1. Определение праздника. Проблемы терминологии
Скачать 2.16 Mb.
|
(1672–1725 гг.). Новое лицо праздничного календаря Вся деятельность Петра I по переустройству государства может быть истолкована как «антидеятельность», следующая законам кромешного мира»… А. В. Юдин В русском обществе произошла смена всей знаковой системы… Д. С. Лихачев Становление новой культуры с ее общеевропейскими чертами было подготовлено предшествующим периодом – XVII в переход от одной знаковой системы (древнерусской, средневековой) к другой начался до Петра, но некоторое время оставался неосознанным. Осознание перехода и заставило сменить систему знаков надеть европейское платье, новые мундиры, скоблить бороды, реформировать всю государственную и военную терминологию на европейский лад, призвать европейское искусство. И эта смена знаковой системы ускорила развитие новых явлений культуры (Д. С. Лихачев). XVII в. – переходный период российской истории от эпохи средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, кон История и теория праздников 185 фликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви (1653– 1655 гг.) – все это отразилось на культуре. Особенности культуры XVII в. – светскость углубление и качественно новый характер связей с культурами других стран (открытость культуры разнообразность духовной жизни изменение отношения к человеческой личности (открытие человека рационализм в науке и градостроительстве. Развитие системы образования в общегосударственном масштабе, его церковный характер, дополненность приватным обучением в монастырях и у частных лиц. Заимствовавание Россией школьного опыта Украины и Белоруссии, приглашение образованных людей (Епифаний Сла- винецкий, Арсений Сатановский, Симеон Полоцкий. Создание в 1687 г. братьями Лихудами в Москве Славяно-греко- латинского училища (позже Академия, изучение богословских дисциплин, светских и классических языков. XVII в. – эпоха великих географических открытий (Забайкалья, Дау- рии, Анадыря, Охотского моря, Камчатки, Сибири. Сбор сведений о зарубежных странах русскими путешественниками и послами. Новые театральные зрелища при дворе. Строители первого русского театра – иноземцы Немецкой слободы (создана в предместье Москвы в 1652 г. Указ царя Алексея Михайловича о постройке в селе Преображенском Комедийной хоромины для представлений. 1672–1676 гг. – время существования первого русского придворного театра. Школьный театр при монастырских школах, позже – в Славяно- греко-латинском училище. Театр как зерцало, в котором зритель узнавали познавал себя (А. М. Панченко). Появление в профессиональном певческом искусстве (середина XVII в) новых распевов киевского, сербского, болгарского, греческого, иерусалимского, антиохийского и др. Близость к светской бытовой песенности. Проникновение светской струи в церковное искусство (На Москве во многих церквях поют песни, а не божественное пение. Появление нового жанра музыкального искусства – концерта, который не был частью литургии, а исполнялся в перерывах между частями службы. Роль в создании концертных представлений теоретика и практика музыкального искусства киевлянина Николая Дилецкого. В XVII в. русская культура сделала новый важный шаг в своем развитии, создав предпосылки для Петровских преобразований. Важнейшую Л. Н. Лазарева 186 роль сыграло изменение эстетического идеала. Красота приобретает значение, близкое к современному. В отличие от средневековых представлений о прекрасном как выражении божественной гармонии, на заре Нового времени красивыми стали признавать вещи затейливые, изысканные. С утратой глубины сакрального смысла действительности в мировосприятие человека врывается сама жизнь. Новое время в России открывает эпоха Петра I. Страна вступает в полосу модернизации, полосу становления новой культуры. Будучи типичным порождением русской культуры конца XVII в, Петр выступил в качестве своеобразного ускорителя процесса перехода русской культуры к типу культуры нового времени (Д. С. Лихачев). В области культуры эпоха модернизации сопровождается автономизацией личности, ростом научного понимания мира, секуляризацией всех сфер сознания и жизни, падением духовного авторитета церкви, преодолением национальной замкнутости. Развитие гражданского зодчества, тиражирование переводной литературы. Первая печатная газета (дог. издавалась рукописная газета для царского окружения Куранты, где описывались новости из других стран первый музей первые ассамблеи (1718 г новое летоисчисление дог сентября, с 1700 г. – 1 января – Новый год введение арабских цифр вместо буквенных обозначений публикация наставления для юношества о манерах поведения в обществе (Юности честное зерцало. Столица России – Санкт-Петербург (1712 г. Навигационная, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище в губерниях – светские цифирные школы, епархиальные и гарнизонные школы. Создание регулярной армии и военно-морского флота. Нанесение на карты Балтийского и Азовскоего морей открытие Аральского моря, Курильских островов. Светский характер литературы, живописи, театра и праздничных развлечений. «Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, следует искать славу государству чрез науки и искусства (Петр I). Бурное развитие традиций народного традиционного площадного действа. Рост городов, увеличение товарообмена, ярмарок, на которые стекались продавцы снеди, носильщики, грузчики, ростовщики, увеселители. Возведение трактиров, кабаков, качелей, каруселей, цирковых и театральных балаганов. Площадь как место проведения празднеств. Изначальное копирование крестьянских традиций (связь с праздником, обрядовое на История и теория праздников 187 сыщение, знаковая атрибутика. Постепенный отход площадных увесе- лений от знаковости крестьянско-аграрного праздника. Резкое изменение состава участников площадных действ и ярмарок (представители всех сословий, многих местностей и национальностей. Площадь как открытая система, впитывающая в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры и искусства. Социальное расслоение в сфере потребления искусства крестьянское население сохраняет традиционную культуру высшее сословие ориентируется на Запад городские низы ощущают необходимость в создании своего искусства. Городская площадь как место для фольклорного театра. Комедийный амбар на Красной площади для представлений комедий для народа. Придворные праздники летние (в Царском) и зимние (в Мраморном дворце. Ход праздников гостей сзывали барабанным боем или афишками, вдень праздника на одном из бастионов Петропавловской крепости выставляли желтый флаг с изображением двуглавого орла в 5 часов пополудни все являлись на место гулянья государыня обносила гостей угощениями и водкой, Петр I угощал гвардию начало увеселений по вкусу (игры, прогулки, пирушки вечером – фейерверк на судах. Ассамблеи с присутствием дворян, купцов, приказных и начальных мастеровых. Выход в свет женщин высших сословий разработка этикетных вечеров, церемониальных, бальных вечеров и танцев. Праздничные действа, посвященные спуску кораблей. Структура накануне о спуске извещали барабанным боем вдень праздника попу- шечному выстрелу организовывалось шествие из Петропавловской крепости в Адмиралтейство молебен на построенном судне царь топором подрубал одну из подпорок, на которых стоял корабль звуки трубили- тавр, пушечные выстрелы с крепости якорь брошен, и Петр первым всходил на корабль, приветствуя всех входивших на корабль поцелуем в голову императрица подносила всем по рюмке в каютах – столы, в верхних – для дам, в нижних – для мужчин за царским столом по правую руку от царя – корабельные мастера, плотники (высшая сакрализация, полевую знатные особы. Катания в лодках – традиционные развлечения петровского времени. Театрализация катания переодевание (Петр в костюме матроса, кто-то другой в царской одежде строгая регламентация всей флотилии и порядка Л. Н. Лазарева 188 ее в плавании обязательное наличие в каждой шлюпке музыкантов штрафы за «невеселость» и неучастие. Викториальные празднества, организованные по поводу побед русских войск над турками в Азовскую кампанию 1696 г. и над шведами (1700–1721 гг.). Развитие пиротехнического искусства, фейерверочных действ. Создание целого направления в зрелищных искусствах – театра фейерверка. Видовое разнообразие фейерверков. Фейерверочные фигуры верховые фигуры-ракеты и им подобные отрывались от земли и быстро поднимались вверх, низовые производили огненно-световые эффекты на самой площадке. Использование изделий, горевших на воде (ими начинялись особого рода фугасы, имевшие вид морских животных и водоплавающих птиц. Фигуры быстро плавали, вертелись, погружались вводу, с выстрелами разрывались. Часто мелкие фигуры присоединялись к крупным, образуя сложные группы. Разнообразное сочетание верховых и низовых фигур – создание уникальных композиций на значительной высоте – букеты, снопы, гирлянды, на площадке – фонтаны, каскады, лиственные и цветочные мозаики, ослепительные солнца и колеса, мельницы, бриллиантовые пирамиды и т. д. Практика создания специальных декораций, придававших определенное смысловое значение фейерверочным представлениям щиты, обведенные фитилями, пропитанными медленно горящим составом, и транспаранты, пригодные для быстрого чередования тех или иных изображений. Изготовление объемных декораций в виде павильонов, беседок, галерей, террас, бассейнов, обелисков, статуй, эмблем, которые тоже оснащались различными пиротехническими изделиями. Изготовление в огромном количестве фонарей, особого рода транспарантов освещенные в них картины служили доходчивым средством для выражения основной идеи. Использование в декоративном оформлении аллегорических и эмблематических изображений, выражающих в наглядной форме основную идею. Основные викториальные празднества в честь первой победы русских войск над шведами (1 января 1702 г Торжество мира православного января 1703 г, в ознаменование взятия русскими войсками крепости Нотенбург, бывшей новгородской крепости Орешек Божие уни- чижителей гордых уничижение (1 января 1710 г, в ознаменование Полтавской победы 27 июня 1709 г официальные празднества в честь Ниш История и теория праздников 189 тадского мира (22 октября 1721 г. В 1722 г. по случаю установления Ништадского мира в Москве на масляной неделе устроено шествие- гуляние (первый карнавал на русской почве. Шествие организовано из села Всесвятского в Москву для этого собрано множество судов, саней, запряженных разными зверями Порядок шествия открывает его Арлекин, ехавший в больших санях, запряженных шестью лошадьми за ним князь-«папа» Зотов, облаченный в мантию, в ногах у него Вакх на пивной бочке свита, замыкаемая шутом, который сидел в санках, запряженных четырьмя свиньями шествие самого флота, которым предводительствовал Нептун, сидевший в колеснице, везомой двумя сиренами князь Ромода- новский в царской одежде ив большой лодке, везомой двумя медведями 88 пушечный корабль, построенный по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 г, на этом корабле – Петр I в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами позолоченная гондола императрицы за ней – ряженые в маски и шкуры зверей лицедеи, которые походу представляли сценки. Карнавал продолжался четыре дня, его участники по несколько разменяли личины. Первая попытка организации карнавала была успешной. Структура викториальных действ украшение городов, сооружение триумфальных арок и ворот, великих пирамид изготовление тысяч транспарантов и нескольких десятков тысяч фонарей церемония въезда победителей под колокольный звони пушечный салют подношение хлеба-соли; пение хвалебных песен проведение процессий пленных шведов вечерние гулянья, пир, трехчасовые фейерверки. Праздники, посвященные вручению наград людям, отличившимся в ратных делах – Праздники кавалеров ордена (30 ноября ежегодно. Первый российский орден апостола Андрея Первозванного, почитавшегося первым проповедником христианства в России, был разработан по указу Петра I для награждения государственных деятелей и военачальников. Шутовские обряды. Например, обряд избрания и постановления в Папы (составлен во всех подробностях самим царем, имел следующие эпизоды чин избрания – крепкое осязание (удар) – свидетельства кандидатов баллотировка с помощью козловых яиц наряжение избранного в папскую мантию процессия плешивых, несших на своих головах избранную кандидатуру под пение многолетия усаживание Папы в ковш, который опускали в чан с пивом или вином. Л. Н. Лазарева 190 Театрализованные действа, сопровождающие бракосочетания Петра и Екатерины I), рождение царственных особ (царевича Петра, годовщины брака. Пародийные бракосочетания, «шутейные» свадьбы. Развитие театрального искусства потрем направлениям придворного, школьного и народного. Репертуар придворного театра как зеркало политики петровских преобразований. Доминантная роль школьного театра в организации викториальных действ. Развитие народного площадного театра как театра живых актеров и театра кукол. Эпоха Петра I – эпоха создания новых форм праздников и празднования, потребовавших новых художественных кадров, появления новых пространственных и временных границ праздничного мироощущения, нового знакового мира. Петровские реформы – усугубление раскола русской культуры на официальную и народную. Новая европейская одежда («нарядие людей бесом новое время (Петр окружил себя молодыми, часто незнатными людьми, и сломал вековечную традицию родового единства и преемственности новое поведение царя (в праздниках роль царя играет князь Ромодановский, Петр – простого бомбардира, бывающего заграницей инкогнито. Петр I вполне сознательно игнорировал свой родной язык как неправильный, признавал единственно правильным импортируемый язык западноевропейских культурных представлений (Б. А. Успенский. В сознании царя традиционные верхи низ поменялись местами, родной, привычный мир стал на фоне заморских стран восприниматься как «смехо- вой, кромешный. Ради идеи принятия правильного языка культуры Петр I обрек себя на непонимание своими подданными. Петровские преобразования, взнуздавшие Россию, воспринимались массовым сознанием как экспансия «смехового», сатанинского мира, как наступление последних времен. Это до предела углубило давний раскол русской культуры, привело к существованию двух национальных культур, пользовавшихся одно время даже разными языками (русский – французский, хотя и влиявших друг на друга. Впоследствии такое деление культур будет традиционным, классическим. История и теория праздников Вопросы для самопроверки Что позволяет нам говорить, что эпоха Петра 1 – это эпоха смены знаковой системы Каковы основные признаки модернизации в области культуры этого периода Почему именно городская площадь выступила как открытая система, впитывающая в себя элементы и формы разных традиций В чем заключается режиссерская специфика придворных праздников Какими причинами можно объяснить популярность викториальных праздничных действ Можем ли мы утверждать, что именно эпоха Петра 1 углубила раскол русской культуры, привела к существованию двух национальных культур Список литературы 1. Асеев, Б. Н. Русский драматический театр от истоков до конца XVIII века / Б. Н. Асеев. – М, 1977. 2. Васильев, В. Н. Старинные фейерверки в России / В. Н. Васильев. – Л, 1960. 3. Панченко, А. М. Иван Грозный и Петр Великий концепция первого монарха / А. М. Панченко, Б. А. Успенский // Тр. отдела древнерус. лит. – Л, 1983. – Т. XXXVII. Русские альманахи Страницы прозы / сост, авт. вступ. ст. и прим. В. И. Ко- ровин. – МС. Старикова, Л. М. Театр России в XVIII веке опыт документального исследования Л. М. Старикова. – М, 1997. Успенский, Б. А. История в свете семиотики материалы Всесоюз. симпоз. по вторичным моделирующим системам / Б. А. Успенский. – Тарту, 1974. Л. Н. Лазарева 192 Тема 17. Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII – начала XX вв. Обращение к русским увеселениям <…> городской жизни России двух прошедших столетий внесет свою лепту в решение сложных вопросов, связанных с выявлением художественных принципов пространственно-временной организации праздников и крупных театрально-зрелищных форм, со спецификой праздничного поведения и общения людей, с использованием фольклорных традиций… А. Ф. Некрылова Историческая справка. XVIII в. – время нового культурного переворота в истории России. Ведущая культурная доминанта – принцип свободы творчества, независимости от священных и мирских авторитетов. Рождается представление о личности человека, его внесословной ценности. Завершение процесса церковной секуляризации, нарастание безрелигиозных и антирелигиозных настроений в передовой части общества. Лишь народная среда – почва православия в России. Появление сектанства как формы сопротивления безрелигиозности. Конец XVIII в. – общественный распад на старую простонародную и новую передовую интеллигенцию России. XIX в. – динамизм исторического развития (первая половина предреформенная культура, е гг. – пореформенная. В пореформенный период оформляются две линии в русской культуре, которые впредь будут задавать главные координаты ее смыслового пространства 1. Поиск корней самобытности, выявление черт психического склада русского человека, его национального самосознания. Фундамент этой культурно-самобытной ориентации базируется на утверждении формообразующей черты русского национального характера – соборности, основы всех социальных институтов страны, построенных на доверительных отношениях власти и народа. 2. Акцент на идеях общечеловеческого прогресса, приоритета мировой культуры наднациональной. Фундамент этой ориентации (революционно-освободительной, центробежной) базируется на стремлении вырвать Россию из границ ее нацио- нально-культурной обусловленности, искусственно отгороженной от передовой цивилизации. История и теория праздников Попытки властей нейтрализовать умственное брожение х гг., созданием охранительной идеологии и усилением сословности образования. Министром просвещения графом С. С. Уваровым (1786–1855) была сформулирована официальная идеология – самодержавие, православие, народность и умножено число умственных плотин для получения образования людьми из простонародья. С 1828 г. учреждалась трехступенчатая система образования под полицейскими церковным контролем. В стране – шесть университетов, созданы новые – Главный педагогический и Технологический в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков и Ремесленное высшее училище в Москве. Км годам относится начало систематического изучения народного творчества. В 1814 г. Киршей Даниловым был создан первый русский сборник фольклора Древние российские стихотворения. В 1814 г. при Московском университете создается Общество любителей российской словесности. Большой вклад в собрание и изучение фольклора сделали братья Аксаковы и П. В. Киреевский (последний подготовил томное издание народных песен. Всю свою жизнь посвятил созданию Словаря живого великорусского языка В. И. Даль, он же издал сборник Пословицы русского народа. Народные сказки собрал АН. Афанасьев, автор трехтомного трактата Поэтические воззрения славян на природу. Более 200 былин, исторических песен и других произведений Прионежья опубликовал Н. Н. Рыбников. XIX в. называют золотым веком русской литературы, которая задает тон общественно-политической мысли. Именно литература разрушала старую и создавала новую Россию через смех, сатиру, гротеск, обличение. Основание знаменитых драматических театров в Москве (Малого в 1824 г) и Петербурге (Александрийского в 1832 г) и расцвет театрального искусства. Известные актеры этого периода В. А. Каратыгин, ПС. Моча- лов, МС. Щепкин, А. Е. Мартынов. Пореформенный период – время наивысшей общественно-полити- ческой активности, расцвета реалистической культуры, развития научно- технической мысли. Отмена крепостного права в 1861 г реформы Александра, поставившие Россию на путь буржуазного развития. Реформа системы образования, активное развитие начальной ступени. Широкие права автономии университетам (указ 1863 г. Время рождения русской интеллигенции. Основной феномен русской литературы – обличительство, Л. Н. Лазарева 194 обусловленное особенностями национального характера (склонностью к крайностями ослаблением карательных функций власти. Смена традиционного уклада жизни в связи с переменами. Нарастание хаоса, его отражение русской литературой в чувстве ожидания скорого суда, констатации бесцельности существования привилегированных сословий, непомерных тягот народа, беспочвенности исканий передовых дворян. Эпоха конца XIX – начала XX вв. (серебряный век) – время социальных потрясений. Первая русская революция 1905–1907 гг., отход большой части русской интеллигенции от революционных идей. Начало XX в. – становление российской культуры как подлинно многонациональной. Кг. в России насчитывается 105 вузов (127 тысяч студентов. По количеству издаваемых книг занимает третье место в мире после Германии и Японии. В 1862 г. открыта Первая публичная библиотека в Москве, в 1893 г. – Художественный театр, основанный К.С.Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. В 1904 г. в Петербурге был создан Демократический театр В. Ф. Комиссаржевской, в Москве – я студия МХАТЕ. Б. Вахтангова, Камерный театр А.Я.Таирова. Наряду с Мариинским в Петербурге и Большим в Москве действовала частная опера СИ. Ма- монтова. Трагизм культуры новой эпохи отражает положение человека на распутье. Старые ценности уже не удовлетворяли, а новые выглядели хотя и привлекательно внешне, ноне отвечали требованию глубин человеческого духа. На этом фоне и складывается общая картина праздничных гуляний. Главным местом проведения праздников в XVIII в. становится площадь, бывшая центром общественной и торговой жизни. Праздничная площадь XVIII – начала XX вв. – уникальное явление культурной жизни городов. Эта уникальность обусловлена тем, что ее зрелищные формы и увеселения создавались на стыке двух культур – аграрной и индустриальной, поэтому площадь стала тем резервуаром, куда сливались разные по происхождению, времени возникновения виды народного, а подчас и профессионального творчества. Устройство площадных гуляний в определенное время ив определенных местах (определение знаковости пространства и времени в общей временно-топографической знаковой системе города. Связь площади с праздничным календарем, новые системы связей. Катальные горы как раз История и теория праздников влечение и как место организации выступления актерских групп. Архитектоника ледяных гор. Принципы обкатки. Соединение гор с системой игровых полей. Режиссерский принцип сита площадного гулянья (по А. Я. Алексееву-Яковлеву). Связь театрализованных действ с рекламой. Виды рекламы устная, живописная, театрализованная. Две разновидности устной рекламы (громкие зазывы торговцев и ремесленников в форме собственно выкриков ив форме прибауток, развернутых приговоров, которые отличаются от первых большим размером, сложным строением, исключительно в форме раешного стиха с использованием художественных приемов. Задача живописной рекламы – создать яркий, броский образ, приковать взгляд к тому, что рекламируется, и создать праздничное настроение. Это программки, вывески, афишки. Близость клубку. Основные компоненты живописной рекламы цвет, рисунок, подпись. Театрализованная реклама – выступление балаганных, качельных, карусельных дедова также пантомимы, комические диалоги и сценки, которые разыгрывались на балкончиках балаганов. Балаганы – как центр праздничной площади, главная притягательная сила, лицо гулянья. Слово балаган с тюркского – летняя верхняя пристройка к дому. Функционально для площади – разборная, временная постройка для торговли. Появление театральных балаганов для показа сценок интермедий св. Актерский состав профессиональные актеры, любители из числа мастеровых, чиновников, ремесленников, цирковые артисты, заезжие труппы, артисты крепостного и школьного театров. Расположение балаганов потрем линиям, художественная специализация представлений на каждой линии. Внешняя и внутренняя архитектура театральных балаганов. Репертуарная копилка балаганного чуда, развитие сценографических эффектов (принцип черного бархата, который позднее использует К. С. Станиславский) и феерий. Распространенность обманных трюков Вокруг света, Желание свободно и т. д. Театральные постановки Лемана, братьев Легат, В. К. Берга. Развитие русского цирка и русской пантомимы. Новый характер балаганных представлений в театре Василия Никитича Егарёва; способствовал развитию арлекинады, цирка, но главное – русской эстрады. Л. Н. Лазарева 196 Идейно-художественные и эстетические задачи крупнейшего балаганного театра Развлечение и польза, режиссером которого был известный на праздничной площади А. Я. Алексеев-Яковлев. Кредо театра – служить не только потехе, но посильно помогать делу просвещения народа. Русский репертуар, состав актерства, сценические приемы постановки, оформление, правила поведения в театре как основы успеха театра. МВ. Лентовский – создатель театра для народа Скоморох на сугубо русском классическом репертуаре АС. Пушкин, Н. В. Гоголь, АН. Островский, АН. Толстой, А. Ф. Писемский, Н. В. Кукольник, Л. Н. Толстой. Организация Общества устройства народных развлечений в Петербурге по инициативе крупных бумажных фабрикантов братьев Вар- гуниных. Практика организации батальных представлений в балаганах В. М. Малафеева – военных драм с пением, плясками, рукопашными схватками и ружейной стрельбой. Батальные представления – русские навмахии – на открытом воздухе в Москве в саду Эрмитаж, в Петербурге в саду Аркадия и на территории Крестовского парка. Сценарно-режиссерские находки водных баталий, актерская ансамблевая игра, оригинальное использование топографии местности. Развитие парковых представлений. Крестовский сад в Петербурге. Осуществление батальных постановок Война с Турцией, Храбрость сербиянок, Взятие Ардагана». Предмет изображения – военная современность, а невоенная история. Более развитая сюжетная сторона, сложное оформление, возможность использовать местность, пользоваться тремя-четырьмя сценическими площадками, наличие прудов и рек, на которые перебрасывалось действие, преимущества открытого действия, в котором войска в полной амуниции вплавь переплавлялись через реки, саперы наводили понтонные мосты, устраивались пожары, взрывы, сражения орудия, лошади, собаки, почтовые голуби, воздухоплаватели навоз- душных шарах. Сад Аркадия. Театральные традиции открытых сцен-эстрад, на которых играли водевили, одноактные пьесы (I отделение, эстрадный дивертисмент отделение, оперетту с феерией и классическим балетом (III отделение История и теория праздников Демонстрация садово-парковых аттракционов большого плана канатоходцев, аэростатического театра Вальде, воздухоплавательных аттракционов, прыжков на парашюте, фигурной иллюминации (фейерверочных представлений. Обязательное наличие летних концертных залов для симфонических концертов большого оркестра, открытых и полуоткрытых эстрад, на которых шли разножанровые, многочасовые представления. Развитие сценических эффектов, обогащение театральной сценографии электротехникой. Популярность синематографа Люмьера или движущихся фотографий. Использование выразительных средств синемато- графа в феерических представлениях. Популярность народных игр в парковом пространстве рюхи, бег, стрельбища, соревнования. Водяные горы, вагон путешествий, вожаки медведей, «петрушечники» и «раешники». Популярность разговорного жанра куплетистов, частушечников, гармонистов, «реплитистов». Использование лучших традиций парковых представлений на современном этапе. Дивертисментные номера в балагане и на открытом воздухе, связанные с медведем и его неизбежной спутницей – козы бородатой. Распространенность образа медведя как тотема в славянских (и индоевропейских) землях. Культ медведя в системе русского ряженья на Святки. Наименования медведя как прием установления равнозаменимости зверя и человека Иван Потапыч, Михайло Потапыч, Матрена Ивановна, Топтыгин и т. д. Медвежьи школы – «Сморгонские академии для обучения медведей различным навыкам. Три части представления пляска медведя с козой, борьба медведя с хозяином или козой, выступление зверя под прибаутки поводыря. Сме- ховая основа медвежьей потехи, основанная на карикатурности поведения главного персонажа – медведя. Кг. поводыри сучеными медведями исчезли, эпоха медвежьей потехи закончилась. Специфика кукольных представлений на праздничной площади. Сюжетное богатство Петрушки, принцип монтажа блоков-сцен в зависимости от вкусов публики. Мастера перчаточного театра. Уникальность форм и способов общения кукловода с публикой. Роль музыкальных вставок в пьесе. Образ музыканта и его функции в петрушечном представлении. Л. Н. Лазарева 198 Локальность использования вертепных представлений, в основном на юге России. Пути проникновения вертепа на русскую землю, постепенное обрусение вертепного сюжета. Вторая половина XIX в. – время появления народных профессиональных кукольников, владеющих разными способами кукловождения и знакомых с разными видами циркового искусства. Создание новых по технологии кукол – механических, марионеток, объемных. Две ветви кукольного театра конца XIX в 1. Усложнение техники кукловождения, овладение новыми системами. 2. Продолжение традиций народных увеселений на площадях или только в дни праздников. Раешные представления (Потешная панорама) на праздничной площади. Источники райка вертепное представление райского действа и лубочные картинки. Раек как особая народная библиотека. Возможность заимствования принципа райка от больших панорам, которые иностранные гастролеры привозили в XIX в. на русские ярмарки (панорамы, диорамы, циклорамы, косморамы). Броские приемы раешника: одежда, ящик, «зазывки». Морфология райка изображение, слово и игра в единстве. В отличие от газеты, которая сообщает грамматику социальной жизни, раек, хоть и связан с повествованием газетного типа, по жанровым признакам ближе выкрикам зазывали балаганным демонстрациям карликов, уродцев, диковинных людей, зверей и вещей. Художественное своеобразие комментария, где слово играет главную роль. Тематическое разнообразие раешного действа. Раек – порождение города, его низовой культуры, отражение противоречий народных гуляний XIX – начала XX вв. С одной стороны, изобилие юмора, меткость выражений, высокое актерство самого раешника, актуальность картинок. С другой – непристойность приговоров, чрезмерный фамильярный тон, свободность комментария. Раек на праздничной площади – действенное средство пропаганды, содержащее яркий рисунок, меткую подпись и хлесткое пояснение. Приемы райка в современной сценарной работе. Русское балагурство в лице дедов – зазывал. Соединение утилитарных (зазвать в балаган) и эстетических (развлечь) функций. Разделение зазывал натри категории 1) на закликал в узком смысле слова, расхваливающих свой балаган и приглашающих его посетить 2) на дедов, репертуар которых складывался из шуток, анекдотов, прибауток в форме моно- История и теория праздников лога, имеющего автобиографический характерна клоунов, разыгрывающих сценки-пантомимы, сценки-диалоги на злобу дня. Особенности текстов зазывал – соединение традиции и импровизации, те. импровизация осуществляется в строгих рамках традиции. Набор художественных приемов и словарных ходов. Основа костюма зазывал ямщицкая шапка, бумажный цветок, цветные лоскутки, нашитые на кафтан, борода. Однотонные приемы оживления публики суетность владение мимикой, жестом, позой использование простейшей бутафории диалоги с рыжим (подставником, находящимся в публике. Особый жанр – раус – разговор двух действующих лиц в форме диалога с особым распределением ролей один умный, задает вопросы, советует, другой – дурак, шут, глупец, отвечает невпопад, все делает наоборот. Проявление особого разгульного, карнавального смеха в творчестве раешных дедов, карусельщиков и раусников: гиперболированные и сниженные образы еды и питья, перевернутый мир вещей, одновременная чрезмерная брань и хвала, фамильярность, комическое саморазоблачение, снижение женского персонажа, поощрительный, возвышенный тон по отношению к недопустимым поступкам (драке, краже, обману. Исчезновение с праздничной площади разных форм увеселения вместе с запретом проводить большие городские празднества вначале в. Но тип раусного диалога закрепился на современной эстраде и современных театрализованных представлениях. Отношение к народным гуляньям со стороны правящих кругов и со стороны демократически настроенной интеллигенции. С середины XVIII в. русское самодержавие считало общественные празднества одной из форм воздействия на простонародье. Екатерине II принадлежат изречения Народ, который поет и пляшет, зла не думает и Театр есть школа народная, она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе и за нравы народа мой ответ богу. Традиция посещения высшими кругами общества народных увеселений – своеобразное хождение в народ. Короткая история городских гуляний в России – демонстрация стремления правящих кругов завладеть праздничной площадью, подчинить ее своим требованиям, сделать из народного праздника праздник для народа. Ограничения, строгая цензура, запреты, оттеснения с освоенных мест, Л. Н. Лазарева 200 перенос праздников за город как угасание площадных гуляний. Изменение состава потребителей веселья, рост эстетических вкусов публики. Создание интеллигенцией сети школ, изб-читален, любительских народных театров с продуманными культурно-просветительскими задачами. В недрах традиционных форм празднования складывался постепенно, медленно, проступая отдельными элементами в различных объединениях, новый образ праздника, связанного напрямую с социальными отношениями в обществе, например, Первое мая – День международной солидарности трудящихся пролетарских стран – уникальный пример сплава политики и народного праздника. В послеперестроечный период – Праздник весны и труда. Вопросы для самопроверки 1. Какие две линии оформляются в русской культуре в пореформенный период, которые будут задавать главные координаты ее смыслового пространства 2. Почему пореформенный период считается временем общественно-поли- тической активности, расцвета реалистической культуры 3. Чем обусловлена уникальность площадных гуляний 4. Как представлена театральная культура этого периода 5. В чем состоит художественная специфика городских садово-парковых представлений Какие традиции прошлого активно используются в современных парках культуры и отдыха 6. В каких представлениях эксплуатируется образ медведя или он сам Чему и кого обучали в «Сморгонских академиях 7. Какие виды кукольных представлений развиваются в это время Как используется в них принцип монтажа блоков-сцен? Жизнедеятелен ли этот принцип в современной режиссуре 8. Можно ли представить раек как особую народную библиотеку Есть ли возможность утверждать, что она явилась прообразом будущего кино 9. Какое отношение к народным гуляньям было у правящих кругов и со стороны интеллигенции Список литературы 1. Лейферт, А. В. Балаганы / А. В. Лейферт. – Пг., 1922. 2. Лотман, Ю. М. Статьи по типологии культуры / Ю. М. Лотман. – Тарту, 1973. Главы Театр и театральность в строе культуры начала XIX века и Сцена История и теория праздников и живопись как кодирующие устройства культурного поведения человека начала XIX столетия. 3. Некрылова А.В. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII в. – начало XX века. – Л, 1984. 4. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. – М, 1980. Русские народные гулянья по рассказам А.Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Е. Кузнецова. – М, 1948. Раздел 4. Праздники революция. Характер праздничного календаря времен социальных революций Именно революция как материальный процесс выхода заграницы существующей системы и перехода к новой системе отношений помогает празднику преодолеть присущее ему противоречие между безудержным стремлением к свободной жизни и постоянно урезанными возможностями воплотить свободу в реальности. АИ. Мазаев Отсутствие свободы в основной сфере жизнедеятельности – в сфере труда – роковым образом сказывается на содержании праздника. Общие противоречия социальной истории, порожденные несвободой в сфере труда, выступают как внутренние противоречия праздничной культуры. Отчуждение как определяющая тенденция прошлой истории исключает возможность диалога рабочего времени и свободного времени, будней и праздников. В таких условиях праздник обретает мнимое содержание. Отсутствие свободы в социальной жизни делает праздничную свободу воображаемой – общее правило в оценке праздника в истории. Если социальная действительность оказывается в ситуации острого политического кризиса, если в ней пробивает себе дорогу тенденция на реальное обновление всего строя общественных отношений, тов этом случае воображаемая свобода, утвержденная праздником, обретает способность превратиться в позитивную свободу. До сих пор праздник манифестировал свободу от, теперь он становится олицетворением «сво- Л. Н. Лазарева 202 боды длят. е. эффективным инструментом социального творчества. Это происходит в момент революции. Вопросы для самопроверки Какой характер носит диалог рабочего времени и свободного времени в периоды отсутствия свободы в сфере труда Каким образом проявляет себя тенденция на реальное обновление всего строя общественных отношений Тема 18. Празднества Великой Французской революции (1789– |