Ответы по философии. 1. Понятие философии, круг ее проблем и социальные функции
Скачать 0.53 Mb.
|
5. Философия средневековья. Полемика номинализма и реализма. (5-15 век): 1.Тесная связь с религией и богословием (теологией) Культура и в т.ч. философия существовало в основном в рамках монастырей. И поэтому философия была исторически тесно связана с религией. Главная задача философии в это время – подтверждать и обосновывать и защищать религиозные догматы (основные положения), изложенные в Библии, как источнике знания и истины, представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы. Выделяют два основных периода: 1. Патристика (лат. патрес – отцы) - 5-8 века (Августин Блаженный и др.). Это период учений христианских мыслителей («отцов церкви»), формирование христианской теории. Задача философии – разъяснять истины божественного откровения. 2.Схоластика (школьный, ученый) - 9-13 века (Фома Аквинский, Росцелин и др.). Расцвет средневековой философии. Соединение религиозных учений с рационализмом, развитие формальной логики. Значение средневековой философии: несмотря на сильную зависимость от религии и, соответственно, ограниченность в своих действиях и исследованиях, схоластика оказалась полезной для развития собственно философских исследований и дисциплин, в частности: онтологии, гносеологии, антропологии, логики, которая использовалась богословием для защиты религиозных догматов в ходе дискуссий. В результате уточнялись и углублялись философские понятия и категории (вера и разум, сущность и явления, абстрактное и конкретное). 2. Августин Блаженный (Аврелий) Крупнейший философ периода патристики. Концепция мира и человека: Бог создал мир из Ничего. При этом Бог не только упорядочил, организовал мир из уже имеющейся первичной, вечной субстанции (материи) (по Платону), но и создал саму эту субстанцию, из которой состоит мир. Бог создал его свойства (например, время), которые не существовали до мира. Время носит субъективный характер. Общество постоянно развивается (идея прогресса) от низшего состояния («града земного») к совершенному состоянию («граду Божиему») из-за перехода людей от неверия и тяги к земным благам к христианству. Явление Христа. Завершится история вторым пришествием Христа. Религиозно-этическая концепция человека: Природа человека двойственна: включает духовное и телесное начало. Высшая человеческая способность человека – вера в Бога. Кроме того, человеку даны разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако без веры в Бога разум не сможет найти и познать истину. Только сочетание веры и разума даст человеку путь к добру, а не злу. Люди равны между собой. Человек ответственен перед Богом и другими людьми за свои дела и свой выбор. 3. Реализм и номинализм в Средневековой философии Два направления в схоластике, которые вели теоретический спор о соотношении понятий (универсалий) и единичных вещей. Понятие – мысленное выделение и обобщение характерных, отличительных признаков предметов одного класса (стул, человек, дерево и т.д.). Понятие «единичное» - отдельный объект, предмет класса. Реалисты (сторонники объективного идеализма, последователи Платона, Ансельм Кентерберийский - утверждали, что понятия созданы Богом, поэтому они существуют реально, сами по себе, и не зависят от единичных вещей (в духе объективного мира идей Платона). Номиналисты (Иоганн Росцелин) – признавали существование лишь единичных вещей. При этом отрицали реальное, т.е. независимое от единичных вещей существование понятий. Понятия существуют лишь номинально как имена (ноумены), которыми человек называет отдельные вещи. Номинализм явился предшественником эмпиризма. Фома Аквинский: Пытался примирить реализм с номинализмом, говоря о двух разных видах понятий (божественных и человеческих). С одной стороны, он соглашался с реалистами в том, что понятия существуют до реального бытия единичных вещей в божественном разуме и не зависят от них. Вместе с тем, поддерживал и номиналистов. Говорил, что есть также понятия (идеи), существующие не в божественном, а в человеческом разуме. И эти идеи человека не могут существовать до вещей и не могут их порождать. Фактически он был сторонником умеренного реализма. 6. Проблема метода познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Философия Нового времени датируется XVII в. Знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествоз-нания диктует основную проблему философской рефлексии — проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в. Новое время провозглашает науку наиболее важной дея¬тельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. Очевидно, что метод такой науки также должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неиз¬менной, полной истины. Размышления о методе отодвинули на задний план вопросы о бытии, человеке, смысле жизни и т.п. Вокруг ответа на вопросы об универсальном методе и ис¬точнике научного познания в философии Нового времени сло¬жились две конфликтующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Дилемма эмпиризма и рационализма существо¬вала на протяжении всей истории философии, однако в XVII в. дискуссия между представителями этих направлений стала не¬рвом философии. Представителями эмпиризма Нового време¬ни являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк и Томас Гоббс. Сен-суалисты в качестве единственного источника познания при¬знают опыт, а ведущей познавательной способностью считают сенситивную. Душа человека — чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. На этом основании представители эмпиризма называют индукцию универсаль¬ным научным методом. При этом, конечно, осознаются проб¬лемы, связанные с вероятностной природой индуктивного зна¬ния, ищутся способы повышения его достоверности. Представителями рационализма Нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейб¬ниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума, который является главной позна¬вательной способностью человека. В разуме изначально зало¬жены всеобщие и необходимые истины, из которых по опреде¬ленным логическим правилам выводится все содержание знания. Мышление действует наподобие духовного автомата, который производит истину по заранее установленным прави¬лам. На этом основании универсальным философским мето¬дом рационалисты считали дедукцию. Если сенсуалисты стол¬кнулись с проблемой достоверности индуктивного знания, то рационалисты не могли удовлетворительно ответить на воп¬рос, откуда возникают познавательные ошибки, если истины заранее содержатся в уме и выводятся из него дедуктивным способом. Несмотря на дискуссию по вопросам об источнике знания и универсальном методе, рационализм и эмпиризм Нового времени не разделены непреодолимой стеной. Рационалисты не отрицают возможности сенситивного познания, не игно¬рируют опыт, но лишь утверждают, что достоверное знание невозможно вывести из опыта. Представители эмпиризма не отрицают роли интеллекта в познании, с помощью которого единичные данные органов чувств путем индукции организу¬ются в общие знания, выступая, однако, против идеи врожден¬ных истин, из которых выводится все содержание знания. В Новое время сформировалась также идеалистическая вер¬сия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеализмом. Представителями этого направления являются Джордж Берк¬ли и Дэвид Юм. Идеалистические сенсуалисты субъективизировали опыт, отождествив его с совокупностью ощущений. Тезис эмпиризма — все из опыта — был истолкован ими в субъективно-идеалистическом духе. Все, с чем человек сталки¬вается в опыте, это его собственные чувственные впечатления, человек не знает ничего, кроме данных своего сознания, по¬этому познаются не объективные вещи, а их субъективные об-разы. На этом основании идеалистические сенсуалисты сдела¬ли вывод, что европейская философия и наука строятся на иллюзорных понятиях, фикциях ума, за которыми ничего не стоит. Такими понятиями сенсуалисты назвали материю, суб¬станцию, причину, следствие, необходимость и т.п. Если отка¬заться от этих ложных понятий, то наука и философия в преж¬нем виде оказываются невозможными. Дилемма эмпиризма и рационализма была разрешена в трансцендентальном идеализме И. Канта, который продемон¬стрировал возможности построения теоретической науки и впервые поднял вопрос о границах познающего разума. 7. Философское наследие И.Канта. И. Кант (1724-1804) Два периода в творчестве И.Канта: 1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.). 2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781). Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума. Основные задачи философии: - Что я могу знать? (ответ в книге «Критика чистого разума»); - Что я должен делать? (работа «Критика практического разума»); - На что я смею надеяться? (работа «Религия в пределах только разума»). Основные проблемы:- проблема познаваемости мира и границы человеческого познания; - нравственность человека Основные понятия: - явление, вещь в себе, категорический императив. Гносеология Канта. Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания. Учение о «вещи в себе» (или о сущности и явлении):Основные идеи учения: 1. Познание человеком мира имеет свои границы. 2.В предмете различаются две стороны: а) явления – это внешная сторона предмета, та, что познается нами с помощью органов чувств (то, что нам через них является); б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, основа вещи, отличающая ее от всех других вещей. 3. Сущность и явления не совпадают друг с другом. 4. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и принципиально непознаваема. Поэтому это – т.н. «вещь в себе». В этом - агностицизм Канта. 5. Явления человек способен познать с помощью органов чувств. Поэтому явления – открыты для познания. Это т.н. «вещь для нас». Причины непознаваемости сущности (по Канту): 1. Бесконечность и изменчивость мира; 2. Нравственная целесообразность ограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом. Выводы: В своем учении Кант обращает внимание на: 1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»; 2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью. Этика Канта Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности. Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.е. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом. Учение о нравственном законе (о категорическом императиве). Категорический императив – внутреннее повеление, нравственный долг. Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям. Поэтому морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды. При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других. Но речь здесь идет лишь о форме моральных поступков, а не об их содержании. Позднее Кант формулирует Комплекс нравственных обязанностей ( моральные правила): А) Обязанности по отношению к самому себе: забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство); честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество); Б) Обязанности людей друг к другу: Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность. Избегать пороки - человеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие. Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка. 8. Философская система и метод Гегеля. Ее суть: Все в мире есть результат деятельности идеального начала - некоей объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В своем постоянном развитии абс. идея проходит 3 основных этапа своего развития: Развитие в сфере чистого мышления: (кн. “Логика”). Здесь идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, мыслит сама о себе, развиваясь, раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).“Инобытие духа”. Абсолютная идея материализуется, переходит в свою противоположность (т.н. “инобытие духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц. Мировой разум. Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. Особенности системы Гегеля: Главная движущая сила развития - идея. Бесконечность процесса развития. Роль духовного, идей в жизни общества Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода: 1. Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир) в виде бесконечного, постоянного процесса изменения и развития. 2. При этом, развитие: а) идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу; б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные; в) выделил главный источник развития - противоречия (в первую очередь - внутренние, т.е. лежащие в самом предмете, явлении). 1. Сформулировал три закона диалектики: А) закон единства и борьбы противоположностей; Развитие - за счет снятия (разрешения) противоречий.Б) закон перехода количественных изменений в качественные (показывает механизм развития); Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимого количества изменений. (вода в пар при 100 гр). В) закон отрицания отрицания. При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). И этот процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно развитие. Различают: 1. метафизическое (т.е. полное) отрицание. Н-р, полное перепрофилирование производства и замена персонала; 2. Диалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное). Н-р, постепенная замена людей в коллективе. 2. Развил учение о категориях (диалектические, парные – общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность и др.). 3. Разработал основные принципы диалектической логики (науки и мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель) 9. Позитивизм и его эволюция. Основатель Огюст Конт (1798-1857), фр. философ. Направление в философии и в науке, которое исходит из необходимости получения только позитивного знания, то есть фактического, устойчивого, несомненного, проверяемого с помощью опыта. Иными словами, следует изучать только реально существующие, проверяемые явления, проблемы и вопросы. При этом позитивизм осуждает попытки получить некое абсолютное знание (к чему стремится и материализм и идеализм) путем изучения не только проверяемых на опыте внешних явлений, но и попыток познания сущности предметов (то есть их основы, отличающих один предмет от другого), путем рациональных размышлений (Конт их называет метафизическими). Это бесполезно и ничего не дает. В свое время позитивизм был сформулирован в противовес рационализму, который хотел получать все знание исключительно из умственных рассуждений, без опоры на опыт. Позитивизм пытается увести науку и философию от псевдопроблем и вопросов. Но в то же время, ограничивает научное познание только изучением внешней стороны жизни, что нельзя считать правильным, так как это обедняет науку. Неопозитивизм. новейшая позитивистская философия, современная форма позитивизма (логический позитивизм, логический эмпиризм). Основатели – представители Венского философского кружка (конец 1920-1930-е гг.): Отто Нейрат, Морис Шлик, Филипп Франк, Рудольф Карнап и др. Предмет философии – в первую очередь, изучение языка науки, т.к. философские проблемы возникают из-за неправильного употребления языка. Основные особенности: Негативное отношение к метафизике (т.е. к прежней классической философии, изучающей абстрактные понятии и категории, не имеющие практического смысла). Культ науки, т.к. единственно возможным знанием является конкретно-научное знание. А задача философии – в изучении языка науки. Культ эмпиризма как единственного вида знания, ценного для научного познания. Только на его основе можно отделить научные суждения и теории от метафизических. Культ верификации, т.е. эмпирической проверки истинности полученных знаний на опыте. Все знание, которое не подвержено эмпирической проверке, не верифицируемо, не имеет значения и является бессмысленным. Физикализм – язык физики должен стать универсальным языком науки. Т.е. в эмпирических науках все предложения должны сводиться к элементарным предложениям в физике. Критика неопозитивизма: Не все знания верифицируемы (например, законы, гипотезы – закон всемирного тяготения, электропроводность металлов и др.) Программа физикализма не всегда выполнима, и практически неосуществима в гуманитарных науках (этика, психология, политология и др.). Т.о. уже к середине 20 века выявились слабые места неопозитивизма, пытавшего создать «точную» философию без метафизики путем сведения всякой науки к физике. Постпозитивизм. Объяснение развития науки. Карл Поппер, Томас Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, и др. Образовался в начале 1960-х гг.: работы К.Поппера «Логика научного открытия» (1959), Т.Куна «Структура научных революций»(1962). Характерные черты: Ослабление внимания к проблемам формальной логики, как и в неопозитивизме. В центре внимания – объяснение развития науки и роста научного знания: - как возникает новая теория; - каким образом она утверждается в новом сообществе; - каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п. 10. Философия экзистенциализма, ее сущность и разновидности. Основатель – Серен Кьеркегор (1813-1855) Дания. Рассматривал человека как «экзистенцию» (подлинное бытие). В России: Н. Бердяев, Л. Шестов. В основном разрабатывался учеными Германии, Франции. Германия: Хайдеггер, Ясперс. Франция: Марсель, Сартр, Камю. Возник в 20-е годы 20 века как реакция на: кризис общества, его культуры после 1-й мировой войны (разорение Европы); кризис науки, которая способствовала увеличению эксплуатации человека. Задача философии – изучение проблем не науки как таковой, а человека, его бытия, существования. В центре внимания экзистенциализма – человеческое существование. Экзистенция (существование) – это подлинное бытие («Я») – есть переживание человеком своей единичности и неповторимости человеческой личности. Экзистенцию окружает мир, другие люди, общество («неподлинное бытие»). Оно чуждо и враждебно личности, старается поглотить ее. В жизни человека преобладают страдания. Его жизнь иррациональна. Страх – непременный атрибут жизни. Экзистенции необходимо обособиться от мира (неподлинного бытия), не слиться с окружающим миром. Пограничные ситуации. Понять себя можно только в пограничной ситуации: состояние борьбы, вины, на грани смерти. Свобода. У человека есть свобода выбора, а не деятельности: (Или примириться с данной ситуацией, или не принимать ее. Вплоть до самоубийства. Но это – отрицательный выбор!). Человек не отвечает за прошлое и за будущее (его нельзя предвидеть в иррациональном мире). Он отвечает только за настоящее, за то, чтобы его выбор был свободным, независимым от внешних обстоятельств. Задача человека – не в изменении мира, а в изменении своего отношения к нему. Пути выхода из кризиса, задача личности (экзистенции): Гражданский – уход из мира абсурда в индивидуальную жизнь, в узкий круг общения с единомышленниками, так как общественных отношений в мире не изменить. Религиозный – мистическое общение с Богом. Вывод: Человек должен нести бремя жизни, понимая его, но не смиряясь с ним (с ясностью и пониманием выпавших на его долю испытаний). |