Главная страница
Навигация по странице:

  • 7 . Философия софистов и Сократа. Классический этап древнегреческой философии (Платон, Аристотель).

  • 8. Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм. Фома Аквинский.

  • 1.

  • 4.

  • 6.

  • 9. Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад в духовную культуру человечества.

  • 10. Основные идеи философии XVII в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц)

  • 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции


    Скачать 121.53 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и функции
    Анкорfilosofi.docx
    Дата06.09.2018
    Размер121.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofi.docx
    ТипДокументы
    #24152
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    6. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.

    Если древневосточная философия была по своему характеру религиозная, то древнегреческая философия зародилась и развивалась вне религии, т.е. в своей собственной форме. Греческая философия сразу заговорила на языке философских категорий: (предельное общее понятие) бытия, апейрон, субстанция, атом, диалектика. Ранняя греческая философия (7-6 до н.э.) зародилась на основе мифологии и язычества, которые послужили духовными предпосылками. Ранняя греческая философия, задачи которой размышлять о природе, о космосе (откуда мир? откуда космос?). Первым греческим философом принято считать Фалеса (6 в до н.э.), основатель милетской школы, таким образом перед философией стояла задача найти первопричины бытия: из чего состоит мир? И впервые эту проблему решали Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр считал, что все состоит из айперон, а Анаксимен из воздуха. Асам руководитель считал, что все состоит из воды, т.е. основу мира ищут и находят в природных стихиях. В Эфесе жил Гераклит Эфеский в качестве субстанта брал огонь, считая, что все сущее состоит из огня. Гераклит обогатил раннею философию идеей, развитием через борьбу противоположностей. Он говорил: «черное белеет, белое чернеет, сухое увлажняется, влажное высыхает и т.д.» То есть он увидел, что противоположности переходят постпенно в свою противоположность, тем самым Гераклит заложил основы диалектики – учение о всеобщем развитие через борьбу противоположностей, противоречий. Элейская школа во главе с Парменидом (6 в до н.э.) прославилась тем, что в ней было сформулировано главное философское понятие бытия (философская категория.). Элеаты изначально определяли бытие, как вечное, неделимое, бестелесное и постигаемое только разумом, тем самым заложены были основы рационализма. Он различал 2 формы знаний, две философии: одна соответствует истине и достигается разумом, а другая представлена мнением и основана на чувственном восприятие. Апогеем раннего этапа греческой философии является творчество Демокрита (5 в до н.э.). Выступил основоположником атомистической теории строения мира, он поддержал Парменида в том, что бытие вечно и неизменно, не единое, а множественное. В основе бытия лежит атом (неделимая частица). Атомы разнообразны, разнокачественны, чем и объясняется разнообразие окружающего мира и изменчивость. Атомы находятся в пустоте и движутся в пустоте и, следует Пармениду, он говорит: «Атом – это бытие, а пустота - небытие». «Не будет пустоты, - рассуждает Демокрит, - не будет и движения, не будет бытия». У Демокрита был предшественник Левкит (6 в до н.э.), а последователь Эпикур (4 в до н.э.). Ранняя греческая философия, по сути, представляла собой онтологию (учение о бытии и субстанции) и поэтому философы решали проблему поиска первоначального бытия. Такое первоначало они находили в окружающем мире, отсюда зарождался материализм…натурфилософия.

    7. Философия софистов и Сократа. Классический этап

    древнегреческой философии (Платон, Аристотель).

    В 5 веке до н.э. в ф. происходит переориентация в проблематике, т.е. от природы космоса к человеку и его духовному миру. Речь идет об антропологическом перевороте, что означало, что объектом исследования становится человек. Началу этому перевороту положили софисты в 5 веке до н.э. Они изучали духовный мир человека, с позиции релятивизма (относительности), поэтому знания у них носили относительный релятивиский характер. Подтверждением этому является знаменитая фраза главного представителя софистов Протагора: «Человек – эта мера всех вещей существующих и несуществующих». Антропологизм греческой ф. наиболее ярко проявился в творчестве Сократа (5 в до н.э.). Это первый афинский философ, он прославил своим творчеством Афины. Он был самородком. Девизом своего творчества легендарный философ избрал великие слова: «Познай самого себя». Свое внимание он остановил на этических проблемах, он считал, что счастливым может быть человек, только добродетель, ибо есть смысл человеческой жизни. Он предлагает объективные знания, которые должны стать истиной, и такими истинными знаниями он считает нравственные знания – этику. Он говорит: «Знания – это добро, благо, а незнание, невежество – это зло». Его философию принято называть – этический рационализм. Он использовал в своих беседах с учениками: иронию, диалектику, майевтику (искусство рождения истины).

    Высшая форма знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. Раскрывая понятие через определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С. сравнивал с “искусством повивальной бабки”; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

    Любимый ученик Сократа – Платон (5- 4 век до н.э.), основатель академии, написал много трудов, большинство которых посвятил Сократу. Свою ф. Платон делил на 3 части: диалектика (учение о бытие), физика (учение о природе), этика (учение о нравственности). Главным в его творчестве является учение об идеях (эйдосах) – это есть его учение о онтологии. Его учение «Диалектика», где под бытием он понимает идеальные, духовные сущности, тем самым его принято называть основоположником объективного идеализма. Всю действительность он поделил на 2 противоположных мира: мир поднебесной (мир идей) и мир физический (мир чувственный, где проходит жизнь человека). Первичным является потусторонний мир (идеальный), где находятся сущности физического мира, а мы лишь тени потустороннего мира.Мир идей является первичным,т.к. там живут вечные идеи, а физический мир конечен, смертен. В потустороннем мире идеальном обитают не только идеи, но и бессмертные души. Бессмертная душа является связующим звеном между этими мирами: «в звездный час бессмертная душа покидает потусторонний мир и воплощается в чужую плоть в физическом мире, и эта душа проживает жизнь и снова попадает в потусторонний мир (риенкорнацию)». Его гносеология построена на воспитание при поминание душой всего того, что она созерцала в этом мире. Его творчество кроме онтологии и гносеологии включает в себя и политическое учение под названием учение «Об идеальном государстве» (утопия).

    Гениальный ученик Платона – Аристотель (4 век до н.э.) продолжил идеализм Платона, но его идеализм не был последовательным, так как в отдельные моменты Аристотель переходил на позиции материализма. Свое творчество он начал с критики великого учителя: «Платон мне друг, но истина дороже». Он критиковал Платона за разрыв понятия вещи с самой вещю (муж и жена в физическом мире,а идеи в потустороннем мире об этом), критиковал за то, что не существует «чистых» идей, оторванных от конкретных вещей. Аристотель провозгласил,что существуют единичные конкретные вещи, а их понятия, виды, роды вторичны. Потому он сосредоточен на анализе бытия и раскрывает это понятие через категории или высшие роды бытия: субстанция, качество, количество, отношение, действие, время и т.д. Таким образом его философия посвящена учению о сущности вещей. Все сущее обладает потенцией (материей) и формой, где форма – это есть продолжение платоновского эйдоса, т.е. в его учении «О форме и материи» главным является форма, а материя должна подчиняться идеальной форме (сущности, идеи). Аристотель первым в мире классифицировал имеющиеся в то время науки, разделив их на три вида: теоретические (математика и философия), практические (экономика, этика, политика), творческие (риторика). В области политики он дал классификацию формам правления: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия). Своим идеалом он считал политию, т.е. умеренная демократия плюс умеренная олигархия. Он создал учение «О душе», причем душа по отношению к телу, это форма и она присуща всему живому: растению, животному, человеку…Аристотель явился основоположником экономики, эстетики, психологии, политологии и создателем формальной логики.

    8. Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм. Фома Аквинский.

    Средневековая философия, по сути религиозная философия, которая развивалась одновременно с богословием (теологией) – учение о Боге. Христианство зародилось в Палестине. Средневековая эпоха в целом резко критически и даже отрицательно относилась к античной культуре, считая ее языческой, и только творчество выдающихся греков Платона и Аристотеля широко использовались христианской церковью (так как они были идеалисты). Средневековая философия прошла два основных этапа: ранний (2-8 век) – апологетика и патристика и поздний. Задачи первого этапа состояла в защите христианских догматов от язычников и еретиков. И эту задачу выполняла апологетика (защита). Видным представителем, который был Тертуллиан (жил во 2 веке до нашей эры). Он впервые обосновал христианские догматы о независимости веры от разума, он был сторонником «чистой веры» не нуждающийся ни в каких доказательствах. Подтверждением этого является знаменитая фраза: «Верую потому что абсурдно» он впервые сформулировал принцип триединства христианского бога и ввел понятие трех ипостасей: Бог-отец; Бог-сын (Иисус); Бог – святой дух. Характерные черты средневековой философии: 1. теоцентризм - в центре Бог.2. Догматизм и схоластика, как основные формы мышления.3. Креационизм, как основной догмат онтологии. (все сотворил Бог).4. Христианская гносеология, основана на догмате откровения (Бог открывается сам, нам смертным людям в священных писаниях) - библия Евангиля.5. Христианский антропоцентризм – означает, что человек божье творение, божья тварь и человек поставлен Богом выше природы (человек царь над природой).6. Эсхатологизм – вера в бессмертие души, а также во втрое пришествие Христа и страшный суд над человечеством.7. Провиденциализм (божье предвиденье, божий промысел) – человеческая история сотворена с Богом и история земная предстает, как божий промысел. Вся история человечества замысленна Богом от начала до конца. Мир развивается не сам по себе, а согласно Божьему промыслу от грехопадения до страшного суда, до второго пришествия.

    Патристика от лат. слова pater – отец, в данном случае речь идет о отцах церкви. Расцвет средневековой философии падает на творчество Фомы Аквинского (13 в.). Августин Аврелий, провозгласив, что вера и воля выше, а значит важнее разума. Вера – это кратчайший путь к главной истине – Бог. Воля важнее разума потому, что она помогает человеку прийти к Богу, истине. Впервые эта главная проблема средневековья рассматривалась в апологетике Тертуллианом (2 в н.э.). И была она решена им однозначно : «Верую потому что абсурдно», это выражение означает принятие принципов христианства, как безусловное, абсолютное без каких – либо логических доказательств. Фома Аквинский продолжил учение Августина Аврелия, но предложил свое решение этой проблемы – найти гармонию между верой и разумом, т.е. покончить с конфликтом, спором между ними. Если Августин в своем творчестве опирался на труд Платона и неоплатонизма, то Фома опирается на формальную логику Аристотеля. Он избрал её для того, чтобы попытаться рационально формально – логически доказать существование Бога. Задачу он эту выполнил, применив и формальный принцип доказательства. Основные работы Аквинского, где он излагает все свои учения о гармонии веры и разума и доказательства бытия Бога: «Сумма теологии», «Сущее и сущность». Он впервые в философии различает такие понятия, как сущность (essentia) и существование (existentia). Все существующее, т.е. само бытие – это Бог, а мир обладает своим бытием только благодаря Богу. В тоже время Бог – это есть сущность всего бытия, значит, сущность и существование совпадают в Боге. Исходя из выше сказанного, Фома Аквинский предлагает религии и вере потесниться и уступить место рядом с собой разуму (философия и наука стоит за разумом). Следует исходить из главнейшего постулата догмата – Бог есть высшая истина, сущее и существующее, но прийти к этой истине можно 2 путями – иррациональным (кратким, напрямую) и рациональный путь – через познание природы окружающего мира учеными и философами. Таким логическим рассуждением он устранил конфликт между верой и разумом, но в случае очередного спора, конфликта между ними приоритет первенства он отдает вере, ему принадлежит знаменитая фраза: «Все равно философия – служанка богословия». В последствии Фома Аквинский был канонизирован, а в 19 веке его учения, под названием «Томизм» тало официальной идеологией католической церкви. Сегодня эта идеология существует в форме неотомизма.
    9. Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад в духовную культуру человечества.

    Эпоха Ренессанса зарождается в недрах средневековья (14 в.), когда начинается отход тотальной религиозности и начинается секуляризация – это процесс освобождения от религиозно – церковного гнета всех сфер общественной жизни. Характерные черты эпохи и философии:1. антропоцентризм, который пришел на смену теоцентризму. 2. гуманизм – это господствующая идеология, провозгласившая человека высшей ценностью и верой в его силы и возможности.3. Оппозиционность церкви и схоластики. 4. Рационализм и индивидуализм. 5. Возрождается интерес к социальным проблемам и господству, что нашло отражение в утопическом социализме. (Кампанелла «Город Солнца», Мор «Утопия» (несбыточность)).6. Творчество прежде всего художников породивших плеяду выдающихся художников и писателей (Петрарка, Данте, Боккаччо «Дикамерон», Леонардо да Винчи, Миккилянджело, Рафаэль).

    Философия Ренессанса представляет собой натурфилософию и пантеизм (в пер. с греч. – Бог, везде в окружающей природе), т.е. пантеизм это отождествление Бога и природы. С философской религиозной точки зрения пантеизм это промежуточное звено между тотальным теизмом средневековья (сплошной религии) и атеизмом. Герменевтика, важный метод философствования, это толкование мысли, библии. Представители пантеизма были выдающиеся ученые своего времени: Джордано Бруно и Кузанский Николай. Бруно прославился своим учением «О космосе», «О Вселенной», «Бог в вещах», когда он стал утверждать, что существует бесконечность миров, то есть ни один наш мир, а бесконечность миров во вселенной. И все эти миры вселенной состоят из пяти стихий: земли, воды, огня, воздуха, эфира (натурфилософия). Бруно использовал идеи Коперника никак ученый, а как натурфилософ, мыслитель, пытавшийся на основе гелиоцентризма обосновать единство и бесконечность вселенной. В тоже время для Бруно вселенная тождественна Богу, который безусловен и полностью бесконечен, ибо Бог есть во всем мире (пантеизм). Философия Возрождения была представлена не только натурфилософией, но и гуманистической антропологией. Девиз этой эпохи: «Человек может все!». Основоположник гуманизма в Италии выступил знаменитый поэт Франческа Петрарка. В своей поэзии, сонетах (14 в.) воспевает образ любимой девушки и посвящает своей Лауре все свое творчество. Другой наиболее известный гуманист этой эпохи был Пико дела Мирандолла (15в.), в своих сочинениях он попытался синтезировать платоновскую и аристотельскую философию, а в центр поставил человека с его проблемами свободы и достоинства. Необходимо назвать другого знаменитого гуманиста Лоренса Вала. Он попытался на основе христианства толковать учения Эпикура о наслаждении (ведонизм). Он утверждает, что самое низкое наслаждение – чувственное, плоцкое, а самое высокое – христианская любовь к Богу.

    10. Основные идеи философии XVII в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц)

    В философии складывается механистический метафизический материализм. В его основе лежит детерминизм (заданость законом). В это время интенсивно развивается гносеология, пытающая познать окружающую природу и открытия науки поставить на пользу человеку. Главная задача гносеологии – это разработка методов научного познания, следует, формирование методологии относится к этому времени. Изучая проблему методов познания, философия делится в это время на 2 направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм – направление в гносеологии, признающий источником знаний чувственный опыт – эмпирион. В свою очередь эмпиризм можно поделить на материалистический (Ф. Бэкон, Т.Гоббс) и идеалистический (Беркли, Юм). Противоположным направлением выступил рационализм – направление в гносеологии, признающий разум единственным источником знаний и критерием его истинности. Разрабатывая методологию, философия одновременно боролась с пережитками средневекового мышления (схоластикой и догматикой). Наибольший вклад в это внес знаменитый английский ученый и философ Френсис Бэкон (16-17 век) – основоположник эмпиризма. Основоположник эмпиризма был Френсис Бэкон. Согласно Бэкону главная задача науки господство над природой и служение человеку под девизом – «Знание - сила». В основе всех знаний лежит опыт. А в основе научных знаний лежит эксперимент (не домашний, нежизненный). Ввиду того, что он развивает опытную науку то и различает 2 вида опытов: 1) плодоносные, т.е. приносящие практическую пользу; 2) светоносные, т.е. дающие теоретические знания, а также открытие законов окружающей действительности. Второй опыт он считал наиболее ценным. Он создает учение о заблуждениях и стереотипах человеческого мышления, которые и минует идолами. Нельзя сказать, что Бэкон напрочь отрицает рационализм, ибо его индуктивный метод опирался на разум при анализе фактов. Он считает, что такой метод истинный, который состоит в умственной переработке материала добываемого опытным путем. И так эмпиризм Бэкона закладывает принципиально новую гносеологию, опирающую на опыт, он также стоит у истоков методологии научного познания. Эмпиризм Бэкона получил следующие развитие в сенсуализме англ. Философов – Джона Локка, Джорджа Беркли, Д.Юма.

    Противоположное эмпиризму направление гносеологии – это рационализм. Его основоположником считается франц. математик и философ Рене Декарт. Философия Декарта часто называется в словаре картезианство. Основные его работы «рассуждение о методе», «Начало философии» и др. Как и Бэкон, Декарт критически относился к схоластики и на основе любимой математики попытался создать новый универсальный метод научного познания. Он занимался методологией и гносеологией. Разработку метод он начинает с проблемы достоверности знаний и все ставит под сомнение, значит сомнение – это главный методический принцип у Декарта (скептицизм). Источник познания у Декарта заключается в самом субъекте, в его самосознание. В данном случае он субъективный идеализм, но дело в том, что Декарт в онтологии занимает позицию дуализма, т.е. признает одновременно существование двух субстанций – мыслящий и материя. Он разрабатывает рациональный метод познания на основе интеллектуальной интуиции – непосредственное постижение истины разумом. Из интуиции он выводит свой дедуктивный метод познания, где мысль движется от общих положений к частным.Немецкий философ и математик(17-18 в) Г.Лейбниц завершает философию нового времени и стоит у истоков немецкой классики 19 в. (первая половина). Он критиковал Декартовский дуализм о субстанции также как и монизм Спинозы. Он создает собственное учение о духовной субстанции, с позиции объективного идеализма, заложенного Платоном. Мир согласно Лейбницу является проявлением (отражение) мельчайших, духовных частиц – монад. Монады неделимы, не имеют протяженности, но обладают самостоятельностью и активностью. Монады – это духовные единицы бытия и главным их свойством является движение и деятельность. Он признавал их бессмертие души и вечность субстанции и в тоже время в решении проблемы человека он не был последовательный. Сенсуализм – направление в гносеологии, признающее источники знания человеческие ощущения. Ощущения – это чувственные образы, окружающей действительности, отражающие отдельные качества и свойства предметов. Разуму сенсуализм отводит вторую роль. Сенсуализм начинается с Джона Локка, который пишет работу «Опыт о человеческом разуме» (17 – нач. 18 веках). В онтологии он занимает промежуточную позицию между идеализмом и материализмом. Локк подверг резкой критики рационализм Рене Декарта, однако он не мог отрицать наличие у человека внутреннего мира, основанного на чувствах. Поэтому Локк сформулировал положение в гносеологии о первичных и вторичных качествах вещей, предметов. Под первичным качеством он понимает количественные данные предметов, вещей – величина, фигура, движение, покой. Под вторичным качеством – запах, цвет, вкус, звук. Кажется, что они принадлежат вещам, но это неверно, говорит Локк, т.к. они возникают в самом субъекте (человеке). Истоки социальной философии начинаются с просветителей Локка и Гоббса, которые определи суть политики словами Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Гоббс создает теорию общественного договора, согласно которой естественное состояние людей строилось по принципу война всех против всех. Это было догосударственное общество, т.е. естественное состояние. Чтобы человечество не истребило друг друга, в древности необходимо было заключить так называемый «общественный договор» (государство). Следовательно, государство возникло с помощью общественного договора, т.е. соглашения с каждым человеком о передаче им права управлять им собой специальной властью.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта