Политика. политика экзамен. 1. Политология и политика
Скачать 0.63 Mb.
|
1.Политология и политика. Термин политология относится к той отрасли общественных наук, которая аналогична основам государства и системы управления. В нем рассматриваются страна и ее экономика, учитывая различные временные интервалы, то есть прошлое, настоящее и будущее. Политология подчеркивает теорию и практику правительства, а также тщательно и систематически анализирует политические системы, институты, процессы, функции, действия и поведение. Кроме того, он также оценивает государственную политику и правительства. Политология делится на пять дисциплин, которые охватывают широкий спектр передовой политической экономии. Это политическая теория, сравнительная политика, публичное право, государственное управление и международные отношения. Полезно понять, как работают правительства, распределение власти и ресурсов, влияние политики, установленной правительством, на экономическую стабильность. Определение политики Термин «политика» может относиться ко всем тем видам деятельности, которые связаны с управлением страной. В более тонком смысле, политика подразумевает процесс, в котором политические лидеры и партия пытаются достичь своих целей, что может противоречить другой политической партии. Это прямо аналогично конфликту и примирению, которое ведет к правопорядку и справедливости в обществе. Основная цель политики - повысить уровень жизни в этом районе и инициировать деятельность по развитию с помощью различных схем и программ, осуществляемых правительством. Он имеет тенденцию создавать, сохранять или изменять новые правила, в соответствии с которыми живет гражданин. Практическая политика включает в себя все события в реальном мире, такие как формирование правительства и его работы, разработка законов и политики. Кроме того, международная политика также является частью практической политики, которая включает в себя такие вопросы, как мир и война, экономический порядок, защита прав и другие. Это также упоминается как "грязная игра" обычным человеком. Ключевые различия между политологией и политикой Пункты, приведенные ниже, существенны с точки зрения разницы между политологией и политикой: Политология - это подмножество социальных наук, которые изучают политику и правительство, а также занимаются описанием и анализом политического поведения, проблем, системы и деятельности. Политика - это изучение правительственных структур, организаций, операций и видов деятельности, которая определяет возможности использования или достижения власти. Политология говорит о государстве, его работе, функциях и распределении власти и ресурсов. С другой стороны, политика - это социальная деятельность, поскольку она предполагает диалог между политическими партиями из-за их разногласий по различным вопросам. Политология занимается фактическими утверждениями, а также определяет существующие политические практики и организации и концентрируется на путях их улучшения. И наоборот, политика занимается проблемами граждан страны и стремится получить власть для решения этих проблем и повышения уровня их жизни. Основными действующими лицами в случае политологии являются политолог, ученые и ученые. Напротив, политики, лоббисты и администраторы являются субъектами политики. Основная цель политической науки состоит в том, чтобы узнать различные политические модели и создать субструктуру, которая выражает реальность. В противоположность этому, политика направлена на обеспечение общественного благосостояния и повышение уровня жизни граждан путем проведения конструктивной политики. 2. Место политологии в ряду гуманитарных дисциплин. Политология как и другие гуманитарные науки познаёт и изучает процессы связанные с человеческой деятельностью и взаимоотношениями в обществе и влиянием тех или иных событий, явлений на жизнь индивида и/или общества в целом. Место политологии в ряду гуманитарных дисциплин. Таким образом, в системе гуманитарных знаний политология представлена как интегративная комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Она объединяет и синтезирует выводы других наук и на базе их выстраивает исследования, обеспечивает объективные знания о политических системах. 3. Политология как наука. Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику. Она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое. Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы. Политология как наука может также выполнять идеологические функции, например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства). 4. Предмет, объект и субъект политологии. Предметом политологии являются свойства политики как сферы общества, тенденции и факторы её изменения и развития. Объектом политологии является политика во всем её многообразии. Политика как объект изучения различных дисциплин может присутствовать в философии, географии, экономике, науке о праве, социологии и др. Субъект в политике – источник целенаправленной, предметной политической деятельности на объект. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты и пр., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. 5. Функции политологии. Теоретико-познавательная функция её смысл заключается в том, что данная научная дисциплина расширяет и углубляет знания людей в политической реальности, позволяет увидеть важные тенденции политического развития общества, механизмы функционирования политической системы, факторы воспроизводства политической культуры и многие другие явления, процессы, которые невозможно познать и объяснить на уровне обыденного познания Инструментально-практическая функция Заключается в том, что создаваемая и постоянно развивающаяся система политического знания может подсказывать людям эффективные способы достижения поставленных целей, обосновывать и предлагать рекомендации для выработки политических управленческих решений. Прогностическая функция отвечает за составление прогноза на основе полученного научного знания Вывод: Политология – это наука, которая изучает политический мир во всем его многообразии. Разнообразие уровней политического знания подчеркивает всю его сложность и многоаспектность. 6. Политическая мысль в эпоху древности Конфуций Китайский философ Конфуций - один из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархальной аристократической государства. Согласно его учению, государство возникает из объединения, семей и уподобляется семье, где император - отец, заботящийся о своих подданных - детей. Конечная цель государственной власти - достижение общего блага. Хотя Конфуций отрицательно относился к крайностям имущественной дифференциации (до разделения общества на богатых и бедных), он оправдывал моральную иерархию: разделение людей на "благородных" и "темных" - простой народ. Первых от вторых отличают такие качества, как знание, справедливость, чувство долга, уважение к старшим, соблюдение нравственных норм. Политический идеал древнекитайского мыслителя - власть, осуществляемая аристократами, благотворительность, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и подражания ритуалов, которые сложились. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью. В работах мыслителей Древней Греции анализируется античная социально-политическая практика. Государственность этого периода воплотилось в форме полисов - небольших городов-государств и окрестных поселений. Центром древнегреческой цивилизации стал афинский полис периода расцвета демократии (VI-V века до н.э.). Демократические процедуры предусматривали участие свободного мужского населения в работе народного собрания и принятия решений, равенство граждан перед законом, право на замещение выборной общественной должности. Практикой функционирования демократия привела влияние на представления древних мыслителей Эллады и желаемой формы государства. Многие из них сделали свой выбор не в пользу демократии. Среди мыслителей, разделяющих аристократические взгляды на правление, были Пифагор, Гераклит, Сократ . Править, по их мнению, должен не весь народ, а только лучшие люди, добродетелью которых является мудрость. Сторонником "умеренной" цензовой демократии был Демокрит . В античных авторов присутствует понимание Закона, превращающего Хаос в Космос. Полис в их представлении выступает отражением космического порядка. Так, в учении Пифагора содержится мысль о законе космической гармонии, определяющий порядок для всего сущностного. Сократ . Отчаянным защитником идеи компетентного правления и господства законов в организации полисной жизни был Сократ. Он утверждал, что править должны знающие люди-философы, а именно правления является искусством, которое способны воспринимать только отдельные "лучшие" люди благодаря своему рождению, воспитанию и обучению. Его критика демократии имела реальное основание: иррациональность решений, принимавшихся афинскими гражданами, часто приводило к нестабильности политической жизни. Он разделил законы на божественные, независимые от воли людей, человеческие. И те и другие законы требуют послушания, потому что законное и справедливое - одно и то же. Сократ собственной смертью показал пример общего послушания. Приговоренный к смерти афинским народом, он отказался от предложенного ему плана побега, ссылаясь на то, что общество может погибнуть, если судебные решения не будут иметь никакой силы. Платон . Впервые его политические идеи были изложены в отдельных политических трактатах, написанных в форме диалогов: "Государство", "Политик", "Законы". По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив ее к телу или душе человека. Трем частям души человека - умной, упорной и желающей - должны соответствовать три состояния: правители, достоинством которых является мудрость; воины, которых от других отличает храбрость; производители (ремесленники, купцы, земледельцы, актеры), для которых характерно насытить свой желудок и эмоции. Подобное выделение состояний определяется необходимостью разделения труда, потому что каждый вид деятельности требует определенных знаний и навыков. Идеальное государство Платона иерархическое. Высшим сословием является правители, потому что они, обладая мудростью, способные обеспечить общее благо. Ниже положение занимают производители. Для закрепления социальной иерархии философ использует миф о домешивании Богом к каждому состояния определенного металла: правителям - золота, воинам - серебра, производителям - меди и железа. Справедливость, как принцип совершенной государства, заключается в том, что каждое состояние занимается своим делом и имеет свое особое положение в общественной иерархии. Вторая черта идеального государства - аристократическое правление , при котором правят только умные люди. Способность усвоить мудрость, которая передается потомкам путем подбора родителей и длительного обучения "искусству политики", присутствует философам. Единство государства может подорвать эгоизм отдельных людей. Платон видел решение этой проблемы в ограничении потребления только самым необходимым и в отмене всякой собственности и семьи для состояний правителей, воинов. Государство остается идеальной, пока каждое состояние занимается своим делом, в чем и выражается, по мнению Платона, справедливость. Однако порча характера правителей и подчиненных, необоснованные претензии других состояний (тех, кто не обладает мудростью) на власть приводят к расписанию идеального государства и к постепенной ее замены более низкими государственными формами. Идеальное государство, реализованная в форме монархии (царской власти) или в форме аристократии (правление философов), вырождается в тимократию (власть воинов), затем в олигархию(власть немногих, которую Платон понимает как плутократию-господства богатых). Чрезмерная имущественное неравенство вызывает недовольство народа, что приводит к утверждению демократии, которая затем заменяется худшей формой государства - тиранией . Круговорот государственных форм завершается возвращением в идеальное состояние. Но сам Платон не раскрывает механизма облагораживания тирании. Демократию он также рассматривает как несовершенную форму государства, что, вероятно, было продиктовано неприятием греческим мыслителем ее практического воплощения в афинском полисе: решение народа не всегда были мудрыми, демократическими процедурами часто пользовались авантюристы для прихода к власти. Напоследок Платон не простил афинским гражданам смертный приговор его учителю Сократу. Аргументируя свое отношение к демократии, философ выражает проникновенную мнению об опасности чрезмерной свободы, потому что из крайней свободы может родиться жесточайшее рабство. История знает примеры, подтверждающие этот прогноз. Многие диктаторских режимов возникали из кризисов, спровоцированных состоянию анархии и распадом форм взаимоотношений между людьми, сложившихся доминированием в настроении людей идеи ничем не ограниченной свободы. Надо отметить, что и большие революции, которые вдохновлялись демократической идеей, в результате заканчивались диктатурами: якобинская диктатура и империя Наполеона во Франции; диктатура Кромвеля в Англии; диктатура большевиков в СССР. В то же время в проекте идеального государства Платона прослеживаются контуры тоталитаризма : приоритет государства над индивидом, наличие цензуры, организация жизни по плану, установленному правителями, единообразие в жизни всех граждан, регламентация всех ее сторон, включая интимную жизнь. Но в наследии Платона есть немало положительных идей. Для своего времени он высказал смелую идею о равноправии граждан, считая, что самые достойные из них могут стать правителями. Аристотель . Использовал два критерия для выделения форм правления. Количественный критерий указывает на количество властвующих: один, несколько, большинство Своеобразным качественным критерием являются принципы, лежащие в основе власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, основанные на этих принципах, Аристотель признавал правильными, а соответственно те из них, где правители нарушают законы и беспокоятся только о собственных интересах, - неправильными. Подобный подход уже встречался у Платона, но Аристотель внес существенные изменения в схему своего учителя. Хорошая власть одного - это монархия , искажением которой является тирания. Власть немногих, основанная на благотворительности и воспитании , - аристократия, когда "правительство сформировано из лучших людей", ее искажением является олигархия - власть основана на богатстве и отстранении от власти большинства населения. Третьей правильной формой Аристотель признает политию или конституцию - правление большинства. Ей противопоставляется демократия , где у власти преобладают бедные, не имеющие необходимого воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением. Влияние Аристотеля на следующую политическую мысль был значительным, а его оценка демократии как "плохой" формы правления повторялась многими мыслителями вплоть до эпохи Нового времени, но сам Аристотель дифференцированно подходит к демократии, выделив пять ее видов. Объектом критики мыслителя является крайняя демократия, где не действуют законы, а фактически правят демагоги. В то же время его трактовка политии как правление большинства на основе закона в определенной степени соответствует представлению о демократии. Многие идеи Аристотеля - это противоположные позиции его знаменитого учителя Платона. В Ватикане хранится известная картина Рафаэля "Афинская школа". Большой художник отобразил на этом полотне спор древнегреческих мыслителей. Платон показывает вверх, тем самым подчеркивая, что подлинное бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь видимость действительности, которая является отражением идей. Оба мира, согласно мыслителем, объединяются с помощью мировой души. Аристотель, напротив, показывает вниз. Он считал, что земную жизнь можно рационально осознать и усовершенствовать. Это касается и политической жизни. Учитель и ученик разошлись также по вопросу о наилучшем социально-экономическом устройство полиса. Аристотель критиковал идею Платона о ликвидации частной собственности и семьи как таких, которые противоречат природе человека. В то же время он предупреждал об опасности имущественного неравенства в обществе, что приводило к общественной нестабильности и выступлений бедных против богатых. Выход из положения он видел не в уничтожении частной собственности, а в ее относительном выравнивании и формировании состоятельного среднего слоя. Именно в политии, где, по его мнению, преобладают люди среднего достатка - люди не бедные, но и недостаточно богаты, - достигается общественное равновесие и политическая стабильность. Гениальная догадка о "среднем элементе" опередила свое время и нашла свое продолжение в современной теории "среднего класса" как социальной основы стабильных демократических режимов. Марк Туллий Цицерон . Знаменитый римский оратор и политик. Определял республику как "достояние народа", подчеркивая, что сам народ является объединением людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Отдает предпочтение смешанной государственной форме, сочетающий в себе одновременно монархический, аристократический и демократический элементы. Идеализируя действительность, видел аналог подобного правления в Римской республике. В идеях Цицерона о правовом объединения граждан республики и правовая регламентация государственной деятельности о распределении полномочий между республиканскими институтами, их взаимном равновесии лежат истоки теории "правового государства". 7. Политическая мысль в эпоху средневековья. Политическая мысль средневековья пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». 8. Политическая мысль в эпоху нового времени. Политическая мысль Нового времени. либерализм liberalis Томас. Гоббс концепции естественных прав людей Гуго Гроций Джон. Локк), разделения властей Шарлем Луи Монтескье социализм Томасом Мором Томаззо Кампанеллой Френсис Бэкон Жан-Жак Руссо Иммануила Канта Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связано с формированием идеологии Просвещения, которая интеллектуально подготовила буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характеру его взаимоотношений с государством. 9. Особенности политической мысли Востока. На содержание политической идеологии Др. Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни. Именно традиционализм определил то, что в общественном создании сохранились пережитки мифов. Основой политико-правовой мысли выступало религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Религия отводилось ведущее место (Правили в основном жречество). Политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия. На формирование политико-правовой мысли Древнего Востока большое влияние оказывала мораль, поэтому многие концепции представляют собой этико-политические доктрины, а не политико-правовые концепции. (Примером может служить Конфуцианство как более этическая чем политико-правовая доктрина). Социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоящими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве 10. Особенности политической мысли России. этапы в ее развитии политической мысли в России: XI-XVII вв. считаются древнерусским периодом; XVIII - начало XIX в. - время изучения и переосмысления западноевропейского политического опыта; с середины XIX в. начался процесс исследования собственно российской буржуазной политической практики и складывания отечественной политической теории; советский и постсоветский этапы. Цель: решение проблем и поиск задач развития русской государственности, выяснение специфики исторического пути России и составляющих ее народов, поиск идеала общественного устройства и адекватных русским условиям форм организации власти, других политических институтов и норм политической жизни. 11. Русская политология до ХХ в. Среди основных этапов генезиса российской политической мысли представляется возможным выделить следующие: возникновение раннего консерватизма (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин); радикализма (А.Н. Радищев); раннего либерализма (М.М. Сперанский); декабристского движения (предводитель Южного общества декабристов П.П. Пестель, автор «Русской Правды», сторонник республиканских идей; и член Верховной думы Северного общества Н.М. Муравьев, автор «Конституции», предложивший введение конституционной монархии); славянофильства (И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев); западничества (П.Я. Чаадаев); охранительно-реакционного консерватизма (С.С. Уваров, К.П. Победоносцев); становление революционного демократизма (Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен); народничества (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв), анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин), социал-демократии (Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов); политико-правового либерализма (М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин). 12. Политология в СССР. в советские годы развитие политической науки в России сложилось политологическое сообщество, которое вело продуктивную научную работу и использовало существующую научную инфраструктуру и возможности высшей школы для утверждения политической науки и приращения научного знания. сообщество оставалось весьма малочисленным, а производимый им интеллектуальный продукт не был востребован политическим руководством страны. отсутствие преемственности научных традиций в виде системы воспроизводства научных кадров. Негативно сказывалось на результативности. 13. Современная российская политология. 14. Методы политологического исследования. 1) Теоретические, 2) Эмпирические и 3) Общенаучные методы: 1) Структурализм, функционализм, системный анализ, топологический метод; Бихевиоризм, теория рационального выбора, психодинамические теории, когнитивные теории; 2) Наблюдение, опрос, контент-анализ, фокус-группа; 3) Определение и классификация, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический анализ. 15. Особенности политической системы современного общества. Особенности политической системы современного Российского общества. Для начала считаю нужным раскрыть понятие политической системы общества. Итак, политическая система общества - это сложная разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. 1. Первой особенностью политической системы современного российского общества хотела бы назвать политический режим России, а вернее его переходный этап. Как я писала в прошлом эссе, политический режим России не является полностью демократическим. В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить о двойственности современного политического режима (или же о его «переходном» этапе). 2. Вторая особенность - закрепление принципа плюрализма, как в идеологии, так и в политической системе разделение властей, многопартийность, общественные объединения. В Конституции отсутствует какое-либо упоминание о партийно-политической системе, тем более, о ее приоритете в обществе. Напротив, Конституция Российской Федерации проникнута установлениями о равенстве общественно-политических и иных объединений граждан. 3. Третья особенность политической системы российского общества частично вытекает из второй. Разделение и баланс властей в Основном законе не выстроены, механизм спокойной смены власти в нем не заключен. Смена власти, смена Президента страны при действующей Конституции всегда будет иметь тенденцию превращаться в стихийное бедствие, а не в обычную политическую практику, поскольку гарантией стабильности и нормального политического развития являются не закон и процедура, а неформальные договоренности элитных групп и поведение личностей - как действующего главы государства, так и его преемника. 4. Четвертая особенность: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. (гл. 1, ст. 2 Конституции РФ). 5. Еще одной особенностью российской политической системы является низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Дело в том, что замена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент РФ, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества. 6. И последняя шестая особенность: российская политическая система превращается постепенно в мировую систему политических отношений. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рамках ООН, СНГ, вступление в Совет Европы, многогранное сотрудничество со специальными международными организациями и органами (ЮНЕСКО, ЮНЕП, и др.). 16. Современный либерализм. Либерализм – ряд идеологических течений , которые объединяют приверженность к таким ценностям как права и свободы личности , правовое государство и частная собственность. На сегодняшний день либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. Концепции личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики -- получили самое широкое распространение. Современный либерализм можно назвать либерализмом XX века. Если развитие классического либерализма было тесно связано с промышленной революцией XIX века, то современный либерализм связан уже с дальнейшим развитием индустриализации, которая привела к значительному возрастанию уровня жизни определенных слоев населения, но и сопровождалась значительным расширением бедности и болезней. В таких условиях социальное неравенство стало трудно игнорировать, поскольку, массы промышленного рабочего класса были недовольны низкой зароботной платой, безработицей и общим ухудшением жилищных и трудовых условий. В этих условиях сторонники либерализма столкнулись с трудностями в поддержании мнения о том, что индустриальный капитализм принес благополучие и всеобщую свободу. Современный либерализм характеризуется с двух достаточно разных сторон. Классические либералы, в частности утверждают, что либерализм достаточно эффективно покончил с теми принципами и доктринами, которые «еще раньше определяли его как таковой, что он отказался от индивидуализма и повернулся к коллективизму». Современные либералы пытаются показать, что они скорее дополнили и достроили, а не изменили классическому либерализму. Итак, если для классического либерализма характерна четкая теоретическая последовательность, то современный либерализм представляет собой что-то среднее между старым и новым и, таким образом, содержит некоторые теоретические и идеологические противоречия. В политической философии классического либерализма можно обнаружить корни, исходящие из философии стоиков и поздних схоластов. Она являлась моральной доктриной, утверждавшей, что рациональность и добродетель присущи человеку на сущностном уровне. Впрочем, это затрагивает не всех, но лишь лучших среди них - более образованных, умных и т.д. Отталкиваясь от этого, было распространено мнение, что только лучшие представители общества имеют право на то, чтобы требовать что-либо от политической власти и высказывать сомнения относительно ее деятельности. Современный либерализм существенно расширил круг этих “лучших” представителей. Актуально стало признание необходимости участия всех граждан в политической жизни, независимо от их социального положения и принадлежности. 17. Современный консерватизм. Консерватизм – это одно из наиболее влиятельных идеологических течений в политике. Слово произошло от английского «conserve» и означает – сохранять, охранять. Первые зачатки консерватизма появились во Франции в ответ на буржуазную революцию. Тогда суть консерватизма была другой, нежели той, какой она известна сейчас. Позже В Англии и Америке она предстала в знакомой всем сущности с характерными признаками – сохранении традиций и устоев общества. Кратко и понятно о сущности консерватизма Консерватизм – это политические взгляды людей, деятельность которых направлена на стремление сохранить традиционные общественные устои жизни, ценности, установленный порядок. Синонимами значения термина можно назвать рутинность устройства общества и государства. Антонимом считают термин «либерализм» и «радикализм». Приверженцев консерватизма в современном мире сравнивают с борцами против попыток изменения революционным способом ситуации в государстве. Основные черты консерватизма: •социальная иерархия; •недопущение вмешательства простых людей в политику государства; •большая роль церкви и семьи в обществе; •редкое проведение реформ; •высокая враждебность к революционным и радикальным взглядам; •уверенность, что в обществе главное – это сохранение порядка и классовости любыми способами, даже с привлечением армии; •приоритет традиций. Для достижения целей консерваторы использует старые, поверенные многими десятилетиями и даже столетиями методы: •удержание любыми способами власти в своих руках, если потребуется с •применением военного вмешательства; метод, при котором в государстве практически не принимаются новые реформы. Современный консерватизм подразделяется на три течения: •традиционалистское; •либерал-консервативное (неоконсервативное); •либертаристское. Не все современные страны имеют основной идеологией консервативные политические взгляды. Однако статистика показывает, что практически во всех странах мира есть консервативные политические партии или государственные мероприятия, посвященные консервативной идеологии. Мировоззрение консерватизма претерпело изменения со времен своих основателей. С демократизацией общества пополнилась «копилка» антиценностей консерваторских взглядов: индивидуализм, атеизм, неравенство в социальном и имущественном плане, революционные взгляды, культ разума . Консерватизм в странах мира Направления консерватизма имеют свою обособленную историю практически в каждой стране планеты. Цели и методы консервативной политики каждый страны отличаются. В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония и многие другие. Партии, наполовину имеющие признаки консерватизма, христианские взгляды, есть в Австралии, Италии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США. В Ирландии, Португалии и Канаде есть социально-консервативные партии. Политолог и ученый Клаус фон Байме разработал свой метод, по которому классифицировал все партии мира и истории. После чего обнаружил, что нет ни одной партии на планете, которую можно было бы полностью считать консервативной. 18. Социал-демократия и социал-реформизм. Если начинать с кратких общепринятых определений, то социал-демократия – это идейное и социально-политическое течение, опирающееся на рабочее и демократическое движение и ставящее своей целью достижение социальной справедливости. Это было определение из Большой Российской Энциклопедии, а словарь Merriam-Webster приводит два определения: 1. Политическое движение, выступающее за постепенный и мирный переход от капитализма к социализму демократическими средствами; 2. Демократическое государство всеобщего благосостояния, сочетающее в себе как капиталистические, так и социалистические практики. Принципы социал-демократии Главные ценности, которые провозглашают социал-демократы - справедливость и свобода. Основные принципы и задачи социал-демократии - это: • Защита прав и свобод человека • Равноправие и равные возможности, борьба с дискриминации • Создание «государства всеобщего благосостояния» • Политический и идеологический плюрализм • Социально ориентированная экономика, государственное регулирование рынка • Сокращение разрыва между богатыми и бедными, поддержка неимущих слоев населения • Равноправие и защита всех форм собственности: государственный сектор существует наряду с частным • Защита интересов трудящихся, сотрудничество с профсоюзами • Борьба с безработицей, защита от несправедливого увольнения • Ограничение рабочей недели, улучшение условий труда, повышение минимальной зарплаты • Социальное обеспечение: бесплатное образование и медицина, высокие пенсии и пособия • Высокий уровень налогообложения, прогрессивный налог • Демилитаризация, решение международных конфликтов мирным путем Чьи интересы выражает социал-демократия Традиционно принято считать, что основная сила, на которую ориентируются социал-демократы – это рабочий класс, то есть социальная группа наёмных работников в сфере материального производства и услуг, возникшая в индустриальном обществе15. История также показала, что социал-демократия опирается на левую часть интеллигенции: Из современной программы социал-демократов обнаруживаются также и другие сообщества, интересы которых она выражает. Например, это малый бизнес – за счёт того, что прогрессивная налоговая система переносит основную нагрузку с малого бизнеса на крупный капитал, а небольшим предпринимателям, напротив, создаёт более комфортабельные условия для ведения бизнеса (в том числе благодаря обеспечению правового государства и достижению социального консенсуса, являющегося гарантом стабильности). Ещё одна группа – безработные и нетрудоспособные граждане, чьи интересы выражает система социальных пособий. В статье о союзниках социал-демократов мы перечисляли также и другие множества, интересы которых выражают и реализуют социал-демократы. Новая группа – это фрилансеры. В связи с тем, что их доход нестабилен и зачастую не имеет обеспечения пенсиями и другими гарантиями, социал-демократическое предложение безусловного базового дохода даёт им возможность чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Социал-демократическая политика вступает в резкое противоречие с интересами элит – крупного капитала, номенклатуры. Крупный капитал не устраивает налоговая политика социал-демократов, поддержка ими профсоюзов, другие высокие требования, так как они мешают максимизировать доходы. Поэтому его представители чаще всего поддерживают либертарианцев, либерал-консерваторов либо расистские движения, помогающие разжечь вражду между наёмными работниками. Номенклатуру же не устраивает сменяемость и выборность власти, которую требуют социал-демократы, ведь она мешает превратить власть в стабильный источник доходов. Поэтому она, как правило, поддерживает фашистов, коммунистов и прочие движения, выступающие за диктатуру. Какие партии можно считать социал-демократическими Социал-демократическими партиями сегодня являются те партии, которые разделяют современные ценности эсдеков. То есть националистические партии или те, которые объявляют своей идеологией марксизм, сегодня некорректно считать социал-демократическими. Оправдание военной агрессии, нарушений прав человека, а также личностей, которые с этим ассоциируются – недопустимо для СД. Также не следует причислять сюда партии с религиозной направленностью. Некорректно считать социал-демократическими партиями и разного рода политические «спойлеры» (так называют те партии или тех кандидатов, которые имеют мало шансов на победу или вообще не имеют их, но способны лишить успеха соперника18, созданные искусственно с целью контролировать политическое поле (например, партия «Справедливая Россия»19, либо бывшую коммунистическую номенклатуру, принявшую название «социал-демократы». Социал-демократическими партиями корректно считать те партии, которые выступают за сокращение неравенства (и проводят в жизнь эту политику, находясь у власти), прогрессивный налог, развитие экономики (обрабатывающей промышленности и/или инновационной сферы), против расизма и авторитаризма. Это минимальный набор требований. Социал-демократические страны: Страны Северной Европы (в меньшей степени – Исландия), также сюда сегодня можно отнести Германию, Великобританию, Австралию, Новую Зеландию, Бельгию, Австрию, Швейцарию, Испанию. 18.2 Социал-реформизм Социал-реформизм политическая идеология, ориентированная на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем реформирования капиталистического общества. Идеологии социал-реформизма характерны свои черты, такие как: материалистическая трактовка общественной жизни; подход к анализу общественных явлений с позиции интересов трудящихся масс всего народа; гуманистический характер конечных целей; социальный коллективизм; исторический оптимизм. Сторонниками социал-реформизма (меньшевизма) в России выступали крупные политические теоретики, такие как Ю. О. Мартов и Г.В. Плеханов. Политическими идеями данной идеологии выступают: а) отрицание всякой диктатуры как формы политической власти; б) приверженность принципу демократического парламентаризма; в) ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем; г) приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей; д) государственное, но не чрезмерное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов; е) приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс; ж) ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность. 19. Марксизм. Марксизм — это система экономической, социальной и политической философии. Была основана на идеях Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), которые исследовали социальные изменения с точки зрения политических и экономических факторов. Карл Маркс — основоположник марксизма: революционной идеи устройства общества. Философия марксизма базируется на принципах коллективного труда и отказа от иерархической системы общества. Мировая история марксизма неразрывно связана с ленинизмом — социально-политическим учением, направленным на борьбу с капитализмом. Принципы марксизма Главная идея марксистской философии — материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель — производство. Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, — производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача — получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала. Основные принципы идеологии марксизма: • человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода; • социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством; • образ мышления людей определяется их материальными условиями. Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого — искоренить буржуазию. Место человека в обществе Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам. Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность — результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда. Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности. Практика в марксизме По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика — это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса. Проблема отчуждения Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения — разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности. Типы отчуждения: 1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение. 2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности. 3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность. 4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства. Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы. 20. Особенности политической власти. |