Главная страница
Навигация по странице:

  • 15. Основные направления русской философии XIX-XX в.в. Философия В. Соловьева, Н. Бердяева.

  • 16. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.

  • 17. Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика).

  • 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции


    Скачать 121.53 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и функции
    Анкорfilosofi.docx
    Дата06.09.2018
    Размер121.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofi.docx
    ТипДокументы
    #24152
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    14. Рационализм и иррационализм. Иррационализм ХIХ в. (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).

    Волюнтаризм – это философское направление, признающее основой бытия волю – человеческую (у Ницше – субъект. идеализм) и надчеловеческую (у Шопенгауэра – объект.идеализм).

    Волюнтаризм-это идеализм и в зависимости, какая воля берется за основу бытия, он может быть объективным или субъективным.

    Шопенгауэр считает, что мир в целом, так и любой его фрагмент, процесс, частица, каким бы законам они ни подчинялись, — всем им присуще вечное и постоянное движение и изменение, то есть вечная вибрация (постоянное движение), которую он называет «мировой волей». Мировая воля есть некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы, но иногда, в некоторых нам непонятных случаях, эти процессы приобретают направленный, последовательный характер. Так происходит тогда, когда воля предстаёт перед оком познания. В совей работе «Мир, как воля и представление» в основу своего исследования берет жизнь – жизнь, как вечное движение и становление, как жизненный поток. Следов., его следует назвать основоположником Западного европейского направления «философия жизни». За субстанцию (основу) бытия или мира, он берет мировую волю, как абсолютный произвол в мире, т.е. отсутствие разумного начала. Воля к жизни слепая, стихийная и неразумная сила, с нее все начинается и ею заканчивается. По Шопенгауэру, даже человек и личность это есть слепая воля, слепое хотение, т.е. произвол и проявление мировой космической воли. В целом его философия пессимистична, навеянная буддизмом: «Жизнь – это страдание». Удовлетворение страстей и желаний по Шопенгауэру приводит не к счастью, а к скуке, к пресыщению, а значит к новым страданиям. Его волюнтаризм получил продолжение в творчестве немецкого философа Ницше. У него воля привязана к власти (в отличии от воли к жизни Шопенгауэра).Воля к власти -это центральное понятие и в тоже время право сильного над слабым, мужчины над женщиной, это проповедь сильного, волевого человека, сверхчеловека, за которым будущее человечества.

    Ницше считает, что западноевропейская культура испытывает кризис и поэтому выступает с переоценкой ценностей. По его мнению, христианская мораль с ее проповедью сострадания и милосердия к людям устарела и ее надо заменить новой моралью, моралью господ, моралью сверхчеловека. Он считает, что христианская мораль с ее любовью к ближнему подрывает волю человека и делает его слабым, а значит, от нее надо отказаться. Ницше был противником всякого равенства и возвеличивал аристократию античности, называя ее голубой кровью. По его мнению, в современном обществе мораль и культура не нужны, т.к. они мешаю человеку полностью проявить себя, реализовать свои силы, могущество и возможности.

    Он написал много работ: «Веселая наука», «Антихрист», «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра». В них он затрагивает много проблем, но главная-это переоценка ценностей. Создавая свое учение о сверхчеловеке, он отрицал идеи социализма и равенства и мечтал о новой морали-морали господ, морали сверхчеловека.

    Знаменитая фраза: «Бог умер: До здравствует сверхчеловек!»

    Кьеркегор с ранних лет понял то, о чем не подозревают большинство людей: какие ужасы таит в себе жизнь, и попытался дерзко взглянуть в глаза безумию и смерти, утверждая, что именно на его стороне находится истина, а не на стороне "всех" и их "трусости".

    В своих работах "Или - или" ("Наслаждение и долг") и "Болезнь к смерти" философ говорил о трех стадиях развития личности: эстетической, этической и религиозной. Эстетическая жизнь - это жизнь непосредственная, когда человек живет минутой, не задумываясь о смысле своего существования, последствиях, живет прежде всего чувственными удовольствиями. Ложная беззаботность, ложное довольство жизнью - все это больше похоже на состояние животного, в крайнем случае, ребенка. Большая часть людей, считал Кьеркегор, за всю свою жизнь не выходит из состояния детства или юности, т.е. из непосредственной жизни, подкрашенной малой толикой рефлексии о себе самом. Сколько людей наполнены детскими иллюзиями, подобно юнцам - иллюзиями надежды или подобно старикам - иллюзиями воспоминаний. Человек отчаивается в самом себе как в эмпирическом существе и выбирает себя через отчаяние как существо абсолютное. Отчаяние - это раскрытие внутренней духовной природы человека. Однако этическое существование, к которому человек приходит через отчаяние, не является высшим уровнем развития человека. Этический человек считает, что в мире господствуют необходимость, долг, которым надо повиноваться.
    15. Основные направления русской философии XIX-XX в.в. Философия В. Соловьева, Н. Бердяева.

    30-40-е годы 19 в. это время философского пробуждения России, когда формируется 2 главных идейных направления: славянофильство и западничество.

    Несмотря на многочисленные споры и расхождения во взглядах, они стремились решить одну проблему – проблему исторического и культурного развития страны. Славянофильство (Хомяков, братья Киреевские, Чаадаев) – это направление русской философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством 0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F"России и под знаменем 0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5"православия. Западничество – направление русской философской мысли, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности (Герцен, Белинский, Добролюбов, Бакунин, Михайловский.). В это время формируется так называемая Русская Идея – национальная концепция о выборе исторического пути, у истоков которой стоял выдающийся мыслитель Чаадаев. Возвратившись из Европы, он, возмущенный крепостническим гнетом в России, пишет свои знаменитые «философические письма» (17 шт.). Чаадаев подверг резкой критике всю существующую действительность России: религию, власть, язык, менталитет. Он считал, что запад, благодаря католичеству и протестантству, развивается цивилизационно, а Россия, избрав православие, оказалась не в мировой истории, не принадлежав ни Востоку, ни Западу. В дальнейшем под воздействием идейного противоборства он меняет свои взгляды и занимает позицию славянофильства.

    Первым подлинным русским философом стал гениальный мыслитель Соловьев (1856-1900). Он создал свою оригинальную философию Всеединства. Его философия носила религиозно-православный характер, а знаменитая концепция Всеединства было основана на так называемом принципе «цельного знания». «Цельное знание» противопоставляется как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов и понимается автором как совершенное состояние человеческой души, способной познать всю полноту бытия через любовь к Богу. В центре его философии – идея Всеединства – органической целостности мира, а это и есть идеал, к которому стремится весь мир. Этот идеал реализуется в полной мере только в Боге, как абсолютном всеединстве, поэтому его онтология основана на принципе «Все едино в Боге». В обществе идея Всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая католиков, православных и протестантов в Христианское Всеединство. Человек, будучи посредником между Богом и природой, через любовь к ближнему способен к духовному перерождению, а значит способен эволюционировать в Бога человека подобный Иисусу Христу.

    Бердяев (1874-1948) – выдающийся философ русского зарубежья.

    Он принадлежит к русскому экзистенциализму или персонализму. Он написал работы: «Смысл творчества», «Философия свободы», «Русская идея», «Смысл истории». В центре у него свободная личность. Для которой главной ценностью является свобода. Но свобода невозможна без творчества и наоборот. Бердяев как и Толстой попытались модернизировать православие, за что тоже был отлучен от церкви. Он противопоставил дух материи, косность и догматизм творчеству. Задача человека в том, чтобы вырваться из материального мира и ворваться в мир свободы, где царит творчество и дух. В этой связи он выделяет 3 вида свободы: 1) первичная – иррациональная свобода, где царит произвол, хаос, зло (до Бога); 2)рациональная (разумна) свобода как исполнение морального долга; 3) свобода, пронизанная любовью к Богу.

    Он выступал против октябрьской революции и диктатуры пролетариата, за что был выслан из России в 1922. Он критиковал строящийся в СССР социализм, называя его «казарменным», т.е нивелирующим личность человека (все равны, все одинаковы). Он был против технической цивилизации, а воспевал культуру как духовность, творчество…


    16. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.

    Выдающимся мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был наш соотечественник Кирилл Туровский (ок. 1130— ок. 1182). Его "Поучения", "Слова" и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе. Вопрос о взаимоотношении души и тела Кирилл Туровский решал в теологическом плане, заявляя, что душа нетленна, бессмертна и свободна. Вместе с тем в "Притче о человеческой душе и телеси" имеется суждение о взаимозависимости души и тела, суть которого заключается в том, что душа постоянно нуждается в помощи тела, как и тело в свою очередь — в поддержке души; сила разума и тела — в их взаимопомощи. Разум для Кирилла Туровского — высшая ценность человеческой жизни. Он призывал к просвещению и "книжному почитанию", приводящему человека к душевному равновесию и счастью. В литературном и философском наследии Кирилла Туровского содержатся также высказывания, свидетельствующие о его интересе к логике и ораторскому искусству. Лишь в процессе постоянного чтения и приобретения теоретического навыка, считал он, человек постигает искусство доказательства. Не утруждающий же свой мутный ум, не могущий по порядку изложить течение мыслей подвергается насмешкам, подобно слепому стрельцу, не могущему попасть в намеченную цель.

    В теологии Кирилл Туровский придерживался той точки зрения, согласно которой Христос имел исключительно божественную природу. По его мнению, рассказ о сотворении Богом человека "по образу и подобию своему" явился причиной "человекообразного" представления Бога. А это, полагал Кирилл Туровский, ересь, поскольку Бог "не имеет меры и качества" и не может быть представлен в пространстве и времени.

    В литературном наследии Кирилла Туровского нашли отражение также эстетические представления раннего средневековья. Его проповеди и "Слова" являются образцом ораторского искусства, которое призвано не только поучать, но и доставлять удовольствие слушателям. Кирилл Туровский отмечал ценность чувственной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. В соответствии с ортодоксальным христианством в красоте земной он видел отблеск красоты божественной. Идеал красоты у него — "божественные ангелы". Плотские вожделения "отражают красоту образа". Высшее украшение человека — добродетельная жизнь.

    В XIV—XVI вв. формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566 г. белорусский язык был официально узаконен как государственный язык Великого княжества Литовского.

    Образование белорусской народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрождения. Достоянием белорусов наряду с традиционными произведениями религиозно-морального содержания становятся труды, посвященные вопросам истории, географии, права, медицины. Распространяются работы по астрономии, математике, а также сочинения античных авторов. Следует отметить также преемственную связь с древнерусской духовной традицией, влияние на культуру православия греко-византийского мира и западных ветвей христианства. Особое место в белорусском Возрождении занимает Франциск Скорина (прим. 1486—1551) — первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Скорина не только совершил на белорусской земле революцию, подобную революции Гуттенберга. Великий гуманист был первым, кто понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности.

    Скорина делает также попытку пересмотреть ортодоксально-христианскую трактовку проблемы человеческого существования. Белорусский гуманист утверждает самоценность человеческой жизни. Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный (прим. 1530—1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540—1603). Деятельность Будного оставила заметный след в истории белорусского Возрождения — открытие типографии в Несвиже, а также издание в 1562 г. на белорусском языке лютеранского "Катехизиса" и оригинального произведения "Оправдание грешного человека перед Богом" нужно рассматривать как пример большого гражданского мужества философа. С помощью родного языка Будный хотел научить "истинной вере" свой народ.

    В своих взглядах на мир Будный исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой прежде всего было характерно обращение к человеческому разуму. Гуманизм с его критической и рационалистической мыслью способствовал активизации реформационного движения, распространению просвещения и научных знаний. Он пробудил от средневекового сна общественную мысль Беларуси. В XVII в. вместе с католицизмом на смену возрожденческо-реформационным идеям в Беларуси приходит западноевропейская схоластика. Наиболее видный ее представитель — Мелетий Смотрицкий (прим. 1575—1633), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые, не порывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. К числу их исследователи справедливо относят Симеона Полоцкого (1629—1680), "виленского магистра философии" Альберта Дыблинского и др.

    В данный период открыто заявило о себе материалистическое мировоззрение в лице мыслителей-атеистов. Наиболее яркими представителями были мозырский земский судья Стефан Лован и уроженец брестской земли Казимир Лыщинский (1634—1689). Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. Лишенный всех форм государственности и культурной автономии, он, по существу, оказался беззащитным перед иноэтническим ассимиляторским воздействием царских властей. Главное направление национальной политики на "воссоединенных" с империей землях было определено еще Екатериной II. Однако осуществлялась она непоследовательно. После 1773 г. (год запрещения папой Климентом XIV ордена иезуитов) Россия стала единственной страной в мире, где орден иезуитов получил возможность действовать легально. Полоцк, в котором была создана иезуитская академия (1812), стал своеобразной метрополией ордена, продолжавшего окатоличивание и полонизацию коренного населения Беларуси.

    17. Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика).

    Позитивизм как принципиально новое философское течение возник в 40х годах 19 века в Западной Европе, благодаря таким учёным как: Огюст Конт и Д.Милль. В середине 17 века философия подвергалась резкой критике как в плане её рационализма, так и плане её предмета. Конт утверждал , что у философии в связи с развитием науки и техники исчезает предмет исследования. если раньше когда не было науки, философия её возмещала и представляла собой натурфилософию, то сегодня в 19в , когда существует система наук, философия теряет свою актуальность и значимость. Конт и Милль начинают резкую критику философии, и считаю, что она с её абстракцией может выступать только как мировоззрение, но не как наука. Он создаёт так называемую "новую философию" и называет её социологией. Он утверждает, что современные науки теперь не должны искать причину и сущность явлений, а лишь описывать факты (Эмпирио) и отвечать на вопрос как? а не почему? Согласно позитивизму существует некая реальность, которая со всей очевидностью непосредственно дана человеку. Позитивизм от слова "позитивный" означает положительная философия в противовес старой классической философии. Позитивизм в своём развитии прошел 4 этапа:

    1).40-е.г. 19в до начала 20в. Предстовители: Конт, Милль, Спенсер.

    2).10-30г. 20в - эмпириокритицизм - субъективный идеализм; Мах и Авенариус, В.И Ленин "материализм и эмпириокритицизм" Австрийские критики Мах и Авенариус в связи с открытием радиоактивности и расщепление атома материя исчезла, а в месте с ней и весь материальный мир. Эту идею резко раскритиковал Ленин и дал блестящее определение материи. Материя- это объективная реальность, существующая независимо от воли и сознания человека и данная ему в ощущениях.

    3).Неопозитивизм(30-60г. 20в). Б.Рассел и Л.Витгенштейн. Неопозитивизм разрабатывался в Венсом кружке и был, по сути, близок к раннему позитивизму, когда он базировался на эмпиризме и индуктивной логике. Рассел предложил принцип верификации (от лат. - истина) - установление истинности научных суждений путём эмпирической проверки (наблюдение, измерение, эксперимент).На этом основании неопозитивисты стали противопоставлять науку и философию: если философские суждения нельзя подвергать верификации значит их нужно вывести за рамки науки. Следовательно философия- не наука, а мировоззрение.

    4).Постнеопозитивизм (60-70г. 20в-сегодняшний день) представители: Плакатос, Кун, Фейерабенд, Поппер.На этом этапе главное внимание сосредоточено на научных теориях и научных революциях. Представителей этого этапа интересуют вопросы как смена одной научной парадигмы другой, критерии научных теорий, рождение научных знаний и другие. Современный позитивизм сосредоточен на решении таких проблем как: проблема фальсификации (ложность, ошибность) фактов и проблема рациональности в науке.

    а)Феноменология (нем.— учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. Идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственно области философского анализа – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Основные понятия: интенциональность и редукция. Интенциональность – термин Гуссерля, обозначающий направленность сознания на изучаемый объект. Редукция – очищение сознания…

    Основателем направления был Эдмунд Гуссерль, к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности.

    б)Гермене́втика (др.-греч.— искусство толкования от др.-греч. — толкую) — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр. Главные понятия : «понимание».

    Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путем самонаблюдения. Понимания событий методом их личностного «сопереживания». «Вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта