1. Определение праздника. Проблемы терминологии
Скачать 2.16 Mb.
|
-культурного развития, доминирование зрелищного, эстетического значения огня в современных празднично-обрядовых формах. Оригинальный пример ритуального огня на Олимпиадах. Вечный огонь как место поклонения живых мертвым в История и теория праздников мировой практике. Огненные потехи в современных зрелищных формах культуры. Список литературы 1. Токарев, САК вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита С. А. Токарев // Совет. этнограф. – 1961. – № 2. 2. Маковский, ММ. Сравнительный словарь мифологической символики вин- доевропейских языках. Образ мира и миры образов / ММ. Маковский. – МС. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. – МС. Знак воды И огонь, и вода – стихии светлые, не терпящие ничего нечистого первый пожигает, а вторая смывает и топит всякие напасти АН. Афанасьев Вода в мифологической традиции как опора, на которой держится земля средство магического очищения. Водное пространство – граница между этими тем светом, местообитания душ умерших и нечистой силы. Ассоциирование воды в космогонических мифах с первобытным хаосом, первоначалом вода – первооснова сущего. Распространенность культа воды у народов мира. Зависимость степени его развития от специфики географических и культурно- хозяйственных условий. Отсутствие божества воды у славян. Историческая эволюция знаковости воды. Палеолитические и мезолитические умилостивительные жертвоприношения различным водоемам. Ритуальное утопление пойманного животного или человека. Роль воды в обрядах отправления умерших на тот свет. Традиция захоронения вблизи рек, установление около могил сосудов в виде женских фигур. Изменение обычаев с водой в эпоху неолита, переплетение культа воды с культом плодородия. Множественность археологических находок эпохи неолита и бронзы женских фигурок – дарительниц дождя, держащих перед собой (реже над собой) чаши. Тесная связь болот с культом плодородия. Нахождение в торфяниках остатков деревянных пахотных орудий. Л. Н. Лазарева 78 Традиция посвящения морям моделей судов, благополучно вернувшихся из плавания. Почитание источников в эпоху средневековья. Кормление источников, проведение праздничных действ возле них. Трансформация обычаев с водой в XIX–XX вв. Живучесть обычая вызывания дождя. Древность института делателей дождя. Славянская и русская традиции вызывания дождя. Драматургическая основа обрядов «переру- ды» и «додолы». Знаковое определение обливания участников обряда водой сверху вниз. Обливание как обязательная часть всех русских обрядовых действ. Доминанта обливания в весенне-летних и жатвенных обрядах. Спортивно характер обливания в современных праздниках. Обычай вспашки дождя. Ведущая роль девушек в этом обычае. Соотношение знаков воды и земли в данном действе (действо основано на том, что девушки тянут плуг по реке против течения. Многофункциональность обливания функция вызова дождя и очистительная функция. Апо- тропеический характер очистительных обрядов. Образ молчаливой воды в акциональных действиях обливания. Основные признаки молчаливой воды зачерпнута молча в проточной воде, перед восходом солнца, в ночь перед большим праздником, связанным с временным рубежом. Увеличение магической силы воды с помощью опускания (погружения) в нее сакральных предметов монет, зерна, углей из своей печи, растений. Чудодейственные свойства воды, которая стекала с колес водяной мельницы, с морды коня после водопоя набрана из 3, 7, 9 колодцев или из того места, где сливаются потока осталась после варки пасхальных яиц, пролита сквозь решето (имитация дождя. Купание – одна из форм очистительных обрядов. Дуалистический характер проявления свойств воды как полезного средства и устрашающей стихии. Совместные купания парней и девушек как пережитки эротических древних мотивов. Отражение противоречивости воды как оздоравливающей и одновременно смертоносной стихии в сказочных мотивах о живой и мертвой воде. Архаический характер ритуалов пускания поводе различных предметов и кормления реки. Обычай опускания вводу кусочка хлеба с приговором совмещение вербальной и охранительной магии. Река – один из наиболее емких и многозначных водных символов. Осмысление реки как дороги виной мир, расположенный на другом берегу или История и теория праздников на острове среди моря, в которое впадает река. Двойственная знаковость места в данном контексте дорога виной мир иной мир – это и смерть, и брак. Символизация реки как течения времени, вечности и забвения. Образ Забыть-реки в русской мифологической традиции. Молочные реки – рудиментные отголоски обрядов жертвоприношения реке младенцев. Роль и место росы в календарной обрядности. Элементы магии плодородия и эротические мотивы в росных обычаях. Косметические и целебные свойства росы в праздновании 1 Мая и Ивана Купалы. Обычай катания по росе, сбора росы для умывания людей и скота. Прогон скота по росной траве. Динамика образа жертвоприношения воде человек животное кукла, чучело (символическая замена. Ритуально-игровая основа действий с чучелом в современных обрядовых комплексах. Шуточный характер обычая бросать монеты в различные водоемы (моря, реки, озера, фонтаны. Роль воды в гаданиях, ее свойство предсказывать будущее. Способность воды к отражению (ср. выражение как вводу смотреть) – увеличение ее знаковой символики. Женский образ воды Елена, Ульяна, Иордана. Основные характеристики милая, чистая, быстрая, матушка-вода, Христовая мати, Богова сестрица, водичка-орданичка, найстаршая царичка. Важная роль воды в жизни людей. Всеохватывающий характер распространения знаковости воды в художественно-обрядовой деятельности всех этносов. Доминанта типа хозяйственно-культурной деятельности людей – основа меры использования воды в знаковом освоении действительности. Список литературы 1. Каменецкий, И. Вода и огонь в библейской поэзии Яфетический сб. / И. Ка- менецкий. – МЛ. Рыбаков, Б. А. Космогония и мифология земледельцев неолита / Б. А. Рыбаков Совет. этнограф. – 1965. – № 1. Толстой, НИ. Заметки по славянскому язычеству. Вызывание дождя в Полесье / НИ. Толстой, СМ. Толстая // Славянский и балканский фольклор. – М Наука, 1978. 4. Шахнович, МИ. Первобытная мифология и философия / МИ. Шахнович. – Л Наука, 1971. 5. Штернберг, ЛЯ. Первобытная религия в свете этнографии / ЛЯ. Штерн- берг. – Л, 1936. Л. Н. Лазарева 80 Знак растительности Из представления о деревьях и растениях как об одушевленных существах естественным образом вытекает их деление на деревья мужского и женского пола… Д. Д. Фрэзер Живая растительность – обязательный элемент календарных праздников. Многообразие обрядового проявления земли майское дерево, новогодняя елка, семицкая березка, венки, цветы, травы, снопы. Место и роль растительности в жизни человека использование в пище человека и корме скота изготовление одежды и утвари, орудий труда красителей и лекарств постройка жилищ. Исторический и экологический фон взаимодействия человека с растительным миром, в первую очередь с лесом. Лес как хранитель обрядовых тайн. Обычаи и поверья, связанные с сакральными местами совершения тайных магических церемоний – тотемистических ритуалов, инициаций мальчиков и девочек. Динамика изменения функций леса в историческом развитии человечества. Обрядовая функция деревьев. В.Я. Пропп о двух главных видах обрядов, связанных с деревьями обряды с живыми растущими деревьями и с деревом, срубленными принесенным из леса (первые более древние, генетически связанные с культом леса. Частота использования в обрядах и поверьях дуба, березы, осины, липы, ели, рябины, вербы и т.д. Обусловленность использования деревьев географической средой, характером этнических связей и традицией. Символически-игровая драматургия обрядового действия с деревьями. Общинный, коллективистский характер обрядов и развлечений, проявление этнической солидарности участников действия. Традиция украшать деревья. Многочисленность точек зрения. Образ елки в европейской культуре, распространенность елки по миру. Оригинальность концепции Е. Мочка об обычае украшения елки как рудимента древнего украшения вишни. Ее ставили перед Новым годом вводу стем, чтобы она зацвела к празднику (из опасения, что этого может не случиться, ее украшали. Традиция украшения заповедных, одиноко стоящих или старых деревьев (дуб, вяз, молодых березок. Практика венчать мо- История и теория праздников 81 лодых вокруг дерева обходить с деревом засеянные поля, устраивать праздничные трапезы закалывать жертвенных животных, крестить детей, устраивать суды и т.д. Запрет рубить заповедные и священные деревья. Распространенный мотив в русской мифологической традиции – мотив дерева как центра мироздания, связанного со всеми тремя мирами (подземным, земными верхним. Дерево как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира. Мотивы о переходе души человека после его смерти в дерево. Мифологические связи человека и дерева, соотнесенность их судеб, жизненных этапов, взаимозаменяемость в обрядово- игровой деятельности. Присутствие веток, трав, цветов в календарных обрядах. Их кулинарные, лечебные, магические, апотропеические, мантические, эстетические функции. Многовековые наблюдения и опыт людей в определении реальных вкусовых, питательных, целительных) свойств зелени. Наделение зелени знаковой символикой. Традиция украшать зеленью и цветами родники и колодцы, жилые дома, людей и животных. Обычай хлестать людей и скот прутом жизни – вербой превращение данного обычая в детскую игру. Роль зелени, трави цветов в обрядах вызывания дождя – «додола», «пепе- руда. Угасание магической и апотропеической функций зелени и цветов в обрядах, возрастание эстетической их значимости. Основные теории, объясняющие возникновение обычаев. Представители астрально-мифологической школы (Эдуард Тайлор и его теория отражения в почитании деревьев метеорологических явлений дерево – символ грозовой тучи местоприбывание облачных духов мировое дерево, растущее корнями вверх, – дождевые потоки. Теория Маннхарда-Фрэзера: дерево как тело какого-то духа, его пристанище живое существо, поэтому с ним надо обходиться как с живым существом. Д. К. Зеленин и его теория растительного тотемизма как продолжение и развитие первобытной анимистической теории природы (одушевление и одухотворение природы. В. Я. Пропп и аграрная магия обрядов, связанная с растительностью. Основной смысл – стремление передать земле плодоносную силу дерева или растения, вторичный – деревья и зелень олицетворяют умершего предка. Концепт теории Н. Н. Велецкой растительные обряды восходят к ри- Л. Н. Лазарева 82 туалу проводов умерших на тот света зеленая ветка или дерево предстают как символ предка. Невозможность создания единой научной теории. Растительные мотивы в современных празднично-обрядовых действах соотношение магической и эстетической основ знака. Список литературы 1. Денисова, ИМ. Вопросы изучения культа священного дерева у русских Материалы, семантика образов и обрядов народной культуры, гипотезы. – М, 1995. 2. Зеленин, Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов / Д. К. Зеленин. – МЛ. 3. Ивакин, Г. Ю. Священный дуб языческих славян / Г. Ю. Ивакин // Совет. этнограф. 4. Кагаров, Е. Культ фетишей, растений / Е. Кагаров. – СПб., 1913. 5. Кагаров Е. Мифологический образ дерева, растущего корнями вверх докл. Акад. наук СССР / Е. Кагаров. – М, 1928. Знак ритуальной пищи Еда – собирательное обозначение всех приготовленных для употребления человеком в пищу кушаний все, что съедобно. В старину также – «едь», «ества», «ядь», яства В. В. Похлебкин Пища, еда – необходимейшее средство существования человека трапеза прием пищи. Значение пищи в обрядности народного календаря. Повседневная пища и обрядовая пища. Символический характер праздничной обрядовой) пищи. Различные аспекты рассмотрения знаковости обрядовой еды религиозно-магический аспект как проявление разных форм общности семейной, сельской, половозрастной, профессиональной, социальной, как отражение естественно-географического фактора и зависимости пищи отделения года на сезоны в связи с этнической принадлежностью. Магическая значимость пищи (ее состава обеспечить жизнь человека, усилить плодородие земли и скота, укрепить благополучие семьи. Синкретизм обрядовой пищи, переплетение дохристианских и христианских представлений. История и теория праздников Сакральность обрядовой пищи в переломные моменты года, опора на представления инициальной (начинательной) магии, те. магии первого дня, качественно нового временного периода (проводы весны, жатва, начало зимы, новый год и т. д) Характер еды как отражение представлений человека о магическом изобилии. Историческая эволюция самого представления об изобилии от обыкновения собрать на столе все, что могло быть произведено в хозяйстве, до отбора блюд, соответствующих вкусовыми эстетическим критериям. Способность обрядовой пищи влиять на все, что с ней соприкасалось, и способствовать плодородию. Примитивные магические приемы контактной и имитативной (подражательной) магии в акциональных действиях седой. Обрядовая трапеза как своеобразный ритуал, призванный выявить внутреннюю структуру коллектива и утвердить солидарность его членов. Отражение в порядке рассаживания вокруг стола субординации сотрапезников, наглядной модели половозрастной и социальной стратификации коллектива (высокую престижность верха и правой стороны, низкую – низа и левой стороны. Значение красного угла, красного места за столом. Обычаи запирать праздничный стол цепью (Кузьма-Демьян), шерстяной нитью (Параскева Пятница) или жгутами соломы (дух поля) как отголоски имитативной магии, связанной с идеей круга, неразрывности. Особая значимость магических чисел 3, 7, 9 – числовая обязательность блюд на столе или их составных частей. Организация трапезы в соответствии с представлением о Всевышнем, Боге как радетеле благо дарах, исходящих от Бога как своеобразный обмен с Богом. Обязательность присутствия на трапезе добрых и злых духов, ангелов и чертей обязательность выполнения народного застольного этикета (правильно пользоваться приборами, не стучать и не кричать за столом, не ругать пищу и питье и т. д. Совместная еда в календарных и семейных обрядах – отражение интимных связей и привязанностей сотрапезников, эротическая символика трапезы. Хлеб – наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия, дар Божий и одновременно самостоятельное существо или образ самого божества. Упоминание хлеба как наиболее позитивно окрашенного символа в сочетании с Богом, землей, солнцем. Полное отсутствие негативного значения хлеба. Л. Н. Лазарева 84 Этимологическая неясность слова хлеб, приблизительность расшифровки слово заимствовано из языка кельтов (вторая половина I тыс. дон. э) или из языка готов (первая половина I тыс. н. э. Разновидности хлебных изделий булка (от пол. «була»), каравай (от греч. «хоро», «коро» – круг, калач (от общесл. коло – колесо. Магические действа с хлебом клали в лукошко для сева, бросали в первую борозду, кормили в дни праздника скот и орудия труда – мельницу, лодку, плуг, ткацкий станок клали в колыбель новорожденному брали с собой в дорогу обходили поля. Традиция кормления хлебом мертвых клали в гроб, сыпали крошки на могилу для птиц, оставляли на перекладине креста. Хлеб в родильных и свадебных действах. Магическое украшение хлеба солярными знаками, отпечатками амбарного ключа (как знаков плодородия и оберега), воспроизведением сцен хозяйственного труда (сев, жатва, инициалами Христа и святых, крестом. Магическое и эстетическое значение этикетной формулы «хлеб- соль». Хлеб-соль – обобщенное наименование пищи приветствие, обращенное к участникам трапезы. Емкость символа, его продуцирующая и охранительная функция (хлеб выступает выражением богатства и благополучия, а соль – защиты от враждебных сил и влияний. Блины – лепешки округлой формы, древнейший вид изделий из муки зерновых культур. Вероятность появления блинов ранее хлеба. Известность блинов в русской традиционной культуре под названием «млины» (от древнерус. молоть, ас в, в XVI в. – под своим привычным наименованием блины. Ритуальные действа при приготовлении первой блинной опары, выбор места и времени действия (восход на берегу реки, на снегу, у колодца. Символика поедания первого, второго и третьего блина противоречивость блинного обряда поедания. Отражение в употреблении блинов двух систем духовного мироощущения русских языческой и христианской. Обращение первой к земле, другой – к небу. Ярко выраженный рубежный) характер важнейших событий человеческого существования сев, сбор урожая, свадьба, родины и т. д, которые включали в себя два взаимоисключающих состояния – жизнь и смерть. Закономерная связь блинов с солнцем (жизнью) и луной (смертью. Ритуальная роль печи и огня в процессе изготовления блинов. Знаковость превращения чужого сырого в свое/готовое. Закономерность второй бинарной оппозиции чужое/мир предков – свое/мир живых. История и теория праздников Символическое употребление каши. Мнение этнографа Н. Ф. Сумцо- ва о каше как предшественнице хлеба веде и обрядах. Точка зрения АН. Максимова: пресный печеный хлеб (лепешки) древнее каши. Архаические способы приготовления каши из целых зерен, из семени зерен ибо- бовых (греч. панспермия – всезерние), а также из проросших зерен. Широкая распространенность разновидности каши-кутьи, ее обусловленность символикой составляющих ингредиентов (зерно, ягоды, мед, рис. Обычай осыпать людей в определенной ситуации зерном, орехами, горохом, рисом или бросать их в окно. Знаковая символика множественности этих продуктов. Контактная магия (осыпание сверху вниз) как проводник этой множественности на людей и животных. Сакральное значение яйца как символа первотворения мира и возрождения жизни. Проявление охранительной и продуцирующей функций яйца ври- туалах, связанных со скотоводческой хозяйственной деятельностью (огла- живание скота яйцом при выгоне в поле, подкладывание яйца в корм, одаривание яйцами пастухов как охранителей стад. Знаковость яйца в земледельческих обрядах. Яйцо как знак зарождения новой жизни и оберег от нечисти (их клали в сенное зерно, бросали в первую борозду, подбрасывали вверх при посеве льна, разбрасывали скорлупу по полю и т. д. Дохристианское происхождение обрядовой роли яйца и обычая раскрашивания (писанки, крашенки). Символическая замена настоящих яиц декоративными из дерева, фарфора, шоколада, воска и др. Разнообразие видов обрядовой пищи кисель, кулич, лесенки, сбитень, пасха, кесаретский поросенок, их магическая значимость и роль в обрядовом действе. Связь обрядовой пищи с демонологическими верованиями. Пища как поедание, а также приношение ее вдарили жертву мифическим персонажам. Принципиальное отличие дарственных и жертвенных приношений дар как вознаграждение со стороны одариваемого («отданок»); жертва не предполагает ответного дара. Двойственность основной цели жертвоприношения получить помощь и оградить себя от возможного вредного влияния божества или духа. Амбивалентность поминальной еды. Л. Н. Лазарева 86 Обрядовое печенье – символическое выражение пищи (козульки, коровки, жаворонки т. д. Неясность происхождения обрядового печенья. Мнение В. Я. Проппа о продуцирующей функции печенья. По теории В. И. Чичерова, печенье – замена приношения живых жертв, заменитель жертвенных животных, а возможно, и людей. Обрядовая трапеза, обмен различными видами продуктов как выражение определенных регламентированных традицией взаимоотношений между людьми, их общностями – родственными, социальными, религиозными, профессиональными, возрастными и т. д. Две функции обрядовой пищи – соединяющая и разъединяющая (С. А. Токарев). К. Леви-Стросс о наличии в каждой культуре двух форм трапез – «эндокухни» (еда для себя, для своей семьи) и «экзокухни» (еда для посторонних, для гостей. Общее и различное в эндокухне и экзокухне в русской традиции. Зависимость обрядовых трапез от смены времен года. Временные, сезонные ограничения веде, их связь с экономическими факторами (истощением пищевых запасов, необходимостью общественного регулирования их потребления во избежание голода. Замена древних пищевых запретов христианскими постами. Современная трансформация состава обрядовых трапез. Праздничный характер еды. Трапеза как минимум праздника, наиболее универсальный и обязательный его компонент. Список литературы 1. Кларк, Г. Доисторическая Европа / Г. Кларк. – МЛ. 2. Лаврентьева, Л. С. Хлеб в русском свадебном обряде / Л. С. Лаврентьева // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX начала XX века М, 1990. – Вып. 2. Максимов, АН. Накануне земледелия уч. зап. / АН. Максимов // РАНИ- ОН. – М, 1926. 4. Сумцов, Н. Ф. Хлеб в обрядах и песнях / Н. Ф. Сумцов. – Харьков, 1981. 5. Токарев, САК методике этнографического изучении материальной культуры С. А. Токарев // Совет. этнограф. – 1970. – № 4. Этнография питания народов стран зарубежной Азии. – М, 1981. История и теория праздников Знак даров и жертв Духи животных сил возникают, рождаются и действуют в нас силой артериальной крови Франсуа Рабле Дар (подношение, подарок) или жертва как предмет, который один субъект своим волеизъявлением, обусловленным исторически и социально, передает навсегда другому. Общий смысл дара и жертвы реализация в обоих актах принципа даю тебе, чтобы ты дал мне. Жертва – разновидность дара. Отличительная черта жертвы от дара – она безвозвратна, не относится к сфере экономики и не приводит к получению материализованного отдарка; она обращена не к людям, а к стихиям, добрым или злым духам. Состав даров и жертв в календарной обрядности объекты, созданные человеком, и природные (или культурные) объекты. Разнообразие даров и жертв орехи, яблоки, необмолоченные зерновые культуры, первый и последний сноп, изделия из муки, куриные яйца, прутья и ветви плодовых и неплодовых деревьев (верба, береза, мясные и молочные продукты. Сладости, игрушки и деньги – свидетельство десакрализации дарения как институт календарной обрядности. Актуализация дара в виде пищи в обрядом действе как ритуализиро- ванного вещества, которое входе выполнения обряда съедалось всеми участниками церемонии. Закономерность характера жертвы и даров в данном контексте жертвовать и съедать – идентичны, действо еды называется жертвоприношением жру – приношу жертву божеству (М.Фасмер). Жрец – тот, кто жрет, приносит жертвы. Генетическая и хронологическая классификации дарообмена: общинные виды дарений, семейные и семейно-индивидуальные. Трансформация первобытных общинных видов дарения в обычаях коллективного хождения из дома в дом с поздравительными песнями и получения за это подарков (Колядки, Кузьминки, Масленица, Семик и т.д.). Институт колядовщиков как пережиточные формы мужских и женских союзов первобытности в структуре обрядового действа. Участие детей и подростков в обходах домов – признак вырождения коллективных дейст- Л. Н. Лазарева 88 вий, связанных с дарами. Коллективные формы получения даров – пережиток невыделенности семьи из общины и ее зависимости от последней. Приоритет семьи как главной дарительницы на всех этапах календарной обрядности в XIX–XX вв. Престижность мотивов дарения. Семейно-индивидуальный обмен дарения – основной реализатор и транслятор внутрисемейных и межсемейных родственных и дружеских отношений. Экономические и эстетические аспекты дарения. Особая форма дара – оплата труда. Возникновение института дарения как одной из форм общественного обмена, обусловленного выработкой избыточного продукта и зарождением специализации труда общин. Тесная связь установления договора, мира, согласия с взаимным обменом дарами. Эквивалентный дарообмен как способ формирования, скрепления, сохранения и упро- чивания замкнутых социальных структур как способ регуляции отношений, связей между общинами и семьями. Причины возникновения жертвоприношений – ошибочное признание приоритета идеального по отношению к реальному одушевление животных, вещей, растительного мира. Жертвоприношение как идеализированный обмен – жертва людей стихиям, духам, богам. Объекты поклонения умершие родственники (поминки, хождение на кладбище, земля (жертва обычно зарывалась, солнце, вода (обряд молчаливой воды – кормление воды, ветер, воздух, священные деревья, домашние и дикие животные, позднее – боги, христианские святые. Жертвы и дары как объекты, наделенные магической (производственной) силой, призванные помочь выполнению желаний дарителя. Наличие даров, не имевших рыночной стоимости, – свежесорванный прут, распустившаяся ветка или побег. Магический смысл зеленой ветки как воплощение умершего родственника или как вместилище его души. Усиление магической функции ветки, вносимой в дом колядовщиками в сакральные дни праздников. Магический характер даров и жертв в виде невареных и вареных зерен, бобовых, фруктов, ягод, муки, яиц, мяса, колбасы (заменителе древней каши – панспермии. Обязательный характер поедания даров целым коллективом. Установившееся представление пища наделяет человека, семью теми производительными силами и способностями, которые приписывались съедаемым растениями животным (плодородие, плодовитость, быстрый рост. История и теория праздников Социальные функции даров и жертв – упрочение скотоводческих и земледельческих коллективов с помощью эквивалентного дарообмена между человеком и человеком, между человеком и сверхестественными силами. Список литературы 1. Абрамян, ЛЯ. О некоторых особенностях первобытного праздника / ЛЯ. Абрамян // СЭ. – 1977. – № 1. Иванов, В. В. Происхождение семантического поля славянских слов, обозначающих дари обмен / В. В. Иванов // Славянское и балканское языкознание. – М Наука, 1975. Семенов, Ю. И. Об изначальной форме первобытных социально-экономи- ческих отношений / Ю. И. Семенов // СЭ. – 1977. – № 2. 4. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. – М Прогресс, 1967. – Т. 2. – С. 62–63. Знак культа предков Обряды заупокойного культа имели целью воздействовать на урожай. В. Я. Пропп Развитость представлений о взаимосвязи загробного мира с миром живых, о зависимости благополучия, здоровья, успехов в хозяйственной деятельности, те. плодородия в целом от воздействия мира умерших. Двоякий смысл обрядов в честь предков как пережиток древнейшей, дохристианской веры в душу и ее посмертное существование, как предписываемое церковью христианское поминовение усопших. Взаимосвязь обеих констант. Сложность и взаимное переплетение представлений, касавшихся смерти, судьбы умерших и их взаимоотношений с миром живых. Вера в продуктивную связь с землей мира умерших, будь то духи умерших, родовые, тотемические, мифологические предки. Французский исследователь А. Вараньяк о связи между миром живых и миром мертвых в обществах, которые ставили свое существование в зависимость от этих связей. Л. Н. Лазарева 90 Привязка поминально-погребальных обрядов к определенным дням народного и церковного календарей – (к дням святочно-новогоднего цикла, Масленицы, Троицы, Ивана Купалы и др. Разноплановость точек зрения о связи календарных обрядов и поминовения усопших. Теория психологической ассоциации идей зима – смерть – умершие, в которую не входят обряды весеннего цикла. Мысль о правилах подобия в растительном и человеческом мирах возрождается природа – возрождается надежда на воскресение умерших. Аграрно-магическая теория культа предков как института продуцирующей магии. Доминантная роль семьи в проведении поминальных обрядов подготовка ритуальной трапезы, бани, украшение могилок, разжигание костров. Своеобразие обряда возжигания костров, носящего поминальный характер. Наименования обряда греть покойника, греть ножки, греть родителей, жечь катяшки», окуривать родителей, родителям поминки греть. Обряд греть покойников – неотъемлемая часть традиционной культуры, в первую очередь – земледельческих обрядов. Две цели данного обряда согревание покойников, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в земле, и обеспечение хорошего урожая, потому что от этого огня пшеница народится красная. Приуроченность поминальных действ к порубежному времени (Святки, Масленица, Купала и т. д. Близость праздничных костров (масленичных, купальских) к языческим погребальным ритуальным кострищам, являвшимися одной из форм отправления умершего предка на тот свет. Антропоморфизм обрядово- праздничных кукол, чучел как искусственная замена, рудимент архаического ритуального жертвоприношения живого человека, совершавшегося в древности. Разновидности поминальной символики деревянные шесты и столбы, укрепляющиеся на кострищах как модели древа мира стержня, связующего свой и чужой миры. Чучело, кукла – трансформация образа жертвы – человека. Корыто, сани, лодка, кони – атрибуты похорон каша, блины, кисель, хмельные напитки – элементы поминальной трапезы. Толкование обряда колядования, в котором обходчики выступали как заместители духов умерших. Связь идеи обеспечения плодородия и благополучия в хозяйстве и семье с благотворным влиянием духов умерших, персонифицированных в образе колядовщиков – обходчиков. Представление даров, дарения в данном контексте формой жертвоприношения, одного из способов кормления – задабривания духов-опекунов. Тесная История и теория праздников связь календарных и поминальных обрядов на протяжении всего годового цикла, связь поминальных обрядов с идеей плодородия. Список литературы 1. Зеленин, Д. К. Народный обычай греть покойников сб. Харьковского ист.- филол. об-ва / Д. К. Зеленин. – 1909. – Т. – С. 256–271. 2. Мелетинский, ЕМ. Поэтика мифа / ЕМ. Мелетинский. – М, 1976. 3. Петрухин, В. Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе / В. Я. Петрухин // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. – М, 1979. 4. Седакова, О. А. Тема долив погребальном обряде (восточно и южнославянский материал) / О. А. Седакова // Исследования в области балто-славянской культуры погребальный обряд. – М, 1990. Знак маскирования и ряженья Ряженье в целом – из числа универсальных компонентов обрядового поведения… М. М. Ивлева Ряженье как один из элементов традиционной культуры, основными чертами которого являются изменение внешнего облика человека и особая игровая форма поведения, носящая ритуальный характер. Маскирование как обязательная часть ряженья маска – повязка с вырезами для глаз, надеваемая налицо, чтобы не быть узнанным (АД. Авдеев). Связь ряженья с календарной и семейной обрядностью. Основные наименования ряженых «рядихи», «нарятчики», «окрутники» (крут – оборотничество), «харюшки», личины, «пужала», «хухольники» («хух- тать – лукавить, лицемерить, «умруны» (покойники, «фофанцы» (черти, «шишиморы» (кикиморы, лешаки, кудесники. Принципиальное отличие ряженья от оборотничества: первые лишь изображают, инсценируют перевоплощение, вторые действительно оборачиваются, по народным представлениям, в животное. Основа создания ряженого персонажа – соблюдение принципа противопоставления своего чужому. Реализация этого принципа к каждой группе признаков Л. Н. Лазарева 92 – по полу травестизм (женщины рядятся в мужчин и наоборот – по возрасту дети одевались стариками, старики – женихом и невестой по природе человек и животное (бык, медведь, коза, баран, конь, лось, собака, свинья – по принадлежности к миру живых и миру мертвых (покойник, беляк, белая баба (смерть – по принадлежности к миру людей и иному миру (человек ими- фологическое существо кикимора, черт, шиликун; – по этнической принадлежности цыгане, турки, китайцы, татары – по принадлежности к разным ступеням социальной иерархии барин, ревизор, судья (социальный верх нищие, разбойники, бродяги- горбуны (социальный низ сиротка, поп, солдат, кузнец, мельник, рыбак, лекарь, сапожники др. Суть ряженья – не изображение реальных жизненных типажей, а акцентирование внимания на тех мифологических представлениях, которые с этими типажами соотносятся. Сакрализация времени (всегда «порубежье», граница между теми этим временем старый/новый год зима/весна и т.д.) и пространства (оно сакрализуется местом проведения ритуальных действ) деятельности ряженых. Всепозволенность действий ряженых, которые считаются запретными для всех остальных. Прядение, вспахивание поля, сбивание масла переводятся в условно-игровой план как знаки продуцирующей магии, обеспечивающие жизнь и благополучие на определенный промежуток времени. Особая актуализация ряженья в Святки, Колядки (обходное и поси- делочное ряженье) и Масленицу. Ослабление ряженья в других календарных обрядах. Насыщенность ряженья сексуальной символикой на уровне костюма или его полного отсутствия, слова, жеста, контакта со зрителями. Эротический характер контакта ряженых с девушками и парнями поцелуи, удары, щипанья, хватания, укалывание иголкой. Закон обязательности участия всех присутствующих в праздничных пространствах в играх ряженых – свидетельство глубокого архаичного ритуального характера ряженья (ритуал – закон, правило для всех. Ряженье – обрядово-ритуальная форма поведения, реализующаяся в ритуально-игровых действиях, выполняющих продуцирующую функцию в контексте конкретного календарного обряда. История и теория праздников Список литературы 1. Авдеев, АД. Маска Опыт типологической классификации по этнографическим материалам / АД. Авдеев // МАЭ. – МЛ. 2. Ивлева, Л. М. Мир персонажей в русской традиции ряженья К вопросу о ряженье как типе игрового перевоплощения / Л. М. Ивлева // Русский фольклор / ИРЛИ АН СССР. – Л, 1987. – Т. 24. 3. Ивлева, Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре / Л. М. Ивлева. – СПб., 1994. 4. Ивлева, Л. М. Символизм одежды и вещей в ряженье / Л. М. Ивлева // Малые города России Культура. Традиции Материалы науч.-практ. конф. Да возвеличится Россия. Санкт-Петербург, янв. 1994). – М СПб., 1994. – С. 111–115. 5. Огибенин, Б. Л. Маска в свете функционального подхода / Б. Л. Огибенин // Сб. статей по вторичным моделирующим системам. – Тарту, 1973. Знак гаданий и примет Старайся наблюдать различные приметы. Пастухи земледел в младенческие леты, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветр, и ясный день… А. С. Пушкин Гадания (ворожба, загадывание, загадки) – магические действия, направленные на узнавание будущей судьбы человека или целого коллектива. Цель гадания – определение характера связи настоящего с будущим. Приуроченность гаданий к сакральным, порубежным временным отрезкам (по принципу ни тони се. Функциональная напряженность гадания гадание как самостоятельное действо (Святки, Новый год, Крещение, как часть обряда, факультативный элемент ритуала (Семик, Сорока, Иван Купала, Петровка). Различие материала, с помощью которого устраивалось гадание. Святки это украшения, детали одежды, зеркала, полотенца, скатерти, кухонная утварь, орудия и предметы женского труда (веретено, кудель, мутовка. Весенне-летние обряды – использование растений цветов, трав, венков, веников, веток деревьев. Символическое значение предметов гаданий как посредников между этими тем миром. Л. Н. Лазарева 94 Деление гаданий на две группы по способу узнавания судьбы гадания истолкования и гадания-колдовства. Гадания-истолкования календарной обрядности как одни из самых древнейших компонентов календарной обрядности. Классификация примет стихийные народные приметы, касающиеся погоды и ее предположительных перемен научные приметы, основанные на систематических наблюдениях суеверные приметы или бытовые, не относящиеся ник погоде, ник календарным обычаям. Обусловленность наличия примет в скотоводческих типах хозяйствования (суточные приметы) и земледельческих видах деятельности (годовые приметы. Разноплановость поведения человека в гаданиях и приметах впер- вых – активность, обострение всех чувств во вторых – статичность, пассивность, созерцательность. Пространственно-временные точки проведения гаданий как прорыв и контакт между противостоящими мирами. Сакрализация дней обрядового действа и периодов в самом дне (полночь и полдень, связанных с понятием граница, переход. Определение пространственного объекта, наделенного знаковостью рубежа печь, окно, зеркало, порог, матица, чердак, подполье, сени, двор, амбар, сад, забор, ворота, колодец, баня околица, перекресток, прорубь, река, кладбище, поле, лес. Отказ человека вовремя гадания от привычных норм поведения и признаков культуры. Маркировка человека признаками природы нет пояса, креста, кольца, шейных украшений, части одежды косматость и простово- лосость. Соблюдение запретов в моменты проведения гаданий молчать, не смеяться, не двигаться, не оглядываться и т. д. Обязательность нечетного числа участников гадания. Основные темы гадания – тема урожая и тема судьбы человека, семьи, коллектива. Состав участников самой гадательной акции одиночные, семейные, групповые и коллективные. Значение счета и измерения в гадательных операциях (количество бревен, ступенек, соломинок, горошин и т. д. Принцип сохранения или изменения состояния, положения, качества или количества предмета – посредника, оставленного на ночь или на определенное время (расплелась или нет коса из травы и ветвей березы сошлись или разошлись нитки вводе, засохли цветы или нет и пр) Магическая вера в значение всего первого первое услышанное слово, имя качество первого попавшегося предмета (ровное или кривое, История и теория праздников другие его признаки, первого животного (молодая овца, старый петух, символика первого предмета (кольцо, уголь, зерно, новое место (чужой дом, старая баня. Превращение гаданий в развлечение, своеобразную игру. Список литературы 1. Бестужев-Лада, ИВ. Развитие представлений о будущем первые шаги (Пре- зентизм первобытного мышления) / ИВ. Бестужев-Лада // СЭ. – 1968. – № 5. 2. Ермолов, А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах / А. Ермолов. – СПб., 1905. – С. 55–58, 221–297. 3. Иванова, А. А. Гадание на зимние святки / А. А. Иванова // Русская словесность. Знак эротических действ Он глядел, смотрел невесту себе. Выходила красна девка, Тонка, высока, Тонешенька, белешенька, Собой хороша Хороводная песня Обязательность присутствия в календарных обрядах эротических действ любовной магии и гаданий, игр молодежи с оттенком флирта, игрового соперничества и борьбы полов, фаллических обрядов и игр, обрядового травестизма, ритуальной имитации сватовства и свадьбы. Существенная роль разделения полов в истории человечества (враз- делении труда в сфере хозяйственных отношений, в бытовой сегрегации полов в обществе и семье и т. д. Бытовой и праздничный ритуализм полов. Корни эротических обрядов – в самом факте половых различий между людьми ив тех социально опосредованных формах брачно-половой жизни, в какие отливалось это различие (С. А. Токарев). Две формы проявления эротических действ в календарных обрядах как обусловленность самой природой праздничности обстановки проведения обряда и как магического воздействия на природу, стремления повысить плодородие почвы, увеличить урожай, приплод скота. Проявление Л. Н. Лазарева 96 эротики здесь как не нечто самодовлеющее, а подчиненное другим, хозяйственным задачам. Служебные функции эротики в данном контексте. Приоритет первой формы реализации эротических действ в тексте традиционной культуры. Сакрализация молодежных гуляний в структуре обрядового комплекса. Ритмическая насыщенность календарного года молодежными играми с ярко выраженной любовной тематикой «Синочки», Станем Ванечку женить, Заинька, Клубок, Плетень и др. Хороводы и пляски как уникальное средство развлечения и общения людей в праздничном пространстве. Популярность плясовых и игровых хороводов с любовной и брачной тематикой А мы просо сеяли, Как у наших у ворот, Селезень, Выбор невесты и жениха. Распространенность девичьих гаданий о женихах (различного рода присушки). Наличие обычаев, в которых символически или шуточно проявляются глубоко архаичный антагонизм и соперничество полов (масленичная игра Взятие снежного городка. Эротические элементы в обычае прыгания парами через обрядовый костер (Купала. Обрядовые пляски молодежи вокруг костра. Проявление правил отклонения от нормы – обрядовый травестизм перемена пола) и ритуально-шуточное хлестание прутьями вербы или березок юношей девушками и наоборот. Традиция весенне-летних обрядовых действ прыгать через костери хлестать горящими пучками соломы босые ноги девушек. Общинный дух эротических обрядов календарного цикла. Цель их проведения – репродуктивные интересы общины. Плодовитость женщин, многодетность как добродетель бездетность, безбрачие – несчастье, божье наказание. Распространенность в обрядах мотива ритуально-символического сватовства и шуточно-пародийного свадебного обряда. Обычай публичного осуждения и высмеивания неженатых парней и незамужних девушек (привязывание к ногам колодок, зарывание в снег, изгнание из праздничной игры. Социальная функция института осуждения как цензуры нравов, надзора и контроля общины над поведением ее членов залог жизненности любой этнической общности. Установление контроля за сферой брачных отношений, выполнением всеми гражданской обязанности вступать в браки рожать детей. Вторая форма проявления эротических действ в обрядах – имитация влияния половой потенции человека на производительность природы, плодородие земли, урожайна благополучие и размножение скота. История и теория праздников Вторичный, символический характер эротических действ, связанных с праздничными танцами (прыжки, верчения, кружения, отражающими конкретные проявления в хозяйственной жизни (выше будет расти лен, хлеб, быстрее созреют бобовые и пр. Маркировка сходной идеи применительно к качелям чем выше качаются девушка с парнем, тем выше вырастут хлеба. Замена знака высоты шириной чем длиннее масленичная гора, тем длиннее уродится лен. Реализация идеи половой силы женщины, воздействующей на плодородие земли, в обычае тащить плуг по улицам деревни, против течения реки и вокруг поля (обрядовая запашка. Эротические действа – пережитки форм аграрного культа, в которых выражалась идея магического воздействия человеческой половой силы на производительность природы – только одна сторона их функционирования. Всеобъемлющая цель эротических обычаев – в производстве самого человека, который составляет один из основных разделов (наряду с производством средств к жизни) общего процесса производства и воспроизводства непосредственной жизни (К.Маркс). Список литературы 1. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы Исторические корни и развитие обычаев. – М, 1983. 2. Токарев, С. А. Ранние формы религии и их развитие / С. А. Токарев. – М, 1964. Знак смеха Смех нарушает существующие в жизни связи и значения Д. С. Лихачев Смех – один из магических актов заклинания плодородия. Теория В. Я. Проппа о ритуальном, земледельческом характере смеха. Роль смеха как одного из способов создания и воссоздания жизни. Обычаи запрета смеха (посты, периоды безвременья) и принуждения к смеху (праздничные обряды. Возможность смеха не только сопровождать жизнь, но и вызывать ее. Смех в охотничьих типах хозяйствования. Смех древних охотников после поимки зверя ради его возрождения и вторичной поимки. Роль смеха в Л. Н. Лазарева 98 обычаях вызова беременности и вовремя родов. Смех в земледельческих обществах. Связь смеха с жизнью растительности. Ассоциация солнца, от которого зависит жизнь растительного мира, со смехом. Ритуальная роль смеха в обрядовых действиях, сопровождающих календарные праздники. Смеховые возможности земледельческого сквернословия (эсхрология), земледельческого заголения (раздевания, обнажения, пения непристойных песен в обрядах календарного цикла. Существование на самых ранних стадиях развития культуры двойного аспекта восприятия мира и человеческой жизни. Бытование в фольклоре первобытных народов смехового культа, высмеивающего и срамословив- шего божество (ритуальный смех серьезных, смеховых и бранных мифов, пародийных двойников-дублеров. Сущностная основа мировосприятия архаичного человека – восприятие божества, мира в целом и себя в этом мире в двойном аспекте серьезном и смеховом, причем серьезный и смеховой аспекты были одинаково священны, официальны, объективно закономерны. Реализация смехового начала в народной игре, хороводах, песнях- диалогах, проходках, плясках, всевозможных заигрышах. Любовно- эротические мотивы обрядово-смеховой культуры. Психологические параллели человека и природы (рождение, смерть, новое рождение. Знаковый мир зрелищно-игрового фольклора, составляющего основу обрядового действа. Репертуарная наполненность календарно-обрядового праздника сезонная мотивировка, связанная с темой система игровых запретов и вседозволенность этикетные формулы игровой культуры. Вопросы для самопроверки Как любой факт культуры праздник обладает содержанием и формой, внутри которой содержание и существует. Каковы формообразующие, морфологические элементы праздника Они неизменны или могут детерминироваться в соответствии с запросами времени 2. Какими характеристиками обладает пространство как знак 3. Какова связь Мирового древа с начальным способом организации мира – классифицированием. В чем сказывается принципиальная разница между профанным и сакральным временем История и теория праздников 99 5. Какова суть мифологического представления о том, что ежегодно обновляется мир, возобновляется исходная святость Приведите примеры обрядовых действ, отражающих прием сжатия или растягивания времени. Когда они проходят, к какому результату должны в идеале привести 7. Каковы объективные причины отсутствия божественного почитания солнца у славян Когда появляется обрядовая практика, отражающая сакрализацию солнца 8. Почему солярный культ, как правило, связан с культом огня 9. Расшифруйте двойственную символику огня на примере праздничного комплекса календарного года. Почему именно у этого знака такая оппозиционность значений и хорошего и плохого 10. Какова историческая эволюция знаковости воды 11. Как знак воды используется в календарных и семейно – бытовых праздниках 12. Расшифруйте знак растительности, выступающий как отражение экологического взаимодействия человека и окружающей его природы. Какова частота использования растительности в обрядах и праздниках на современном этапе 13. Каким образом еда связана с природой и культурой В чем суть профанной и сакральной еды 14. В каких случаях обрядовая трапеза выступает как своеобразный ритуал, призванный выявить структуру коллектива и степень солидарности его членов 15. Каков состав даров и жертв в календарной обрядности Почему существует их такое разнообразие Связано ли это с географической средой, в которой проживает конкретный этнос 16. Чем объяснить развитость представлений о взаимосвязи загробного мира с миром живых практически у всех народов мира Почему существует тесная связь календарных и поминальных обрядов на протяжении всего годового цикла праздников 18. Чем можно объяснить существование ряженья только в сакральном времени и пространстве Существует ли разница между ряженьем и оборотничеством? 19. Каковы пространственно-временные точки проведения гаданий Как гадания связаны с такими понятиями как граница, переход Чем обусловлено наличие разных форм проявления эротических действ в календарных обрядах 21. Какова ритуальная роль смеха в обрядовых действах календарного и семейного циклов Л. Н. Лазарева 100 Список литературы 1. Бахтин, ММ. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса ММ. Бахтин. – М, 1965. 2. Пропп, В. Я. Ритуальный смех в фольклоре по поводу сказки о Несмеяне // Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. – М Наука, 1974. – С. 174–204. Тема 6. Архаичный (обрядовый) праздник как текст культуры Празднички – ватажнич- ки, а будни – одиночки Народная пословица Праздник архаичной мифопоэтической (и религиозной) традиции – временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального. Противопоставление праздника обычным, непраздничным дням – будням противопоставление праздник – будни является ключевыми определяющим. Вторичные признаки праздника ритуальность, веселость – печаль официальность – неофициальность торжественность – неторжест- венность и т. д. Существенный и неотъемлемый признак праздника – сакральность. Обязательность связи сакральности и праздника в его архаичной форме (сакрально то, что связано с сутью праздника, сего ядром. Существуют и чисто мирские (профанические) праздники (особенно в эпоху кризиса ми- фопоэтического мировоззрения, кроме того, внутри праздника как сакрального целого выделяются профанические фрагменты (иногда они разворачиваются как относительно самостоятельный обряд, параллельный сакральному ядру праздника. Но для мифопоэтической эпохи любой мирской праздник соотнесен с сакральными ценностями данного коллектива, сего сакральной историей. Такие связи прослеживаются не только в вырожденных чисто развлекательных мирских праздниках, но даже ив том случае, когда праздник как таковой теряет свой статус и становится объектом иного знакового ряда – игрой, фольклорным текстом. Семантические (языковые, знаковые) мотивировки праздника подчеркивают идею сакральности (ср. рус. Святки – от святой, сакральный многочисленные обозначения недельного праздника, воскресенья, История и теория праздников как солнечного или божьего дня, незанятости, пустоты отдел, «порож- нести». Эта пустота, незаполненность праздника соотносится с идеей о разрыве профанической временной деятельности, о празднике как состоянии, когда время останавливается, когда его нет. Классифицируя праздники архаичной мифологической традиции, нужно различать главный праздник данной традиции или универсальный праздник сверхпраздник, обладающий наибольшей сакральной силой праздники годового цикла праздники, связанные с новым веком, новой эрой (ле- тоисчислением); праздники, приуроченные к более дробным временным подразделениям (сезонные, месячные, недельные, суточные образы празднования – утренняя и вечерняя молитвы, посещение храма или общественного места праздники жизненного цикла (рождение, инициация, брак, смерть. Необходимо различать праздники официальные (в более позднее время совпадающие с государственными) и неофициальные, церковные и народные, закрытые (тайные, узкоконфессиональные) и открытые (в которых участвуют все праздники частичные (женские, детские, воинские) и полные разовые и повторяющиеся периодически, подготовленные и импровизированные (без четкого плана и программы, нос наличием праздничных ходов, операций, из них, как из заготовок, монтируется целое празднество. Разные типы праздников включаются в единую последовательность и образуют сложный и многоуровневый праздничный текст. Наиболее полно смысли функция праздника раскрываются в главном празднике, который происходит в критический момент, на переходе от старого года к новому году. Многие черты и атрибуты этого праздника так или иначе присутствуют в других, но только в этом основном празднике они собраны воедино и взяты в их рельефном и операционном значении. Ситуация главного праздника – обостренное и напряженное ожидание катастрофы мира. Старый мир, старое время, старый человек износились, их ждет распад, смерть. Силы хаоса одолевают космическую организацию мира. Печаль, траур, пост, увеличение числа запретов, наложение на себя испытаний – картина положения членов коллектива в этот момент. Силы жизни и плодородия умирают (что часто воплощается водном из наиболее характерных мотивов главного праздника во многих традициях – в мотиве умирания бога плодородия, его исчезновения из этого мира. Такое положение спасти может только чудо, равное чуду первого творения, когда хаос был побежден и установилась космическая Л. Н. Лазарева 102 организация. Нужно идеально точное воспроизведение прецедента, того, что имело место вначале, в первый раз (каждый праздник отсылает к этому началу. Для этого необходимы соответствующие условия требуется определить то место и то время, где состоится это воспроизведение инцидента, те. найти соответствующий пространственный центр и точку во времени, тот перерыв в профанической деятельность, когда времени нет. Жрец, царь-жрец, руководитель архаической этнической общности позже, человек, хорошо знающий сакральную традицию, – хороводница, скоморох) совершают ритуал. Расчленяя жертвенное животное или человека (позже куклу, чучело, они как бы доводят работу хаоса до конца, до нуля космичности, когда ничего нет. Начало нового творения, постепенного преодоления хаотических сил и синтезирования космоса Части разъятой жертвы собираются, отождествляются с элементами космоса и соединяются. Образ Вселенной в виде жертвы обменивается на реальный мир, восставший из небытия. В него возвращается организация (он может опять быть описан в соответствии с бинарной классификацией, плодородие, процветание, жизнь. Происходит творение нового мира, соответствующие действия нового человеческого коллектива выворачивание мира и его признаков наизнанку, перемена субъекта и объекта, превращение низа вверх, раба в господина, зла в добро, смерти в жизнь, разного рода перестановки (травестия), перемены (ряженье, формирование антимира с изнаночными характеристиками и антиповедения. Инверсия элементов мира и правил поведения – средство увеличения абсурдности жизни, которому соответствует и нервное напряжение, нуждающееся в разрядке. Психотерапевтическая функция праздничного действа и состоит в снятии этого напряжения, что достигается вовлечением участников праздника в создание нового мира, проверку его связей и смыслов. Структура архаичного «первопраздника»: всепроникающая сакральность целостный характер прагматичность (праздник как абсолютно необходимое практическое действие эффективность («первопраздник» – самый сильный инструмент человека в его взаимоотношениях с природой неотделимость от ритуала синтетичность (использование всех доступных человеку знаковых систем всеобщность (обязательное участие всех игровой характер эмоциональность. «Первопраздник» – энциклопедический История и теория праздников свод архаичной культуры и средство порождения новых форм культуры в ее символических образах. Понятие Homo feriens, человек празднующий, как стадия в развитии человеческой культуры, реконструкция праздника в палеолите. Из современных праздников ближе всего к реконструируемому «пер- вопразднику» стоят церемонии, в которых в той или иной форме разыгрывается трехчленный комплекс жизнь смерть рождение (новая жизнь. К таким праздникам принадлежат разнообразные праздники плодородия, связанные с мифологией умирающего и воскрешающего бога. Часто праздник мотивируется мифом, те. событие, рассказываемое в мифе, рассматривается как прецедент, отмечаемый определенным праздником, в котором может воспроизводиться и сам миф (миф как сценарий ритуала праздника. Гораздо реже тема праздника становится ядром мифа, он упоминается как сопутствующее обстоятельство. Чаще праздники отражают некий мифологический мотив. Разные праздники передают единый общий смысли в них в очень значительной степени совпадает набор элементов праздничной композиции, многие операции, вещественные атрибуты, система символов, а иногда даже и сопровождающие ритуальные тексты (растительные символы – зерно, семена, сноп, земля, деревце, листья, ветки животные символы – яйца, жир, шерсть кулинарно-гастрономические символы – блины, пироги, караваи, колбасы, каши, пиво, вино, квас псевдоантропоморфные символы типа Масленицы, Костромы, Ярилы, Купалы; тема воды и огня ряженье и разоблачение, растерзание, сожжение игры, песни, шутки, смех, балагурство гадания и загадки, элементы диалога и дуальности; эротизм. В этом смысле даже применительно к настоящему времени для ряда архаичных традиций уместно говорить не только о разных, но весьма сходных между собой праздниках, но и о едином празднике с несколько различающимися частными вариантами. Примером сказанному может служить календарно-обрядовый праздник (православный комплекс, семейно- обрядовый). Список литературы 1. Афанасьев, АН. Древо жизни избр. ст. / АН. Афанасьев. – М, 1982. 2. Фрэзер, Д. Золотая ветвь Исследование магии и религии перс англ. / Д. Фрэзер. – е изд. – МЛН. Лазарева 104 Раздел 2. Христианско- |