Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.Поиск оснований человеческой жизни и свободы в учении

  • 12.Философские идеи в античной медицине:Эмпедокл,Гиппократ,Гален.

  • 13. Основные этапы развития средневековой философии. Общая характеристика философских идея апологетики, патристики, схоластики.

  • 14.Философское учение Августина Аврелия.

  • 15.Систематизация идей средневековой философии в поздней схоластике(Фома Аквинский).

  • 16-17.

  • Парацельс

  • 17. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АВИЦЕННЫ И ПАРАЦЕЛЬСА.

  • 18. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирического знания

  • 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения


    Скачать 137.61 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения
    Дата02.06.2018
    Размер137.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTeoria_po_filosofii_na_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #45768
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    10. Материалистические взгляды Эпикура. Этика гедонизма.

    Эпикур— древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах .

    В послеклассический период развития философии античности складывается Эллинистическая философия( III в. до н.э). Три главных философских течения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Они являются ничем иным, как субъективной разновидностью соответственно:

    досократовской теории материальных элементов (огня) - стоицизм, философии Демокрита - эпикуреизм и философии Гераклита - скептицизм.

    Эпикур вносит значительные изменения в понимание природы атомов (атомизм Демокрита). Характеристики атома - фигура, вес и величина. Движение атомов происходит как падение вниз в бесконечное пространство, под воздействием тяжести атомов. Кроме того, в любой момент времени и в любой точке пространства атомы могут "отклоняться" и сталкиваться с другими атомами. Эта теория произвольного "отклонения" атомов была введена Эпикуром для ограничения демокритова детермизма и обоснования свободы человека в этике. Эпикур

    утверждает бесконечность миров в пространстве и во времени. Душа человека есть сочетание атомов - особо тонких и рассеянных по всему телу.

    По Эпикуру, цель жизни - достижение счастья. А счастье понимается как удовольствие, т.е. "отсутствие телесного страдания" или невозмутимость души.

    Эпикур различает:

    I)естественные и необходимые удовольствия; 2)естественные, но не необходимые; 3)не естественные и не необходимые.

    Только удовольствия первого типа несут наслаждения. Вера в бессмертие - главная причина страха смерти, да и страха вообще. "Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет".


    11.Поиск оснований человеческой жизни и свободы в учении

    римских стоиков:Сенека,Марк Аврелий,Эпиктет.

    Основатель-Зенон из Китая,а представитель Эпиктет.Жить разумно,достойно,не поддаваясь аффектам и страстям.Стоики считали философию-упражнением мудрости.Философия смысла жизни-достижение абсолютного душевного покоя.При этом стоики не отвергали такие ценности,как здоровье,красота,сила,любовь.Отвергают рабство.эпиктет и Сенека утверждали,что человек не должен быть рабом.Сенека-мораль совпадает с милосердием.Стоики придавали значение внутренней работе человека над собой.Марк Аврелий(121-180)-обучение человека обладанию и управлению своим телом,душой и духом.
    12.Философские идеи в античной медицине:Эмпедокл,Гиппократ,Гален.

    Эмпедокл(490-430)-высказывает положение о существовании четырех материальных начал-огонь,воздух,вода и земля.Жизнь природы состоит в соединении и разделении этих вещественных элементов.В медицине он основоположник направления,представители которого полагали,что знать врачебное искусство невозможно тому,кто предварительно не исследовал,что такое человек.Уделял вопросам анатомии и физиологии.В основу представлений о строении организма он кладет учение о 4 элементах.Гиппократ(460-377)-примыкал к натурфилософии ,сводя все существующее к огню,как действующей причине,и к воде,как питательному началу,4 типа темперамента.Гален(130-200)-идеалист,соединивший в своем учении отдельные идеи Платона,стоиков и Аристотеля.
    13. Основные этапы развития средневековой философии. Общая характеристика философских идея апологетики, патристики, схоластики.

    Предпосылки возникновения связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями существования Римской империи в I-IV вв. до н.э. Падение производительности труда рабов, появление таких социальных групп как вольноотпущенные, свободные колонны и т.д., восстания рабов, варварские нашествия, вызывающие хаос и беспорядок. Появляется христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином мире.

    Философская мысль средних веков основана на единобожии (монотеизм) и теоцентрична. Теоцентризм - это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании.

    Апологетика - раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. В период распространения христианства против него широко использовалась философия неоплатонизма. Апологеты создавали произведения христианской литературы. Апологеты доказывали, что, во-первых, как раз языческие верования несовместимы с требованиями разума и добродетели.

    Патристика - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв., которых принято называть "святыми отцами церкви". В русской традиции - святоотеческая литература. К числу наиболее известных авторов патристики относятся Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Амвросий, Аврелий Августин.

    Основными темами патристики явились: тема троичности, т.е. учение о единстве Бога в трёх лицах - Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; хоисто-логическая тема. т.е. учение о сочетании в Христе двух природ - божественной и человеческой; тема богопознания. т.е. учение о путях познания Бога; тема соборности: обобщения практики жизни монахов. Тема троичности: Бог в христианстве "един в трёх лицах".

    Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг. н.э.) - крупнейший мыслитель периода патристики и один из наиболее выдающихся "отцов церкви". Главными работами Августина являются "Исповедь", "О троице", "О граде Божьем". Основные идеи учения А.Августина: Метафизика "душевных глубин". Ключевая идея размышлений: познай Бога и собственную душу; Бога - через душу, душу - через Бога. Во внутреннем человеке присутствуют структуры, являющиеся аналогами божественной Троицы.

    Схоластика - средневековая латинская теологическая философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся в придворных, епискальных и монастырских школах, а затем и в университетах западной Европы.

    Периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. : И. С. Эриугена. Второй этап Х – XIII в. - "золотой век схоластики".- Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и Фома Аквинский. Третий этап - ХIV и ХV вв. - угасание схоластики. - В.Оккам.

    Основные проблемы схоластической философии:

    - соотношение веры и разума, философии и теологии,- вера в авторитет Священного писания и святых Отцов церкви.

    - проблема универсалий. (универсалии - общее, общие понятия.) - существует ли общее как самостоятельное бытие или оно образуется мышлением.

    Три основных направления:

    номинализм(реальным существованием обладают только единичные вещи, общее возникает "после вещей", является результатом человеческого мышления.)

    реализм(общее существует реально, объективно, независимо от человеческого мышления), концептуализм( реальным существованием обладают только единичные вещи, которые в свою очередь имеют сходные признаки.)

    14.Философское учение Августина Аврелия.Ключевая идея-познай Бога и собственную душу,бога-через душу,душу-через бога.Движение в глубь собственного я есть движение к богу.На этом пути нет конца,всегда остается нечто непознанное.Внутренний человек-совокупность духовных и душевных прцессов.3 уровня зла-метафизический,моральный,физический.Благая воля и чистое сердце суть условия познания истины.Путь познания-восхождение разума,ведомого верой к Богу.Внутреннее чувство-координатор чувств,позволяет человеку иметь связное представление о действительности.
    15.Систематизация идей средневековой философии в поздней схоластике(Фома Аквинский).(1226-1274)Систематизировал теологию,опираясь на учение Аристотеля.Постижение бога возможно лишь через изучение творения бога.Универсали:1)до вещей как идеальная сущность вещей в уме бога.2)в вещах как их субстанциональная форма.3)в человеческом разуме,образуясь в процессе абстрагирования сущности от единоличных вещей. 4 ступени-Первая - это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень - мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. Основные проблемы схоластической философии: соотношение веры и разума, философии и теологии, проблема универсалий.. Под верой понималась вера в авторитет Священного писания и святых Отцов церкви. Поэтому вопрос об отношении веры и разума означал разработку различных трактовок содержания Библии и творений святых Отцов церкви с учётом достижений античной философии. Схоластика стремилась сохранить авторитет Писания и Предания. В то же время она не могла отбросить учения и труды античных авторов. Отсюда проблема веры и разума становилась для неё неустранимой, но не была неразрешимой. В рамках схоластики вопрос не мог быть поставлен в плоскость отрицания всякой веры. Речь могла идти только о степени разумности Писания и Предания. Схоластика была занята выработкой доказательств средствами разума истины, которая ведёт к вере или, по меньшей мере, непротиворечива по отношению к фундаментальным принципам разума. Проблема универсалий. Универсалии - общее, общие понятия. Проблема представлена как вопрос о том, существует ли общее как самостоятельное бытие или оно образуется мышлением. В схоластике сложилось три основных направления: номинализм, реализм, концептуализм. Согласно реализму универсалии обладают онтологическим статусом, общее существует реально, объективно, независимо от человеческого мышления. Общее реально и вместе с тем независимо от единичных вещей, существует "до них". При этом общее целиком присутствует в единичных вещах, подобно тому, как идея человека, относясь одновременно ко всему множеству людей, объективно существует в "идеальном мире" Платона. С позиции номинализма реальным существованием обладают только единичные вещи, общее возникает "после вещей", является результатом человеческого мышления. Носителем общего служит произнесённое имя, общее реально существует только как "звук голоса". Умеренной формой номинализма является концептуализм, утверждавший, что реальным существованием обладают только единичные вещи, которые в свою очередь имеют сходные признаки. Универсалии же представляют собой выраженные словом понятия, возникающие в процессе объединения в уме сходных признаков единичных вещей.


    16-17. Основные тенденции духовного развития эпохи Возрождения. Философские взгляды Авиценны и Парацельса. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего возраждение проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма, направленных против христианской морали. Стремление всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслождение – высшее благо. Дж. Бруно провозглашал существование безчисленных миров. Небесные тела составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном пространстве., был противником схоластических методов осмысления природы.По примеру своего отца Парацельс довольно рано начализучать медицину в Германии, Франции Италии. Парацельс впервые стал читать лекции студентам-медикам на немецком языке вместо традиционной латыни.Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, сводились к следующему: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. В 1528 году Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Авиценна (араб. Ибн Сина, 980—1037) происходил из туркестанской Бухары. Имел энциклопедическое образование. Главным философским трудом Авиценны был трактат энциклопедического характера «Книга исцеления», содержащий основы логики, физики, математики и метафизики; кроме этого он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание приобрел трактат «Канон медицины».Философия Авиценны была теоцентрической, однако в ином смысле, чем христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя же является вечной. Материальный мир имеет характер конкретной возможности и существует во времени. Как и у Аристотеля, у Авиценны бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным творческим условием. Мир в своей реальной множественности не создан однажды и непосредственно богом, но возник постепенно. 

    17. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АВИЦЕННЫ И ПАРАЦЕЛЬСА.

    Возрождение - эпоха в развитии европейской культуры и философии, охватывающая ХV-ХVI вв.(15-17) Термин Возрождение связан с обращением к античным истокам. Начиная с ХV(15) в. происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни. Они были связаны и с освобождением церкви и религии и наступлением художественно-эстетической эпохи. Представители: Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Микеланджело, Джордано Бруно, Николай Макиавелли, Леонардо де Винчи и др.

    Основные идеи философии эпохи Возрождения:

    Антропоцентризм. В центр внимания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку

    Гуманизм. Признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.

    Постулирование творческой сущности человека. Человек никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

    Личностно-материальное понимание мира. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

    Эстетика. Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

    Антисхоластика. Стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особенно важное значение имела Реформация.

    Геометрически-структурное понимание мира. Понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

    Пантеизм. В переводе с греческого "пантеизм" означает всебожие. Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает новые черты.

    Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037 гг.) - таджикский философ, врач и учёный. "Книга исцеления", ее четыре отдела: логика, физика, математика и метафизика. Форма и материя существуют в единстве и составляют все противоположные необходимые стороны всех вещей. Единство и сочетание формы и материи образуют субстанцию.

    Наиболее оригинальной частью его философии является учение о бытии. Он рассматривает два вида бытия - Необходимо-Сущее и Возможно-Сущее бытие. Необходимо-Сущее бытие - это непреложное бытие - духовная сущность. Оно "чистое", "доброе", "чистая истина" и "чистый разум". Возможно-Сущее - это природа, материальный мир во всей его изменчивости и многообразии.

    Ибн-Сина, как и Аристотель, выделяет три вида души: растительную, животную, разумную. Последняя присуща человеку. В разумной человеческой душе Ибн-Сина выделяет умозрительную - субстанцию познавательной деятельности человека, и практическую - субстанцию общественно-политической, преобразующей деятельности человека.

    Парацельс (1493-1541) - философ, естествоиспытатель, врач. В центре поучения - понятие природы как живого целого, пронизанное магическими силами, которые находят своё проявление в неодушевлённых стихиях. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трёх алхимических элементов - ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу.

    Познание человеком своей души - путь к постижению природы и овладение её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магическое созидание образа как реального тела нашей мысли, которая понимается как практически-волевое устремление души.

    Поскольку вся природа у Парацельса населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем - верховным жизненным духом всякого существа.
    18. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирического знания

    Бэкон Френсис (1561-1626) - английский философ, писатель, политический деятель. Первый мыслитель, сделавший опытное знание ядром своей философии. Бэкон считал источником философии рассудок, а её предметом – природу и человека.Бэкон стремится к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. Знания нет без науки, особенно фундаментальной, а действия, поскольку оно опирается на науку, нет без эксперимента. Бэкон различает плодоносные и светоносные опыты. Первые - те, что приносят непосредственный полезный результат, вторые- не дают непосредственной практической пользы, но проливают свет на глубокие связи, без знания которых малозначимы и плодоносные опыты. Бэкон разрабатывал индуктивный метод исследования. Знание не возникает в голове человека само по себе, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента.Индукция-вид умозаключения и метод исследования, суть которого в восхождении от частных, единичных фактов к обобщениям. Бэкон дал содержательную критику схоластики и её силлогистическо-дедуктивного метода. По его мнению индуктивный метод прежде всего требует освобождение человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, Эти предвзятые идеи Бэкон называет "идолами" или "призраками". 4 вида: 1. "Идолы рода", т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума;2. "Идолы пещеры" - искажённые представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам; 3. "Идолы рынка" - ложные представления людей, порождённые неправильным употреблением слов, особенно распространённых на рынках и площадях;4. "Идолы театра" - искажённые, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем. Идеи Бэкона представляют собой переход от мысли эпохи Возрождения к философии Нового времени.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта