Главная страница

1. Определение праздника. Проблемы терминологии


Скачать 2.16 Mb.
Название1. Определение праздника. Проблемы терминологии
АнкорLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
Дата22.04.2017
Размер2.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
ТипРеферат
#5186
страница7 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18
-естественного и культурно-
социального начал сухой/мокрый, вареный/сырой, огонь/вода. Описание отношений между всеми противопоставлениями левого и правого более общими оппозициями несчастье/счастье, недоля/доля, смерть/жизнь, нечет/чет. Представления совокупности всех оппозиций сет
Л. Н. Лазарева
68 кой, которая набрасывается на окружающий мири описывает основные его параметры и аспекты пространственные, временные, количественные, причинные, этические и др. Сконструированные на основе наборов двоичных признаков универсальные знаковые комплексы – средство разнопланового описания мира. Интегральный характер комплекса – объединение элементов различных кодов данной традиции. Мировое древо как наиболее известный и распространенный универсальный знаковый комплекс. Объективность и закономерность появления данного знака. Тесная связь Дерева с Космосом. Ритмическое обновление Космоса, его способность к бесконечному возрождению – символическое уподобление жизни дереву. Образ дерева – не только символ Космоса, но и способ выражения жизни, молодости, бессмертия, мудрости и знания. Разнообразие наименований Древа Космическое, Древо Жизни, Мудрости, Молодости и т.д. Расположение Мирового древа в центре мира, его совпадение с вертикальной Мировой осью – право и возможность моделирования основных мировых координат мира. Вертикальная структура дерева – крона, ствол, корни – основа троичного членения мира по вертикали. Крона – верхний мир, мир богов, небеса, птицы ствол – средний, земной мир, копытные животные корни – мир нижний, подземный, царство мертвых, хтонические животные, лягушки, змеи. Выступление животных посредниками (медиаторами) между мирами, которые свободно перемещаются вверх/вниз по стволу (белка. Концепция троичной организации архаических обществ жрецы, воины, земледельцы. Реализация троичности в заговорах, сказках и других жанрах фольклора. Универсализм троичной структуры как модели любого процесса движения и развития, динамического процесса возникновение (рождение, развитие и упадок (старение. Горизонтальная организация пространства – четверичная структура четыре стороны света, четыре ветра, четыре первоэлемента мира и т.д. Объединение вертикальной и горизонтальной структур в центральной точке мира – создание системы Мира традиционных обществ. Характеристика этой системы священное место представляет собой разрыв однородности пространства этот разрыв символизируется отверстием, посредством которого оказывается возможным переход из одного космического района в другой сообщение с Небом выражается некоторым числом образов столб, лестница, гора, дерево, лиана и др.
История и теория праздников Связь модели Дерева с космогоническими представлениями воспроизведение механизма творения мира из единственной точки – точки нахождения самого Древа, столба. Расположение участников обряда (ритуала) слева и справа от центра. Всемирное число, кодирующее горизонтальное и вертикальное строение мироздания – семерка (три плюс четыре, совмещающая представление о динамическом и статическом началах. Сакральность чисел 7 их месяцев, апостолов, сестер-лихорадок в заговорах и т.д. Связь с моделью пространства мотива пути. Традиционные воззрения о существовании трех больших космических областей, которые можно последовательно пройти, т.к. они соединены центральной осью. Прохождение этой оси через некое отверстие, дыру через которую боги спускаются на землю, а мертвые в подземный мир. Список литературы
1.
Бубер, М. Народи его земля // Избранные произведения / М. Бубер. – Иерусалим. Соловьев, В. С. Пространство // Собр. соч. / В. С. Соловьев. – СПб., 1914. – Т. 10.
3.
Стеблин-Каменский, МИ. Миф / МИ. Стеблин-Каменский. – Л, 1976. Топоров, В. Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) / В. Н. Топоров // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. – М, 1982.
5.
Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. – М, 1994.
6.
Юдин, А. В. Русская народная духовная / А. В. Юдин. – МС. Знак времени С помощью ритуалов религиозный человек может без всякой опасности переходить от обычного течения времени к Времени Священному М. Элиаде Специфика мифологического времени – неоднородность, небеспре- рывность. Наличие периодов сакрального (священного) времени – времени праздников и ритуалов, которые повторяются с определенной периодичностью. Существование мирского времени, обычной временной протяженно-
Л. Н. Лазарева
70 сти, в которой разворачиваются профанные действия. Отношения последовательности сакрального и мирского времени. Принципиальное различие между двумя этими качествами времени обратимость священного времени, его изначальная первичность, преобразование в настоящее, наличие воспроизведения действа как было вначале. Возможность повторяемости сакрального времени множество раз (из года в год отмечается Масленица, Купала, Русская березка и т.д.). Сакральное время как категория, в которой время не течет, ему несвойственна необратимая протяженность и однородность. Отличие восприятия времени традиционной культурой и современной, где время – как прямолинейный, однородно текущий поток. Характер восприятия времени архаичным человеком наличие последовательности временных стадий, каждая из которых обладает особой ценностью и важностью. Наделение любого момента времени в суточном, годичном или эпохальном круге определенной сакральностью, степень и уровень которой существенно различаются. Обусловленность неоднородности временного потока. Мифологическое представление о ежегодном обновлении мира, об обретении каждым новым годом исходного начала, исходной святости. Год как замкнутый круг, имеющий начало и конец, а также возможность возрождаться в форме Нового года. Процессы пересоздания мира через новогодние ритуалы. Новый год как время начала, сакрального момента, когда была сотворена реальность. Особая знаковость начала как рубежа в календарной обрядности (см. прил. 6). Единый принцип построения циклов мифологического времени дня, месяца, года, эпохи. Связь строения дня в народной традиции со строением века, как микрокосмоса или малого космоса (дом, человеческое тело) с макрокосмосом, большим миром. Членение года и дня на аналогичные отрезки, разделенные кульминационными точками. Знаковые связи темное время суток осень – зима женское начало светлое время лето – весна мужское начало аналогично полночь/полдень – Святки/Купала, утренняя заря/вечерняя заря – весеннее равноденствие/осеннее равноденствие. Ключевые (критические) точки годичного круга два солнцестояния
(25 декабря, 24 июня) и два равноденствия (22 марта, 21 сентября. Наделение времени положительным или отрицательным значением
(жизнь/смерть). Важность понимания границ времени полночь/полдень, рассвет/закат (соответственно зимние Святки/Купала, весна/осень). Оби
История и теория праздников 71
лие магических действ и обрядов, приуроченных к первому дню, началу года, весны, жатвы, рождения и т.д.). Жизненное время как замкнутый круг, обладающий сакральной и магической силой. Мотив жития человека, растения или предмета в обрядах, хороводах, играх, загадках, заклинаниях и т. д. Житие растений и предметов – фольклорный мотив, в котором запечатлены все этапы роста, созревания, переработки культурных растений, весь их жизненный путь от момента сева дополучения конечного продукта рубахи, пояса, полотенца, хлеба, вина. Повести льна, конопли, хлеба, проса – средство защиты от нечисти благодаря магии спрессованного в ней времени. Магический прием сжатия времени – один из самых распространенных в обрядовой практике полнота и завершенность конкретного трудового процесса, его «спресованность» во времени сообщали сакральность и магическую силу. Распространенность практики изготовления обыденных предметов в течение одного дня или одной ночи и с соблюдением особых ритуалов. Противоположный прием – растягивания времени при изготовлении магических предметов (скамеечки, домика для птиц) в течение целого года (каждый день – один удар топором. Обрядовое время – разрыв обыденного, земного времени, прорыв в сакральное (священное, вечное время. Характер временной приуроченности обрядов календарные обряды, семейно-бытовые и окказиональные исполняемые по случаю мора, болезни, засухи. Последовательность и строгий ритм исполнения ритуалов в период обрядового времени сроки проведения различных ритуальных действ, формы запретов и разрешений. Значение восхода солнца, определенного положения луны, звезд, дней недели в совершении магических действ. Начало II тысячелетия – порубежье взаимодействия мифологической народной) и христианской (церковной) традиций. Процесс присвоения каждому дню собственного имени в честь святого, апостола, любого почитаемого лица, которые стали индикаторами степени «освященности», сакрализованно- сти временного потока. Тесные связи христианских святых с мифологическими персонажами. Полное отсутствие дней пустых, никак не отмеченных. Тесная взаимосвязь всех дней, создающая сплошной поток неспешного кругового времени, выделяющая периоды сакрального и профанного времени.
Л. Н. Лазарева
72 Список литературы

1.
Клочков, И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время очерки / И. С. Клочков. – М, 1983.
2.
Прицак, О. Происхождение Руси. Древние скандинавские источники (кроме саг) / О. Прицак // Хроника 2000. Наш край. – Киев, 1992. – Вып. 1. – С. 2931.
3.
Франкфорт, Г. В предверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. Франкфорт и др. – М, 1984.
4.
Элиаде, М. Космос и история / М. Элиаде. – М, 1987.
5.
Юдин, А. В. Русская народная культура / А. В. Юдин. – М Высш. шк, 1999. – С. 4147. Солярный знак

Суне, Сурья – Солнце, божество солнца. Сам солнечный диски священный напиток. А. Асов Восхождение славянских представлений о мироздании к индоевропейским временам. Архаичность, расплывчатость и неустойчивость форм и проявлений этих представлений. Наделение всего сверхъестественного человеческими образами и качествами, очеловечивание нечеловеческого. Солнце – небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света. Наделение солнца эпитетами красное, ясное, жаркое, светлое, доброе, чистое. Антропоморфное восприятие солнца (брат, сестра, зооморфное обличие (буйвол, вол, петух, конь. Отсутствие солярной религии у славян, уравновешенное положение солнца в пантеоне других небесных светил. Приглушенность обрядов поклонения огню у славянских этнических общностей. Традиции поклонения огню небесному (молнии) и огню земному (костру и домашнему очагу. Известные в археологии и этнографии знаки, обозначавшие солнце, начиная с эпохи неолита и до наших дней круг, крест, круг с крестом внутри, несколько концентрических кругов с крестом внутри, розетка, включенная вкруг, завихряющаяся розетка, косой крест, свастика, круг с расходящимися лучами.
История и теория праздников Распространенность солярного культа в обществах, имевших развитый аппарат власти, включение этого культа в пантеон в качестве главного божества. Объективные причины отсутствия божественного почитания солнца у славян позднее освоение земледелия, длительный период образования государственности. Солнечная природа древнерусских богов Хорса, Даждьбога, Сварога. Связь солнечного бога с конями. Б.А. Рыбаков о солнечном культе К бронзовому веку относится большое число изображений солнечных колесниц и солнечных людей они… отражают двойственность человеческих представлений о солнце дневное светило кони везут в колеснице… а ночью оно плывет в ладье Закономерная связь коня с мифологическими героями, близкими солнцу по своим функциями взаимозаменяемость в повествовании. Славянское представление Солнца – разумное и совершенное существо, которое или само является божеством или выполняет божью волю Солнце как лицо, око, слово Бога, оконце, через которое Бог смотрит на землю, как колесо от колесницы. Персонификация солнца в славянском фольклоре как женском, таки в мужском образах в русских песнях и загадках – в девичьем образе. Наличие множества правили запретов, связаных с почитанием солнца нельзя к солнцу становиться спиной, плевать в его сторону (воцарится тьма, показывать на него пальцем (можно выколоть глаза) и т.д. Следы членения года на четыре части в памятниках земледельческой культуры неолита и энеолита. Изображение солнца на сосудах для хранения зерна. Солнце – элемент аграрного культа через связь солнце – культурные растения, солнце – труд земледельца. Особое отношение людей к переломным моментам солнечного цикла – зимний/летний солнцевороты, весеннее/осеннее равноденствия понимание парности праздников. Христианизация и новое истолкование традиционных обрядов, в том числе солярных. Современный праздник Рождества – наиболее яркий солярный праздник, весьма прозрачное переосмысление праздника рождения бога Солнца Митры, Коляды (праздник Рождества узаконен в 431 году. Совмещение ритуально-церемониальных действ языческого мировосприятия с христианским. Ритуальные обходы домов, карнавальные костры, многочисленные виды огней развлекательного характера – реминисценции солярного культа.
Л. Н. Лазарева
74 Солярный характер катания горящих колес со склонов гори холмов, метание в воздух горящих поленьев, рождественского полена и церковных свечей. Распространенность обычая в дни праздников подниматься на вершины гори холмов для встречи восходящего солнца. Исполнение кругового движения по солнцу в обрядах и народной хореографии, те. слева направо. Значение красного (солярного) цвета в празднично-обрядовых костюмах и народном искусстве (платках, прялках, атрибутах игр, поясах. Связь солярного культа и культа огня. Комплексность, многофункциональность обоих культов, неоднозначность исходного момента формирования их содержания и основного смысла. Понимание синкретичной сущности обрядности, где могут сочетаться отголоски разновременных и разноэтниче- ских культов. Отсутствие обрядов, в которых бы доминировали только солярные мотивы. Переплетение солярных мотивов с мотивами огня, воды, зелени, типами магии в единый, трудно расчленимый комплекс, в котором солярные элементы обязательны, но они не главные и не единственные. Многообразие и усложненность обрядового праздника в результате его развития от конкретного к абстрактному. Разногруппировка всех элементов внутри обрядового действа. Список литературы
1.
Анисимов, А. Ф. Космологические представления народов Севера / А. Ф. Анисимов. – МЛ. Иванов, В. В. К типологии древневосточнославянских гимнов Солнцу / В. В. Иванов // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. – Тарту, 1973.
3.
Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – Л, 1946. Знак огня
Батюшко ты, Царь-Огонь, всемя ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив. Русский заговор-заклинание Огонь в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (наряду с водой, землей, воздухом. Пиитетное отношение к огню
История и теория праздников как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. Присутствие огня в календарном обряде в сочетании с другими ритуальными символами. Отсутствие собственно огненного ритуала. Обнаружение древнейших следов применения огня человеком на стоянках синантропов (нижний палеолит. Первичность пользования готовым огнем, вторичность его добывания. Древнейшие способы добывания огня – трение сухого дерева о дерево и высекание искры ударом двух камней (кремней. Приоритетное значение ритуала добывания огня путем трения. Распространенность изображений орудий для добывания огня трением в виде крестов (перекрестие двух кусков дерева. Наименование огня, полученного путем трения, – новый, деревянный, живой, чистый. Повсеместность ритуалов выбирания огня его добывания трением, приемом, который был когда-то бытовой необходимостью, но, перейдя в разряд старины, превратился в обряд. Двойственная символика огня на одном полюсе – образ грозного, яростного, мстительного пламени, грозящего смертью и уничтожением, на другом – образ пламени, несущего свети тепло, воплощающего творческое, активное начало. Восприятие огня и как непосредственного объекта языческого культа, и как посредника между человеком и божеством. Славянское представление огня живым существом с весьма своенравным характером различие огней между собой и наречение их именами (например, Андрей.
Фигурирование в календарных обрядах наиболее древнего вида ритуального огня – костра. Обязательность возжигания костров в дни солнце- воротов и равноденствий, Новый год, начала и конца весны, Масленицу. Характерные черты ритуальных огней общественный характер самого процесса подготовки, разжигания и «разношения» костра вера в сверхестественную благодатную силу пламени ритуальное отношение к производным элементам костра (пеплу, угольям, головням. Продуцирующие, целебные, очистительные функции огня. Обычай хождения босиком по горячим угольям прогоревшего костра (нестинарство) – замена ритуального сожжения человека. Вид ритуальных огней, как, например, горящие колеса или диски из различного горючего материала, спущенные с гор. Факел – широко известный и сохранившийся поныне вид ритуального огня (первоначально – это головня, вынутая из костра. Акциональные
Л. Н. Лазарева
76 действа с факелами зажигание нового огня в жилых домах, окуривание земельных участков, хлева, сельскохозяйственных орудий труда. Замена традиционных огней свечами (обряды поминовения умерших, новогодние традиции, процессии со свечами. Уничтожение символических фигур (Кузьмы-Демьяна, Масленицы, Костромы, Ярилы и т.д.), разбрасывание по культурному пространству пепла, головешек – символическое изображение рождения нового через смерть старого, изношенного, ненужного. Традиция осеннего разжигания первого огня в доме – отголоски древнеславянских представлений о начале нового, живого огня в доме, продуцирующего свои сакральные возможности и на сам домина его жителей. Праздники каминов в русской культуре. Знак очага как солярного центра в доме. Приготовление пищи на очаге – фундаментальная метафора преобразования природных явлений в культурные. Очаг – символ коллектива, вокруг него объединяющегося, символ семьи (семейный очаг, хранительница очага. Очаг – средоточие женских работ, наличие именно здесь женского кута, закутка, места для зане- вестившихся девушек. Многоплановость толкования функции огня в научной литературе. Распространенность теории связи огня с солярной символикой и солярным культом в бинарной оппозиции земной огонь/небесный огонь, а между ними промежуточный, связующий их – молния. Катарсический (очистительный) характер огня прыгание через костер, сожжение чучел, скатывание колес, обряд прогона через тоннель скота с целью оградить его от падежа, оборонные действия от нечисти. Огонь в системе обрядовых действий, связанных с магией плодородия (удобрение почвы золой, сожжение старой соломы. Возможность существования ритуальных костров как акциональных действ, связанных с жертвоприношениями огню бросание в пламя костей животных, клочков шерсти, костей рыб, остатков трапезы, букетиков цветов, пучков сена, колосьев пшеницы или ржи, иногда яблок, вишни, ароматических трав. Изменение функций огня входе историко
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18


написать администратору сайта