Главная страница
Навигация по странице:

  • 35. Философия психоанализа: Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

  • 36.Онтология как философское учение о бытии. Научная,религиозная философская картины мира.

  • Научная картина

  • Религиозные

  • 37. Основные подходы к пониманию сущности и природы бытия в истории философии: материализм, идеализм, дуализм.

  • Материализм

  • Идеализм («линия Платона»)

  • 38.Диалектика и метафизика как противоположные подходы к пониманию развития и связей в природе,мышления и обществе.

  • 39. Понятие закона. Типы законов. Основные законы диалектики и их значение для медицины.

  • 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения


    Скачать 137.61 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения
    Дата02.06.2018
    Размер137.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTeoria_po_filosofii_na_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #45768
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    34. Позитивистская концепция научного знания. основные этапы эволюции позитивизма.

    Позитивизм возникает в 30-40х годах 19 века, родоначальником его является Огюст Конт. Идеи Конта заимствовали и развивали в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты.

    Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

    Для обоснования идеи, что время метафизики (философии как самостоятельной науки) закончилось и наступило время "положительного" знания, Конт формулирует три закона: 1) закон "трех стадий"; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук.

    Согласно закону трех стадий, человек и общество в своем развитии неизбежно проходят три стадии:

    Теологическая – все явления объясняются на основе религиозных представлений (традиционное общество);

    Метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами (доиндустриальное общество);

    Позитивная (научная) – индустриальное общество

    Позитивизм предлагает анализировать конкретные и всеобщие характеристики познавательной деятельности. Позитивизм содействовал развитию философии науки, которая подчеркивает, что философия вовсе не обладает исключительным правом на истину и её надо рассматривать на равных основаниях с наукой.

    Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм (конец 19 – начало 20 века; Э.Мах, Р.Авенариус, Ж.Пуанкаре, К.Пирсон). Развивается на основе новейших открытий физической науки: теории относительности, квантовой механики и т.д. Этот позитивизм претендовал на "третью линию" в философии, заявляя, что является философией не материализма или идеализма, а философией реализма. Он утверждал, что любое научное знание - физическое, астрономическое, биологическое и т.п. - есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

    Третья историческая форма позитивизма – неопозитивизм или логический позитивизм(20е годы 20 века; Шлик, Карнап, Нейрат, Витгенштейн и др). Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека.

    Во второй половине XX века формируется постпозитивизм(множество концепций, которые пришли на смену позитивизму). Представители – Поппер, Локатос, Кум.

    По мере развития постпозитивизма нарастают следующие тенденции: I) Постепенно происходит отказ от ориентации только на логику, и философы обращаются к истории науки. 2)Выясняется, что понимание фактов невозможно без теории, т.е. они теоретически нагружены. 3) Существенно ослабевает антифилософская направленность позитивизма. 4)Накопление знания происходит не постепенно, а в результате революционных преобразований. 5) От преимущественного анализа искусственных языков переходят к анализу естественного языка. 6) От атомарных представлений переходят к целостным воззрениям. 7) Естественнонаучная установка постепенно размывается. 8) От анализа внутри научных отношений всё чаше переходят к обсуждению связей науки и философии с внешними социальными институтами.
    35. Философия психоанализа: Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

    Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) заложил основы психоаналитической философии.

    Он обнаружил, что когда пациенты вспоминали некоторые важные обстоятельства, которые привели их к болезни, то их состояние улучшалось. Болезнь, напротив, вызывалась тем, что человек стремился забыть что-то для него неприятное.

    По Фрейду, сознание очень важно для человеческой жизни, с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное "Я". Помимо «Я» в человеческой психике Фрейд выделяет ещё "сверх-Я" , которое представляет собой некоторую совокупность перенесённых "вовнутрь" психики индивида социально значимых, безличных идеальных принципов, а также "Оно", которому соответствует невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного.

    По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного - принципу реальности. Он считал, что бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение - либидо, находится в конфликте с сознанием, вынужденным постоянно реагировать на окружающую социальную среду с ее моральными стандартами и запретами. Запреты социальной среды неминуемо наносят душевную травму индивиду, вследствие чего энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий, часто агрессивных. От невыносимого напряжения конфликтных ситуаций индивид спасается с помощью вытеснений: неприемлемые для индивида мысли, переживания "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу подсознательного, продолжая оказывать влияние на поведение индивида. Сфера бессознательного формируется главным образом в детстве.

    Ключевой для философии Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект - аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, более углублённого его осмысления. Важнейший двигатель психической жизни человека- "либидо" определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.

    Классический подход к неосознанному состоял в следующем: то, что мы пока не осознаём, есть всего лишь смутное сознание, которое можно и нужно привести к ясности. Как тьма отличается от света степенью освещенности, так и бессознательное отличается от сознательного степенью осознанности индивидом своих представлений и переживаний. По Фрейду, несмотря на то, что между бессознательным и сознанием есть связи, переходные явления психики, первое качественно отличается от второго. Многие функции нашего тела осуществляются бессознательно. Бессознательны и некоторые наши желания и побуждения. Бессознательное "прорывается" в снах, в гипнотических состояниях, а также тогда, когда оно "заставляет" делать оговорки, описки, бесконтрольно прятать, убирать предметы и т.д. Это своего рода "низшее" бессознательное. "Высшее" же бессознательное связано с интуицией, воображением, скрытым вызреванием замысла и т.д.

    У Фрейда культура выступает как "Сверх-Я", она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счёт сублимированной энергии "либидо". Прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.

    Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог, культуролог, философ.

    Он пересмотрел идеи Фрейда о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры. Согласно Юнгу, "либидо" это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Поэтому все феномены бессознательной и сознательной жизни человека рассматриваются в качестве различных проявлений единой энергии либидо. Эта энергия либидо под влиянием непреодолимых жизненных препятствий способна "поворачиваться вспять", вести к репродукции в сознании человека образов и переживаний, которые не связаны с опытом данного индивида, а являются первичными Формами адаптации к миру человеческого рода. Бессознательное включает в себя не только индивидуальное и субъективное, вытесненное за порог

    сознания, но, прежде всего это "коллективное" и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. Это коллективно-бессознательные образы Юнг назвал архетипами.

    Юнга интересуют не причинно-следственные связи, а синхронные. Поэтому его архетипы выполняют функции основ мироздания, и фундаментальных структур человеческой психики, обеспечивающих доопытную готовность к восприятию и осмыслению мира. Юнг называет следующие архетипы коллективного бессознательного: Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер (оборотень). Младенец - это возможное будущее; Он и Бог, и герой; он покинут, незащищён, но развивается в направлении независимости и непобедимости.

    Юнг считает, что общую структуру личности создаёт архетип, и духовная жизнь личности несёт в себе архетипический отпечаток. И хотя архетип как способ связи образов переходит из поколения в поколение с древних времён, он всегда у каждого человека наполняется конкретным содержанием. Архетипы структурируют понимание мира себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и понимания людей.
    36.Онтология как философское учение о бытии. Научная,религиозная философская картины мира.

    Понятие «картина мира» обозначает образно-понятийную картину Вселенной, в которой человек и человечество стремятся определить свое место. Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, являются результатом духовно-практической деятельности людей. Научные, религиозные и философские картины мира дают свое видение мира и места человека в нем. Научная картина мира стремится изображать Вселенную такой, какая она есть на самом деле, независимо от нас. Вплоть до начала XX в. в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская система мышления, предполагающая строгое деление на субъект и объект познания. Механистическая картина мира полагает, что мир состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой и связанных законом тяготения. В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Открытие электрона, создание теории относительности А.Эйнштейном, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работа Н.Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось ранее. Согласно теории относительности мир не линеен, пространство и время создают единый динамичный континиум, возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время замедляться. Элементарные частицы являют собой сгустки поля. Религиозные картины мира исходят из удвоения мира на земной, несовершенный и мир небесный, совершенный – мир Бога. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. К божественному миру относятся сферы рая и ада.
    37. Основные подходы к пониманию сущности и природы бытия в истории философии: материализм, идеализм, дуализм.

    Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

    • материализм;

    • идеализм;

    • дуализм.

    Материализм(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

    • материя реально существует;

    • материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

    • материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

    • материя существует и различается по своим внутренним законам;

    • сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

    • сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

    • сознание определяется материей (бытием).

    К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

    Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

    В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:

    • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

    • субъективный идеализм (Беркли, Юм).

    • Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

    • реально существует только идея;

    • идея первична;

    • вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

    • «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

    • «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

    • каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

    • большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

    • отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

    В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

    • все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

    • идеи существуют в разуме человека;

    • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

    • вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

    Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

    Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

    существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

    все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

    в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

    материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

    основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
    38.Диалектика и метафизика как противоположные подходы к пониманию развития и связей в природе,мышления и обществе.

    Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях. Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию. Принципы диалектики:1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие.( изменение не только количественное, но и качественное.)2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутренние противоречия. Принципы метафизики: 1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклически

    происходящие изменения не изменяют качество. 2. Вещи , явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя. 3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.(метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)
    39. Понятие закона. Типы законов. Основные законы диалектики и их значение для медицины.

    Закон определяется, прежде всего, как связь (или отношение). Закон не просто связь, но связь существенная. Она присуща не отдельным предметам, а всем предметам и явлениям определённого рода. Законы принято делить на динамические и вероятностно-статистические. Динамический закон - это закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояния. Вероятностно-статистический - это закон, управляющий поведением больших совокупностей и в отношение индивидуального объекта позволяющий делать лишь вероятностные заключении о его поведении.Для философии и науки принципиальное значение имеет деление законов по степени их общности. Законы делятся на частные (специфические), общие и всеобщие. Частые законы управляют поведением качественно ограниченной сферы объектов. Общие законы характеризуют поведение объектов, принадлежащих к достаточно широкой предметной области. Примером общего закона может выступать закон сохранения энергии, Всеобщие законы - это такие, которые действуют во всех трёх сферах действительности и изучаются философией.

    Источник саморазвития определяет закон единства и борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет, явление в своем развитии содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Содержание закона выражается через категории тождества – различия противоположности и противоречия.

    Противоречие - единство, одновременно проявляющееся в тождестве и различии противоположностей. Смысл закона: взаимовлияющие стороны как взаимоотрицают, так и взаимополагают друг друга. Взаимополагание сохраняет единство взаимовлияющих сторон, единство целого. Взаимоотрицание сторон целого приводит к изменению и, наконец, к разрушению былого единства. Закон фиксирует источник неизменности и изменчивости вещей. Этот источник - взаимовлияющие, внешняя активность частей, составляющих мира.

    разрешение противоречия в живых системах происходит совершенно определённым способом; смена форм жизнедеятельности всегда происходит путём частичного сохранения старого (переболевший организм не возвращается к исходному состоянию, выздоровление - не менее противоречивый процесс, чем заболевание).

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определённого предела.

    Количество отражает определённость существования предмета, его тождество с другими. Качество - это неизменяющаяся, а количество - изменяющаяся определённость существующего предмета. Качество и количество, являясь сторонами определённости предмета, образуют единство, которое выражается категорией меры, т.е. количество всегда качественно и наоборот.

    Болезнь представляет собой яркое проявление объективной диалектики количественных и качественных изменений, превращение количественных изменений в качественные. Когда силы чрезвычайного раздражителя превышают приспособительные и защитные силы, тогда-то и происходит "поломка" и воз-никает новое качественное состояние - болезнь.

    Закон отрицания-отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.

    Категория отрицания выражает процесс превращения исходного состояния (фазы) предмета в свою противоположность, т.е. в последующее состояние (фазу).Отрицание отрицания характерно только для прогрессивной линии развития, и то при условии наличия цикличности.

    Можно назвать, по меньшей мере, две сферы приложения этого закона к биологическим и медицинским исследованиям. Во-первых, это сами объективные процессы развития в живой природе. Преемственность в развитии - одна самых ярких и существенных черт функционирования живых систем Она наблюдается и в природе индивидуального развития, и в филогенезе вида Онтогенез живой системы кратко, в сжатом виде повторяет её филогенез. Поэтому процесс размножения можно и нужно рассматривать не только как воссоздание нового организма, но и как сохранение элементов старого в новом. Во-вторых, это процесс смены научных теорий в медицине.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта