Ответы по философии. 1. Понятие философии, круг ее проблем и социальные функции
Скачать 0.53 Mb.
|
11. Русская философия XIX – XX вв. Русская философия XIX века. Два основных направления: <философия тотальности> (целостности, коллективности), связанная со славянофильством и <философия индивидуальности>, тяготеющая к западничеству. Славянофилы абсолютизировали православие, монархию и крестьянскую общину как такие формы социальности, которые единственно могут обеспечить гармоничное развитие русской культуры и общества в целом. Они негативно и критично относились к крепостничеству, бюрократической верхушке, к дворянству. В противоположность славянофильству западничество связывало надежды на обновление России с приобщением ее к достижениям западноевропейской цивилизации. Это направление русской философии представляли в основном революционеры - демократы. Они придерживались материалистического направления в философии, были сторонниками атеизма, критиковали религию. Эти философы применили материализм и диалектику к объяснению природы. Центральной проблемой в идейных исканиях западничества была проблема личности. Наиболее развернутое решение она нашла в произведениях Н.Г. Чернышевского. Разум, просвещение первенствуют в его концепции над волей и нравственным совершенствованием личности. Чтобы использовать присущий человеку эгоизм, нужно рационально убедить его в том, что деятельность на пользу всего общества максимально выгодна ему самому . Крестьянская революция, различные формы коллективности (общины, комуны)- таковы в общих чертах перспективы развития общества в понимании революционеров-демократов. Преемниками социалистической ориентации и отчасти <философии индивидуальности> революционеров-демократов были народники.Продолжателями славянофильских традиций выступили представители религиозной русской философии. Они продолжали развивать идею <богоизбранности> русского народа, через который, по Ф. М. Достоевскому, <спасется все человечество>. Толстой создал свою религию, включающую в себя элементы различных верований. Она основывалась на принципах <любви> и <непротивления злу>. В концепции В.С. Соловьева представлены элементы эмпиризма, рационализма и мистицизма, философия превращается по существу в функцию религии. Основная идея философии Соловьева идея <всеединства>, утверждающая единство различных форм бытия. Основа этого единства - в боге. Как бы предвидя грядущие социальные потрясения, Соловьев в соответствии с учением Нового Завета обосновывает необходимость временного торжества зла (АнтиХриста) и вместе с тем победу над ним в конце человеческой истории. Русская философия в XX в. Оказалась тесно связанной с перипетиями русских революций 1905 и 1917 гг. В 1922 г. большая группа русских интеллигентов, среди которых находились философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков была выслана за границу. Многие философы погибли в тюремных застенках. Покинувшие пределы России философы занимались в основном разработкой философско-религиозной проблематики. Что же касается философов Советской России, то они работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции. А.Ф. Лосев - наиболее крупная философская фигура внутри российского масштаба. Он соединил в своей системе три философские составляющие: феноменологию, диалектику и символизм. С неподражаемым мастерством использует Лосев созданный им метод - его можно назвать диалектико - феноменологическим или символическим методом - для анализа античной и возрожденческой эстетики. Философско- религиозный мистицизм Соловьева оказал заметное влияние на развитие общественной мысли в России в начале XX века. В философии Н.А. Бердяева, как одного из наиболее видных последователей Соловьева, сделана попытка обоснования специфики философской мысли, отличная от традиций классической философии. С его точки зрения <философия есть творчество, а не приспособление и послушание > в отличие от науки как познания и соответственно, приспособления к необходимости. Как и у других русских религиозных философов у Бердяева преобладает ориентация на человека. Человек поставлен им в центр бытия. Творчество рассматривается им как своеобразная форма откровения человека, как творение, продолжающееся совместно с богом. Такое понимание человека как микрокосмоса близко к взглядам так называемого русского космизма. Представители этого течения, не только философы, но и естествоиспытатели (К.Э. Циолковский, В. И. Вернадский и др.), во главу угла ставили проблему , единства человека с космосом, космической природы человека и соответствующего масштаба его деятельности. В отличие от религиозно-философского (Федоров, Соловьев), естественнонаучный космизм пронизан мыслью о безграничных возможностях человечества, связанных отнюдь не с божественной миссией человека, а с ростом его нравственного совершенствования и научных знаний. Это определило гуманистическую и оптимистическую направленность данной разновидности космизма. 12. «Философия жизни» и ее разновидности. Она выступила за реабилитацию жизни, против ее ущемления и объединения политическим, экономическим и иными утилитарными подходами. В связи с этим понятие "жизнь" как центральное понятие этого философского течения призвано заменить понятие "бытие". Бытие -это статичное состояние, жизнь - это движение, становление. Становление - это первооснова, предельное понятие; в его основу нельзя положить что-либо устойчивое. Жизнь - это и человеческая жизнь, и основа бытия, и определенное отношение человека к этой основе бытия. Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания), интуиции, веры, любви. Три основных школы: академическую "Философию жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель), "Творческую эволюцию" А. Бергсона и его последователей, "Философию воли" Ф. Ницше и его последователей. В. Дильтей (1833-1911) и Г. Зиммель (1854-1918) определяют жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действительность есть то, что содержится в опыте самой жизни, это чистое переживание, "жизненный опыт", вне которого действительности не существует. "Жизненный опыт" выступает объектом познания, он иррационален и несводим к разуму. Жизнь - это поток, изменение, творчество. Знание как отражение закономерного, всеобщего невозможно. Жизнь может быть постигнута только через индивидуальное. Методом "наук о духе" является непосредственно переживание исторических событий. А. Бергсон в своих работах опирался на естествознание. На основе концепции "жизни" он стремился построить картину мира, которая бы по-новому объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральным понятием философского учения Бергсона является "жизненный порыв". По Бергсону, жизнь - это непрерывное творческое становление. Мир предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся спонтанный и непредсказуемый. Согласно Бергсону, человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Он разлагает целостность мира на тела, тела - на элементы, а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Интуицией у Бергсона позволяет проникнуть в самую суть вещей, он характеризует как основу Духа, и в некотором смысле, как саму жизнь. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы помочь человеку овладеть рассеивающимися интуициями. Наиболее сильное влияние "философия жизни" оказала на этику. Создателем этической интерпретации "философии жизни" является Ницше. Он развивал концепцию "воли к власти" на основе "воли к жизни". Жизнь, согласно Ницше, стремится к максимуму чувства власти. "Воля к власти" - это наиболее значимый критерий любого типа поведения любого общественного явления. Она есть основа права сильного. Это право превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек по всех сферах своей жизнедеятельности. По его утверждению, мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Начало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете, а наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве. По мнению Ф.Ницше, иудео - христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Ее смысл состоит в возрождении "морали господ". В основе "морали господ" должны лежать следующие принципы: 1) "ценность жизни" есть единственная безусловная ценность; 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем "воли к власти"; 3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами. Всем этим требованиям удовлетворяет субъект морали господ - сверхчеловек. Ф.Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу - это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к "чужим" они немногим лучше диких зверей. Здесь они свободны от моральных "тормозов" и руководствуются в своих действиях инстинктами. Цель человечества состоит в том, чтобы вырастить сверхчеловека. 13. Герменевтика как философское направление XX века. (гр. истолкование) — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом. В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»). Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения. Вильгельм Дильтей (1833-1911) — представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования», «сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания культуры. Э. Гуссерль в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром». М. Хайдеггер в качестве «жизненного мира» рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия». Поэтому герменевтика не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова — главная цель и функция герменевтической философии. Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры. 14. Пространство и время как атрибуты, формы бытия материи. Основными свойствами материи, без к-рых она не может существовать являются движение, пространство и время. Такие свойства называются атрибутами. Фил-ое понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще. Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью между людьми в процессе их социальной жизни. Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета. Покой – это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. 2. - тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета. Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Идея о формах дв.м. и их взаимосв. выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он положил след. принципы: 1)формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя форма дв-я; 2)между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает на базе низших форм; 3)высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего вр., Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию: механич, физич, химич, биологич и социальн дв. мат. Совр. наука открыла новые уровни орг. материи и обнар. нов. формы движ. Сл-но, энгельсовскую классифик. необх. развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохр. свою ценность, т.к. схватывают важные особ-сти взаимосвязи форм движ-я и видов материи с учетом их развития. Каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция. Так, элементарные частицы являются носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы атомного ядра – носителями внутриатомной формы движения Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность сост-щих ее объектов, их строение из элементов и частей. Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Пр-во и время обладают своими свойствами. Пр-во обладает 3хмерностью, оно симметрично, однородно, изотропно. Время – длительность, оно асимметрично, т.е. необратимо. Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); может толковаться как нек-рая симметрия, т.к. ряд процессов не явл-ся необратимыми; время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от сознания. Их св-ва и закономерности также объективны. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Согласно Ньютону, пространство неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени; они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Из пр-ва можно убрать все тела, и все же пространство останется и св-ва его сохранятся. Такие же взгляды были у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во всей Вселенной и это течение не зависит ни от чего, а поэтому время абсолютно. Идея абсолютного пространства и времени соответствовала определенной физической картине мира, а именно: системе взглядов на материю, как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменными объемом и инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно либо на расстоянии, либо при прикосновении. Изменение физической картины мира изменило и воззрения на пространство и время. Вопрос об отношении времени и пр-ва к материи. Философы-идеалисты отрицают зависимость времени и пр-ва от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания, то как априорные формы чувственного созерцания, то как категории абсолютного духа. Материализм подчеркивает объективный характер времени и пр-ва. В том, что время и пр-во неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. Пр-во выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь времени и пр-ва с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью времени и пр-ва и что, следовательно, материя, движение, время и пр-во неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или св-ва четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о времени и пр-ве как внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-хим-х св-в материи с пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о времени и пр-ве исп-ся идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном времени и пр-ве. |