1. Понятие мировоззрения, его структура и функции
Скачать 121.53 Kb.
|
18. Гуманистически ориентированные направления западной философии xx в. (экзистенциализм, неотомизм, неопротестантизм). Экзистенциализм - это господствующие направление в иррациональной философии 20 века который представлен не только философии но и литературной (Жан Поль Сартр и Альберт Камю) У истоков экзистенциализма стоял религиозный датский философ 19 века Серон Кьеркегор который в знаменитой работе «Страх и трепет» показал противоречивый духовный мир личности. По его мнению человек в отличии от всех живых существ обладает особым бытием- экзистенцией - это существование человека на едине с самим собой , в состоянии сильных эмоциональных переживаний, отсюда название философии – философия существование человека. Своего расцвета экзистенциализм достиг в 20 веке между двумя мировыми войнами, когда Европа испытывала наступление фашизма, а в СССР господствовала диктатура Сталина. В такой ситуации общество, общественная жизнь стали враждебны человеку, и поэтому происходит обращение человека вовнутрь себя (к самому себе) Он задаётся вопросом: как прожить мне в пограничной ситуации? Следовательно, главная проблема этой философии-человек в пограничной ситуации: быть или не быть? жить или не жить? Поэтому в данной философии впервые открывается проблема абсурдности бытия. Основоположником абсурдизма в философии и литературе выступил французский писатель А.Камю, о чём он и говорил в произведении "Миф о Сизифе ". Большой вклад в экзистенциализм внесли не только французские философы, но и немецкие: Хайдеггер, Ясперс, Фромм. Хайдеггер написал много работ, но самая известная "Бытие и время". В ней он говорит о том, что человек может выбрать подлинную жизнь, глубоко осознавая своё место в мире, или не подлинную, когда существование человека напоминает автомат, робот, то есть бездумное приспособление к существующим условиям. Согласно Сартру главная проблема в экзистенциализме - это сущность и существование человека, причем они борются друг с другом, и существование предшествует сущности. Он говорит, что человек приходит в мир никакой - не добрый, не злой, не умный, не глупый, и его задача в том, что бы через какой-то временной промежуток существования выбрать свою сущность. По этому у человека есть два вида бытия - подлинное и не подлинное. Подлинное бытие (экзистенция)- это интимное внутреннее бытие человека на основе осознанного выбора. Неподлинное бытие - это внешнее, социальное, когда человек существует для других. Экзистенциализм- это субъективно-идеалистическое направление в философии, где за первичность бытия принимаются чувства человека, его переживания - страх, трепет, одиночество, забота и т.д.Течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского. Получил статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1878 г. энциклики папы Льва 13-го. После 2-го Ватиканского собора (1962-1965) отчетливо обозначилась переориентация неотомизма. Неотомизм ориентируется на рассмотрение и обоснование положений "вечной философии" через призму человеческого существования. Центральным для неотомизма является принцип гармонии разума и веры. Защищаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями, подниматься над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма. Сторонники неотомизма утверждают предустановленное свыше непротиворечия единства данных веры и разума, взаимосвязь теологии откровения, рационального богословия и метафизики. философское умозрение, в интерпретации неотомизма, призвано ориентироваться на собственные критерии рациональности и направляться в конечном итоге "светом веры". Онтология неотомизма имеет выход в сферу теории ценностей. Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего существующего лежит тотальность чистого божественного бытия. Божественное бытие трактуется как невыразимое при помощи категорий и фиксируемое лишь специфическими надкатегориальными определениями - трансценденталиями, к числу которых относятся основной его "лики"- единство, истина, благо и красота. Метафизика неотомизма содержит подробное рассмотрение соотношение Бога и сотворенного бытия. В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущность, и даруемая свыше. 19. Социокультурная ситуация современности и ее репрезентация в философии. Постмодернизм. Рассматриваемый этап человеческой деятельности - это предельно противоречивое время, когда происходят революционные изменения в самых различных областях жизни людей: · возникновение единого мирового рынка, транснациональных объединений и вместе с тем глубокая социально-экономическая дифференциация как между странами, так и внутри них; · понимание недопустимости и разрушительности мировых войн и их развязывание; · интернационализация культуры и культурной жизни и вместе с тем межнациональные и межконфессиональные конфликты; · демонстрация силы и мощи человеческого разума, сумевшего проникнуть в микро- и мегамиры, и неспособность его справиться с плодами своей собственной деятельности. Философия этого периода представлена разнообразными философскими направлениями, концепциями и школами: материалистическими и идеалистическими, рационалистическими и иррационалистическими, религиозными и атеистическими и т.д. В это время в философии появляются новые концепции и теории: философия жизни, философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и многие другие.С конца XIX-XX вв. начинается переход от классической философии, стремящейся опереться на разум, и в своем высшем развитии представленной Гегелем Марксом, к неклассической философии. Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце XX столетия. Дословно этот термин означает «послесовременность». В русском языке понятие «модерн» означает определенную эпоху конца XIX-начала XX века. Модернизмом называли авангардные течения, отрицавшие реализм как ограничение творчества определенными рамками и утверждавшие принципиально иные ценности, устремленные в будущее. Это доказывает связь модернизма, постмодернизма как определенных стадий развития. Модернизм манифестировал новаторские направления в начале XX века, которые, утратив некоторый эпатаж, становятся уже традиционными. Поэтому в настоящее время не утихают споры о том, существует ли постмодернизм как самостоятельный феномен или же это законное продолжение и развитие модернизма. В общем и целом эпоха модернизма стремилась к открытию всеобщих научных законов развития природы и общества и их использованию в деятельности человечества. Ее представителей объединяла вера в социальный и научный прогресс и установление на этой основе господства человека над природой, социальной справедливости и гуманизма. Постмодернизм определяется как тенденция в культуре последних десятилетий, затронувшая самые разные области знания, в том числе и философию. Постмодернистские дискуссии охватывают большой круг социально-философских проблем, касающихся внешней и внутренней жизни индивида, политики, морали, культуры, искусства и т.д. Основной характеристикой постмодернистской ситуации стал решительный разрыв с традиционным обществом, его культурными стереотипами. Все подвергается рефлексивному пересмотру, оценивается не с позиций традиционных ценностей, а с точки зрения эффективности. Постмодернизм рассматривается как эпоха радикального пересмотра базисных установок, отказа от традиционного мировоззрения, эпоха разрыва со всей предшествующей культурой. Проблема соотношения модернизма и постмодернизма не решается в философии однозначно. Некоторые сторонники близости модернизма и постмодернизма считают, что основные концептуальные положения постмодернизма сформировались благодаря нежизненности модернизма. Концепции современного постмодернизма доказывают развитие и трансформацию культуры модернизма, сущность которого остается неизменной при многообразии интерпретаций его идей. С этой точки зрения, постмодернизм является переходным типом культуры, возникшим на модернистской основе и использующим её язык и понятия. Поэтому не стоит рассматривать постмодернизм как полную ревизию наследия предыдущих эпох, это может привести к искажению видения не только прошлого, но и будущего. 20. Понятия бытия и субстанции. Основные формы бытия. Бытие - базовая категория философии, означающая существование вообще. Под эту категорию подводятся различные понятия - мир и его явления, человек и его сознание и т.д. Бытие является предметом онтологии. Философия ставит своей целью нахождение подлинного бытия и его осмысления. А) существовать в физическом смысле означает быть участником взаимодействия Б) существовать в биологическом смысле- жить, дышать и т.д. В) сущ-ть в социальном смысле – значит чувствовать, творить, размышлять и т.д. Г) сущ-ть в философском смысле - значит иметь определённость, выраженную филос. категориями (материя, диалектика, Бог, и т.д.). Известно что становление философии в Античности проходило в рамках онтологии т.е. в поисках осмысления всего существующего а так же в поисках субстанции бытия. Генезис философии означал: выход разума за пределы опыта т.к . в философии важно не просто констатировать факт бытия т.е понять соотношения бытия с мыслью и насколько достоверна эта мысль. Этот процесс соединения не сводимых как бы понятий в единое, осущест-ся через понятие «бытие». А) в Античности бытие наполнялось различным содержанием, например, Парменид не различал бытие и мысль о нем, у него бытие - мыслимое, единое, неподвижное, у Демокрита бытие-это атомы, а пустота означала -не бытие, у Платона истинное бытие- это мир духовных сущностей (эйдесов), где достигается душой истинное благо. По Пармениду, бытие – это мыслимое, неподвижное, единое, вечное. Б) в Средние века бытие отождествлялось с Богом: это существование и сущность, соединяющиеся в Боге. В) В новое и новейшее время бытие приобретает новое и разнообразное толкование. У Гегеля идеальное бытие приобретает диалектическое содержание, а у Маркса материальное бытие приобретает диалектическое содержание. Итак, бытие- это совокупность субъективной и объективной реальностей. Бытие – это абстрактная категория, в которой объединяются по принципу существования все сущее в единстве всех форм существования. В силу своей абстрактности бытие имеет свою структуру: виды, формы и уровни бытия. Необходимо различать два вида бытия: объективная реальность (это всё то, что существует вне и независимо от сознания человека) и субъективная реальность (это внутренний, духовный мир человека - инстинкты, эмоции, мысли и т.д.) Уровни бытия: актуальное (действительное) и потенциальное(возможное). Формы бытия: неорганическая, органическая и социальная. С категорией бытия связаны многие другие категории, в том числе и «картина мира»- это совокупность теоретических воззрений, доктрин, концепций о происхождении, устройстве и функционировании мира и месте человека в нём (в мире в это). Различают следующие виды картин мира: 1) религиозно-мифологическая(основана на мифах и религии), следовательно различали индобуддийскую, исламскую, христианскую картины мира. 2) философская картина мира – упорядоченная система знаний в форме идей, теорий, учений, отражающих общее представление о мире и месте человека в нем. (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, пантеизм, гилозоизм и другие). 3) научная картина мира, различается по объёму знаний - общенаучная и частнонаучная. Общенаучная: а) классическая (механистическая, Коперник), б) релятивистская ( Энштейна)-квантовая механика- неклассическая, конец 19 века- нач. 20в., в) постнеклассическая картина мира (синергетика) – с 60х годов 20 века по сей день. Основатель- Иван Пригожин. Частнонаучная картина мира основана на конечных достижениях наук - физики, химии и т.д. 21. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании. Бытие как предельно широкая и абстрактная категория нуждается в конкретизации, поэтому в философии используют для этого другое важное понятие- материя. Впервые это определение попытался дать Гоббс: это всё то, что воздействуя на наши органы чувств вызывает в нас ощущения. Продолжение этого определения сделал Ленин в работе «материализм и эмпириокритицизм»(1908): Материя- это объективная реальность, существующая независимо от человека и данная ему в его ощущениях. С помощью категории «материя» обозначается многообразие окр. Мира. Весь мир представляет собой движущуюся материю. Основной вопрос философии как раз и решает проблему соотношения материи и духа- что из них первично. Различают следующие формы материализма в истории философии: а) стихийный материализм ( до сократический этап, милетская школа, Эпикур, т.е Греция и Китай-я философия). Б) метафизическая форма (механистическая). Новое время- Гоббс, Декарт, Спиноза. В) Диалектический материализм- Маркс, Энгельс, Ленин. Проблемы бытия и материи изучает онтология, причём в домарксистской философии материя определялась как субстанция всех явлений мира и противопоставлялась религиозно-идеалистическому взгляду на мир. В тоже время матер. субстанция понималась как первоматерия, имеющая простейшую структуру и сводимая к неделимым атомам. Основные атрибуты материи- движение, пространство и время. В зависимости от уровня организации материи различают следующие виды движения материи: физическое, химическое, биологическое и социальное (высшая форма) – общественная жизнь и жизнь человечества. Пространство- это философ. категория, указывающая на последовательность размещения объектов в мире. Время- это филос. категория, указывающая на сменяемость явлений и процессов в мире. 22. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма. Учение об изменении развития всех явлений и процессов в окр.мире называется диалектикой. Однако диалектический подход к рассмотрению окр.мира имеет своих противников, поэтому и говорят об альтернативах диалектики: метафизика, эклектика, схоластика, софистика, догматизм. На протяжении многих веков в философии боролись 2 способа мышления, 2 подхода к пониманию и объяснению мира: диалектика и метафизика. Метафизика- это противоположный диалектике метод познания и понимания, рассматривающий мир как застывший и не имеющий внутреннего источника развития, а так же она сводит все сложные процессы развития и саморазвития к простейшим, к законам механики. Эклектика- метод познания, который основывается на совокупности разнородных по сути знаний. Универсальное свойство материи-это ее детерминированность(обусловленность). Детерминизм- это концепция устройства мира и принцип мышления, который основывается на принципах всеобщей причинности и строгой закономерности. Он включает в себя парные категории диалектики: причина-следствие, возможность-действительность, случайность-необходимость. Необходимо различать детерминизм Нового времени( Спиноза, Декарт, Ньютон), который искал всякую случайность, а базировался на однозначной причинности и необходимости. Современный детерминизм допускает вероятность случайности, что ведёт к статистическому характеру детерминизма. Из него вытекает современная концепция самоорганизации бытия- синергетика (открытые и закрытые системы) (Пригожин и Хакен). Закон-это объективная, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями, событиями, предметами. По механизму действия различают динамич-е и статист-е законы. Динамические законы характеризуют поведение отдельных изолированных объектов, повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер - законы классич.механики. Статистич.закономерности имеют форму всего лишь тенденции и проявляются в большом массиве явлений и носят вероятностный характер или закон средних величин ( законы квантовой механики, законы общества). 23. Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени. Исторически сложились 2 подхода толкования пространства и времени: 1) субстанциональный 2) реляционный Существует еще 3-я эволюционно-историческая конц. Вернадского. Субстанциональный связан с пониманием П. и В. как самостоятельных сущностей наряду с материей. П. сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, а В. называли «чистой» длительностью. Такую идею сформулировал еще Демокрит, а логич. завершение она получила у Ньютона. Пространство – форма координации сосуществующих объектов, сотояний материи (длина, ширина, высота, взаимное положение тел). Время – форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Как форма статической связи тел П. определяет из взаимное положение, протяженность и направление сил взаимодействия. Как форма кинематической связи В. отражает направление измерений, очередность и длительность существования тел, процессов, состояний. Как форма динамической связи П. и В. в их единстве выражают организацию, структуру движения и сосуществования всех подразделений бесконечного мира. Эта упорядоченность является структурной и простр.-временной основой техники. П. и В. различают: - реальное (объективные формы бытия движущейся материи, всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей в физическом мире); - перцептуальное ( от сл. perception – ощущение - связано с сосуществованием и последовательной сменой наших ощущений, т.е. реальных П. и В. и человеческих. Н-р, в разные периоды жизни человек ощущает В. по-разному, оно убыстряется с возрастом; или если человек ожидает какого-то события, то время идет медленно, а если не хочет, чтобы оно произошло, то быстро. Человек может мысленно «пролистать» события за долгие годы жизни. Перцептуальное В. соответствует реальному, порядок смены ощущений определяется порядком реальных ощущений. Что касается П., то человек видит образ (часть здания) больших или меньших размеров, в зависимости от удаленности от него); - концептуальное (способ описания реальных П. и В., их различные теоретические модели, н-р, 3-х мерные Евклидово П., 4-х мерное пр.-вр. теория относительности, n-мерные математические модели). Общие свойства В. и П.: П.: гомогенность, изотропность, кривизна; трехмерность (n-мерность), симметричность. В.: однородность, анизотропность, однонаправленность. Реляционная конц. строго оформилась как учение, имеющее строгое обоснование в матем. теории Эйнштейна. Согласно его теории материальная система сама формирует свои простр.-временные отношения (в зависимости от точки отсчета). Специальная теория относительности. Свойства тел зависят от скорости их движения. Пространств. размеры сокращаются в направлении движения при приближении к скорости света в вакууме (300 тыс. км/с), а временные процессы в быстродвижущихся процессах замедляется. Общая теория относительности. Под действие сильных полей тяготения происходит искривление П. (искривление луча света в вакууме). В сильных гравитационных полях наблюдается замедление времени. Эволюционно-историческая конц. Вернадского. Пространственно-временные отношения на различных уровнях организации материи (неживой природе микро-, макро- мира, в химических процессах структура объектов) влияет на многие сложные явления на уровне жизни. Одним из первых вопрос о единстве пространства, времени, материи и движении в биологии поставил В.И. Вернадский, он развил принцип единства симметричности и асимметричности пространственно-временной организации живого. Асимметричность на уровне жизни выступает необходимым свойством, которое обеспечивает приспособительный характер живых систем. |