1. Определение праздника. Проблемы терминологии
Скачать 2.16 Mb.
|
обрядовые праздники Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные. Так, каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие. Геродот Общее представление о календарно-обрядовом празднике. Соотношение обряда и праздника. Сложность календарного праздника по своему историческому происхождению, составу входящих элементов и разнообразию выполняемых функций. Место календарного праздника в археологической классификации культуры. Важность понимания хозяйственно-культурного типа деятельности людей как особого направления производительных сил народа в конкретное время ив конкретной географической среде. Диктат типа хозяйственно-культурной деятельности людей над типом празднования. Вечные мировые представления о круговороте жизненных форм, о идее вторичного рождения в новом качестве, об обязательной смерти всего живого (всего вообще, смерти в том числе, смерть сама смертна) для дальнейшего возрождения. Разнообразие и красочная пестрота составляющих календарный праздник. Понятие морфологии применительно к праздничному действу. Сакральное время и сакральное пространство как универсальные категории праздничного мироощущения. Ролевая функциональность еды, благо- пожеланий, игры, ряженья, культа воды, огня, растительного и животного мира, культа предков и верований в структуре обрядового комплекса. Культурный язык праздника или язык общения – язык реальной жизни (Маркс, язык жестов, движений, звуков, действий, отличающихся от обыденных, профанных. Знаковый мир календарного праздника. Актуализация положения Конфуция Знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон. История и теория праздников 23 Семиотичность календарного праздника как результат осмысления окружающего мира и себя в окружающем мире, как пример народной философии цельности и нерасчлененности, взаимообусловленности Макрокосма (природы) и Микрокосма (человека. Разнородность семиотических систем в празднике вербальных, кинетических, тотемных, пространственных, солярных, астральных и т.д. Необходимость упорядочивания, классификации календарно- обрядовых комплексов годичного цикла. Формальная классификация по временам года, по сезонам (ИМ. Снегирев, А.В. Терещенко) и ее условность. Роль фламандско-французского этнографа Арнольда ван Геннепа в разработке теории перехода (Обряды перехода, 1909) применительно к календарному празднику. Боязнь нового, необходимость обезопасить всякий переход в жизни человека и природы связь основных этапов человеческой жизни с этапами жизни животных, растений, с великими ритмами вселенной общая грандиозная идея автора. Рациональное зерно теории. Шведский этнограф-фольклорист Карл фон Сюдов и его работа Понятие первого и последнего в народной традиции с особым вниманием к жатвенным обычаям (1939). Выделение доминанты эмоциональной ассоциации всякий первый и последний предметы всегда привлекают к себе особое внимание человека, когда первое и последнее связаны между собой психологически уже по одному тому, что то и другое выделяется из массы повторяющихся явлений. С. А. Токарев и его система календарных праздников из трех групп зимние, весенние, летне-осенние. Предпочтения В.К. Соколовой в делении календарных праздников на зимние, весенне-летние и осенние. Неточность определения границ первой группы – зимних согласованность второй и третьей. Возможность и логичность классификации календарных праздников натри группы зимне-весенние, весенне-летние и осенние (по закону первой и последней ассоциации начала-конца, по закону перехода из одного состояния в другое. Список литературы 1. Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Париж, 1943–1958. – В кн Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы Исторические корни и развитие обычаев / под ред. С.А. Токарева. – М Наука, 1983. 2. Геродот. История в 9 кн. – Л, 1972. Л. Н. Лазарева 24 3. Еремина, В. И. Ритуал и фольклор / В. И. Еремина. – Л Наука, 1991. Иванов, В. В. Исследования в области славянских древностей / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. – М, 1974. Тема 3. История изучения календарных обычаев и обрядов Если предметом изучения становятся люди, родные братья, тов основе нашего метода должна лежать симпатия Гастон Башляр Объективная необходимость расширения хронологических рамок изучения календарных праздников – от эпохи появления человека и до наших дней. Отсутствие полных и достаточно точных свидетельство судьбе традиционных обычаев. Сложность самого рассматриваемого объекта календарно-обрядового праздника по историческому происхождению, составу входящих в него элементов и разнообразию выполняемых функций. Оригинальная концептуальная позиция Геродота: образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями обычаи и обряды сравнимы между собой и поддаются оценке каждый народ предпочитает свои обычаи всем другим. Опора на основные теоретические положения Геродота и последующих авторов. Гиппократ, Аристотель, Поси- доний о зависимости народных праздников от природной среды. Геродот, Страбон о заимствованиях обычаев одним народом у другого. Демокрит, Лукреций об эволюционной последовательности в развитии обычаев. По- либий, Тацит о влиянии обычаев на политическую историю и международные отношения. Начало средневековья и общий упадок культурного развития. Малочисленность письменных источников об обычаях и обрядах. Редкие упоминания византийских писателей VI–X вв. (Прокопий, Маврикий, Константин, немецких церковных историков X–XII вв. (Адам, Титмар, Гель- мольт), путешественников в восточные страны XIII в. (Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло. Отсутствие научного интереса. История и теория праздников Заморские плавания и великие географические открытия эпохи Ренессанса, расширение умственного горизонта европейцев, знакомство с новыми странами и их порядками. Тенденция идеализации доброго дикаря в открытых новых странах. Итальянский гуманист начала XVI в. Пьетро Мартир и его позиция Это золотой век, без законов, без предубежденных судей, без книг. Теория благородного дикаря в трудах Жана де Лери, Бартоломе де Лас Касас, Мишеля Монтеня, Марка Лескарбо и других. Продолжение традиции идеализации первобытного человека в просветительской литературе XVIII в. – Руссо, Дидро и др. Положительная оценка традиционных обычаев. Отсутствие классификации праздника, чисто описательный характер повествования. Конец XVIII начало XIX веков – проявление интереса к европейским народам. Романтическая идея немецкого мыслителя Гердера о духе народа, о народе как источнике творческих сил, как творце величайших культурных ценностей. Оживленная работа по собиранию народных песен, сказок, преданий, поверий и обычаев во всех странах Европы. Генетическая связь песен с обрядами. Необходимость изучения последних. Появление в печати сборника старинных немецких песен Волшебный рог мальчика в 1806–1808 гг., составленный поэтами Арнимом и Брентано. 1812–1814 гг. – выход в свет немецких сказок братьев Якоба и Вильгельма Гримм; 1815 – «Эдды» с немецким переводом. Аналогичные публикации в славянских странах создание общественно-издательских организаций «Матицы» во многих славянских городах. Вовлечение широкой общественности в поисково-исследовательскую работу рассылка по всем глубинкам циркуляров собирать, записывать памятники народной старины. Первая в истории изучения обрядов систематическая публикация – капитальное сочинение московского профессора ИМ. Снегирева Русские простонародные праздники и суеверные обряды (1837–1839 гг.). Историзм теоретических положений автора в вопросах происхождения праздников, разграничения народных и церковных элементов, сравнительного изучения обрядов у разных народов. Л. Н. Лазарева 26 Богатая информационность сочинения А.В. Терещенко Быт русского народа (1848 г. XIX в. – формирование различных научных школ. Идейные истоки мифологической (натурмифологической, натуристской, астрально- мифологической) школы – олицетворение солнца и других небесных явлений. Яркий представитель этой школы Шарль Дюпюи со своей работой Происхождение всех культов (1795 г. Установление древней культурной общности индоевропейских народов, их астральной мифологии и пантеона богов. Представители мифологической школы в Германии – Адальберт Кун, Вильгельм Шварц, в Англии – Макс Мюллер, во Франции – Бюрнуф, Мишель Бреаль, в Италии – Анджело де Губернатис, в России – ФИ. Бус- лаев, АН. Афанасьев, А. А. Потебня, О. Ф. Миллер. Отсутствие в их трудах специального изучения обычаев и обрядов, только в контексте мифологического мировоззрения. Первое серьезное внимание к календарным праздникам Вильгельма Маннхарда в его работах Ржаной волки ржаная собака (1865) и Хлебные демоны (1868). Заслуга Маннхарда – обращение к непосредственному изучению живых народных поверий и обрядов. Составление и рассылка опросных листов (около 2 тыс, разработка вопросника по жатвенным верованиям. Открытие разных мелких духов, связанных с хлебным полем, тов образе животного (ржаной волк, ржаная собака, свинья, олень, заяц и т.д.), тов человеческом образе (хлебная матушка, старик, ржаная девушка. Открытие Маннхардом неведомого до этого мира низшей мифологии, более живого и стойкого в верованиях, чем высшая мифология, – вера в великих богов. Универсально-историческая концепция английского (шотландского) этнографа Джеймса Фрэзера об умственном развитии человечества. Обобщение и расширение выводов Маннхарда в замечательном труде Золотая ветвь (1890). Основные положения Дж. Фрэзера: вера человека в свою способность воздействовать на окружающий мир магическими средствами и обрядами эволюция взглядов человека на свои возможности создание института духов и богов, которых необходимо ритуально умертвлять для их нового возрождения, закономерное умственное развитие человечества, прошедшее этапы век магии век религии век науки. Немецкий этнопсихолог Вильгельм Вундт – продолжатель концепции Маннхарда – Фрэзера. Теоретические концепции Вундта: определение ос История и теория праздников 27 новной роли демонов плодородия в обрядовой практике древних земледельцев различие внутренних и внешних демонов плодородия, которые коренятся в самих растениях ив почве, а также в действующих на растения силах ветре, облаках, дожде и т. д выявление сложного комплекса культов плодородия (вода, огонь жертвоприношения. Выдающийся фламандско-французский этнограф Арнольд ван Ген- неп и его труд Обряды перехода (1909). Включение им календарных обрядов во всеобъемлющую категорию обрядов, сопровождающих переход от одного к другому, например, из одной местности в другую, из одного жилища в другое, из одного семейного состояния в другое, из одного времени в другое. Идея автора – связать этапы человеческой жизни с этапами в жизни животных, растений, с великими ритмами Вселенной. Заслуга русского фольклориста-литературоведа АН. Веселовского, создателя научного труда Три главы из исторической поэтики (1894– 1899). Введение автором понятия первобытный синкретизм. Реализация форм хорического игрового синкретизма через песню, пляску, пантомиму, действие – символическое воспроизведение желаемого. Усложнение форм общественной жизни – усложнение хорического игрового синкретизма, имитация охоты, рыболовства, сеяния, жатвы и т.д. Вхождение в хориче- ское действо эротических игр как обязательного элемента – общение полов тоже подчиняется календарному спросу. Продолжение концепции АН. Веселовского в труде Е.В. Аничкова Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян (1903–1905). Отправной тезис автора материальные потребности и хозяйственная деятельность древнего земледельца диктуют характер обрядового действа, связывают животворящую силу природы со своей собственной судьбой. Необходимость исследования песни в контексте обряда продиктованность символизма песни знаковостью самого обряда. Первичность обрядового действа по отношению к художественной наполненности его фактуры. Шведский этнограф-фольклорист Карл фон Сюдов и его работа Понятия первого и последнего в народной традиции с особым вниманием к жатвенным обычаям (1939). Полное отторжение теории Маннхарда и его мифологии первого-последнего снопа и его духов. Введение положения радости по поводу окончания работы. Теория эмоциональной ассоциации, при которой всякий первый и последний предметы привлекают к себе особое внимание человека, между собой связаны тем, что выделя- Л. Н. Лазарева 28 ются из массы повторяющихся явлений. Ошибочность теории Карла фон Сюдова и ее заслуги. Голландский ученый-филолог Иохан Хейзинга и его уникальный труд «Homo ludens» (Человек играющий. Оригинальная попытка автора понять всю человеческую культуру как игру или нечто, основанное на игре. Определение особой природы игры духовная или телесная деятельность, не имеющая практической цели и доставляющая радость человеку сама по себе, совершающаяся по установленными взаимно признаваемым правилам. Близость игры к религии. Связь игры с сакральным миром, ее всесильная возможность прерывать гомогенность пространства и времени и отделять участников игры от повседневной жизни, создавать собственный, замкнутый в себе мир. Функциональная схожесть игры и обрядового праздника, особое место игры в обряде. Наличие в празднике игрового мира. Институт шутов, клоунов, скоморохов, хороводниц в народном обрядовом комплексе, роль этого института в священных церемониях. Исследования XX в. Оригинальная концепция П. Г. Богатырева и его работа Вопросы теории народного искусства (1971). Попытка осмыслить народные обряды, исходя не из их древнего происхождения, а из их современной общественно-идеологической функции (метод, близкий к функциональной методологии. Признание автором синхронного и диа- хронного методов, предпочтение первого в связи стем, что невозможно определить первоначальное объяснение того или иного обрядового комплекса. Приоритетность синхронного метода, позволяющего изучать явления в их взаимной связи ив живом функционировании. Недостаточность теоретических положений П. Г. Богатырева – отсутствие опоры на общественное сознание и общественную практику, в которых и таятся корни обычаев и обрядов. Теория материальной детерминированности обрядовых комплексов в труде В. И. Чичерова Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI–XIX веков (1957). Основные положения автора зависимость обрядовых действий от практической деятельности человека, восприятие их как своеобразное добавление к ней. Вторичность верований по отношению к обряду. Односторонность положений В.И. Чичерова – в забвении игровой, светлой, праздничной стороны народных обрядов. Обстоятельное исследование В. Я. Проппа Русские аграрные праздники. Приоритет в научных рассуждениях религиозным представ История и теория праздников 29 лениям, магическим обрядами заклинаниям в ущерб оптимистической праздничности русского народа. Необычность концептуального поиска В. В. Иванова и В. Н. Тере- щенков книге Исследования в области славянских древностей (1974). Попытка реконструкции основного мифа о борьбе бога грозы сего противником и распространении солнечного бога Ярилы на славянской территории и народных обрядов, связанных с ним. Семиотический метод изучения календарно-обрядовых комплексов. ММ. Бахтин и его непревзойденный труд Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965) в развитии теории смехо- вой культуры. Главные черты календарного праздника карнавальность, стихия народного смехового начала, инверсия официального верха и народного низа, низвержение установленных догм и правил. Историческая и художественная эволюция могучей народной смеховой культуры. Вопросы для самопроверки 1. Что дает современной теории и практике историко-культурный метод исследования института праздника 2. В чем состоит заслуга Джеймса Фрезера, автора уникального труда по мифологии Золотая ветвь, в развитии теории праздника 3. Применима ли теория перехода Арнольда Ван Геннепа к современному празднику как явлению в целом, или к какой – либо группе 4. Можно ли утверждать, что празднику, в большой степени, свойственен игровой универсализм Список литературы 1. Башляр, Г. Психоанализ огня / Г. Башляр. – М, 1993. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы исторические корни и развитие обычаев / под ред. С. А. Токарева. – М, 1983. 3. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. – М, 1971. 4. Снегирев, ИМ. Русские простонародные праздники и суеверные обычаи и обряды / ИМ. Снегирев. – М, 1837–1839. 5. Чичеров, В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI– XIX веков / В. И. Чичеров. – М, 1957. 6. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. – МЛН. Лазарева 30 Тема 4. Русский праздничный календарь 1 При сравнении праздников между собой обнаруживается, что частично они состоят из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а иногда и просто тождественных В. Я. Пропп Русский праздничный календарь (имеются ввиду календарно- обрядовые праздники) и обрядовая поэзия, сопровождающая этот календарь в своей основе – древнейший вид народного творчества. Они были теснейшим образом связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей. Как правило, тип хозяйственно-культурной деятельности (ХКД) диктовал тип празднования. Так, народы, разводящие овец и лошадей (современный Казахстан, Киргизия, знают праздники отела овец «Киркуек» и праздники лошадей Ийсыах, неизвестные другим народам. Народы, занимающиеся земледелием, формировали свой праздничный календарь, связанный с характером хозяйственной деятельности конкретного временного периода года. С весной связаны все надежды человека на будущий урожай, ей посвящены все весенние обрядово- праздничные действа. Летом – в макушку – изобилие работ и праздничных больших дат нет. Осень богата обрядовыми комплексами, связанными с урожаем. Зимой во всех обрядах и обычаях проходит красной нитью забота человека о будущем о наступлении тепла, солнце, земле, ив конечном счете, об урожае. Изучение структуры праздника дает возможность определять элементы, специфичные только для определенного праздника, а также и элементы общие, переходящие из одного обрядового цикла в другой. Значение таких общих элементов подчеркнул В. Я. Пропп, который в работе Русские аграрные праздники изучает праздничный календарь комплексно, в совокупности и логике сменяемости одного праздничного цикла другим. Надо учитывать, что сходные элементы находятся в различных 1 См. прил. 2, 3. История и теория праздников обрядовых комплексах в разных сочетаниях и занимают в них неодинаковое место. Разнообразные их комбинации придают каждому празднику особое своеобразие. Некоторые же общие элементы полифункциональ- ны; в зависимости от их места и роли в обряде, а также от направленности обряда их функции сменяются. Выделяя такие элементы, необходимо учитывать и их функцию в томили другом обряде. Использование одних и тех же элементов в разных обрядах можно объяснить замкнутостью годового цикла, единой мировоззренческой основой и объединяющей все действия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай. Единым является и понимание места человека в мире, взгляд на взаимоотношения его с природой. Учеными замечено, что в бытовой практике крестьянина земледельческие и семейные интересы были неразрывно связаны. Этому единству соответствует и общность аграрной и свадебной обрядности, выполняющей функцию достижения хозяйственного и семейного благополучия, довольства, плодородия. Календарный праздник – это особое время и особое пространство, внутри которых разворачиваются специфические, отличные от будничных, взаимодействия людей, освященные вековыми традициями и обычаями. Каждое действие, жест, слово, костюм, еда, заигрыши в условиях праздника приобретают знаковое значение, попадая в исследовательское поле семиотики. Знак – есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие, выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (предметов) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем (Совет. энцикл. слов. МС. Существуют языковые и неязыковые знаки. Неязыковые подразделяются на знаки- копии, знаки-признаки и знаки-символы. Знаки – (лат. signum – отметка) и знаковые системы (кинетические, вербальные, пищевые и прочие) пронизывают всю сложную фактуру календарного праздника, выявляя его древнюю мифологическо-ритуальную основу. Л. Н. Лазарева 32 |