Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. Концепция сознания как продукта природы и общественного развития. Взаимосвязь языка и мышления.

  • 17. Понятие принципа, закона и категории. Специфика категорий и законов философии.

  • 18. Понятие культуры. Материальная и духовная культура и их соотношение.

  • 19. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

  • Ответы по философии. 1. Понятие философии, круг ее проблем и социальные функции


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Понятие философии, круг ее проблем и социальные функции
    Дата29.05.2019
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОтветы по философии.pdf
    ТипРешение
    #79516
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    15. Понятие сознания. Решение проблемы сознания в истории философии.
    Сознание – высшая, св-венная только людям и связанная с речью функция мозга, заключ-ся в обобщенном и целенаправленном отражении действит-ти, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание м. абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставление относительно, т.к. сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из св-в материи и неразрывно связано с материей. Абсол-е противопоставление материи и сознания ведет к тому, что С выступает как некая самост-я субстанция, сущ-ая наряду с материей. С есть одно из св-в движ-ся материи, есть особое св-во высокоорг-ой материи. Это означает, что между С и материей сущ-ет и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее св-в. Сущностью
    С явл-ся его идеальность, к-рая выражается в том, что составленные С образы не обладают ни св-вами отражаемых в нем предметов, ни св-вами нервных процессов, на основе к-рых они возникли. Идеальное не явл-ся чем-то самостоятельным по отношению к С в целом: оно характеризует сущность С в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг. С сущ-ет не всегда. Оно возникло в ходе историч-го развития материи, усложнения ее форм, как св-ва высокоорганиз-х матер-х систем. Материи присуще св-во, сходное с С - отражение.
    Отражением обладают все матер-ые образования. Оно явл-ся моментом любого взаимод-я. Отраж-е - это изменение одного явления под возд-ем др. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы. Как св-во живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие св-ва предметов, возд-х на организм.
    Ощущения составляют начальную форму психики. Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действит-ти и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел-ка поним- ся вся совокупность явлений и состояний его внутр-го мира. С явл-ся частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
    В классической философии оформляется процедура чистого сознания, или рефлексии.
    Рефлексия – отображение на что –то.
    Что дает процедура рефлексии познающему сознанию?
    Считалось, что выделяя рациональную очевидность образования в составе внутреннего опыта (сознания), мыслящий индивид усматривает фундаментальные характеристики мира “как он есть”.
    Благодаря чему рефлексия способна зафиксировать сущностные характеристики мира самого по себе?
    Ответ кл.Ф: это возможно потому, что в актах самосознания сознание схватывает ту же самую познавательную операцию, посредством которой этот мир постигается.
    Две особенности рефлексии:
    1.процесс обработки данных сознания осуществляется под контролем сознания
    2.процесс является наблюдаемым, т.е. очевидным для мышления. Это значит, что сознание всегда способно рационально воспроизвести свое содержание, развернуть его в схему, в структуру и по необходимости многократно повторить эту развертку.
    Вывод:1. Сознание рассматривалось как самостоятельное автономное сущее, живущее по своим законам.
    2.Сознание рассматривалось с той стороны, с какой оно являлось познающим сознанием.
    3.Человек рассматривался как носитель познающей способности, или как абстракция познания.
    4.Сознание интерпретировалось как основа и условие познания. Оно рассматривалось как реальность, существование которой не вызывало сомнение. Можно сомневаться, существует ли абсолютное существо, но нельзя сомневаться в том, что мыслишь.
    Каковы соотношения сознания и мышления?
    Мышление – главная структура сознания. Задача мышления – своими логическими процедурами обеспечить очищение сознания (опыта) от эмоционально личностных переживаний, которые рано или поздно могут и должны быть прояснены.
    Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания.
    Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания.
    Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
    Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции.
    Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания
    Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой.
    Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое.

    16. Концепция сознания как продукта природы и общественного развития. Взаимосвязь языка и
    мышления.
    Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности. Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая свойственная только людям и связанная с речью функция мозга заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
    Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
    Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Наша обычная деятельность
    — практическая и теоретическая— сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем.
    Язык и мышление - два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. "Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений.
    Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества". Процессы мышления проявляются в трех основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.
    "Орудием мышления является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных, например, математических, так и конкретно-образных, например, язык искусства)".
    Язык - это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык - это явление по своей первичной природе физическое, материальное.
    Диалектический материализм рассматривает взаимоотношение Я. и м. как диалектическое единство. Язык является непосредственной материальной опорой мышления только в его словесно-логическом виде. Как процесс общения между членами общества языковая деятельность лишь в незначительной части случаев (например, при мышлении вслух в расчете на восприятие слушателей) совпадает с процессом мышления, обычно же, когда язык выступает именно как "непосредственная действительность мысли" (К. Маркс), выражается, как правило, уже сформированная мысль (в т. ч. и как результат практически-действенного или наглядно-образного мышления).
    В ходе ист. развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. На начальных этапах развития общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения, вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два первоначальных его вида - практически-действенный и наглядно-образный - новым, качественно высшим видом словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли.

    17. Понятие принципа, закона и категории. Специфика категорий и законов философии.
    Диалектика- сложное, многогранное учение. Диалектика может быть определена как самое богатое, самое всестороннее и глубокое учение о всеобщей, универсальной связи и развитии. В этом определении охвачены и выражены два основных принципа диалектики : принцип всеобщей, универсальной связи предметов и процессов действительности и принцип развития. Принципы диалектики позволяют схватить только самую общую картину состояния материального мира. Почему происходит развитие, каковы его причины, источник, как оно происходит, каков его внутренний механизм, есть ли определенная тенденция, направленность в развитии и т.д.? Решение этих вопросов требует разработки помимо принципов целой системы законов диалектики. В домарксистской философии такая система законов диалектики
    (идеалистическая) в наиболее полной форме была разработана Гегелем. Коренную переработку его систем законов диалектики произвели К. Маркс и Ф. Энгельс. Определение Энгельса: диалектика - это <наука о наиболее общих законах всякого движения . Наиболее общий характер законов диалектики означает, что они действуют и в природе, и в человеческой истории, и в мышлении. К основным законам диалектики относятся закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
    Любой закон - связь, причем связь объективная, всеобщая, внутренняя, существенная, необходимая и в силу всего этого устойчивая, повторяющая закономерность. Материалистическая диалектика использует для раскрытия своего предмета не только принципы и законы, но и философские категории. Термин <категория> получил широкое распространение в науке.
    Им обозначают наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной отрасли знания. Философские категории - это понятия, отражающие всеобщую, универсальную связь предметов и процессов действительности. Отличие философских категорий от категорий других наук состоит в том, что философские категории - это универсальные понятия, т. е. такие понятия, содержание которых отражает связь как природных, так и общественных явлений, в том числе и связи в человеческом мышлении. Нефилософские категории являются общими понятиями, отражающими ту или иную область действительности. Необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная
    - это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная - это диалектическое мышление. Исходя из материалистического решения основного вопроса философии, мы должны признать, что субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в мыслящем мозгу. По содержанию, которое она черпает из единственно возможного источника - материального мира, она тождественна объективной диалектике, являясь более или менее полным, постоянно развивающимся отражением ее. Диалектика - не только учение о развитии и не только метод познания, она также метод изменения мира. Мы осмысливаем свои действия, ставим перед собой определенные цели, намечаем пути достижения их .Решая в общем виде вопрос о том, что делать и как делать, мы исходим из своего мировоззрения, опираемся на диалектику. В этом смысле она играет неоценимую роль. Она представляет собой такую систему взглядов, которая предполагает практическое отношение человека к миру, как бы <вписывает> человека в него. Давая общую характеристику диалектике, следует рассмотреть и ее альтернативы - метафизику и релятивизм.
    Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности.
    Метафизика отрицала взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник движения
    (самодвижения) явлений действительности, скачки в развитии природы и общества, сводила процесс движения только к количественным изменениям. Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает прежде всего принцип развития. Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости.
    Особой формой выражения релятивизма является софистика. Софистика - это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. Релятивизм, поскольку он содержит в себе момент абсолютизации, совпадает с метафизикой, крайности сходятся. Особой формой выражения метафизики является эклектика. Эклектика - это соединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она, в отличие от софистики, прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Материалистическая диалектика как наука представляет собой сложную систему, элементами которой выступают все ее категории, принципы и законы, тесно связанные и взаимодействующие между собой.

    18. Понятие культуры. Материальная и духовная культура и их соотношение.
    – два фундаментальных вида, две стороны культуры, находящиеся в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопосредования и взаимоперехода.
    Материальная культура – это культура, которая включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) одновременно социально-производственную, социально-бытовую, потребительскую (в узком смысле слова) и информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.
    Духовная культура – это культура, которая включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) сугубо информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.
    Материальная культура содержит материально-техническую, экономическую (и предпринимательскую), материально-бытовую и физическую культуры. Духовная культура, в свою очередь, включает в себя правовую, нравственную, религиозную, интеллектуальную (научную и философскую) культуры.
    Материальная культура вместе с цивилизацией образуют основу духовной. Существенные изменения в видах духовной культуры коренятся в фундаментальных структурных преобразованиях видов материальной культуры, трансформациях цивилизации. При этом подвижные промежуточные виды материально-духовной культуры передают через себя, «трансмутируют» импульсы указанных преобразований на «верхние этажи» духовной жизни. Именно духовное начало является источником прогрессивного развития экономических отношений. Вся материальная жизнь есть лишь внутреннее явление жизни духовной и в ней коренится. По мере развития человечество ставит под контроль окружающую его природу, насыщает ее духовными началами, что и выражается в виде становящейся все более зависимой от сознания и воли человека системы материального производства.

    19. Мировоззрение, его структура и исторические типы.
    – система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Следует выделить три основных типа мировоззрения: - житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом, - религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме, - философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
    Структура мировоззрения включает в себя: 1)Знания - совокупность сведений об окружающем мире. 2)Ценности
    - это особое отношение людей ко всему происходяще¬му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. 3)Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удо¬вольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. 4)Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. 5)Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответс¬твующие их жизненным интересам. 6)Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Вера простирается от практической очевидности до религиозных ве¬рований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов. 7)Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.
    Исторические типы. 1) мифологическое - Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т. д. Психика человека требует мифа. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе - мироощущение.
    2) религиозное. Религия есть фор¬ма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в нали¬чие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ве¬дущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного.
    Религия придает смысл и устойчивость человеческому бытию, культивирует вечные ценности(любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным). Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является
    Бог.
    3) философское. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира. Термин "философия" происходит от греческого "филео" (лю¬бовь) и "софиа" (мудрость) и означает «любовь к мудрости», к теоретическим рассуждениям. Философия и религия как мировоззрение часто решают сход¬ные задачи по объяснению мира, а также воздействия на соз¬нание и поведение человека. Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта