1. Определение праздника. Проблемы терминологии
Скачать 2.16 Mb.
|
Кузьминки (Кузьмодемьянки) – праздник встречи зимы 1–3 ноября (13–14 ноября) На Кузьму, Кузьму-Демьяна, На девичий праздник Тут и девушки играли… Кузьминки – первый зимний деревенский праздник. Определение сакральности времени проведения праздника (соотносительно с годовым циклом и временем суток. Пространственные границы праздника. Русская мифологическая традиция в образах Кузьмы и Демьяна о переводе христианского повествования на почву народного мировоззрения. Многотемность и многофункциональность Кузьминок. Кузьминки в контексте общей теории перехода. Тема девушек в общем сюжетном повествовании. Девушка как лиминальное существо. Внедомность девушек – сакрализация поиска спутника, маркировка дома будущего, перспективы, смысла. Смысловая основа пословицы Полно девкам чужое пиво варить, пора свое затевать. Прямые и опосредованные функции кузнеца-демиурга Козьмодемьяна. Общая морфологическая фактура праздничного гулянья. Характер традиций благопожелания Кузьминок: основные движущие силы «коля- довщиков» (организаторов и сопутствующих. Семантические особенности песенно-разговорных пожеланий. Образ мехоноши и его ролевые функции в обряде обхода дворов. Своеобразие ритуальных блюд. Традиции «ссып- чины в Кузьминках. Соотнесение сырого (природы) и приготовленного (культуры) как основополагающего концепта данного праздника, связанного с лиминальностью девушек. Роль очага, огня в оппозиции природа культура. Изготовление «черепешников» – проектирование будущего, реализация на практике симильной (иммитативной) магии. Ключевая роль курицы в праздничной трапезе, отражающая общую миросозерцательную функцию народного мышления. Угощение и гости. Ритуализация игр и игровых заигрышей. Символическое ряженье девушек молодцами. Наличие чучел Кузьмы и Демьяна, их участие в игровом действии, а также обязательных (статусных) игр, подтверждающих лиминальность девушек. Место и роль дополнительных игровых действий, базисных для всего набора календарных праздников. История и теория праздников Колядки, Святки – праздник солнцеворота 25 декабря Коляда светлая Пришла Коляда Вперед Рождества, Вперед Масленицы Народная мысль Колядки, Святки (прибавление светлого дня на минуту) – главный зимний праздник, переход от старого года к новому. Языческий характер празднования. Приурочивание к колядкам христианского праздника Рождества Христова. Синкретизм народных и христианских элементов. Основные праздники в рамках колядок, Святок начало колядок (первый сочельник, первый кутейник, Новый год (второй кутейник, конец Святок (сочельник, третий кутейник. Временные границы праздника святые вечера (25 декабря –1 января, страшные вечера (1 января –6 января. Устойчивость даты. Образ Коляды в русской мифологической традиции. Концепция АИ. Асова о Ведах Коляды (9–7 тыс. лет дон. э, повествующие о нем как о воплощении Крещения. Постепенное угасание значимости мифологического персонажа Коляды в божественной иерархии, переход в пантеон средних богов. Связь Коляды с конкретным астрономическим явлением – зимним солнцеворотом. Образ Коляды в современной художественно-игровой традиции. Этимология слова коляда. Точки зрения НИ. Костомарова, ДМ. Щепкина, Якова Грима, АН. Зорина. Современные реконструкции смысла и археология слова коляда. Близость мифологических персонажей Авсень, Баусень, Овсень, Таусень, Усень к Коляде в восточнославянской традиции. Морфологическая основа праздника. Пространственная всеядность. Главный магический обряд обходного характера – колядование (варианты козла петь, кликать луч, кликать авсень», «таусенькать»). Ру- бежность, лиминальность времени проведения обряда колядования. Вели- чально-поздравительный характер колядок-песенок («овсеней», «виногра- дий»). Улошные, под окнами и избовые колядки. Институт колядовщи- ков: ролевые функции персонажей (запевал, мехонош, ряженых и т. д. Л. Н. Лазарева 34 Ряженье как один из наиболее ярких элементов традиционной культуры. Суть ряженья изменение внешнего облика человека и особая игровая форма поведения, носящая ритуальный характер. Способы номинации ряженых по полу (мужчины женщины по возрасту (дети старики по природе (человек животное по принадлежности к миру живых и миру мертвых (покойник, белая баба, Баба-яга, смерть по принадлежности к миру людей и иному миру (шишок, шиликун, кикимора, черт по этнической принадлежности (цыгане, остяки, татары, немцы по принадлежности к разным ступеням социальной иерархии (барин, ревизор, нищие, разбойники по принадлежности к мирской или духовной жизни (поп, священники, казак, солдат по причастности к разного рода занятиям (кузнец, печник, рыбак, лекарь. Две формы святочного ряженья обходная и посиделочная (вечероч- ная). Тесная связь ряженья с обрядом колядования и с вечерошными заиг- рышами. Ритуально-магическая и игровая функция ряженых козлом, быком, конем и медведем. Динамика соотнесения тотемных представлений и игрового действия. Коммуникативные функции ряженых в святочных посиделках организация игрового пространства посредством песни, сценки, пляски, хоровода, «отпевок». Активизация и актуализация темы брака в святочных игрищах, превращение Коляды в важный период семейно-брачной обрядности. Святочные гадания функциональная приуроченность к особенному периоду безвременья, в котором не идентифицированы признаки старого и нового, прошедшего и начинающегося, хаоса и порядка. Самостоятельность гаданий, изолированность от других обрядовых комплексов. Основные темы гаданий будущий урожай и будущая судьба в пределах следующего года. Разновидности гаданий подблюдные и предметные. Трансформация различных бытовых предметов с учетом их символических значений, произнесение формул заговорного характера, предохранительные меры (зачурание, крестное знамение, зачерчивание и расчерчивание и т. д) – основные принципы построения гаданий. Место и роль еды как знака культуры в святочных действах. Номенклатура основных блюд кутья, взвар, блины, кесаретский поросенок, козули и т. д. Сакрализация святочного воровства и святочных бесчинств (временные и пространственные параметры. История и теория праздников Связь Колядок, Святок с основным космогоническим процессом – творением мира вновь, гармонии и порядка. Закономерная связь Святок и Нового года. Даты Нового года в истории русской культуры. Аграрная основа отсчета дат Нового года языческой славянской культуры. Значение сева как знака надежды на будущий урожай в определении сакрализации поворота времени на Новый срок. Эволюция самого определителя нахождения перехода от старого к новому. Дни весеннего и осеннего равноденствия в системе отчисления астрономического времени. Вхождение Руси (и России) в общее временное пространство. Календари России. Указ Петра I (1699 го переходе России на общий европейский календарь и переводе Нового года на 1 января. Новый год в истории культуры. Знаковые аспекты новогоднего празднования. Елка – знак вечности, охраны в структуре праздника. Впервые елку, украшенную яблоками и облатками, поставили в Эльзасе в XVI веке. Позже в разных областях Германии и Швейцарии гильдии и цеховые организации устанавливали на площадях городов деревца с украшениями и сладостями. В XVIII – XIX веках этот обычай перешел в Скандинавию, Францию, Россию, Италию и Турцию. С годами это стало мировой традицией. Знак подарков. Подарки – очень древний обычай. Археологи нашли в египетских пирамидах периода Нового царства вазы ливийской эпохи, созданные 3–4 тыс. лет назад с надписью Открытия года хорошего. Опираясь на данные археологов последних десятилетий, можно предположить, что дары, подарки и отданки известны всем этническим общностям эпохи верхнего палеолита (15–10 тыс. лет дон. э. Мифологические и сказочные персонажи новогоднего цикла. Россия. Дед Мороз. В русской мифологии Мороз, Морозко – неказистый, вредный старикашка, который бегал по полям, тряся длинной седой бородой и стуком вызывал морозы. Со временем превратился в богатыря- кузнеца, который сковывал льдом землю и воды. Таким, каким мы его знаем сейчас, Дед Мороз существует 150–160 лет. Его создатель – немецкий художник Морис фон Швиндт, готовивший декорации к опере Моцарта Свадьба Фигаро. Италия. Итальянский Дед Мороз – Баббо Натале. Но подарки приносит добрая Фея Бефана, которая прилетает на метле, открывает две Л. Н. Лазарева 36 ри маленьким золотым ключиком и наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Франция. Французский Дед Мороз – Пер Ноэль – приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Чехия и Словакия. Подарки разносит детям Микулаш – веселый человечек, одетый в мохнатую шубу, высокую баранью шапку, с коробом за спиной. Швеция. Деда Мороза зовут Томтен. Перед Новым годом дети выбирают Королеву Света Лючию, наряжают ее в белое платье, наголову надевают корону с зажженными свечами. Лючия и приносит подарки детям и лакомства домашним животным. Англия Америка. Дед Мороз – Санта Клаус, который разносит подарки и детям и взрослым. В Англии возник обычай обмениваться поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была отпечатана в Лондоне в 1843 г. Один из главных персонажей праздника – Лорд Беспорядка, он устраивает веселое карнавальное шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи Хобби Хорс, Мартовский Заяц, Шалтай-Болтай, Панч и др. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Голландия. Дед Мороз приплывает на корабле, и дети радостно встречают его на пристани. Дед Мороз любит веселые розыгрыши, сюрпризы и дарит детям марципановые фрукты, игрушки, леденцовые цветы. Германия. Санта Клаус появляется на ослике смешком за плечами. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им приносит Санта Клауса в башмаки кладут сено – угощение для его ослика. Австрия. Николо – австрийский Дед Мороз в высокой шапке разносит подарки и веселит публику. Финляндия. Йоулупукки разъезжает по стране на чем придется и по дороге одаривает всех подарками. Япония. Деда Мороза зовут Сёгацу-сан – Господин Новый год. Двери домов принято украшать ветками сосны, бамбука и сливы. Сосна олицетворяет долголетие, бамбук – верность, а слива – жизнелюбие. Сто восемь ударов колокола возвещают приход Нового года в Японию. В каждой семье готовят новогоднее угощение – моти-колобки, лепешки, булки из рисовой муки. В домах ставят ветки, украшенные шариками Моти, – новогоднее дерево мотибана. История и теория праздников Колумбия. Папа Паскуале – колумбийский Дед Мороз, он лучше всех умеет устраивать фейерверки. Главный герой колумбийских карнавалов – Старый год, он разгуливает на высоких ходулях и всех смешит забавными историями. Куба. Новогодний праздник называется Днем Королей. Королей- волшебников, приносящих подарки, зовут Бальтасар, Гаспар и Мельчор. Вьетнам. Новый год, Праздник весны, Тет – все эти названия празднования Нового года. Символ Нового года – ветки расцветающего персика. Определение причины обозначения Колядок как святая и страшная недели. Наполненность художественно-структурными элементами после- новогоднего периода празднования. Культ воды и обливания. Магия первого дня, первого дела, зачина. Знак цвета первой недели года. Ритуальная еда и угощение. Заключительные этапы празднования. Масленица – проводы зимы задней до Пасхи) Ешь до икоты, пей – до перхоты, пой до надсады, пляши до упаду Русская пословица Масленка, мясопуст, сырная неделя, сырница, сыропуст – разнообразие названий одного праздника. Масленица как отражение природных и биологических циклов, определяющих жизнь крестьянского общества. Упоминание мясопуста в Нестеровской летописи (1090 г, древность масленичных ритуально-обрядовых действ. Эволюция временного пространства Масленицы. Архаичность двухнедельного масленичного гуляния: мясопуста и сыропуста. Сопряжение древнеславянской масленицы с датой Нового года и Комоедицей (22 марта. Сложное переплетение разноэпохальных элементов в фактуре праздника. Зависимость определения даты Масленицы от христианской календарной логики окказиональность даты, определяемой задней до Пасхи. Установившаяся традиция недельного праздника. Напластование в празднике разнообразных и разновременных традиций, обрядовых действ и развлечений, переплетение аграрных и семейных обрядов, языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира. Л. Н. Лазарева 38 Сложность предпраздничного подготовительного периода. Насыщенность обрядовыми действами. Дедовская или Родительская субботы поездки на кладбище, выпечка поминальных блинов, подготовка горок. Встреча малой Масленицы в воскресенье. Роль детей и подростков в подготовке праздника. Первые катания с гор, прокатка, прогонка. Драматургия масленичной недели. Организационная наполненность первого дня Масленицы – встречи (понедельника. Выбор места празднования, деление на группы – ватаги, подготовка площадок для игр. Заигрыш вторник) как пример игрового оформления древних инициальных обрядов. Характер улошных действ место и роль девушек в игровом пространстве. Среда – лакомка прекращение всяческих работ, начало широкого разгула до воскресенья. Обрядовая еда. Строгая регламентация обряда выпечки блинов. Знаковый характер числовой последовательности поедания блинов. Этимологическая основа слова блин. Сопряжение знака блина со знаком каши как явлений, тесно связанных с земледельческим трудом. Знак зерна в аграрном культе, переход зерна из пространства природы в пространство культуры. Семейные застольные традиции лакомки коллективное поедание, угощение, одаривание. Изготовление чучела Масленицы, его антропоморфизм, бинарность половой принадлежности. Специфика обряда «наряжения» чучела – преобразование его в символ своей конкретной местности, результат сопричастности к акту его создания конкретной крестьянской или родовой общины. Наделение чучела конкретным именем – Дуня, Гаранька, Авдотья, Куля. Традиция изготовления собственных семейных кукол с привлекательной внешностью и атрибутами, символизирующими знаки дома сковородой, половником и т.д. Приоритет замужних молодых женщин в изготовлении семейных чучел-кукол как отголосок древних женских ритуалов. Участие саней в обряде «объезжания» чучелом Масленицы всех дворов своей общины. Роль саней в поминальной и праздничной традиции. Маркировка саней столбом с лентами, выступающим заменителем знака мирового древа, древа жизни. Родовые традиции гостевания, первые посещения молодыми своих близких родственников. Широкий разгул четверга. Разнообразный набор масленичных игр и состязаний. Распространенность конских ристалищ. Семиотика коня в русской культуре прикладном искусстве, фольклоре, обрядах. Солярная знаковость коня в народной традиции. Разновидность трактовок функциони- История и теория праздников 39 рования образа коня и самого коня в структуре празднования. Соотношения культа умерших предков и поминальной тризны с культом коня. Поминальные элементы аграрных праздников. Масленичные кулачные бои – праздничные развлечения молодых мужчин и парней, рукопашные состязания без применения оружия. Виды кулачных боев стенка на стенку и «сцеплялка-свалка». Принципиальные отличия кулачного боя от драки регламентация тактических приемов, система запретов, соблюдение определенных правил. Катание с гор как увеселение и как место организации праздничного гуляния. Горки – эпицентр праздника. Горки и молодожены. Институт молодоженов в масленичном действе. Смысловая основа обрядов солить рыжики на пост и стоять столбами. Наказание бездетных молодоженов и благодарности «полносемейным». Катание на горах как ритуализирован- ный акт, связанный с продуцирующей магией воздействия на жизнь человека и урожай. Масленичный обычай «целовника», посещение молодушек- «первушек» (первый год замужем. Пятницкие тещины вечерки (вечерницы, посидки) – отголоски родовых традиций общежития. Обычай посещения близких и дальних родственников. Культура масленичного застолья порядок размещения гостей, регламентация подачи блюди хмельных напитков. Древний обычай пить заздравную чашу – чин чаши (XI в. Роль хозяина дома в обычае чина чаши. Художественная наполненность застолья, утилитарные и социальные функции праздничного застолья. Масленичная золовкина суббота. Посещение кладбищ. Поминальная тризна. Подготовка к основному празднику. Воскресенье – проводы, «проща», прощенье, прощальный день, целовальник. Всеохватывающий характер праздничного гуляния. Деревенские санные поезда декорирование упряжек, наличие шумящих и звенящих инструментов, пестрота ряженья, хоровое массовое пение – отголоски древних родовых «схотбищ» (Б. А. Рыбаков. Обрядовая и игровая основа Взятия снежного городка. Разновидности игрового поведения, принципа деления играющих на группы. Роль возрастных и половых признаков в организации игрового пространства. Закономерность победы взятия городка преднамеренная маркировка будущей победы как условие игры. Л. Н. Лазарева 40 Очистительная сила масленичного костра. Определение точной топографии проведения обычая разжигания общественного костра. Ролевая функция шеста с колесом в центре кострища. Варианты сожжения чучела Масленицы как результат прочтения смысла Масленицы в разных регионах России. Определение сакральности времени проведения ритуального масленичного костра. Замена сожжения Масленицы похороны вводе, земле, разрывание куклы, разбрасывание как отклик на функционирование различных типов захоронения в народном быту. Финал праздника – традиция просить прощение. Посещение кладбищ, родственников, друзей, знакомых. Обычай просить прощение все- мейном коллективе. Аграрно-магическая направленность масленичного действа. Очистительный характер обрядов, направленных на благополучие в природе и человеческой жизни. Гармонизация человека и природы. Встреча весны начало марта) Дай, Весна, Добрые годы, Годы добрые, Хлебородные Народная песня Связь весны с природными явлениями прилет птиц, капель, таяние снега, ледоход, разрушение санного пути, увеличение долготы дня. Роль климатических условий в установлении времени встречи весны. Знак весны в земледельческих культурах. Растяжка весенних обрядов во временном пространстве (март-июнь). Трехчастная модель встречи весны Герасим Грачевник – 4 (17) марта, День сорока сороков – 9 (21) марта, День птиц – 25 марта (7 апреля. Отличительная черта ранневесеннего периода – наличие очистительных, апотропейных (защищающих) и продуцирующих направленных на получение прироста, приплода, урожая) ритуалов и обрядов. Наличие представлений об активизации в этот период хтонических потусторонних) сил, о разгуле нечисти. Проведение ритуалов, направленных на изгнание нечисти и гадов, – ритуалов пограничного типа, относя История и теория праздников 41 щихся к переходному ритуально-мифологическому комплексу, связанному со сменой старого и нового хозяйственного года. Причины отсутствия сложных обрядов и праздников, посвященных встрече весны. Территориальная распространенность песенных закличек (или веснянок) раннего прихода весны. Особенности исполнения закличек. Роль крыши в драматургии обряда кликанья весны. Приоритетное положение женщины и девушек в ритуале. Историческая трансформация кликанья, участие в ритуале детей. Деление закличек по происхождению, функциям на две группы древние, с архаической обрядовой функцией, и новые лирические и шуточные песни. Приурочивание первых только к обрядовому действу, вторых – к любой праздничной дате. Отличие веснянок от других песен благодаря окончаниям каждого стиха (или вставкой в его середине) в виде междометия «гу» (отсюда, другой вариант названия песен – гукал- ки»). Характерная особенность стиля веснянок – вопросно-ответная композиция, предполагающая два хора поющих. Господствующий обряд встречи весны – выпекание жаворонков – печенья в виде птичек. Варьирование формы печенья и названий жаворонки, кулики, «чувильки», сороки. Возможная замена печенья- птичек пирогами и шариками из теста. Значение числа 40 при выпечке изделий из теста. Семиотическая цепочка тесто – хлеб – зерно. Аграрно-магическая и скотоводческая функциии хлеба. Ритуально-заклинательные действия сиз- делиями из теста. Знак верха, высоты в акциональных действиях заклина- тельного характера. Постепенное забвение магического смысла заклинания весны и превращение обряда в игру, забаву. Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту (7 недель, 50 дней от Масленицы до Пасхи) Соединение народных и православных традиций в обрядовом комплексе этого периода. Очистительный и профилактический (апотропеиче- ский) характер обрядовых действий. Характер названий каждой недели поста, содержательное наполнение каждого периода. Важность переломных моментов средокрестия (середины, переломности), Вербного воскресенья последнего воскресенья перед Пасхой) и четверга на страстной (последней) неделе. Л. Н. Лазарева 42 |