Главная страница
Навигация по странице:

  • 41. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в истории философии.

  • 42. Проблема возникновения языка. Проблема взаимосвязи сознания и языка. Функции языка в культуре.

  • 43. Различные подходы к проблеме происхождения и игенезиса сознания в истории философии.

  • 44. Материалистическая трактовка сознания как высшей формы отражения материи.

  • 45. Соотношение индивидуального и общественного сознания, их взаимовлияние.

  • 46. Специфика познавательного отношения человека к миру. Виды познания.

  • 47 Познание как предмет философского анализа. Основные направления гносеологии Познание

  • 48 Структура процесса познания. Ступени познания.

  • Основные формы чувственного познания

  • Основные формы рационального познания

  • 49. Проблема истины в философии. Различные подходы к пониманию истины

  • 50.Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине

  • 51 Наука как культурный феномен. Функции науки в обществе. Сциентизм и антисциентизм. Наука

  • 52. Соотношение науки и философии. Философия как методология научного знания. Философия как обобщение научного знания. Функции философии по отношению к науке

  • 53. Научная теория. Гипотезы и ее роль в науке.

  • 54.Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного исследования в их соотношении

  • 55. Понятие научного метода. Классификация научных методов. Методы эмпирического и теоритичесского уровней научного исследования.

  • 56. Этические проблемы науки 21-ого века. Моральная ответственность учёного

  • Коллективизм.

  • Организованный скептицизм

  • ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

  • 58. Общество как система. Структура общества.

  • 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения


    Скачать 137.61 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения
    Дата02.06.2018
    Размер137.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTeoria_po_filosofii_na_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #45768
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    40. Различные подходы к пониманию сознания в истории философии: материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм.

    В онтологии исторически сложились различные позиции. Две теоретические платфор- мы, к которым тяготеют все философы, можно назвать реализмом и субъективизмом (обыч- но именуется субъективным идеализмом). Реализм – наиболее древняя и распространенная онтологическая позиция. Внутри нее можно выделить три варианта. Первый, простейший, наивный реализм соответствует здравому смыслу. Всякий нормальный человек исходит из убеждения, что вещи таковы, какими мы их видим, ощущаем, и не зависят от того, что мы о них думаем. Два других варианта онтологического реализма сложнее и в зависимости от то- го, какая реальность объективна, называются объективным идеализмом и материализмом. Объективный идеализм считает объективно существующими, реальными и идеи, и ве- щи, и духовное, и телесное, однако духовное – это высший род бытия, вещи и явления зави- сят от идей как от конечных причин. Духовное – вечно, телесное – временно. Духовное при- дает телесному качественную определенность. Классическими примерами учений объектив- ного идеализма являются системы Платона и Гегеля. Материализм единственной реальностью считает материю. Независимое от тела суще- ствование духовных явлений он отрицает. Материализм считает объективной только матери- альную реальность, а духовную реальность – субъективной, она является вторичным родом бытия, так как она возникает на определенном этапе эволюции бытия и является его отраже- нием. 24 Реализму противостоит субъективный идеализм. Его основоположник, английский фи- лософ Дж.Беркли (1684 – 1753), сформулировал свою позицию кратко: «Существовать – зна- чит быть в восприятии». Единственный род бытия – субъективная реальность. Тогда ничего, кроме индивидуального душевного опыта, нельзя считать действительным. Такая позиция, именуемая еще солипсизмом, после Беркли практически не разрабатывалась в силу своей теоретической бесперспективности. В более мягких формах субъективный идеализм высту- пает у Д.Юма (1711 – 1776), Э.Маха (1836 – 1916) и др. Они предпочитают ограничивать ре- альность рамками чувственного познания, опыта, отвергая онтологию как спекулятивное рассуждение о бытии, независимом от субъекта. Индивидуальный опыт субъекта – вот един- ственная несомненная реальность, с их точки зрения.

    41. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в истории философии.

    Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Эти психоаналитические понятия относятся к области изучения общей психологии. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.

    Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного, последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.

    Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания.

    В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:

    • неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;

    • поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;

    • подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;

    • надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.


    42. Проблема возникновения языка. Проблема взаимосвязи сознания и языка. Функции языка в культуре.

    Вопрос о сущности языка очень сложен и имеет разные решения. Одни определяют язык как явление биологическое, природное, не зависящее от человека (А. Шлейхер). Другие считают язык явлением психическим, возникающим вследствие действия индивидуального духа (В. Гумбольдт). Третьи считают язык явлением социальным, возникающим и развивающимся только в коллективе (Ф. де Соссюр). Разное понимание сущности языка рождало и разные его определения. Но в каждом определении, несмотря на акцентирование разных моментов, утверждается, что язык – это сложнейшая знаковая система, работающая в единстве с сознанием и мышлением человека.

    По определению философского словаря, язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности.Язык может быть естественным и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-нибудь узких потребностей (язык математической символики, физических теорий, системы сигнализации).

    Язык  явление социальное. Он возникает в ходе общественного производства и является его необходимой стороной – средством координации деятельности людей и каждого человека.

    Основным элементом языка являетсяслово. Слово находится между сознанием и мыслимым предметом. Оно участвует в бытии обоих. Оно отделяет их друг от друга, давая тем самым возможность отличить возникающее благодаря слову представление от предмета. Слово также связывает предмет и сознание. Без слова представление не могло бы становиться знаком того, что мыслится. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. Благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования, оно может объективироваться и передаваться по наследству. Наше мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме. Язык в равной мере делает дух телесным и одухотворяет действительность.

    43. Различные подходы к проблеме происхождения и игенезиса сознания в истории философии.

    Можно выделить: космический, биологический, человеческий и диалектико- материалистический подходы к вопросу о происхождении сознания.

    I. Космический (божественный) подход. Согласно ему сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), оно едино, неде- лимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде созна- ния живых организмов и человека. Близкие теории:
    1. Теория монад (монадология). Первоначально выдвинута Лейбницем, развита Дании- лом Андреевым. В мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи.
    2. Теория Тейяра де Шардена. Сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сто- рона», «мозг» материи.
    3. Теория Толберта. Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодейст- вия полей, которые образуют материю.
    4. Теория психосферы Рейзера. Галактика – громадный разум, который вступает в кон- такт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом.
    5. Теория гилозоизма. Вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство материи.

    II. «Биологический» подход утверждает, что сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Обоснование этой теории состоит в том, что:
    1. Жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
    2. Инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
    3. Животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
    4. Многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьими, со- бачьими, приматов и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
    5. Животным присущи: своя мораль, правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.
    Недостатки этого подхода:
    1. Неразделение понятий «мышление», «сознание», «биологическое – социальное».
    2. Биологизация (натурализация) сознания.

    III. «Человеческий» подход: сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с сер. XIX в. до сер. ХХ в. Основная трудность, с ко- торой столкнулись сторонники данной точки зрения: как объяснить тот гигантский качест- венный скачок, который совершила природа от немыслящей материи к мыслящей.

    IV. Диалектико-материалистический подход. Сколь бы причудливым образом ни строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете, речь идет о его 84 психике, сознании, душе1 , разуме и других психических функциях (воля, память, воображе- ние). Сознание – это такой феномен, появление которого выводит развитие материального мира на качественно иной уровень, связанный с активно-преобразующей деятельностью че- ловека. Для раскрытия вопроса о происхождении сознания важно обратить внимание на значе- ние принципа материалистической диалектики о единстве мира. ведь если рассматривать мир как целое, то в него войдет и мыслящая материя с ее свойствами. Сознание - это есть свойство матери, но не всякой, а только особым образом организованной (высокоорганизо- ванной, а именно мозга). Сознание нельзя абсолютно противопоставлять материи, т.к. при таком подходе остается необъяснимой ни сама природа и сущность сознания, ни факт сов- падения законов мышления и законов бытия.
    44. Материалистическая трактовка сознания как высшей формы отражения материи.

    Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности. 
    Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития. 
    Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.
    Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное
    В неживой природе отражение проявляется виде физикохимических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляетсянервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условнорефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания). 
    Высшая форма отражения - социальная (сознание). Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции каку животных). Активность сознания проявляется в том, что оно: 
    1)  отражает мир целенаправленно и избирательно; 
    2)  конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира
    3)  разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; 
    4)  служит основой преобразовательной деятельности человека. 
    Структура сознания включает в себя следующие компоненты: 
    1)  телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе; 
    2)  логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними; 
    3)  эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностныхпереживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.; 
    4)  ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.
    45. Соотношение индивидуального и общественного сознания, их взаимовлияние.

    Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.

    Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития.

    Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.

    Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

    В неживой природе отражение проявляется виде физико¬химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляетсянервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно¬рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).

    Высшая форма отражения - социальная (сознание). Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции каку животных). Активность сознания проявляется в том, что оно:

    1) отражает мир целенаправленно и избирательно;

    2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

    3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

    4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

    Структура сознания включает в себя следующие компоненты:

    1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;

    2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;

    3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностныхпереживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;

    4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.
    46. Специфика познавательного отношения человека к миру. Виды познания.

    Познавательное отношение человека к действительности является важным элементом всей системы его отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.

    Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

    Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как:

    ·                   Знание - информация об объективном мире природы и общества,

    ·                   Знание о внутреннем духовно-психическом мире человека,

    ·                   Знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.

    Обыденное или индивидуальное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Специфика этого вида познания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано с информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем также присутствует. Этот вид познавательной деятельности представляет собой информационно самую ёмкую форму знания[88]. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, наличный опыт и т.д., закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а так же интуитивные убеждения и предчувствия. Представляя обобщение периодичных явлений и процессов, обыденное познание составляет основу практической жизненной позиции, т.е. отношения человека к миру.

    Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа. Обыденное познание по отношению к научному предпосылочно, с другой же стороны, научное познание, вторгаясь в область обыденной жизни, видоизменяет обыденное знание, реконструирует его на научной основе.

    Значительную роль, особенно на начальном этапе становления человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическо-художественное постижение реальности. В рамках мифологии человечество закрепляло первые знания-представления о природе, космосе, человеке. Мифологическое мышление связано с особой моделью  мира, выраженной в мифе, особенностями его являются метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в ее гармонии и цикличном развитии.

    Художественно-образная форма познания (или искусство) изначально тесно связана с мифологической, однако,  развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Искусство содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность в разных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), искусство одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой художественного познания является художественный образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое.

    Религиозное познание обусловлено идеей противостояния мира божественного («горнего») и земного (человеческого). Как и мифология,  религия содержит в себе многие знания человечества, однако не воспроизводит знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Важнейшей для религиозного познания является проблема истины как откровения, как приобщения к божественному абсолюту. Для религиозного познания характерен феномен веры, эмоциональное отношение к миру, средоточие знания в культе.

    Важнейший вид познавательной деятельности – научное познание. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое, но т.к. общее существует только в единичном и через единичное, то, естественно, случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связность выражаемой в нем  истины, а так же системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию сущности вещей. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, т.е. это знание логическое, понятийное и системное.

    Философское познание основным своим компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Философское познание стремится сочетать научное и обыденно-личностное, это органическое сочетание научно-теоретического и практически - духовного объясняет специфику философии как уникальной формы познания, цель которой – выработать стратегию человеческой жизни, определить место  человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.

    47 Познание как предмет философского анализа. Основные направления гносеологии

    Познание, душевная деятельность, результатом которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности. П. слагается из ряда психических актов: ощущения, восприятия, представления и образования понятий (идей) и суждений (см. Индукция, Дедукция, Анализ, Синтез). Основные вопросы теории П. (гносеологии) заключается в признании или отрицании соответствия между нашими представлениями и действительностью, в определении источников и содержания П. Главнейшие направления теории П.: 1) скептицизм (П. относительно и недостоверно; П. абсолютного недоступно); 2) рационализм (источником П. является разум и присущие ему идеи); рационализм есть или догматический, признающий тождество мышления и действительности (Гегель), или критический, усматривающий пределы П. в свойствах наших психич. способностей (Кант); 3) реализм (источником познания служит опыт, внешний: эмпиризм, сенсуализм, Локк или опыт внутренний: спиритуализм; 4) мистицизм (источником П. является сверхчувственное общение с божеством); 5) идеализм (истинное бытие признается лишь в представлениях нашего ума, Беркли, Юм, Фихте; имманентная философия); 6) материализм (истинное бытие признается лишь в веществе); 7) позитивизм (содержанием П. служат лишь предметы опыта); 8) эмпириокритицизм (соединяет элементы вышеупомянутых систем) и др.

    Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т. е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет.

    Агностици́зм— терминология, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира[1].

    48 Структура процесса познания. Ступени познания.

    В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.

       На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.

    Рациональное познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.

       Анализ проблем структуры и важнейших характеристик процесса познания в философии Нового времени обусловил возникновение дилеммы эмпиризма и рационализма.

    1.   Эмпиризм — направление в теории познания, которое, признаёт чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний о действительности. При этом рациональная способность познания рассматривается только как механическая перекомпоновка и обобщение чувственных данных, не дающих содержательного приращения знаний.        Эмпиризм: идеалистический и материалистический. ИД. :Д.Юм, Беркли, чувственный опыт – основа всех знаний. МАТ.: Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк, чувства – отражение объектов материального мира.

    2.   Рационализм — направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчёркивающее особую роль дедуктивной ( от общего к частному?) методологии познания и интеллектуальной интуиции. В философии Нового времени идеи рационализма развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант и др.  В действительности, опыт теснейшим образом связан с мыслительной, рациональной деятельностью сознания. 

    Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Ощущение — это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта. Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания, и представляющий собой синтез различных ощущений. Представление – это обобщённый чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти.

    Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения. Понятие — форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций). Важно различать два вида понятий: абстракции и идеализации. Абстракция – это понятие как результат мысленного отвлечения (абстрагирования) от определённых свойств и признаков, характерных для реального предмета.  Идеализация – понятие, в котором реальнын свойства предметов замещаются на мысленно сконструированные. Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, фиксируется истинная оценка события. Умозаключение – ф.м., посредством которой выводится новое суждение на основе нескольких принятых суждений. В рациональном познании важную роль играют воображение, эмоции, воля, а также интуиция (непосредственно усматрить истину без рассуждений и доказательств). Этапы интуитивного акта: аккумуляция и накопление образов, систематизация, уяснение задачи, прозрение.

    Иррационализмом в широком смысле принято называть те философские учения, которые ограничивают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей — инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т. д. Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума.
    49. Проблема истины в философии. Различные подходы к пониманию истины.

    Способы толкования

    Проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия.

    Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова, произведения искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична.

    Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить.

    Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие важные для человека явления, процессы, сущности.

    Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль.

    Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением. Такая позиция может использоваться только в течение определенного времени и не во всех областях деятельности.

    Скорее всего, проблемы истины в философии объединяют все эти подходы. Истина – то, что на самом деле существует, соответствует нашему знанию. В то же время это определенный договор, соглашение. Она объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна и абстрактна.

    50.Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине Дискурсивное познание такое познание, которое приобретается не непосредственно из чувственных восприятий, а путем логического мышления, из соединения понятий в суждения и т. п. Д. познание противопоставляется интуитивному познанию, как покоящемуся на внешнем или внутреннем созерцании. Интуитивное познание с помощью фантазии и образов осуществляет познание отдельных, индивидуальных вещей и в этом своем качестве является ведущей формой познания. Вторая ступень познания и соответственно форма духа - логическое познание, которое производит конкретные понятия. Эти понятия без интуитивного содержания пусты. С их помощью можно формулировать эмпирические законы, показывающие, как один факт перетекает в другой, но невозможно познавать сущность реальности
    51 Наука как культурный феномен. Функции науки в обществе. Сциентизм и антисциентизм.

    Наука является одним из типов социокультурного творчества исторического субъекта, специфической деятельностью людей с целью получения объективных знаний об окружающей реальности (скрытой и явной), включая и самого человека. Именно знания являются главным результатом научного постижения мира как мысленного моделирования действительности (интеллектуального, понятийного и концептуального). Вместе с тем производство знаний в процессе высокоорганизованной и высокоспециализированной научной деятельности не является для общества самодостаточным. Оно необходимо для обеспечения, поддержания и развития всех сфер жизнедеятельности людей.

    Однако не всякое знание является научным. Знания приобретаются людьми в самых разнообразных сферах жизнедеятельности: в обыденной жизни, политике, искусстве, ремесле и т.д. Но во всех этих сферах знания не являются главной целью, важнее – их применение и использование.

    Функции: 1) познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством  знания,  которое  в  конечном  итоге  принимает  форму  гипотезы  или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя  прогнозированию  дальнейшего  развития,  что  позволяет  человеку ориентироваться в природном и общественном мире; 2) культурномировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым  способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука  является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры;  3) образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует  стратегию  образования  на  базе  разработок психологии,  антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4) практическая – эта  функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится  непосредственной  производительной  силой,  участвуя  в  создании производства  современного  уровня,  одновременно  внедряясь  в  другие  сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др.

    Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia -- «знание», «наука»), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза -- антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

    Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.

    Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем
    52. Соотношение науки и философии. Философия как методология научного знания. Философия как обобщение научного знания. Функции философии по отношению к науке

    В свою очередь, конкретные науки тоже неразрывно связаны с философией, с результатами ее исследований. Философия выполняет по отношению к частным наукам функциюистолкования, объяснения научного знания, выступая средством формирования научной картины мира, т.е. она является по отношению к естествознанию всеобщей методологией научного познания и практики. Конкретно это значит, что:

    1) надо подходить к объяснению мира с точки зрения материализма, т.е. объяснять мир исходя из него самого;

    2) не нужно считать выводы науки раз и навсегда данными, т.е. не абсолютизировать их, не рассматривать как абсолютные истины;

    3) следует не недооценивать и не переоценивать знания, а выяснять, каким способом получается новое знание, что в этом способе является формальным, а что нет.

    Таким образом, философия и конкретные науки находятся в органической взаимосвязи и взаимозависимости. Это - точка зрения диалектического материализма.

    1) Философия выполняет по отношению к науке функцию мировоззренческой интерпретации, а так же функцию методологии познания.

    2) Философия выполняет важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки (так же, как математика, логика, кибернетика и информатика).

    3) Философия выполняет функции прогноза общих принципов и тенденций развития.

    4) Философия систематизирует и осмысливает познавательные приемы.

    5) Философия помогает обосновывать убеждения, подталкивает к переосмыслению отдельных позиций и помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание.

    Философия может помочь в лучшей ориентации как какой-либо конкретной науке, так и воспринимать окружающее в целом во всей его полноте и сложности.

    Так что нельзя отрицать научность философского знания. Но надо признать, что оно выходит за рамки научного знания, и по сути своей является совершенно особой областью знания, стоящей как бы в центре среди других способов познания как одна из наиболее обобщающих.
    53. Научная теория. Гипотезы и ее роль в науке.

    Важнейшую роль в формировании теории играет гипотеза, являющаяся формой осмысления фактического материала, формой перехода от фактов к законам.

    В методологии термин "гипотеза" используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.

    Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с эмпирическим материалом. Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий.

    Если таковы отсутствуют - переходят ко второй стадии - выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений.

    Третья стадия есть стадия оценки серьёзности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде всего на логическую непротиворечивость. Далее она проверяется на совместимость с фундаментальными принципами науки.

    На четвёртой стадии происходит разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий.

    На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из теории следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или опровергается в результате экспериментальной проверки.

    Требования к научной гипотезе:

    I)предположение должно иметь возможность объяснить все эмпирические факты; 2) выдвинутое предположение должно соответствовать, а не противоречить Фундаментальной теории, которая работает в данной области; 3) предположение должно не только объяснять имеющиеся факты, но и прогнозировать наличие таких фактов, которые в данный момент не открыты; 4)должна быть принципиальная проверяемость; 5)выдвинутое предположение не должно иметь ссылок на сверхъестественные силы. 6)выдвинутое предположение должно объяснять все имеющиеся факты, а также вновь открытые из единого принципа, не прибегая каждый раз к новым допущениям.

    Теоретический этап познания начинается с гипотезы, именно этим определяется ее место в научном познании.
    54.Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного исследования в их соотношении

    Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.). На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. на втором уровне научного познания — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

    Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и “мыслительных операций”. живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса.

    На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания..

    Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. “Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда”. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

    Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне.

    Согласно К. Попперу, является абсурдной вера в то, что мы можем начать научное исследование с “чистых наблюдений”, не имея “чего-то похожего на теорию”..

    Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.
    55. Понятие научного метода. Классификация научных методов. Методы эмпирического и теоритичесского уровней научного исследования.

    Метод научного познания - способ деятельности, совокупность приёмов, применяемых ис-следователем для получения определённого результата. Как определённый вид деятельности метод включает такие элементы как: объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности.

    Методы научного познания можно разделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук (например, методы качественного анализа в химии). Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках.(анализ и синтез,абсрагирование, моделирование). Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека.

    Методы эмпирического исследования: а) Наблюдение. Под наблюдением понимается систематическое, целенаправленное и организованное восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств.

    б) Сравнение. Сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам.

    в) Эксперимент. Под экспериментом понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путём создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, когда сознательно изменяется естественное течение процессов

    Методы, применяемые как на эмперическом, так и на теоретическом уровнях научного исследования.

    Метод научного познания - способ деятельности, совокупность приёмов, применяемых ис-следователем для получения определённого результата. Как определённый вид деятельности метод включает такие элементы как: объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности. Методы научного познания можно разделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные

    Общенаучными методами, применяемыми как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания

    Общенаучные методы:

    а)Анализ и синтез. Анализ - это приём мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития. Синтез - прямо противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое.

    б) Абстрагирование. Сущность абстрагирования состоит в мысленном отвлечении от несущественных сторон, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

    в) Индукция и дедукция. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором вывод идёт от общего к частному. Под индукцией понимается движение мысли от частного к общему.

    г) Моделирование. Моделирование - это такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту.

    д) Исторический и логический методы исследования. Сущность исторического метода состоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности. Например, в медицине создаётся история болезни и собирается анамнез при обследовании больного для того, чтобы воспро-извести все признаки заболевания.Логический метод-это воспроизведение в мышлении сложного развивающегося (или развившегося) объекта в форме исторической теории. Задача логического метода противоположна историческому методу. Он- тот же исторический, только взятый как бы в "чистом виде", т.е. очищенный от случайностей.
    56. Этические проблемы науки 21-ого века. Моральная ответственность учёного

    Разговор о нормах поведения в научном сообществе неизбежно приводит к теме основных ценностей, которыми должен руководствоваться ученый, если он хочет не только результативно работать, но и иметь достаточно высокий авторитет среди коллег. Наиболее внятное учение об этих ценностях содержится в трудах американского социолога Роберта Мертона (1910-2003). В работе "Нормативная структура науки", вышедшей в 1942 г., Мертон говорит о четырех нормативных регулятивах научной деятельности.1. Универсализм. Необходимо предполагать, что изучаемые наукой явления повсюду протекают одинаково (при одинаковости условий), а результаты научных исследований никоим образом не зависят от вненаучных особенностей ученого - расовой принадлежности, социального статуса, политических убеждений и т.п. 2. Коллективизм. Научное знание должно по возможности становиться достоянием всего научного сообщества. 3. Бескорыстность. Самый главный стимул научно-исследовательской деятельности - это поиск истины, все остальное (финансовый успех, слава и пр.) - потом и, в общем, не обязательно. 4. Организованный скептицизм:

    а) весьма желательно перепроверять данные, на которые опирается исследование, а не просто брать их в готовом виде из работ коллег;

    б) если ученый убедился, что его идея несостоятельна (внутренне противоречива, не согласуется с опытом и т.п.), нужно иметь мужество от нее отказаться.

    Когда мы говорили об этически оцениваемых отношениях, была упомянута проблема применения результатов научной деятельности, и тогда же было отмечено, что эта проблема является предметом исследований так называемой социальной (или "внешней") этики науки. Социальная этика науки размышляет о влиянии научных открытий (главным образом уже использующихся практически) на жизнь человеческого общества и на процессы, проходящие в окружающей среде.

    НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. В этой проблеме следует различать два аспекта: а) ответственность сотрудника за моральную атмосферу в научном коллективе, за существующую в нем культуру взаимных отношений, общения, сотрудничества, взаимопомощь и т.п. Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого. Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллект туальной собственности и т.п. Это обычная, общая моральная ответственность, возлагаемая на членов любого трудового, коммунального и других коллективов, требующая вы-полнения элементарных общечеловеческих правил, норм поведения; б) специфическая профессиональная Н.о.у. возникает с того момента, когда устанавливается ценность его деятельности, как и вообще науки в целом с точки зрения потребностей и интересов людей, общества, человечества. Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно. Но во всей своей остроте проблема Н.о.у. встала во второй половине XX в. в условиях современной научно-технической революции, когда человечество пришло к осознанию того факта, что научно-технический прогресс не только ведет к полезным последствим для людей, но и влечет определенные актуальные и потенциальные опасности. Таковы, например, поражающие воображение достижения ядерной физики, биотехники и медицины (трансплантация органов, генная инженерия, клонирование человеческих существ и т.д.), психиатрии и психотехники (модификация поведения, психотропные средства). Потенциальную угрозу существованию человечества представляют техногенные изменения среды его обитания.

    57. Типы научной рациональности. Их смена в истории развития науки и философии

    ТИПЫ  НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ - понятие,  выражающее различное понимание научным познанием принципа тождества мышления и бытия. Выделяют  классический,  неклассический,  постнеклассический  типы  научной рациональности. Классическому типу рациональности присущи: 1) прямой онтологизм, когда знание непосредственно соотносится с реальностью; 2) монотеоретизм – в основе лежит единая теория; 3) объективизм – устранение из теории все, что связано с субъектом познания.  Классический тип абсолютизирует тождество мышления и бытия, способность разума строить на основе его собственных исходных  посылок  единственную,  безусловно  правильную,  идеальную  модель действительности, что  обеспечивает постижение истины. Неклассическому типу рациональности  (начало  XX  в.)  свойственны:  1)  методологизм  –  содержание знания зависит от метода и средств познания; 2) политеоретизм – допущение сосуществования  нескольких  теорий,  описывающих реальность;  3)  неустранимость субъекта из процесса познания. Неклассический тип учитывает влияние на содержание знаний об объекте используемых  исследовательских средств и процедур, что ставит под сомнение абсолютное тождество мышления и бытия. Постнеклассический тип научной рациональности признает: 1) принципиально неустранимую зависимость  мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных; 2) несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром. Абсолютизация мышления и бытия расценивается здесь как дискриминация иррациональных и внерациональных форм познавательной деятельности.

    58. Общество как система. Структура общества.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта