1. Понятие мировоззрения, его структура и функции
Скачать 121.53 Kb.
|
32. Проблема познаваемости мира. Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др. Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна. Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор (ок. 490 – 420 гг. до н.э.) сомневался в существовании богов. Он писал: “О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка”. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно которому “как оно кажется, так оно и есть”. Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “человек есть мера всех вещей”. Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма – юмизм (Д. Юм 1711 – 1776) и кантианство (И. Кант 1724 – 1804). Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей. Достаточно вспомнить Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.-П. Сартра и др. Среди них имеются представители идеализма и материализма, сенсуализма и рационализма и других философских направлений. Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности. 33. Проблема субъекта и объекта познания. Учение о познании –гносеология - одна из важнейших областей философского знания, это учение не просто о познание,а о границах и возможностях познавательного процесса, об истине и заблуждениях, об практике и ее роли в познании. животной включается в мир путем биологического и психического приспособления. Человеческое вхождение в мир осуществляется путем познания. Т.е. путем развития умственных, чувственных, эмоциональных и деятельных сил человека в процессе целесообразного изменения им мира. Познание – это взаимодействие между субъектом и объектом познания в результате чего в сознании субъекта рождается образ познаваемого предмета. Субъект познания человек познающий, т.е. наделенный навыками и предметом познавательной деятельности. В качестве субъекта выстпает, как индивид, группа, общество и человечество в целом. Следует различать предмет и объект познания. Объект познания- это часть объективной действительности на которую направлена познавательная деятельность. Предмет познания – это конкретизация объекта познания. Кто является субъектом познания – кажется человек наделенный способностью познавать.. Может ли человек своими собственными силами познать мир- отдельный человек не является самодостаточным субъектом познания. Процесс познание это процесс освоения человеком общечеловеческого опыта, знаний , культуры, накопленных поколениями людей. Познание социально по своей природе, субъект познание коллективен, это человечество , род человеческий. Объект познания философскими школами понимается по разному : объективные идеалисты считают предметом познания высший дух .мир идей., а субъективные идеалисты : ум никогда не имеет перед собой никаких вещей , кроме восприятий. Путь познания. Познание –это процесс , сходный с бесконечной спиралью. Основными моментами являются : 1.Его основа –опыт, практика, т.е.позновательный контакт субъекта и объекта. 2.Далее следует сам процесс познания, в результате которого субъект получает информацию об объекте. Он проходит два этапа :чувственное ( ощущение, восприятии, предствление)и рациональное познание( суждение, умозаключение, понятие). 3. Итог- обретение истины в результате ее многотрудного поиска. 34. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание. Практика. Творчество. Процесс познания – это сложный и противоречивый процесс от незнания через ошибки и заблуждения к более полному знанию о мире. Значит, познание имеет свою структуру, состоящую из уровней и форм познания. Познание имеет свою структуру, состоящую из уровней и форм познания. Следует различать 2 уровня : чувственный и рациональный. На чувст. уровне знания приобретаются с помощью органов чувств, когда в результате взаимодействия субъекта и объекта познания рождаются чувственные образы. Различают их 3 формы : 1.Ощущения - это чувств. образ отражающий единичные и поверхностные свойства предметов в момент непосредственного воздействия объекта на субъект. 2.Восприятие – это чувств. образ, дающий целостное отражение предмета при взаимодействии субъекта и объекта познания. 3.Представление- это чувств. образ, воспроизводящий по памяти ранее полученные чувственные знания. Не случайно про чувст. познание говорят , что это субъективные образы объективного мира. Чувственное познание –это предпосылка теоретических знаний без которых необходимо рациональное познание. Хотя чувст. знание имеют ограниченный характер и дают лишь внешние знаний о предмете , они все равно необходимы в познавательном процессе. Суть предмета познается рациональным путем, т.е в процессе логического понимания изучаемого предмета . Формы рационального мышления: 1.Понятие – мыслительный образ, отражающий наиболее общие и существенные признаки и свойства изучаемого предмета. Выражается одним словом : закон, философия , человек, наука. 2.Утверждение – это форма мысли , в которой что то утверждается или отрицается в изучаемом предмете. Выражается в виде предложения (утвердительное или вопросительное). 3.Умозаключение- форма мышления , которая их 2-х суждений выводит новое суждение (простой силпологизм ). Познавательный процесс содержит в себе не только мысли и чувства , но и интуицию, воображение , веру и волю. Познавательный процесс начинается с практики , которая ставит проблему перед теоретическим познанием и заканчивается ею. История человечества подтверждает это. На смену практическому житейскому знанию на определенной ступени пришло теоретическое научное знание в момент генезиса философии. Все научные открытия свою истинность подтверждают в практическом плане. Отсюда практика не только источник знания , но их главный стимул, такова позиция диалектического материализма (марксизма). Исходя из такого, что практика выступает как источник знаний и их критерий необходимо различать следующие ее виды: труд, социальный опыт человечества- все виды общественной деятельности человека ( политика, творчество и т.д.), научный эксперимент-научный опыт, позволяющий в искусственных условиях моделировать изучаемый объект. Цель любого познания – правильное, т.е. истинное знание о мире. Учение об истине включает в себя следующие ее виды : 1. Объективна истина –это такие знания о мире , содержание которых не зависит ни от человека , ни от человеческой цели. 2.Относительная истина – не полное знание о предмете, которое в дальнейшем бутет уточнятся и дополняться. Человек живет в мире относительной истины. 3.Абсолютная истина-это полное исчерпывающиеся знание о предмете , которое не может быть опровергнуто. Возможно ли она? Ответа одного нет и поэтому есть 2-е позиции: догматизм –утверждает что абсолютная истина возможна, а релятивизм утверждает приоритет относительной истине. Исходя из того, что практика выступает, как источник знаний и их критерий необходимо различать следующие ее виды: А) труд; Б) социальный опыт человечества – все виды общественной деятельности человека; В) научный эксперимент – это научный опыт, позволяющий в искусственно созданных условиях моделировать изучаемый предмет. 35. Познание как постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истины. Истина предстает как одна из возможных характеристик знания (знание может быть истинным, ложным, адекватным, неадекватным, вероятностным, логически противоречивым и непротиворечивым, формально правильным и неправильным, случайным, частным, полезным....). Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности по-разному осмысливалась в истории философии. Уже в античности (начиная с Аристотеля) складывается классическая концепция истины, которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что предложенное понимание истины (классическое) наиболее полно соответствовало целям и сущности как обыденного, так и специализированного научного познания. Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности (понятие действительности трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что имеет место, существует). Основные принципы классической концепции истины: -действительность не зависит от мира знания, -между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие, -существуют критерии установления соответствия мыслей действительности, -сама теория соответствия логически непротиворечива. В реальном опыте классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями, в ходе осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты переосмысливались и подвергались критическому анализу. Эти гносеологические затруднения связаны с : -понятием действительности (ее природой), -проблемой соответствия наших знаний действительности, -проблемой критерия истины, -характером логических противоречий в структуре классической концепции истины и т.д. Разрешение этих и других проблем классической концепции истины требовало дальнейшего развития и новых решений вопроса об истине, в результате чего в философском знании сформулированы новые концепции истины, связанные с уточнением и развитием основных характеристик истины и ее соответствия её объективному миру. В рамках альтернативных подходов к теории истины можно выделить несколько концепций, среди них - когерентная теория истины (О.Нейрат, Р.Карнап и др.), где вопрос об истине сводится к проблеме согласованности и непротиворечивости знаний (непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру). Семантическая концепция истины (разработана А.Тарским) предлагает устранить логические противоречия классической концепции. Здесь исключается понятие приближенной (относительной) истины, предлагается создание формализованного языка и использование его в науке, что позволяет устранить различие между использованием терминов и освободиться от противоречий. Прагматическая концепция истины (Ч.Пирс, У.Джемс) утверждает, что сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с конечным критерием – полезностью данного утверждения для действия, т.е. фактически устанавливается не истина, а практическая полезность знаний. Конвенционалистская (А.Пуанкаре, К.Айдукевич и др.) интерпретирует истину как результат соглашения научного сообщества, определяемого выбором понятийного и логического аппарата научной теории. Развивается так же диалектико-материалистическая концепция истины (здесь разрабатывается учение об объективности и конкретности истины, её диалектическом характере - как движении знания от относительной к абсолютной истине). Современная трактовка истины базируется на положении о том, что истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к знанию все более полному. Этот переход от неполноты к все большей полноте знания характеризуется диалектическим соотношением объективной, относительной и абсолютной истины. В самом общем виде объективную истину можно определить как такое содержание знания, которое не зависит от познающего субъекта (т.е. от человека и человечества). Относительная истина интерпретируется как неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает те или иные способы получения этого знания, т.е. зависимость знания от определенных условий, места и времени их получения. Реальный процесс познания, рассматриваемый в его культурно-историческом контексте, оперирует преимущественно относительными истинами, т.к. знания человека о мире, природе и человеческом сообществе меняются от эпохи к эпохе – в зависимости от уровня научных знаний, представлений, традиций и т.д. Релятивистская философия абсолютизирует роль относительной истины в познании, утверждая, что всякая истина относительна. Абсолютной истиной можно назвать исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые абсолютны в своей полноте и никогда не могут быть опровергнуты. Абсолютная истина в процессе познания остается идеалом, и скорее может рассматриваться как свойство объективно-истинного знания, проявляющееся в стремлении к росту и объективности знания. 36. Понятие науки. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Познание человека начинается вместе с его возникновением поэтому первой формой знаний выступают а)житейско-практические знания основанные на обычном опыте и житейской мудрости. По мере развития сознания и мышления человека появляются другие формы донаучного сознания: б) мифологическое основанное на диалектике рационального и эмоционального отражения действительности. Специфика мифологического знания в том , что оно носит синкретический характер, т.е. нерасчлененность знаний. В) художественное знание (искусство) носит иррациональный характер и основано на эмоционально-чувственном отражении действительности. Характерная черта его – художественный вымысел и художественный образ , где знания носят субъективный характер. Г) Религиозное знание, основанное на вере в сверхестественные образы – бога и божеств. Это также иррациональная форма знания, где знания не нуждаются в доказательстве их истины. Д) Филосовское знание – это первое рационально-теоритическое знание , основанное на логике мышления и и понитийном аппарате. Все перечисленные формы относятся к донаучному знанию, т.к. наука сравнительно молода , а значит и научное знание появилось только в ходе научной революции 16-18 векав. До 17 века существовала преднаука или древняя наука..Для него было характерно умозрительность, описательность и отсутствие экспериментальной базы.. У истоков современной науки стояли гениальные ученые Галлелей, Ньютон,и др., которые опирались на современные методы научного познания. Наука-это совокупность теоретических знаний о мире, опирающаяся на аргументацию (доказательность) , эксперимент и понитийный аппарат..Этапы научно- исследовательской деятельности : 1) постановка проблемы 2) сбор эмпирического материала 3) гипотеза 4) эксперимент 5) подтверждение экспериментальной гипотезы и превращение ее в теорию Критерии научности знаний : объективность , достоверность , доказательность , общезначимость , системность , эвристичность (поиск), практическая значимость. Методы научного познания ЭМПИРИЧЕСКИЕ : наблюдение , описание , измерение, эксперимент. ТЕОРИТИТИЧЕСКИЕ : индукция , дедукция, аналогия, сравнение , обобщение , моделирование , математизация. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ : анализ и синтез, абстрагирование, идеализация. Этапы современной науки:1.Классическая наука (16-18 века – конец 19 века) 2.Неклассическая наука ( конец 19 – середина 20 века) Черты - отсутствие претензий на объективные знания, понятие истинности уступило место валидности т.е. обоснованности, причинность и детерминизм уступили место вероятности и индетерминизму ( отрицание детерминизма), релятивизм и плюрализм стали господствовать в науке. 3.Современный этап – пост классический ( середина 20века- настоящее время). |