1. Определение праздника. Проблемы терминологии
Скачать 2.16 Mb.
|
обрядовые праздники 1 Крещение Русине следует представлять себе… как единичное событие, для которого можно назвать определенную дату. Это был сложный и очень многообразный процесс, длительный и прерывающийся, растягивающийся даже не на десятилетия, а на века Г. Флоровский 988 год – год крещения киевлян, кульминация столкновения на восточнославянских землях нескольких культурно-религиозных традиций. Энергичная экспансия ислама исповедание Камской Болгарией ислама мусульманские проповедники в Киеве. Тесные связи Киева с Хазарией; прохождение через нее славянских торговых путей к Каспийскому морю, взаимная торговля и обмен киевский хазарский гарнизон. Роль иудаизма в системе религиозно-культурных традиций Киева (еврейская община была одной из заметных сил в Киеве X века. Влияние неславянского язычества введение во Владимиров пантеон иранских богов Хорса и Семаргла. Посещение Киева западноевропейскими миссионерами. Киев X в. – город переплетения вер и культур. Доминантное значение христианства этого периода. Европа IX–X вв. – арена религиозной, политической, идеологической борьбы двух направлений христианства православия и католицизма, Константинополя (Византии) и Рима. Знакомство славян с христианством задолго до Владимира. Давность знакомства русов с Византийской империей – общность торгового пути из варяг в греки, из Скандинавии в Средиземноморье. Торговые контакты и договоры. Набеги славянско-варяжских дружин на Константинополь (860 и 867 гг.). Первые попытки крещения киевлян (IX в. Уничтожение христианства как веры в 882 году. Реставрация традиционных славянских ценностей киевским князем Олегом. Воздвижение языческих кумиров Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши на священных холмах Киева. Связь следующей волны христианского мотива в истории Руси с заключением мирных договоров русов и греков (907, 912, 945 гг.). Различе- 1 См. прил. 4. История и теория праздников 105 ние в договоре русов-христиан и язычников, значительность христианского элемента в Киеве во второй четверти X в. 960–961 гг. – крещение княгини Ольги, вдовы Игоря. Усиление позиций христианства в Киеве к середине X в. Изменение положения вещей в княжение сына Ольги Святослава, яростного язычника. Гонения на христиан. Языческая реформа киевского князя Владимира в 980 г, установление общегосударственного языческого культа – Перуна. Сложное сосуществование язычества с христианством. Экономический характер выбора Владимиром символа веры христианства мощность Византии на большом рыночном пространстве, выгодный брак с сестрой византийского императора Анной, возможность входа Киева в пестрый дипломатический круг отношений между странами. Крещение Владимира 6 января 988 г. в Киеве, крещение киевлян- язычников 27 мая 988 г. Мощное влияние на Русь близких по языку и уже 125 лет как крещеных болгар, их высокой книжной культуры впервые века русского христианства. Болгары как идеальные посредники между Византийской империей и восточным славянством. Низвержение князем Владимиром идолов его собственного пантеона. Массовые строительства церквей на местах языческих святилищ как унаследование сакральности места. Действие механизма замещения в народных представлениях, возникновение новой картины мира на основании синтеза языческой и христианской моделей. Полная христианизация Руси в XII в. Сложная картина формирования веры. Концепция НИ. и СМ. Толстых о троеверии славян 1) христианство, связанное с церковной догматикой, привнесенное извне из греческой Византии или латинского Рима 2) язычество, унаследованное от праславянского периода, исконного для его носителей) антихристианство (чаще всего опять-таки язычество, ноне славянского происхождения, проникшее в славянскую народную среду вместе с христианством или иным путем. Санкционирование языческих наслоений в христианстве самой церковью. Устойчивость представлений славян о неоднородной сакральности пространства – времени и связанных сними сезонных ритуалов в общей традиционной модели мира, общей системе пространственно-временных координат. Приобщение христианства к многотысячному укладу жизни славян. Соотнесение святых подвижников, мучеников, апостолов, самого Мессии в народном сознании с языческими персонажами. Дни памяти святых – маркеры, знаки той или иной точки Л. Н. Лазарева 106 временного круга, связанные с ней представлениями, функциями и степенью сакральности. Восприятие евангельской и ветхозаветной истории как мифологического, архетипического первопрецедента (изначальный, воспроизводимого в праздничной литургии. Необходимость установления соответствия старых и новых персонажей, осуществления перевода, которому был подвергнут языческий пантеон. Основные критерии, признаки соотнесения языческих и христианских фигур 1) звучание имени (соблюдение закона звуковой ассоциации 2) содержание христианского предания о функциях персонажа, близкое в архетипическому (фольклорному 3) комплекс представлений, уже закрепившийся заданной фигурой в византийско-болгарском двоеверии. Проявление на славянской почве общечеловеческой особенности мышления – вынужденное сосуществование нового со старым, сливающимся с ним в единую, вполне цельную и стройную систему. Вопросы для самопроверки Почему архаичный праздник обладает в высокой степени со сферой сакрального Что обозначает понятие главный или основной праздник Каким образом с ним связано начало нового творения Какое место в таком празднике занимает миф Почему разные праздники могут передавать единый общий смысл Связано ли такое положение с системой ценностей, которая функционирует в конкретном историческом промежутке Список литературы 1. Поппэ, А. Политический фон крещения Руси Русско-византийские отношения в 986–989 годах / А. Поппэ // Как была крещена Русь. – М, 1988. Толстой НИК реконструкции древнеславянской духовной культуры (лин- гво-этнографический аспект) / НИ. Толстой, СМ. Толстая // Славянское языкознание. VIII Междунар. съезд славистов. – МС. 3. Флоровский, Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. – Киев, 1991. 4. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура / А. В. Юдин. – МС История и теория праздников Тема 7. Православный обрядово-праздничный календарь Народное православие не есть механическое соединение двух мировоззрений, когда без особого труда вычленяются элементы языческие и христианские. Перед нами явление, скорее напоминающее необратимую химическую реакцию, где в результате соединения двух веществ получают третье, со своими, только ему присущими свойствами А. Ф. Некрылова Начало II тысячелетия – установление традиции, по которой каждый день года связан с памятью того или иного святого, апостола или другого почитаемого лица Наличие собственного имени у каждого лица. Удобство формирования двоеверного мировоззрения соотнесение христианского календаря с языческими представлениями о святости, благопристойности или неудачности того или иного дня. Связь христианских святых с мифологическими персонажами. Воплощение совокупности представлений, связанных с каждым именем, в обрядах и праздниках, песнях и танцах, приметах и гаданиях. Деление христианских праздников по важности воспоминаемых святой церковью событий на великие, средние и малые. Великие праздники Пасха, Двунадесятые те великих праздников) и Недвунадесятые. Двунадесятые праздники (по годовому ходу календаря Рождество Христово (1), Крещение Господне (2), Сретение Господне (3), Благовещение Пресвятой Богородицы (4), Вход Господен в Иерусалим (5), Вознесение Господне (6), Пятидесятница, или Сошествие Святого духана апостолов (7), Преображение Господне (8), Успение Пресвятой Богородицы (9), Рождество Пресвятой Богородицы (10), Воздвиженье Честного Креста Господня (11), Введение во храм Пресвятой Богородицы (12). Недвунадесятые великие праздники Обрезание Господне (1), Рождество Иоанна Предтечи (2), День святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (3), Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (4), Покров Пресвятой Богородицы (5). Пасха – Праздник праздников – не входит в систему классификаци- Л. Н. Лазарева 108 онных календарей. Наличие в составе календаря средних праздников – 9 наименований, храмовых (престольных) – 29, малых праздников – множество, практически на каждый день недели. Содержание основных христианских праздников. Рождество Христово Рождество по плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) 25 декабря (7 января н. ст) Рождество Христово – второй по значимости праздник после Пасхи, посвящен рождению Иисуса Христа. Иисус Христос – образ богочело- века в религиозно-мифологической системе христианства, в котором присутствует одновременно вся полнота божественной природы Иисус Христос являет собой второе лицо Троицы (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог Дух Святой как Бог вечен и абсолютен в нем вся конкретность человеческой природы иудей, рожденный в Вифлееме вначале современного летоисчис- ления и казненный в возрасте 33 лет Самостоятельность празднования св. До IV в. отмечался вместе с Богоявлением как единое событие появления Бога на земле в облике человека. Наличие дневного поста перед праздником, который называется Филипповским или Рождественским. Канун праздника – службы в церквях (в три, шесть и девять часов утра ив три часа дня) с пением псалмов и тропарей. Царские часы – богослужение первого, третьего и девятого часа, совершаемые в канун Рождества Христова и Крещения Господня. Царские часы происходят отдельно от литургии (главнейшей из христианских богослужений, название их происходит в честь посещения службы царскими особами Соединение Великого повечерия накануне Рождества Христова с рождественской утренней – основа всенощного бдения. Начало Повечерия – торжественное пение Снами Боги чтение пророчеств Исайи. Рождественская всенощная – исполнение тропаря и кондака празднику, совершение крестного хода и литии – торжественного благословения хлеба, пшеницы, вина, елея (оливкового или другого растительного масла, которым священник помазует прихожан в знак Божьего Благословения. Время рождественской утрени – Евангельское чтение от Матфея о Рождестве Христовом, исполнение псалмов и песнопений, восхваляющих Иисуса Христа. Следующий день – совершение рождественской литургии. История и теория праздников Совмещение праздника Рождества Христова с народным обрядовым праздником Колядой, Святками. Приуроченность Рождества Христова к зимнему солнцестоянию, периоду рождения солнца. Равновеликая значимость образов Солнца и Богочеловека. Восприятие Иисуса Христа в христианской культуре как Солнца духовной жизни каждого верующего. Наполненность кануна праздника – сочельника тщательная уборка, варка пива, приготовление ритуальной пищи (кутьи, блинов, козулек и т.д.) для разговления и угощения гостей, топка княжной бани, подготовка новой одежды (На светлой Пасхе рубаха хоть плохонька, да белехонька к Рождеству хоть сурова, да нова. Продолжение постав сочельник допер- вой звезды. Организация домашнего сочельника молитва у стола в красном углу, зажигание свечи и установление ее на хлеба, покрытие стола соломой и скатертью, установление снопа ржи и кутьи под образами. Рождественский сочельник – молчаливая трапеза, голодная кутья (употребление только постных блюд, отсутствие хмельных напитков и воды. Традиция не убирать стол до утра – отголоски культа умерших предков. Утро Рождественского праздника – время совершения обряда возжигания костров, называемого греть покойников и обхода домов со славлением Христа (колядовщики), организации гуляний и обильной трапезы. Крещение Господне Богоявление) 6 января (19 января н. ст) Крещение Господне как одно из важнейших событий в земной жизни Иисуса Христа. Справка около 30 лет от рождения Иисус оставил г. Назарет и явился на берега реки Иордан, где совершал крещение покаявшихся в грехе людей Иоанн Предтеча (Креститель. Христос был безгрешен, но принял крещение, чтобы своим примером освятить образ, который стал впоследствии таинством. Второе название – Богоявление – праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло явление Божественных лиц Отец из разверзнутых небес гласом свидетельствовало кре- щаемом сыне, Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая Слово отца. Установление праздника – первые века христианства. Первое упоминание праздника Богоявления – 360 г. (до IV в. праздники Рождества и Богоявления соединялись вместе. Л. Н. Лазарева 110 Отличие праздника в разные времена ив разных местах. На Востоке выдвижение на первый план воспоминания о крещении Иисуса Иоанном Предтечей в Иордане, первого его появления среди народа. В Западной церкви на первый план выступает воспоминание язычников о явлении Мессии. Осмысление Крещения в крестьянском календаре как рубеже, за которым создаваемый в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики четкость, упорядоченность, устойчивость. Начало нового отсчета времени, закрытие границ между мирами, прекращение контактов людей с иным миром. Крещение как завершающий этап Святок, которые считались временем без креста (Иисус еще не крещен. Очистительный характер крещенской обрядности. Навечерие Богоявления – служба в церкви и обряд великого водосвятия. Многочисленные действия с водой питие всей семьей, окропление скота, хозяйственных построек, домов, сакральных порубежных мест косяки окон, рамы, двери, заслону печи, ворота, калитка, верш – воротные столбы и т.д. Праздничный ужин – голодная кутья, блины, овсяный кисель (все ингредиенты поминальной трапезы. Последние святочные вечерки с песнями, гаданиями, игрищами. Главное торжество дня Крещения – хождение на Иордань» (реку, озеро, к проруби) и водосвятие. Водосвятие, водокрещение – церковный обряд освящения воды, призывания на воду Божьего Благословения. Ход обряда – троекратное погружение вводу креста под соответствующую молитву. Великое и малое водокрещение. Великое Водосвятие в канун Крещения и после обедни в сам праздник. Малое Водосвятие – вдень Преполо- вения (среду на третьей неделе после Пасхи 1 (14 августа н.ст.) – в Первый Спас, в дни храмовых праздников перед началом литургии, а также пожеланию прихожан в любое время ив любом месте. Связь водокрещения с молебном. Очистительные функции обрядовых действу Иордании умывание, обливание, купание. Архаичные формы обряда крещенского окропления скота использование в обряде икон, зажженной свечи, кадильницы, топора, миски с богоявленской водой и соломенного кропила. Обязательность молчания. Соединение элементов языческой и христианской культур. Обладание магическими свойствами воды, соломы, вершин елочек, снега, свечей. История и теория праздников Повсеместность традиции смотрин девушек (невест или славушниц). Название обряда «дивьи смотрины, выбор невест, большой смотр невест, на глибке стоять (глибка – возвышение из снега, «подольницы смотреть. Смотрины в Крещенье – элемент предсвадебной обрядности, направленной на формирование брачных пар нового сезона. После Крещения мясоед, время свадеб. Сретенье Господне (Громницы) 2 февраля (15 февраля н. ст) Основа праздника – рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в иерусалимский храм. Суть древнего обычая на сороковой день после рождения ребенка израильские женщины должны были совершить в Храме послеродовое ритуальное очищение и посвятить первенца Богу Нахождение в храме богослова Симеона, прожившего три с половиной столетия в ожидании Мессии. Встреча Симеона, (символа ветхозаветного народа Израильского и младенца Иисуса) – встреча Ветхого и Нового заветов. Сретенье как завершающий праздничный рождественский цикл, дата встречи зимы и лета. Отсутствие почитания праздника. Малочисленность обрядов, соотносящихся с христианским значением Сретенья: обход домов со свечами и освящение свечей в церкви. Свечи – «громницы», обладающие способностью отгонять бесов, гром, молнию, град и всякую нечисть. Обычай поджигания волос друг другу крестообразно, чтобы не болела голова. Благовещение 25 марта (7 апреля н. ст) Великий двунадесятый Богородичный праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие от Луки, повествование о смысле праздника – возвещение архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. Появление праздника водной из церквей восточной части Римской империи прикрепление к 25 марта (девять месяцев от Рождества – 25 декабря) в IV в. Л. Н. Лазарева 112 Благовещение – третий по важности праздник после Пасхи и Рождества. Разная продолжительность празднования, в зависимости оттого, приходится ли оно до Лазаревой субботы (накануне Вербного воскресенья) или после. Определение времени если праздник предшествует Лазаревой субботе, праздничное служение в церкви проводится в течение трех дней, если совпадает, тов течение двух, а если Благовещение выпадает на Страстную или Пасхальную неделю, его отмечают один день. Если Благовещение совпадает с Пасхой, служат сначала благовещенскую литургию, а потом пасхальную Название дня, в который совпадает Благовещенье и Пасха – «кириопасха», «господственная», настоящая. Совершение литургии святого Иоанна Златоуста в Благовещенье. Тропари канона этой церковной службы – беседа архангела Гавриила и Девы Марии. Давние традиции празднования. XVII в. – благословение патриарха благодарных хлебов и вина. Насыщенность дня отсутствие разгульного веселья, чинное поведение. Трапеза рыба, пироги-рыбники, растительное масло, вино. Благовещение – период рубежного времени, важная временная граница, одна из ключевых точек года. Основные ключевые точки Рождество зимний солнцеворот Благовещение – весеннее равноденствие Купала летнее солнцестояние Воздвиженье – осеннее равноденствие. Просыпание земли, активность всего живого прилет птиц, пробуждение пчел, мух, медведя (24 марта – «комоедицы»). Запрет тревожить землю до Благовещения копать, рыть, сеять, сажать, устанавливать столбы или чинить заборы ходить в лес, вывешивать во дворе одежду и т.д. Обычай гукать весну, зазывать ее хлебом и пирогами марта в народном календаре – праздник птиц, приносящих весну. Молодежные заигрыши: вождение хороводов с пением веснянок, организация игр. Доминантная роль девушек в празднике девичий обычай скакать на досках, подпрыгивая высоко в воздух и активно взмахивая руками, имитируя полет птиц. Наличие магии первого дня в Благовещении запреты на любую работу, зажигание огня, разгульное веселье (На Благовещение птюшечка гнезда не вьет, а девица косы не плетет, дневной сон в доме, отдавать что- то из дома. Тяжелый и несчастливый день. Множественность очистительных обрядов сжигание старых лаптей, соломенных тюфяков-постелей, тряпок прыгание через костер, который устраивали в амбаре, клети или во дворе. История и теория праздников Место и роль благовещенской просфоры. Справка просфора (про- сфира, просвирка) – специально изготовленный хлеб, состоит из двух наложенных один на другой кружков, верхний из которых меньше диаметром и объемом, имеет оттиснутое изображение четырехконечного креста и аббривиатуры ИХ (Иисус Христос. В православии просфора изготавливается из кислого теста, в католицизме – из пресного (облатки. Просфоры и благовещенское печенье в форме плуга, бороны и серпа, которые раздавались девушкам (серпы) и парням (бороны и плуги. Изготовление лечебной благовещенской соли, по знаковости равнозначной четверговой, подготовленной в четверг Страстной недели. Распространенность гаданий о погоде, урожае, приплоде скота, человеческой доле. Вход Господен в Иерусалим Вербное воскресенье последнее воскресенье перед Пасхой) Двунадесятый Господний праздник. Содержательная основа праздника согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Ви- фании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу ученики привели своему учителю молодого осла, привязанного к дереву, и постелили на его спину свои одежды, на которые сел Иисус. Люди Иерусалима приветствовали Спасителя пальмовыми ветками. Обычай освящать в этот день украшенные ветки деревьев, дал название воскресенью цветоносное, вербное. Праздничность Лазаревской субботы накануне Вербного воскресенья как дня воскресения Лазаря Христом. Торжественный характер празднования в допетровской России. Кульминация праздника – крестный ход, вовремя которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного подослана котором восседал патриарх или местный архиерей. Проведение шествий до 1697 года – года его отмены указом Петра I. Упрощение ритуала празднования, проведение в церкви праздничных служб. Ритуальная трапеза рыба, пироги-рыбники, икра, брага, рыбный «курник», каша, блины. Праздничные полночные (рубежные) ритуалы обход домов новобрачных колядовщиками, игровое избиение и благопожелания. Обычай освящения вербы – главного атрибута праздника, наделенной магическими свойствами не только в христианской традиции, но и на Л. Н. Лазарева 114 родном мировосприятии. Верба как символ весны, распускающейся зелени. Украшение вербы лентами и тряпочками. Обычай «вербохлеста» и его продуцирующее значение. Кормление вербными почками животных, запекание их в каравай и хлебцы. Мнение о способности веточки вербы повышать урожайность земледельческих культур и плодородие земли (крошили ветки в семена для посева, сжигали их в поле. Пасха (Христов день, Великдень) отмечается в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия) Светлое Христово воскресенье как наиболее важный для верующих праздник, царь дней, праздник праздников, торжество торжеств. Пасха – символ обновления и спасения мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света над злом и тьмой. Установление праздника Пасхи (от евр. песах – прохождение, переход) в память об исходе иудеев из египетского плена, в знак благодарности за освобождение. Значение праздника – в спасении всех верующих людей от духовной смерти, дарование им вечной жизни. Окказиальная (подвижная) дата праздника. Точное определение даты празднования Пасхи намного лет вперед, наличие таблиц – пасхалий через каждые 532 года числа, дни недели и фазы луны повторяются, следуя в том же порядке, и составляют великий пасхальный круг. Празднование православной Пасхи после иудейской согласно постановлению I Вселенского собора в Нике (325 г) Пасхальная служба в ночь с субботы на воскресенье – логическое завершение служения всех предшествующих дней Страстной недели, посвященного событиям Евангелия. Определение сакральности времени проведения службы – полночь (отсюда, полунощница), заутреня, посвященная светлому Христову Воскресенью. Структура полунощницы: чтение положенных по случаю молитв и пение песнопений, выход священника из алтаря в светлом праздничном облачении в сопровождении притча тройной обход плащаницы, лежащей посреди храма, ее подъем на головы и возвращение в алтарь. В 12 часов – пасхальная заутреня торжественный колокольный звон (благовест, зажженные свечи и паникадила, пение церковного хора Воскресение Твое, Христос История и теория праздников 115 Спасе…» Хождение священника с тресвечником и крестом в левой руке, с кадилом в правой вокруг престола в алтаре. Открытие царских ворот, мощный колокольный звон. Пасхальный крестный ход вокруг церкви с целью для встречи воскресшего Христа. Во главе шествия – фонарь (по преданию, им освещали дорогу, направлялись ночью ко гробу Господню), запрестольный крест, хоругви и иконы, певчие, священнослужители и дьяконы с Евангелием и иконой Воскресение Христово. Западные ворота церкви как символ опечатанного камня, закрывшего вход в пещеру, где был захоронен Христос. Исполнение всей процессией у закрытых ворот песни Христос воскресе из мертвых несколько раз, раскрытие ворот, исполнение Христос воскресе». Символическое вступление Спасителя с душами ветхозаветных праведников в рай. Продолжение службы в церкви. Кульминационный момент богослужения исполнение пасхального канона Воскресения день, просветимся людие». Совместное исполнение канона священником и прихожанами. Пасхальное освящение снеди для домашней трапезы яиц, куличей, пасхи, киселя. Традиция разговления поедание сначала постной пищи, потом скоромной. Запрещение развлечений вдень Пасхи. Следующий день праздника основное празднование, начало молодежных гуляний в течение всей Светлой недели. Обычай обхода деревни, полей с иконами и пением Христос воскресе» – отголосок языческих верований. Повсеместная традиция христосования, посещение молодоженов родителей невесты, гостевание другу друга родственников. Поминовение усопших в канве празднования Пасхи. Пасха как время особого состояния мира, когда границы между реальными потусторонним мирами становятся прозрачными. Связь идеи Пасхи с обновлением жизни, началом нового года. Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) сороковой день после Пасхи, в четверг шестой послепасхальной седьмицы) Вознесение Господне – двунадесятый праздник. Справка сорок дней Иисус Христос провел на земле, являясь своим ученикам в разное время ив разных местах, готовя их к выполнению миссии по вселенскому распро- Л. Н. Лазарева 116 странению христианского вероучения, и, завершив этим свое земное служение, вознесся на небо. Вознесение – праздник окончания пасхального периода, период растворения границ божественного и человеческого, мира живых и мира мертвых (С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье – и дедами внуками в раю и мукам. Совершение чина отдания пасхи на й день после Пасхи – день проводов Пасхи (отдание или «отданье» Пасхи литургия и подготовка к празднику. Ход праздника Вознесения торжественная литургия, чтение двух текстов Евангелия при звоне колоколов. Наличие веры, что в этот день над каждой церковью разверзаются небеса и к ее куполу с неба спускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы в ожидании Христа, который потом вознесется в сопровождении небесного воинства. Организация в этот день ярмарок и гуляний. Совместное гостевание. Совпадение праздника с приходом созревания озимой ржи, формирования ее колоса. Магические средства воздействия на вегетативную силу посевов, на процесс их роста обычай ходить на поля смотреть посевы, организовывать на полях трапезы из яичницы, блинов, печенья – лесенок, хлеба, киселя. Распространенность обряда Вождение колоска (водить колос, завивать колос, гонять колос. Доминантная роль девушек и женщин в проведении обряда. Вождение колоска в Троицу, в Вознесение, Семик, Духов день, Петровское заговенье (Всесвятская неделя. Сакральность времени проведения обряда – рано утром, после восхода солнца. Участницы обряда девушки, молодые женщины, девочка 9-12 лет в нарядном сарафане, украшенная лентами, венком, называемая колосок. Ход обряда все девушки выстраиваются в две шеренги отсела до края поля, захватив руки друг друга выше локтя, сделав их в виде оплота, мостика, по которому и проходит девочка-«колосок» под песню всего населения деревни. Дойдя до поля, девочка срывает горсть ржи, бежит к церкви и кидает под нее или рядом с ней сорванные колосья. После окончания обряда девоч- ку-«колосок» разряжали и забирали себе ленты и украшения. Гадания парней на колосьях о будущей женитьбе. Традиция водить хороводы сразу же после проведения обряда Колосок. Связь праздника с представлениями о посмертном пребывании души на земле и вознесении ее на небо через 40 дней после смерти. Поминаль- История и теория праздников 117 ные действа дня выпечка и поедание блинов и лесенок, посещение кладбищ, устройство поминальных трапез в доме. Ассоциация праздника Вознесения с концом весны, началом лета Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется прикинется, за работу в июле примется. Возможность проведения в Вознесение отдельных пасхальных и троицких обрядов и обычаев крашение яиц, которыми бились, завивание венков и кумление, похороны кукушки. Вознесение как граница, завершающая Пасху и открывающая период троицкой обрядности. Троица (Пятидесятница, День сошествия Святого Духана апостолов) пятидесятый день после Пасхи) Троица – праздник сошествия Святого Духана апостолов. Справка по христианским представлениям, нисхождение Святого Духа произошло на пятидесятый день воскресения Христова, когда еврейский народ отмечал один из своих великих праздников – Пятидесятницу, – посвященный дарованию Закона Божьего Моисею на горе Синай. Осмысление верующими момента сошествия Святого Духана апостолов как проявление божественной сущности Святой Троицы учение о ней как одно из основных положений христианской веры. Появление термина Троица в богословских трудах II в. н. э, разработка догмата о Троице в IV в. Трактовка Троицы христианскими богословами Бог един по своей сущности, но существует в трех неслиянных и нераздельных лицах Отца – безначального первоначала, Сына – логоса, явившегося к людям в образе Иисуса Христа, совершенном Боге и совершенном человеке и Духа Святого – животворящего начала. Все ипостаси единосущны: они обладают единой природой, одной сущностью несотворены и существуют от веку равны по своему составу. Через апостолов дар Святого Духа сообщен людям, чтобы освятить им дорогу жизни, укрепить их духовно и приобщить к Богу (О. Г. Баранова). Популярность культа Троицы в России в XIV–XV вв. Деятельность почитаемого в народе святого Сергия Радонежского, избравшего своим жизненным служением Троицу. Освящение Сергием в 1345 году обители, основанной им для монахов-схимников, живших по богословской формуле Л. Н. Лазарева 118 единство во образ Святой Троицы. Олицетворение Троицы как нераздельной необходимости объединения русских земель, как неслиянной, как освобождения от иноземного ига, от всего духовно чуждого. Именования праздника св. Троичным днем (вместо Пятидесятницы. Тесная связь праздника с Вселенской субботой (накануне Троицы) и днем Святого Духа (понедельник, следующий за Троицей. Ход праздника божественная литургия с чтением стихов из псалмов, Деяния апостолов, из Евангелие, пение крещального гимна из Послания к галатам. После воскресной литургии – совершение вечерни, вовремя которой священнослужитель в царских вратах с коленопреклонением читает три молитвы, написанные Василием Великим специально для этой службы. Проведение общей заупокойной службы. Выставление в этот день к величанию иконы Троицы или явления Господа патриарху Аврааму в виде трех ангелов. Завершение Троицким богослужением пятидесятидневного праздничного периода, следующего за Пасхой, и открытие нового цикла служб с пением молитв и обязательным коленопреклонением, отмененным в пасхальные недели. Украшение храмов свежей зеленью, ее освящение в церкви. Знак зелени в церковной традиции – символа возобновленной весны и обновления людей силой нисходящего Духа Святого. Одежда священников – фелони зеленого цвета украшение церковной утвари светло-зеленой тканью и лентами. Освящение свечей в Троицу Рождество, Сретенье и Пасху. Вхождение Троицы в праздничный цикл, который начинается с Се- мика (четверга этой недели) и заканчивается Духовым днем (понедельник за Троицким воскресеньем. Связь Троицы с образом Богородицы в народном сознании («Алилей! Семик, Троица Семик, Богородица. Основа связи – попытка народа осмыслить троичность с позиций священной семьи Бога-Отца, Богоматери, Бога-Сына. Основной культ Троицы – культ растительности, расцвет которой приходился на это время. Символы праздника береза, завивание венков, одевание берез в крестьянскую одежду, обход полей, лугов, сели изб с березками, организация в лесу ритуальных трапез, кумление девушек с березкой и друг с другом, гадания. История и теория праздников Троица как девичий праздник. Наличие специальных нарядов для субботы красная рубаха, для воскресенья – старинная белая, для понедельника рубаха из фабричной ткани. Обязательность украшения головы венком. Структура основных действ праздника совместная девичья трапеза складчина, состоящая из яиц, яичницы, изделий из теста. Главное блюдо каравай. Деление каравая на части и раздача кусочков в семьи, где были девушки-невесты. Пускание поводе венков (гадания о замужестве, завивание берез, кидание обрядового деревца в реку. Сжигание старых мужских штанов – имитативная магия, продуцирующая в будущем увеличение невест в деревне. Вождение хороводов. Мотив негативного отношения девушек и женщин к мужчинам (мужьями парням, исполнение песен об избиении парней в хороводе у березы. Превращение к XIX – началу XX вв. девичьих обрядовых действ в общие молодежные гуляния. Качели – центральное место организации гуляний. Обычай опахивания деревни в ночь на Троицу. Сакрализация времени полночь. Драматургия проведения обрядового действа девушки впрягались в соху или плуг (по сторонам – парни с кнутами) и проводили борозду вокруг деревни, при этом отваливая пласты земли отселения, парни при этом били кнутами по земле (отголоски контактной магии. Традиция обходов домов с пением песен – пожеланий артелями «славцев» (отдельно девушками, совместно с парнями, иногда одними парнями. Обычай ходить в гости по домам, где жили девушки, на угощение. Обычай смотрин молодоженов – трясти порох суть срывали картуз с головы новожена, молодая жена на его крик подходила к мужу, кланялась в пояс, снимала вновь положенный наголову картуз, брала мужа за уши и трижды целовала Троица – своеобразный раздел между весной и летом, пограничный день активизации потусторонних сил. Последний день разгула русалок. Ряженые как олицетворение нечисти – «дяды». Характер ряженья мужики одевались в старое, рваное, привязывали горбы, усы, бороды, в руках – цепи, косы, палки. Действия ряженых нападали на людей в полном молчании махали палками, били в косы, грохотали, стегали хворостиной – отголоски действ охранительной функции. Л. Н. Лазарева 120 Заключительный этап празднования – обряд проводов отпевание, потопление, сжигание Троицкой березки, похороны Костромы – обряд изгнания, выпроваживания нечисти. Преображение (Второй Спас, Второй Калинник, Спас на Горе, Яблочный Спас) 6 августа (19 августа н. ст) Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа – великий двунадесятый праздник в честь чудесного преображения Иисуса на горе Фавор вовремя молитвы при учениках. Утвержден в IV в. святой Еленой, матерью Константина Великого, которая построила храм на горе Фавор. Суть праздника раскрывается в символах. Гора – уединенное место для сотворения молитвы, которая ведет к единению с Богом. Фавор – чистота, свет. Человек, осознающий свои поступки и кающийся в содеянном, может принять божественный нетварный свет. Народные названия праздника Второй Спас, Яблочный. Созревание яблок (Пришел Спас – всему час плоды зреют. Традиция освящения плодов в церкви после праздничной литургии, заамвонной молитвы и раздачи антидора (части просфоры. Организация после литургии благодарственных молебнов в садах. Сбор яблоки их продажа. Начало массового употребления гороха. Горохов день шествие народа в праздничных одеждах на гороховые поля, угощение горохом друг друга – всеобщие разговины горохом. Начало среднего (лучшего повремени) посева озимой ржи. Обряд засевания полей окропление вспаханной земли священником, ритуальный засев первых хлебных зерен уважаемым хозяином. Начало жатвы ярового хлеба. Обычай закликания сжатых полей – «закликание жнивы», чтобы на ней не поселилась нечистая сила. Ход обряда выход в полена утренней заре жнецов с конопляным маслом, чтение приговора Мать сыра земля Уйми ты всяку гадину, поливание земли маслом из стеклянной посуды, которая потом разбивалась тут жена поле. Организация ярмарок и народных гаданий. Особое гулянье девушек под названием «праздницкая». Деление девушек на круги – группы. Круги богатые и круги бедные. Выбор кругов парнями по своему положению. Различия песенно-игрового репертуара кругов исполнение кругом История и теория праздников богатых девушек идеализированных песенок XVIII в. и романсов, кругом бедных – простых песен и игр. Обычай столованья установка длинных столов на площади перед церковью и общее угощение после обедни и крестного хода. Обряд провожание заката – завершение праздника Преображения прощальными песнями и плясками. Первая встреча осени, первые Осенины, Второй Калинник. |