1. Определение праздника. Проблемы терминологии
Скачать 2.16 Mb.
|
–92. 6. Федорова, В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья / В. П. Федорова. – Курган, 1997. 7. Федорова, В. П. Свадьба на Ирюме / В. П. Федорова. – Челябинск, 1991. 8. Терещенко, А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко. – М, 1999. – Ч. 2–3. – С. 4–269. 9. Чердынская свадьба Старинные свадебные песни и причитания / сост. И. Зы- рянов. – Пермь, 1969. Тема 11. Похоронные обрядовые действа Срубили тебе горенку Без дверей и без окошек Навеки тебе на вечные… Русские причитания Глубокая архаичность похоронного обряда как устойчивость представлений, на базе которых он сформировался. Общие мировые представления о кругообороте жизненных форм, свойственных раннему человеческому сознанию всевозможные формы перевоплощения всего живого – основа формирования ритуала похорон. Утвердившаяся в народном сознании мысль о возрождении человека в разных жизненных формах. История и теория праздников Фиксация похоронными причитаниями постоянных формул посмертной персонификации умершего как показателей его перехода в иную форму бытия. Отражение этими формулами социально ранних явлений способов возможного перевоплощения в его конкретных формах, наиболее подверженных временной трансформации. Близкие способы перевоплощений покойного, рекрута и самой смерти – частные виды общей формулы зооморфных персонификаций (в черного ворона, сокола, белого лебедя и т. д. В причитаниях смерть, персонифицируясь, не получает ясного антропоморфного облика, что позволяет воспринимать ее как высшую, неведомую и таинственную силу (голодная, холодная, неумная, «недосудная», «смерть-злодейка», змея лютая, кровожадная В поздних представлениях смерть предстает женщиной, тесно связанной с горем Горе-старуха; кривая, одинокая женщина. Логическая цепочка горе смерть женщина (Морена, Мара, Куга, Смертница. Представление в народном сознании некоторых болезней лихоманки, оспы, чумы в образе женщины, а также смертности смерти, которую можно похоронить. Тема длительного пути виной мир ушедшего на житье вековечное в соблюдении правил земного этикета покойнику дают еду, питье, скот, утварь. Одна из основных устойчивых форм посмертного перевоплощения – зооморфная метаморфоза (перевоплощение. Представление об реинкарнации (превращении) покойного в тотемных животных или сакральные предметы. Смерть как метаморфоза в представлении древних. Этнографические наблюдения у разных племен земного шара согласно свидетельствуют, что первобытный человек не верит в естественную неизбежность смерти (ЛЯ. Штернберг). Человек уподоблял смерть жизни, смерть для него лишь граница, после которой начиналась новая жизнь в новом мире. Исчез ужас смерти. Переходный период умершего заканчивался на земле его уходом виной мирно он мог вернуться на землю вновь в любом облике, в том числе в лице своего потомка. Поэтому могилы и курганы предков располагали рядом с усадьбами живых. Это не два разных мира, а единый мир, в котором прошедшее, настоящее и будущее оказывались сосуществующими. Все три времени находятся как бы водной плоскости. Время – это солидарность человеческих поколений, сменяющихся и возвращающихся, подобно временам года А. Я. Гуревич). Устойчивость веры в возможность вторичного рождения, в Л. Н. Лазарева 142 переселение души умершего. Возрождение в любом облике животного, человека, растения, камня. Предки и потомки как единая сакральная община в архаичном обществе. Середина I тыс. н.э. – эпоха великого расселения славян, переломная в исторической и духовной жизни. Существенные изменения в погребальной обрядности священные могилы брошены, беззащитны, чужие, враждебные для новых пришельцев духовное единство живых и мертвых нарушено. Перелом в мировоззрении и погребальной обрядности, появление страха перед мертвыми, затмившего чувство почитания предков. Основная цель похоронных обрядов – предохранение живых от злого, губительного влияния мертвых. Поддержание страха перед враждебной силой мертвого представлениями о нечистоте трупа и всего, что с ним связано (вещей, инвентаря, посуды и т.д.). Существование у славян двух вариантов обряда похорон кремации сожжения) и трупоположения (захоронения в землю. Фиксация источниками в. обычаев сожжения мертвецов источниками IX–X вв. – многочисленных свидетельство сожжении и погребении в земле. Археологические данные о сожжении, кремации останков и захоронении их в неглубоких грунтовых могильниках. VI–VII вв. с расселением славянских племен возникли региональные различия в погребальной обрядности. Св. с серединной части славянской территории распространился обычай хоронить прах сожженных в курганах – коллективных усыпальницах, где вырывались новые ямы. На юго-востоке славянского мира курганный обряд не распространился, зато наряду с кремацией известно тру- поположение. Возможно, обряд трупоположения уходит корнями в римскую эпоху и связан с иранской обрядностью, со славянско-иранским симбиозом, имевшим место в Северном Причерноморье во II–IV вв. н.э. Кремация постепенно была вытеснена захоронением в XI–XII вв. Интересное описание обряда кремации у руссов есть в записках арабского путешественника Ахмеда Ибн Фадлана, побывавшего на Волге в 921–922 гг. (см Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана и его путешествие на Волгу в 921–922 гг. – Харьков, 1956). Основной ход обряда на- ряжение покойника, выбор жертвенной девушки, наличие старухи-ангела смерти, веселые оргии, костры, совокупления с жертвой-девушкой, ее убийство и сожжение корабля, на котором происходило действие. Риту История и теория праздников 143 альная оргия пьянство, эротика, обнажение – все это элементы праздничного поведения (не зря праздники считались благоприятным временем для смерти, соотнесенного со смертью и антимиром, отсюда обычай праздновать поминки с ритуальным пьянством. Двойственное отношение к умершим 1) они покровители живых родственников 2) источник нечистей, смертельной силы. Наличие многочисленных очистительных обрядов. Ритуальная оргия как нейтрализация вредоносной силы покойника и одновременно облегчение ему перехода в мир иной. Погребальный обрядовый разгул – механизм имитации хаоса, смерти и прививки противнее. Соотнесенность состояния опьянения со смертью, с миром иным. Основные этапы похоронного обряда 1) выставление после смерти на окне чашки с водой (душа моется 2) оповещение всех о кончине 3) омывание и обряжение тела (обычно приглашенными, изготовление гроба. Моют покойника теплой водой на соломе, против трубы, натирая мылом дважды. Мыло выбрасывают в реку, туда же выливают воду. Одежду шьют наизнанку, те. направляя острие иглы не к себе, а от себя 4) кладут тело на солому на лавку в переднем углу, головой к иконам. Не метут пол 5) при переложении в гроб выносят в другую избу или комнату, берут покойника не голыми руками, а в рукавицах. На место, где лежал покойник, кладут квашню (полено, камень, ухват, в гроб кладут хлеб, пироги, деньги и т. д 6) прощание родных, вынос. Иногда бросают вслед лежащий рядом камень, чтобы остальные были живы, плещут водой по тем местам, где несли, стараются запахать или смыть следы в целях очищения. Иногда выносят тело через окно, которое оставляют отрытым 7) везут гроб на погост, погребают непременно до закатав могилу кидают деньги, которые нужны на перевоз через Забыть-реку; 8) после похорон – обед-поминки, за столом оставляют место покойнику. Ритуальная пища блины, кисель, каши. Поминают на девятый, сороковой день, полгода, год. Сопровождение похорон традиционными причитаниями особый способ обращения к умершему, приказ встать и посмотреть, как живут оставшиеся, просьба помочь в определенных действиях. Предметность слова, его магическая сущность в архаических культурах, материальная сущность оно убивало и оживляло жгучая слеза как магическое оживляющее воздействие на умершего (живительные слезы. Эквивалентность слез и их Л. Н. Лазарева 144 оживляющие функции в народной поэзии бессмертия, живая вода, оказывающая, как и слезы, воскрешающее действие. Живая вода, живая – молодая вода, вода живая и мертвая, слабая и сильная находятся в нижнем мире, в царстве смерти, те. там, где нет старения и умирания. Загробный мир лежит поту сторону смерти, и, соответственно, здесь никогда не прекращается изобилие. Поэтому именно потусторонний мир является источником целительной и плодоносящей силы. Изменение статуса человека в похоронной поэзии как символическое выражение перехода через воду (реку, море) или гибели в ней А. А. Потебня). Ограничение переходного периода сорокодневным сроком, окончание посягательств мертвого на живых, утрата его вредоносной силы. Душа умершего окончательно покидала этот свети навсегда уходила за Забыть-реку. Распространенность мотива переправы через реку смерти в лодке и платы за перевоз в похоронных и свадебных обрядах (здесь река – граница между состояниями. Вопросы для самопроверки Какие общие мировые представления о круговороте жизненных сил существовали в мифопоэтической традиции Почему эпоха великого расселения славян (середина I тысячелетия н. э) стала временем существенных изменений в погребальной обрядности Какими мифологическими представлениями обуславливается появление разных типов захоронения Представьте драматургию похоронного обряда как драматургию смены знаковых систем. Как выстраивается логика охранных действий Проанализируйте всю драматургическую основу похоронного обряда в контексте теории перехода. Какие действа данного обряда наиболее точно отражают идею переходности Список литературы 1. Еремина, В. И. Ритуал и фольклор / В. И. Еремина. – Л, 1991. – С. 18–82. 2. Котляровский, АО. О погребальных обычаях языческих славян / АО. Кот- ляровский. – М, 1808. 3. Кремлева, И. А. Похоронно-поминальная обрядность русского населения Пермской области / И. А. Кремлева // Полевые исследования института этнографии. – М, 1980. История и теория праздников 145 4. Никитина, Г. Ф. Погребальный обряд культур полей погребений средней Европы в I тысячелетии дон. э. – первой половины I тысячелетия н. э. / Г. Ф. Никитина // Погребальный обряд племен Северной и Средней Европы в I тысячелетии до н.э. – I тысячелетие н. э. – М, 1974. 5. Соболев, АН. Загробный мир по древнерусским представлениям / АН. Со- болев. – Сергиев Посад, 1913. 6. Терещенко, А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко.– М, 1999. – Ч. 2, 3. – С. 286–327. 146 Часть 3. Праздники история Праздник есть род института К. Жигульский Институт как установление формы или способа поведения, характерной для групповой активности людей (институт семьи, институт забастовки и т. д. Праздник как необычайно старый и широко распространенный институт, связанный с активностью весьма разнообразных групп с незапамятных времен. Динамика общественной жизни, ее ритм – основа возникновения и существования праздника. Специфика архаичного, первобытного праздника опора на систему верований (анимизм, тотемизм, магию слова, ряженье, пластику, отражающих определенный тип хозяйственно-культурной деятельности (охота – охотничьи пляски – скотоводство земледелие – аграрные обряды и обычаи. Связь учреждения праздника с необходимостью овладения счетом времени человечеством, с умением проводить астрономические наблюдения (в конечном счете – с появлением различных календарей. Практика введения в календарный цикл новых дат и событий, постепенное деление праздников на календарные и внекалендарные. Важная роль ввоз- никновении новых праздников духовных и светских властей, осуществляющих надзор за соблюдением календаря. Обусловленность появления новых праздников жизнью религиозной (этнической) общины и теми событиями, которые имеют для нее особое значение. Праздник как особая форма подтверждения ценностей данного общества, их общего блага (благо – это определенная форма, принцип организации коллективной жизни, нередко представленные в виде идеи. Система ценностей для каждого общества – краеугольный камень формирования моделей культуры, в том числе праздника. Праздник – общественный институт, созданный людьми для почитания связи между выделенными ценностями и временем выступает культурной формой освоения обществом свободного от работы времени. Вопросы для самопроверки Чем обусловлено появление, помимо календарных праздников, некалендарных? Что является краеугольным камнем формирования моделей культуры, в том числе, и праздников История и теория праздников Раздел 1. Праздники древнего мира Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство древней Греции и Рима Тийу Вийранд Характеристика античности (древности – греч. Временные параметры в. дон. э. – IV в. н. э. Смена родового строя рабовладельческим отделение зеледелия от ремесла, зарождение товарных способов производства. Появление и формирование городов-государств – центров экономической, политической и культурной жизни. Основные направления развития античной празднично-театральной культуры. Четыре исторических периода формирования института праздника 1) греческие праздники от основания греческих городов-государств до потери ими самостоятельности (VI в. дон. э. – IV в. дон. э 2) праздники эллинистических торговых монархий от походов Александра Македонского (ум. в 323 г. дон. э) до завоеваний Востока римлянами (сер. IV в. дон. э. – II в. дон. э 3) римский республиканский праздники театр от Пунических войн (между Римом и Карфагеном гг. дон. э) до великой римской революции в. дон. э. – I в. дон. э 4) праздничный календарь Римской империи в. н. э. – IV в. н. э. Тема 12. Праздничный календарь Древней Греции Юноши тут и цветущие девы, желанные многим, Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками Гомер. «Илиада» Справка Греки-эллинес (самоназвание) – основное население Греции и Кипра. Относятся к индосредиземноморской расе большой европеоидной расы (некоторые северные группы – к балкано-кавказской расе. Говорят на новогреческом языке. Письменность на основе греческого алфавита. По религии православные. Основу греческого этноса составила древнегреческая народность, которая начала складываться во втором тысячелетии Л. Н. Лазарева 148 до н.э. после переселения на юг Балканского полуострова на острова Эгейского моря и западного побережья Малой Азии протогреческих племен ионийцев, ахейцев, эолийцев и дорийцев, ассимилировавших автохтонное население (пеласгов и др) в эпоху колонизации побережья Средиземного и Черного морей (VIII–VI вв. до н.э.), сложилось общегреческое культурное единство название эллины, первоначально относившееся к племени, населявшему Элладу, распространилось на все грекоязыческое население первое употребление этого термина в VII в. дон. э, дорийские племена, явившиеся с севера в XII в. дон. экв. дон. э. создали высокоразвитое искусство (Тийу Вийранд). Три периода (этапа) в истории греческого искусства 1) архаика или древний период (примерно 600 до 480 гг. дон. э, греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от завоевателей, получили возможность творить 2) классика, период расцвета (с 480 г. дог. дон. э 3) эллинизм, поздний период (30 г. н. э, римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет (Грецию они покорили еще во II в. дон. э. Развитие традиций календарно-обрядового (архаичного) праздника. Защита греческой государственностью древних земледельческих обрядов и введение их вкруг своего официального церемониала, в обстановку кипучей городской жизни праздники встречи весны, урожая, виноделия и т. д. Праздник урожая и земных плодов в обрядах Деметры и ее дочери Персефоны. Торжества в их честь – Великие Элевсинские мистерии. Участие в них только посвященных (мистов). Ход праздника очистительное омовение в море, жертвоприношение Деметре в ее храме в Элевсине (поросенком, процессия из Афин в Элевсин. Организация самого шествия впереди иерофанты – верховные жрецы в окружении других жрецов должностные лица государства иностранные послы, огромные толпы афинян, разбитые на группы по филам (районам) города. Действия у храма богини обряд посвящения новых членов в мисты, театрализованные сценки из жизни богини. Наследующий день – массовые зрелища для всех. Обратный путь из Элевсина в Афины, обязательная традиция осмеивать всех идущих в процессии градом шуток, остротами, язвительными замечаниями после перехода моста через реку Кефис шутки прекращались, восстанавливалась благоговейная торжественность. Отправление весной Дельфинарий в честь Аполлона, повелевающего морскими ветрами. Праздник открытия сезона морской навигации. Весной История и теория праздников же справлялись Мунихии, посвященные Артемиде – богине Луны (в жертву приносились лепешки в форме полумесяца с воткнутыми по краю свечками. Бравронии – праздник в честь Артемиды в городке Бравроне (в торжествах участвуют девочки 7–18 лет, которые приносили свои тайные дары богине. Праздничный мир Дионисия, Диониса – бога виноградарства и виноделия, плодоносящей и животворящей природы. Восприятие культа из Фракии (Востока. Дионисийский праздничный календарь. Малые или сельские Дионисии (в декабре. Ленеи (в январе. Антестерии или Анфи- стерии (в феврале. Великие или Городские Дионисии (в марте-апреле). Осхофории (в октябре. Связь каждого этапа праздника с каким-либо периодом годичного цикла выращивания винограда или изготовления вина. Осхофории – праздник окончания сбора винограда нового урожая. Жертвоприношения, соревнования в беге – основное празднование. Малые Дионисии в Аттике. Программа праздника откупоривание бочки с молодым вином, торжественные процессии, выступления актеров, народные игры («асколия», качели. Ленеи. В это время давили виноград, выжимая вино. Ход праздника жертвоприношение в Ленеоне – храме Диониса в Афинах проба свежего напитка представления и игры на улицах деревень и городов богатые пиры за государственный счет представления комедии (V в. дон. э) и трагедии в. дон. э. Антестерии или Анфистерии – весенний праздник цветов, дни усопших. Программа праздника в первый день откупоривание бочек со зрелым вином, почитание предков. Святилища Диониса закрыты, чтобы не проникли туда духи предков. Героиня первого дня – жена архонта, вступающая в символический брак с Дионисом. Второй день – праздник кувшинов, участники процессии торжественно провожают жену архонта домой состязаются друг с другом в песне, танце, игре, приносят богу в жертву венки и остатки вина. Третий день – праздник горшков, поминовение усопших. Великие или Городские Дионисии – политико-религиозный праздник, второй по важности после Панафинейских торжеств (учрежден Писи- стратом в VI в. до н.э.). Длительность праздника 5–6 дней. Ход праздника первый день – жертвоприношение козла Дионису под пение дифирамб торжественная процессия афинян из храма Диониса на склонах Акрополя в Л. Н. Лазарева 150 рощу, посвященную герою Академа; после захода процессии со статуей Диониса в город – организация специально приготовленной, утрамбованной и посыпанной песком площадки для выступления хора певцов и танцоров орхестры. Последующие дни соревнование хоров молодежи и взрослых мужчин показ театральных представлений (сначала трагедийных, с 488 г. дон. э. – комедийных. Последний день – оглашение результатов состязаний, раздача наград поэтам, актерам, труппам. Заслуга празднеств Дионисия – создание театра как явления культуры и как специального сооружения, предназначенного для постановки драм. Усложение театрального конструктивного механизма орхестра для хора, скена и «проскениом» (современная сцена) для актеров, «театрон» (места) для зрителей – основополагающие элементы театра, сначала деревянного (VII–V вв. до н.э.), потом каменного (325 г. до н.э.). Постоянные преобразования театрального здания перестройка сцены, удлинение ее передней стены, создание боковых пристроек (параскенионов), пространства между орхестрой и проскенионом (современная оркестровая яма в театрах. Перемены в области декорации появились периакты – вращающиеся трехгранные приспособления с декорациями на каждой стороне, позволяющие быстро менять декоративный фон. Уникальность приема расчлененной сценической площадки – размещение на орхестре одновременно, «симультанно» нескольких построек, которые получали осмысление последовательно, по мере продвижения актеров и хора. Сценические машины, корни которых в праздничных шествиях, где использовались движущиеся повозки со жрецами Диониса и костюмированными участниками процессии. Движущиеся повозки в функции сценических площадок, их частое использование в театре (иначе – платформы на колесах. Эорема или «механе» – машина для действия по вертикали. Дистегия – машина для пользования внутренними лестницами и подъемниками. Эккикле- ма – платформа на колесах, выкатываемая из дверей сценической постройки. Театр Дионисия – хороводный театр, основанный на триединой хо- реи музыки, пения, танца. Основные формы хороводных эволюций – маршевые движения (парад и эксод) и движения круговые. Сценические движения актеров торжественно-сдержанны в трагедиях, карикатурны в комедии. Выразительные средства актеров пантомима, пляска, цирковая ловкость, кувырканье, прыжки, эквилибристика. История и теория праздников Звуковое искусство греческого театра. Использование трех способов произнесения слов в хороводном театре пения, речитатива, декламации. Набор способов актерского словесного мастерства песни-арии, речитативные монологи, певучая декламация (пение. Закон трех актеров (состав актерских групп) – возможность звуковой сыгранности ансамбля. Нагромождение слов, блеск синонимов, фейерверк коротких, торопящихся строчек («пнигос» – удушье) – простор для голосового искусства комедийного актера. Яркость и многоцветность костюмов хороводного театра, необходимость подчеркивать и увеличивать фигуры исполнителей создание котур- нов – туфель на высоких деревянных каблуках онкоса – деревянной подкладки под парик надевание надбрюшников, нагрудников, наручников высокие головные уборы, маски. Богатство вещного мира хороводного театра ритуальные предметы, чаши, кропильницы, венки, факелы, щиты, мечи, горшки, сетки, корзины, палки, вертела, зонты их использование в прямом значении ив обобщенном, символическом смысле. Изменения в театральном организме в эпоху эллинистических монархий поднятие сцены на 10–12 футов (вид современной сцены, появление перспективных плоскостных, писанных декораций раздвижные занавеси люки для появления или исчезновения актеров сложные приборы для полетов над сценой подъемные краны машины для устройства шумов как совершенность машинерии эллинистического театра. IV в. до н.э. – век смены хороводного театра городов-государств на театр средней буржуа. Процесс распада родовых фил, упразднение прежней организации по устройству зрелищ. Организация театральных дел городским магистратом. Возникновение многочисленных союзов актеров– «технитов» (или синодов). Их состав во главе синода – жрец, казначей и писец – делопроизводители, актеры, кифаристы, танцоры, флейтисты и т.д. Синоды принимают заказы на организацию праздников и организовывают их. Оседлые и кочующие группы технитов (или скоморохов, клоунов, акробатов, жонглеров, дикелистов-подражателей, импровизаторов, флиаков- болтунов, фаллофоров, но чаще – искуссников). Необходимость строгой выучки. Отсутствие особых театральных школ. Школы при синодах. Появление учителей-репетиторов («фонаски» – тренировщики голоса. Популярность профессии режиссера-постановщика – дидаскала (V–IV вв. дон. э. Роль зрителя в театре как главного судьи и критика. Л. Н. Лазарева 152 Праздники Дионисия – оригинальная основа развития массовых зрелищ, театра, певческого и танцевального искусства. Панафинейские празднества (июль, август) – в честь богини-покро- вительницы АфиныПаллады. Статус государственных получили в IV в. до н.э. вправление Писистрата, учредившего два общегосударственных и всенародных праздника Великие Дионисии и Великие Панафинеи, их справляли каждые четыре года, на третий год олимпиады Ход праздника торжественная процессия к афинскому Акрополю – святилищу Афины Паллады приношение в дар богине роскошного платья – пеплума (пеплум везли на мачте священного корабля, поставленного на колеса общий городской пир. Драматургия шествия старики несли оливковые ветви, молодые мужчины везли жертвенных животных, предназначенных на заклание (100 быков, девушки несли на головах корзины с драгоценными сосудами и культовой утварью, а молоденькие девочки подносили к изваянию богини главную ценность – пеплум. Организация разного рода состязаний гонки на колесницах, легкоатлетические соревнования мужчин в трех группах, музыкальные конкурсы, выступления чтецов, танцы в полном вооружении пиррихи; соревнования в беге ночью с фонариками – лампедромия. Агональный характер праздничных действ и театрализованных зрелищ греч. агон – состязание. С распространением христианства вошли в календарь и получили распространение новые праздники Рождество, Крещение, день Канделоры (2 февраля, Пасха, День Святого Георгия (23 апреля) и т.д., которые вместе с народным первоисточником создали синкретизм праздничного мироощущения. Сакральный характер спортивных, музыкальных, песенных, драматургических агон, соревнований. Существование конкурса младенцев в праздник Деметры (выбор самого красивого младенца. Связь агонов с определенным культом. Олимпийские игры, образующие с 776 г. до н.э. основу летоисчисления у греков. Связь игр с культом Зевса. Их периодичность разв четыре года, начиная со второго полнолуния после летнего солнцестояния (24 июня. Связь с Олимпийскими играми великих достижений древнегреческой цивилизации. Одна из традиций игр – экехирия – установление мира, прекращение войны на период подготовки и проведения Олимпиады. Главная награда победителю – лавровый венок. Организация игр за 10–12 месяцев греческие История и теория праздников города извещают о времени проведения выбор агонотесии – комитета по играм подготовка территории для проведения состязаний строительство храмов богов, административных зданий, гимнасий, бань, бассейнов написание сценария открытия и закрытия игр назначение судей, разработка критериев оценок спортсменов. Постоянное наполнение олимпийских игр новыми видами соревнований пентатлон (прыжки, бег, метание диска, копья, борьба кулачный бой состязания на колесницах панкратий (борьба без правил гонки воинов в полном вооружении. Особые награды победителей. Длительность Олимпийских игр (с 776 г. дон. э. дог. н. э) – 1170 лет (293 раза. Декрет Федосия I о их запрещении как языческих действ. Наличие других игр Немейские (каждые два года – зимой и осенью впервые в 573 г. дон. э. в Немее. В программе – мусические соревнования и гимнастические. Победителей награждали венком из плюща или сельдерея Пифийские игры в честь Аполлона в окрестностях Дельф. Проведение только мусических состязаний (выступление актеров, музыкантов, певцов. Наградой победителям служили яблоки, впоследствии – венки из лавра. Истмий- ские игры в честь Посейдона в Древней Элладе. Проводились в сосновой роще на Истмийском перешейке с 581 г. дон. э. каждые два года весной. С 228 г. дон. э. в играх стали принимать участие и римляне вовремя Ист- мийских торжеств объявлялись важные решения римских властей (в 67 г. н. э. по приказу императора Нерона была провозглашена свобода Греции и право ее жителей не платить государственные подати Делийские игры на острове Делос (главном центре культа Аполлона. Практика проведения греками местных игр. Связь празднеств Древней Греции с укреплением общественных идеалов в самой гуще народных масс. Создание системы ценностей на базе внутренних достижений и внешней политики (победоносные греко- персидские войны. Эпическая поэзия, скульптура, архитектура, живопись, драматургия, народные празднества, театр – результат народного гения, наличия большого общественного блага, идеала в счастливое время единения народа Эллады. Упадок праздников с исчезновением общественного идеала. Вопросы для самопроверки Каковы временные параметры античности Как в это время формировался институт праздника Как складывалось общегреческое культурное единство Л. Н. Лазарева 154 Почему греческое государство не только защищало древние земледельческие обряды, но и вводило их вкруг своего официального церемониала В чем состоят художественные особенности проведения праздника в честь Деметры и ее дочери Персефоны Можно утверждать, что главным праздником Древней Греции были Диони- сийские действа, имеющие сложную структуру. Определите логику сценарно- режиссерского хода праздничных этапов всего годового периода, выявите тематическую и художественную направленность каждого этапа. Каким образом праздники в честь Дионисия способствовали рождению театра и развитию драматического искусства Какова динамика усложнения театрального конструктивного механизма Когда формируется театр в известном нам виде Какие возникают организации, занимающиеся организацией и проведением массовых театральных зрелищ и праздников Какие отдельные элементы и формы массовых праздников получают внимание со стороны организаторов и подробно режиссируются? В чем заключается сакральный смысл спортивных соревнований Когда и почему возникли Олимпийские игры Особенности режиссуры организации и проведения Олимпийских игр. Наблюдается ли связь празднеств Древней Греции с укреплением общественных идеалов государства Тема 13. Праздники и зрелища Древнего Рима Именно через зрелища пыталось правительство наглядно демонстрировать могущество своей карающей силы А. Пиотровский Историческая справка Древний Рим (основан в 753 г. дон. э) – первоначально община в Древней Италии, затем рабовладельческий город- государство (полис, подчинивший себе весь Апеннинский полуостров, впоследствии – рабовладельческая средиземноморская держава, включавшая значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию, Сирию. История и теория праздников Исторический путь Рима – путь развития от центра земледельческих и пастушеских поселений латинян до мировой империи со столицей с миллионным населением, в которой типичными стали общественные явления космополитического города – метрополии, возникли столичные формы жизни и культуры. Последовательное развитие различных политических, общественных и культурных институтов царства, республики и империи, законодательства и права, религии и праздника. Создание римского календаря (в 45 г. до н.э. по указу Юлия Цезаря, его распространение по всему миру римские названия месяцев в европейских языках. Исходная римская религия – религия пастухов и земледельцев – основа обрядового праздника. Отсутствие антропоморфизма в культуре древних италийцев. Представление богов в человеческом облике под влиянием этрусков (древний народ северной Италии VIII в. дон. э) и греков. Обедненность собственных художественных традиций первоначальная мифология безóбразна и прозаична. Восприятие Римом всего пантеона греческих богов, наделение их собственными именами. Почитание 12 главных божеств Юнона, Юпитер, Веста, Марс, Церера, Аполлон, Диана, Нептун, Вулкан, Меркурий, Минерва и Венера. Роль земледельческих обрядов. Возникновение жреческой коллегии из 12 человек – «Арвальские братья для организации театрализации культов божеств. (греч. Арвалис – полевой, пахотный. Знак символ жреческого сана «арвальских братьев – венок из колосьев, перевитых белой лентой. Устройство коллегией в середине мая Амбарвалий – праздника в честь Марса, Цереры и богини Деи (Дии). Ход праздника обход полей, жертвоприношения (свиньи, овцы, быка, исполнение обрядовых песен. Жертвоприношения и молитвы всякому виду сельскохозяйственных работ. Подходила пора сеять просо, сажать чеснок, чечевицу – дарение чаши вина Юпитеру Пирующему перед началом жатвы богине Церере приносили в жертву свинью при подрезке ветвей деревьев жертвы приносились богу, которому была посвящена таили иная роща. Основной обрядовый календарь. Празднование Нового года, ставшее с 153 г. дон. э. традицией во всей Италии в этот день – официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных двух консулов игры и приемы, обмен подарками. Л. Н. Лазарева 156 9 января – Агониа или праздник Януса (бога небосвода, входа ивы- хода, начала и конца. Паганалии (24–26 января) – праздник посевов, в честь богинь земного плодородия Теллюс и Цереры. Церере Матери земли воздавались молитвы о сохранении зерна, совершались подношения хлебом и приносилась в жертву свинья приводили украшенного гирляндами волана котором пахали, на деревья подвешивали маленькие фигурки – жертвы богине. Февраль – месяц ритуальных очищений. Луперкалий – праздник пастухов в честь Фавна-Луперка, бога стад. Очистительные жертвы и ритуальный бег вокруг Палатинского холма юных жрецов Луперка, держащих в руках ремни из козьих шкур и избивающих всех, кто попадается на пути. 23 февраля – Терминалии – праздник бога границ и межей (жертвоприношения вегетарианские. 12 апреля – Цереалии (обычай выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах, чтобы не похищали кур. 21 апреля – годовщина основания Рима – праздник пастухов Палилии в честь богини Палес – покровительницы стад (жертвовали лепешки, молоко, деревенские продукты. 23 апреля – Виналии – праздник винограда (в жертву – вино прошлого урожая. 28 апреля – праздник богини растительности Флоры. 25 августа – Опиконсивии, в честь богини Опс – Сеятельницы, покровительницы урожая. 13 октября – Фонтиналии – праздник воды (возлагали венки на колодцы, пускали их поводе, струившейся из родников. 17–21 декабря Сатурналии – праздник в честь древнейшего бога посевов и земледелия Сатурна. Праздник вседозволенности свобода всем, даже рабам пиршество, обмен подарками (восковые свечи, глиняные фигурки, статуэтки, рельефные изображения забавы толпы ряженых. Создание специальных праздничных законов закон подарка (кто кому и что должен дарить, закон стола закон речей (речей не произносить, кроме забавных. 19–23 марта – Большие квинкватры – пятидневные праздники в честь Марса, позднее – в честь Минервы; покровителей ремесленников, людей искусства и учащейся молодежи. 9 июня – Весталии – праздник пекарей и мельников. Военные праздники – торжества в честь Марса (27 февраля) – состязания на Марсовом поле 19 октября – Армилустрий – освящение оружия, парад войск 23 марта – Тубилустрия – смотр войсковых музыкальных инструментов и ритуальное очищение культовых труб. Перечисленные праздники – пример активного проникновения в Рим иноязычных культов и богов. История и теория праздников Необходимость идеологических реформ. Реформы Августа потрем направлениям деятельности беспощадной борьбы с восточными культами и суевериями возрождения религии предков введение в государственную религию нового элемента – культа императора в двоякой форме воздание ему божественных почестей при жизни и апофеоз после смерти. Результат реформы Августа – ввод в историю праздников нового типа, по существу, политического праздника в честь императора. Качественное изменение сущности празднования, где народу отведена пассивная роль. Кв. дон. э. триумфы приобрели официальный характер и устраивались по случаю побед. Римские триумфы как массовые традиционные парады. Парады- спектакли связаны с победами, являлись формой прославления республики проводились по специальным постановлениям римского Сената центральная фигура – триумфатор перед его колесницей – воины побежденного войска, вождь враждебного племени – документальное подтверждение победы участие римских легионов – театрализованный парад – обязательный компонент триумфа обязательность осмеяния триумфатора (отвратить гнев богов и зависть людей) в определенное время. Малые триумфы – овации – триумфатор не въезжает, а входит в город пешком создание специальных групп хлопальщиков, которые вовремя шествия бежали вокруг триумфатора, шумно ему аплодируя. Место и роль театра в зрелищной культуре Рима. Постановка на празднествах греческой трагедии школьным учителем Ливием Андроником – начало официального театра в Риме, который стал ареной открытой классовой борьбы. Сценарная основа представлений – результат «контаминирования» нескольких авторов. Развитие живого, низового театра Рима «тогаты», те. комедии тоги (название по имени национальной одежды римлянина. Коммерческий характер организации театральных представлений и зрелищ (набор труппы или стада прокат костюмов, реквизита, бутафории заказ специальной музыки, создание драматургической основы и т.д.). Коммерческие отношения с актерами актер в Риме, в отличие от Греции, мало достоин почтения, только во времени Империи получает право гражданства. Уникальность архитектуры театральных зданий Рима их замкнутость, соединяющая места для зрителей и сценическую площадку (в греческом театре все разделено – хор, актеры, зрители здесь все слитно. Л. Н. Лазарева 158 Сценическая техника. Задняя стена – пример чистой декорации, рассчитанной на великолепное зрелище (из камня или мрамора, украшенная колоннами и колонками, арками, статуями, рельефами, наличниками. Сложная машинная техника римского театра (люки и подъемники занавес, который поднимался из продольной щели, опускание его под сцену означало начало представления монументальный потолок с системой колосников подъем и спуск декоративных холстов и кулис на сцену. Праздничная культура Римской империи. Роскошь общественного быта. Великолепные постройки, празднества и зрелища – образные формы величия империи. Политика хлеба и зрелищ развлекательность, намеренная аполитичность – основы представлений. Фейерверки, иллюминации, костюмированные парады, театрализация домашних пирушек (торжественное внесение блюда с жареным кабаном, лотереи, общественные угощения, одаривание и т.д. – элементы зрелищ этого периода. Создание театров музыки и танца на основе искусства виртуозов- специалистов. Песенно-музыкальное исполнение отрывков (арий) нами- фологические темы (становятся традицией парные выступления – один артист поет, а другой иллюстрирует смысл пения жестами и движениями. Развитие танцевальных спектаклей на основе сольного танца – пантомимы и ансамблевого танца – «пиррихи». Зрелища амфитеатра и цирка. Если театр в Риме был не только важным средоточием культурной жизни, развлечением, но и барометром политических настроений, то зрелища амфитеатров были сильнейшим оружием развлечения и отвлечением народных масс от социальных проблем общественного быта. Амфитеатр – особый вид круглого здания с концентрически расположенными сиденьями для зрителей и элипсообразной ареной. Амфитеатр Флавиев, знаменитый Колоссеум (Колизей, на 90 000 человек. Оригинальность архитектуры сложная машинерия арены фонтаны, бьющие из земли аркады для прогулок, сады торговые точки, библиотеки, цирюльни и т. д. Характер зрелищ Колизея гладиаторские бои бои гладиаторов со зверями звериные бои. Гладиаторы («бестиарии», «бустуарии» (лат) – костер, на котором сжигали тела покойных) – участники древних игр, связанных с погребальными торжествами. История и теория праздников Заимствование Римом гладиаторских игр из Этрурии (этруски, древний народ северной Италии, где устраивались на похоронах ритуальные бои людей с мечами в руках (гладиатор – от «гладис» – меч. Тесная связь первых гладиаторских игр с погребальным обрядом (в 264 г. до н.э. – гладиаторские бои на похоронах Брута, е г. дон. э. – бои на похоронах Юлии, дочери Цезаря. В I в. н. э. гладиаторские бои входят в программу зрелищ. Бои в официальном общественном быту как средство развлечения демократических масс и как орудие массового правительственного террора в качестве гладиаторов выступали пленные, приговоренные преступники, участники подавленных восстаний, позже – христиане. Звериные травли – одна из разновидностей зрелищ единоборство зверей поединки людей со зверями. Превращение травли и казнив фантастические феерии с помощью сложного сценического аппарата, сосредоточенного на арене амфитеатра. Сложная сценография внезапно появляющиеся рощи с кишащими в ней зверями, охотники в драгоценных костюмах в образах мифологических персонажей. Особое место эротических зрелищ в амфитеатрах. Использование мифологических или аллегорических сюжетов (любовные объятия Европы с быком, брачное сочетание женщины с ослом и т. д. Грубый натурализм, феерическая пышность представлений. Навмахии (водные потехи) – инсценировки морских сражений в амфитеатре, для чего арену заполняли водой с помощью целой системы труби бассейнов. Организация первой навмахии Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Навмахия Октавиана Августа (2 г. н. э, основой которой стала театрализация эпизода из истории греко-персидских войн (погибло 3000 человек, не считая гребцов. Навмахия императора Клавдия с участием 19 000 человек, представляющих сицилийский и родосский флот. Арена амфитеатра служила и для спектаклей чисто акробатического характера. Ее заполняли труппы из сотен гимнастов, акробатов, эквилибристов, канатоходцев, детей-танцоров, оркестров по тысяче человек ученые медведи, разные дрессированные звери. Амфитеатр – место развития искусства циркового и эстрадного аттракциона. Зрелища в цирке. Старейший римский цирк – Большой (сооружен в долине между Палатинским и Авентийским холмами в эпоху царей – сначала вмещал 260.000 зрителей, после реконструкции – 300.000). Программа цирковых зрелищ. Триумфальные шествия победоносных полководцев, Л. Н. Лазарева 160 торжественные акты общественного быта. Начало зрелища – театрализованная процессия от Капитолия до цирка устроитель зрелища – во главе процессии в золототканном пурпурном плаще со скипетром и венке из золоченных листьев дуба оркестры флейт и труб вокруг колесницы регламентация движения коллегии жрецов, различных культовых организаций состязания в беге, кулачном бою сражения конных и пеших, в которых участвовали целые легионы. Выступление возниц в одежде определенного цвета, символизирующей цвет своей команды белый, красный, зеленый и голубой. Создание первых спортивных партий, которые вступали друг с другом в ожесточенные схватки – борьбу цветов. Социальный характер партий. Внутрицирковые распри, отражающие политическую жизнь императорского Рима. Существование площадного искусства шутов, акробатов и фокусников. Существование самодеятельного театра в форме своеобразных цеховых организаций. Праздники различных ремесленных объединений и гильдий уличные маскарады печников, шуточные церемонии башмачников, забавная обрядность мукомолов и т. д. Игрище в честь всемилостивейшего бога Смеха дерзкая издевка над прохожими и проезжими. Инсценировка игровых убийств маскировка бурдюков свином под человека толпы потешные судилища глумливая расправа с серьезными обжорство и пиршество. Связь самодеятельных праздников со свободной частью населения, торговыми ремесленным людом. Развитие народных смеховых традиций. Римские праздники и зрелища как иллюстрация ролевой функции праздника в общественной жизни конкретного общества в ослаблении социальной напряженности, в объединении (хотя и временном) антагонистических групп, в подтверждении всеобщих ценностей. Праздники, субсиди- руемые императором, как важный политический инструмент новой формы правления, как отстранение римского народа от власти Императоры не позволяли плебсу разевать рты ни от голода, ни от скуки (К.Жигульский). Вопросы для самопроверки Как сказалась религия пастухов и земледельцев римлян на создании обрядового календаря В чем заключается идеологическое и художественное своеобразие календар- но-обрядовых праздников римлян Сравните их с праздниками Древней Греции и найдите общее и отличительное. История и теория праздников 161 Охарактеризуйте военные праздники Рима как пример активного проникновения иноязычных культов. Раскройте специфику проведения римских триумфов как традиционных массовых парадов. Какую роль в зрелищной культуре Рима играл театр В чем скрыта уникальность архитектуры театральных зданий Чем характеризуется праздничная культура Рима Какова идеологическая подоплека политики « хлеба и зрелищ Можно сказать, что в пространстве культуры Рима впервые закрепляется термин зрелище. Какова природа этого явления Перечислите основные формы зрелищной культуры Рима. Список литературы 1. Арановская, О. РО фольклорных истоках театра Древней Греции / О. Р. Арановская // Народ. театр / отв. ред. В.Е. Гусев. – Л, 1974. 2. Брабич, В. М. Зрелища Древнего мира / В. М. Брабич, ГС. Плетнева. – Л, 1971. 3. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук; перс пол. В. К. Ронина. – М, 1988. 4. Гесиод. Работы и дни / пер. В. В. Вересаева. – М, 1927. 5. Гвоздев, А. А. История европейского театра. Античный театр / А. Гвоздев, А. Пиотровский. – МЛ С. 5 –333. 6. Гиро, П. Быт и нравы древних римлян / П. Гиро. – Смоленск, 2001. 7. Дальский, АН. Театрально-зрелищные действия на Крите ив Микенах во II тысячелетии до нашей эры / АН. Дальский. – МЛ. 8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / пер. МЛ. Гаспарова. – М, 1979. 9. Жигульский, К. Праздники культура / К. Жигульский. – МС Л. Н. Лазарева 162 Раздел 2. Праздники эпохи средневековья Могло ли средневековье вообще быть сплошным адом, в котором человечество пробыло тысячу лет… Думать так – значит прежде всего недооценивать человека, его силы, его труд… Н. И. Конрад Средние века – самая длительная эпоха в истории европейской цивилизации. Этот термин в равной мере относится ко всем культурам, прошедшим через феодальный этап развития общества. За более чем тысячелетний срок страны Западной Европы, славянские и германские народы прошли мучительный путь от родоплеменного строя до образования национальных государств, создали собственную письменность, заложили основы своих национальных культур, имеющих, несмотря на родство, неповторимые черты. Тема 14. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе Кто воспринять не в силах жизни радости, Несчастья тот лишена просто разума Менандр Хронологические рамки средневековья (V–X вв. – Темные века XI– XVI вв. – Высокое Средневековье. Сложные исторические процессы в Темные века падение Западной римской империи (476 г. н. э великое переселение народов (IV–VII вв.); возникновение и разрушение новых государств распространение христианской религии голод эпидемии сокращение численности населения упадок нравов выдвижение церкви на первые роли в общественной жизни феодальная зависимость. Период раннего и высокого средневековья – чуда рубежа тысячелетий экономический подъем и демографический рост возведение храмов расцвет романского стиля (950–1100 гг.) – нового типа архитектуры, который сменится готикой (1100–1400 гг.); время расцвета национальных куль История и теория праздников тур формирования наций как таковых. Крестовые походы (с 1096–1270 гг., восемь походов, способствующие взаимодействию культур открытие университетов как высших учебных заведений светского толка (около 1200 г. – основание Парижского университета в XIII в. в Англии – Оксфорд и Кембридж, в Италии – в Неаполе и Болонье в Испании – Саламанка вначале в. в Польше – Краковский, позднее Пражский, Кельнский и Гейдельбегрский; к концу XVI в. – около 200 университетов. Феномен го года облегчение, что конец света не наступил. Подъем созидательного труда. Характеристика мировоззрения боги – часть природы для античного человека, для средневекового – природа лишь часть единого, вездесущего и всемогущего бога. Все, что происходит в мире, исходит от Бога и не может совершаться без его ведома. Смирение с невзгодами телесными укрепляет дух. Расцвет средневекового искусства после X в. – результат накопления сокровищ небесных, заповеданного Евангелием. Глубокое проникновение духовного начала в материальный мир. Представления об Аде, Чистилище, Рае как вполне реальных областях Вселенной. Время и пространство, отношения в обществе, власть господина над подданными, взаимоотношения сеньора и вассала – явления божественного проявления. Существование общей идеи миропорядка, установленного Богом всякий человек занимает в этом миропорядке рази навсегда отведенное ему место. Праздничная культура эпохи раннего феодализма. Носители праздничного начала в средневековом обществе – странствующие актеры, профессиональные потешники, развлекатели: мимы, музыканты, жонглеры (в Испании – хуглары; в Германии – шпильманы, на Руси – скоморохи, трубадуры. Участие профессиональных потешников как представителей низового театра в площадных действиях. Их дифференциация по виду деятельности и месту. Выделение групп придворных скоморохов, участвующих в представлениях – «междуяствиях». Своеобразное место в художественной жизни средневековья вагантов (голиардов ард бард, славившихся буйным нравом и несдержанными шутками (разработали кодекс поведения и собственную историю о некоем Голиафе, великом поэте и великом гуляке, последователи которого создали орден бродячих поэтов. Распространенность странствующих групп актеров с куклами и дрессированными животными. Л. Н. Лазарева 164 Церковные театрализованные действа. Укрепление позиций христианского вероучения в эпоху средневековья. Формирование культа веры, основных догматов вероучения, системы поклонения. Церковные поместья средневековья – крупные экономические единицы. Развитие феодально- монастырской культуры монахи – единственные строители каменных зданий, прекрасные мастера, работающие с благородными металлами, живописцы, сочинители религиозных гимнов, ученые и летописцы. Открытие монастырских школ и школ живописи. Связь монастырей с обменом, купцами-иноплеменниками, с товарными отношениями. Проведение ярмарок в церквях, постепенный перенос ярмарок на церковную площадь, а потом на базарную. Зависимость театральных постановок от развития торговли и места, где торговля осуществлялась. Три этапа развития театральных действ в стенах церкви, на церковной площади, на городской базарной площади. Инсценировки в церквях, связь с богослужением. Музыкально- лирический характер инсценировок – служб. Синтетичность зрелища, вовлечение в театральную игру всех достижений в области искусства и ремесел архитектоники церкви, великолепия церковного облачения, утвари, музыки и песнопения, драматических элементов и т.д. Развитие церковных обрядов Сошествие Христа в ад, Страстная пятница (театрализация процессий и шествий в церкви и вокруг нее. Введение новых песнопений. Основание певческих школ, введение органного сочинения музыкальных гимнов, усовершенствование многоголосового пения. Разнообразие инсценировок Пасхальный цикл, Рождество, поклонение пастухов, поклонение волхвов, избиение младенцев, игра пророков, их символический и мистический характеры. Усложнение сценографии инсценировок, использование горизонтального и вертикального планов церкви. Горизонтальный план использование заалтарного пространства и места вокруг центрального алтаря (зрители в корабле церкви, выход к ризнице для переодевания, в притвор, сам корабль храма и противоположный его конец. Вертикальный план эксплуатация подвального помещения (крипты), двух подземных лестниц для внезапного исчезновения или появления, возникновения за алтарем кафедры проповедника верхние галереи, перегородки, отделяющие алтарь от корабля. Приемы условного театра в инсценировках обозначение явлений и святых персонажей вещью или предметом (гроб – крест, закрытый История и теория праздников материей Богоматерь – икона, город Иерусалим – два стула и т. д. Один из принципов постановок – симультанность установок (симультанность – одновременное сосуществование нескольких мест действия. Смысловая нагрузка цвета одежд белый цвет – для всех празднеств, связанных с земной жизнью Христа красный – для Троицы, апостолов и мучеников зеленый для праздников января фиолетовый – для поста, черный – для Страстной пятницы и т. д. Отбор определенных атрибутов, помогавших зрителю определить изображаемое лицо скрижали и бич – Моисей жезл и цветок – Аарон; свиток – Иеремия; копье – Даниил горбатый старик с длинной пальмовой веткой и мешком – пророк Аввакум; грабли и лопата – Христос – садовник крылья – ангел. Условная символика жестов (например, изображение горя Богоматери включает поворот в разные стороны с распростертыми руками, биение в грудь, заламывание, воздевание рук, наклон головы и падение на землю. Подготовка специальных руководств – ремарок о наборе жестов к каждой инсценировке. XIII–XIX вв. – время постройки помостов в церквях для исполнителей и сооружения машины для полетов (вознесение на небо ангелов, Святого Духа. Инсценировки на церковной площади. Видоизменение языка, на котором проходит действие, введение многочисленных словесных формул местного народного наречия. Расширение тематики инсценировок, появление новых сюжетов, введение новых персонажей, истолкование действия в интересах светских слоев населения. Инсценировка как разрыв связи с богослужением. Инсценировка игры о женихе (евангельский рассказ о неразумных девах, ожидающих жениха-Христа), с 48 латинскими и 46 французскими стихами традиция смешения языков в XII в, ее устойчивость. Смена церковного песнопения чтением стихов. Середина XII в. – полный переход инсценировки на церковную площадь. Заимствование сюжетов из Библии (Игра об Адаме. Основное пространство между Адом и Раем, действие всех эпизодов. Внимание дьяволу, который разыгрывает шумные массовые сцены (в дальнейшем они займут главенствующее место и инсценировки получат названия «дьяблерии»). Продолжение традиции симультанного действия. Обогащение представления игровыми элементами народного глума. Л. Н. Лазарева 166 Рубеж XII–XIII вв. – активное включение в представления светских элементов (борьба рыцарей и крестоносцев, любовная лирика. Основные участники инсценировки – городские жители, организованные в корпорации (вид городских объединений. Городи городские празднества XIV–XVI в. Массовые шествия и процессии ярко выраженное театрализованное зрелище шествие стрелков, городской милиции, вооруженных отрядов горожан, городской буржуазии. Другая часть шествия средство демонстрации накопленных буржуазией богатств, манифестации купцов-предпринимателей, выставляющих свои товары, редкие ткани, украшения и т. д. Масленичные шествия-карнавалы. Шествия политического характера, подкрепляющие союз дворянства, духовенства и буржуазии. Празднества этого периода – отражение самодеятельности поднимающегося класса буржуазии как оптимальное средство воздействия на народные массы, уникальное орудие пропаганды прогрессивности нового класса. Строгий надзор за праздниками, запрет одних и поддержка других. Разнообразный и пестрый характер праздничных увеселений. Общегородские процессии. Празднество Тела Господня, учрежденное в 1264 г. Структура праздника ряд театральных постановок на религиозные сюжеты и светские игры. Организация шествия звон колокола сзывал народна площадь, где читались указы о шествии, определяющие место, время процессии и мероприятия, которые необходимы для поддержания порядка запрещалось торговать и открывать кабачки вовремя шествия необходимо чистить улицы города и площади невозможность светских игр и увеселений; на всем пути шествия из окон домов следовало вывешивать ковры и цветочные украшения обязанность следить за порядком возлагалась на комиссаров (комиссар (лат) – доверенное лицо установление на площади алтаря, для принесенных процессией реликвий. Режиссура самого шествия строгое соблюдение устава, в котором расписано, какие организации следуют друг за другом женщины отдельно от мужчин. Обязательное наличие в шествии колесниц с живыми картинками. Роль в оборудовании колесниц и участие в шествиях Филиппа Бру- неллески (1379–1446 гг.) – строителя собора, дворца Питти и ряда церквей во Флоренции изобретателя особых облаков, которые вращались вместе с персонажами. Въезды как одно из направлений театрализации городской жизни шествие горожан вместе со знатной особой живые картины (или мисте- История и теория праздников 167 рии-пантомимы), разбросанные по городу общественный пир. Создание в городах драматических кружков для обслуживания въездов и процессий. Практика постройки первых сценических помостов в несколько этажей, поднятых высоко над землей, триумфальных арок, строящихся по античному образцу. Массовые инсценировки на городской площади – мистерии. Мистерия театрализованное представление, основанное на сюжетах из Священного писания, демонстрирующее богатство и благосостояние города, привлечение в него крестьянства и иногородних посетителей организованное средство воздействия на психологию низших и средних слоев городского населения. Организация мистерии. Главные организаторы – городские власти, члены городского совета, различного рода союзы и братства, цехи и гильдии, кружки, артели. Строгая цензура и административный надзор за представлением. Организационные мероприятия подготовка текста мистерии составление договоров со специалистами, умеющими готовить механические трюки и зрелищные эффекты нахождение режиссеров-поста- новщиков (руководителей игры, которые проводят репетиции (за полгода – 48 массовок, в которых театрализовано 35 000 стихов помощников режиссеров, суфлеров, технических организаторов-суперинтендантов; распределение эпизодов по гильдиями цехам. Перед началом мистерии – торжественное шествие участников мистерии по городским улицам. Приемы постановки 1) инсценировки на передвижных телегах – «педжент»; 2) инсценировки в кругу амфитеатра 3) инсценировки наго- родской площади здесь три варианта расположения зрителей по отношению к сцене а) зрители размещаются на окружающей площадь трибуне или стоят на самой площади б) зрители двигаются от места действия к другому вместе с актерами, переходя, в конечном счете, от одной стороны площади, олицетворяющую Рай, к другой, где находился Ад в) сосредоточение всех мест мистериального действа на одном помосте и объединение их в некое целое слева направо рай Назарет храм Иерусалим Дворец Дом епископа Золотые врата Чистилище Ад. Зрители стоят не вокруг, а перед сценой. Как разновидность последнего варианта – представление на бочках. Помост ставится на бочки, сцена с трех сторон закрыта холстом, образуя общий фон глубины и боков сцены различные места действия Л. Н. Лазарева 168 обозначаются постройками (гора, тюрьма, мебелью (кресла, алтарь) или разрезами в холсте, через которые появлялись и уходили исполнители. Сценография и костюм действующих лиц мистерии, бытовые и тематические элементы. XVI в. – время церковного похода против мистериального зрелища, в котором звучали земные ноты, полные комизма, шутовства и богохульства. Самодеятельные кружки и театральные ассоциации. XV–XVI вв. – развитие театра буржуа. Нидерланды – учитель Европы, пережившие первую буржуазную революцию общественно-политическая роль различных театрально-художественных объединений. Риторические камеры (ритор – оратор) – самодеятельные кружки, преследовавшие общеобразовательные цели. Они сделались сильным политическим орудием… носивших характер новейшей периодической печати (Д. Л. Мотлей). Распространенность камер по всей Европе, попытки организационно упорядочить этот процесс созданием центральной (суверенной) камеры, которой бы подчинялись все другие. Главные или свободные и несвободные камеры. Право главных распоряжаться репертуаром, местом выступления несвободных камер. Участие камер в празднествах. Организационная структура камер наличие устава, декана-руководителя, выборных членов – присяжных, фактóра – режиссера, шута-затейника, посла-оповестителя о предстоящем представлении. Искусство риторов, ведущих постоянную пропаганду против испанского владычества и церкви, сыграло большую роль в подготовке нидерландской революции. Но, одержав победу при поддержке демократии, буржуазия вступает с ней в конфликт, поэтому в 1606 г. деятельность риторических камер была запрещена. Мейстерзингеры Германии. Мейстерзингерские школы возникли из союзов, в которых обучали пению и поэзии (умению сочинять стихии исполнять их на собраниях по установленным правилам. XVI в. – расцвет поэзии мейстерзингеров (нем. майстер – мастер, зингер – петь мастер пения. Ганс Закс (1494–1576) – известный немецкий поэт, драматурги режиссер мейстерзингеров. Отклики на злобу дня, нападки на католическое духовенство, острая сатира – основа творчества этой группы. Первые опыты гастролей в другие города, практика специализации исполнителей. Ограниченность деятельности мейстерзингеров небольшими аудиториями История и теория праздников зрителей. Отсутствие, в отличие от Нидерландов, праздников и общегородских состязаний. Театральные кооперации и шутовские общества во Франции. Кружки северной Франции как продолжатели традиций южных Нидерландов (Голландии. Центральная Франция – наличие творческих кружков, которые называются Братство страстей участвуют в мистериях, праздниках. Усиление светского репертуара, нападки на священные основы христианского вероучения привели к запрету их деятельности в 1548 г. Театральное сообщество «Базошских клерков (лат. базош – дворец, чиновников парламента в Париже, ассоциации юристов. Участие в шествиях, праздниках Трех королей, Масленице (инсценировали судебный процесс между Постом и Масленицей, въездах королевских особ, в постановках живых картин и пантомим на площади ив зале парламента. Сатирический характер фарсов, издевательство над известными в городе лицами с помощью масок освещение в играх злободневных для парижан событий привели к усилению гонений на общество (их «игры-показы» запрещены в 1582 г, но общество просуществовало дог. Парижский кружок Беззаботных ребят, специализирующийся на представлении шутовских пьес – соти (сот – шут, дураки объединяющий буржуазную молодежь и интеллигенцию. Во главе общества – князь шутов или князь дураков и матушка глупости члены кружка выступали в костюме шута с колпаком, снабженными ослиными ушами и бубенцами, в цветном платье с шутовским жезлом в руках. Аналогичные шутовские общества в Руане – братство рогоносцев, в Камбрэ – бесстыдники, в Дижоне – «дижонская инфантерия, общество матушки глупости. XV в. – распространение шутовских гильдий по Европе (первые сообщения об организации Ордена дураков относится кг. Проведение шутовских фестивалей (конец XII в, их расцвет в на XIV–XV вв. Приуроченность празднеств глупцов к религиозным торжествам. Организация смеховых литургий в церквях, где все пляшут, поют непристойные песни, едят колбасы возле алтаря, играют в кости, скачут. Идея праздников шутов – инверсия, перевернутость общественного статуса, перемена жизненных мест. Режиссура праздника дураков – кортеж ряженых впереди на жерди несут наголо обритого принца дураков рядом с ним – епископ недоумков вся буйная компания шутов с помощью жестов и атрибутов де Л. Н. Лазарева 170 монстрирует глупость во всевозможных проявлениях паяц эскорта, обнажив зад, глумится над владыкой все таскают друг друга занос в процессии много очков (символа глупости, шаров (знака круглого дурака участники шествия задирают прохожих, издеваются над ними. Праздники ослов св. Ослиный праздник на Рождество – пародийная имитация бегства Марии с младенцем в Египет. Смеховое дублирование церковной службы. Военные празднества феодальной аристократии – рыцарские турниры. Первоначально (XIII в) – это тренировочные военные упражнения, затем они приобретают спортивный характер (XIV в) и развертываются как состязания перед зрителями и судьями в XV–XVI вв. – спортивные состязания театрализуются и приобретают характер драматизированного зрелища, в котором преобладают игровые и декоративные элементы, тогда как основная цель – выучка воина – становится периферийной. Три типа рыцарских праздников 1) турнир, развертывающийся как сражение между двумя отрядами всадников 2) ряд поединков одни на один – джостра; 3) безопасное маневрирование с орудием в руках. Распространенность турниров по всей западной Европе, их дифференциация и национальные особенности. Специальная организация места сражения – огромные временные сооружения с отгороженной ареной, ярусами и ложами рангового театра. Режиссура турниров торжественный въезд рыцарей на арену, театрализация вызова их на арену герольдом (в форме поэтического воззвания красочное облачение рыцаря и коня в сопровождении оруженосцев (иногда их было до 100–200 человек включение живых картин на мифологическую тему вечерние и ночные иллюминации выступление творческих корпораций. Придворные представления. Традиция маскирования вовремя танцевальных балов. Сопровождение выхода масок инсценировкой пантомимы. Например, исполнителей танцев под звуки музыки ввозят на колесницах в форме корабля, замка или чудовища. Распространенность представлений, названных «междуяствиями» – показ драматизированной пантомимы, разыгрываемой в промежутках между подачей яств пирующим гостям. Разработка сценических площадок с занавесями в дворцовых залах, постановочных приемов, представлений. Часть представлений идут в окружении статичных декораций, стоящих на История и теория праздников столах, другие являются подвижными и появляются в момент выхода в зал различных маскированных групп. Разработка интермедий, арий, танцев, пантомим, участвующих в церемониале междуяствий. Междуяствия и интермедии XVI в. уже носят характер оперно- балетных постановок, подготавливающих создание новых сценических жанров оперы и балета XVII в, выросших на основе придворно- аристократических увеселений в дворцовом зале. Масленичные празднества в городах. Продолжение традиций языческих обрядов и игр на Масленицу. Нидерланды – драматизация масленичных игр в виде массового уличного сражения между жирной Масленицей и тощим Постом (такие игры известны в Испании, Германии, Франции. Образ Масленицы тучный бюргер сидит верхом на бочке, засунув ноги в печные горшки (вместо стремен), держит в руках вертел споро- сенком. Пост – тощий и костлявый, выезжает ему навстречу, сидя на церковном кресле, которое везут монахи монашка, в руках длинная лопата с селедками, на голове – улей с пчелами. Все действие строится на сражении Поста и Масленицы. Выступления на Масленице цеха немецких мясников (что в другие дни запрещалось. Оформление колесниц с живыми картинками – одно из любимых масленичных увеселений. Массовые танцы цех мясников танцует, держась за ремни, сделанные в форме колбас ножевщики – с обнаженными мечами (танец мечей бочары – держав руках обручи оружейники в полном вооружении и сражаются на конях. В итальянских городах масленичные празднества известны под именем карнавал. До XIV в. отдельные элементы карнавала разрознены, в целом он еще не оформлен, это период – карнавала до карнавала. XI–XVI вв. – масленичный карнавал превратился в блестящие маскарадные процессии. Ход шествия во главе – конные и пешие шуты, за ними площадки, на которых разворачиваются действия живых картин шутливые пантомимы, дидактические и сатирические пьески вереница кораблей с Адом, цветущим Эдемом, демонами и т.д. Основа карнавальной комедии с ее характерными типами и бурлескными ситуациями – идея сезонных смен, извечная борьба жизни и смерти, которую надо прогнать и уничтожить. Нормативность карнавальных образов, связанных с периодическим воспроизведением мифа (мифа умирающей и возрождающейся природы, Л. Н. Лазарева 172 сочеталась со свободным творчеством в бюргерской среде. Практика проведения карнавалов доказала необходимость большой срепетированности элементов шествия и огромного штата режиссеров и организаторов. Вопросы для самопроверки Охарактеризуйте в общих чертах средневековье как самую длительную и противоречивую эпоху в истории европейской цивилизации. 2. Чем характеризуется период раннего и высокого средневековья 3. Кто является носителем праздничного начала в средневековом обществе 4. Почему церковь стала своеобразной доминантой в развитии праздничной культуры средневековья Что дает современной режиссуре знание постановочной технологии мистери- альных действ 6. Как развиваются городские празднества Какие институты выступают организаторами городских празднеств 7. Какова роль шутовских гильдий в развитии смеховой культуры средневековья 8. В чем своеобразие режиссерских приемов военных празднеств этого периода Какие культурные формы рождаются внутри придворных представлений Можно ли их наблюдать в современной практике 10. Как выдумаете, почему карнавал родился в недрах масленичных гуляний Что является объединительным началом масленицы и карнавала Список литературы 1. Бахтин, ММ. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / ММ. Бахтин. – М, 1990. 2. Гвоздев, А. А. История европейского театра Театр эпохи феодализма / А. А. Гвоздев, Пиотровский Аи др. – МЛ С. 333–663. 3. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я. Гуревич. – М, 1981. 4. Даркевич, В. П. Народная культура средневековья / В. П. Даркевич. – М, 1988. 5. Порьяз, А. Мировая культура Средневековье / А. Порьяз. – М ОЛМА- ПРЕСС, 2001. Роттердамский, Э. Похвала Глупости / Э. Роттердамский пер. П. К. Губера. – М, 1960. История и теория праздников Тема 15. Праздничный площадной театр средневековой России X – |