Главная страница
Навигация по странице:

  • 21. Религия как форма общественного сознания. Виды первобытных верований.

  • 22. Понятие морали. Проблема происхождения морали.

  • 23. Духовный мир личности: идеалы, ценности, духовные потребности.

  • 24. Наука и научное познание. Основные методы эмпирического и теоретического исследования.

  • 25. Основные законы диалектики.

  • 26. Практика и ее роль в познании.

  • Ответы по философии. 1. Понятие философии, круг ее проблем и социальные функции


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Понятие философии, круг ее проблем и социальные функции
    Дата29.05.2019
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОтветы по философии.pdf
    ТипРешение
    #79516
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    20. Роль труда, сознания и языка в процессе антропосоциогенеза.
    - параллельный процесс возникновения человека и человеческого общества; процесс перехода биологической формы движения материи к социальной, являющийся неразрывным единством превращения человека животного в человека и объединения животных в человеческое общество.
    Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.
    Аристотель называл человека политическим животным, то есть живущем в государ¬стве (политике), в обществе.
    Фергюсон писал, что «Человечество следует рассмат¬ривать в группах, в которых оно все¬гда существовало.
    История отдельного человека-лишь единичное проявление чувств и мыслей приобре¬тенных им в связи с его родом и каждое иссле¬дование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не от¬дель¬ных людей» - позитивизм
    В антропосоциогенезе центральная роль отводилась и до сих пор отводится трудовой гипотезе Ф.Энгельса, утверждающего, что человек был создан трудом. Являясь частью природы человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира, формирования у него социальных побудительных мотивов в поведении.
    Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, та главная материальная сила, которая вела к возникнов. и формированию собственно человеческой жизни - общества.
    Основная задача антропосоциогенеза - показать отличие человека от ост. природы:
    1) способность производить орудия труда
    2) развитие языка. Язык- результат аккумуляции, обобщения предшествующего человеческого опыта, средство передачи знаний, мыслей, образов. Язык - система дифференцированных знаков, передающих информацию. Мысль - это внутренняя речь
    3) практика - это материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания.

    21. Религия как форма общественного сознания. Виды первобытных верований.
    Религия-это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты, конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Нет ни одного народа, который не знал бы религии. Типы религий. –Естественные. Находят своих богов в тех или иных природных силах, их часто называют также этническими или этнонациональными, так как они тесно связаны с определенными особенностями национального склада характера, духовной культуры народа, исторически сформировавшимися у него обычаями и традициями и т.д.
    -Мировые. Исходят из признаний существования некой высшей духовной силы, сотворившей и человека, и весь остальной мир. Это универсальная и всемогущая духовная сила и называется Богом. Относят христианство, иудаизм, ислам и буддизм.
    Функции религии
    1 Спасительно-компенсаторная. Обещают человеку надежду на избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни.
    2 Коммуникативно-интеграционная. Религия облегчает общение, объединение людей, придерживающихся одного мировосприятия.
    3 Регулятивная. Дает человеку определенные нормы и ценности поведения, прежде всего этические.
    Функции религии по отношению к обществу
    1Религия, являясь мировоззрением, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
    2Религия дает утешение, надежду, духовное удовлетворение. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются в религии в тяжелые моменты своей жизни.
    3Человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость, смиряясь с лишениями, не обращая внимание на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.
    4Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
    5Способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению гос-в. Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.
    6Религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам.
    Таким образом, религия выполняет в истории созадательную культурную функцию.
    Роль религии в жизни человека и общества.
    Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия
    — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.
    Формы первобытных верований.
    К ранним формам религии принято относить фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. Фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность исцелять, предохранять от врагов. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево,, клык зверя. Тотемизм — вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений.
    Магия — совокупность представлений и действий, связанных с верой в возможность воздействовать на объекты действительности сверхъестественным путем, т. е. посредством определенных символических действий, заклинаний.
    Анимизм — это вера в «духовные» сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них.
    Предметы и явления помимо видимой имеют невидимую, духовную природу. В возникновении анимизма значительную роль сыграло также непонимание первобытными людьми явлений собственной психики: сна, обмороков, галлюцинаций, которые воспринимались как деятельность независимой от тела души.

    22. Понятие морали. Проблема происхождения морали.
    Нравственное сознание – это основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нравственное сознание отражает отношение между личностями и те позиции, с которых человек оценивает свое собственное “я”. Формирование нравственного сознания определяется объективной необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей в самых различных областях их общественного бытия.
    Особенность нравственных норм. Складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта.
    Они закрепляются общественным признанием их ценности, не имея юридической закрепленной силы.
    Происхождение. Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечая их потребностями и интересами.
    Проявление. В различного рода соц запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. Выражается категорией не только, что избегать, но и что обязана делать.
    Нормы – та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой
    Нормы – необходимый фактор прогресса человеческого общества.
    Уровни нравственного сознания: -Обыденно-практический. Отражаются реальные нравы общества. -
    Теоретический. Формируется прогнозируемый обществом идеал – мораль
    Мораль – идельно-теоретический уровень нравственного сознания. Моральное сознание обособилось от нравственного тогда же, когда сформировались политическое и правовое мышление, то есть с возникновением гос-ва.
    Чаще всего мораль отражала в превращенной форме скрытые интересы господствующего класса.
    Мораль – близкое к философии воззрение. Теория морали противостоит нравственному сознанию и в нашем обществе. Нравственные возможности социализма небезграничны. И дело не только в том, что мы не застрахованы от ошибок, Но и в том, что нравственно относительны и сами нормы социализма, основанные на объективном экономическом критерии.
    В качестве морального идеала – принят принцип распределения по потребностям, а не по труду.
    Из отсутствия юридической закрепленности нравственных норм вытекает специфическая категория морали – свобода воли
    Свобода воли – отражает возможность сознательного выбора человеком линии своего поведения, а также ответственности за него. Свобода воли не безгранична, иначе она бы выродилась в произвол.
    С появлением теории морали в развитом общественном сознании добро, получившее категориальный статус уже сознательно связывается с идеями соц прогресса, гуманизма, всеобщего равенства и соц справедливости.
    2 аспекта морали: -Внутренний. Выражает глубину осознания индивидом своего собственного я. Это мера ответственности, духовности, общественного долга, степень обязанности лица перед обществом. -Внешний. Выражает конкретные формы внешнего проявления качеств, составляющих внутренний аспект морали, поступки человека.

    23. Духовный мир личности: идеалы, ценности, духовные потребности.
    Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой: 1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. 2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе; 3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек; 4) представления; 5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах; 6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы; 7) способности к тем или иным формам социальной деятельности; 8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом; 9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.
    Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения: 1) обыденное (или житейское).
    Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт; 2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека; 3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания; 4) гуманистическое.
    О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.
    Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

    24. Наука и научное познание. Основные методы эмпирического и теоретического исследования.
    При характеристике научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки : предметность и объективность научного знания, выход науки за рамки обыденного опыта. Для научного познания характерно наличие 2 уровней знания : эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпирическом уровне можно выделить два подуровня : наблюдений и эмпирических фактов. На теоретическом уровне : подуровень частных теоретических моделей и законов, подуровень обобщенных развитых теорий.
    Общелогические методы научного познания: анализ (расчленение целостного предмета на составляющие части) и синтез(соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое), абстрагирование(отвлечение от ряда свойств и отношений явления с одновременным выделением интересующих свойств, обобщение(устанавливаются общие свойства и признаки объектов), индукция(общий вывод строится на основе частных предпосылок), дедукция, аналогия(на основе сходства объектов в одних признаках заключается вывод о сходстве в других свойствах),моделирование(изучение объекта путем создания и исследования его копии). Методы эмпирического исследования : наблюдение (целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого получаем знание о внешних сторонах, свойствах изучаемых объектов), описание
    (фиксация средствами языка сведений об объектах), сравнение, эксперимент(исследователь вмешивается в протекание процесса). Методы теоретического познания : формализация(построение абстрактно-математической модели, раскрывающей сущность изучаемых процессов), аксиоматический(задается набор аксиом,по ним строятся предложения), гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному9переходом от предельно простых понятий к более сложным). Исторические и логические методы : исорический(изучение истории и мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика и закономерность его развития), логический(выявляет закономерность путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития(биолог. эволюция)).

    25. Основные законы диалектики.
    – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
    Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы.
    Общее понятие законов диалектики. Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.
    Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
    Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания;
    Закон единства и борьбы противоположностей.
    Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.). Единство и борьба противоположных начал
    – внутренний источник движения и развития всего сущего.
    Закон перехода количественных изменений в качественные.
    Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
    Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера
    – единство количества и качества.
    При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Пример закона: вода в пар при нагреве.
    Переход количества в принципиально новое качество может произойти резко или незаметно, эволюционно.
    Закон отрицания отрицания.
    Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
    Пример: смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

    26. Практика и ее роль в познании.
    Теория и практика - философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и преобразования природы и общества. Т. - обобщенный в сознании опыт людей, совокупность знаний об объективном мире; относительно самостоятельная система знаний, воспроизводящая в логике понятий объективную логику вещей. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) т. зр., марксистская философия рассматривает П. не как чувственный субъективный опыт личности и не как совершаемое только по субъективным мотивам действия. П. - это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и прежде всего объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей. Научный эксперимент также есть одна из форм П. Т. и п. находятся в неразрывном единстве, не существуя друг без друга, постоянно воздействуя друг на друга. Основой этого взаимодействия является П. Именно практическая общественно-производственная деятельность порождает и на каждом этапе развития определяет сознание, а вместе с ним и теоретическое освоение действительности. Люди действуют сознательно, так или иначе осмысливая действительность.
    Это не значит, что в своих действиях они прямо руководствуются какой-либо строго последовательной научной Т. Но их деятельность всегда направляется определенной совокупностью знаний. На заре человеческой истории единственной формой существования таких знаний было единое, нерасчлененное "обыденное сознание". Осмысление трудовых навыков, эмпирические обобщения результатов действия и наблюдений, предания и верования, верное и фантастическое отражение общественного бытия - эта "Т." не представляла собой логической стройной системы понятий, не являлась научным воспроизведением объективной логики действительности. Зато ее связь с П. была настолько полной, что эта "Т." была непосредственно "вплетена" в "язык реальной жизни" - в практическую деятельность людей. С разделением труда на умственный и физический Т. и п. расходятся на разные общественные полюса. Продолжая зависеть друг от друга и взаимодействовать, они превращаются в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Появление "чистой" Т. в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших революционных скачков в истории человечества. Развитие теоретического исследования, абстрактно-логическая форм Т. позволили людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С другой стороны, для самих ученых связь Т. и п. стала не такой явной. На этой основе в сочетании с характерным для частнособственнического общества индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на познание как на акт индивидуального пассивного созерцания "теоретиком" окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. "С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики…"

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта