерминанта форм и содержания праздничной культуры, обусловленная характером базисных ценностей основные движущие силы праздничной деятельности в конкретные исторические промежутки формирование мировой копилки художественно-выразительного языка праздника вопросы жизнедеятельности праздника в современных условиях. Рецензенты
    Шаронина МГ, кандидат педагогических наук, профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств, заслуженный работник высшего профессионального образования
    Вольфович Т. В, кандидат культурологии, доцент кафедры искусствоведения и культурологии
    Южно-Уральского государственного университета Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ
    © Лазарева Л. Н, 2010
    © Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010
    ISBN 978-5-94839-2677
    СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………..……
    6 Часть 1. ПРАЗДНИКИ КУЛЬТУРА
    ……..……… 8
    Тема 1. Определение праздника. Проблемы терминологии.
    Место праздника в тексте культуры ……………………..………..
    8 Тема 2. Обзор научных концепций происхождения праздника .. ………… 14 Часть 2. РУССКИЕ ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ. Раздел 1. Календарно-обрядовые праздники ……………….…………. 22 Тема 3. История изучения календарных обычаев и обрядов …...………… 24 Тема 4. Русский праздничный календарь ………………………………….. 30
    Кузьминки (Кузьмодемьянки) – праздник встречи зимы ... ……. 32 Колядки, Святки – праздник солнцеворота ………………..…...... 33 Масленица – проводы зимы ………………………………...…….. 37 Встреча весны ………………………………………………..…….. 40 Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту ……..…….. 41 Велик день (в церковном календаре – Пасха) ……………..…….. 43 Праздник Красной горки ………………………………………….. 44 Радуница (Радоница) – день поминовения умерших ……..…….. 46
    Егорьев день (Юрьев день) – праздник наступления настоящего весеннего тепла ………………………………...……..
    47 Первое мая – праздник конца весны, начала лета ………...…….. 49 Праздник стрелы ………...…………...…………...…………...…... 50
    Семик (зеленые святки, четверток, праздник русской березки) – праздник весенне-летнего календарного периода ………………
    51 Праздник Ярилы ……………………………………………..……
    53 Иван Купала (Иванов день, Ярилин день) – праздник летнего солнцестояния ……………………………………...……
    55 Петров день (Петровки) – праздник проводов весны ……..……
    58 Праздник жатвы (Оспожинки, Госпожинки, Осенины) …..……
    60 Тема 5. Морфология календарного праздника …………………...………
    64 Знак пространства …………………………………………...……
    66 Знак времени ……………………………………………………… 69 Солярный знак ……………………………………………….……
    72 Знак огня ……………………………………………………..……
    74 Знак воды …………………………………………………….……
    77 Знак растительности ………………………………………...……
    80 Знак ритуальной пищи ……………………………………………
    82 Знак даров и жертв …………………………………………..……
    87 Знак культа предков ………………………………………………
    89 Знак маскирования и ряженья ……………………………………
    91 Знак гаданий и примет ……………………………………………
    93 Знак эротических действ …………………………………………
    95 Знак смеха …………………………………………………………
    97 Тема 6. Архаичный (обрядовый) праздник как текст культуры. 100
    Л. Н. Лазарева
    4 Раздел 2. Христианско-обрядовые праздники
    ……………...…………
    104 Тема 7. Православный обрядово-праздничный календарь …….………...
    107 Рождество Христово ………………………………………...……
    108 Крещение Господне (Богоявление) ………………………...……
    109
    Сретенье Господне (Громницы) …………………………………
    111 Благовещенье ………………………………………………..……
    111 Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье) ……..……
    113 Пасха (Христов день, Великдень) ………………………….……
    114 Вознесение (Вознесеньев день, Ушествие) ………………..……
    115 Троица (Пятидесятница, День сошествия Святого Духана апостолов) ………………………………………………………
    117 Преображение (Второй Спас, Второй Калинник, Спас на Горе, Яблочный Спас) ……………………………………………………
    120
    Успенье Богородицы (Первая Пречистая, Госпожа Первая,
    Дожинки, первые Осенины) …………………………...…………
    121 Рождество Богородицы (Вторая Пречистая, Госпожа Вторая, Аспосов день, вторые Осенины, Луков день,
    Поднесеньев день) …………………………………………..……..
    122
    Воздвиженье (капустки) …………………………………….…….. 124 Введение ……………………………………………………..…….. 125 Тема 8. Соотношение народных и церковных праздников ……..………… 127 Раздел 3. Семейно-обрядовые праздники
    …………………..…………..129 Тема 9. Родильно-крестильные обряды …………………………...………
    131 Тема 10. Свадебный обряд. Знаковый мир русской свадьбы …..………… 136 Тема 11. Похоронные обрядовые действа ………………………………… 140 Часть 3. ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ Раздел 1. Праздники древнего мира …………………………………….. 147 Тема 12. Праздничный календарь Древней Греции ……………..………... 147 Тема 13. Праздники и зрелища Древнего Рима …………………..……….. 154 Раздел 2. Праздники эпохи средневековья …………………………….. 162 Тема 14. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе …... 162 Тема 15. Праздничный площадной театр средневековой России X – XVII вв. … 173 Раздел 3. Русские праздники в период от преобразований Петра I
    до социальных революций XVIII – начала ХХ вв. …………..
    184 Тема 16. Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672–1725 гг.).
    Новое лицо праздничного календаря.
    184 Тема Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII – начала ХХ вв. ……………………………..………
    192 Раздел 4. Праздники революция. Характер праздничного календаря
    времен социальных революций ………………………………
    201 Тема 18. Празднества Великой Французской революции
    (1789–1794 гг.) ………………………………………………..……
    202 Тема 19. Праздники Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г тематическое и жанровое многообразие …
    208
    История и теория праздников
    5
    Раздел 5. Праздники в Советском Союзе ………………………………. 213 Тема 20. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920–1940 гг.) ……………………..………
    213 Тема 21. Советские массовые празднества в послевоенный период (1945–1985 гг.) ……………………………………...…….
    218 Раздел 6. Праздники современность ……………………………………. 222 Тема 22. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (1985–2000 гг.) ………………………...
    222 Тема 23. Научные концепции современного праздника ………...………... 227 Приложения
    ……………………………………..…………………………...235 Приложение 1.
    Тематический план ……………………………………….. 236 Приложение 2.
    Русский праздничный календарь. 239 Приложение 3. Круглый год праздничного календаря Приложение 4. Великий пост Приложение 5. Соотношение народных и православных праздников. 249 Приложение 6. Праздники солнцеворотов и равноденствий и знаки соответствующие им

    6 ВВЕДЕНИЕ Каждое деяние человека уникально и самобытно, если озарено мыслью и одухотворено талантом. Праздник – подтверждение тому. Являясь результатом осмысления человечеством самого себя в рамках реального бытия, праздник создает портрет общества каждой эпохи. Он отражает всю систему эстетических, нравственных, этических, религиозных критериев общества, накопленных в историческом беге времени. Россия нынешнего столетия, как никакая другая страна, переживает ситуацию выбора дороги. Будущее страны, в первую очередь, определяется состоянием духа нации, уровнем ее культуры, одной из форм проявления которой является праздник. Каков праздник – таково общество, каково общество – таков и праздник. Эта взаимосвязь обусловлена генетической спайкой этих двух явлений и проиллюстрирована самим ходом истории культуры. Каждая эпоха создает свою систему мировоззрения, которая реализуется в конкретных формах праздничной деятельности.
    Социально-экономические потрясения в государственном пространстве обуславливают перекодировку праздничных форм и направлений, изменение праздничного календаря. Одни праздники уходят в прошлое (иногда этому содействуют государственные акты, другие меняют смысловое поле, третьи по законам эволюции превращаются в зрелище, игру, потеху. Появляются новые праздники, обслуживающие эстетические вкусы формирующихся новых классов и социальных групп. Знание методологических основ празднования, закономерностей развития праздничной культуры, лучшего исторического опыта создания праздничного мира поможет будущим специалистам овладеть механизмом праздничной индустрии. Учебное пособие по курсу История и теория праздников предназначено для студентов специализации Режиссура театрализованных представлений и праздников. Оно состоит из трех частей, внутри которых материал сгруппирован по разделами темам. Порядок расположения материала продиктован использованием историко-хронологического метода применительно к обширной временной парадигме (от эпохи неолита до наших дней) и пространственными параметрами (Россия и Европа. Поэтому тематический вектор праздничных форм закономерно повторяет ис-
    История и теория праздников
    7
    торическую схему первобытнообщинный строй, античность, средневековье, Возрождение, новое время, современность. Кроме того, в некоторых случаях даются либо краткие, либо развернутые комментарии. В пособии одни темы, хорошо представленные в научной литературе, освещаются контурно, в перечислительно-назывной форме акцентируются опорные явления праздничной культуры. Другие темы представлены подробнее в силу нескольких причин. Это могут быть темы, неизвестные в общих вузовских курсах – Морфология праздника, Знаковый мир праздничной культуры, либо темы, опирающиеся на малодоступную литературу или слабо исследованную проблему. Теоретические (методологические) и исторические аспекты праздничной деятельности представлены двойственной структурой построения материала. Теоретические положения предваряют и заканчивают пособие, они определяют суть каждой части и каждой главы, создавая сплав теории и реальной практики. В пособии использован научный и эмпирический опыт культурологии, истории культуры, этнологии, семиотики, режиссуры, сценарного мастерства. Основная цель пособия – помочь студенту сформировать научные знания об институте праздника в синхронно-диахронном аспекте как уникальном знаке культуры. Задача курса дать возможность студентам овладеть знаковым миром праздника (временем, пространством, различными кодами действования: вербальным, акциональным, кинетическим, усвоить классификационные единицы праздничного комплекса (структурно-типологический срез выявить основные режиссерские приемы и ходы организации поведения праздничной общности, апробированные историческим опытом разных народов овладеть художественным репертуаром праздничной деятельности обрядовыми песнями, игровыми действиями, хороводами, кадрилями, театрально зрелищными сценками, гаданиями и т. п. Основные формы занятий лекции, семинары, фольклорно-игровой тренинг, учебная конференция. Курс состоит из 196 часов, из них 136 часов – лекционных, 40 часов – семинарских тренинговые занятия проходят в часы лекций и семинаров, учебные конференции организуются за счет семинарских часов (тематический план курса см. в прил. 1).

    8 Часть 1. Праздники культура Тема 1.
    Определение праздника. Проблемы терминологии. Место праздника в тексте культуры Праздник жизни АС. Пушкин Термин праздники его эквиваленты в разных языках принадлежат к словарному фонду повседневной речи и употребляются часто для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца, те. выступают подчас как термины служебного характера. Научная литература сформировала достаточно огромную определительную базу этого феномена культуры 1. В древнееврейском языке первоначальное название праздника – «хач» («хачать» – танцевать. Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря последующее древнееврейское название – «моэд» – урочный час, ныне употребляется термин «йом-тов».
    2. В латинском языке два термина feriae – праздничные дни, каникулы, дни отдыха, а также festum – праздник, торжество, праздничный день иначе освященное место. 3. Во французском языке слово праздник имеет три значения особый день, посвященный культу религиозных церемоний публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие религиозного характера удовольствия, житейские радости, счастье. 4. В Социологическом словаре, выпущенном в ФРГ в конце шестидесятых годов XX в, празднику соответствуют два термина – Fest (собственно праздники (торжество. Праздник
    (das Fest) – более всестороннее и обширное явление, праздничное торжество (die Feier) – более сориентированное и определенное. 5. Новый лексикон, изданный в Германии в 1969 г, дает такое определение праздника – это изъятые из повседневности, учрежденные, согласно правилам, общественные события торжественного характера в свободное от работы время, первоначально тесно связанные с культом часть и выражение организованной и институциализированной жизни общества, классов, групп и слоев, зависящей от способа производства. Словарь гумани-
    История и теория праздников
    9
    тарных наук (Париж, 1972 г) дает следующее истолкование термина праздник – это момент социокультурной динамики, когда сообщество развлекательным (игровым) способом подтверждает свойственные ему общественные и культурные отношения. Праздник создается вокруг особого мифического сюжета и организует если не беспорядок, то по меньшей мере нарушение порядка, чтобы получить или укрепить в общественном сознании согласие на требуемый порядок. Праздник – это главным образом символическая игра, которая реориентирует практику в направлении мифа, предлагающего ей смысл. Праздник ценен постольку, поскольку для группы имеют ценность применяемая в этом случае символика и вызванное ею лицо. Определение праздника в толковых словарях 1. Энциклопедический словарь русского библиографического общества Гранат (1897 г) дает определение только в связи с религиозными мотивами. 2. ФА. Брокгауз и АИ. Ефрон уже различали религиозные и светские праздники (1898 г.
    3. В. И. Даль вывел понятие праздник от прилагательного праздный, означающего незанятый, пустой, порожний (если речь идет о месте) и праздное время – период, когда ненужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени. 4. М.Фасмер считает, что понятие праздный заимствовано из исконно древнеславянского
    «праздь», означающего безделье, отдых (1964 г. Нов современном языке смысловое значение понятия праздник отделилось от понятия праздный, которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный. 5. ДН. Ушаков, СИ. Ожегов, авторы словарей русского языка, гораздо шире понимают функционирование праздников, однако и они связывают праздники с определенными днями. 6. Л.В.Успенский в этимологическом словаре Почему не иначе определяет праздник в соответствии со старославянским праздный в значении порожний, пустой от работ, ничем незаполненный, кроме отдыха. 7. Энциклопедия Мифы народов мира – как временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое институциализи-
    рованное действо. Противопоставление праздник – будни – является ключевыми определяющим. Понятие праздник в определении ученых 1. И. М.Снегирев
    (1837 г Праздник есть антитеза будней сих трудом и заботами это
    Л. Н. Лазарева
    10 проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной… Самое слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, приятный способ совершения торжественных действий последний содержится в первом. 2. ДМ. Генкин (1972 г Праздник – это гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия.
    3. Казимеж Жигульский (1985 г Праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, торжеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, наконец, с традициями социальных движений, сих стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни. 4. ММ. Бахтин (1965 г Праздник – есть первичная форма человеческой культуры. 5. АИ. Маза-
    ев (1978 г Праздник есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Праздник – это локализация свободного общения в определенных границах места и времени.
    6. Л. С. Лаптева (г Праздник – это традиционная народная форма отдыха это удовлетворение естественной для человека потребности в массовом общении, причем в обстановке, отличительной чертой которой является мажорность это вид народного творчества, в котором перекликаются и сочетаются в новом художественном и смысловом качестве все виды и жанры искусства. 7. А. В. Бенифанд (1986 г Праздник связан с обществом в целом, сего социальными, политическими и духовными
    процессами… Типу способа производства в обществе соответствует определенный исторический тип праздника. Смена типа праздника определяется сменой способа производства. 8. Возможно и такое определение Праздник – это духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей, апробированных межпоколенным общением людей и протекающая в сакральном времени и пространстве, свободно, в соответствии с регламентом праздничного кодекса. Соотношение основных понятий, связанных с праздником традиция, обычай, обряд, церемония, ритуал. Предположительную взаимосвязь см. на схеме 1.
    История и теория праздников Схема 1 Традиция (лат. tradition – передача, повествование) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколе- ниию. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Можно сказать, обычай – это стереотипное поведение в стереотипных условиях. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человека. Это художественное осмысление важного события в жизни человека или природы. Для обряда как минимум необходимы событие, коллектив людей, связанных с этим событием, сопереживающих ему, и особая знаковая система. Церемония от лат. caerimonia – благоговение) – торжественный оригинальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок. Иными словами, церемония это регламентированное во времени и пространстве обрядовое действо. Ритуал (от лат. ritualus – обрядовый) – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта