Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Предмет философии. Основные функции философии в культуре.

  • 3.Милетская школа философов и ее основные идеи.

  • 4. Разработка диалектических идей в философии.

  • 5. Философское учение античного атомизма, их значение для философии и естествознании.

  • 7. Объективный идеализм Платона. Учение об идеях.

  • 8.Учение о душе.

  • 9. Философские взгляды Аристотеля. Критика Аристотелем теории идеея Платона.

  • 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения


    Скачать 137.61 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения
    Дата02.06.2018
    Размер137.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTeoria_po_filosofii_na_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #45768
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

    Мировоззрение - это воззрение на мир. Мировоззрение включает в себя совокупность взглядов, принципов, ценностей, идеалов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место человека в нем. «Мир» - вся окружающая человека действительность как некое единое целое; представление о человеке в его отношении к миру.

    Мироощущение - эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств. Мировосприятие - формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения .

    Основной вопрос мировоззрения (ОВМ). Это вопрос об отношении человека и мира.
    О.В.М.

    Человек Мир
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ;

    1.МИФОЛОГИЯ. Мифы – древние сказания разных народов о делах богов и героев, о жизни людей и животных, о фантастических существах, населявших землю. Мир синкретичен, т.е. в нем отсутствует четкое разграничение мира и человека, мысли и эмоций, идеального и материального. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология появилась раньше, так как человеческое мышление в своем развитии не достигло уровня, на котором стало возможным формирование высокого уровня абстракций.

    РЕЛИГИЯ. Специфика религии – в особом характере её «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешний формой проявления веры служит культ. Религия – социально организованная и организующая вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям. В религиозном мировоззрении уже появляется более высокий уровень абстракций, из которых самой высокой абстракцией является бог.

    ФИЛОСОФИЯ. Философское мировоззрение возможно при формировании самого высокого типа абстракций, не имеющих наглядного аналога в мире. Категории философии – это абстракции высочайшего уровня, которые, как правило, не возможно представить себе в виде образов. Например, материя, сознание, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность и т.д. . Сущность философии в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «человек – мир».

    4.ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ (на опыте). Оно возникает и складывается стихийно как мироощущение, умонастроение широких народных масс, оно включает в себя не только «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, научные, философские, религиозные знания, но и множество всевозможных примет, предрассудков, которые играют определенную роль в повседневной жизни людей.
    2. Предмет философии. Основные функции философии в культуре.

    Философия - духовное рационально-теоретическое освоение действительности; это теоретически оформленное системно-рациональное мировоззрение.

    Важнейшими функциями философии являются следующие:

    1.Онтологическая. Онтология – учение о мире. Определяет философию со стороны её интереса к миру. Она требует ответа на вопрос: «Что такое мир как некая цельная система, не зависимая от человека со своими внутренними законами и характеристиками?»

    2.Гносеологическая. Гносеология – учение о познании, теория познания. Эта функция позволяет раскрыть сущность познания человеком окружающего его мира. Здесь философия, прежде всего, отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир?» и, если познаваем, то как его можно познать? Каковы особенности процесса познания? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина и каковы её критерии? На каких путях человек может её постичь?

    3.Идеологическая. Отражает идеалы и интересы той или иной группы людей (классов, слоев), представляющих социальную структуру определенного общества.

    4.Аскиологическая. Аксиология – учение о ценностях, об оценке отношения человека к окружающему миру и другим людям. Здесь разрабатываются такие критерии как Добро, Справедливость, Свобода, Правда, Красота.

    5.Методологическая. Эта функция выражается в поисках методов, путей познания и преобразовании мира. По отношению к миру – это поиск путей преобразования мира на основах справедливости, равенства всех людей перед законом, свободы и благополучия каждого человека. По отношению к науке это проявляется в содействии прироста научных знаний в частных науках, координировании методов в процессе научного исследования, объединение в целое различных частей научного знания, добытого различными науками.

    6.Антропологическая. Эта функция обращает внимание философов на проблему человека. «Что такое человек?», «Есть ли смысл жизни у человека, и если есть, то в чем он состоит?». Решаются проблемы жизни и смерти, определяется место человека в мире, его роль как созидательного соучастника мировой эволюции, выявляется его ответственность за результаты своей деятельности.

    7.Практическая. Эта функция показывает, что философия не есть чисто умозрительное, оторванное от жизни учение, доступное кругу избранных философов.
    3.Милетская школа философов и ее основные идеи.

    Одной из первых философских школ считается милетская (VII-VI вв. до н.э.). Мыслители из города Милета - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. "Из чего всё?" - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Фалес считал источником всего воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон . Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция.

    Фалес полагал первопричиной всего воду. Его вода соотносилась с божественным началом, она "разумна". Фалес - гилозоист, поскольку считает мир одушевлённым, пронизанным жизнью.

    Анаксимандр был учеником Фалеса. Анаксимандр отвечает на вопрос, как из первоначала происходят все вещи. Хотя основа едина, но из неё рождаются противоположности. Поскольку же элементы мира вода, земля, воздух, огонь должны находиться в пропорции, гармонии, то некоторого рода необходимость постоянно восстанавливает равновесие. Космогония Анаксимандра связана с учением о выделении противоположностей из апейрона. Из него возникают первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное вначале является жидким, под воздействием горячего, огня, оно образует воздух. Огненная сфера рождает солнце, луну, звёзды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует моря. Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые элементарные живые организмы, из которых развиваются всё более сложные организмы.

    Анаксимен, ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух, свойством которого является апейрон. Порождение всего многообразия явлений из воздуха объясняется Анаксименом через динамический механизм его "разряжения" и "уплотнения". Огонь - это разряженный воздух, сгущаясь, воздух последовательно становится ветром, облаком, землей, и при дальнейшем сгущении камнем. Разряжение связано с нагреванием, а сгущение - с охлаждением.

    4. Разработка диалектических идей в философии.

    Гераклит (ок. 544-480 гг. до н.э.) - "отец" античной диалектики, принадлежал к царско-жреческому роду, из города Элея. В древности он был прозван "Тёмным" за туманость и иносказательность выражения своих мыслей и "Плачущим", поскольку, выходя из дома, плакал, жалея людей, дурно живущих и дурно умирающих.

    Первопричиной, порождающей всё многообразие явлений, Гераклит называет огонь, а вещи образуются его различными состояниями, каждое из которых имеет свою собственную меру.

    Ход мысли Гераклита: разделение космоса на два уровня, пласта бытия: чувственно-конкретный, постижение которого доступно обывателю, множественен, изменчив, преходящ; возникает из-за недостатка огня и погибает от его избытка, мирового пожара, через определённый период. Становление этого пласта бытия происходит благодаря непрерывному переходу одной противоположности в другую.

    умопостигаемый - доступный мудрецу.

    Всё в мире состоит из противоположностей, всё происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого всё изменяется, течёт; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

    Гераклит впервые попытался выразить одно из сложнейших понятий философии - понятие становления. Становление - это когда есть и одновременно его нет. Иначе говоря, становление невозможно выразить без противоречия.

    Гераклит считает, что миром правит Логос. Логос - это и разумное слово, и повествование, и довод, и исчисление, и учение и т.д. Но Логос можно понять и как "закон" - всеобщую смысловую связь сущего, как принцип порядка и меры. Таким образом, то, что для чувства выступает как огонь, для ума есть Логос.

    Гераклита интересует прежде всего изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты (жители Элея) в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов, отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность. Элеаты показали современникам, что едва ли те понимают содержание движения.

    5. Философское учение античного атомизма, их значение для философии и естествознании.

    Демокрит (род. ок. 470 г. до н.э., Фракия), — древнегреческий философ-материалист, один из первых

    представителей атомизма. Принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Предположил, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты - атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрономы (атомы времени). То или иное тело состоит из определённого числа атомов, каждый из которых имеет конечный объём, соответственно конечный объём имеет и составленное из атомов тело.

    По Демокриту, есть атом и пустота. Атомы различаются формой, расположением, весом. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Всё происходит, согласно необходимости, случайность отсутствует.

    Древний атомизм явился результатом размышления не над физическими, а над определёнными философскими трудностями.

    Наивное в этих идеях объясняется неразвитостью воззрений философов. Обнаружив

    атомарность в мире событий, явлений, они ещё не были в состоянии дать ей теоретическое описание. Очень скоро древний атомизм встретился с трудностями, например некоторые понятия в геометрии (гипотенуза, корень) не могут измеряться в атомах.

    Учитель Демокрита – Левкипп, выдвинувший атомистическую гипотезу. Продолжатели – Эпикур, Лукреций Кар.
    6. 6.Философское учение Сократа.Диалектика Сократа.Рационалистическая Этика Сократа.

    Сократ(470-399 до нэ)хочет понять мир,двигаясь не от событий к событиям,а от общего к событиям.Он говорит,что ему известно много прекрасных вещей,но каждая вещь прекрасна по-своему.,все прекрасные вещи имеют нечто общее-общая идея,смыслОбщее может быть обнаружено не чувствами,а умом.Основы идеализма.Главным предметом философствования Сократа был человек,основное отличие которого от всего мира-душа.Душа,в первую очередь-это разум. «Познай самого себя». Сократ разработал метод приобретения знания-диалектику,состоящую из иронии и майевтики.Ирония-обмен мнениями сначала дает негативный результат.Сократ искал устойчивые нравственные нормы,на которые может опереться человек для совершенствования своей душ.Душа бессмертна,тело-могила душы,умирает тело-начинает жить душа.

    7. Объективный идеализм Платона. Учение об идеях.

    Платон (427-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, основал в Афинах Академию. Основными проблемами в философии Платона являются: учение об идеях, космология, учение об обществе, этика.

    Платон – родоначальник объективного идеализма: «линия Платона»

    Объективный идеализм Платона

    Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте.

    Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

    Основные принципы:

    1. Идея вещи есть смысл вещи.

    Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.

    Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.

    Идея вещи невещественна.

    Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

    Мир "идей". Идеи - вечны, совершенны, "занебесны", безотносительны, не зависят от

    пространства и времени. Идеи - мир добра.

    Мир вещей. Вещи - не вечны, несовершенны, изменчивы, относительны, зависят от пространства и времени. Вещи - мир зла.

    8.Учение о душе.

    Тело человека-временное вместилище души, кот. состоит из огня, земли воды и воздуха. Душа сотворена богом: делится на разумную (мышление) и неразумную (чувства). Суть теории познания:”зн-е-это вспоминание” того, что когда-то знала душа. Создал образ идеального гос-ва, в кот. 3 группы людей: правителей-фил-ф, воинов, земледельцев и рамесленников) все они должны заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других.

    С Платона начинается развитие философского идеализма в европейской философии. Но его также считают "князем диалектики". Платон, в отличие от предшественников - Гераклита и пифагорейцев, открывает диалектику в самом человеческом разуме и понимает ее как необходимую форму проникновения в суть вещей. Но, прежде, уточним место диалектики в теории познания Платона.

    Из того, что уже было сказано о Платоне, можно сделать вывод о существовании двух путей познания. Во-первых, это познание, связанное с чувствами, обращенными к миру вещей. А, во-вторых, это познание, которое осуществляет разум, который обращен к миру идей. В соответствии с этим делением Платон различает две части души - разумную и неразумную. Причем неразумная часть, в свою очередь, делится на чувства и страсти, или вожделения. Характерно, что уже в неразумной части души, согласно Платону, присутствует элемент самокритики, когда одолеваемый страстями человек бранит самого себя и собственные страсти. Критически настроенную сторону неразумной души Платон считает союзником разума. Интересно и то, что разумную сторону души он связывает с головой, по своей форме напоминающей шарообразный космос, а неразумную - с сердцем и брюшной полостью.

    Вся жизнь человека, по Платону, протекает в борьбе указанных начал души, а значит в борьбе истинного знания и мнения, впечатления, вожделения. И в зависимости от того, какое начало победит, в последующем рождении человек обретает тело человека или животного и т. п. Таким образом, вслед за пифагорейцами, Платон признает переселение душ, по-гречески "метемпсихоз".

    Подобно Пифагору, он считает, что души бессмертны, и, будучи сотворенными Богом однажды, затем переселяются из тела в тело. А в промежутках между земными существованиями они, по мнению Платона, оказываются в мире идей. Рассказ о том, как души путешествуют в "занебесье", приводится Платоном в диалоге "Федр", наполненном яркими телесными деталями. Душа, описывает Платон, поднимается в мир идей в роли возничего на колеснице с двумя запряженными в нее конями. Но конь, причастный злу, тянет колесницу вниз и, отяжелевая и ломая крылья, души падают вниз в вещественный мир.

    Именно там, в "занебесье", доказывает Платон, души способны созерцать идеи в их чистоте и незамутненности. Так с платоновским учением о метемпсихозе оказывается связан третий путь познания, именуемый "анамнесисом". "Анамнесис" переводится с греческого как "припоминание". В диалоге Платона "Менон" мальчик-раб решает геометрическую задачу, как бы припоминая то, чего он явным образом никогда не знал.

    Уточняя соотношение трех способов познания у Платона, подчеркнем, что главный из них, конечно, припоминание. Ведь человек узнает вещи, которые воспринимает чувствами, и продвигается к истине посредством логических рассуждений только потому, что душа уже когда-то знала истину, но затем, вернувшись в этот мир, ее забыла. Если применительно к "занебесью" припоминание - это единственный способ познания, то в мире вещей оно составляет основу всего познания в целом. И все же логика теснее связана с припоминанием, поскольку в случае припоминания разум усматривает истину прямо и непосредственно, а в ходе рассуждений он открывает ту же истину косвенным путем. И в связи с этим мы должны возвратиться к вопросу о диалектике Платона.
    9. Философские взгляды Аристотеля. Критика Аристотелем теории идеея Платона.

    Аристотель - самый универсальный мыслитель античности, родился в г.Стагире в 384 г. до н.э., ученик Платона.

    Он организовал собственную философскую школу - Ликей. Наиболее значимые произведения Аристотеля - "Органон", "Метафизика", "Физика", "О душе", "Никомахова этика", "Политика", "Экономика", "Риторика".

    Путь к познанию по Аристотелю означает восхождение от единичного к общему, от

    первичных ощущений и восприятий к логическому обобщению.

    По Аристотелю: каждая вещь есть сочетание "материи" и "формы". Единичное бытие - сочетание материи и эйдоса (формы). Материя - это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Когда материя оформлена(например, медный шар), то нет материи без формы, равно как формы без материи. Эйдос - форма - это и сущность отдельного единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием. Возникновение вещей - "оформление" материи, в процессе которого участвуют четыре вида причин: материальная, формальная, производящая, и целевая.

    Иерархия вещей:

    Начало цепи является - первая материя, т.е. ещё не оформленная определённым образом. Конечное звено - эйдос эйдосов(форма форм). Это Ум-перводвигатель - это принцип всего, Космоса в целом, это все материальное в пределе своего становления - как динамического, так и целевого. Ум-перводвигатель Аристотель называет богом.

    Логика и методология.

    Аристотель весьма подробно рассматривает категории (сущность, свойство, отношение, количество и качество, движение (действие), пространство и время.), каждая из которых выступает у него в трояком виде: I) как род бытия; 2) как форма мысли; 3) как высказывание.

    Аристотель считает, что благо должно быть достижимым. Цель человека - стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели - это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться.

    Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (польза некоторых).

    Правильные формы: монархия(принцип добродетель), аристократия(богатство), полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия(свобода и нищета).

    Аристотель критикует платоновское учение об идеях. Основные возражения: I) идеи в платоновском понимании бесполезны для понимания вещей;

    2) у Платона отсутствует удовлетворительное решение вопроса об отношении мира вещей и мира идей;

    противоречивы логические отношения идей между собой и с вещами;

    в обоснованном мире идей Платон не способен указать причину движения и становления вещей чувственного мира.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта