|
Ответы по философии. 1. Понятие философии, круг ее проблем и социальные функции
32. Материальное производство и его роль в общественном развитии. Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и развиваться. Общественное производ¬ство имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство. и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фунда¬ментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. В жизни общества есть одна решающая сила, которая в конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа,— это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бес¬смысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарож¬даются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответ¬ствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлет¬ворение человеческих потребностей. Материальное производство имеет две сто-роны: производительные силы и произ¬водственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производитель-ных сил. Но кроме того, для осуществления процесса произ¬водства необходим исходный материал, или предмет труда, ко¬торый подвергается обработке. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т. д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, состав¬ляет так называемую материально-техническую базу общества. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Не менее важным элементом структуры производительных сил является производственная технология. Решение техноло¬гических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда, развитие фунда¬ментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т. д. Слож-ность современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной организации. Важнейшей стороной производственных отношении - являются экономические отношения, основу которых составляют отноше¬ния к средствам производства: последние всегда представляют чью-то собственность, вокруг которой и завязывается весь узел отношений людей друг к другу. Если средства производства принадлежат трудящимся, образуя общественную собствен¬ность, то производственные отношения приобретают характер сотрудничества и взаимо¬помощи людей. Если же в обществе господствует частная собственность на средства производства, то здесь складываются отношения господства и подчинения (рабство, крепостничество. наемный труд). Эти отношения оказывают непосредствен¬ное влияние на распределение производимых благ. Так, в родовом обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ (по удельному весу) принадлежит господствующим классам. Экономические отношения (производство, обмен, распре¬деление и потребление), образуя ядро производственных от¬ношений, формируют содержание других социальных отноше¬ний и в этой функции выступают как системообразующий фактор общества. 33. Общественное сознание, его структура, относительная самостоя- тельность и роль в историческом процессе. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей , но не является их простой совокупностью. Это качественно новое О явление, органически переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию. Общество - сложное материальное образование, состоящее из множества соц. групп. Каждая группа является субъектом определённого группового сознания. Формы общественного сознания. 1. Политическое 2. Правовое 3. Нравственное 4. Эстетическое 5. Религиозное 6. Философское 7. Научное. Целостное представление о жизни Общества дает рассмотрение только 3 сферы Общественной жизни: Социальная, Экономическая и Политическая. Духовная жизнь Общества- это сфера Общественной жизни, которая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику Общества во всей его целостности. Истоки духовной жизни Общества коренятся в двойственной природе Общества. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо. Таковым его делает сознание - способность к активному отражению реальности. Бытие человека- это сложный процесс развития тела человека и его духа. Особенностью человека, отличие его от животного, является то, что для удовлетворения своих потребностей он не приспосабливается к природе, а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное производство. Материальное производство - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Результатом материального производства являются материальные вещи. Духовное производство- осуществляется не специальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это производство духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей матер природы он не может, поскольку этому мешают : 1. Его материальное происхождение. 2. Его предназначение, поскольку основная функция дух жизни - это ориентация чел-ка в мире., она направлена на изменение материальной жизни Общества . Кроме того, продукты духовной деят-ти - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, предмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостоятельно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например люди придумали символы, ноты, цифры, которые существуют объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деят-ти людей ни чего не значат. Принципиальное различие между материальной и духовной деятельностями людей сводится к следующему: 1. Духовные потребности человека, в отличие от других не заданы биологически. Потребность в освоении науки, культуры сама по себе не возникает. Она формируется и развивается социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования. Именно поэтому потребность в образовании у человека возникает лишь в определенной соц. среде 2. Особенности дух потребностей заключается в том , что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей 3. Конечным продуктом ДП являются идеальные образования. Продуктом МП являются всякие вещи. 4. Материальные и дух богатства принципиально различны. Идеальные образования имеют всеобщий характер потребления . Поэтому 6-ю хлебами нельзя накормить 1000 человек, а 6-ю идеями - можно обогатить внутр мир. ( хотя сытый голодного не разумеет прим автора) Принципиальным отличием духовного пр-ва от материального явл то, что применяемые в нем средства труда (идеи, образы) невозможно отделить от непосредственного производителя. 34. Государство, его происхождение и сущность. Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Споры о природе государства продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: теологическую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, органическую, материалистическую (классовую) теории. Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Патриархальная теория берёт свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). Договорная теория (теория договорного происхождения государства) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Психологическая теория возникла в середине XIX века. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. Органическая теория. Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма. Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Материалистическая (классовая) теория. Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. Сущность государства выражается в его функциях. Все функции государства делятся на внешние и внутренние. Поскольку экономически господствующий класс выступает от имени всего общества, постольку его политическая организация есть и форма организации общества в целом и постольку его деятельность включает два момента: выполнение общих дел и специфические функции, вытекающие из противоположности интересам народа. Поэтому было бы совершенно неправомерно сводить многообразие функций государства лишь к одной — функции подавления, угнетения, эксплуатации, то есть к репрессивной функции. Государство призвано выполнять многие функции, среди которых важнейшая - хозяйственно-экономическая функция. Культурно-воспитательная функция также всегда присуща любому государству. Внешние функции - защита своего государства, установление экономических и культурных связей с другими государствами. Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают обратное влияние на его внутренние функции. 35. Понятие социальной структуры общества. Исторические формы общности людей. Социальные группы. Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. Основные элементы социальной структуры общества: • Классы (рабочие, служащие, интеллигенция); • Жители города и деревни;• Представители умственного и физического труда;• Сословия (средний класс, духовенство, предприниматели, богема);• Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);• Национальные общности (нации, народности, этнические группы). Понятно, что в разное время социальная структура общества была не одинаковой. В этой связи выделяют типы социальных структур: • Рабовладельческого общества (рабы и рабовладельцы);• Феодальное общество (феодалы, крепостные крестьяне, духовенство, ремесленники, купцы);• Капиталистическое общество (рабочие, крестьяне, служащие, бизнесмены, промышленники, банкиры, духовенство);• Социалистическое общество (рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, предприниматели, другие профессиональные группы). Исторические формы общности людей. Этнос - истор слож группа людей. Этнический- связ с принадлежностью к какому либо народу. Род -1-й этнич коллектив доклассового О., облад общностью происх, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экон основой рода была первобытно- общинная соб-ть и уравнительное распред продуктов. Племя - более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с соб-тью рода была и соб-ть племени. Появл управленческая верхушка. Родоплеменная общност создавала благоприятнве усл-я для накопления произв-ного опыта, раз-тия языка и культуры, но кровно - родств связи сдерживали рост населения. Под воздействием разв ПС племя распад на парные семьи. Дальнейшее раз-тие ОРТ приводит к возникн частной соб-ти, а вмете с ней появл новая форма общности людей - народность, такая форма общности, при к-рой люди, проживая на одной территории связ особенностями культуры, норм жизни, к-рые закреплены в обычаях и традициях. Народность склад как правило в рабовлад об-вах. Раз-тие капиталистических отношений приводит к возникновению наций. Нация - устойчивая совокупность людей, к-рые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепл в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого. СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы. КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. ПЛЕМЯ - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития в нации. НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собо языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой при-верженны общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Таким образом, основной отличительной чертой социальной группы является взаимодействие между ее членами. Люди, находящиеся в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-либо внешняя причина не заставит их взаимодействовать друг с другом. Группы могут быть первичными и вторичными: Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа¬ния). Здесь обычно формируется личность, каж¬дый находит интимную среду, симпатии и воз¬можности реализации личностных интересов. Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. 36. Политическое и правовое сознание. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т. е. с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государствами, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества. Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно- теоретическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В то же время оно во многом статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления. Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп. Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки, принятые в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. Правовое сознание возникает с появлением политической организации общества, права, с делением общества на классы. Правосознание связано с правом. Правосознание и право в то же время нетождественны. Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология призвана достаточно глубоко отразить правовую и связанную с ней политическую реальность, она характеризуется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию. Правовая психология, как специфическая форма его проявления, включающая чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение, социальные привычки и формирующаяся под непосредственным воздействием самых различных социальных явлений. В структуре правового сознания по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое (например, классовое) сознание. Если выделить такой критерий, как уровни отражения действительности, то следует развести следующие понятия: обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание формируется стихийно в повседневной практике людей. Профессиональное и теоретическое правосознание являются отражением существенных связей и закономерностей действительности и находя свое выражение в юридической науке и других формах сознания (например, политическом и нравственном). |
|
|