1. Понятие мировоззрения, его структура и функции
Скачать 121.53 Kb.
|
11. Основные идеи философии XVIII в. (французские материалисты, Ф.М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юм). Во Франции в 18 веке кроме социальной философии сложилась материалистическая философия – механистический и метафизический материализм. Представители: Гольбах, Гельвеций, Ламетри. Материализм (от 0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA"лат. materialis — вещественный) — 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F"философское 0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5"мировоззрение, в соответствии с которым 0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F%29"материя (объективная реальность) является 0%9E%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F"онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а 0%98%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F%29"идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Гольбах утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение; все формы движения Гольбах сводил к механическому перемещению. Материя и движение нераздельны. Гольбах отрицал всеобщую одушевлённость материи, считая, что чувствительность присуща лишь определённым образом организованным формам материи. Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Самая знаменитая его работа – «Система природы», где он впервые дает филос. определение материи - это все то, что, воздействуя на наши органы чувств, вызывает в нас ощущения. Ламетри – философ и доктор медицины, и поэтому в своем трактате «О душе» впервые представляет духовное как свойство материи. Протяженность у него – атрибут материи, а способность к ощущению – это душа человека. Но прославился другой работой – «Человек – машина», где он рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. Завершает это направление Гельвеций, который занимался проблемами социализации и воспитания личности. Он впервые поставил вопрос о зависимости формирования личности от социальной среды. Под ней он понимал совокупность общественных условий, явлений и факторов, способных влиять на человека. Дальнейшее развитие и завершения, концепция общественного договора получает у французского просветителя Жан Жака Руссо. Он критически рассмотрел достижение своих предшественников и неслучайно получил прозвище – «анти - Гоббс». Го работа «об общественном договоре» провозглашает принципы политического общества, политические свободы и социальное равенство всех граждан. Он занимал позиции революционера и поэтому источник неравенства людей видел в частной собственности, которую и призывал уничтожить. После этого он предлагал заключить новый общественный договор, который установит прямое народовластие - народный суверенитет, где народ выступает источником власти. Эти идеи Руссо легли в идеологию лево демократического крыла будущей великой французской революции. Таким образом, в 17-18 веке в Англии и Франции были заложены основы правового государства и гражданского общества, а их теоретической основой стал общественный договор и принцип разделения властей. Вершиной французского просвещения 18 века выступает творчество Вольтера, писателя, общественного деятеля и философа. Свое творчество он строил на резкой критике католической церкви и священнослужителей, но Бога он не отрезал, а значит и религию в целом. В его понимании Бог – это «философ на троне неба», что позволяло ему создать учения о «естественной религии», противостоящая христианству и его морали, под ней он понимал принципы новой морали, основанной на возрождении золотого правила нравственности Конфуция: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», критикуя только служителей церкви за их аморальный образ жизни, он одновременно критиковал и атеизм. В целом его взгляды были очень противоречивы. 12. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах). Основателем немецкой классики был выдающийся ученый И. Кант. все его творчество делится на 2 этапа: 1) до критический (до 1770), где он выступил как ученый-естествоиспытатель и многое сделал для развития физики, астрономии и географии. Ему принадлежит знаменитая гипотеза о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности, т.е он стоял на позициях материализма и натурфилософии. 2) критический (после 1770). Основные работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений», где основной задачей является анализ всей предшествующей ф. прежде всего гносеологии. В ней он совершил «коперниковский» переворот, т.е блестяще решил проблему познающего субъекта: он утверждал, что источник знаний лежит в сознании познающего субъекта и поэтому он различает 2 уровня познания в субъекте: эмпирический, обусловленный индивидуальными способностями личности; трансцендентный (вне нормы), т.е подиндивидуальный, независимый от самого человека уровень. «Критика чистого разума» посвящена теоретическому, научному сознанию, т.е сознанию познающего субъекта. Здесь он ставит проблему достоверности знаний и границ познавательных возможностей человека и задается вопросом: как возможно научное знание? Достоверное знание – это объективное знание, независимое от индивида. Объективность знаний обусловлена трансцендентным уровнем познающего субъекта и состоит из 2-х элементов: априорных знаний и форм рассудка. К априорным знаниям он относит знания, основанные на пространстве и времени. благодаря которым в сознании человека стекаются чувственные данные, а рассудок – это чувственные данные, которые приводят их в соответствие с понятиями и категориями. На основании этого он делает вывод: не объект познания является источником знаний в виде понятий, а рассудок концентрирует знания о предмете познания. Предметы и вещи существуют сами по себе, т.е объективно, а нам они являются через органы чувств, т.е мы способны познать не сам предмет, а его чувственный образ. Кант считал, что мы можем познать мир только через внешние проявления – феномены, а суть остается непознанной. Это и есть агностицизм Канта – позиция гносеологии, утверждающая непознаваемость мира. Георг Гегель(1770-18310) – видный представитель немецкой классики. Работы: «Наука логики», «Феноменология духа», «Ф. истории», «Ф. права». Его творчество – новый подход к пониманию мира, в основе которого лежит христианская идея о том, что история человечества имеет конечный момент (2-е пришествие Христа), а движение к нему представляется как постоянное совершенствование человеческого духа и общества(прогресс), а завершиться все это должно идеальным состоянием мира. Его ф. – это высшее достижение светской философии в рамках рационализма и объективного идеализма. «Наука логики» раскрывает содержание объективной диалектики и логики. «Феноменология духа» говорит о том, что все мировое развитие обусловлено развитием абсолютной идеи. Феноменология духа представляет собой путь сознания, которое поднимается по ступеням диалектики к познанию абсолютного или к осознанию самого себя в абсолютном. Это суть учения Гегеля и оно получило название тождество бытия и мышления. Ф. Гегеля наз. абсолютным идеализмом, т.к. абсолютная идея (мировой дух) не только субстанция, но и субъект познания. Бытие – это непрерывный процесс мышления, восходящий к новым высотам, а именно от «чистого» мышления к «познанию мира», от познания мира к самопознанию, от самопознания к самосознанию. На основе этого Гегель сказал свою знаменитую фразу: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Феноменология духа (абс. идея) раскрывает себя поэтапно: 1)объективная логика, где разви. дочеловеческий мир по законам природы, т.е. объективная логика. 2) самозарождение абсолютной идеи и ее раскрытие в виде категорий и понятий, где абс. идея (мировой дух) отчуждает от себя неорганическую и органическую природу, причем в рамках природы и с помощью Бога возникает человек, а вместе с ним человеческий дух (субъективный дух). Далее человеч. дух превращается в объективный дух, создавая при этом государство, общество, религию, культуру, право и т.д. 3) высший этап саморазвития абсолютной идеи – ее перерастание в абсолютный дух, т.е саму себя, и здесь заканчивается ее развитие. Это и есть тождество мышления и бытия и начинается новый поэтапный цикл самозарождения и развития абсолютной идеи. У Гегеля решаются одновременно 2 проблемы: онтология и гносеология. Отличие его гносеологии в том, что познание Гегель рассматривает в диалектическом развитии в форме исторического процесса, а в качестве познающего объекта выступает все человечество. Вершиной его творчества явилось создание диалектики – философское учение о законах развития через борьбу противоположностей. Завершает немецкую классику творчество немецкого материалиста Фейербаха (1804-1872). Он начинал свое творчество как ученик Гегеля, но разочаровался в его взглядах на развитие мира и стал его главным критиком. В результате он написал много работ, направленных против религии, заняв при этом позицию убежденного материалиста и атеиста. Знаменитые работы: «Сущность христианства», «Сущность религии», «основные положения философии будущего». Своего учителя Гегеля он обвинил в том, что его абсолютный идеализм практически тождественен христианству, где абсолютная идея, по сути, совпадает с Богом и его креационизмом. Он говорит о том, что Бога нет, а есть бесконечная материальная природа, высшим порождением которой выступает человек с его разумом и чувствами. Хотя он выступает как материалист, но в то же время он отказывается анализировать главное понятие – материю, а на ее место ставит человека. Поэтому его материализм антропологический, привязанный к человеку. Человека он рассматривает как природное (родовое) существо, наделенное не душой, а духом и телом. Он впервые стал воспевать земную человеческую любовь между мужчиной и женщиной, введя такие понятия как «Я» и «Ты». В отличие от Гегеля, человек у него не только земной, но и индивидуальный, находящийся в повседневном бытии со своими проблемами и разочарованиями. Родовую сущность человека он считает неизменной, такой, какой она дана ему природой. В гносеологии он выступает как сенсуалист и отстаивает созерцательное отношение к миру. Недостаток его антропологии в том, что он видел в человеке только одну сторону – биологическую, природную, а социальной основы он не видел в человеке. 13. Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Социальная философия марксизма. Предпосылки формирования философии марксизма можно разделить на два рода. Это, во-первых, те, которые сложились в развитии общественного сознания. Их можно назвать идейными, научными предпосылками. Это, во-вторых, те, которые сложились в процессе развития общественного бытия. Их можно назвать реальными предпосылками. Безусловно, что это разграничение имеет свои пределы точно так же, как имеет ограниченные пределы абсолютная противоположность идеального и реального. Научные предпосылки формирования философии марксизма можно разделить на: а) философские, б) естественнонаучные, в) социологические. Философские источники марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс всего больше ценили и больше всего критиковали Гегеля. Энгельс называл гегелевскую философию диалектической поэмой. В каждой области, за изучение которой брался Гегель, его открытия составили целую эпоху. Маркс и Энгельс пошли дальше Гегеля, критически преобразовывая его диалектику, вырабатывая новую форму диалектики – материалистическую. Если Л. Фейербах, критикуя идеалистическую диалектику Гегеля, отвергает ее целиком, то К. Маркс, в противоположность Л. Фейербаху, но опираясь на результаты его критики, преобразовывает гегелевский метод и создает новый - материалистическую диалектику. Результатом применения этого метода является величайшее произведение марксизма - "Капитал". На почве одних только философских предпосылок, созданных предшественниками К. Маркса и Ф. Энгельса, путем одной лишь логической переработки создать новую философию было бы невозможно. Нужно было сравнить результаты развития предшествующей философии с результатами современного развития естествознания и социологии. Изменился предмет и метод естествознания в связи с историческим превращением его в теоретическую науку. Это превращение привело к крушению натурфилософии, а тем самым к формированию нового исторического взаимоотношения между философией и естествознанием, которое постепенно превращается в сознательно-диалектическое познание природы. Важно также подчеркнуть, что развитие естествознания, внедрение его достижений в промышленности и сельском хозяйстве постоянно революционизировало технический способ производства буржуазного общества. К. Маркс и Ф. Энгельс всегда учитывали социальные последствия производственного использования естественнонаучных открытий. Социологические предпосылки. Выделение этого вида предпосылок позволяет показать, что общественная наука, несмотря на господство в ней идеалистического понимания истории, сделала много открытий, подготовивших рождение новой философии. Это и политическая экономия, в особенности английская, открывшая многие законы движения буржуазного способа производства, это и историческая наука, которая в лице французских историков Гизо, Минье, Тьерри открыла классы и классовую борьбу в обществе и провозгласила народ творцом всемирной истории, это л утопический социализм, давший беспощадную нравственную критику пороков и мерзостей буржуазного общества и предвосхитивший многие черты будущего бесклассового общества, это и успехи археологии, открывшей формы жизни первобытного человека, антропологии, свидетельствовавшей в пользу единства исторического происхождения человеческих рас. Все это укрепляло центральную идею общественной науки - идею о закономерном развитии человеческой истории. Задача состояла в том, чтобы открыть действительные законы этого развития. Экономические, социальные и политические предпосылки формирования философии марксизма. Переходя к рассмотрению тех реальных предпосылок, которые сложились в общественном бытии и на почве которых происходило формирование философии марксизма, необходимо учитывать очень важное в методологическом отношении положение Ф. Энгельса о том, что современный научный социализм по своему содержанию является прежде всего результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в современном обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими, наемными рабочими и буржуа, а с другой - царящей в производстве анархии. Но в своей теоретической форме он выступает сначала только как дальнейшее и как бы более последовательное развитие принципов, выдвинутых великими французскими просветителями XVIII в. Аналогично марксизм лишь по форме выступает как дальнейшее и как бы более последовательное развитие тех принципов, которые были выдвинуты его философскими предшественниками, но по своему содержанию он является обобщением великих научных достижений естествознания, непосредственным отражением тех всемирно-исторических сдвигов, которые произошли в общественной жизни Западной Европы середины XIX в. В экономической области происходит утверждение буржуазных производственных отношений, сорвавших разнообразные юридические покровы, прикрывавшие отношения эксплуатации между классами; гигантское развитие производительных сил, для которых буржуазная частная собственность стала оковами; постоянные кризисы перепроизводства и превращение их во всемирные на основе международного разделения труда и мировой торговли, на основе интернационализации как производительных сил, так и производственных отношений. Гигантский экономический прогресс и крайне уродливые и антагонистические формы его подчеркивали бессилие буржуазной политической экономии дать реальную программу планомерного общественно-организованного управления развитием производства. В социальной области наблюдаются пролетаризация населения, гибель и упадок всех промежуточных классов и социальных групп, обострение классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией, доведение до крайней степени противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Все это самым наглядным образом доказывало нереальность различных программ утопического и мелкобуржуазного социализма о переходе к бесклассовому обществу без исторического развития классовой борьбы. К "этому же времени накопился уже значительный отрицательный опыт банкротства различных социалистических фаланг, братств, фабрик, мастерских и т.д., пытавшихся утвердиться в порах буржуазного строя. |