Главная страница
Навигация по странице:

  • Семик (зеленые святки, четверток, праздник русской березки) – праздник весенне

  • 1. Определение праздника. Проблемы терминологии


    Скачать 2.16 Mb.
    Название1. Определение праздника. Проблемы терминологии
    АнкорLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLazareva_L_N_Istoria_i_t.pdf
    ТипРеферат
    #5186
    страница5 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    Средокрестие. Обычай приготовления обрядового печенья в форме крестов – новая христианская традиция. Разложение более древнего обычая выпекание печенья в форме земледельческих орудий труда. Печенье как проявление имитативной аграрной магии. Смысл запекания в печенье зерен ячменя и монет. Выпечка наряду с крестами маленьких лепешек. Обычай кормления крестами людей, животных, земли, орудий труда. Исполнение крестных песенок при обходе домов – отголоски традиций вербальной магии. Обливание обходчиков водой – отголоски заклинаний весеннего дождя. Вербное воскресенье. Обычай освящения вербы. Распространенность обычая «вербохлеста» людей и животных. Верба в системе народного семиотического знания. Поедание вербных почек – овечек. Обход домов с вербными ветками и благопожелательными песенками. Обрядовая еда вербного дня рыбий «курник», каша, гречневые блины, брага. Девичий праздник «лазарование» в субботу перед вербичем. Чистый четверг. Многочисленные и разнообразные обрядовые действа четверга. Распространенность этого дня у многих индоевропейских народов. Мнение известного этнографа Д. К. Зеленина, что с этим днем совпал прежний день Нового года. Обряды четверга – обряды профилактического, очистительного и предупредительного характера. Представления о четверге как о границе, отделяющей Великий пост, период безвременья от периода возрождения и обновления природы, начинающегося с Пасхи. Наделение Великого четверга способностью проецировать производимые действия навесь последующий год. Магия начала, магия первого дня через исполнение множества разных дел. Магические способы сохранения скота. Разнообразие видов вербальной магии. Роль крика, голоса человека, животного, музыкального инструмента как существенных примет этого мира. Понятие правильного голосоведения в составе того или иного обряда. Материальность голоса, подверженного влиянию извне и могущего стать инструментом воздействия. Действия, связанные с культом умерших предков, – «кликание» умерших. Соразмерность этого итого мира. Бинарные оппозиции здесь – там сейчас – потом. Обряд очищения водой – умывание, обливание, купание – как один из самых древних и повсеместно распространенных. Генетическая связь омовения с началом весенних полевых работ. Место и роль зари как знака возникновения в проведении обряда омовения. Связь омове-
    История и теория праздников 43
    ния с девичьей любовной магией и ритуалом кликания весны. Функциональные особенности окуривания и очерчивания магического круга, связанные с установлением незримой границы защиты культурного пространства. Создание и использование различных магических предметов четверговой соли, четвергового хлеба, просфоры, смолы, пепла и т. д. Создание системы примет, гаданий, колдовства к Чистому четвергу по принципу первого дня Нового года. Необходимость и логика поста. Приготовление праздничных блюди крашение яиц. Знак яйца в истории культуры, смысловая эволюция этого знака. Древнейшие мотивы в орнаментике и символике писанок. Велик день в церковном календаре – Пасха первое воскресенье после весеннего полнолуния, наступающего после равноденствия) На святой неделюшке Повесили качелюшки. Сначала покачаешься, Потоми повенчаешься Народная песня Этнографические данные о народных корнях этого праздника. Малочисленность народных обрядов, отсутствие целостного обрядового комплекса. Окказиальная дата празднования. Характер обрядовой еды пасхи, кулича, крашенных яиц, обрядового хлеба. Любимые забавы Великого дня катание яиц, обливание водой, разжигание костров, качание на качелях. Обязательное вождение хороводов. Хоровод (харагод, каровод, кара- ход) в истории культуры связь хоровода с различными типами этнических подразделений (общиной, фратриальным делением, родовой организацией. Богатство и многообразие хороводной культуры, распад первичного синкретизма элементов хоровода (песни, музыки, движения, действия, пантомимы и т. д. Смена нерасчлененного хоровода, воплощающего коллективистское начало, его дроблением вплоть до выключения отдельных индивидуумов. Развитие собственно выразительных элементов хоровода по
    Л. Н. Лазарева
    44 явление диалогических форм, дробление рисунков построений, игровая дифференциация и т. д. Классификация хороводов, обусловленная соотношением главных компонентов песни, игры и танца. Три группы хороводов хороводы-
    песни, игровые хороводы, хороводы-танцы. Структурные и стилевые особенности каждой группы хороводов. Избовые и улошные хороводы. Хороводы как древняя форма русской музыкально-плясовой культуры, вобравшая в себя и более поздние народные музыкальные традиции. Набор игр и заигрышей весеннего цикла. Проведение игр и забаву церквей и на кладбище как пример возможной связи их с культом умерших предков. Центральное обрядовое действо Великого дня – хождение по домам групп колядовщиков-волочебников. Структура волочебных песен обращение к хозяину, пожелания добра и богатства, просьба одарить пришедших. Содержание волочебных песен, их образы, близость к другим величально- заклинательным песням аграрного цикла – свидетельство того, что это древние аграрные песни-благопожелания, исполняющиеся при весенних обходах дворов перед началом сева. Закономерность для весенней обрядовой лирики мотивов любви и брака. Появление разных групп волочебников. Кукольники как разновидность института волочебников, древние кудесники, исполнители обряда (НМ. Никольский. Древность обряда обхода волочебниками домов – рудимент весеннего аграрно-магического обряда. Праздник Красной горки первое воскресенье после Велика дня) Соседушки, голубушки, Меня любите и жалуйте, К себе примите в подруженьки Народная песня Красная горка или Фомина неделя. Языческая традиция празднования начала весны. Разжигание костров на высоких холмах, общие коллективные мольбища и «полюдье». Начало девичьих хороводов, ярмарок невест, обрядов встречи весны («кликанье весны.
    История и теория праздников Центральный обряд Красной горки – вьюнины, обряд обхода дворов с поздравлением – «окликанием» молодоженов. Вхождение вьюнин в цикл весенних аграрно-магических обрядов, сочетание в них календарной обрядности с элементами свадебной. Вьюнины как завершение весеннего чествования молодоженов, начатого на Масленицу. Близость «окликания молодых к колядованию и к пасхальным обходам дворов волочебниками.
    Трехчастность вьюнишной песни введение, основная часть – эпическая, в которой в иносказательной форме высказывается пожелание благополучия, заключение – просьба о вознаграждении. Специфичность образов основной части вьюнишной песни дерево посреди двора, поддеревом убранная кровать, на ней вьюнец с молодой женой во дворе терем, в котором на столах расставлены для гостей яства. Схожесть образной системы вьюнишных песен со свадебной. Особенности состава окликальщиков, их половозрастное разделение мужчины, женщины, дети. Особое оформление женской процессии окли- кальщиц: одна скачет на помеле из мочалы и с колокольчиком, другая несет елку, украшенную разноцветными лентами, платками и полотенцами, те. свадебный символ – красоту, остальные празднично наряжены. Пространство проведения обряда. Маркировка внешнего пространства крыльцо дома, двор, окно. Освоение внутреннего пространства дома праздничное угощение, разнообразные увеселения. Специальный статус вьюниц – переход молодоженов в новый общественный круг семейных людей. Естественность сочетания завершающего брачного обряда с весенними календарными действами. Заключение в древности браков весной, вхождение брачных обрядов и символики в весеннюю аграрную магию. Красная горка – начало свадеб, девичий праздник. Девичья ссыпчи- на, подготовка ритуальной яичницы. Ритуальная троица как зачин молодежных гуляний, приходившихся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью как граница и способ закрепления единства девичьей социовозрастной группы. Смотрины невест на Красной горке. Игровые хороводы. Традиции кликания весны. Развернутая драматургия обряда «опахивания села. Сакрализация времени проведения обряда – полночь, сакрализация пространства околица. Набор действующих лиц три молодые женщины с сохой и три старые с иконой. Сакральность действий с головой (расплетены косы, сняты платки. Опахивание культурного, освоенного пространства деревни
    Л. Н. Лазарева
    46 сохой, на которой сидели женщины. Совпадение исходной и конечной точек обряда. Очистительные и охранительные функции обрядов Красной горки. Радуница (Радоница) – день поминовения умерших
    (понедельник-вторник Фоминой недели, следующей за Красной горкой) Веселая Масленица – бесстыдная
    Горе-пьяница, а гулливая Радоница – светлой радости приятельница Народная песня
    Радоница – один из наиболее важных дней поминовения умерших.
    Радоница, Рад – блестящий, просветленный (от лат. radio – блистать, сиять луч. Народная этимология названия праздника Радуница – от радоваться. Поминовение умерших весной, перед началом сельскохозяйственных работ – генетическое восхождение к культу умерших предков, призванное обеспечить их поддержку и покровительство в крестьянском труде. Сакрализация кладбища как пространства проведения обычая христосования с родителями. Одаривание умерших пасхальным яйцом. Угощение знакомых и незнакомых за помин души. Значение положения сколько помянешь (раздашь на этом свете) – столько и на том свете дадут тебе. Диалоги живых с умершими. Обычай «окликания покойников – художественные особенности плачей и причетов. Обязательное исполнение песен и плясок на могилках умерших. Восхождение веселья как части поминовения к древним похоронным обычаям, в которых обязательным заключительным элементом были смех и шутки. Основное назначение сме- хового элемента поминовения усопших – преодоление смерти и утверждение жизни. Проведение поминальной трапезы в культурном живом пространстве доме. Накрывание отдельного стола для умерших. Обрядовая еда яйца, шанежки, оладьи. Особая роль кутьи. Кутья – ритуальная пища дней общего поминовения мертвых Масленичной субботы, Радуницы, Троицкой субботы, Дмитриева дня. Кутья – род каши, особенностью которой является использование цельных зерен и ягода также меда. Символика ингредиентов, составляющих кутью. Зерно (пшеница, ячмень, пшено, рис)
    История и теория праздников как символ жизни и плодородия в традиционной культуре (свойство зерна надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, а также умножать ее. Реальная жизнь зерна в рамках календарного года (семя – растение – семя) – пример вечного круговорота жизни. Умножающая, продуцирующая сила зерна из одного произрастает множество. Схожее символическое значение ягод как разновидности зерен. Связанность символического значения меда с образом пчелы, его производительницы. Народное отношение к пчеле как к священному существу, представления о ее идеальности. Связь пчелы с женским началом в мифологических представлениях, ее исключительность, безгрешность и непорочность. Раскрытие идеальности работы пчелы через мотив необычности ее труда, мотив избыточности труда, мотив знания – мудрости пчелы. Реализация мотива мудрости пчелы в высокой степени организованности пчел и создаваемых ими меда и сот. Символика всех составляющих кутью и самой кутьи – в реализации подтверждения вечного круговорота жизни, возрождения жизни через смерть. Вхождение кутьи в состав блюд основных пограничных временных вех календарного года, а также переходных обрядов жизненного цикла человека (родины, свадьбы, похороны. Участие кутьи в акциональных действиях включения умерших в вечный круговорот жизни.
    Егорьев день Юрьев день) – праздник наступления настоящего весеннего тепла весенний Егорий – 23 апреля осенний – 26 ноября) Юрий, вставай рано, Отмыкай землю, Впускай росу На теплое лето…

    Народная песня Два образа святого Георгия (Егория) в народном сознании змееборец, «христолюбивый воин, запечатленный в народных легендах, стихах, и хозяин земли и весенней влаги, покровитель скота, распорядитель диких зверей, открывающий весенние скотоводческие и земледельческие работы. Древняя языческая традиция – основа итого, и другого образа Георгия.
    Л. Н. Лазарева
    48 Земледельческие функции святого начинает весну, отмыкает землю, выпускает на белый свет росу, выгоняет из-под спуда траву зеленую, дает силу всходам. Целебная и плодородная сила егорьевской росы ритуальные действия с росой. Большое количество ритуальных действий, определяемых пограничным характером этой даты крестные ходы, молеб- ны, катание по земле, угощение. Обычаи обходов полей крестьянами-
    хозяевами. Исполнение куралесу (от искаженного «Кюрио елейсон» – Господи, помилуй. Более древние функции святого Егория как покровителя домашнего скота, загонщика скота, скотного бога. Обряд первого выгона скота, обходы дворов с пением – окликанием. Определение сакральности времени проведения обхода «окликания» (вечер или ночь накануне праздника. Сопровождение пения – окликания аккомпанементом барабанки (инструмент в виде барабана, распространенный в Костромской области, бубна, «шер- гунцов», «трензелей». Структура песен – окликаний, схожесть с колядками и волочебными песнями. Заклинательный скотоводческий характер егорьевских обходов. Близость текстов окликаний к заговорами обрядности первого выгона скота. Почитание святого Егория как покровителя лошадей. День 23 апреля день лошадиных именин. Угощение лошадей – сена по колена, овса – до ушей. Купание лошадей, запреты работать на них, молебны над ними. Распространенность конского праздника. Молодежные игры в коня. Весенние хороводы и молодежные гулянья. Обязательность обычая ходить в гости – гостить о празднике. Варка пива – необходимый элемент хождения в гости. Пиво (слабоалькогольный напиток изготовляется спиртовым брожением сусла из солода, хмеля и воды, в которые иногда добавляется рис и сахар, древнерусское пити – пить хмельное. Егорьевские пастушеские и охотничьи обрядовые действа. Знаковость пастуха и охотника нахождение в двух пространствах – культуры и природы – пограничности состояния, зыбкости, переходности. Обязательное знание пастухом заговорных формул – отпусков. Традиция молчаливого обхода стада с отпуском. Окропление стада водой из трех ключей. Одаривание пастухов яйцами, лепешками, салом. Распределение ролевых функций между подпасками зайца, слепого, хромого, замка и
    История и теория праздников колоды. Вербальная и имитативная магия действования между пастухом и подпасками. Женские обычаи Егорьевского дня прокатка яиц, удары вербой, пры- ганье через прутья, дерганье друг друга за волосы. Соединение скотоводческих и земледельческих функций святого
    Егория; бифункциональность обрядового комплекса этого дня. Первое мая праздник конца весны, начала лета Первое мая как рубеж между зимой и летом, начало весенней пахоты и первого сева. Еремей-запрягальник – другое название праздника. Северный вариант празднования Первого мая. Изготовление соломенного чучела нашесте, установка его на горке, пирование вокруг него и сжигание с песнями и плясками. Разжигание костров за деревней, ночью, на самом высоком «угоре» (холме. Вождение хороводов вокруг костров, прыгание через них, костровые игрища. Схожесть элементов праздника Первого мая с проводами Масленицы возможная замена одного праздника другим в силу двоякого периода зимования. Осознание на Севере Первого мая как даты встречи лета, а не весны. Центральный момент праздника – внесение в село или город молодого зеленого деревца, которое у всех народов называлось одинаково май или майское дерево. Внесение мая – знак прихода лета. Майское дерево – маркировка праздничного пространства, на котором молодежь пела и плясала. Традиция украшения домов и себя зеленью. Распространенность весенних обходов домов с пожеланиями благополучия и урожая. Основной культ праздника – культ расцветания растительности. Историческая эволюция праздника, преобразование его в общественно праздничный акт трудящихся масс. Новое звучание праздника, новый характер, принципиально отличный от традиционной встречи лета.
    Л. Н. Лазарева
    50 Праздник стрелы Обряд вождение стрелы (гнать стрелу, бягить сула, закапывать стрелу) – весенне-летний обряд, типологически близкий, ноне идентичный ритуалам проводов/похорон. Полисемантичность (многознаковость) и полифункциональность обряда. Название обряда от зачина хороводной песни Дай пашла стрела, да и вдоль села. Знак стрелы – это и шествие, и песня, сопутствующая ему, и группа исполнительниц, и предметы, зарывавшиеся в конце обряда на поле. Возможная замена слова стрела словом «сула» (сула – копье, рогатина, клюка, дубина или палица. Приуроченность обряда вождение стрелы к разным датам Егорье- ву дню, Пасхе, Пасхальной неделе, Вознесению. Связь обряда с ритуальным обходом полей, проведыванием всходов. Структура обряда шествие по селу с пением песни, вождение хоровода, закапывание в поле каких-либо предметов, принадлежащих женщинам. Знаковость шествия и его ход участницы выстраивались парами цепочкой вдоль улицы, держась за платочки. Первые две делали «воротики», под которыми проходила вся цепочка, пока первые не становились последними, и все начиналось заново. Такое продвижение и называется гнать стрелу. По пути стрелы добавлялись новые участницы до 6080 человек и более. Дойдя до поля, делились на группы по 1012 человек и водили хороводы, пели частушки и плясали. Присутствие ряженых в празднике и их функции. Дед и Баба избивали всех прутьями – хворостинками, собирали дань со всех встречных и раздавали гостинцы детям. Обязательность места завершения обряда – поле с житом. Традиция закапывания в землю хлеба и денежек, ленточек, других предметов (все они играли роль стрелы. Выступление знака стрелы знаком молнии, а женских слез – водой, дождем. Связь обряда с вызовом дождя и защитой от молнии.
    История и теория праздников 51
    Семик (зеленые святки, четверток, праздник русской березки) – праздник весенне-летнего календарного периода четверг на седьмой неделе от Пасхи) Как у нас в году три праздника Первый праздничек – Семик честной, Другой праздничек – Троицын день, А третий праздничек – Купальница Народная песня Вхождение Семика в единый весенний праздничный цикл, который начинала Масленица и заканчивал Семик и Троица. Отражение в фольклоре самого представления о взаимосвязи этих двух праздников. Указание в пословицах и речевых оборотах на родственные отношения мифологизирован- ных образов Честь ей и хвала, что она, Масляна, Семика в гости звала,
    «Звал-позвал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Исполнение некоторых обрядовых песен только два раза в годна Масленицу ив Семик.
    Семик – маркер пограничного состояния природы – окончание весны, предвестие лета. Пронизывание семицкого обрядового комплекса переходной символикой. Функциональная роль молодежи в празднике, социальный статус которой определяется также как переходный. Наложение на канву народного праздника Семика христианских традиций Троицы. Синкретизм народных и христианских элементов, проявляющийся на уровне названия праздника – Семицко-Троицкая неделя, и на уровне основных структурных единиц, составляющих обрядовый комплекс. Основа семицкой обрядности – культ растительности, культ березки, ставшей символом русской культуры. Украшение зеленью домов снаружи и внутри, улиц, общественных учреждений. Зелень – клечанне, название празднования зеленой недели – клечальной, зеленых святок. Традиция устанавливать возле дома ив доме молодые деревца – май – пример древнейших обрядов апотропеической, предохранительной и карпогонической магии. Повсеместное распространение обрядов завивания (заламывания) березки и заплетание венков. Временное приурочивание обрядов к четвергу – Семику, вариативная возможность проведения обрядов в Троицу и Духов день. Участие в прове-
    Л. Н. Лазарева
    52 дении обряда девушек и молодых женщин. Многообразие приемов завивания венков. Основные ритуальные действа, связанные с венками. Роль реки, воды в проведении ритуалов. Разнообразие действий с березкой. Традиция украшения березки и раздевания. Березка-кума или девичья красота, «гостейка». Роль наряженной березки в маркировке центра праздничного гулянья. Связь березки с посеянным полем и рекой. Функциональная замена березки куклой-березкой или девушкой-березкой. Обряды потопления березки или ее сожжения. Обряд куста – аналог обряду хождения девушек с березкой. Организация процессий девушек и женщин по домам, центр процессии куст – девушка. Половозрастная классификация кустов детские, девичьи, женские. Ритуальные объединения молодых людей вовремя праздничных шествий, гуляний, кумления, качания на качелях, катания яиц, вождения хороводов. Семик – время манифестации девичьей силы, пика девичьей зрелости, готовности к браку и рождению детей. Первое участие в общественном обряде девушек-подростков, сакрализация их статуса полноправных членов молодежного коллектива. Инициационный характер семицких игр и хороводов с прядильно-ткацкой символикой. Название отдельных фигур девичьего хоровода навивать, сновать, надевать, ткать – символизация причастности молодой девушки к миру важнейших женских занятий. Обряд кумовства девушек и молодых женщин в семицкой обрядности.
    Кумление как особая форма посестримства. Структура обряда кумовства, его видовое разнообразие. Генетические корни кумовства разнообразие точек зрения ученых. Сопроводительный обряд кумовства – крещение кукушки. Семиотический статус кукушки как посредника между этими тем светом. Варианты изготовления кукушки от сорванной ветки до антропоморфного чучела. Тесные взаимосвязи обрядов кумления и похорон кукушки. Организация общей трапезы. Серьезное значение складчины и сбора продуктов. Организация «сходбщиков» – колядников. Образы Семика и
    Семичихи: половая перевернутость образов, характер ряженья персонажей, драматургия поведения в обряде. Варьирование сроков поминальных действ вторник семицкой недели – «задушные» поминки суббота этой же недели – троицкая, духовская суббота или родительская. Коллективный сбор муки и изготовление поминальных блинов и булок, крашеных яиц, киселя. Вселенские панихиды.
    История и теория праздников Основные элементы семицко-троицкого комплекса украшение домов, церквей и улиц зеленью, березами завивание березок и венков кум- ление над березами украшение березки, хождение с ней и потопление бросание венков вводу поминальные действа общая обрядовая еда девушек игры и хороводы. Праздник Ярилы
    (Всесвятская неделя, Ярилина, русальная, духовская, гряная) – праздник расцвета весенних сил, проводов весны неделя, начинающаяся сразу после Троицы) Название первого дня недели, понедельника, – Духов день последнего дня, воскресенья, – День всех Святых (возможное название – Всесвят- ская неделя.
    Ярила Купалу кличет. От Ярилы до Аграфены
    Купальницы рукой подать. Народные пословицы
    Ярила как завершение праздничного цикла Семик-Троица, связанного с весной, и как начало наступающих летних праздников – Ивана Купалы и Петрова дня. Возможные варианты названия обрядового комплекса
    «Ярилов день, «Ярилки», Молодой Ярила», Старый Ярила», погребать
    Ярилину плешь. Центральный момент праздника – ряженье Ярилой молодого парня или старика бинарная оппозиция персонажного кода. Переходный характер временного периода праздника – двойственность ряженых. Антропоморфные изображения Ярилы и Ярилихи. Шествия с Ярилой вдоль и вокруг поселений, выход в поле. Обрядовые похороны Ярилы: потопление в реке, закапывание в земле, разрывание на части и разбрасывание по жнив- ным полям. Вакханальный характер народного гулянья разжигание костров, питье хмельных напитков, пляски, песни с причинкой», мужская борьба. Варка и крашение луковой шелухой яиц на кострах, горевших по берегам рек. Обычай кидать яйца друг в друга среди молодежи – отголосок вербальной и контактной магии.
    Л. Н. Лазарева
    54 Место и роль образа Костромы в праздничном весеннем комплексе. Этимология слова Кострома. Приурочивание обряда Костромы к воскресенью Всесвятской недели (следующая неделя – начало Петровского поста. Мужские и женские изображения Костромы, характер ряженья. Антропоморфизм чучела Костромы. Драматургия сцены смерти Костромы знаковая символика зеленой и сухой ветки дуба (молодой/старый; живой мертвый. Театрализация шествия похорон Костромы. Сакрализация пространства проведения конечного этапа обряда берег реки, березовая роща. Превращение ритуального действа похорон в детскую игру, забаву, в которой участвовали только девушки. Использование в фольклорных текстах термина весна как эпитет Костромы
    Костромушку да наряжали, Девки весну провожали Связывание Костромы с символикой весны, весеннего возрождения природы с магическими ритуалами, направленными на получение урожая. Кострома как символ плодородия. Идея изгнания из человеческого пространства существ потустороннего мира, в том числе и Костромы как персонажа, который по ряду признаков ассоциировался с русалками. Русалки (розалии) – главные персонажи Всесвятской недели. Антропоморфный и зооморфный образ русалок. Мужские и женские варианты русалок. Роль атрибутов и форм ряженья в подчеркивании принадлежности русалок к миру нежити. Обязательное закрывание лица надевание маски, чернение лица сажей, закрывание глаз волосами. Мифологический тип русалки молодость, красота, лиричность. Совместное сосуществование двух противоположных образов. Обусловленность появления русалки-коня; характер игровой драматургии, связанный с этим образом. Русалка-кукла, чучело, сноп. Традиция ряженых. Сценки похорон русалки. Сакрализация времени изгнания русалок вечер, ночь. Сакрализация пространства изгнания – за деревню, в ржаное поле. Роль шума в обряде изгнания. Обычаи обливания водой и прыгания через костер на рассвете после совершения обряда изгнания. Основной смысл обрядовых действ с Костромой и русалками – очищение культурного пространства живых людей от нежити. Очистительный ха
    История и теория праздников 55
    рактер обрядов изгнания, прыгания через костер, стрельбы из ружей, обжигание друг друга крапивой для оздоровления и от бесплодия. Иван Купала Иванов день, Ярилин день) – праздник летнего солнцестояния

    (24 июня)
    Иванская ночка мала-невелика,
    Невелика-мала, и я-то не спала.
    Я-то не спала, Петра ключи брала,
    Зорю размыкала, росу отпускала…
    Народная песня Иван Купала как один из важнейших народных годовых праздников. Глубокие древние основы обрядов упоминание праздника на сосудах-
    календарях IV века нашей эры. Название Купала – от глагола купать, кипеть, родственно лат.

    Cupido – Купидон. Мифы народов мира Обусловленность праздника своеобразной рубежной отметкой солнечного годового цикла, временем наивысшей солнечной активности (самый длинный день в году и самая короткая ночь. Невозможность переноса даты праздника на другой срок. Купала как единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Ку- пальницы (23 июня) и святых апостолов Петра и Павла, Петровками (29 июня. Подготовительные действа вдень Купальницы перед Купалой: сбор всех женщин деревни, выход за деревню, шествия вдоль полей, хождения на холмы и горы, пение ивановских песен. Особая руководящая роль молодых женщин и девушек в обходе домов с пожеланиями, подготовка обрядовой еды и общей трапезы. Этнографы о Купале как девичьем празднике. Возможные вариативные образы Купалы: дерево, кукла, чучело. Разнообразие игровых действ с деревом, выступающим не только символом растительности и образом праздника, но и символом девичества.
    Л. Н. Лазарева
    56 Двойственный характер празднования Купалы, обусловленный переходом астрономических явлений сакрализация нового, живого, молодого ив тоже время опасного, потустороннего. Особая знаковость Купальской ночи (с 23 июня на 24 июня) – самой короткой и самой страшной, маркирующей проницаемость границ между человеческими потусторонним мирами. Разгул нечистой силы колдунов, ведьм, оборотней, волховиток. Особые места сборищ нечисти Лысая гора, на болотах, на деревьях. Способы вредительства нечисти людям и животным порча посевов, пережимы и заломы хлебов, сглаз скотины. Охранительные действа людей заговоры, использование крапивы, полыни, ивановских трав, васильевского огарока, заветной косточки (от черной кошки. Связь обрядово-мифологического комплекса купальского праздника с природными стихиями – водой и огнем, выступающими в двух ипостасях: земной и небесной. Осмысление огня и воды купальской мифологией как брата и сестры, воплотившееся в двуцветном растении желто-синего цвета. Выражение темы огня в ритуалах возжигания купальских костров, являющихся центром ночных молодежных гуляний. Определение сакрального пространства для костров на краю деревни, за пределами поселения, на выгонах, перекрестках дорог, около водоемов, на холмах, вблизи полей. Знак живого огня для разжигания костров и хлама, собранного за год. Маркировка центра костра – дерево (сосна, черноклен, верба, береза, ель без макушки) или шест, укрепленный в земле. Купальское дерево Морана Марена, названное именем древнеславянского мифологического персонажа, олицетворяющего смерть. Запреты разжигать купальские костры на земле. Вариативность форм костров. Игровое пространство вокруг костра качели, игровые хороводы, заигрыши, общая трапеза, песни и пляски. Обряд перепрыгивания через ку- пальский костер, его магические и игровые функции. Функциональное значение обрядовых действ омовения водой определение времени и приемов омовения. Особое значение рассвета в проведении обряда. Характер ритуального омовения росой. Очистительная и имитативная магия омовения. Растительный мир как неотъемлемая часть обрядово-мифологического комплекса купальского праздника. Одухотворение и одушевление окружающего живого мира, чудодейственная сила трав, цветов, кореньев, древесных веток. Приуроченность к празднику Ивана Купала волшебных цветов, которые цветут в продолжение трех минут, давая потри цветка.
    История и теория праздников Особая популярность папоротника. Знаковая характеристика номенклатуры цветов петров крест, чертогон, чернобыль-трава, зяблица, распер- стьице, дивий сил (видимо, дивисил), богородская трава, мария-магдалина, головная трава, иван-да-марья, богатка, купаленка, арарат-трава, разрыв-
    трава, перелет-трава, одолень-трава. Время сбора трав полночь, заутреня и обедня. Особые приемы выкапывания и отрывания от корня трав. Время готовки веников. Смысловая и функциональная связь между понятиями венок и веник. Заговор как непременная часть ритуала сбора трав. Хранение трав в пограничном пространстве у входа в дом, под порогом – между внешними внутренним мирами. Использование букетов, веников и венков в гаданиях. Числовые модели 12 ив гаданиях, сакрализация смысла. Праздничная обрядовая еда постные сочни, яичница, блины, обетная каша, кулага. Особое значение каши и кулаги (разновидности густой каши, ели кусками. Каша как одно из самых распространенных кушаний, сваренного или запаренного из зерна, крупы, муки. Разнообразие названий каш из муки – мукаваши, мукавешки, муковники, муковки, толокняха, то- локонник, соломат (саламат), кулага (солодуха, киселица), гороховка, заваруха, загуста (густушка); из зерен и круп – кутья, овсянка, гуща, глазуха, житная, перловка, гречневая и т.д. Наличие нечисти в праздничной канве – условие подготовки ряженых, которые тоже находятся в пограничном состоянии – и там и тут или и не там, и не здесь. Ряженье животными, чаровницами скакание на полках и шестах. Чаровницы – особый класс колдуний могут навести порчу и могут предотвратить их вредоносное влияние. Образ Водяного в Купале, который отмечает свои именины. Опасность змеи. Мотив трех змей, их вредоносные функции и сопоставимость с действиями купальских ведьм. Семио- тичность змеи, представленной во всех мифологических системах. Связь змеи с плодородием, землей, женской производящей силой, водой, дождем, с одной стороны, и домашним очагом, огнем, а также мужским оплодотворяющим началом – с другой. Особая форма поведения молодежи и молодых пар, обозначенная в этнографии как ритуальные бесчинства ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали ворота, закладывали печные трубы, скакали через крапиву («стрекаву»), катались по посевам, боролись во ржи и т.д. Набор игровых забав.
    Л. Н. Лазарева
    58 Причины появления названия праздника Ивана Купала самым эротическим русским празднованием, праздником всеобщего брака. Роль девушек и молодых женщин в аграрно-магических обрядах. Символическая связь женщин с землей, находящейся в состоянии плодоношения. Сближение по срокам Ивана Купалы с девичьим праздником Семиком. Петров день
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта