Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет

  • Функции

  • ^ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Метод

  • ^ 4. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. В науке большинство ученых придерживаются мнения, что в первобытном обществе

  • ^ 5. ПРИЧИНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

  • 1. понятие, классификация и функции юридической науки. Юридическ. 1. понятие, классификация и функции юридической науки. Юридическая наука


    Скачать 0.8 Mb.
    Название1. понятие, классификация и функции юридической науки. Юридическая наука
    Дата24.10.2018
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1. понятие, классификация и функции юридической науки. Юридическ.doc
    ТипДокументы
    #54405
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    www.userdocs.ru


    1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ.

    Юридическая наука (далее – ЮН) представляет собой такую сферу человеческой деятельности, которая направлена на выработку, систематизацию, хранение и трансляцию достоверных и аргументированных знаний о правовых явлениях, процессах и состояниях.

    ЮН присущи следующие основные черты:

    1. Она представляет собой самостоятельную отрасль обществознания, специальную гуманитарную науку, важнейший социальный институт, оказывающий существенное влияние на различные сферы общественной жизни.

    2. Ее объектом служат: государство, право, правосознание, юридическая практика и другие явления правовой системы общества, взятые в развитии и взаимодействии.

    3. Как и любая человеческая деятельность ЮН - это единство материального и духовного, объективного и субъективного, общего и индивидуального. ЮН представляет собой органическое единство процесса деятельности по получению знания и результата этой деятельности - системы уже приобретенных на данный момент юридических знаний. Это особая разновидность социально-правовой памяти, теоретически аккумулирующей правовой опыт прошлого и настоящего.

    4. ЮН составляет не простая совокупность, сумма, а органически единая, цельная система знаний.

    5. ЮН составляет неотъемлемую часть правовой системы и правовой культуры общества, способствуя сохранению и передаче накопленных правовых достижений и ценностей, обеспечивая прогресс в различных областях общ. жизни и становлении личности.

    6. целями (задачами) ЮН являются познание, описание, объяснение и предсказание развития юридических процессов и явлений, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов и закономерностей.
    Существует целая система юридических наук. Отличаются они друг от друга предметом исследования. Предмет - это то, что данная наука изучает, та область общественной жизни и государственно-правовой действительности, на которую направлено исследование.

    В зависимости от особенностей предмета изучения все юридические науки можно классифицировать на следующие виды:

    1.общетеоретические (ТГП, общая теория ПСО, общая теория права и т.п.);

    2.исторические (история Г и П России, всеобщая история государства и права, история политических и правовых учений);

    3.отраслевые (КП России, ГП, УП);

    4.межотраслевые (эколог. право, хоз. право);

    5.прикладные (криминалистика, правовая статистика, судебная медицина, правовая психология);

    6.юридические науки, изучающие иностранное Г и П (римское право, государственное право зарубежных стран);

    7.международно-правовые науки (международное частное право, международное публичное право, космическое право и др.).
    Функции ЮН - это направления ее воздействия на сознание людей, другие науки и общественную практику.


    ^ 2. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПОНЯТИЯ И ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ.

    В отечественной литературе общетеоретической юридической наукой и дисциплиной одни авторы (В.К. Бабаев, Д.А. Керимов, М.Н. Марченко, О.В. Мартышин, В.Н. Казаков и др.) считают «Теорию государства и права», другие (А.С. Пиголкин, Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин и др.) – «Общую теорию права», «Теорию права», «Введение в теорию права», «Энциклопедию права» и т.д.

    В настоящее время и та, и другая точки зрения по поводу названия, предмета, структуры и пр. вопросов фундаментальной науки и учебной дисциплины, на наш взгляд, требуют существенного пересмотра.

    Так, основные аргументы авторов в пользу изучения государства и права в качестве единой науки заключаются в том, что эти явления тесно связаны и взаимообусловлены, не существует одно без другого. Данный тезис опровергается не только современной наукой, но и практикой (имеются в виду широкие полномочия по формированию и реализации права у органов местного самоуправления, хозяйствующих и других негосударственных субъектов). «Однако на факультетах права продолжают формировать – если не сказать деформировать – представление студентов на основе концепции, что право является продолжением государства как единственной, абсолютной, целостной и исключительной суверенной власти», – пишет крупнейший французский социолог права А.-Ж. Арно. Как известно, предмет науки обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе их познания. Поэтому следует согласиться с теми учеными (А.С. Пиголкиным, Б.А. Страшуном, Е.В. Чиркиным и др.), которые полагают, что государство и право представляют собой особые самостоятельные явления, имеющие собственные закономерности становления, развития, функционирования, и с объективной необходимостью требуют изучать их разными науками. Действительно, государство – это суверенная организация особой политической власти, внешне выраженная в аппарате управления и принуждения. Государство является центральным элементом политической системы, главным субъектом политической жизни общества. Поэтому теория государства в этом плане – не юридическая наука. Она составляет важнейшую часть теории политической системы общества, государствоведения, политологии, политических наук.

    Как верно замечают Б.А. Страшун и др. авторы, в отличие от указанных наук вопросы государства в «Теории права и государства» по сути дублируются, излагаются более примитивно и зачастую с ошибками, которые обусловлены недостаточным знакомством авторов с государственным (конституционным и т.п.) правом множества конкретных стран. В подавляющем большинстве зарубежных стран учение о государстве рассматривается обычно в рамках политических дисциплин. В соответствии с § 15 Общего устава императорских российских университетов от 18.06.1863 г. общетеоретическая юридическая дисциплина именовалась энциклопедией права. В названии большинства дореволюционных учебников по этой дисциплине термин «государство» отсутствует.

    «Право, – как верно замечает А.С. Пиголкин, – тесно связано не только с государством, но и с такими социальными явлениями, как мораль, политика (добавим – экономика. – В.К.) и другими, при чем


    ^ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

    Метод науки - это совокупность средств, приемов, правил и операций теоретического освоения правовой действительности, способов построения и обоснования системы юридического знания. «Метод решения хорош, - писал Лейбниц, - если с самого начала мы можем предвидеть и в последствии подтвердить то, что следуя этому методу, мы достигнем цели».
    В теории государства и права широко используются средства и приемы, которые выработаны философией, логикой, социологией, психологией, правоведением и другими науками. Прежде всего нужно выделить роль философии в научном познании государственно-правовой действительности, а именно: диалектического метода исследования, категорий содержания и формы, причины и следствия и т.п., законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

    Диалектический метод в теории государства и права выражается в требованиях (императивах) изучать :

    а) государственные и правовые явления в динамике и развитии;

    б) конкретно-исторически;

    в) во взаимодействии государства и права в обществе;

    г) во взаимосвязи государственных и правовых явлений с социальной практикой, экономикой и политикой, нравственностью и религией, социальной и национальной структурой общества (с одной стороны государство и право детерминированы экономическими, социальными и иными факторами, а с другой - сами активно воздействуют на все сферы общественной жизни).

    В теории государства и права широко используются такие философские категории, как содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность и т.п. Нельзя, например, обстоятельно изучить природу правонарушений в обществе, не исследуя их причины и условия совершения.

    Большое значение имеют в теории государства и права философские законы. Так, чтобы грамотно рассмотреть проблему преемственности в политической и правовой системах общества, мы должны хорошо знать основные положения закона отрицания отрицания, который требует при переходе, например, правовой системы с одной ступени развития на другую, не абсолютного уничтожения всех ее старых свойств, сторон и элементов, а ликвидацию отжившего, консервативного, рутинного, с удержанием всего прогрессивного, соответствующего новому, более высокому уровню социального движения.
    Трудно себе представить научную и практическую деятельность юристов без знания формальной логики, грамотного использования логических законов (тождества, достаточного основания, непротиворечия, исключения третьего) и форм (дедукции, индукции, классификации, аналогии, гипотезы и т.п.). Они позволяют правильно мыслить и познавать правовую действительность, избегать логических ошибок, не допускать противоречий в рассуждениях, умело и аргументированно обосновывать свои выводы в процессе теоретического и практического познания.




    ^ 4. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.

    В науке большинство ученых придерживаются мнения, что в первобытном обществе не было ни государства, ни права.

    Однако были власть, принуждение и определенные нормы, регулирующие поведение людей.

    Основу социальной организации данного общества составлял род, поскольку объединение людей осуществлялось на действительном или предполагаемом кровном родстве.

    К основным чертам родовой организации общества относятся следующие.

    1. Это был личный, а не территориальный союз людей. Нередко отдельные рода объединялись в племена и союзы племен, что в принципе не изменяло характер общественной власти и основные ее институты. Власть принадлежала и исходила от всей родовой общины.

    2. ^ Высшим органом власти было родовое собрание, которое занималось хозяйственными и военными делами, разрешало споры, воспитывало и наказывало соплеменников.

    3. Определенными властными полномочиями обладали вожди и старейшины, которые избирались на родовом собрании из наиболее авторитетных и опытных членов рода (племени). Они осуществляли оперативное руководство повседневными делами. Из наиболее искусных и опытных в военном деле людей избирались военноначальники, которые также выполняли соответствующие властные функции.

    4. ^ Социальную и экономическую основы власти в первобытном обществе составляли совместная (родовая, племенная и т.п.) собственность на средства производства, равное участие всех членов рода в производительном труде и распределении продуктов труда. Разделение людей, их трудовых и иных функций существовало по естественным (половому, возрастному и т.п.) принципам. Старейшины и военачальники, кроме своих «специфических» функций наравне с другими родичами занимались хозяйственными и иными делами.

    5. ^ Власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, уважение и традиции. В необходимых случаях она обеспечивалась и мерами принуждения. Провинившегося родича, например, могли лишить пищи или даже жизни, изгнать из рода и т.д. Однако принуждение выражало волю большинства или, как правило, всех членов рода (племени.

    6. Специального аппарата, органов управления и принуждения, выполняющих соответствующие властные функции, в родо-племенной организации общества еще не было. Для данной эпохи характерно общественное самоуправление и непосредственные формы демократии (общественный характер власти, выборность и сменяемость старейшин и военачальников и т.п.).

    7. Хозяйственные, семейные, военные и иные отношения в родовом обществе регулировались первобытными обычаями и табу, которые

    а) складывались постепенно и в течении длительного времени,

    б)являлись привычными для людей,

    в) существовали в их сознании,

    г) выражали волю и интересы всего рода (племени),

    д) в необходимых случаях обеспечивались мерами принуждения, которые исходили от большинства или всех членов рода (племени).


    ^ 5. ПРИЧИНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

    Несмотря на многообразие форм возникновения государства и прав, существуют общие закономерности перехода от родового к государственно-организованному обществу, от первобытных обычаев к праву. Поэтому необходимо выделить следующие общие причины-условия происхождения государства и права.

    1. Процесс постепенного перехода от присвоения готовых растительных и животных форм к производящей экономике повлек за собой крупное общественное разделение труда:

    а) скотоводство и земледелие выделились в относительно самостоятельные производства, которыми стали заниматься отдельные рода и племена, группы лиц;

    б) от земледелия и скотоводства отделилось ремесло;

    в) необходимость в обмене продуктами, а затем и возникновение торговли между земледельцами, скотоводами и ремесленниками обусловили появление торговых людей (купцов), которые производительным трудом непосредственно не занимались.

    2. Крупное общественное разделение труда, открытие металлов и металлообработки способствовали совершению средств производства, повышению производительности труда, появлению избыточных продуктов (скота, запасов зерна и других продуктов, которые оседали «в руках» отдельных сородичей (в первую очередь вождей, старейшин, жрецов и военачальников), приводили к социальному расслоению общества, появлению класса богатых и класса бедных.

    3. ^ Создаются органы, призванные управлять хозяйственными делами: земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, строительством каналов, дорог, мостов, выполнением других общественных работ, обеспечивающие учет трудовых ресурсов, запасов сырья и продуктов, сбор налогов и иных платежей, выполнение других хозяйственно-организаторских функций.

    Возникающие между различными классами и социальными слоями населения противоречия и конфликты с объективной необходимостью требуют выделение особых групп людей и их организаций, которые разрешают споры и конфликты, охраняют интересы имущих классов от притязаний неимущих, а также обеспечивают неприкосновенность своих внутренних границ и захват чужих территорий и богатств. Одним словом зарождается государственный аппарат, т.е. учреждения управления, охраны и принуждения, которые представляют собой материальное воплощение понятия «государство».

    С помощью этого аппарата имущие, экономически господствующие слои населения (социальные группы, классы, блоки классов и т.п.) становятся и политически господствующими в обществе.

    Указанные выше причины привели и к возникновению права, т.е. общеобязательных правил поведения, которые обеспечиваются мерами государственного воздействия.

    Образование права шло в основном двумя путями. Во-первых, первобытные табу и обычаи государственный аппарат приспосабливает к экономическим, социальным и неизвестным ранее политическими условиями общественной жизни, охраняет их и карает за неисполнение или нарушение.

    Первобытные обычаи в данном случае становятся правовыми, т.е. общеобязательными и обеспеченными защитой и силой гос-ва.


    5.2. ти сохранялась.

    2. Первобытное общество характеризуется общественным самоуправлением. Власть исходит ото всего рода (племени) в целом. Институтами власти, которые выражают волю большинства или всех членов общества являются народное собрание, вожди, старейшины, жрецы, военноначальники. Власть в государстве осуществляется специальными органами (царями, правительствами, судами и т.д.), которые выражают волю и защищают интересы прежде всего имущих слоев населения.

    3. Поскольку этот аппарат ничего не производит, то на его содержание требуются налоги и другие сборы с населения.

    4. Все сферы жизни в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями и табу. В государственно-организованном обществе наряду с данной разновидностью социальных норм основная роль принадлежит уже праву (закону).

    Право, во-первых, регулирует хозяйственную, торговую и иную деятельность в интересах имущих классов и слоев населения; во-вторых, выражает волю не всех или большинства членов общества, а незначительной части населения, прежде всего волю политически и экономически господствующих классов, государственные интересы; : в-третьих, оно, как правило, имеет письменную форму выражения и закрепления; в-четвертых, обеспечено государством, в том числе и мерами государственного принуждения. Здесь уже одни слои населения (классы, их блоки и т.п.) могут навязывать свою волю другой части населения.
    В юридической науке существует много самых разнообразных теорий о происхождении государства и права. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них. Отметим как позитивные, так и негативные аспекты каждой из этих теорий.

    Представители патриархальной теории (Аристотель, Михайловский, Фильмер и др.) считают, что государство и право появляются в результате исторического развития семьи. Разрастание семьи (семей) в условиях первобытного общества и усложнение семейных отношений, требующих специального управления и принуждения приводят к образованию государственного аппарата, государства. Власть правителей государства (царя, фараона, монарха и т.п.) согласно этой теории является отеческой, продолжением власти отца (патриарха) в семье. Подданные - это его дети и другие члены семьи, которые должны слушаться государя и о которых он должен проявлять отеческую заботу. Отношения между подданными государь регулирует с помощью издаваемых им правил, которые являются обязательными для всех и с их помощью он управляет всеми сферами жизни общества.

    К достоинствам этой теории можно отнести то, что она пожалуй впервые достаточно обстоятельно показала важную роль семьи в развитии общества и государства. Кроме того, она обратила внимание на необходимость правителей заботиться о своих подданных, обеспечивать согласие и порядок в обществе.

    Основные недостатки патриархальной теории видятся в следующем: несколько примитивно объясняется процесс образования государства и права из семейных отношений; недооцениваются экономические причины (переход к производительной экономике, крупное общественное разделение труда, появление избыточного продукта и т.п.) и социальные (расслоение людей на бедных и богатых, взрывающие родовые и семейные отношения) факторы.


    В теории государства и права широкое применение находят социологические методы исследования (анкетирование, интервьюирование, тестирование, метод экспертной оценки, анализ письменных источников, сравнительный и т.п.).
    Важное значение в теории государства и права имеют психологические методы познания (самонаблюдение, профессиографическое описание, биографический метод и т.п.).
    Существует немало и других средств и приемов, используемых в теории государства и права.
    Взятые в совокупности, системе данные методы позволяют всесторонне и глубоко познавать разнообразные государственные и правовые явления, правильно предсказывать закономерности их развития, давать объективные, грамотные и точные рекомендации субъектам юридической практики.


    точки соприкосновения с ними не менее существенны, чем с государством». Подобные связи, однако, (продолжим мысль А.С. Пиголкина) не дают основания выделять такие «единые науки», как «Теория экономики и права», «Теория политики и права», «Теория морали и права» и др. Указанные теории находят обоснования в различных юридических, экономических, политических и иных науках. Не требует доказательства либо опровержения тот общеизвестный факт, что право – один из главных компонентов правовой системы общества. В рамках как «Теории государства и права», так и «Общей теории права» изучаются не только собственно право, но и другие элементы правовой системы общества (юридическая практика, правонарушения, юридическая ответственность и т.д.).

    Поэтому предметом фундаментальной юридической науки и учебной дисциплины являются не только право, но и правовая система общества в целом, ее основные свойства, структуры, закономерности возникновения, развития и функционирования. Не замечать этого – значит сознательно либо бессознательно отождествлять право и правовую систему общества. Предмет же науки, естественно, определяет и ее название – «Теория правовой системы общества», а не «Общая теория права».«Теория права» (точно так же, как и «теория правосознания», «теория правотворческой практики» и пр. юридические теории) является лишь частью «Теории правовой системы общества».
    Таким образом, в предмет фундаментальной юридической науки, на наш взгляд, кроме права, входят правосознание и правовая культура, юридическая практика (правотворческая, правореализационная, интерпретационная и т.п.), правовые отношения и связи, правонарушения и иные социально-правовые отклонения (юридические ошибки, конфликты, риски и т.п.), механизмы правовой защиты и юридической ответственности субъектов, проблемы правового прогресса и детерминации правовой системы общества, правового наследия и преемственности, правовой аккультурации и экспансии, качества, эффективности и социальной ценности юридических явлений, вопросы взаимодействия правовой системы с экономической, политической и социальной системами общества, его гуманистическим и другими духовными началами.


    ^ Гносеологическая (познавательная) ф. связана с получением нового объективного знания о государственной и правовой действительности.

    Онтологическая ф. науки выражается в обстоятельном и грамотном описании и изложении полученного знания.

    Интерпретационная ф. заключается в объяснении природы Г и П(ПСО), их содержания и форм, функций, места и роли в политической и правовой системах общества и т.д.

    Прогностическая - полученные ЮН объективные знания позволяют предвидеть развитие тех или иных юридических явлений и процессов, их качественное и количественное изменение ( например, рост или снижение правонарушений в обществе, отдельном регионе).

    Методологическая ф.- весь арсенал науки (понятия, категории, теоретические конструкции, учения и пр.) служат средством познания различных сторон государственно-правовой действительности, приращения новых юр. знаний.

    Мировоззренческая ф. - совместно с другими общественными и юридическими науками Т ГП(ПСО) формирует основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, ценностные ориентиры. Пропаганда, популяризация правовых знаний, разъяснение основ государственной и юридической политики, содержания конкретных правовых актов составляют важную задачу ученых -юристов.

    Суть практически-прикладной ф.:1. определенные выводы, предложения и рекомендации, сформу-лированные ЮН служат основой для принятия государственных и иных решений, направленных на совершенствование конкретных сторон государства и правовой системы общества. 2. изучая материалы юр. практики, ЮН указывает на ошибки, просчеты и другие погрешности, существующие в практической деятельности. 3. представители фундамент. ЮН участвуют в подготовке конкретных проектов нормативных актов, предложений по их совершенствованию, систематизации и реализации.

    Интегративная ф. связана: 1. с обобщением материалов юридической и иной социальной практики, конкретных эмпирических данных; 2. с систематизацией разнообразных теоретических знаний, выводов, положений, которые вырабатываются как юридическими, так и другими гуманитарными и естественными науками.
    Система функций ЮН раскрывает разнообразные направления ее воздействия на сознание и поведение людей, ее место и роль среди других юридических наук, основные пути воздействия на юридическую и социальную практику.


    Суть теологической теории (Аквинский, Маритэн, Мерсье, Лебюфф, Эйве и др.) состоит в том, что государство объявляется формой проявления божественной воли и вечного божественного разума. По мнению большинства представителей данного учения право первоначально исходит также не от государства, а от Всевышнего, который дает нормы права, правила поведения в форме заповедей своим пророкам на земле. (Библия, Псалтырь, Коран).

    В указанной теории (теориях) также имеются определенные недостатки и положительные моменты. Многие ее постулаты основаны только на вере. Естественно, что в данном случае умаляются экономические, социальные, военные и иные факторы возникновения государства и права. Кроме того, каждое религиозное направление (христианство, ислам, буддизм и т.п.) отдает предпочтение в создании государства и права своему божеству и его пророкам. Так, христиане считают, что государство и право созданы Господом Богом, мусульмане - волей Аллаха, буддисты считают государство и право воплощением мировой души (Брахмы и т.д.).

    С другой стороны большинство представителей телеологической теории ратуют за согласие и порядок, утверждение справедливости в обществе и государстве, за уважение (святость) государственной власти и юридических институтов.

    В этих тезисах теологического учения, отражающих в определенной степени реальное положение отдельных сторон раннеклассового общества, происхождения государства и права, думается, есть немало разумного и позитивного. Так что мы не согласны с большинством современных отечественных авторов, которые видят в теологической теории одни только недостатки.

    Договорная теория происхождения теории государства и права является одним из светских направлений естественно-правовой теории. По мнению представителей данной теории (Эпикур, Гоббс, Локк, Руссо, Дидро, Пестель и др.), все люди изначально, с момента своего рождения имеют естественные права (право на жизнь, свободу, имущество, равенство и т.п.), в том числе и право на объединение в различные ассоциации (организации). На определенном этапе развития общества первобытные люди заключают между собой соглашение (договор) об образовании государства и передачи части своих прав и свобод своим правителям. Последние в свою очередь были обязаны защищать своих подданных (граждан), разрешать споры между ними, вершить правосудие и т.д., а также приобретали право издавать законы и требовать их исполнения от населения страны.

    Договорная теория происхождения государства и права была направлена в первую очередь против произвола, царящего в рабовладельческом и феодальном обществе. Ее достоинство заключается также в том, что она провозглашала взаимные права и обязанности правителей и подвластных, ответственность людей перед государством и государства перед населением. Граждане (подданные), согласно этой теории, имели право на защиту своих естественных прав и интересов, в том числе право на расторжение договора (соглашения) с правительством, злоупотребляющим своей властью. Эта теория, в ее прогрессивном варианте, впервые обосновала право народов на свержение власти неугодных правителей, вплоть до восстания.




    Во-вторых, государственные органы (цари, фараоны, суды и т.п.) создают новые правила (нормы), которые по-новому регулируют процесс производства, распределения результатов труда, торговлю, осуществление функций государства, учитывают имущественное, социальное и политическое неравенство людей. В отличие от норм первобытного общества юридические нормы уже на ранних стадиях зарождения имеют, как правило, письменную форму закрепления, выражают волю прежде всего экономически и политически господствующих в обществе классов и социальных слоев населения, обеспечиваются в случае их неисполнения или нарушения специальными органами и мерами государственного воздействия.

    Общие причины и закономерности возникновения государства и права в отдельных регионах и обществах проявляются по-разному. Науке известны особенности происхождения государства и права в определенных областях Азии, Африки, Европы и Америки. На процесс возникновения государства и права в этих регионах огромное влияние оказывали конкретно-исторические внутренние и внешние, экономические и социальные, идеологические и религиозные, географические и климатические, демографические, военные и иные факторы.

    В Афинах, например, происхождение государства и права непосредственно связано с крупным общественным разделением труда, появлением частной собственности, классов и классовой борьбы внутри афинского общества.

    В Риме кроме указанных причин на возникновение государства и права существенное воздействие оказала борьба плебеев, живших вне римских родов и обладавших значительной экономической и социальной силой, против патрициев (римской родовой знати).

    При возникновении государств у древних германцев таким катализатором послужило завоевание данными племенами обширных чужих территорий, для управления и господством над которыми их родо-племенная организация не была приспособлена.

    Для возникновения государств на Востоке (Китай, Индия, Египет, Вавилон и др.), где сложился так называемый «азиатский способ производства» (коллективная собственность на землю, значительная роль в экономической и социальной жизни сельской общины и т.п.), государственный аппарат формировался прежде всего для выполнения масштабных общественных работ и производственных функций (строительство ирригационных сооружений, дорог, мостов, укреплений и т.п.) и на первых порах выступал в качестве средства управления и эксплуатации родо-племенных и сельских общин, порабощения других народов, концентрируя значительные властные полномочия в руках отдельных лиц (монархов, царей, фараонов и т.п.).

    Следует также иметь в виду, что отдельные государства возникают как рабовладельческие (например, в Афинах, Древнем Риме), другие (германские, русские и пр.) - как феодальные государства. Однако и те и другие уже существенно отличаются от родо-племенной организации социальной власти. Эти отличия заключаются в следующем.

    1. Государство представляет собой политико-территориальную организацию власти населения; эта власть осуществляется в пределах определенных границ. Родо-племенная организация власти, как мы уже отмечали, представляет личный союз кровных или предполагаемых родственников. Рода и племена могли перемещаться по определенной территории, но их организация вла-



      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта