билеты, философия. 1. Предмет философии. Основнои вопрос философии
Скачать 0.66 Mb.
|
7. Понятийное мышление, категории: «понятие», «значение понятия», «смысл понятия», «дискурс», «парадигма». Понятийное мышление – вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятие — форма мышления, в которой выражаются повторяющиеся свойства, связи и стороны предмета. Понятие есть итог мыслительного процесса Понятие есть начало дальнейшего процесса мышления, когда, прибегая к операциям и законам логики, мы можем сделать выводы без обращения к конкретным вещам. Значение понятия – Смысл понятия — Дискурс — логически стройное обоснованное суждение; понятие, особо популярное в постструктурализме и коммуникативной философии. Парадигма — исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе. Изменение парадигм является научной революцией. 8. Становление философии в Древней Греции: от Мифа к Логосу. Философия Древней Греции зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя философия древней Греции еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Логос-знание. Процесс отделения объективных эмпирических знаний о мире и их мифологической оболочки- это переход от мифологических представлений к теоретическому мышлению. Миф-это повествование, передающее представление людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Среди решающих условий перехода от мифа к логосу можно выделить: Отказ от «оборотнической логики» мифов. В мифологическом сознании предмет отождествляется с образом, все сливается в единое целое, нет границ между реальным и нереальным, подлинным и мнимым, субъективным и объективным. Отказ от такой логики мифов явился величайшей революцией в мышлении, утвердивший картину мира инвариантной, т.е. не испытывающей превращений действительности в зависимости от свойств человеческой психики. Замена духовно-личностного отношения к дейстительности объективно-субстанциональным. В результате произошло становление объективной идеологии, в которой действительность представлялась не как духовный, а как вещественный объект, самодостаточное образование, независящее от восприятия индивида. Формирование естественного толкования событий. Это качественный сдвиг в познавательном процессе, при котором происходит замена сверхприродных оснований событий на противоположные основания (природные и естественные). Становление причинно-следственной типологизации явлений. В мифологическом сознании любое событие представлялось не как естественное, а как символизирующее нечто, действительность строилась на основе типологии «причина-значение». Разрушение этой логики абсурда и переход к традиционной логике с законами тождества, непротиворечия и исключенного третьего являются минимальным условием возникновения науки. Переход от мифологии к науке был довольно медленным, и на этом пути было сделано много проб и ошибок, но если бы не это, трудно было бы сказать кем, как не древними греками, начавшими развивать первобытную науку, и когда был бы сделан этот первый шаг «от мифа к логосу». 9. Античная онтология: эволюция понятия «бытие» в античной философии. Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтология разрабатывалась уже в Древней Греции, хотя впервые этот термин появился только в 17 веке и получил своё развитие в системе немецкого философа Христиана Вольфа. Онтология традиционно определяется как учение о бытии, что вызывает вопрос о том, что такое бытие. Традиционно считается, что формами бытия являются: 1. Бытие вещей, объектов и процессов (как природных, так и созданных) 2. Бытие человека как в мире вещей, так и в мире самого человека 3. Бытие духовного, идеального 4. Бытие социальное При рассмотрении философского понятия бытие и конструировании онтологической системы обычно выделяют 3 уровня понятия бытие: 1.Бытие как сущее. Есть самое общее определение бытия, когда под ним понимается вообще всё существующее. Особый вклад в развитие категории бытие принадлежит Пармениду (6 век до н.э.). В своём трактате «о природе» он указывает 2 пути для человека: путь истины и путь мнения. Парменид утверждал тождество бытия и мышления: «мыслить и быть – одно и то же». Сущее не возникает, неуничтожимо, единственно, неподвижно и нескончаемо во времени. Также он ввёл понятие небытия, которое всегда идёт в паре с бытием и его дополняет. Небытие – отсутствие бытия. 2.Бытие как субстанция. Есть представление о сущности явлений и процессов, феноменов, которые нас окружают, но сущности эти скрыты от непосредственного созерцания. Такая сущность является универсальной категорией, в то время как сущее, то есть явленное нам в опыте, может меняться. Субстанция с греч. как сущность, нечто лежащая в основе и означает объективную реальность, рассматриваемую со стороны её внутреннего единства и позволяющая сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств кк чему-то постоянному и самостоятельно существующему 3. Бытие как Абсолют. Абсолют – это понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое трактуется как нечто единое всеобщее безначальное и бесконечное. Наибольшее развитие такое понимание бытия получило в средние века. Первыми философами, которые ввели категорию «бытие», были: Парменид; Демокрит; Платон; Аристотель. Парменид и Гераклит под бытием подразумевали весь мир. Для Демокрита бытие – это не весь мир, а основа мира. Этот философ отождествлял бытие с простыми физическими неделимыми частицами – атомами. Все богатство и множество мира он объяснял наличием бесконечного множества атомов. Бытие для Платона – это нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом. Философ противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям, тем самым сведя бытие к бестелесному созданию – идее. Аристотель отверг платоновское учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, не связанных с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и выдвинул предложение различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего). Аристотель предложил десять категорий бытия: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В древнегреческой философии на проблему бытия смотрели с двух точек зрения: – проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос); – в проблеме бытия выявилась абсолютизация знаний об объектно-чувственном мире (вечные бестелесные идеи). 10. Спор об универсалиях (реализм, номинализм) В средневековой философии проблема бытия ставилась и в виде проблемы универсалий. Эта проблема сводится к вопросу «как существует общее?». В одном из комментариев к сочинениям Аристотеля проблема универсалий была сформулирована следующим образом: «если роды и виды существуют самостоятельно, то телесны они или бестелесны?; если же они существуют только в сознании, то находятся ли они в чувственных явлениях или обособлены от них?». В связи с названными вопросами сложились следующие направления: 📌 Реализм – универсалия существует как вещь. Общий смысл реализма заключается в том, что роды и виды существуют объективно и обладают реальностью вещей. В средневековой философии сложился реализм 2-х видов: • крайний реализм (универсалия - это реальная вещь, которая в качестве неизменной сущности целиком содержится (заключается) в каждом единичном экземпляре своего рода). • умеренный реализм. Представитель - Фома Аквинский. Позиция: универсалии существуют трояким образом: А) до вещей (в божественном разуме) Б) в вещах (в единой совокупности вещей определённого класса) В) после вещей (в человеческом разуме). 📌 Номинализм. Общая позиция номинализма: реальны лишь единичные вещи. • крайний номинализм. Представитель - Иоанн Росцелин. Позиция: универсалии - это имена, которые не имеют самостоятельного существования, их реальность - не более чем реальность звука при произнесении имени. • умеренный номинализм. Представитель - Уильям Оккам. Позиция: универсалия - это не определённая мысль, а предельно абстрактное понятие, которое является знаком многих вещей и замещает их собой, когда мы мысленно отвлекаемся от их индивидуальных различий. • Концептуализм. Представитель - Пьер Абеляр. Позиция: реально существуют только единичные вещи. По Абеляру, универсалии возникают благодаря мышлению, но при этом они имеют объективную основу в свойствах вещей, образующих определённый класс или род. 11. Диалектика как онтологическая модель развития и как метод мышления Основные законы диалектики, понятие саморазвития Слово «диалектика» (от греч. Dialektike – искусство вести разговор) имеет много общего со словом «диалог» (от греч. Dialogos – разговор двух или нескольких собеседников). Сначала диалектику понимали как искусство вести дискуссию, имея в виду дискуссию, направленную на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мыслей, взглядов. Считалось, что диалектик – это человек, который умеет спрашивать и отвечать. Затем древние мыслители заметили, что противоречивость и изменчивость имеют место не только в мыслях, но и в реальном бытии. Одним из первооткрывателей этого факта был Гераклит из Эфеса. Мир представлялся ему в виде «живого огня» или течения реки, в которую невозможно «войти дважды». В подвижном мире со временем все теряет предшествующие черты, переходя в свою противоположность: влажное высыхает. А сухое становится влажным, переходят одно в другое холодное и горячее, живое и мертвое. В этих мыслях заложены основы диалектики в ее современном понимании. Исторические формы диалектики: 1) Стихийная диалектика древних философов – наивная диалектика бытия и познания без проникновения в сущность процессов (принято считать первой формой диалектики); 2) Идеалистическая диалектика – диалектика саморазвития и самосознания абсолютной идеи); 3) Материалистическая диалектика – теория развития и общая методология познания (вторая половина 19 века). Она была объективно подготовлена развитием научного познания. В создании этой формы диалектики важную роль сыграло открытое К. Марксом материалистическое понимание истории, благодаря чему был осуществлен синтез диалектики не только с материализмом, но и с гуманизмом. Диалектика стала рассматриваться не сама по себе, а с точки зрения конкретно-исторических проблем человеческой жизнедеятельности. В последние годы некоторые исследователи, характеризуя диалектику Гегеля и материалистическую диалектику как классическую. 4) Неоклассическая диалектика – в современной западной философии наиболее существенные элементы этой формы диалектики обнаруживаются в присущем ей герменевтическом способе философствования. Однако здесь диалектический метод применяется посредством интерпретации (П. Рикер), а также для ситуативного анализа познаваемого объекта. Характерные особенности классической диалектики: · Во-первых, классическая диалектика является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается с позиции всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, их взаимообусловленности и постоянного изменения. Диалектика представляет собой глубокую, всестороннюю и богатую по содержанию теорию развития. Она учит, что ни в природе, ни в обществе, ни в мышлении нет ничего, что не находилось бы в состоянии изменения, ибо все сущее имеет свои внутренние противоречия, который вынуждают его измениться, приобретать новые формы, развиваться. · во-вторых, диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной. Объективная диалектика – взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений. Она существует независимо от субъекта, от человека и человечества. Субъективная диалектика – диалектика мышления субъекта и познание им объективного мира. С позиции материалистического подхода, субъективная отражает объективную. Объективная и субъективная диалектики совпадают по смыслу (общим у них является содержание – единая диалектическая закономерность развития действительности). Объективная диалектика отражается в мышлении: в субъективной и идеальных формах. · В-третьих, внутреннее содержание, логический каркас диалектики как науки создают ее принципы, законы и категории. Диалектика определяется как система принципов, законов и категорий, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познание в беспрерывном изменении и развитии. В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу связи и принципу развития. Законы диалектики выражают всеобщие существенные связи в процессе развития. Они выполняют важную методологическую функцию в построении ее теории. · В-четвертых, особенностью диалектики является то, что она выполняет роль и теории, и методологии. На основании содержания законов, категорий диалектики и закономерностей функционирования и развития процесса познания формируются соответствующие требования к мыслящему субъекту, ориентируя его в познавательной деятельности. Методологические правильные ориентиры, даваемые диалектикой, помогают избрать верный путь исследования, избежать многих ошибок, отклонений, не тратить напрасно силы и драгоценное время на бесперспективные усилия и ненужные действия. Итак, диалектика в современном понимании это: a) Объективный процесс развития явлений на основании возникновения, взаимодействия и разрешения присущих им противоречий; b) Философская концепция об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления; c) Метод познания и преобразования мира Методологическое значение диалектики Диалектический метод представляет собой определенный набор правил, приемов исследования реальности. Эти приемы суть не что иное, как все те же общие диалектические принципы, только сформулированные в императивной форме. Другими словами, если мы взялись за исследование какого-либо явления, то должны соблюдать следующие требования: · Подходить к предмету исследования исторически, т.е. брать его обязательно в развитии – с момента возникновения до сегодняшнего состояния; · Искать в эволюции нашего предмета способ его самодвижения, т.е. внутренне противоречие, двойственность. Борьбу противоположностей; · Уметь определять меру предмета, т.е. единство его количественных и качественных характеристик, а также их взаимодействие; · В соотношении последовательных стадий развития объекта видеть не только отрицательность. Негативность. Но и единство, преемственность; · Пытаться квалифицировать различные характеристики объекта как общие или единичные, необходимые или случайные, формальные или содержательные и т.д., а также видеть их взаимопереходы и взаимопревращения, т.е. относительность, релятивность и т.п. Диалектика как метод исследования является весьма действенным инструментом познания во всех его областях. Явно или неявно она присутствует во многих философских и научных открытиях современности. Как проверить степень оригинальности наших мыслей и речей: говорим ли мы на самом деле что-то умное или изрекаем банальности? С помощью диалектики очень просто: сформулируйте мысль, противоположную исходной. Если окажется, что обе они имеют смысл, тогда можно ожидать. Что вы придумали нечто, достойное внимания. Если же противоположная мысль особого смысла не имеет, то и первая - скорее всего тривиальна. Таким образом, диалектика представляет собой глубокий и эвристичный способ описания и изучения реальности. ЕЕ исходный постулат – признание саморазвития материального мира как следствия становления и разрешения противоречий – получил во второй половине 20в. серьезное подкрепление и конкретизацию в идеях синергетики – теории самоорганизации сложных систем. Основные законы диалектики, понятие саморазвития Законы диалектики отличаются от законов других наук своей универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития (их источник, механизм и др.) Существуют три базовых закона диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей – все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, горячее и холодное, черное и белое и т.д.). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции (положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме и т.п.). Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: содействие, союзничество, нейтралитет и мутуализм (полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе). 2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество (специфика) той или иной вещи или явления. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок» - сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Переход количества в новое качество может произойти резко, одномоментно или же незаметно, эволюционно. 3) Закон отрицания отрицания – новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. По вопросу о направленности развития сущего в философии существуют три точки зрения: · Развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим. Т.е. восходящее развитие; · Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; · Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например, организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением. Но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т.д.). Таким образом, развитие скорее идет по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все, что было раньше, но на более высоком уровне. |