Главная страница

1. Определение праздника. Проблемы терминологии


Скачать 2.16 Mb.
Название1. Определение праздника. Проблемы терминологии
АнкорLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
Дата22.04.2017
Размер2.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
ТипРеферат
#5186
страница11 из 18
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18
Родильно-крестильные обряды
Баюшки-баю! Сохрани тебя И помилуй тебя Ангел твой,
Сохранитель твой…
Народная песня Отсутствие масштабных, шумных празднеств по случаю рождения ребенка. Наличие целой серии характерных обрядов. Обряды и обычаи, предшествовавшие родами связанные сними. Связь этих обрядов с представлением о нечистоте беременной женщины. Смысловой фон этой нечистоты рождение не только является целью и высшим проявлением женского начала (связанного в традиционной модели мира с нижним, негативным, нечистым, но и представляется как переход из невидимого состояния в видимое, из не – общественного (асоциального) в общественное социальное, из мира природы в мир культуры. Новорожденный по внешним биологическим признакам больше напоминает животное, чем человека, и нуждается в социализации воспитании, обучении, ритуальных испытаниях, которые и делают его членом общины, коллектива. Близость новорожденного к мертвецу по магическим признакам. Представление о младенце как агенте мира иного, только что явившегося из небытия. Настороженное отношение к новорожденному (как к покойнику. Магия при тяжелых родах развязывание поясов расстегивание воротников расплетение кос открывание замков, дверей, сундуков, печной заслонки, церковных царских врат – иллюстрация того, что традиционное мировоззрение не различает магических и вполне реальных способов достижения цели. Применение всевозможных затворов. Постройка
Л. Н. Лазарева
132 отдельной хижины для рождения ребенка, ее сжигание (поздний вариант хлев, сарай, баня. Сложное ритуальное поведение отца. Распространенность представлений об обобщении физической жизни мужа и жены, чуть не отождествления природных их свойств (А. Редько). Полное одиночество мужчины в течение семи недель как форма участия в обряде рождения ребенка, удаление из дома на продолжительное время, отстранение от крещения. Обряд усыновления – передача окрещенного ребенка отцу на пороге дома – освятить дитя через порог – как слияние двух идей юридического признания ребенка членом семьи и положение его на порог, как место, наиболее близкое к домашнему очагу. Признание физической близости между отцом и детьми после их рождения. Кувада – переносимость тех или иных действий, состояний с одного лица на другое.
Кувада как кодекс ограничений и запрещений для отца, начиная с зачатия и рождения ребенка и заканчивая известным сроком после его появления на свет. Наличие таинственной связи между отцом и ребенком еще до рождения запреты для мужа есть ту или иную пищу, выполнять определенные работы разыгрывание роли родильницы интересный факт до последнего времени фольклористы фиксировали в Костромской области пляску Девки, в которой парни, ряженые девушками, изображали роды. Вторая группа обрядов – обряды принятия новорожденного в семью или общину, их продолжительность. Ребенок до крещения безлики безымянен, основные названия его – куколка, человек. Незаметность перехода безымянного человека в человека с душой и именем. Отсутствие на крестинах отца и матери. Словесная формула возвращающихся из церкви кумовьев Куколку увезли, Аннушку привезли Вещественное оформление вступления в основной статус новорожденного обрядовое представление и пострижение (формы реального изменения облика. Правила ритуального переодевания – надевание на ребенка специальной рубашки, которая снималась в церкви на сороковой день, – рубашки сорокодневия». Через сорок дней – ритуал одевания новой одежды (старую кому-
нибудь дарят или привязывают к дереву для уничтожения. Сроки ноше
История и теория праздников 133
ния первой рубашки разные, главное – соблюдение магии числа дня – три, семь, сорок. Теснейшая связь между обрядовым переодеванием при рождении, свадьбе и похоронах. Обычай заворачивать ребенка в «крижмо» (большой кусок белого полотна, из которого потом шили свадебные рушники и наволочки. Свадебная одежда (или ее детали, ее магическое значение для младенца опоясывание поясом новорожденного (на долгую жизнь, подкладывание свадебной скатерти под голову младенца (от сглаза. Суть переодевания, пострига – изменение сущности человека. Временной отрезок пострига – переход от отрочества в юность. Совершение обряда пострижения не только над мальчиками, но и над девочками. Церемония пострижения ребенка сажают на кожух, разостланный на лавке шерстью вверх, стригут волосы при гостях, родители готовят праздничный обед. Возраст ребенка при первом пострижении год, пять-семь лет, девять и т.д. Для мальчиков пострижение как переход из-под опеки материна попечение отца, приоритет мужского начала (Л. Нидерле). Обязательное правило пострига – похороны, умерщвление волос сжигали, бросали вводу, закапывали, так как вместе сними умирало прежнее существо и рождалось новое. Христианская интерпретация этого архаичного обряда в особой форме стрижки (волосы выстригают обыкновенно пучками крестообразно – на лбу, на затылке и на висках. Традиция наделения ребенка именем согласно первобытной философии имя – существенная часть человека, его души, рождение новой души. Существование единой сакральной общины предков и потомков. Идентичность мира поту и эту сторону, постоянный обмен между мирами, реализация этого представления – называть новорожденных именем умершего родственника (проявление культа предков. Обычай скрывать имя, данное при рождении, – один из распространенных оберегов. Если ребенок часто болел, считали, что это беда от имени. Обряд выбрасывания имени на сор – выметали из избы сори вместе с ним выносили на двор ребенка и оставляли. Кум с кумой приносили его обратно с новым именем старое имя выброшено вместе с мусором, новый ребенок уже с новым именем. Традиция проведывать роженицу женщинами общины седой, подарками. Выбор кумовьев как отголоски фратриальных форм брака. Ритуальные обеды – родины. Основное угощение обедов – «бабина каша, те. при
Л. Н. Лазарева
134 готовленная и раздаваемая всем присутствующим повитухой (женщиной, принимавшей роды. Часто это каша чрезвычайно пересолена и наперчена – знак мук роженицы. Особая форма гадания, связанная с кашей повитуха разбивает в конце угощения горшок с кашей (если каша крутая и не распадается добрый знак дитя будет долго жить. После поедания каши – обряд овса – повитуха наливает в миску воды, насыпает туда овес как знак плодородия, роста и натирает всех мокрым овсом, включая ребенка. Третья группа – обряд очищения роженицы и бабы-повитухи на второй, третий и девятый день после родов. Связь с собственно обмыванием, очищением. Повсеместность на Руси обряда взаимного умывания рук или «размывки». Выражение этого в виде тройного сливания обрядовой воды на руки роженицы, за которым следовало обмывание, обтирание ее лица. Роль воды в обряде и ее особенность (непочатая вода из колодца, родника, реки, взятая до восхода солнца. Омывание этой водой всей семьи или даже всех присутствующих при родах. Особая смысловая нагрузка обрядов очищения – оградить новорожденного от сглаза, порчи, промаркировать знаками его земное существование через одежду, имя, еду оградить всех присутствующих от новорожденного как лиминального существа, пришедшего в мир из небытия и находящегося пока нитам, ни здесь. Знаковая природа границы, перехода рубежа в жизни ребенка и целой семьи. Фольклорная загадка – колыбельные песни с накликанием смерти ребенку. Разность толкования. Связь колыбельных песен с заговорной поэзией накликанием смерти мать не только не желает ребенку смерти, а напротив борется за его жизнь (Э. С. Литвин. Славянский обряд имитированных похорон – расчет на обман злых сил. Содержание обряда мать танцует у колыбели умирающего ребенка, вступает в контакт со смертью, отгоняет ее. Или мать покрывает дитя белым покровом и, держа над ним зажженную «громничную» свечу (сре- тенская свеча, 2 февраля ст. ст, курит ладаном или смолою – обстановка похорон. Цель – обмануть смерть, которая пришла за ребенком. Обычай
«перепекания» младенцев, если они болели на лопате для выпечки хлеба укладывали ребенка и на короткое время помещали в печь, те. «перепе- кали его.
Песни-заклинания, их функции сохранить здоровье ребенка путем заклинания от бед, напастей и скорбей, либо отведением несчастья
История и теория праздников путем ложного, обманного призыва смерти. Пляска вокруг умирающего ребенка, его мнимые похороны, его «перепекание», выметение на мусор, замена имени, песни, накликающие смерть, – однотипные приемы обмана смерти. Оберег-действие, оберег-слово, оберег-песня – явления одного порядка, преследующие одну и туже цель, – охрана здоровья ребенка. Вопросы для самопроверки Какие критические, рубежные точки в жизни человека определены народной традицией В чем суть обрядов и обычаев, предшествовавших родами связанных сними Почему ребенок выступает агентом мира другого, по знаковым аспектам, близок к миру усопших Определите функции обряда кувады как универсального явления, отражающего особое поведение отца. Перечислите обрядовые действа, направленные на принятие ребенка в семью или общину. Какова их продолжительность Какие существовали традиции наделения ребенка именем Что такое «Бабина каша Как часто она встречается в календарных и семейных праздниках В чем заключается особая смысловая нагрузка обрядов очищения Какие жанры фольклора способствуют актуализации охраны здоровья ребенка Список литературы
1.
Еремина, В. И. Ритуал и фольклор / В. И. Еремина. – М, 1991.
2.
Зеленин, Д. К. Восточнославянская этнография / Д. К. Зеленин. – М, 1991.
3.
Терещенко, А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко.– М, 1999. – Ч. 2–
3. – С. 270–286.
Л. Н. Лазарева
136 Тема 10. Свадебный обряд. Знаковый мир русской свадьбы Свадьба и смерть – сестры Поговорка Свадьба как вторая критическая точка жизни, ее кульминация, время наибольшей полноты жизненных сил. Глубокий знаковый смысл обрядовых и ритуальных действ свадьбы. Определение сакрального времени для свадьбы Красная горка (первое воскресенье после Пасхи, вообще весна октябрь-ноябрь – время после окончания полевых работ (до Филипповского поста, зима – от Крещения и до Масленицы. Выбор времени – результат зависимости человека от сезонных работ, чередования мясоедоев и постов. Начало свадебного обряда повышение статуса текущего времени, наполнение определенной знаковостью всего окружающего мира. Два основных признака традиционного свадебного обряда, тесно связанных между собой, – диалогичность и переходный характер. Первый признак – участие в свадебном обряде двух чуждых доселе начал рода жениха ирода невесты, которые вступают друг с другом в диалог. Цель диалога снятие, уничтожение этого противопоставления, породнение. Осмысление свадьбы в рамках традиционной модели мира через бинарные оппозиции свой/чужой, близкий/далекий, доля/недоля, жизнь смерть. Осмысление замужества для девушки как смерти, как перемещение в пространстве от своего к чужому, долгий путь (время длительности свадебного действа) в чужую сторонушку, виной, чужой мир. Изменение социального статуса для жениха – переход из юношества в зрелость (отсюда, князь и княгиня, боярин и боярыня. Необходимость нейтрализации этих противопоставлений в новом (сакральном) месте и времени. Свадебное действо как постоянные перемещения между двумя полюсами, ритуально оформленных. Пространство между домами жениха и невесты как между двумя полюсами – путь из мира (невесты) в антимир. Организация этих двух миров (согласно традиционной модели) как серии кругов (локусов, мест, областей, с общим центром (в доме – это печь. Наличие двух центров – дома (печи) жениха и дома (печи) невесты. Путь от од
История и теория праздников 137
ного дома к другому через огромную систему обрядовых действ – последовательное пересечение границ областей мира, вложенных друг в друга печь – дом – двери – двор – ворота – деревня – околица – поле – дорога – деревня – двор – дом – печь. Специфика границ в ритуале такова, что каждая граница, не будучи пересеченной, воспринимается как основная, как граница между этими другим миром. Причем неважно, где эта граница находится – в пределах пространства, которое расценивается как свое, или в чужом пространстве (А. К. Байбурин).
Специфика свадебного пространства чужое – перед лицом, за спиной – свое. Характеристика пути в ритуале – граница между своими чужим находится всегда впереди по мере движения свадебного обряда эта граница все время отодвигается, словно горизонт. Последняя граница матица, печь, красный угол, стол. Переход этой границы – окончательное снятие исходного противопоставления, прорыв последнего рубежа между своими чужим. Следование обязательному правилу – при всех свадебных перемещениях путь туда не должен сливаться, совпадать с путем обратно из иного мира нельзя вернуться той же дорогой. Обычай преграждать дорогу свадебному поезду, ставить на его пути препятствия, требуя выкуп вином, деньгами, подарками. Полисемантическая сложность обрядового свадебного комплекса. Наличие в комплексе трех групп обрядового хода предсвадебного, свадебного, послесвадебного. Знаковая основа предсвадебного периода тайное сватовство, сговор, смотрины места, рукобитье, девичник. Тайное сватовство. Причины организации неявного сватовства. Институт сватов как пришельцев того света, знаковое обозначение их одежды и предметов. Характеристика пути сватов, порубежный переход сакральных локусов. Семантическая основа диалогов сватов и родителей невесты путь словак действию. Сговор и сговорные песни. Первое противостояние двух миров – жениха невесты, чужого/своего, мужского/женского, стола/печи. Смотрины места – частичное освоение, ознакомление чужого пространства (пространства мужа. Наделение этого пространства особой знаковостью выявление порядка, гармонии, достатка. Рукобитье – обряд освоения предпоследнего локуса – стола. Вывод невесты перед столы. Знаковое значение общей трапезы. Распространенность обряда «разламывание пирога над руками молодых.
Л. Н. Лазарева
138 Обрядовая насыщенность девичника как основного рубежа перехода из одного состояния в другое. Охранительный и продуцирующий характер обрядовых действ пения зорь, ведения невесты в баню, расплетения косы, украшения елочки. Свадебный период полон и выкуп невесты, благословление молодых в доме невесты, свадебный поезд в церковь, церковное венчание и трехдневный княжий пир. Изменение функциональной роли и статусного поведения невесты, прошедшей рубежный период. Постоянное угасание лими- нальности невесты. Приобретение ею новых качеств «здешности», явности, новой домашности.
Послесвадебная традиция отводин (в доме невесты) как сакрализация молодухи (не невесты) в новом пространстве и новом времени. Главное действующее лицо свадьбы – невеста. Возведение
М.Фасмером слова невеста к единственному значению – неизвестная, от не-вед (ведать, защищающее женщину, вступающую в брак, от злых сил. Древнейшие корни представлений о невесте. Просватанная девушка – девушка на особом положении гостья в собственном доме, полностью изолированная, (замкнутая) от мира ничего не делает, только плачет, ходит в траурных одеждах (черных. Суть она не уходит в смерть, а лишь уподобляет свою тяжкую долю смерти. Обязательное наличие черной фаты или покрывала на лице невесты до момента отъезда молодых после свадьбы в собственный дом – отправление обычая снятия покрывала. Двойственная причина закрывания невесты охранить ее от вредоносных сил и охранить окружающих от вредоносного влияния невесты как лиминального существа. По свидетельству Джильса Флетчера, сам жених не мог не только видеть, но и слышать невесту до самого того момента, как она окончательно становилась его женой Молчание, запрет еды, общения (молодые держатся через платок, свободного передвижения – условия успешной свадьбы и будущего молодых. Обрядовая изоляция невесты до обряда вывода ее перед столы. Распространенность обычая «скрывания» невесты в период сговора ив самом свадебном пире, связанная с функцией узнавания и признания своей со стороны жениха. Традиция ритуального омовения, обмывания (кропления) молодых вовремя свадебной церемонии да и всех присутствующих на свадьбе. Уход невесты виной мир – содержание первого периода свадебного обряда. За временной смертью следует ее воскресение в новом
История и теория праздников качестве. Смена траурных одежд предсвадебного периода на праздничные, светлые (убрана коса – срезана, иногда женщина меняет имя. Замужняя женщина – новый человек с новым именем. Специфическое обрядовое оформление рождения замужней женщины обряд поиски молодой, которую разыскивают на второй, третий день свадьбы (поиски ярки. Суть игры ищут невесту, а ее уже нет, она умерла и вместо нее возродилось новое существо (в другой одежде, с новым именем. Многочисленные запреты послесвадебного периода молодые не выходят из дома три дня, молодая не видит мужа (он ее посещает тайком. Длительность переходного периода для невесты от нескольких дней до шести месяцев, года, иногда до двух лет. Переход изданного жизненного состояния в другой не должен быть резким. Сознательное продление лиминального состояния невесты через обычай ее возвращения домой. До начала XIX в. невесту после свадьбы возвращали домой. Распространенность обычая у многих народов мира. Спустя определенное время (полгода, год) молодая окончательно возвращалась в дом мужа, но еще целый год не имела права разговаривать со свекром. Отголоски этого обычая в русских «отводинах». Символическим возвращением заканчивалось путешествие невесты виной мир. Знаковость молодоженов в календарной обрядности зарывания молодого в снег (похороны, «окликание» молодых на Вьюницы, обряд солить рыжики на пост. Масленица – как период перехода их в новый жизненный статус продолжателей рода. Вопросы для самопроверки В чем заключается глубокий знаковый смысл обрядовых и ритуальных действ свадьбы Как определяется лучшее (сакральное) время для свадьбы Какие два признака характеризуют традиционный свадебный обряд Свадебное действо – это постоянные перемещения между двумя полюсами, ритуально оформленными. Назовите эти два полюса. Каковы древнейшие корни представлений о невесте Этимология слова невеста. Почему сознательно продлевается лиминальное состояние невесты
Л. Н. Лазарева
140 Какие свадебные юбилеи отмечаются в современной праздничной традиции Определите знаковые аспекты молодоженов в календарной обрядности. Список литературы

1.
Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре Структурно-семанти- ческий анализ восточнославянских обрядов / А. К. Байбурин. – СПб., 1993.
2.
Балашов, ДМ. Русская свадьба / ДМ. Балашов, Ю. И. Марченко, НИ. Калмыкова. – М, 1985.
3.
Захарченко, В. Г. Свадьба Обско-иртышского междуречья / В. Г. Захарченко, МН. Мельников. – М, 1983.
4.
Карпухин, И. Е. Русская свадьба в Башкортостане / И. Е. Карпухин. – Уфа Стерлитамак, 1999.
5.
Лазарев, АИ. Уральские посиделки / АИ. Лазарев. – Челябинск, 1977. – С. 75
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18


написать администратору сайта