1. Определение праздника. Проблемы терминологии
Скачать 2.16 Mb.
|
(Петровки) – праздник проводов весны (29–30 июня) Сударыня наша Масленица Протянися до Велика дня, От Велика дня До Петрова дня Народная песня Народная традиция отмечать 29 июня как проводы весны, а 30 июня – поминки по весне. Петровки – единый праздничный комплекс весенне-летнего цикла, который начинается с зеленых святок и заканчивается поминками по весне. Петровки – важная веха в календаре дата смены времен года – проводов весны и открытия лета (С Петрова дня – красное летечко»). Порубежность в хозяйственной деятельности крестьян, новый цикл работ сенокос, огородная и полевая прополка, подготовка к жатве. Возможность переноса или повтора многих обрядовых действа также фольклорного репертуара. Предшествование празднику поста, который считался одним из самых голодных («Петровка – голодовка. Олицетворение Петровки как границ, рубежа через образ кукушки, которая перестает куковать от Купала до проводов весны. Отражение представления о Петровке как о временной границе в социальной, экономической ив общественной сферах жизни народа. Связанный с этим днем обычай вынесения решений по судебными гражданским делам, взыскания налогов, сбор священником подати маслом, зерном и яйцами, начало и окончание сроков службы, заключение новых договоров. Повсеместная организация больших ярмарок и торгов, получивших название петровских. Осмысление народной традицией Петровок как последнего дня девичьих и женских гуляний (Женское лето – до Петра, с Петра дня – страд- История и теория праздников 59 ная пора. Существование мнения, что женский период времени (от Троицы до Петровского поста) заканчивался наступлением мужского праздника Петровок (У мужика то и праздник, что Петров день. Традиция устраивать в этот день братчины. Позволительность и возможность в Петровках, как завершающем этапе весенне-летнего праздничного цикла, повторять действа Семика и Купалы. Обычай караулить солнце, совмещенный с действиями охраны людей и скота от злых сил и связанный с ритуальными бесчинствами молодежи. Обходы деревень и засеянных полей с шумом и грохотом – обживание культурного пространства своим присутствием. Праздничное воровство в тексте функции недостачи (В. Я. Пропп), стремления к первичной гармонии. Особая сила воды, взятой из трех источников для питья и омовения. Обычай разжигания ритуальных костров вне культурного пространства, в котором сжигается хлам, принесенный из деревни. Бинарные оппозиции старое/новое; старое/молодое; сухое/мокрое в обрядовых действах Петровок. Отголоски брачной обрядности в обычае таскать бороны поде- ревне, вдоль полей растаскивание зубьев бороны, чтобы свадеб было больше прятание бороны вводе (сухой/мокрый). Ведущая роль молодежи в обрядово-игровых действиях следы эротической и свадебной символики в молодежных обрядах и заигрышах. Определяющий центр праздника – качели, которые воспринимались символом, знаком гуляния. Связь качелей с темой брака (Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься На Петров день качались, к Покрову свадьбу-радость справили Петровы качели – девичье веселье. Почитание Петровок рыбаками и пастухами. Начало летнего сезона ловли рыбы обязательное присутствие рыбных блюд на праздничном столе. Особая сакрализация образа пастуха и производимых действий с ним одаривание яйцами, хлебом, маслом благодарение в виде платы деньгами и гостевание в домах хозяек. Этимологическая основа слова пастух (лат. pastor – пастырь, пастух, священник. Роль девушек и женщин в обрядности Петровок: подготовка ритуальной трапезы, обход засеянных полей с творогом, втыкание в землю ты- чин (палок, проведение охранительных действ и гаданий. Продолжение традиций купальской обрядности в Петровки. Следы солярного культа в празднике. Возможность одного источника в развитии Л. Н. Лазарева 60 развернутого праздничного периода апогея лета и подготовки к сбору урожая (Купала, Ярила, Петровка). Праздник жатвы (Оспожинки, Госпожинки, Осенины) (август-сентябрь) – праздник урожая Дожáли, дóжили, Оспожинки встретили, Каравая почали, Толокна проведали… Народная песня Временная приуроченность жатвы – конец летних и открытие осенних аграрных обрядов. Отсутствие единой календарной приуроченности. Жатва – нечисто аграрный праздник, в ней обряд совпадает с работой (Е.В. Аничков). Идейно-художественное содержание жатвенных обрядов, апофеоз всего календарного года – получение урожая, образ которого присутствует в структуре обрядов всего годового цикла. А также различными магическими действиями вернуть земле плодородные силы и опять обеспечить будущий урожай. Определение народом жатвы (жниво) как мятежного времени, тяжелой страдной поры. Условное деление всей совокупности жатвенных обрядов натри группы зажиночные (сопровождают ритуальное начало жатвы, собственно жнивные (сюда входят житные – при жатве ржи яровые – при уборке яровых хлебов) и дожиночные или обжиночные (сопровождают конец работы. Зажиночный обряд – обряд снопа-«деда» или снопа-«именинника». Проведение зажина всей деревней. Выбор зажинщицы. Подготовка трех снопов, сложенных крестом. Определение лучшего снопа – деда, хранение его до нового урожая. Смысловая основа зажина от всей деревни и зажина от семьи. Регламентация конкретного места каждой жницы – по- страдки»: свекровь дочери снохи. Запрет менять место на полосе. Обычай затыкать за пояс первые попавшие цветы с межи или первые сжатые колосья, чтобы спины не болели подпоясываться первой сжатой горстью ржи, не трогать спину руками. Запреты, относящиеся к серпам жать собственным серпом. История и теория праздников Развернутая картина дожиночных обрядов. Обряд женитьбы серпа обматывание серпа от рукоятки до острия горстью ржи или пшеницы и покалывание серпом земли – трогание земли. Продуцирующая магия обрядового действа с серпом. Семиотичность последнего снопа декорирован красной лентой, хранится в переднем углу, зерна этого снопа добавляют в новое посевное зерно по правилам подобия (имитативная магия. Затыкание в гузок последнего снопа всех бывших на жатве серпов, либо двух серпов, образующих круг. Смысл названия такого снопа – христова рубашка. Строгое соблюдение основного правила подготовки последнего, мирского снопа – молчание. Молчание как форма ритуального поведения в традиционной русской культуре. Отказ от речи – принадлежность того или иного существа к потустороннему миру. Наличие бинарных оппозиций свой/чужой; живой мертвый. Определение последнего снопа «молчальным», «молчануш- кой. Необходимость молчания для успешного завершения магических действий с урожаем и достижения желаемого результата в будущем. Распространенность обычая завивать бороду на яровом и озимом полях. Особая знаковость несжатого кусочка поля. Основные акциональ- ные действа с бородкой пригибание к земле, завязывание узлом стеблей, продергивание под дугой козла серпов. Кормление козла хлебом и солью. Действа с серпами, роль «отщинальницы» в обычае разбрасывания через голову серпов. Вариативность жнивного обряда. Основные действующие лица – жницы. Катание жниц по полюс боку набок. Катание как знак в структуре календарного обряда катание с гор, соприкосновение с землей молодоженов должно оплодотворить возвращающуюся к жизни землю весной катались по первым всходам, катали по земле яйца в Пасху. Обязательные элементы календарных действ соприкосновение с землей с целью заставить ее плодоносить, приносить земле жертвы в виде хлеба, соли, различных кушаний, которые закапывали в землю в четырех углах поля. Возведение этой традиции Б.А.Рыбаковым к трипольской культуре III тысячелетия до н.э. (квадрат, разделенный на четыре части и с четырьмя точками. Традиция обливания водой возвращающихся с поля жниц с последним снопом проявление продуцирующей магии. Определение легкого дня для перевозки снопов (как правило, это день недели, на который пришлось Благовещенье. Наличие Троицких ве- Л. Н. Лазарева 62 ток березы в снопах для предохранения от мышей. Особая маркировка скирды в основе ее крест из четырех снопов, положенных колосьями внутрь, один из них обязательно на восток. Соблюдение особых правил внесения снопов в сарай. Овинные действа – именины овина, помолотки. Угощение овина, кормление пирогами. После жатвенных обрядов – досевок, сев озимых. Осенние посиделки, засиделки, беседы, выжанки. Вопросы для самопроверки В силу каких причин русский праздничный календарь предстает как древнейший и особый вид народного творчества 2. В чем состоит инструментальное значение для практиков – режиссеров знания структуры праздника, его основных и вспомогательных элементов 3. Как Вы понимаете, теоретическое положение, суть которого в том, что праздник выступает уникальным знаком культуры 4. Сам праздник выступает пространством, внутри которого разворачивается функционирование разных знаковых систем. Перечислите основные 5. В современном праздничном календаре наиболее древними являются кален- дарно-обрядовые праздники. Почему С каким типом деятельности они связаны Есть ли возможность определить время их появления 6. Почему календарно – обрядовым праздникам свойственна многотемность 7. Приведите примеры соотнесения сырого (природы) и приготовленного культуры) как основополагающего концепта праздника Кузьминок? В чем смысл «черепешников» как знаков, проектирующих будущее девушек Когда и как они изготавливаются 9. Колядки, Святки в истории культуры – главный зимний праздник. Почему Есть ли аналогичный празднику других народов Приведите примеры европейских и уральских святочных традиций. 10. Каким образом проявляются знаковые аспекты ряженья в пространстве праздника Конкретизируйте свой ответ примерами из разных праздников. 11. Праздник Нового года в истории культуры России имеет особую историю. Определите логику переноса даты Нового года в истории мировой культуры вообще, ив России – в частности. 12. В чем заключается суть эволюции празднования Масленицы Почему менялась дата проведения праздника Какова логика переноса дат, Как соотносятся на современном этапе два таких праздника как Масленица и Проводы зимы История и теория праздников 63 13. Почему для весенних календарно – обрядовых праздников характерна растяжка во временном пространстве 14. Перечислите основные аграрные обряды, приуроченные к Великому посту. Можно ли назвать период Великого поста своеобразным периодом предпразднества, подготавливающим Пасхальный цикл 15. Как взаимодействуют семейно – обрядовые и календарные традиции в празднике Красная горка 16. Определите знаковые аспекты главного праздника поминовения усопших – Радоницы. Каковы формы соотнесения этого итого мира 17. Перечислите основные егорьевские пастушеские и охотничьи обрядовые действа. В чем состоит знаковость пастуха и охотника Как проявляется бифункцио- нальность обрядового комплекса этого дня 18. Почему Семик выступает своеобразным маркером пограничного состояния природы Перечислите основные элементы семицко-троицкого комплекса. 19. Счем связана неопределенность даты празднования Ярилы? Почему с этим образом может быть связан образ Костромы 20. Праздник Стрелы как новая модель проводов весны. Каковы мотивы введения в современный праздничный календарь данного праздника .21. Какой рубежной отметкой обозначен один из главных праздников года – Иван Купала Почему существует объективная невозможность переноса данного праздника на другие сроки, как это можно иногда наблюдать в современной практике 22. Петровки как завершающий праздник проводов весны и открытия лета. Каким образом в данном празднике проявляются отголоски брачной обрядности 23. Посредством, каких действий проявляется семиотическое богатство жатвенных обрядовых действ Найдите параллели между природными человеческим. Список литературы 1. Велецкая, Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н. Н. Велецкая. – М Наука, 1978. 2. Голан, А. Миф и символ / А. Голан. – М, 1993. 3. Забылин, М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия М. Забылин. – М, 1990. Игры энцикл. сб. / под ред. АИ. Лазарева. – Челябинск, 1995. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы Исторические корни и развитие обычаев / под ред. С. А. Токарева. – МЛН. Лазарева 64 6. Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси / И. П. Калинский // Записки Российского Географического общества по отделу этнографии. – СПб., 1877. Коринфский, А. А. Народная Русь Круглый год сказаний, поверий, обычаев и послесловие русского народа / А. А. Коринфский. – Самара, 1995. Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост, вступ. ст. и прим. А. Ф. Некрыловой. – М, 1989. 9. Маковский, ММ. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках Образ мира и миры образов / ММ. Маковский. – М, 1996. Максимов, СВ. Нечистая, неведомая и крестная сила / СВ. Максимов. – СПб., 1994. Мифы народов мира энцикл.: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. – М, 1998. Обрядовая поэзия / сост, подгот. текстов В. И. Жекулиной, АН. Розова. – М, 1989. 13. Похлебкин, В. В. Словарь международной символики и эмблематики / В. В. Похлебкин. – М, 1994. 14. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования) / В. Я. Пропп. – СПб., 1995. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря ил. энцикл. / под ред. О. Г. Барановой и др. – СПб., 2001. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. – М, 1990. Славянская мифология энцикл. слов. – М, 1995. 18. Соколова, В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX – начало XX века / В. К. Соколова. – М, 1979. 19. Тресиддер, Дж. Словарь символов / Дж. Тресиддер; перс англ. С. Палько. – М, 1999. 20. Фоли, Д. Энциклопедия знаков и символов / Д. Фоли. – М, 1996. Тема 5. Морфология календарного праздника Морфология (от греч. morphe – форма и logos –‘ учение) – учение о формах и их развитии. Ранее термин применялся к ограниченным областям знания, в основном в литературоведении и лингвистике. В е годы XX века известный филолог, фольклорист В. Я. Пропп использовал этот термин применительно к волшебной сказке. Он исследовал сказку сточки зрения морфологического строения, выделяя в ней структурообразующие История и теория праздников элементы – функции и мотивы. Результатом исследования стала уникальная во всех смыслах работа Морфология сказки, которая претерпела множество изданий. Начали появляться исследования о морфологии культуры (Л. Фробе- ниус, О. Шпенглер, Э. Шпрангер), морфологии одежды (ГС. Маслова, НИ. Лебедева), морфологии русской культуры (ЕМ. Скворцова). Морфология – учение о форме. Любая форма – результат особым образом сконструированных структурных единиц, элементов. Форма – это соединение, взаимосвязь, скрепление, сцепка отдельных первоэлементов, которые в цельности создают опредмеченный образ-явление, об- раз-предмет. Праздник выступает в истории культуры формой человеческой деятельности, в которой различные структурные единицы приобретают особое символико-смысловое значение – знаковость, семиотичность. Просто еда (каждодневная) и праздничная ритуальная трапеза, одежда на каждый день – обрядовое ряженье и т.д. Сравнительный метод и метод аналогий позволяют рассматривать праздничные формы в историко-хронологическом процессе как самостоятельные организмы, обладающие внутренней цельностью, внутренней силой. Целостность же существует в конкретном пространственно- временном континууме, те. в конкретной форме. Значит, формообразующие (морфологические) структурные элементы праздника исторически детерминируются, изменяются. Изменяется набор, состав первоэлементов, их функциональная взаимозависимость. Поэтому, видимо, неверно говорить вообще о морфологии праздника. Важен исторический аспект рассмотрения определенной праздничной формы морфология календарно- обрядового праздника морфология античного средневекового праздничного действа морфология революционного праздника современного. В данном разделе рассматриваются структурные элементы (закрепленный традицией обязательный набор, определяющие морфологию календарно-обрядовых (архаичных) праздников. Это знаковые функции пространства, времени, огня, воды, солнца, растительного мира, ритуальной еды, даров и жертв, культа предков, маскирования и ряженья, гаданий и примет, эротических действ и смеха. Л. Н. Лазарева 66 Знак пространства Для традиционных обществ весьма характерно противопоставление между территорией обитания и неизвестным, неопределенным пространством, которое их окружает М. Элиаде Связь календарного обряда с мифологической концепцией пространство время. Постоянный возврат в обряде к реальному времени творения мира, воспроизведение и изначальное строение пространства. Неоднородность пространства в мифологическом сознании в отличие от ньютоновской концепции однородного пустого пространства, служащего вместилищем физических тел. Отсутствие представления о единой Вселенной, наличие только ее частей, кусков – миров. Мирча Элиаде о неоднородности пространства, в котором много разрывов, разломов о пространствах священных, сильных, значимых и неосвященных пространствах, в которых нет ни структуры, ни содержания. Проявление неоднородности пространства в противопоставлении священного, реального пространства всему остальному – бесформенной протяженности, окружающей это священное пространство, в противопоставлении Космоса Хаосу. Представления первобытными культурами мирового пространства как серии кругов или сфер, имеющих общий центр. Осмысление центра как места творения мира, сакральной (священной) его точки. Расположение вокруг центра все менее и менее сакральных кругов (принцип матрешки – один в другом или стрелковой мишени. Постоянное противопоставление между территорией обитания человека и неизвестным пространством (свое/чужое; культура/природа; Космос Хаос. Территория обитания – Космос как творение богов и связь его с миром посредством центра мира – пупа земли. Принцип сужения традиционной модели пространства от профанно- сти к сакральности море (океан) остров Буян церковь, дом, изба, кузница камень (Алатырь, алтарь, столб, дерево и другие объекты, связанные с представлениями о Мировой Горе и Мировом Древе. История и теория праздников Мировое дерево (древо жизни, древо плодородия, древо центра, древо познания) как знак мифологического осваивания мира, его организации и отвоевания у Хаоса. Связь Мирового древа с основными начальным способом организации мира – классифицированием. Необходимые действия для присвоения мира расколоть, расчленить, разделить мир как ритуальную жертву, затем вновь собрать воедино (анализ и синтез. Набрасывание «сетки-системы» двоичных и троичных противопоставле- ний (бинарных и тернарных оппозиций) на каждый объект действительности, который, благодаря присущим ему признакам (свойствам, отношениям, осмысливается как элемент некоторой серии (ряда, вступающий в противоборство с элементами другой серии. Представление отношений между объектами одного ряда в форме перевода объекты как знаки различных языков (кодов, несущие один и тот же архетипический (первичный, первоосновный) мифологический смысл. Многообразие кодов зоологический, вегетативный, минеральный, астральный (язык светил, язык небесных явлений и атмосферных стихий, язык одежды, пищи, домашних и полевых работ, социальных и семейных отношений. Знаковость мира как объективное условие его осмысления. Создание модели мира – особой совокупности принятых в данной культуре кодов в связи с оформившимися представлениями о пространстве и времени. Тесное переплетение пространственных и временных, природных и общественных признаков. Возможность классифицировать практически все важные для человека объекты и явления, связав их друг с другом и придавая строго определенный смысл. Птицы/животные; небо/земля; земля/хтонический мир мужчины/женщины; правый/левый. Наделение одного из элементов каждой оппозиции положительными качествами, другого – отрицательными оценка мира через разнообразие оппозиций. В. Н. Топоров о важных бинарных оппозициях. Характеристика структуры пространства верх/низ, небо/земля, земля/подземное царство, правый/левый, восток/запад, север/юг. Временные координаты день/ночь, весна (лето)/осень (зима. Цветовые координаты белый/черный, красный черный. Координаты природно |