1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения
Скачать 137.61 Kb.
|
НАРОДНЫЕ МАССЫ В ИСТОРИИ - исследования народных масс социально-преобразовательной деятельности. Понятием «народ» обозначают исторически изменяющуюся часть населения (классы, слои, социальные группы), занятую в массовых видах социально-преобразовательной деятельности. Народ играет решающую роль в развитии всех подсистем общества: экономической, ибо является важнейшим элементом производительных сил; социальной и политической, так как активно участвует в общественных движениях, играет определяющую роль в социальных революциях; духовной, в силу того, что народное творчество является основой развития культуры. Значение народных масс в истории определяется тем, что они выступают и действуют хотя и как субъективная сила (человеческий фактор), но в значительной мере стихийно, бессознательно, коллективистски, объективистски. При обычном, естественном ходе истории народные массы образуют пассивную часть социального целого - трудящиеся массы. В критических ситуациях народные массы становятся участниками крупных социальных движений (гражданских войн и революций). По мере роста уровня жизни и образованности народ во все большей степени влияет на ход истории, на прогрессивное развитие. Деятельность народа реализуется в поступках личностей, и в этом смысле решения и действия любого человека влияют на общественную жизнь. Вместе с тем, особое значение имеет деятельность т.н. «выдающихся личностей», оказывающих наиболее заметное воздействие на ход истории (таких, например, как Александр Македонский, Петр 1, Наполеон Бонапарт и др.).65.Глобальные проблемы современности, их роль и значение в жизни человечества.глобальных проблем, возрастание опасности их последствий ставят новые задачи перед наукой в прогнозировании и способе их решения. Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления. К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: 1)предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов; 2)преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; 3)обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);4)преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу: 5)прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых); 6)своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность. В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: все проблемы могут стать глобальными; число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение); точное определение причин возникновения глобальных проблем, их признаки, содержание и методы быстрейшего разрешения. Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи. 66.Единство духовного и телесного, биологического и социального в человеке Единство духовного и телесного, биологического и социального в человеке. Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины. основных противопоставлений: человек - животное, природа - общество, дух-тело, человек - бог, добро - зло и т.д. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и под разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Проблема состоит в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: В вопросе о природе человека сложились две позиции: биологизаторская и социологизаторская. Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе своеобразной интерпретации тезиса Маркса о человеке как совокупности общественных отношений. Сторонники таких подходов всё человеческое существование связывают с влиянием социальной среды: никаких особых биологогенетических задатков индивидуум не имеет,не только личность социальна, но социальна также вся биологогенетическая структура человека. На основании того, что имеется множество факторов социального порядка (техногенных, социогенных, семейно-бытовых и др.), порождающих заболевания, особенно на основе наличия инфекционных, травматических, венерологических и других болезней, утверждалось, будто внутренняя природа зтих и всех других болезней социальна.Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Социал-дарвинисты полагают, что главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие, слабые погибают. Расистские теории сводят сущность человека к расовым признакам, разделяя все расы на «высшие» и "низшие", аристократические расы якобы должны господствовать над низшими. В трактовке природы человека социологизаторские концепции абсолютизируют его социальную сторону, а биологизаторские - сводят сущность человека к биологии. Человек - социобиологическое существо. Как личность он является социологическим по самой своей сути. Человек - особое биологическое существо, способное выжить, сохранить и защитить свою жизнь, обеспечить физическое здоровье и нормальное функционирование за счёт того, что его жизнь протекает в специфической среде, имеющей как бы три формы, три измерения. Этими составляющими специфическую "экологию человека" являются природа, социум и культура. Вне социокультурных форм бытия невозможен не только человеческий образ жизни, но и само выживание - функционирование человеческого организма. Все связи человека со средой обитания и развития - структурные, функциональные, энергетические, информационные - предполагают изучение взаимодействия различных систем и законов их регулирующих. Становление человека - это объективный процесс, в который задействован биологический организм, имеющий миллионнолетнюю историю и обладающий сложными физиологическими и психологическими механизмами. Культура есть прямой результат дополнения и модификации естественных потребностей человека. Природа человека - это дикое дерево, на котором прививается в процессе исторического развития социокультурные качества, и чрезвычайно важно, чтобы социальные требования не шли вразрез с биологией людей, а биологическое соответствовало социальным требованиям. В противном случае человека ждёт биологическое вырождение и гибель. 67. Проблема смысла человеческого существования в истории философии. Проблема жизни, смерти и бессмертия. Каждый человек рано или поздно задается вопросом о смысле жизни и тайне смерти. Перед каждым человеком встает вопрос о смысле жизни. Уже в античной философии мы обнаруживаем два подхода к решению этим проблем: имманентный, который ориентируется на выявление смысла внутри человеческого бытия, и трансцендентный, предполагающий, что искать смысла жизни следует за пределами её самой. При этом первый из названных подходов разрабатывается в рамках таких философских течений как гедонизм и эвдемонизм. Гедонизм (греч. – наслаждение) понимает высшее благо, сущность морали и сам смысл жизни со всем тем, что приносит наслаждение и избавляет от страданий. Так у Эпикура главная цель жизни и её смысл – достижение спокойствия души, которое человек может достичь, преодолев страх, прежде всего страх перед смертью. Представители эвдемонизма (греч. – блаженство, счастье) говорили, что смысл жизни заключается в стремлении к счастью как к личному, так и общественному. Трансцендентные теории ищут некую внешнюю для человека самоценную сущность, к которой следует приобщиться и тогда человек приобретет смысл своей жизни. Для христианской этики смыслом жизни является спасение души через веру в Бога и необходимости любви к ближнему. В эпоху Возрождения – возникает новое решение этой проблемы: необходимо усовершенствовать общество путем социальных преобразований и тем самым обеспечить всех людей счастливой жизнью. Такого рода идеи мы можем обнаружить у первых социалистов-утопистов Т.Мора и Т.Кампанелла. В философии Нового времени возникает новое понимание смысла жизни. В.Спиноза говорит о том, что смысл жизни в познании истины, потому что только оно есть «истинное счастье и блаженство человека». Основоположник немецкой классической философии И.Кант видит смысл жизни человека в развитии его естественных сил, в общении с прекрасным. К.Маркс утверждал, что смысл жизни – борьба за революционное преобразование мира, за построение коммунизма. Философия экзистенциализма считает, что смысл жизни в творчестве и экзистенции, т.е. самоосуществлении, поскольку человек осуществляет сам себя. Он есть ничто иное как его собственная жизнь. Много внимания уделяет рассматриваемому вопросу русская философия Х1Х – ХХ вв. Так В.С.Соловьёв писал о том, что смысл человеческой жизни состоит в служении добру, добру чистому, всестороннему и высшему. Понятие добра – высшая нравственная ценность, данная человеку Богом, поэтому оно снимает проблему противопоставления личности и общества, нельзя, считает русский философ, рассматривать одно из них как цель, а другое как средство. Таким образом, начиная с философии Нового времени проблема смысла жизни начинает все более и более рассматривается как проблема социальная, а не биологическая. Зачем, ради чего живёт человек? В этом вопросе есть субъективная и объективная стороны. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально. Пределом стремлений могут быть наслаждение, душевный покой, спасение души, личное самоусовершенствование и т.д. Положительные ответы на вопрос о смысле жизни: смысл жизни - в согласии с собственной природой, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. Можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни - в самом существовании, отрицательные ответы связаны с пессимистическими оценками жизни. Человек как биологическое индивидуальное существо смертно. Вместе с тем индивид имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного, существования в ином - социальном отношении. Поскольку существует род человеческий, постольку (по времени) может существовать и личность, то, что ею создано и в чём она воплощена. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, в последующих поколениях, в их традициях и т.д. Человек создаёт различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды и т.д. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование. 68. Проблема свободы личности в истории философии. Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы. Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость«. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней отвественностью. В праве свобода связана не просто с отвественностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой отвественности - степени вменяемости или невменяемости поступка. Выработка этой меры ответсвенности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния - меры наказания. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии — Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера, Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем осн. роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Карл Маркс определяет свободу как осознанную необходимость. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, осн. состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания. 69. Философские проблемы медицины. Этика медицинских исследований и медицинской практики. Философия медицины как особая отрасль научного знания особенно популярной становится в ХХ веке, когда появляется огромное количество исследовательских программ, находящихся на стыке философии и медицины: разрабатываются практики и техники лечения, самооздоровления, самосовершенствования с учетом внутренних возможностей организма, резервов человеческого духа, а также наследуемых структур психики (например, архетипы коллективного бессознательного К.Г.Юнга). Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками. Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины, – здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие.) Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, нем философ К.Ясперс, рус. ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова, Г.Селье и др. Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего развития взаимообогащают друг друга, взаимопересекаются; как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности. Все базовые теории современной медицины так или иначе связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода. Вооруженный системным методом, современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. 70. Медицина в системе культуры. Её функция, цели и ценности. Медицина как наука. Медицина как практическая деятельность. |