1. Понятие мировоззрения, его структура и функции
Скачать 121.53 Kb.
|
43. Проблема источника общественного развития. Факторы общественного развития. Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии и обществознании в целом. Долгое время вопросы определения источника движения и развития являлись объектом споров и дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в классической немецкой философии. Под ним понималось противоречие. К движущим силам общественного развития относят весьма разнообразные общественные явления: социальные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др. Основным источником развития общества диалектико-материалистическая концепция считает разрешение социальных противоречий и конфликтов. Под социальным противоречием в современной социальной философии и социологии понимается взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей. Природа и суть его в том, что в процессе стремления удовлетворить, реализовать свои потребности, цели и интересы, действия одних социальных субъектов не соответствуют, не согласуются с действиями других. Причинами социальных противоречий и проблем могут быть: отсутствие средств и условий; препятствия на пути к цели; несогласованность целей между субъектами и т.д. Конфликтом (от лат. confliktus – столкновение) принято называть наивысшую стадию противоречия. Социальный конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты. Исторически первая версия решения вопроса об источнике – социодинамика разворачивается благодаря социальным противоречиям, непримиримым, антагонистическим, и путь развития – революция – коренная перестройка базиса, производственных отношений. Вторая вариация в решении этой проблемы – отказ от насильственного решения этой проблемы – солидаризм, акцентирование внимания на солидарные усилия вразрешении противоречий. Эти идеи появляются в 19 в., Конт. Третий подход. Понимание того, что конфликт не избежать, он всегда был и будет в обществе. Теория социального конфликта. Конфликт необходимо трансформировать, модифицировать. Он будет переходить все в новые формы, тлеть, но зато не взорвется, и все более-менее будет стабильно и не больно. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью – две современные концепции. Этика ненасилия обосновывает принципы и методы решения проблем и конфликтов, исключающих применение насилия над личностью (морального и физического). Этика ненасилия – это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе. Этика благоговения перед жизнью – направление, которое возникло в XX в. и связано с именем величайшего гуманиста современности – Альберта Швейцера (1875-1965).Основной принцип этической концепции А. Швейцера – благоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущих. 44. Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса. Роль народных маcc Проблема движущих сил истории включает в себя вопросы об источниках и причинах развития общества, о целях и побудительных силах развития, о субъектах исторического действия, включая вопрос о роли народных масс и личности в истории. Проблема источников и причин общественного развития решалась в истории ф. по-разному, в зависимости от тех мировоззренческих оснований, из которых исходили те или иные мыслители. Сторонники натуралистической точки зрения усматривали причины общественных изменений в разнообразных природных факторах, таких, как: географические, климатические, демографические. По мнению сторонников идеалистического направления, причины исторических событий сводятся исключительно к действию идеального, духовного начала, сверхъестественных или иррациональных сил. Материалисты же объясняют эти причины вытекающими из природы человека побуждениями к деятельности, врожденными потребностями (метафизический или механистический материализм) или же факторами экономической жизни (исторический материализм). Приверженцы многофакторного цивилизационного подхода не выделяют какую-то одну причину, а обращаются непосредственно к побудительным силам человеческой активности – потребностям и интересам в их исторически конкретном содержании. Рассмотрим эти важнейшие категории социальной философии. Потребность можно определить как меру необходимого поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Социально значимые потребности конкретно-исторического субъекта выступают в виде интересов, осознаваемых как личный, групповой, национальный, классовый, общечеловеческий интерес. Взаимодействие и столкновение разнообразных интересов (экономических, социально-политических, культурно-духовных) и выступает побудительной силой человеческой активности, вообще всякого исторического действия. Носителями потребностей и интересов выступают различные субъекты исторического процесса. Субъект исторического процесса – это активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. В отличие от личности, выступающей в качестве индивидуального субъекта, любую социальную группу необходимо рассматривать как социальный субъект. Существует множество социальных субъектов, количество которых соответствует социально-политической структуре общества. Субъектами исторического развития могут выступать такие формирования, как политические партии, общественные движения, профессиональные союзы, объединения, коллективы. Огромная роль в истории общества принадлежит таким социально-политическим образованиям, как государства, их альянсы, блоки, союзы, заключаемые в целях достижения ближайших (тактических) и отдаленных (стратегических) целей. Все самые крупные исторические события, затрагивающие интересы и судьбы огромного числа людей, такие, как войны, революции, реформации, а также периоды мирного созидательного развития связаны с реализацией государственных интересов, либо направлены на захват государственной власти. В качестве субъектов исторического процесса могут также выступать классы и социальные слои, народности и нации, человечество в целом, в том случае, когда они обретают самосознание, сплачиваются для достижения определенных целей. Нарастание и обострение глобальных проблем цивилизации, которые могут быть решены только общими усилиями всех стран и народов, все больше превращают сегодня человечество в единый субъект истории, наделенный ответственностью за сохранение жизни на планете. Вопрос о субъектах и движущих силах истории нередко выступает в виде вопроса о роли народных масс и личности в истории. С этим связана проблема источника исторического творчества или творческой силы исторического процесса. Это вопрос о том, кто, какие силы могут рассматриваться в качестве творцов истории, какую роль в истории играют народные массы, элитные группы и отдельные личности. Сущ. различные точки зрения на этот вопрос, которые можно свести к трем основным подходам. Первый подход связан с признанием решающей роли в истории выдающихся личностей (Ницше), Второй подход сводится к идее, что отдельные личности, даже самые выдающиеся, не могут играть решающей роли в истории, поскольку история есть творчество народных масс и лишена индивидуального сознательного начала (П. А. Кропоткин). Третий подход синтезирует и смягчает крайности первых двух, признавая, с одной стороны, решающую роль народных масс, а с другой – возможность отдельной личности влиять на ход исторического процесса (марксизм). Роль народных масс в истории проявляется во всех сферах жизни общества: в материально-экон., социально-политической и культурной. Народ выступает как главная производительная сила общества, субъект социально-политических преобразований, творец духовной культуры. Больше того, в истории все больше дает о себе знать тенденция возрастания роли народных масс, расширения их участия в историческом творчестве. Деятельность народных масс складывается из деятельности отдельных личностей, составляющих эти массы. Народ – это не безличная масса, а масса личностей, объединенных в исторические общности. Если влияние рядовой личности на историю проявляется только в массовой форме, то роль выдающихся личностей имеет сугубо индивидуальное выражение. Выступая в качестве лидеров общественных движений, партий, государств, выдающиеся личности в той мере вносят вклад в историю, в какой они верно учитывают тенденции общественного развития. Т.о., любая личность, как бы гениальна она ни была, всегда имеет достаточно опред. рамки возможностей и средств своего воздействия на исторический процесс. Масштаб и значимость личности опред. тем, насколько верно ее деятельность выражает направленность ист. процесса, а также насколько сам исторический процесс нуждается в личности подобного типа. Проблема движущих сил и субъектов истории своеобразно решается в многообразных концепциях и теориях элиты. В основе этих теорий лежит идея явного и полного превосходства, интеллектуальной исключительности привилегированных слоев общества (элит) и пассивности остальных людей (масс). Постулатами теории элит являются положения: о естественном неравенстве людей, объясняющее деление общества на элиту и массы; об элите как движущей силе научно-технического и социального прогресса; о неизбежности деления людей на руководителей и подчиненных; о естественном праве элиты на власть; о пассивности и инертности масс. 45. Экономическая сфера жизни общества. Понятие общественного производства. Способ производства. Общество пред. собой совокупность людей, объединенных на опред. ступени исторического развития теми или другими эконом. отношениями, определяющими все другие общественны отношения. Эконом. жизнь общества состоит из разнообразных явлений и процессов, сущность кот. следует искать в общественном производстве. Материальное производство - процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осущ. преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей. Процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер. Совместный труд индивидов есть первое обоснование общественного характера производства, на базе кот. зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей, как фундаментальное условие самой способности людей творить историю. В структуру общественного производства входит также духовное производство. Духовное производство возможно лишь на почве материального производства. Духовное производство - производство индивидуального и общественного сознания, производство идей, знаний и теорий, худ. образов и других духовных ценностей. Духовное производство так же, как и материальное, специализировано, т.е. все его виды требуют специальной подготовки и осуществляются группами профессионалов. Но в отличие от материального производства, продукты которого предназначаются для немедленного потребления, в производстве дух. ценностей осуществляется не только внешняя потребность и необходимость ее удовлетворения, но и внутренняя потребность мыслителя, художника. К тому же потребление материального блага означает прекращение существования ценности, духовные же ценности могут использоваться многократно и многими людьми, дух. ценности могут совершенствоваться, а также стимулировать производство новых. Материальное производство, его характер обуславливают содержание и форму духовного производства. Однако последнее оказывает обратное воздействие на предметно-практическую деятельность людей. Способ производства - исторически сложившийся способ добывания материальных благ, необходимых для личного и производственного потребления. В марксистской экономии СП есть единство развития производительных сил и соответ. им производственных отношений, характер. соединение рабочей силы со средствами производства. Сменяющие друг друга способы производства образуют различные этапы общественного прогресса. Способ производства был выдвинут марксизмом в качестве критерия обществ. Прогресса, кот. дал возможность представить всемирную историю как единый процесс сущ. и смены различных общественно-экон. формаций. С точки зрения марксизма, история в своем прогрессивном развитии по мере смены революц. путем способов производства проходит первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. 46. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая. Социальная структура общества - это совокупность относительно устойчивых социальных общностей людей, определенным образом взаимодействия между собой: Исторические общности людей (род, племя...) Население города и деревни. Работники физического и умственного труда. Классы и различные соц. слои. Различные коллективы людей. Семья. Первой специфической человеческой формой общности, пришедшей на смену первобытному стаду, является род - кровнородственное объединение людей, основная ячейка общества. Род составляла группа людей, объединенных узами кровного родства, коллективным трудом и совместной защитой кровных интересов, а также общностью языка, нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя - тип этнической общности и социальной организации людей. Его черты: общая территория, взаимопомощь, общность языка, кровнородственные связи. Вследствие образования союзов племен, сопровождающегося усилением межплеменных связей, военных столкновений, возникновением частной собственности происходило постепенное смешение племен, замена кровнородственных связей территориальными и появление новой формы исторической общности -^народности .J3HH обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Народность - это языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. С развитием капиталистических отношений, народности превращались в нации - более устойчивая общность людей. Они возникали как из родственных друг другу племен и народностей, так и из неродственных племен, рас и народностей. Нация - это исторически сложившаяся форма общности людей, обладающих, как правило, общностью территорий и экономической жизни, языка и духовного склада, а в какой-то степени и биологического своеобразия (что сказывается зачастую и во внешности), а так же особенностями темперамента, характера и обычаев. Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц.группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепленной в правовых нормах. Соц.структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные соц.группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц.группами общества всегда относительны и подвижны. 47. Политическая сфера жизни общества. Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества. Государство, основное орудие полит. власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. понимают полит. форму организации жизни общества, кот. складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти пред. особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Известны различные типы Г. -- рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г. --монархия, республика. Основные признаки Г.: 1) наличие особой системы органов и учр., образ. в совокупности механизм Г. 2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как пол. власть закрепляет опред. порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности гос. механизма; 3) наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Выступая как территориальная организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций. Г. -- основное, но не единственное полит. учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., которые в совокупности с Г. образуют полит. организацию общества. Отличие Г. от др. политических институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется на всё население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая др. общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудие). Г. пред. собой соц. явление, ограниченное определёнными историческими рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Эконом. господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политического господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны исторические формы Г., государственной власти и организации аппарата Г.. его сущность, природа его отношений с обществом -- это политическая власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономическое и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами. Г., т.о., обусловлено в конечном счёте характером производственных отношений и способа производства в целом. В ходе истории Г. Приобретает самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества, исторические и социальные процессы весьма существенно и осущ. в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения гос.-орг. общества роль этого воздействия возрастает. |