Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Субъективный идеализм (Д. Юм, Дж. Беркли)

  • 18. Платон: теория эйдосов и ее методологическое значение для теории государства.

  • 19. Основные идеи Аристотеля, их методологическое значение, возможность использования в качестве методологических моделей.

  • 20. Античная гносеология: основные понятия и виды знания.

  • 21.Сенсуализм и рационализм (Р.Декарт, Дж.Локк)

  • 22.Гносеологическая концепция И. Канта. Основные понятия: «априоризмы», «антиномии», «вещь в себе», «феномены», «ноумены». Ее методологическое значение в юридическом мышлении.

  • 23. Понятие субстанции, его методологическое значение. (Б. Спиноза: определение свободы и свободной воли).

  • 24.Основные концепты философии Р. Декарта, их методологическое значение.

  • 25.Этика И. Канта. Моральные априоризмы. Моральные и легальные поступки

  • 26.Категорический императив И. Канта, его интерпретации и роль в правосознании.

  • 27.Этика И. Канта: понятие свободы, виды свободы. Свобода - определяется, как «способность субъекта самостоятельно начинать ход событий».

  • 28.Философские концепции соотношения свободы и ответственности, их роль в правосознании и

  • билеты, философия. 1. Предмет философии. Основнои вопрос философии


    Скачать 0.66 Mb.
    Название1. Предмет философии. Основнои вопрос философии
    Дата25.03.2023
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты, философия.docx
    ТипДокументы
    #1013954
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    16. Сущность человека как философская проблема.

    «Сущность» соотносится с категорией «явление». Они выражают моменты, уровни движения познания двух различных, но взаимосвязанных сторон действительности. Категория «явление» отражает внешние свойства, процессы, связи предмета, которые даются познанию непосредственно в форме живого созерцания. Категория «сущность» выражает главное, основное,

    определяющее в предмете – то, что обусловлено глубинными, необходимыми, внутренними связями и тенденциями развития и познается на уровне теоретического мышления.

    Сущность всегда выступает как внутреннее содержание явлений, скрытое от непосредственного восприятия.

    В человеке выделяют сущность пяти уровней. Прежде чем перейти к их характеристике. Необходимо выяснить, во-первых, что общего между человеком как живым существом и миром животных; во-вторых, определить то главное, что отличает человека от животного.

    Общего между человеком и миром всего живого очень много. Но главное – то. Что и для человека, и для всего живого исходным импульсом жизнедеятельности является потребность. Потребность – состояние живого как открытой сложной системы, обусловленное нарушением внутреннего равновесия организма. Направляющее и побуждающее к действиям по восстановлению этого равновесия.

    Безусловно. Потребности животных и людей неодинаковы. Потребности животных, которые являются сугубо биологическими, возникают на основе инстинктов и условных рефлексов и довольствуются предметами, данными природой в готовом виде. А возникновение потребностей у человека и их удовлетворение имеет более сложный характер. От эмоционального момента происходит переход к рациональному – поиску путей реализации стремления, разрешения противоречия между имеющимися и необходимыми условиями жизнедеятельности.

    Следует подчеркнуть, что человеческая жизнедеятельность не тождественна активности биологических систем. Деятельность человека имеет творческий характер – это поиск наиболее эффективных путей достижения целей и удовлетворения своих потребностей.

    Таким образом, человеческую деятельность можно определить так: деятельность – сущностная определенность способа бытия человека в мире, его способность вносить в действительность изменения, опосредованные идеальным.

    Пять уровней сущности человека:

    1. Живая сущность (материалистическая традиция – Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»)

    2. Деятельная сущность (человек-существо деятельное, ведь он изготавливает средства для существования, а это характеризует его как существо более высокого уровня по сравнению с животными)

    3. Социальная сущность (зависимость жизнедеятельности человека от социальных условий вызвала к жизни такой феномен, как интерес)

    4. Мыслящая сущность (жизнедеятельность является процессом сознательной, целесообразной деятельности, направленной на осознание индивидом своего отношения к миру и к себе, на познание и изменение мира для обеспечения своего существования)

    5. Творческая сущность (жизнедеятельность является процессом свободного творческого воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего существования, функционирования и развития; процессом, котором потребность в свободе)

    Таким образом, мы рассмотрели в человеке сущности 5 уровней. Они определяют собой различные взаимосвязанные стороны единого процесса. В своем единстве они характеризуют человека как внутреннюю структурируемую целостную систему. Составляющую основу его бытия и определяющую его качественные отличия от всего живого. Человек – живое существо. Имеющее определенные потребности, удовлетворяющее их в процессе производства блягодаря общению и способности сознательно, целеустремленно изменять как мир, так и самого себя.

    Следовательно, важным аспектом философского осмысления человека является учет его природного движения по замкнутому кругу: рождение – жизнь – смерть.

    С давних времен человек пытался как-то постичь это вечный круговорот жизни. В чем смысл природного процесса рождения, развития, зрелости. Старения и смерти человека, да и любого другого организма?

    Этот вопрос возникает как потребность оправдать присутствие на Земле, свою судьбу и назначение. Найдя такое оправдание, человек может смириться с мыслью о конечности индивидуального бытия. Тайна человеческого существования заключается не в том, чтобы только жить (существовать), а в том, как и для чего (или для кого) жить.

    Таким образом мы приходим к понимаю того, что смысл философской проблемы сущности человека заключается в смысле его жизни.

    17. Субъективный идеализм (Д. Юм, Дж. Беркли)

    Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.

    Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира.

    В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:

    · во-первых, единственной реальностью является идея;

    · во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.

    Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.

    Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

    1) само понятие материи ложно;

    2) существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

    3) материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

    4) наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

    5) единственная очевидная реальность есть сознание человека;

    6) со смертью человека и его сознания исчезает все;

    7) идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

    8) высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

    Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

    1) проблема отношения бытия и духа неразрешима;

    2) человеческое сознание склонно к идеям;

    3) сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

    4) без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

    5) человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;

    6) аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

    18. Платон: теория эйдосов и ее методологическое значение для теории государства.

    Платон (429/27-348/347 до н.э.) – выдающийся философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель идеалистического направления в философии, основатель собственной философской школы – Академии.

    «Платон» - не имя, а прозвище, данное юноше за его импозантную атлетическую фигуру и означающее «широкоплечий, широкий. Подлинное имя Платона – Аристокл.

    В трудах Платона своеобразным образом отражены почти все элементы прежних идеалистических философских учений.

    Основной вопрос философии он решает однозначно – идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь тенью и произведен от мира идей, т.е. материальный мир вторичен.

    Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными и вечными.

    Эйдосы – идеи. Теория эйдосов – теория идей, которые Платон разделял на 2 бытия:

    · Бытие вечное, неизменное – бытие идей (эйдосов);

    · Бытие случайное, бренное конечное – бытие вещей.

    Платон, полагал, что материальные вещи являются изменчивыми, непостоянными, и со временем прекращают свое существование. Более того, окружающий мир («мир вещей») – это мир временный, изменчивый и не существующий в действительности как самостоятельная субстанция. Реально существую только чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), они истинны, вечны и постоянны.

    Философ считал. Что душа – это нечто божественное, отличающееся о тела, душа человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа – это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное.

    Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей».

    Платон полагает, что человек - существо двойственное, обладающее душой и телом.

    Таким образом, Платон воплощает идею о человеке в образе возницы (разумное начало), запряженной двумя конями (аффекты – благородные стремления: героизм, мужество, сила воли и т.д., и вожделеющая часть – физические потребности человека, которые могут принимать форму злоупотреблений и не подчиняться человеку).

    Учитывая, что материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», предметом познания, по Платону, должны стать прежде всего «чистые идеи». Но их нельзя познать с помощью чувственного познания. Их возможно познать только лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности.

    Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, считая, что ощущения и восприятия обманывают человека. По Платону, когда душа вселяется в младенца, она забывает все, что знала. Поэтому процесс познания есть процесс припоминания того, что душа знала заранее.

    К познанию Платон подошел с позиций диалектики (в данном случае от слова «диалог»), т.е. искусства поисково думать, исследовательски мыслить, опираясь на логику. Распутывая противоречия в столкновении различный суждений.

    В отличие от ранних греческих философов, которые в качестве категорий рассматривали такие стихии, как огонь, вода, воздух, земля и эфир, Платон мыслит категории в современном на понимании – как наиболее обобщенные и отвлеченные понятия. Он предложил пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие.

    В своей философии Платон уделил внимание и проблеме государства. Среди 6 существовавших форм государства наиболее оптимальными Платон считал аристократию (справедливая власть меньшинства) и монархию (справедливая власть одного человека).

    Он полагал, что демократия (власть большинства) редко бывает справедливой и чаще всего вырождается в тиранию (несправедливую власть одного человека), олигархию (несправедливую власть меньшинства) или тимократиию (несправедливую власть большинства).

    Но Платон пошел дальше, выдвинув собственный план государственного устройства, согласно которому все населения государства должно было делиться на три сословия ( управляющие государством философы, защищающие его воины и обеспечивающие материальными благами работники), два из которых ( философы и воины) не должны иметь частной собственности.

    В идеальном с точки зрения Платона, государстве все его жители должны вместе проводить свободное время, вместе есть и отдыхать, не вступать в брак, иметь общих жен и детей, использовать труд рабов.

    19. Основные идеи Аристотеля, их методологическое значение, возможность использования в качестве методологических моделей.

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – был самым знаменитым учеником Платона, величайший философ, в творчестве которого философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты.

    Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю.

    Эта первичная материя не определена ни одной из категорий, которые мы определяем реальные состояния сущего. И хотя она является основой всякого бытия. Ее нельзя отождествлять с бытием.

    Наипростейшей определенностью этой первичной категории являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля.

    Они представляют собой промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима. И реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

    Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента:

    · Огонь является соединением теплого и сухого;

    · Воздух – теплого и влажного;

    · Вода – холодного и влажного;

    · Земля – холодного и сухого.

    Эти четыре элемента есть основа реальных, чувственно воспринимаемых, вещей. Конкретные, существующие вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов.

    В отличие от первой материи они постижимы и определимы посредством основных категорий, они суть соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительно реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы.

    Материя – это потенция (пассивное число, субстрат сущего, материал для предметов и вещей), ограниченная формой (активное начало, создающее конкретные предметы и вещи).

    Например, возник глиняный горшок, нужна глина (это есть в данном случае потенция), которой гончар придаст определенную форму (это и есть активный творческий фактор, с помощью которого возможность горшка превращается в действительность).

    Иными словами, Аристотель – дуалист, т.к. признает существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Все существующее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой.

    Изменение даже одного из качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность представляет собой последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи.

    Следовательно, в мире были первоматерия и первоформа. Первоматерия – это бесформенное неопределенное вещество, явившее основой материи для всех вещей. Первоформа – высшая сущность всего бытия, перводвигатель, некий Мировой ум, мыслящий сам себя.

    При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях.

    Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с конкретной вещью как таковой. Эта сущность выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. От первых сущностей Аристотель отличает вторые сущности, они производны от первых сущностей.

    Если Платон признавал первичным реальным бытием общие и неизменные идем, то Аристотель подчеркивал приоритет индивидуального, чувственно воспринимаемого. Категории сущности Аристотель считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат для их определения.

    20. Античная гносеология: основные понятия и виды знания.

    Гносеология или теория познания (от греч gnosis – знание и logos – учение) – это один из основных разделов философии, в котором исследуются общие проблемы познания: его природа, возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности знания.

    Ключевым понятием гносеологии является понятие познание. Оно может использоваться в разных смыслах:

    · Во-первых, познание понимается как родовая сущностная способность человека, которая отличает его от других живых существ. И в этом значении познание выступает в качестве одной из человеческих способностей, позволяющей ему приспосабливаться к окружающему миру в условиях недостаточности биологических приспособлений для выживания;

    · Во-вторых, познание понимается как творческий процесс получения знаний, как один из видов культурной деятельности, который может осуществляться и на уровне отдельного человека, и на уровне всего человечества.

    Знание – результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах: понятиях, представлениях, теориях, а также закрепленный в знаковых формах естественных или искусственных языков.

    Существуют различные виды познания:

    · Обыденное, опирающееся на повседневный опыт и здравый смысл;

    · Художественное, для которого характерно чувственно-образное отражение мира;

    · Научное, отличающееся обоснованностью, доказательностью, системностью и использованием специально разработанных методов исследования.

    Процесс объекта невозможен без взаимодействия субъекта и объекта познания, т.е. они являются главными элементами структуры познавательной деятельности.

    Субъектом познания – это источник целенаправленной активности, носитель познавательной деятельности, направленной на объект. Субъект познания является прежде всего индивид, наделенный ощущениями. Восприятиями, способностью оперировать образами, общими абстракциями.

    При характеристике субъекта познания важно подчеркнуть. Что мир познает социальной человек, который смотрит через призму доступных ему достижений культуры, и значит, образы объекта, который он создает в процессе познания, отражают состояние общества на данном уровне его развития.

    Объектом познания называют все то, противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность. Следует различать понятия «объекта познания» и объективная реальность». Существует множество материальных систем, которые не стали пока объектами познания. Например, радий стал объектом познания в конце 20 века (после того, как был открыт учеными-супругами Марией и Пьером Кюри), хотя несомненно был частью объективной реальности.

    Объект познания – это прежде всего охваченный человеком мир реальных вещей и их отношений. Но возможно и создание «идеальных» объектов в ходе научного познания, например, «идеальная точка», «абсолютно твердое тело» и др.. когда отдельные свойства реальных объектов доводят до предела и это помогает лучше разобраться в их реальных отношениях. Объектом познания могут выступать и не только материальные, но и духовные явления. Так, например, объектом познания для психолога является человеческое сознание. Более того, каждый человек способен самого себя сделать объектом познания: свои мысли, чувства, ощущения, поведение.

    Объекта познания нет без субъекта познания. Именно, субъект, в зависимости от практических или научных интересов, из всего многообразия мира выделяет те его стороны, которые становятся предметом его познавательной активности. Например, студент является субъектом познания и в тоже самое время он может быть объектом познания для психолога или социолога.

    Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.

    Философская теория познания опирается на данные других наук как на специально-научное основание для решения общих проблем гносеологии: отношение познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. Среди коренных проблем гносеологии исходной является проблема познаваемости мира.

    Основной вопрос гносеологии: познаваем ли мир в принципе? В зависимости от ответа на него в философии выделилось несколько течений:

    1) Гностицизм – гносеологический оптимизм: мир познаваем, границ познания нет. Необходимы лишь время и средства;

    2) Агностицизм – мир непознаваем в принципе, человек не познает мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия;

    3) Скептицизм – мы познаем феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична;

    4) Солипсизм – единство несомненно реально существую Я, все остальное – плод моей фантазии. Кроме меня мне познавать нечего.

    Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем, и это является условием создания материальной и духовной культуры развития наук и техники.

    В истории философии сложились две различные позиции: условно их можно обозначить как оптимистическую и пессимистическую. Сторонников оптимистических взглядов называют гносеологическими оптимистами, сторонников пессимистических доктрин – агностиками.

    Элементы агностицизма присутствуют в релятивизме древнегреческих софистов (релятивизм – это методологический принцип, признающий относительность и условность всех знаний).

    Протагор принимал и разделял идею Гераклита о постоянной изменчивости всех вещей. А затем он распространил эту идею на сферу познания: знания о изменчивых вещах также текучи и изменчивы. Поэтому о каждой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом».

    «Человек есть мера всех вещей» - утверждал Протагор, а значит нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Таким образом, философ приходит к выводу о невозможности общезначимого знания о сущности вещей.

    Пессимистическая установка характерна и для скептицизма, сложившегося в античной философии.

    Сущность скептицима заключается в отрицании возможности истинного знания.

    Основатель античного скептицизма Пиррон считал, что сущность вещей нельзя постичь ни с помощью чувств, ни с помощью разума. И то и другое обманчиво, а значит мы не можем предпочесть какое бы то ни было знание о вещах. Выявляя сущность вещей, против всякого утверждения можно с равным правом выдвинуть противоположное. Так что ни одно из положений не является более достоверным и истинным, читали скептики.

    21.Сенсуализм и рационализм (Р.Декарт, Дж.Локк)

    Сенсуализм, считается своеобразной модификацией эмпиризма. Приверженцы сенсуализма стремились вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. В XVII—XVIII вв. эмпиризм и сенсуализм развивали Френсис

    Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, представители французского материализма.

    Локку принадлежит афоризм, являющийся квинтэссенцией сенсуали-

    стической теории познания: «В нашем разуме нет ничего такого, что

    ранее не содержалось бы в чувствах».

    Бэкон был первым, кто придал им четкую теоретическую форму. Материализм Бэкона — это материализм ученого. Во избежание ненужных (да и небезопасных по тем временам) осложнений с церковью он сформулировал так называемый принцип двойственной истины. Научное знание, основанное на опыте, и религиозные убеждения, источник которых — Священное писание, не могут противоречить друг другу, у них разные предметы. Предмет науки — естественные законы природы, которые не могут изменить ни Бог, ни человек.

    Внимание Бэкона привлекала главным образом проблема того, что — чувство или разум, является надежным источником истины. Локк дифференцировал восприятия на «сходные» и «не сходные» с качествами тел. Например, в природе нет цвета, но есть потоки корпускул (здесь Локк опирается на теорию Ньютона)

    Основателем философии рационализма является Рене Декарт.

    Его философия формировалась во многом по логической схеме «от

    противного», т.е. как критическое преодоление сенсуализма. Приверженцы рационализма считали источником познания- разум, логическое мышление и утверждали, что чувственный опыт не может обеспечить достоверность и глубину знания. Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — неограниченной причинной последовательности, которая пронизывает мир, т. е. имеет форму детерминизма.

    Знаменитое Декартовское - «я мылю, следовательно, я существую». Здесь разум оприается исключительно сам на себя. Чувства и ощущения не только обманывают нас, но и противоречат друг другу, даже при восприятии одного и того же предмета. Например: преломление света при переходе из одной среды в другую. Доверяя зрению мы увидем, что линейка аккуратно изогнута. А если потрогать, то никакого изгиба нет и линейка ровная.

    Способность разума сказать себе: «это самоочевидно, и по другому быть не может» - Декарт назвал интеллектуальной интуицией. Например: точки на отрезке. На любом можно поставить сколько угодно, но это противоречит опыту. Именно она лежит в основе подлинной науки.

    22.Гносеологическая концепция И. Канта. Основные понятия: «априоризмы», «антиномии», «вещь в себе», «феномены», «ноумены». Ее методологическое значение в юридическом мышлении.

    Априоризм -доопытное, изначально данное человеку представление, обладающеенеобходимостью и всеобщностью.

    Антиномия - противоречие между двумя положениями, каждое из которых в одинаковой мере признается логически доказуемым.

    Вещь в себе - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

    Феномены - это результат аффицирования нашей чувственности. Это единичные чувственные вещи.

    Ноумены - понятие, впервые введенное Платоном. В философии И. Канта употребляется

    для обозначения непознаваемых сущностей, «вещей — в — себе».

    Задача концепции может быть сформулирована также как выяснение причины

    неудач «чистого разума» в его «метафизических» построениях и определение области познавательно значимого применения этого разума при трактовке им

    с необходимостью возникающих «метафизических» проблем (бытие бога, свободу воли, бессмертие души и вместе с тем понимание мира как целого)

    «Все теоретические науки основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы." - тезис.

    Мы знаем только то, что выделено нашими формами познания. «Вещи в себе» мы познать не можем. Согласно Канту, следует признать наличие априорных оснований не только в интеллекте, но и в чувственности, и в неразрывно связанном с нею опыте.

    Теория познания – исходная часть философии И. Канта. Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Исходная посылка, на первый взгляд, формулируется материалистически: признаётся существование внешнего предметного мира (так называемых «вещей в себе», воздействующих на наши органы чувств и порождающих наглядные представления)

    1. Первая форма связывания этих ощущений это пространство. Вместе с тем предметы изменяются, значит, вторая форма связывания наших ощущений – это время. Таким образом, любой объект чувственного опыта дан нам в формах пространства и времени, других всеобщих форм чувственного опыта мы не знаем.

    2. Кант выделяет двенадцать общих форм суждений, которые подразделяет на четыре группы: 

    суждения количества (общие, частные, единичные), 

    суждения качества (утвердительные, отрицательные, ограничительные). 

    Например: вода – это жидкость; вода – не золото; успевающими являются все студенты, которые не имеют двоек.

    Суждения отношения (категорические, гипотетические, разделительные). Суждения модальности (проблематические, ассерторические, необходимости)

    Важно чтобы субъект познания оставался одним и тем же в процессе познавательной деятельности, т.е. сохранял априорное тождество с самим собой - доопытное единство самосознания.

    1. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно – через рассудок. Разум стремится постичь мир сам по себе, он может опереться только на самого себя. Перед чистым разумом, по Канту возникают три проблемы:

    1. психологическая - Психологическая проблема (что есть наша душа?). Обычно мы считаем, что душа есть самостоятельная субстанция, она невещественная, т.е. не имеет пространственных форм. Душа неделимая, бессмертная

    2. космологическая- является ли мир конечным или бесконечным в пространстве и во времени? Категориям качества соответствует вопрос о существовании в мире абсолютно неделимых частей или же о делимости всего в мире до бесконечности. С категориями модальности связан вопрос о том, существует ли в мире безусловная сущность – Бог или же её нет. Каждый из этих вопросов может иметь два варианта ответа. Первый вариант – утвердительный (тезис), второй вариант – отрицательный (антитезис).

    (Первая антиномия - ограниченность пространства, вторая - простое и сложное, третья - свобода и причинность, четвертая - наличие бога)

    1. теологическая - состоит в утверждении существования Бога как безусловной первосущности. Вопрос о Боге должен решаться путём рассуждения.

    Методологическое значение для юриспруденции: эта формула в юриспруденции проявляется: субъект-законодатель росчерком пера уменьшает или уничтожает преступность в каком-то секторе, или же увеличивает преступность в каком-то секторе. Законодатель конструирует правовую реальность, конструируя представления о преступном и легальном, создавая законы, изменяет сам социум.

    23. Понятие субстанции, его методологическое значение. (Б. Спиноза: определение свободы и свободной воли).

    Субстанция - сущность, то, что лежит в основе) — философская категория для обозначения конечной основы всего разнообразия явлений природы и истории; нечто относительно устойчивое, существующее само по себе и не зависящее ни от чего другого. Субстанция может быть: материальной и духовной. Материальная - протяженность. И она делима. Духовная - разум, не обладает протяженностью и не делима. Субстанция делится на дуализм и монизм.

    Спиноза: «Природа – это субстанция» - из этого следует, что бог не создавал природу. За это Спиноза был подвергнут анафеме, т.к. данное утверждение отрицает догмат о сотворении мира богом.

    Спиноза, развивая идеи Платона, выделял 2 вида бытия: субстанция – бытие вечное, необходимое, бесконечное, безграничное, неизменное; модусы (объекты и субъекты) – это бытие конечное, изменчивое, зависимое.

    Основная проблема, которую всю жизнь пытался решить Спиноза: «Что есть человеческая свобода».

    В рационализме Спинозы оказывается понятие субстанции только как методологическая потребность математически охватить все следствия из их причин, поскольку это ключевое понятие научного познания.

    Свобода - господство разума над чувствами, прежде всего преодоление чувственных аффектов страстью к познанию.

    Свободная воля - это воля, основанная на разуме, так как разум дат возможность человеку свободно располагать собой..

    Необходимость - непосредственное основание свободы. Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только самой собой.

    Спиноза противопоставляет свободу не необходимости, а принуждению. Непринужденной а, следовательно, и свободной оказывается у Спинозы субстанция, т.е. природа или Бог.

    24.Основные концепты философии Р. Декарта, их методологическое значение.

    «Я мыслю,следовательно, существую» - очевидное и достоверное утверждение.

    Своим учением Декарт заложил основы дуализма — противопоставления двух субстанций: мышления и материи. Он признает, что мышление и материя не зависят друг от друга. Декарт придерживался принципа гносеологического оптимизма, согласно которому возможности познания безграничны.

    В своей физике Декарт развивает концепцию механистического детерминизма, которая нашла выражение в создании космогонической гипотезы. Эта гипотеза содержала в себе прежде всего эволюционистскую концепцию мира. Декарт писал, что материальные вещи легче познать, видя их постепенное возникновение, чем рассматривая их как совершенно готовые.

    Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человекаГкак разумного существа, которое отличают прежде всего целесообразная деятельность и речь. Решая психофизиологическую проблему соотношения духовного и телесного, Декарт признавал независимость первого от второго. Для Декарта мыслительное, интеллектуальное является единственно истинным, начальным и преобладающим.

    Декарт разрабатывал дедуктивный метод научного познания. Этот метод должён быть основан, по мнению французского ученого на четырех основных правилах.

    Первое: не принимать за истинное ничего такого, что еще не связано с очевидностью. В познании важно избегать поспешности, заинтересованности и предвзятости, проявлять здоровый скепсис (сомнение).

    Второе: мысленно делить (анализировать) всякий исследуемый [Вопрос на максимально простые элементы и, отталкиваясь от них, идти к осмыслению все более сложных вопросов.

    Третье: полученные в итоге идеи располагать в определенной Последовательности, постепенно продвигаясь от простого знания к более сложному, развернутому.

    Четвертое: накапливаемые научные сведения необходимо приводить в систему, чтобы иметь максимально полное и всестороннее знание о предметах («перечни полные» и «обзоры общие»).

    25.Этика И. Канта. Моральные априоризмы. Моральные и легальные поступки.

    Этика - философская наука о морали, о нравственности, о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее роли в общественной жизни.

    Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Он писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

    этика Канта — это этика долга, имеющая своим источником стоицизм. Однако к стоическому духу своей этики Кант присоединил «нечто такое, что обеспечивает наслаждение жизнью». «Это нечто — всегда радостный дух», по идее добродетельного Эпикура.

    Новое, что характеризует Канта, это то, что он приписывает априоризм не только интеллекту, но и чувственности.

    Таким образом, по Канту, у познания имеются два источника: эмпирический и априорный. Априорная сторона познания формулируется Кантом следующим образом: «Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы». Под синтетическими суждениями Кант понимал такие суждения, где связь предиката и субъекта мыслится без тождества. Синтетические суждения отличаются от аналитических тем, что в последних эта связь мыслится через тождество. Эти выражения означают, что в аналитических суждениях предикат лишь поясняет содержание субъекта, а в синтетических суждениях он дает новые характеристики субъекту.

    Моральные поступки – моральные в высшем смысле, восходят к высшему принципу—категорическому императиву, имеющему неопытное, априорное происхождение. Он требует поступать нравственно ради самой нравственности.

    Различие между моральными и легальными поступками не в самих поступках, а в мотивах. Самым нравственным поступком будет спасение врага. Дружба, любовь не имеют моральной ценности, так как руководствуются условным императивом. Получается парадоксальная ситуация: наиболее моральны те поступки, которые совершаются с наибольшим отвращением. Это послужило поводом для многочисленных насмешек над этикой Канта.

    К числу легальных можно отнести правовые поступки, совершаемые из страха перед законным наказанием; целесообразные поступки, совершаемые из стремления к пользе; приличные поступки, совершаемые из уважения к общественному мнению. Легальное поведение осуществляется по гипотетическим императивам, т.е. по требованиям, построенным по схеме «если…, то….». Все легальные поступки совершаются не ради них самих, а ради чего-то другого, к чему они ведут, они не самоценны.
    26.Категорический императив И. Канта, его интерпретации и роль в правосознании.

    Категорический императив Канта имеет несколько формулировок, в которых он оттачивал этот закон. Вот одна из наиболее четких его формулировок: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы».

    Этот категорический императив дополнялся у Канта требованием поступать «так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

    Соблюдение требований "категорического императива" возможно тогда, когда индивиды в состоянии следовать голосу "практического разума". "Практическим разумом" охватывались как область этики, так и сфера права.

    Истинное призвание права - надежно гарантировать мораль (субъективные мотивы, строй мыслей и переживания), то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализовываться свобода индивида. В этом суть кантовской идеи о моральной подоплеке, моральной обоснованности права.

    Роль: в нашей жизни велика, так как он учит нас поступать правильно в любых ситуациях. А так же позволяет нам уважительно относиться к другим людям и является внутренним регулятором поведения.

    27.Этика И. Канта: понятие свободы, виды свободы.

    Свобода - определяется, как «способность субъекта самостоятельно начинать ход событий».

    Практический разум — это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли. Чистый разум функционирует как практический, когда он определяет волю и она становится свободной волей.

    В целом, логика Канта объединяет идею права и свободы в духе рыночной конкуренции между людьми:

    1 – «Свобода целеполагания» - это свобода мышления, совести. Она не регулируется правом в принципе. (Римский юрист Ульпиан: «Образ мыслей не наказуем». Этот принцип нередко нарушается, примеры).

    2 – «Практическая свобода» - это свобода, реализованная в поступке, только она регулируется правом.

    3 – «Свобода законодателя» - Кант ее назвал трансцендентной свободой, так как законодатель выводит право за пределы его наличного бытия. Создавая новую норму, он влияет непосредственно или опосредованно на все законодательство.

    4 – «Произвол» - свобода без правил, т. е. фактически несвобода, т. к. отсутствие ограничений делает свободу абстрактной. По Канту: свобода есть производное от ограничений, если эти ограничения адекватны природе человека, интересам общества, идеалам и ценностям, сформировавшихся в веках.

    28.Философские концепции соотношения свободы и ответственности, их роль в правосознании и
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта