Главная страница
Навигация по странице:

  • 20. Монистическая философия Б. Спиноза

  • 21. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма

  • 22.Философские идеи французского просвещения.

  • 23. Теория познания И. Канта.

  • 24. Антропология и этика И. Канта. Категорический императив Канта.

  • 25 Объективный идеализм Гегеля.

  • 26. Социальная философия Маркса.

  • 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения


    Скачать 137.61 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения
    Дата02.06.2018
    Размер137.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTeoria_po_filosofii_na_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #45768
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    19. Философия Рене Декарта. Рационализм в теории познания.

    Декарт Рене (1596-1650) - французский философ, один из виднейших представителей философского рационализма. Главные его сочинения – "Рассуждения о методе", "Метафизические рассуждения".Любой тезис моет быть поставлен под сомнение. Декарт считает, что методическое сомнение не только уместно, но и вообще является эффективным приёмом в научных исследованиях. Достоверное знание должно обладать следующими свойствами: быть объективным, быть доступным для любого человека, наделённого нормальным умом. Его объективность и общепонятность должны основываться на необходимости, т.е. строгой логичности. Основание всякой достоверности суждений - наличие размышляющего субъекта. Согласно Декарту, мыслимое и мыслящее "я" лежит в основе понимания не только факта собственного существования, но и составляет основу достоверности всякого знания. Отсюда декартовское cogito ergo sum "мыслю, следовательно, существую". Выделяет два способа усмотрения необходимых и всеобщих истин. Это интеллектуальная интуиция и дедукция. Интеллектуальная интуиция - прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела. Дедукция - логический путь от общего к частному,опосредованно. Для создания теории достаточно обычного человеческого ума, но важен метод. Метод Декарта включает: I) признание истинным только то, что познаётся с предельной очевидностью и отчётливостью; 2) анализ или выделение максимально простых элементов знания; 3) синтез или восхождение от простого к сложному; 4) необходимость учёта уже сделанного и соблюдение законов логики. Врожденные идеи: Теоретические идеи являются врождёнными, их основания невозможно обнаружить в эксперименте. Здесь Декарт развивает платоновское положение об истинном знании. К врождённым Декарт относил идею Бога, идею чисел и фигур, а также некоторые общие понятия. Эти идеи и истины он рассматривал как воплощение естественного света разума. Субстанции и их атрибуты: субстанция как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Декарт - дуалист. Сотворённый мир он делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - её неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности. Обе субстанции сотворены Богом и обладают неотъемлемыми качествами - атрибутами. Атрибутом материальной субстанции является протяжённость, атрибутом духовной - мышление. У Декарта живая и неживая природа предстают как гигантский механизм. Человеческое тело, так же как и животное, является механизмом. Связь души и тела осуществляется с помощью особого органа - шишковидной железы.

    20. Монистическая философия Б. Спиноза

    Спиноза Бенедикт (1632-1677) - нидерландский философ. Разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма. Существует лишь одна материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяжённость и мышление. Вся природа является живой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама природа: они никогда не возникают и не исчезают. Конкретные состояния субстанции (модусы) он разделил на две группы:модусы вечные, бесконечные и временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции - мышлением и протяжённостью, а конечные - всеми остальными явлениями и вещами. Доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа "причина самой себе". Движение составляет её сущность и источник. Считает, что возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами. Он учил о причинности двоякого рода: внутренней (имманентной) и внешней (механической). Первая присуща субстанции, а вторая - модусам. С позиций детерминизма он рассматривает не только причинно-следственные отношения, но и отношения случайности, необходимости и свободы.
    21. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма

    Джордж Беркли (1685-1753 гг.)- епископ. Открыто выступил против материализма, как философской основы атеизма, изобретает новую разновидность идеализма - субъективный идеализм.В основе концепции 2 принципа: I. Мир есть совокупность моих ощущений. 2. Существовать значит быть воспринимаемым. В соответствии с этим он утверждает, что существующими можно считать только те вещи, которые даны нам в сфере сознания.По нему материя- как таковая никогда не воспринимается чувствами, то говорить о её существовании нельзя. Т.к. субъективный идеализм логически обязательно приводит к абсурдному выводу: существую только "Я" и вместе со мной умрёт мир, то в такой концепции не остаётся место для Бога, ибо Бог должен существовать объективно, независимо от сознания индивида.Тогда Беркли вынужден перейти на позиции объективного идеализма. Мир останется и после моейсмерти,существует некий субъект всех субъектов, который воспринимает мир вечно. Это и есть Бог. Юм Давид (1711-1776) - английский философ, экономист, представитель субъективно-идеалистической традиции в философии Нового времени. Юм поставил проблему объективности причинно-следственных связей. Юм, как и Беркли, выступал против материалистического понимания субстанции. Отвергал реальное существование материальной и духовной субстанции, но считал, что есть "идея" субстанции, под которую подводится "ассоциация восприятий" человека, присущая обыденному, а не научному познанию. Первичные восприятия-непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), а вторичными - впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания) и чувственные образы памяти ("идеи").Юм сперва сводит всё знание о мире к опытному познанию, а затем психологизирует его, сомневаясь в объективности содержания чувственных впечатлений. Для него положения, выведенные на основании фактов, не обладают достоверностью, самодостаточностью и очевидностью. Такой скептицизм Юма распространяется на все суждения, в том числе и на суждения религиозного характера.В основе этики Юма лежит концепция неизменности человеческой природы. Человек, находясь в постоянном плену ассоциаций, неизбежно ошибается. Поэтому образование не может принести нам знания, но лишь привычки. В сфере социологии Юм был противником идеи "власти от Бога", но не разделял и теории общественного договора. Он полагал, что общество возникает из разрастания семей, а политическая власть - на основе института вождей.
    22.Философские идеи французского просвещения.

    В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей. Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения. Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель. Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке. Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

    • получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

    • развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

    • формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.
    23. Теория познания И. Канта.

    Иммануил Кант (1724-1804)-немецкий философ. В его творчестве выделяют два периода: "докритический" и "критический". В "докритический" период (до 1770 г.) - Кант выступил как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.Критический: Кант впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте он различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону индивидуального опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - надындивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной.По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания, он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Здесь Кант выступает как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет - это мир "вещей в себе", т.е. мир не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие), "вещи в себе", по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Кант делит всё знание на опытное и доопытное.Первое выводится индуктивным путём, т.е. на основе обобщения данных опыта. В нём возможны заблуждения, ошибки.Всеобщее и необходимое знание является априорным, т.е. доопытным и вне-опытным по своему принципу. Априорные на два типа: аналитические и синтетические. Аналитические суждения раскрывают содержание наших понятий (''треугольник - это плоская геометрическая фигура, имеющая три угла"). Синтетические суждения дают новое знание о субъекте ("Эта роза красна). Согласно Канту, доопытные суждения мы способны высказывать потому, что владеем некими '"схемами". Если мы хотим понять суть какого-то явления, то обязательно ищем его основание, или причину.Он рассматривает три сферы познания: чувства, рассудок, разуму. Чувства: Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания - пространство и время. Пространство - это априорная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания), время - априорная форма внутреннего (внутреннего созерцания).Рассудок - это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала под единство понятий и категорий.Разум - это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Трансцендентальное единство апперцепции - правило, по которому все нормальные люди одинаково конструируют явления, а значит и знание от воздей-ствия одних вещей в себе на органы чувств. Отсюда возникает критерий истины по Канту - интерсубъективность, т.е. общезначимость. Истинно то, что одинаково конструируется всеми или большинством людей.
    24. Антропология и этика И. Канта. Категорический императив Канта.

    Учение об автономии личности. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Первый - это мир природы, второй - это мир свободы. Свобода - это независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. В сфере свободы действует практический разум. Практический потому, что его главное назначение руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет человеческую волю автономной. Законы практического разума - это нравственные законы. В качестве единственного внутреннего мотива нравственного поведения Кант признаёт только долг. Подобно другим способностям человека чувство долга является непознаваемым в своих истоках.Люди следуют некоторым самостоятельно установленным правилам. Они зависят от характера человека, от обстоятельств и т.д.. Но они выступают в качестве императивов, т.е. повелений. Условных императивов может быть бесконечное множество.Но есть императив безусловный, т. е. правило, одинаково обязательное и приемлемое для всех людей, поэтому общеобязательное. Есть всеообщее правило или категорический императив.По канту-нравственный категорический императив- поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Двойственная природа человека обусловлена его биологической природой (человек - явление) и духовной сущностью (человек - вещь в себе). Как явление человек должен подчиняться законам природы, его поступки несвободны, а необходимы, причинно обусловлены. Поведение же человека как вещи в себе не подчиненно закону причинности, свободно от законов природы и происходит в соответствии с категорическим императивом. Следовательно, категорический императив предполагает существование сверхчувственного миропорядка, мира "вещей в себе" и признания наличия в нем бессмертия души. Человек на Земле старается следовать категорическому императиву, жить нравственно, чтобы после смерти обрести полную свободу, потому что Бог оценивает поступки человека на Земле, выступает в качестве высшего судьи. Бог должен быть, ибо "если бы его не было, то всё позволено" (Ф.М. Достоевский). Вот кантовское доказательство бытия Бога.
    25 Объективный идеализм Гегеля.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель. В виде субстанции у него -некое надиндивидуальное духовное начало: Абсолютный Дух. Гегель диалектик, поэтому этот Абсолютный Дух находится в беспрерывном движении, развитии и на определённом этапе он переходит в своё инобытие, т.е. в Объективный Дух, который, затем, переходит в Субъективный Дух. Гегель понимает диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных идей ко всё более конкретным. Диалектика Гегеля выступает как дедуцирование, вывод одних идей из других. Гегель разработал идеалистическую форму диалектики. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. Возможность в процессе развития превращается в действительность, количество - в качество, причина - в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий - формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т.д. Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Гегель ввёл диалектику в процесс познания. Для него истина - это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у него совпадает с историей познания. Противоречие между методом и системой. Провозглашённая Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовалась, ибо развитие абсолютной идеи завершается у него Прусским государством и его гегелевской философией. Система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К развитию материи Гегель подходит не диалектически: не видит её развития во времени, ибо полагает, что всё, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или её отчуждения. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельство и правогегельство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства, вторых больше привлекала философская система объективного идеализма.

    26. Социальная философия Маркса.

    Формирование философии марксизма происходило с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создают философию, которую называют "новой философией", "новым материализмом".В этот период интенсивно развивается капитализм.. Возникнув в 40-х годах ХIХ века марксизм явился теоретическим выражением кризиса класси-ческого капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. В естественнонаучном обосновании философии марксизма серьёзное значение, по словам Ф.Энгельса, имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли, прежде всего, выдающиеся естественнонаучные открытия. В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, вечности и неуничтожимое материи, взаимопереходов различных форм её бытия. В учении же о клеточном строении живых организмов- усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного царств, а в учении Дарвина - торжество идеи развития.Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на марксистов философские взгляды, были Гегель и Фейербах. В "Капитале" Маркс демонстрирует два подхода к диалектике - как к теории и как к методологии познания законов капиталистического общества и человеческой истории. Он исследует изменение явлений, их развитие, переход одной формы в другую; рассматривает закономерные связи, открывает за-коны, учитывает их специфику, определяемую конкретными условиями. Новый этап в развитии марксистской философии связан с деятельностью В.И. Ленина.По Ленину, исторические законы, выявленные Марксом, являются всемирно-историческими, всеобщими. В то же время односторонняя философская концепция Ленина привела к негативным результатам. Ленин сводил все достижения мировой философии к философии Маркса и Энгельса. Для Ленина философия Маркса всегда была орудием в той сложной политической борьбе, которую он вел. Основные достоинства философии марксизма:1. материализм был соединен с диалектическим методом. 2. Возникла новая философия - диалектический материализм 3. разрабатывает учение "О всемирно-исторической роли пролетариата", который, освобождая от эксплуатации себя, освободит всех эксплуатируемых.4. было введено понятие "общественно-экономическая формация" и показано, что развитие общества есть смена общественно-экономических формаций.5. Разработанная концепция отчуждения работника от результата своего труда и от власти, позволили К.Марксу выяснить причину перехода от одной общественно-экономической формации к другой и сформулировать закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.6. Впервые Маркс открыто заявил о партийности философии, т.е. о том, что она отражает интересы определённого класса.7. Введя категорию практики в философию, Маркс впервые заявил о практической значимости философии. Философия не просто некая кабинетная ученость. Она должна стать руководством к действию. Главные недостатки: 1. Идеализация человека, вытекающая из его социализации ("Человек есть совокупность общественных отношений"). При этом игнорируется биологическая составляющая человека, сказывающаяся в консервативности мышления.2. Абсолютизация классового подхода и провозглашение необходимости диктатуры пролетариата,3. Недооценка возможности видоизменения частной собственности.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта